|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
<Шум зала>
Значит, так. Волею обстоятельств я выступаю с такими... я произвожу
такие встречи вот со зрителем, как с вами, которые называются "лекции". Темы
этих лекций — "Музыка и поэзия в театре и кино". Ну, как вы понимаете, я не
просто лектор. Вернее, я лектор, но у меня нету таких диаграмм, диапозитивов
для демонстрации, там, с ростом надоев и так далее, и у... поэтому я
иллюстрировать свою лекцию, свой рассказ буду песнями, стихами. И ещё будет
работать сегодня перед вами актёр нашего театра Иван Бортник. А, в общем, в
основном, разговор у нас, конечно, пойдёт о том, чем я занимаюсь впрямую,
помимо своей деятельности официальной такой э... Ну, чем я живу, собственно
говоря — театр и кино. Ещё разговор пойдёт об авторской песне больше всего.
И я вам буду рассказывать, ну, конечно, как я понимаю авторскую песню,
потому что я ей занимаюсь. Я знаю, что встречаться, вот когда называешь
встречами, лучше, конечно, за столом, когда есть атмосфера такая, когда
после второй все друг друга любят и расслабляются, там, слушают внимательно,
поют...
<—>
...диалога не получится. Получится мой монолог, в основном, но если
всё-таки вы хотите что-то спросить, вас заинтересует не из личной жизни,
конечно, а из общественной, <смеётся>
вот, я с удовольствием вам отвечу. Щас я начну, чтобы вы не подумали, что
вот вышел человек, как чёрт из бутылки, и начал разговаривать. Я вам покажу
песню, которую я пою в спектакле нашего театра "Пристегните ремни". Песня
называется "Мы вращаем Землю". |
real |
mp3 |
txt |
htm |
1. |
|
От границы мы Землю вертели назад... |
|
|
|
|
|
|
|
real |
mp3 |
txt |
htm |
2. |
|
Я говорю как МХАТовский лазутчик... (2 строки) |
|
|
|
|
|
|
Вот. <Смех в зале> Значит, и вот
я сегодня говорю уже к ва... с вами не как МХАТовский лазутчик, <смеётся>
а как актёр Театра на Таганке, потому что, посмотрев этот спектакль, мне
показалось, что песни, которыми я уже к тому времени занимался, они написаны
в этом ключе, и мне показалось, что я смогу там работать не только как
актёр, но и как автор. Так оно и случилось... Я стал писать песни для наш...
наших спектаклей.
И вот, э… например, "Антимиры". У нас есть поэтических спектаклей много,
на которые мы сами пишем музыку. И театр этот ещё необычен тем, что мы не
токо исполнители. Ведь актёр — это же исполнительская профессия. Конечно,
замечательная. Можно исполнить хорошо, можно — плохо. Но лучше — хорошо,
конечно. Вот. И если хороший актёр — всё это хорошо. Но только актёр всегда
в театре на самой низшей ступеньке, что ли, театрального искусства. Потом
над ним режиссёр, потом есть автор, потом есть дирекция, начальство, господь
Бог, а он где-то там внизу. Вот.
Ну а у нас это немножко по-другому, потому что мы ещё... ещё занимаемся
и авторством. Многие из нас пишут э… тексты, интермедии всевозможные. Есть
даже люди, которые занимаются написанием инсценировок. Есть люди, которые
пишут музыку и стихи.
Вот, э… например, спектакль "Антимиры". Музыку написали Хмельницкий,
Васильев и я в этом спектакле. А пришла такая идея много уже лет тому назад
— "Давайте поставим "Антимиры"! Потому что так случилось, что в России
невероятная тяга к поэзии. Это давно, это традиционно у нас. И совсем не
потому, что они, поэты все эти, были великими поэтами и хорошо писали стихи,
но ещё и потому, что они были приличными людьми, высокими гражданами и
всегда себя достойно вели в этой жизни. Ну и как-то вот так случилось, что
поэзия как заняла место во главе нашей литературы, так до сих пор это и
длится. Вот. И нельзя было не поставить ничего поэтического, никакого
поэтического спектакля. И мы сделали спектакль по Вознесенскому. Ну, вы
знаете, судьбу этого спектакля. Мы сначала его хотели один раз сыграть, а
потом мы теперь его играем тысячу раз. Уже с ума сошли от произнесения одних
и тех же текстов. Плюс ко всему прочему, мы пользуем это в концертах. А
снять спектакль нельзя, потому что мы работаем... мы должны деньги
зарабатывать, как говорится, и план выполнять. Ну из-за этого, благо, он
живой, Андрей, хотя он всё время ездит, но, во всяком случае, он иногда
возвращается и приносит новые стихи.
И вот не так давно он принёс новое стихотворение своё, которое
называется "Пошли мне, Господь, второго, или Песню акына". И я написал...
вот такую сделал музыкальную основу для этой песни. Многие люди думают, что
это просто моя песня. Нет, это песня Вознесенского. Стихи Вознесенского. |
real |
mp3 |
txt |
htm |
3. |
|
Не славы и не коровы... |
|
|
|
|
|
|
|
real |
mp3 |
txt |
htm |
4. |
|
Вдох глубокий, руки шире... |
|
|
|
|
|
|
|
real |
mp3 |
txt |
htm |
5. |
|
Я бегу, бегу... топчу, скользя... |
|
|
|
|
|
|
|
real |
mp3 |
txt |
htm |
6. |
|
Сороковые, роковые... (читает Иван Бортник) |
|
real |
mp3 |
txt |
htm |
7. |
|
Я вам мозги не пудрю... |
|
|
|
|
|
|
|
real |
mp3 |
txt |
htm |
8. |
|
Давайте после драки... (читает Иван Бортник) |
|
real |
mp3 |
txt |
htm |
9. |
|
На братских могилах не ставят крестов... |
|
|
|
|
|
|
|
real |
mp3 |
txt |
htm |
10. |
|
Я не люблю фатального исхода... |
|
|
|
|
|
|
|
real |
mp3 |
txt |
htm |
11. |
|
Дорогая передача!.. |
|
|
|
|
|
|
|
real |
mp3 |
txt |
htm |
12. |
|
В жёлтой жаркой Африке... |
|
|
|
|
|
|
|
real |
mp3 |
txt |
htm |
|
|
"Ой, чем-то наша славная земелюшка?.." (1 куплет) |
|
|
|
|
|
|
И потом Буцко написал з… удивительные плачи и мы... значит, женщины,
шесть таких плакальщиц в чёрном поют эти плачи в этом спектакле. Это целый
спектакль в спектакле. Предположим, я написал, там есть такой у нас хор трёх
мужиков, которые не присоединились ни к восставшим, ни к этим самым... тем,
кто их давит. И вот они всё время смотрят на помост — что там происходит. У
нас такой деревянный помост из грубо струганых досок спускается от задника
сцены вниз, к плахе. И в плаху воткнуто два топора. Иногда они накрываются
золотой парчой и превращаются в трон, а топоры — в подлокотники трона. Вот.
Ну и такая толпа. Мы играем по пояс голые, босиком, в парусиновых штанах,
об... повязанные верёвками, с топорами. Больше тоже ничего в спектакле в
этом нет. И такая вот эта вот лавина этих тел катится вниз, к плахе, потому
что бунт был обречённый. А вот эти мужики — они смотрят на помост и не очень
соображают, что ж там происходит. И они поэтому поют всё время там:
Иван... Нет... |
real |
mp3 |
txt |
htm |
13. |
|
- Кузьма! Андрей!.. (1 куплет) |
|
|
|
|
|
|
И так далее. Это я написал для них это... <Смех
в зале> Они... Значит... Вот.
Так что, видите, как много сделано
рядом. Но мы пытались на уровне Есенина. Это было очень сложно. Поэтому мы
всё это у... убрали вот именно вот в эти песни, в такие всевозможные
прибаутки. И получился и... целый поэтический образ спектакля. То есть, в
спектакле присутствует поэзия в чистом... не в чистом виде, в виде стихов, а
в виде, ну, всех атрибутов, присущих поэзии, что ли, я не знаю, там:
метафоры, символики, образности и так далее. Вот поэтому многие наши
спектакли, которые сделаны даже на прозе, можно назвать поэтическими.
Ну что же. Щас я хочу вам ещё показать одну песню. Как будущим
учёным. |
real |
mp3 |
txt |
htm |
14. |
|
Товарищи учёные, доценты с кандидатами!.. |
|
|
|
|
|
|
|
real |
mp3 |
txt |
htm |
15. |
|
На реке ль, на озере... (2 куплета) |
|
|
|
|
|
|
В этой песне был очень точный подтекст, что, в общем, не так легко будет
со мною ему разговаривать, и вообще как-то вывести меня на чистую воду. Вот.
Писал такие песни.
А потом и это занятие бросил, потому что это занятие не благородное. Я
стал писать песни, которые звучали или за кадром, или во время титров.
Песни, которые давали настрой всей картине. Так было у меня в фильме
"Вертикаль". Это одна из самых удачных моих работ в кино, я так считаю,
потому что, вы обратили внимание, что там ни... ни изображение не мешает
песням, ни песни — изображению. Я уже говорил, что бывает так, что ты пишешь
что-то, я го... как вот... вот его подманиваешь, это вдохновение. Оно редко
посещает. Иногда почаще, но, в общем-то, довольно редко. Это состояние души,
которое объяснить нельзя, и подманить его трудно. И вот когда это случается,
и ты что-то сделал, тебе понравилось, и вдруг я прихожу — а это оказывается
во время титров, значит, она идёт, когда там написано: директор картины —
такой-то, гримёр — Тютькин и так далее. И ты, в общем, вроде, или читаешь,
ещё слушаешь, что там он... Вот. И я всё время спорю опять же с режиссёрами,
что давайте всё-таки как-то для песни найдём хорошее место. И мы находили. И
в "Вертикали" мы нашли удивительные места для этой песни. И песня стала
работать, например, для продления времени.
Я начинаю петь "Песню о друге", а они уходят в горы. Заканчиваю — они
уже на вершине. Прошло десять часов, а я всего две минуты спел песню. В это
время показывали только виды гор, прекрасные виды гор, и звучала песня. И
многое другое.
И эти... эти песни запомнились. Я знаю, что строки из этих песен
альпинисты иногда высекают на камнях и ставят их на могилы погибших своих
товарищей. В общем, одним словом, работа зря не прошла.
И... и ещё я работал с прекрасным режиссёром на минской киностудии
Виктором Туровым, у которого была довольно сложная жизнь. Он был угнан в
Германию вместе с матерью, потом возвращался один по Европе, полгода шёл,
дошёл до...
Не надо кричать там! Кто там орёт-то?..
Сичас. <Смех в зале, откашливается>
Вот. И я с ним стал работать в фильме, который называется... который <смеётся>
называется "Я родом из детства". И там было много песен. Там даже... Причём,
тоже мы нашли для них... они звучат там очень по-разному. Там, предположим,
есть такая песня во время, ко... когда возвращается мой персонаж, я играю
там танкиста, капитана, который горел в танке, и в тридцать лет седым
человеком вернулся домой с искалеченным лицом. Ну его зовут тоже Володя,
как и меня, и имеется в виду, что он сам, вот когда лежал в госпитале, писал
песни себе.
И там есть, например, такая песня э... Щас я... |
real |
mp3 |
txt |
htm |
16. |
|
Мне этот бой не забыть нипочём... (1 куплет) |
|
|
|
|
|
|
И эта была. Потом вдруг начинала звучать пластинка как бы из довоенных
лет. Мы играли с Ниной Ургант сцену и заводили пластинку и там моим же
голосом, поётся песня, которую вы тоже, может быть, помните: |
real |
mp3 |
txt |
htm |
17. |
|
В холода, в холода... (1 куплет) |
|
|
|
|
|
|
А потом, после того как они
получают известие об окончании войны, инвалид на рынке моим голосом поёт
песню: |
real |
mp3 |
txt |
htm |
18. |
|
Всего лишь час дают на артобстрел... (2 куплета) |
|
|
|
|
|
|
Из песни "Штрафные батальоны". И наконец, в самом конце звучит песня
"Братские могилы". Я её вам сегодня показал. И вот я здесь хочу вам
просто... Это такой маленький экскурс в свою уже историю. Там есть такое
совпадение изображения, музыки, текста и голоса Марка Бернеса, который
исполнял эту песню в конце картины, что она производила поразительное
совершенно действие на людей, которые были когда-то в оккупации, и... они
посылали нам письма. Ну, например, такое. Мы получили письмо от женщины,
которая шестнадцать лет после того... или, по-моему, даже больше, после
того, как она потеряла, на её глазах повесили двух её сыновей, партизан, она
потеряла память. И, в общем, была сначала в летаргическом сне, потом
разбудили, но памяти не было совсем. У неё была, знаете как, она по...
помнила, что было только две минуты назад. И всё. И когда она посмотрела
картину, у них показывали в больнице эту... этот... этот фильм, к ней начала
возвращаться память. Она узнала место. Она нам написала: "Я вспомнила, это
было вот эта стена". А на экране – изображение стены, выщербленной снарядами
и пулями, и женщины уже с сухими, уже всё выплакали, с сухими глазами
подходят. И кто ветку какую-то, там, кто цветок кладут на холмы
неизвесных солдат... такие холмики, на могилы неизвестных солдат. И звучит
голосом Бернеса вот эта песня "Братские могилы". И на неё... Это был такой
шок для неё, что к ней начала возвращаться память. Вот, например, такие
бывают странные, поразительные вещи с песнями, с музыкой, когда они очень
хорошо вмонтированы в изображение.
Ну и теперь вот ещё что. Я знаю прекра... Я много снимался в кино. Мне
не хочется петь ва... песен из кино. Вот, например, э… последняя у меня
работа моя в кино была неудачная. Я написал песни для "Робин Гуда", шесть
баллад, а п… их почему-то оттуда выбросили. Совсем я считаю, не то, что
несправедливо, это я, вроде, жалуюсь. Нет, я не жалуюсь. Мне просто противно
довольно про это говорить, про людей, которые почему-то посчитали, что
слишком драматические песни. А вот, дескать, "Робин Гуд" — это такое лёгкое
произведение. А чё ж такого лёгкого произведения там? Стреляют, кровь
льётся. Вот. Ну вот. И, значит, их нет, к сожалению, этих песен. Но я
собираюсь выпустить пластинку, в которой будет на одной стороне вот шесть
песен из "Робин Гуда", шесть баллад, и совсем, правда, даже не похожих на
то, что я делал раньше. Одна-то такая есть похожая, такая. |
real |
mp3 |
txt |
htm |
19. |
|
Если рыщут за твоею... (2 куплета) |
|
|
|
|
|
|
Вот такая была там песня. Но это, вроде, похоже ещё на то, что я раньше
делал. Но там были баллады о любви, о времени, такие философские всякие
вещи. Вот. Но я думаю, что вы их всё-таки услышите через некоторое время.
А щас я вам вот что хотел ещё. Многие спрашивают о работе в кино, о
том, как вот пишется для кино, о том, как съёмки происходят. И обычно
артисты приезжают к вам, к зрителям, и показывают то, что вот они сделали
когда-то, показывают на экране всевозможные отрывки из картин, вместе с вами
ум... умиляются на то, какие они были хорошие, красивые, молодые. Вот. А
потом выходят, говорят: "Вот тут вот, видите, вот тут меня били. Это было по-настоящему, потому что в кино снимается по девять дублей. Вот. И крупным
планом. Нужно, чтобы отлетала челюсть. Я ходил с такой щекой..." Всё это
за... забавно и любопытно, и есть много курьёзных всевозможных случаев. Я
этим не занимаюсь, потому что я предпочитаю работать живьём, натурой, как
говорится, показывать то, чего сделал. Вот. Это про... сделано было не тобой
и давно. Кино — это искусство, в основном, режиссёрское. Вот. И поэтому я
предпочитаю всегда что-то такое читать, петь, плясать, там. Всё, что я могу.
Одним словом, вот щас я вам всё-таки расскажу немножко о кино, но
не... не про съёмки в кино, а такой международный эпизод. Просто был такой
случай. Есть ак… актёр Шон Коннери. Он играл во многих фильмах по романам
Яна Флеминга — Джеймса Бонда, агента 007, он играл во многих картинах. Он
очень популярный человек. До такой степени популярный, что за ним охрана
ходит там, у них. Вот. И живёт он за колючей проволокой, чтоб к нему не
проникли. Через секретарей можно общаться. Одним словом, боится поклонников.
И его ка… несколько лет назад пригласили к нам сниматься в картину "Красная
палатка". Он приехал и, в общем, думал-то... Правда, сначала не хотел,
потому что думал, совсем его тут уж... Вот. Страна варварская, он думал, тут
его, значит, обязательно повесят за... за популярность. Ну, или разорвут на
части. И э… всё-таки он, когда приехал, он даже вздохнул полной грудью,
первые несколько дней ходил, набирал полные лёгкие воздуху. И никто к нему
не приставал, потому что никто у нас этих фильмов не видел. Чего ж? <Смех
в зале> Хо… Ходит какой-то человек, респектабельный господин,
там, лет пятидесяти, довольно такой симпатичный. Вот. Но никакой не супер.
Ну, в общем, такой лысоватый, седоватый уже. Вот. И не супермен. Ну, так вот,
люди ходили, ну, токо пройдут — токо что не плюнут. А так, в общем,
никакого уважения <смеётся, смех в зале>
ему не выказывали. Вот. Ну и когда он через некоторое время съёмки, уже
много длились съёмки, он решил, что надо, дескать, всё-таки объяснить
товарищам, кто я такой, и попросил администрацию, говорит: "Вы знаете, вы
всё-таки пригласите, там, ну всяких людей, актёров, актрис, конечно. Вот. И
журналистов, там. Ну и мы сделаем вечер". Он купил в "Берёзке" напитки
всякие дорогие иностранные, и стол хороший сделал. Он, надо вам сказать,
человек симпатичный. Вот я его знаю, любопытный. Он всех развлекал. Правда,
по-английски. А там, в этой компании, никто ни бельмеса по-английски не
смыслил. Поэтому чё-то он лопочет, так мы ему улыбались всё время. Вот. Но
потом всё выпили, съели да ушли. <Смех в зале>
И он остался... остался один у разрушенного стола и долго-долго говорил,
говорил: "Да, это, действительно, таинственная страна". <Смех
в зале> |
real |
mp3 |
txt |
htm |
20. |
|
Себя от надоевшей славы спрятав... |
|
|
|
|
|
|
|
real |
mp3 |
txt |
htm |
21. |
|
А у дельфина взрезано брюхо винтом!.. |
|
|
|
|
|
|
|
|