|
|
|
|
|
|
<Аплодисменты>
Спасибо. Ну...
Я никогда почти не даю петь своих песен эстрадным певцам, и не потому,
что я не люблю, как они поют, а просто они поют не так. Хорошо, но не так.
Они обладают вокальными данными, учатся в консерваториях, в музыкальных
училищах, ну, однако, просто между эстрадной песней, которой мы много-много
слышим по телевидению, по радио, вот, и авторской песней, которой я
занимаюсь, как говорят в Одессе, две большие разницы. Потому что эстрадная
песня предполагает наличие нескольких авторов. Это автор текста — поэт,
автор музыки — композитор, автор исполнения, интерпретатор — певец. И всегда
есть большой оркестр сзади или ансамбль какой-нибудь. Всегда мигает свет,
меняются номера, то акробаты покувыркаются, то там фокусники, то ещё... Вот.
И антракт есть, в буфет пойти и так далее. Одним словом, вместе с эстрадной
песней, когда мы говорим это понятие "эстрадная песня", то мы обязательно
понимаем под этим зрелище. И вот если зрелище убрать из эстрадной песни, она
очень многое потеряет. Ведь вы обратите внимание, если вы возьмёте пластинку
или запишите на магнитофон эстрадного исполнителя, чего никому в голову не
приходит делать, никто почему-то не приносит магнитофонов, чтоб записывать
эстрадные песни. Это просто потому, что
никакой но... никаких новостей, ничего неожиданного при вторичном,
третьем и четвёртом исполнении вы не услышите, потому что это раз и навсегда
отрепетировано, всегда одинаково, очень крепко, музыкально, потому что у нас
есть прекрасные музыканты и оркестровщики, но, как говорится, неожиданностей
не будет. Потому что эстрадная песня — это дело хорошее, но они очень мало
внимания уделяют тексту, уделяют очень мало внимания словам. Иногда слышишь
такое с эстрады, что просто уши вянут. А иногда и уши не вянут, а просто
никакой информации. Ну, иногда просто не... я даже не знаю, что привести в
пример, ну, даже те же самые многими любимые "Яблони в цвету — какое чудо..."
и так далее. Ну и что. И действительно, здесь все знают, что это,
действительно, чудесно. Яблони в цвету, здесь много яблонь. Вот. А что
дальше — ну, ничего. Я предпочитаю, чтобы в любом произведении, любого жанра,
даже в песне, в короткой новелле, обязательно было какое-то содержание,
какая-то мысль, какая-то идея, какой-то... ну, хотя бы новелла, там, чтоб там
было что-нибудь рассказано, чтоб люди, ещё раз послушав, нашли в ней что-то
новое или попытались понять, что хотел сказать автор. И вот мы, которые
занимаемся авторской песней, мы это дело учитываем, потому что у нас нет в
поддержку оркестра сзади, есть только вот этот вот инструмент, вот эта
гитара, ваши глаза и то, что мы хотим рассказать о тех событиях, о которых
написано, но только, как мы это видим
и понимаем, и чего мы хотим от этой вот ситуации, о которой идёт речь, от
этих людей, от этой жизни. Вот. И я пишу всё вместе, я пишу всё сам — и
музыку, и текст, и сам исполняю. Мне, конечно, с одной стороны проще,
сложнее, я понимаю, с оркестром лучше. Вот. Но и проще, потому что у меня э…
есть возможность импровизировать. И в зависимости от зрительного зала,
который сегодня пришёл сюда, сегодня пришёл, я могу поменять очень многое,
могу, в конце концов, даже слова поменять, потому что мои слова — чё хочу,
то и делаю, верно? Там, одно выкинул, другое вставил, в общем. Почему нет?
Ну и могу настроение поменять в песне, взяв её... сп… спев её побыстрее
немножко, придав ей комедийную окраску, если она была печальная и наоборот.
Одним словом, всё в наших руках. И если вы придёте в другой раз на моё
выступление, вы убедитесь, что я никогда не пою одинаково, обязательно есть
что-то новое. Я просто не могу, не то, что не хочу, а не могу спеть также,
как в прошлый раз.
Ну вот, сделав такое
глубокомысленое вступление в защиту авторской песни, я всё-таки должен
сказать, что я иногда делаю исключения и отдаю свои песни
петь, но, в основном, драматическим артистам. И так было недавно, я
отдал свои песни петь Анатолию Папанову, который играл в театре Сатиры пьесу
"Последний па...". Вы напрасно смеётесь. Вы думаете, что если Папанов, то
значит очень чё-нибудь смешное? Не обязательно. Он играл в фильме,
например, "Живые и мёртвые" играл Серпилина прекрасно. Он замечательный
драматический артист. Но, правда, он и комедиограф замечательный. <Откашливается>
Я ему принёс песню, он как раз там комедийную роль играл. Он стал просить
меня, чтоб я его поучил. Он хотел как я. И он, значит, специально срывал
голос, пил излишне, там, дышал холодным воздухом. <Смех
в зале> Ну а потом мы бросили это занятие бесплодное. Потому
что у меня голос всегда такой был, и я с ним ничего не делал. И даже когда я
был совсем малолеткой и читал стихи инвалидам, они говорили: "Надо ж! Какой
маленький, а как пьёт!" <Смех в зале>
Вот. То есть, голос... тембр голоса был всегда такой. Я его, правда, немножко
подпортил, конечно, и куревом, и другими делами. Но всё-таки <смеётся>
не очень. Он раньше назывался почему-то "пропитой", а теперь из уважения
говорят "с трещиной". <Смех в зале,
смеётся> Ну вот. Значит, он пел, как он. А это — самое ценное. Зачем кому-то
подражать, когда можно послушать того, кому он подражает. Верно? Вот. И… или
должны быть имитаторы, там, пародисты. Это совсем другое дело. А если быть
на кого-то похожим — это неинтересно. Анатолий Папанов сам яркая очень
личность, он замечательный тип и прекрасный артист и, в общем... Короче
говоря, он сам может показать что почём. Вот. И поэтому он спел это очень
хорошо. Песня называется "Утренняя гимнастика", шуточная весёлая песня. А я
её потом записал на пластинку. Но, так как вы меня живьём не слышали, я вам
щас её исполню. |
|
|
|
|
|
|
<Аплодисменты>
Благодарю вас. Вы знаете,
я свои выступления никогда не называю "концертами", потому что у нас
какая-то совсем обстановка не концертная. Верно? Вот. Разговариваем сидим,
как дома. Конечно… Я называю свои выступления встречами. И хотя встречаться
лучше дома за столом, потому что после второй–третьей все друг друга любят,
уважают, поют вместе, разговаривают и так далее. Но, к сожалению, мы не
можем с вами посидеть за столом, надо слишком длинный стол. Вот. Это первое,
а во-вторых, мы не можем с вами вести диалога, потому что всё-таки вы пришли
за тем, чтобы послушать песни и что-то услышать. Вот. И всё-таки атмосфера,
которая вот есть дома непри... непринуждённости вот такой, когда друзей
принимаете, такой свободы, это хорошо, когда она устанавливается между
зрительным залом и сценой. Я это ценю больше всего в этих выступлениях,
больше всего. И хотя я понимаю, что каждый артист любит, когда аплодируют,
это всё понятно и хорошо, когда сам работаешь, не халтуришь, то хочется,
чтобы и зрительный зал тоже не халтурил, это всё правильно. Но самое ценное
для меня, повторяю, это вот эта вот атмосфера, поэтому, пожалуйста, откиньтесь
на спинки, отдыхайте, а я уж буду вкалывать перед вами. Если вы захотите
что... если вы захотите что-то спросить, пожалуйста, я с удовольствием
отвечу на ваши вопросы. Хорошо бы не из личной жизни, там, скоко раз
женат, скоко разведён. Я не могу отвечать на такие вопросы — я сам забыл.
Вот. А... А лучше из творчества, что собираюсь делать, с удовольствием вам
расскажу. Или, там, по поводу песен.
И теперь ещё что. Вот из-за того, что я так работаю, стараюсь
работать просто очень и на сцене, и в своих песнях. Я вылизываю каждое
слово, очищаю всё лишнее, делаю так, чтобы это доходило сразу до… до моих
слушателей, до моих зрителей. И э… и музыку делаю такую, чтобы она не мешала
словам. И люди думают, которые слышат эти песни, что это направлено прямо
непосредственно к ним. Это замечательно. И они мне пишут письма, и очень
много спрашивают у меня, разных вопросов задают, там, ну, например: не плавал
ли я, не летал ли, не сидел ли, не воевал ли, <смеётся>
не шоферил ли и так далее. Ну, тут дело в том, что, вероятно, оттого, что я
пишу всегда песни от первого лица, пишу песни, так называемые,
"песни-монологи", как и написано на пластинке на моей. Это потому, что...
потому что просто, ну, так проще, вы знаете, и ещё из-за того, что там есть
частица моя. Но для того, чтобы прожить все эти жизни, нужно было бы мне
там, ну, не знаю, лет шестьсот что ли. Вот. И не обязательно заниматься теми
профессиями, от имени которых идёт речь, это совсем не обязательно. Просто
нужно желать услышать людей, увидеть то, чего, может быть, другой не увидел.
И самое главное, желание рассказать это вам как я это понимаю, как… как я на
это смотрю, и как я воспринимаю этих людей, эти события.
Вот сейчас я хочу вам показать песню о шоферах-дальнорейсовиках, там тоже
говорится "я-я". Но это было не со мной, это было с одним моим другом,
который мне рассказывал эту историю. История эта называется "Дорожная
история". |