Светлана СЕМИНА Журнал о туризме и отдыхе "Вояж" - ноябрь 2000 г. Оригинальный адрес документа: http://www.voyagemagazine.ru/november/bibl_put.htm Мятущийся датский принц был
любимой ролью |
Но, вздохнув, все-таки объявила их мужем и женой. Счастливые молодые уезжают в Одессу, их ждет теплоход "Грузия" и свадебное путешествие по Черному морю. Марина повидала немало великолепных дворцов, но каюты и салоны "Грузии" поразили ее роскошью. Здесь все украшено коврами, чеканкой и росписью. Это немецкое судно начала века сохранило прекрасную деревянную обшивку, вензеля из полированной меди и царскую каюту, целиком обтянутую голубым бархатом. Это был последний рейс "Грузии", после возвращения в Одессу корабль отправили на переплавку. В Тбилиси Высоцкому и Марине устраивают настоящую грузинскую свадьбу. Блюда стоят на серебряных подносах. Здесь и душистые травы, и маринованный чеснок, и лобио, и сациви, во дворе жарят шашлыки. Каждому наливают вина в коровий рог - стаканы из старинного хрусталя здесь только для воды. Рог вмещает четверть литра. Поскольку его нельзя поставить, вино выпивают разом. Каждый из гостей выпил около 10 литров. Когда к концу вечера Высоцкий неловким движением задевает стол и разбивает несколько очень дорогих тарелок, хозяин дома смахивает на пол все остальное и говорит: "Тем лучше, начнем все сначала". Куда мне до нее - она была в Париже Высоцкий уже ездил на гастроли за границу, был в Венгрии, Югославии, в Болгарии. Но ему хотелось на Запад. И эта мечта осуществилась с Мариной. Когда впервые они ехали на машине во Францию через Польшу и Германию, Высоцкий комментировал все, что видел, в стиле азиатского акына. Из дневниковых записей 1975 года: "Через Польшу ехали в Берлин на машине БМВ с Мариной. В Берлине устроились в маленьком пансионате "Антика" - 30 марок ночь. На ужин ели мясо выдающееся: берлинский какой-то гигантский кусок - целую ногу с костью от свиньи, то есть вареный окорок. Весь съесть невозможно, мы съели. Потом гуляли: город богатый и американизированный - ритм высокий, цены тоже, и все есть на тротуарах - стеклянные витрины-тумбы, там можно найти черта в ступе. Никто не бьет стекла и не ворует. Центральная улица - Курфюрстенштрассе - вся в неоне, кабаках, автомобилях. Вечером смотрели кино французское "Эммануэль". Там есть все, что касается секса женского. Утром гуляли. Ели много раз немецкие сосиски с горчицей, вкусно. Дороги в ФРГ что-то особенное. Объяснили нам, что мы проехали поворот на какой-то Карлсруэ, а Карлсруэ - тьфу, и не выговоришь - перед Страсбургом, а нам туда и надо. Мы остановились в маленьком карлсруйском домике-отеле. Я в ванной мылся за 10 дойчмарок. Спали как дома, но с кошмарами. Маринка всю ночь во сне давила на тормоз и вертела руль, а я ей давал советы и дорогу указывал. Она не возражала, потому что спала. Встали, позавтракали бесплатно, как у всех западных принято, и поехали. На границе, в Страсбурге, нас не досматривали. Страсбург - это Город! Его немцы всегда себе хотели, но никогда не получили, французы его любили и берегли. Еще бы - там еда хорошая и готический собор в мире известный, и магазины, а в них - что угодно. Мы пепельницу купили на память. Продавщица мерсикала и хотела нам добра. Ели шукрут (запеченная капуста). Отравились, но город все равно красивый. Пошли звонить на почту, что, мол, мы уже тут, во Франции, скоро будем дома, в Мэзон, Ляффите. Дорога национальная номер 4 - узкая, но ровная, дождь над Францией весь день, грузовики с дороги сбивают, а мы едем и молчим. Но нам хорошо молчать, потому что мы едем вместе. В Париж въехали неожиданно спокойно. Просекли город насквозь и сразу - в магазин к итальянцам, за едой. Это Марина, а я бороду отпускать решил, небрит был и противен, в магазин не пошел… Из Мэзона поехали в Париж. Марина - к парикмахеру, а я с двумя бутылками "Житно" - польской водки к месье Жозефу. Его на месте не было, и я, как дурак, пошел с водкой в консульство, где меня приняли как родного, а один человек, Миша, повез к себе обедать. Гуляли с ним по Елисейским полям, пили кофе. Еще были дела автомобильные, купили "кадиллак" - старый, 67 года, но красивый. Купили больше из-за цены и для юмора". Чем чаще Высоцкий приезжал в Париж, тем больше он ему нравился, Владимир даже стал называть город по-свойски: "Парижск". А приезжал Высоцкий ежегодно - то "Гамлета" сыграть в Шайо, то сольный концерт дать в Элизе-Монмартре, а то и просто встретиться со своим близким другом - художником Михаилом Шемякиным. Обычно они запирались в мастерской и часами сидели там. То ли спорили об искусстве, то ли пили. Если дома пить мешали, уходили бродить по бульвару Монпарнас и допоздна засиживались в знаменитых ресторанах "Куполь" или "Распутин". В Париже Марина познакомила мужа с цыганским бароном Алешей Дмитриевичем. Вместо приветствия они взялись за гитары, как ковбои в вестернах вынимают пистолеты, и, не сговариваясь, начали музыкальную дуэль. Уважение друг к другу, возникшее с первой минуты, и любовь к хорошему вину подружили их. Иногда это Марине доставляло серьезные проблемы, но, видя сходство Высоцкого со своими отцом и дедом, она прощала ему все. Дед Марины по линии отца был неисправимым гулякой. Единственный наследник богатой московской семьи, он имел обыкновение на несколько дней исчезать в компании цыган. А затем его, терзаемого угрызениями совести, приносил домой на руках кучер. Он передавал деда выездному лакею, и тот чистил его скребницей для лошадей, отмывал, брил и надевал чистое белье. Потом дед посылал личного секретаря купить дорогое украшение и, пристыженный, появлялся перед разгневанной бабушкой Марины. Та прощала ему все. Отношения Высоцкого и Марины Влади строились примерно по той же схеме. Владимир исчезал. Марине об этом сообщали. Если она была за границей, а он в Москве - вылетала первым же самолетом и разыскивала его, привозила домой, мыла и переодевала в чистое. И, напустив на себя побольше серьезности, выговаривала мужу за то, что он не подарил ей как минимум по хорошей жемчужине за каждое свое художество. Была у Высоцкого и еще одна страсть, роднившая его уже не с дедом, а с отцом Марины Влади. А отец Марины, певший семь сезонов в опере Монте-Карло, чуть не спустил все свое состояние в казино. Он говорил, что в случае проблемы с жильем они могут поселиться прямо в казино, которое, по его мнению, отчасти уже принадлежало ему, так много он там спустил денег. В одно прекрасное утро Марина и Владимир едут в Геную, где должны сесть на пароход. По пути заезжают в Монте-Карло, где Марина хочет показать Высоцкому злополучное казино. Играть не входило в ее планы, но, перехватив умоляющий Володин взгляд, она решила, что они сделают символические ставки. Высоцкий на плохом французском попросил поставить на "3", крупье не понял и поставил на "33". Шарик останавливается на "33". Высоцкий рычит от восторга, крупье пододвигает выигранные жетоны, и Владимир уже хочет их все поставить на другое число, охваченный внезапной страстью к игре (а играет впервые в жизни), но Марина оттаскивает его от рулетки. Кассир выдает ему пачку разноцветных купюр, и Высоцкий выходит с ними, как с букетом цветов. Здесь лапы у елей дрожат на ветру Ничто так не напоминало Высоцкому Север России, как Канада: те же березовые рощи, прохладные озера, светящееся небо. Высоцкий не может надышаться этим воздухом, он счастлив и хочет сделать счастливыми всех. Марину он ведет в лавочку, где она выбирает себе подарок - старинные египетские бусы, из голубого стекла. Растроганный красивой парой хозяин лавки дарит им два серебряных византийских креста. Они путешествуют судорожно, без заранее определенных планов, словно боясь не успеть. Таити, потом - Лос-Анджелес, где Влади с Высоцким гостят у Бака Генри, актера и режиссера. Проводят время со своими старыми друзьями Милошем Форманом и Михаилом Барышниковым. Продюсер Майк Медовой приглашает их в свою студию MGM. На площадке снимают фильм "Нью-Йорк, Нью-Йорк". Лайза Минелли и Роберт де Ниро репетируют сцену в ночном кабаке. Вечером они приглашены к Майку Медовому на прием. Ярко освещенный парк разбит у дома в колониальном стиле. На верандах, в комнатах, возле бассейна собрался весь Голливуд. Высоцкого поражает красота этих длинноногих женщин с шелковистыми волосами. Он зачарованно смотрит на известных актеров: Пол Ньюмен, Грегори Пек, Рок Хадсон. Хозяин дома подзывает Высоцкого к себе и просит у гостей тишины. И Высоцкий начинает петь. Все слушают, зачарованные, а Лайза Минелли то и дело выкрикивает: "Невероятно!" Отплываем в теплый край навсегда В Нью-Йорке Михаил Барышников предоставил в распоряжение Высоцкого и Влади свою квартиру. Они целыми днями ходят на концерты, шоу и выставки. День и ночь блуждают по городу. Несколько дней подряд проводят на выставке Кандинского в музее Гуггенхейма. В один из дней они встречаются с Иосифом Бродским в маленьком кафе в Гринвич-Виллидж. Потом гуляют по улочкам этого района, где Бродский живет уже много лет, заходят погреться в квартиру поэта, эдакую маленькую берлогу, всю заваленную книгами. Бродский готовит обед на восточный манер и дарит Высоцкому книгу последних стихов. Если природа Канады напомнила Владимиру Север России, то американцы - русских. Особенно отчетливо это сходство Высоцкий обнаружил в "Диснейленде". Это немыслимое нагромождение бутафории, замков, пиратских кораблей, искусственных речек и водопадов так ему понравилось, что Высоцкий не хотел уходить. Он толкался среди американцев, уплетающих мороженое, гамбургеры и хот-доги. Высоцкий очарован Америкой. Он будет рваться сюда до конца жизни. За месяц до смерти Владимир решил открыть в Америке артистический клуб и уехать туда на полгода. Даже успел оформить визу... То тарелками пугают, то руины говорят 1975 год. Южная Америка. Высоцкий мечтал пересечь на лошади весь континент и говорил Шемякину: "У нас будут разбиты задницы, будут болеть позвоночники, и мы будем ночевать в пампасах и прериях... Но мы вернемся абсолютно здоровыми и никогда не вспомним о зеленом змии". Но попал он в Южную Америку не с Шемякиным, а с Мариной, и прилетели они на самолете, а не прискакали на лошадях. Первая посадка в Мадриде. Самолет сломался, и они после шестичасового ожидания в аэропорту идут гулять по городу. На следующий день - Прадо. Высоцкий поражен трагической силой полотен Босха и Гойи. В Мексике они сначала живут на острове Косумель, где Высоцкий, впервые познакомившись с аквалангом, становится заядлым дайвингистом и несколько дней проводит под водой, потом берут напрокат машину и едут в Мехико. Высоцкий мечтает увидеть Чичен-Ицу, следы былого могущества майя. В Чичен-Ицу они приезжают поздно, когда вход закрыт. Но сторож соглашается проводить к месту недавних раскопок. Они прогуливаются в кроваво-красном освещении заходящего солнца среди храмов и сельвы. На следующий день - Паленке: высокие холмы окружают гору с выровненной квадратной вершиной и храмами по четырем углам. На барельефах, изображающих умственные болезни, особенно поражает Высоцкого один профиль: он такой же, как у него самого, от поразительного сходства - мурашки по коже. Владимир говорит о своей склонности к саморазрушению. Никогда раньше он не осознавал этого так ясно. В Ницце в том же году они едва разминулись со смертью. Марина купила старый "кадиллак-континенталь" синего цвета. Длинная, изящная, начиненная электроникой машина, с кожаными сиденьями, дымчатыми стеклами, маленьким баром и холодильником. Но у нее почти нет тормозов, о чем Марина не знает. Они мчатся со скоростью 180 км в час. Кажется, что машина скользит, как лодка. Марине хочется, чтобы Высоцкий посмотрел на Ниццу сверху. Они поднимаются в горы, останавливаются, чтобы полюбоваться закатом, и едут дальше, решив пообедать в Сен-Поле, в знаменитом "Золотом голубе". Дорога идет вниз, уже показались старые кварталы Ниццы, вдруг Марина понимает, что отказали тормоза. Перед ними последний и самый крутой спуск. Она тормозит скоростью и одновременно ручником. Высоцкий любуется пейзажем и ни о чем не догадывается. По счастью, площадь, на которую на большой скорости въезжает машина, пустынна. Прерванный полет Венеция. В своей книге "Владимир, или Прерванный полет" Марина Влади писала: "Почему этот город пахнет смертью? Может быть, потому, что он словно зажат между солоноватыми водами и небом - влажный и теплый, как чрево мира... Ты нерешительно поднимаешься по шаткой деревянной лестнице и умоляюще смотришь на меня. Я протягиваю тебе руку и подхватываю тебя уже в падении... Гондольер понимающе улыбается и напевает вполголоса, ровно настолько громко, чтобы не слышать твоих стонов. Он догадался, что это наша последняя прогулка. Для остальных - это первый день любви: в Венецию по традиции отправляются в свадебное путешествие. Этой ночью было сказано все, и наконец между нами нет больше тайны. Очевидно, после очередного срыва ты вкалываешь себе морфий... Ты всегда мечтал о Венеции, мы часто говорили о ней ночами. От влажного воздуха нас немного знобит, и, весь дрожа, ты прижимаешься ко мне. Ты обещаешь, что к моему дню рождения (10 мая) "все будет в порядке". В конце концов нам всего по 42!.. Ты дышишь рывками и внимательно, стараясь ничего не упустить, разглядываешь величественный мертвый город - особняки бледных тонов с отсыревшей штукатуркой, гниющие деревянные сваи вдоль канала... Ты глотаешь украдкой какую-то таблетку, и тебе ненадолго становится легче... Мы проплываем мимо кладбища, где находятся могилы многих знаменитых артистов. Ты говоришь: "Неплохо в качестве места вечного успокоения". Мы смеемся, потому что все, что связано со смертью, всегда было для нас поводом для сарказма... Чудо не свершилось, тебе остается 90 дней жизни". Светлана СЕМИНА
|
На первую
страницу | К оглавлению | сайта |
||
Последнее обновление: 17 Февраль 2002 г. | ||
Владимир
Высоцкий Vladimir Vysotsky Vissotski Vissotsky Visocki Visotski Visotsky Visotskiy
VVysоckij Wladimir Wysotsky Vysockij Vysockiy Vysotski Vysotskij Vysotsky Wisocki VVysockij WSVVb1SS0CKiY |