|
|
|
|
|
|
Добрый вечер, товарищи. Я начал с этой песни по двум причинам. Ну, первая, чтобы вы не
перепутали, что к вам приехал кто-нибудь другой — эта песня была на
пластинке, вы её все знаете. А ещё потому, что я по традиции всегда начинаю
с военных песен из-за того, что я много писал военных песен для фильмов,
спектаклей и просто для своих друзей. И э… я работаю в Москве в московском Театре на Таганке, где много
спектаклей, сделанных по поэзии. Там есть спектакли о Пушкине, о Маяковском,
драматическая поэма Есенина "Пугачёв", спектакль по произведениям
Вознесенского и особо любимый мною спектакль, в котором я сам участвую,
называется он "Павшие и живые". Это пьеса о поэтах и писателях, которые
погибли в Великой Отечественной войне. Мы зажгли Вечный огонь на сцене в
этом спектакле — из медной чаши, которая стоит на авансцене, вспыхивает,
возникает пламя, выходит актёр вот уже пятьсот спектаклей подряд, просит почтить
память по… погибших минутой молчания, и весь зрительный зал как один
подымается и чтит память павших. А в это время по трём дорогам, которые за…
загораются красным огнём уходят назад в чёрный бархат умирать герои, как в
землю, и звучат песни и стихи военных лет. Некоторые из этих песен я написал
для этого спектакля.
Ещё одна военная песня, называется
"Тот, который не стрелял". |
|
|
|
|
|
|
Спасибо родителям, которые подсылают детей с цветами. <Смех
в зале> Я его поучу петь после концерта, хорошо? <Оживление
в зале> Значит, он вместо меня вам будет дома чего-нибудь
представлять,
хорошо? <Смех в зале> Итак, вы, наверное, обратили… Тут мамаша стоит, вы отведите — там ребёночек — и отдайте ей. <Оживление
в зале> Вы, наверное, обратили внимание, что никакие почти эстрадные певцы не
исполняют моих песен. Это вовсе не потому, что я не люблю как они поют,
наоборот они поют очень хорошо, они обладают вокальными данными, они учатся
этому по нескольку лет, и э… я совсем, в общем, был бы не против, если бы…
Они поют хорошо, но не так. Понимаете, дело в том, что авторская и эстрадная
песня — это, как говорят в Одессе: две большие разницы — это совсем разные
жанры. Дело в том, что ав… эстрадная песня
предполагает несколько авторов: автора музыки — композитора, автора текста —
поэта, интерпретатора — тоже автора — исполнитель, который перед вами
работает. За ним громадный оркестр иногда, иногда ансамбль, в... всегда это есть
смена номеров, есть там ещё другие песни, фокусники,
там, жонглёры и так далее, всё время есть смена
света и э… потом антракт, буфет, ну и так далее. Одним словом, э... это всё
связано с большим зрелищем и
действом. И если вот это зрелище уйдёт из эстрадной песни, на мой взгляд она
очень много потеряет. И вы вот обратите
внимание, что почти никому в зрительном зале не приходит в голову
принести на эстрадный концерт магнитофон для того, чтобы записать. Вовсе не
потому, что не хочется их слушать дома, а просто, когда уйдёт зрелище,
много пропадёт. А вот мы, которые занимаемся
авторской песней, то есть, люди, которые делают всё вместе — я, например,
пишу текст и музыку одновременно, и когда меня
спрашивают, что раньше, я ответить не могу. Иногда, особенно по ночам, я
работаю… ра… работаю с маленьким магнитофоном, вот, гитара у меня в руках… и
сразу же… Представляете, приходит какая-то серьёзная
тема, какая-то строка — я сразу беру гитару и пытаюсь найти для неё какую-то
музыкальную форму, какую-то музыкальную основу. И иногда вдруг бывает, что
это точно вложится в более
быстрый ритм,
в более шуточного такого… шуточного склада мелодию, и тогда даже серьёзную
тему можно разработать в ироническом ключе, или наоборот. Так что это дело
очень живое — авторская песня. Она позволяет импровизировать, позволяет в
зависимости от зрительного зала, от вас, от ваших глаз, от вашей реакции
очень быстро перестроиться, заменить кое-что. Потом э... дать... придать другой
оттенок, расставить другие акценты. Потом, мои слова, глядишь какое-нибудь
слово заменю — мои слова, чё хочу, то и делаю, верно? <Оживление
в зале> Ну вот. А это… это позволяет действительно делать эту
песню более подвижной… более подвижной. Это дело очень дружеское. Вот нас
берут к себе в гости на магнитофоны, не просто так, чтобы там услышать и
разобраться, а что он там имел в виду, и в чём там дело, потому что э...
всегда хочется ещё раз послушать, если какой-то… какая-то нагрузка в тексте
есть, если это не просто развлекательная песня, там, например:
«Яблони в цвету, какое чудо…»
Ну вот, и всё, а дальше уже больше никто почти не помнит. Обычно я,
например, стараюсь, чтобы каждая песня несла свою информацию, имела идею
какую-то, какой-то сюжет. Ну вот. И из-за этого, из-за того, что мы такой большой упор делаем на
тексты, на содержание песни, мне кажется, что эстрадная песня э… вернее,
авторская песня, имеет право на существование на эстраде точно такое же, как
и эстрадная, у которой есть масса своих достоинств. Итак, но когда просит свой брат драматический актёр, я почти никогда не
отказываю. И вот, например, для спектакля «Последний парад» московского театра
Сатиры мною написано несколько песен, которые исполняют другие актёры
драматические, например, Анатолий Папанов. Он, правда, сначала всё
пытался подражать и петь в моей манере. Для этого он, там, курил много,
дышал холодным воздухом, выпивал накануне, <смех в зале>
чтобы хрипеть. Ну а потом у него ничего не вышло, а так как он — очень
яркий актёр, и я считаю, что когда человек сам имеет свою яркую
индивидуальность, он должен всё делать как он, а не как я. И, в конце концов,
он спел несколько моих песен в этом спектакле. Одну из них я вам сейчас
покажу. Это шуточная песня "Утренняя
гимнастика", которая потом попала на пластинку,
а теперь она исполняется иногда в домах отдыха, в санаториях, в здравницах. <Смеётся> |
|
|
|
|
|
|
Вот ещё одна песня, которая написана мной для спектакля «Звёзды для
лейтенанта». А вообще, эта песня написана на действительной истории, которую
мне рассказали. И так как я пишу часто песни от первого лица, то люди из-за
этого спрашивают меня часто: не воевал ли, я не плавал ли, не летал ли, не
сидел ли и так далее. <Смех в зале>
В общем, это совсем всё не так, потому что просто я придумал такую форму —
"песни-монологи" — и почти везде я говорю «я» от первого лица. Это из-за того,
что я — актёр, и я пытаюсь влезть в шкуру того человека, от имени которого
пишу. Это мне помогает и писать, и играть этого человека насколько я могу.
Просто многие люди рассказывают всевозможные истории своей жизни, они
откладываются где-то, а потом они воплощаются в песни. Вот эта история — такая. Это есть один замечательный человек, дважды
герой Советского Союза Николай Скоморохов, который… которому было
девятнадцать–двадцать лет
во время войны, и который сбил знаменитую "бриллиантовую двойку" во время
великой воздушной битвы над Кубанью. Это были… была знаменитая эскадрилья
«Удет», немецкая эскадрилья, которая воевала, они все были кавалерами
бриллиантовых крестов, награждены лично фюрером. И вот он в одном воздушном
бою сбил "бриллиантовую эту двойку", потому
что во… в предыдущем бою погиб его
друг, и он охотился… Ему была разрешена индивидуальная охота, он взлетал
пятнадцать–шестнадцать боевых вылетов в день, наконец нашёл их и уничтожил. Ну вот. Э… И я
эту песню написал просто под впечатлением его рассказа о его ведомом,
которого он потерял. |