Ольга и
Елена Фигурновы
"АЛФАВИТ"
- газета для любопытных 2000-09-13
Оригинальный адрес документа:
http://www.alphabet.ru/nomer.shtml?action=select&a=149
Об
отношении Анны Ахматовой к вернувшемуся в 1943 г.
из эмиграции знаменитому шансонье существует
много противоречивых свидетельств.
"Между прочим, она очень
сердилась, что А. Вертинский пел эти стихи
("Сероглазого короля". - О.Ф.), использовал для
своих песен тексты еще нескольких стихотворений
Ахматовой, переделывая и перекраивая их... "Это
не в добрых нравах литературы", - гневно
говорила Анна Андреевна; Михаил Ардов вспоминал:
"Я произношу ахматовские строки:
Темнеет дорога приморского сада*,
Светлы и желты фонари.
Сама Анна Андреевна сидит на
диване и посмеивается, а я продолжаю в мужском
роде:
Я очень спокойный, но только не
надо
Со мной о любви говорить...
Тут Ахматова смеется сильнее и
даже на какое-то мгновение закрывает лицо
руками".
О личных послевоенных встречах
певца и поэтессы воспоминаний осталось мало.
Одно из самых интересных - устный рассказ М.Д.
Вольпина о встрече Ахматовой и Вертинского в
начале 50-х годов на квартире Б.Л. Пастернака
(публикуется впервые): "Она пришла оттуда
возмущенная, на грани неприличных слов просто,
что это - черт знает что! "Пастернак меня
пригласил к себе, а там оказался... Вертинский. Он
мне не давал прохода, он оседлал меня! Он все
время говорил: "Я и Вы, Вы и я - вот я пою Ваши
стихи, вот мои стихи, вот Ваши стихи и т.д.". Я
была возмущена ужасно, они мне надоели, не знаю
как! Я подошла к Борису и говорю потом: "Как же
Вы могли позвать меня и Вертинского? Что, Вы не
понимаете, что этого вообще нельзя делать?" И
Вы знаете, что он мне ответил: "Я был в одном
доме и... Вы знаете, роль Вышинского в литературе
сейчас? Он представляет собою партию и
правительство, то есть он ведает нами, Вышинский
ведь! И вот меня знакомят с... бритым человеком - я
протягиваю руку, и он тоже любезно протягивает, и
мне послышалось - "Вышинский". И я ему говорю,
что значение этой встречи я понял... Это
историческое рукопожатие, потому что это мост
через ту пропасть, которая отделяет
правительство от поэтов... И как было бы хорошо,
если бы Вы могли вот также просто общаться с нами.
Чтоб ко мне пришли, допустим, или я к Вам... Он
сказал: "Это можно сделать"... И я его
пригласил, а потом мне сказали, что это
Вертинский, ну и мне неудобно же было
отказать..." Вот это дивный, бессмертный
анекдот!" - заключает рассказ Вольпин.
Воспоминания дочери художника
Осмеркина Татьяны Александровны Осмеркиной
спустя 30 лет дают нам возможность атрибутировать
рассказ Вольпина из анекдота - "вымышленного
короткого рассказа о смешном происшествии" -
перевести в ранг достоверного исторического
свидетельства. Воспоминания также публикуются
впервые.
"И вот 8 декабря 52-го года... День
рождения моего отца. Мы ждем гостей, из которых
многие специально придут "на Вертинского".
Он и раньше часто бывал у нас с женой, и при его
появлении все замирали. "Вершитель стола",
он царил над нами... Все слушали только его, а он
рассказывал нам о "чужих городах", как там
было жутко: он умирал от голода, ночами пел в
ресторанах... То вдруг забывался и вспоминал, как
в этих ресторанах было шикарно и кого он там
видел: и Шаляпина, и всех... В общем, все время
по-разному рассказывал. Блистательный
рассказчик, каждую свою песню он сопровождал
маленьким интересным комментарием. В общем, все
слушали только Вертинского.
Меня поражали в нем удивительная
подтянутость, чистота, вот эта выбритость,
набриолиненные волосы... Я и сама из среды богемы,
повидала многое, но у нас таких людей не было. В
нем удивительно соединялись лоск, элегантность и
манерность. Такой... комильфо. И вот он
рассказывает очередную историю своих похождений
и тут же оговаривается, что молва щедро
приписывает ему победы - его донжуанский список
совсем не так велик. Господи, как он упивался
своей славой! Как ему нравилось быть знаменитым,
нравилось, чтобы все замирали, когда он входил!
Что ж, так оно и было.
И тут звонок, открывается дверь, и
входит Анна Андреевна Ахматова. В своем
знаменитом, но таком уже старом платке, в каких-то
страшных стоптанных туфлях... Совсем не
декадентского вида, седая, полнеющая женщина. Она
равнодушно обводит взглядом гостей, специально
не останавливая его на Вертинском, садится за
стол. И вдруг Вертинский ...замолкает. Он
оставляет расположившуюся вокруг него стаю
поклонниц - молоденьких папиных студенток,
бросается к ней, называет на "ты" и
"Анечка", пытается завязать разговор. Я
никогда не видела, чтобы он с таким вниманием,
интересом и подобострастием разговаривал с
кем-то. Он - наш "марсианин", кусок Европы... А
она - эта совершенно нищая, замученная женщина -
так небрежно, величественно его слушает. Он
спрашивает: "Аня, ты была на моих концертах?"
- "Нет". - "Ты знаешь, Анечка, я там пою твою
вещь - "Сероглазого короля"". А она ему так
спокойно, даже как-то строго: "И не надо
петь". И Вертинский совершенно теряется. Я была
так удивлена этим контрастом - в первый раз мои
глаза видели подобострастного Вертинского и
величественно-равнодушную Ахматову.
Он еще пытается говорить ей
что-то: о двадцатых годах, о том, что она ему
нравится как поэт, о том, что на его концертах
безумствуют дамы, а вот она почему-то не приходит.
А она невозмутимо спокойно, рассеянно так
слушает и также спокойно пропускает его слова
мимо. И тут я, к своему ужасу, понимаю, что он и как
поэт, и как человек ей совершенно безразличен. Он
сыплет комплиментами, пытается смягчить
разговор, вымученно шутит... Но ее лицо остается
спокойным и величественным. Это поразительно,
ведь прошло столько лет, но так оно и осталось у
меня в памяти. Ведь она была для него той Россией,
которая его знала в молодости, и эта Россия ему не
поклонилась, в ломаный грош не оценила весь этот
его европейский лоск. И меня, девочку, которая
видела весь ажиотаж вокруг его имени, его
пластинок, его появления в Союзе, это просто
потрясло.
Меня тогда совершенно заворожило
поведение Ахматовой. Теперь же, многие годы
спустя, уже прочтя воспоминания Вертинского, я
думаю, что оно вряд ли было справедливым. Но тогда
меня потрясла брезгливость Ахматовой к той
эстрадной славе, которой был увенчан Вертинский.
А ведь она была наследницей особой,
царскосельской культуры, где не было ни тени
хамства и пренебрежения к собеседнику, но
спокойное равнодушие и нелюбопытство - убивали. И
кстати, я не знаю почему, она многих так отметала.
У нее был какой-то особенный взгляд на людей,
особый дар видеть в людях близкое ей - и полное
неприятие процветающих в те времена кумиров,
официальных кумиров публики.
И вот что я еще
вспоминаю. У Надежды Яковлевны Мандельштам,
человека безусловно "ахматовского круга",
было такое же дистанционное отношение к людям.
В семидесятые годы ставили на
Таганке "Гамлета", а я была без работы, и одна
моя приятельница сказала Высоцкому: "Вот,
устрой Татьяну Александровну к Любимову
художником". Он ответил: "Нет. Я никого не
устраиваю". Ну а потом каким-то образом он
узнал, может, я сказала, что у меня, точнее у мамы,
есть приятельница - Надежда Мандельштам. Он так
ко мне пристал, чтобы я их с Надеждой Яковлевной
познакомила, обещал, что он и пить не будет... Он
сказал мне: "Стихи Мандельштама спасли меня от
безумия и от смерти. Я бы отдал все, чтобы она
выслушала меня". А Надежда Яковлевна сказала:
"Кто? Какой еще Высоцкий?.. - И вот тут она для
меня опять стала прежней Надеждой Яковлевной. -
Нет. Нет. Нет. Это не моего плана, и вообще, зачем
это мне?"
Я так обиделась на нее. А главное,
я ему-то обещала. Не потому, что там мне театр был
нужен, он мне сам очень нравился. Мне нравились
его вещи, и он так хотел с ней познакомиться... Я
ужасно на нее обиделась. И маме это сказала. Та
просила тоже, но Надежда Яковлевна была
неумолима. И так небрежно о нем, как Анна
Андреевна о Вертинском, знаете..."
Ольга
и Елена Фигурновы
Оригинальный адрес
документа:
http://www.alphabet.ru/nomer.shtml?action=select&a=149
|