Геннадий РЯВКИН.
Новгородские ведомости 10 (1258) 23 января 1998 года
Оригинальный адрес документа:
http://www.niac.natm.ru/pressa.nsf/88d3c74d7829ec72c32565d700336935/
c6a7087fdbae36d7c32565980031352e?OpenDocument
Сказ про то, как спецкор
"НВ" в музее Высоцкого побывал и с младшим
сыном его разговаривал.
Пресс-секретарь Варвара была
по-московски деловита и скорострельна на слова:
- Конечно, приезжайте! Покажем и
расскажем все, что пожелаете... За Никиту
Владимировича не скажу - он у нас непредсказуем, а
сейчас почти и неуловим. Но если будет на месте,
обязательно поговорите... Приедете? Мы работаем с
11...
Я не поехал. Полетел, экономя
время. Удобная штука - самолет: всего 70 минут, и ты
в Москве. Да еще лимонадом в полете потчуют.
Москва - город своеобразный. Для
большинства провинциалов был и остается почти
заграницей, потому что "там у них иные
мерки".
В Шереметьево-1 прилетели в
начале девятого. Куда время девать? Надо
перекусить. Беляш - 7.80, пирожок с чем-то
вегетарианским - 3.50, минеральная вода (0,33 л) - 6.00.
Кто сказал, что столица не стимулирует
воздержание?
* * *
У метро "Таганская"
спрашиваю милиционера, как пройти к музею
Высоцкого:
- Направо, налево и вниз...
Чего тут не понять? Ориентируюсь
по указателям, которые гонят меня к
Государственному культурному центру-музею В. С.
Высоцкого в Нижний Таганский переулок, 3. Идти
недалеко кривыми и узкими московскими улицами.
Но в провожатые набивается какой-то бомж. Явно
оглохший, не поспевая за мной, что-то
нечленораздельно бормочет в спину. Я уж привык,
что ко мне на улице перестали приставать (даже
девушки), и не обращаю на него внимания.
Однако на финишной черте
замираем вместе. Я читаю объявление: "Извините,
16-го января музей по техническим причинам
закрыт". Бомж сгибает в локте левую руку и
указательным пальцем правой тычет в локтевой
сустав: дай, дескать, ширева.
Неужели новгородские
журналисты так похожи на торговцев наркотиками?
Сейчас проверим. Толкаю незапертую дверь и вхожу
в музей.
- Молодой человек, мы сегодня... -
навстречу спешит пожилой мужчина.
- Я из газеты. Договаривались с
Варварой...
- Тогда - другое дело. Пройдите на
третий этаж.
* * *
Дом старый. Даже старинный.
Позже начальник экспозиции Ирина Огурцова
расскажет, что строительство его на нынешнем
фундаменте началось аж в 1805 году и продолжалось
до 1909. А вообще, на этом месте строили еще раньше и
самой первой - слесарша Московской оружейной
палаты Мария Ивановна Яусно. В начале XVIII века.
- А что это - слесарша?
- Не знаю. Но звучит же слово!
Никита Высоцкий, директор ГКЦМ и,
как догадываетесь, сын (младший) своего
знаменитого отца (старший, Аркадий,
тележуркалист), добавит:
- Через два года после создания
дирекции центру-музею предоставили это здание,
то есть - в 91-м году. Расселили коммуналки, потому
что не было здесь соответствующей электрики,
сантехники; разрушается подвал, плывет
фундамент.
Собственно, и закрыт был музей
16-го по вполне прозаическим "техпричинам" -
лопнули трубы. К счастью, водопроводные. Вместе с
праздничными приготовлениями в музее шел
авральный ремонт. 25 января ждут гостей поэта и,
может быть, даже Виктора Степановича
Черномырдина, которому президент поручил
заниматься проведением юбилея Высоцкого.
* * *
На интервью Никита Высоцкий
согласился без каких-то оговорок, предупредив
только, что будут постоянно отвлекать. И точно -
журналисты, художники, работники музея шли
косяком.
Деятельная Варвара вбегала в
кабинет каждые 8- 10 минут:
- Никита Владимирович, там
какой-то дядечка предлагает в экспозицию
картину. Полтора на два...
- Никита Владимирович, пришла дама
из газеты "Сегодня". Прямо Грейс в огне...
Никита реагировал спокойно.
Проводил ладонью по бороде-пятидневке, щурился.
Иногда усмехался и тогда становился
поразительно похож на отца, каким мы его помним:
приподнятость бровей, асимметрия губ и печаль в
глазах, подчеркнутая припухлостью нижних век.
- Вы давно в музее?
- Полтора года, с мая 96-го.
- Не ведь вы же - актер, а теперь...
- ...Голимый администратор.
Швеллеры, трубы, уголки, белила. Музей - это факт
приятный. Но у нас нет музея. Его и не было.
Выставочный зал мы открыли совсем недавно,
сотому что нельзя уже было существовать в
каком-то неизвестном измерении. Нам бюджет дает
деньги на научную работу, как будто все остальное
давно сделано. И вот крутимся-вертимся. Сейчас
доделываем театрально-концертный зал. Еще через
полгода - откроем выставочное помещение.
Настоящее, большое, а не те три комнаты, что
сегодня. Готовим тон-студию, чтобы имеющиеся
записи - особенно раннего периода - перевести в
цифровую структуру, сохранить и восстановить.
- Я слыхал, большую часть архива
Владимира Семеновича передали в ЦГАЛИ...
- Его архив личный так велик, что
говорить о большей части я не стал бы, В ЦГАЛИ -
художественные произведения, черновики. Это - да,
большая часть. Но письма, фотографии, документы -
у нас. И фонды постоянно пополняются. Вот совсем
недавно из Подмосковья приехал мужчина (город не
буду называть) и подарил нам любительский фильм
начала 70-х, где заснято выступление отца в их
городе. Его еще никто не видел. Кроме того, в наших
фондах сегодня более 200 живописных работ. Среди
них немало очень и очень интересных. Под эти
работы тоже необходимо помещение.
- Но если говорить о Высоцком
сегодня - это скорее остров, островок в нашем
океане культуры. То, что происходит накануне его
60-летия, вовсе не характерно. Или вы не согласны?
- Разные люди, разные времена - это
нужно учитывать. Я же исхожу из негативного
опыта, когда многих талантливых поэтов или
выбрасывали из литературы, или навязывали
такими, какими они должны быть по идеологии.
Пример - Маяковский. Он разве
только революционными стихами знаменит? Или -
Есенин. Он - лирик тонкий. Но лирика- не весь
Есенин. Так и с отцом. Его имя, его песни много и
долго использовали конъюнктурщики. Теперь
улеглось. Давайте же разберемся в явлении
Высоцкого, в его таланте; в том, что он оставил
нашей культуре. Не нужно делать из него первого
поэта или барда России. Подлинные ценители
найдут Высоцкого и через 100. и через 200 лет.
(Сделаем отступление. В одной из
трех комнат готовой экспозиции - книги стихов и
песен Высоцкого. На русском, польском, английском
и т. д.- это понятно. Но ведь есть и на... китайском.
Конечно, интерес к Высоцкому за
границей зачастую специфичен. Уже после интервью
в книжной лавке при музее ко мне привязался
корреспондент "Немецкой волны": "А правда,
что дедушка Высоцкого был еврей?". "Не дед, а
прадед, - говорю. - И не еврей, а негр. Но не у
Высоцкого, а у Пушкина". Камрад, похоже, не
очень понял).
- Никита Владимирович, вам по
душе идея концерта в честь 60-летия отца, когда его
песни будут петь поп-звезды? Ведь и халтура
будет...
- К идее хорошо отношусь. Тут важно
что? Если есть что сказать - скажи. Вот Шевчук,
Скляр, Сукачев, Гребенщиков очень интересно
исполняют Высоцкого. Джигурда? Это, извините, без
комментариев...
И еще хочу отметить, что отец,
вопреки устойчивому мнению, довольно много писал
песен для других исполнителей и сам потом эти
песни исключал из своего репертуара или очень
редко с ними выступал. Так что чужое исполнение -
это не грех, это закономерное развитие. Ведь
исполняют теперь, казалось бы, недоступного
Вертинского... Относительно самого концерта. Не
забудем, что он юбилейный и благотворительный.
Все сборы от него пойдут в Фонд памяти Владимира
Высоцкого. А благотворительность в наше время не
такое уж распространенное явление.
- На мой вкус - лучше всего удаются
его песни женщинам. Владимир Высоцкий исполнял
очень мужские вещи, а здесь как бы антитеза...
- Да, есть такой момент. Пугачева,
Камбурова, Марина Влади. Я как-то не задумывался,
а ведь действительно...
- Никита Владимирович, а вы по
своей актерской стезе не тоскуете?
- Мне некогда. Я очень увлечен
музеем. Хотя иногда выступаю, получаю
приглашения сниматься. Но чаще отказываюсь -
видна подкладка этих приглашений. Правда, на днях
был с гастролью в Питере. Там планировался
выездной спектакль группы актеров из Таганки. Но
они не все могли ехать. Спектакль сорвался.
Уговорили в подмену поехать Хмельницкого и меня.
Большой зал на 2000 мест, достаточно много
зрителей. Я раньше работал там с чтецкой
программой. А здесь, чувствую, нет куража. Не
доставило удовольствия это выступление.
- Вы вообще по натуре пессимист
или в отца?
- Отец разный был. И я разный. А в
целом нормальный.
- Тогда пожелайте чего-то хорошего
нашим читателям.
Никита Высоцкий усмехнулся: один
в один - отец. Взял протянутую ручку и написал:
СЧАСТЬЯ И РАДОСТИ!
- По-моему, оригинально, -
исподлобья посмотрел на меня.
- По-моему, тоже очень свежо.
И мы оба рассмеялись. Каждый
собственному лукавству.
* * *
Не знаю, поймут или нет меня те
читатели, кто ждали - не дождались описания
музейной экспозиции. Я думал об этом. И не
додумался, как перенести на бумагу вдохновенные
подробности, рассказанные Ириной Огурцовой о том
знаменитом ручной вязки свитере Высоцкого, в
котором впервые, 29 ноября 1971 года, был сыгран
Гамлет; о гитаре мастера Шуляковского - самой
любимой у Владимира Семеновича, хотя и
старенькой, расстроенной; об обшарпанном столике
из гримуборной, о кургузом пиджачке (такие снова
входят в моду), о письмах 10-летнего Володи к маме...
Нет, это нужно видеть, об этом нужно слушать,
погружаясь в атмосферу дома. Мне кажется так...
- Приезжайте, - прощалась Ирина
Игоревна.- И друзей привозите. Своих и Высоцкого.
Кстати, этот музей, один из трех по
Москве, где за вход денег не берут (так же
поступают в музеях Цветаевой и Андрея Сахарова).
А если денежки есть, в книжной лавке такой выбор
книг, дисков, кассет, что не только у любителя, но
и у "фанов" глаза загорятся.
Геннадий РЯВКИН,
спец. корр. "Новгородских ведомостей".
Москва - Новгород.
Оригинальный адрес
документа:
http://www.niac.natm.ru/pressa.nsf/88d3c74d7829ec72c32565d700336935/
c6a7087fdbae36d7c32565980031352e?OpenDocument
|