- Back - БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ... - Close -


А. Иванкин.
Оригинальный адрес документа:
http://bob-pot.narod.ru/art.htm

        У каждого из нас - свой Поэт, свой Актер, свой Гражданин. Я был мало знаком с Владимиром Высоцким. Лишь наблюдал за ним в течение двух месяцев на репетициях "Гамлета" в Театре на Таганке, где мы студенты - бедующий режиссер Юрий Оксанченко, бедующие операторы Сергей Поваров и Юрий Козельков, - соединив свои усилия, снимали наш первый в жизни "учебный" фильм "Быть или не быть".
        А впервые я увидел Высоцкого в фойе Театра на Таганке в прогоне спектакля "10 дней которые потрясли мир". Он был в тельняшке, в матросских клешах. С гитарой в руках. Мне было девятнадцать и, как для других тысяч сверстников, он давно стал для меня кумиром. Вместе с Окуджавой, Визбором, Галичем, Клячкиным, "Битлз" я записывал на магнитофон его бунтарские, будоражащие душу песни. А в тот день мы стояли совсем рядом, и он вместе с другими актерами громко пел; "Как родная меня мать провожала!" Пел залихватски, отчаянно. А потом я услышал: "Айда за нами, братва!" И все двинулись в зрительный зал. Незабываемые минуты...
        А потом на репетициях "Гамлета" один из моих друзей сказал: "Когда Высоцкий кричит: "Быть или не быть" - я внутренне сопротивляюсь, потому, что мне кажется, что он то про себя все давно знает и давно решил, что быть. Этот вопрос не для него. Он не может бояться "страны, откуда ни один не возвращался..."
        В те два месяца мы буквально не выходили из театра, делая двадцатиминутную ленту. Камеры Высоцкий не замечал и не стеснял нас. Понимая, что мы волнуемся за исход фильма, откликался на наши просьбы. Прощал неловкость, наши суеты и неумение вовремя снять. Мы же старались не обращаться к нему лишний раз, поскольку видели, что все, что он делает - на пределе наших представлений о физических и духовных резервах.
        Казалось он умет расслабляться. Как опытный спортсмен. Перед началом репетиции он сидел. Развалясь у стенки, на полу, тихо перебирая струны. Потом медленно вставал, медленно шел. Остановившись, тихо произносил первую поэтическую строку: "Гул затих, я вышел на подмостки..." - Потом я помню это ощущение - словно гигантская многотонная волна, взмывался и обрушивался его голос в зал. Приходило ощущение: "Почему Пастернака не поют?"
        Конечно, все это - только мои мимолетные впечатления.... Мне не дано было понять его жизни. Наверное, для этого с ним нужно было бы играть на сцене, долго наблюдать или снимать настоящий большой фильм.
        Последний раз я наблюдал за ним на праздновании юбилея Театра на Таганке в ВТО. Меня пригласили с фильмом. Я опоздал и бегом поднимался по лестнице на последней этаж. И вдруг услышал торпливый перебор гитарных струн и тихое, в четверть голоса, пение Высоцкого. Я остановился и остался незамеченным. Иногда, чтобы увидеть самое главное, надо опоздать.
        Он сидел в полумраке, в пустом фойе, у окна. Рядом с ним на стуле: лежал ворох бумаг. Гитару он держал на коленях и, перегнувшись, придавив рукой к стулу белый лист, что-то писал. Потом бросил ручку и начал играть, пытаясь тихо петь. Остался недовольным. Мотнул головой. Вычеркнул. Кто-то выглянул из зала. "Володя. Кончай сколько можно? Все же ждут. Ну?" "Уже иду", - сказал Высоцкий и снова начал быстро писать. Еще минуту он думал над текстом, потом начал медленно собирать листки. Зажав гитару под мышкой, открыл дверь и вошел в зал. А я с отчаянием подумал: хватило бы одной кассеты, чтобы это снять!
        Он поднялся на сцену. Вынул из держателя микрофон. Повернул острым концом эту железку к себе, наколол, как продавец чеки, на него свои листки и начал петь. Это была очень задиристая песня о театре. Об актерах, о времени и о жизни. Потом я ее никогда больше не слышал. Зал аплодировал. Смеялся. Спев очередной куплет, он неподдельно удивился сам себе и громко сказал: "Нет это у меня, оказывается, зачеркнуто. Этого не нужно было петь. Я в темноте писал, а тут свет бьет в глаза, и я не понял". Все хохотали. Казалось он вечен.
        ...Пять лет без движения лежала моя заявка на фильм о Высоцком. Лежала прочно... Не могу простить себе, что не пробил право на съемки. Хотя бы для киносети. И опять казалось, что он вечен.
        О смерти его узнал утром во время одного из полуфинальных боев по боксу. Шла Московская Олимпиада, и я снимал фильм. В этом же зале. За перегородкой. Вел съемки баскетболистов Юрис Подниекс, поразивший нас всех недавно своей картиной "Легко ли быть молодым?".
        Для связи с операторами нам выдали рации. Я держал свою у щеки и смотрел на ринг. Вдруг она зашипела, и взволнованный голос Юриса из соседнего зала произнес: "Ребята, вы меня слышите? Высоцкий умер. Вы поняли меня?" -и выключился, чтобы услышать ответ. Ошеломленные бедой, мы онемели, Юрис опять включился и переспросил: "Вы меня поняли?!".

А. Иванкин.
( реж. фильмов "Черный ход", "Пирамида", "Соло трубы")

Оригинальный адрес документа:
http://bob-pot.narod.ru/art.htm


 

- На первую страницу сайта - - Обратно -
На первую страницу |
К оглавлению | сайта
Последнее обновление:  23 Июль 2005 г.  Counter CO.KZ
Владимир Высоцкий Vladimir Vysotsky Vissotski Vissotsky Visocki Visotski Visotsky Visotskiy VVysоckij
Wladimir Wysotsky Vysockij Vysockiy Vysotski Vysotskij Vysotsky Wisocki VVysockij WSVVb1SS0CKiY