- Back - КУЛЬТУРА В ТУПИК - НА ТАГАНКУ


Геннадий РЯВКИН.
Новгородские ведомости 10 (1258) 23 января 1998 года
Оригинальный адрес документа:
http://www.niac.natm.ru/pressa.nsf/88d3c74d7829ec72c32565d700336935/
c6a7087fdbae36d7c32565980031352e?OpenDocument

        Сказ про то, как спецкор "НВ" в музее Высоцкого побывал и с младшим сыном его разговаривал.

        Пресс-секретарь Варвара была по-московски деловита и скорострельна на слова:
        - Конечно, приезжайте! Покажем и расскажем все, что пожелаете... За Никиту Владимировича не скажу - он у нас непредсказуем, а сейчас почти и неуловим. Но если будет на месте, обязательно поговорите... Приедете? Мы работаем с 11...

        Я не поехал. Полетел, экономя время. Удобная штука - самолет: всего 70 минут, и ты в Москве. Да еще лимонадом в полете потчуют.

        Москва - город своеобразный. Для большинства провинциалов был и остается почти заграницей, потому что "там у них иные мерки".

        В Шереметьево-1 прилетели в начале девятого. Куда время девать? Надо перекусить. Беляш - 7.80, пирожок с чем-то вегетарианским - 3.50, минеральная вода (0,33 л) - 6.00. Кто сказал, что столица не стимулирует воздержание?

* * *

        У метро "Таганская" спрашиваю милиционера, как пройти к музею Высоцкого:
- Направо, налево и вниз...

        Чего тут не понять? Ориентируюсь по указателям, которые гонят меня к Государственному культурному центру-музею В. С. Высоцкого в Нижний Таганский переулок, 3. Идти недалеко кривыми и узкими московскими улицами. Но в провожатые набивается какой-то бомж. Явно оглохший, не поспевая за мной, что-то нечленораздельно бормочет в спину. Я уж привык, что ко мне на улице перестали приставать (даже девушки), и не обращаю на него внимания.

        Однако на финишной черте замираем вместе. Я читаю объявление: "Извините, 16-го января музей по техническим причинам закрыт". Бомж сгибает в локте левую руку и указательным пальцем правой тычет в локтевой сустав: дай, дескать, ширева.

        Неужели новгородские журналисты так похожи на торговцев наркотиками? Сейчас проверим. Толкаю незапертую дверь и вхожу в музей.
        - Молодой человек, мы сегодня... - навстречу спешит пожилой мужчина.
        - Я из газеты. Договаривались с Варварой...
        - Тогда - другое дело. Пройдите на третий этаж.

* * *

        Дом старый. Даже старинный. Позже начальник экспозиции Ирина Огурцова расскажет, что строительство его на нынешнем фундаменте началось аж в 1805 году и продолжалось до 1909. А вообще, на этом месте строили еще раньше и самой первой - слесарша Московской оружейной палаты Мария Ивановна Яусно. В начале XVIII века.
        - А что это - слесарша?
        - Не знаю. Но звучит же слово!
        Никита Высоцкий, директор ГКЦМ и, как догадываетесь, сын (младший) своего знаменитого отца (старший, Аркадий, тележуркалист), добавит:
        - Через два года после создания дирекции центру-музею предоставили это здание, то есть - в 91-м году. Расселили коммуналки, потому что не было здесь соответствующей электрики, сантехники; разрушается подвал, плывет фундамент.

        Собственно, и закрыт был музей 16-го по вполне прозаическим "техпричинам" - лопнули трубы. К счастью, водопроводные. Вместе с праздничными приготовлениями в музее шел авральный ремонт. 25 января ждут гостей поэта и, может быть, даже Виктора Степановича Черномырдина, которому президент поручил заниматься проведением юбилея Высоцкого.

* * *

        На интервью Никита Высоцкий согласился без каких-то оговорок, предупредив только, что будут постоянно отвлекать. И точно - журналисты, художники, работники музея шли косяком.

        Деятельная Варвара вбегала в кабинет каждые 8- 10 минут:
        - Никита Владимирович, там какой-то дядечка предлагает в экспозицию картину. Полтора на два...
        - Никита Владимирович, пришла дама из газеты "Сегодня". Прямо Грейс в огне...
        Никита реагировал спокойно. Проводил ладонью по бороде-пятидневке, щурился. Иногда усмехался и тогда становился поразительно похож на отца, каким мы его помним: приподнятость бровей, асимметрия губ и печаль в глазах, подчеркнутая припухлостью нижних век.
        - Вы давно в музее?
        - Полтора года, с мая 96-го.
        - Не ведь вы же - актер, а теперь...
        - ...Голимый администратор. Швеллеры, трубы, уголки, белила. Музей - это факт приятный. Но у нас нет музея. Его и не было. Выставочный зал мы открыли совсем недавно, сотому что нельзя уже было существовать в каком-то неизвестном измерении. Нам бюджет дает деньги на научную работу, как будто все остальное давно сделано. И вот крутимся-вертимся. Сейчас доделываем театрально-концертный зал. Еще через полгода - откроем выставочное помещение. Настоящее, большое, а не те три комнаты, что сегодня. Готовим тон-студию, чтобы имеющиеся записи - особенно раннего периода - перевести в цифровую структуру, сохранить и восстановить.
        - Я слыхал, большую часть архива Владимира Семеновича передали в ЦГАЛИ...
        - Его архив личный так велик, что говорить о большей части я не стал бы, В ЦГАЛИ - художественные произведения, черновики. Это - да, большая часть. Но письма, фотографии, документы - у нас. И фонды постоянно пополняются. Вот совсем недавно из Подмосковья приехал мужчина (город не буду называть) и подарил нам любительский фильм начала 70-х, где заснято выступление отца в их городе. Его еще никто не видел. Кроме того, в наших фондах сегодня более 200 живописных работ. Среди них немало очень и очень интересных. Под эти работы тоже необходимо помещение.
        - Но если говорить о Высоцком сегодня - это скорее остров, островок в нашем океане культуры. То, что происходит накануне его 60-летия, вовсе не характерно. Или вы не согласны?
        - Разные люди, разные времена - это нужно учитывать. Я же исхожу из негативного опыта, когда многих талантливых поэтов или выбрасывали из литературы, или навязывали такими, какими они должны быть по идеологии. Пример         - Маяковский. Он разве только революционными стихами знаменит? Или - Есенин. Он - лирик тонкий. Но лирика- не весь Есенин. Так и с отцом. Его имя, его песни много и долго использовали конъюнктурщики. Теперь улеглось. Давайте же разберемся в явлении Высоцкого, в его таланте; в том, что он оставил нашей культуре. Не нужно делать из него первого поэта или барда России. Подлинные ценители найдут Высоцкого и через 100. и через 200 лет.

        (Сделаем отступление. В одной из трех комнат готовой экспозиции - книги стихов и песен Высоцкого. На русском, польском, английском и т. д.- это понятно. Но ведь есть и на... китайском.

        Конечно, интерес к Высоцкому за границей зачастую специфичен. Уже после интервью в книжной лавке при музее ко мне привязался корреспондент "Немецкой волны": "А правда, что дедушка Высоцкого был еврей?". "Не дед, а прадед, - говорю. - И не еврей, а негр. Но не у Высоцкого, а у Пушкина". Камрад, похоже, не очень понял).

        - Никита Владимирович, вам по душе идея концерта в честь 60-летия отца, когда его песни будут петь поп-звезды? Ведь и халтура будет...
        - К идее хорошо отношусь. Тут важно что? Если есть что сказать - скажи. Вот Шевчук, Скляр, Сукачев, Гребенщиков очень интересно исполняют Высоцкого. Джигурда? Это, извините, без комментариев...
        И еще хочу отметить, что отец, вопреки устойчивому мнению, довольно много писал песен для других исполнителей и сам потом эти песни исключал из своего репертуара или очень редко с ними выступал. Так что чужое исполнение - это не грех, это закономерное развитие. Ведь исполняют теперь, казалось бы, недоступного Вертинского... Относительно самого концерта. Не забудем, что он юбилейный и благотворительный. Все сборы от него пойдут в Фонд памяти Владимира Высоцкого. А благотворительность в наше время не такое уж распространенное явление.
        - На мой вкус - лучше всего удаются его песни женщинам. Владимир Высоцкий исполнял очень мужские вещи, а здесь как бы антитеза...
        - Да, есть такой момент. Пугачева, Камбурова, Марина Влади. Я как-то не задумывался, а ведь действительно...
        - Никита Владимирович, а вы по своей актерской стезе не тоскуете?
        - Мне некогда. Я очень увлечен музеем. Хотя иногда выступаю, получаю приглашения сниматься. Но чаще отказываюсь - видна подкладка этих приглашений. Правда, на днях был с гастролью в Питере. Там планировался выездной спектакль группы актеров из Таганки. Но они не все могли ехать. Спектакль сорвался. Уговорили в подмену поехать Хмельницкого и меня. Большой зал на 2000 мест, достаточно много зрителей. Я раньше работал там с чтецкой программой. А здесь, чувствую, нет куража. Не доставило удовольствия это выступление.
        - Вы вообще по натуре пессимист или в отца?
        - Отец разный был. И я разный. А в целом нормальный.
        - Тогда пожелайте чего-то хорошего нашим читателям.
        Никита Высоцкий усмехнулся: один в один - отец. Взял протянутую ручку и написал:
        СЧАСТЬЯ И РАДОСТИ!
        - По-моему, оригинально, - исподлобья посмотрел на меня.
        - По-моему, тоже очень свежо.
        И мы оба рассмеялись. Каждый собственному лукавству.

* * *

        Не знаю, поймут или нет меня те читатели, кто ждали - не дождались описания музейной экспозиции. Я думал об этом. И не додумался, как перенести на бумагу вдохновенные подробности, рассказанные Ириной Огурцовой о том знаменитом ручной вязки свитере Высоцкого, в котором впервые, 29 ноября 1971 года, был сыгран Гамлет; о гитаре мастера Шуляковского - самой любимой у Владимира Семеновича, хотя и старенькой, расстроенной; об обшарпанном столике из гримуборной, о кургузом пиджачке (такие снова входят в моду), о письмах 10-летнего Володи к маме... Нет, это нужно видеть, об этом нужно слушать, погружаясь в атмосферу дома. Мне кажется так...
        - Приезжайте, - прощалась Ирина Игоревна.- И друзей привозите. Своих и Высоцкого.
        Кстати, этот музей, один из трех по Москве, где за вход денег не берут (так же поступают в музеях Цветаевой и Андрея Сахарова). А если денежки есть, в книжной лавке такой выбор книг, дисков, кассет, что не только у любителя, но и у "фанов" глаза загорятся.

Геннадий РЯВКИН,
спец. корр. "Новгородских ведомостей".
Москва - Новгород.

Оригинальный адрес документа:
http://www.niac.natm.ru/pressa.nsf/88d3c74d7829ec72c32565d700336935/
c6a7087fdbae36d7c32565980031352e?OpenDocument


 

- На первую страницу сайта - - Обратно -
На первую страницу
сайта   (Home)
Последнее обновление:  23 Декабрь 2001 г.  Counter CO.KZ
Владимир Высоцкий Vladimir Vysotsky Vissotski Vissotsky Visocki Visotski Visotsky Visotskiy VVysоckij
Wladimir Wysotsky Vysockij Vysockiy Vysotski Vysotskij Vysotsky Wisocki VVysockij WSVVb1SS0CKiY