|
|
|
|
|
|
<Аплодисменты>
<В стороне>:
<Неразборчиво>.
Добрый день! Всё-таки я до вас
долетел, самолёт приземлился. Хотя, когда вам объявили, что самолёт ещё
летит, я уже был здесь и знал точно, что выйду на сцену. Вот ещё снова рад
встретиться, потому что был один день перерыва — я вчера играл Гамлета в
Москве, и вот снова вернулся сюда.
Я работаю в Москве, в московском
Театре на Таганке. Этот театр знаменитый щас уже стал. Мы были три года
тому назад, например, на КАМАЗе. И даже думали попасть сюда, но вот не доехали,
и я один приехал без труппы. Знаменит этот театр теперь не только в Москве и
по Союзу, но стали его приглашать и за рубеж. Были мы в прошлом году в
Югославии. И даже получили на БИТЕФе, это — белградский интернациональный
фестиваль, получили даже первый приз за спектакль "Гамлет".
Ну вот. А театр интересный, потому
что он очень яркий по форме. Это театр, в котором много зрелища и никогда
вы, придя в этот театр, не останетесь равнодушными. Там может нравиться, не
нравиться, но, во всяком случае, равнодушных не бывает. И даже на одном из
спектаклей в нашем театре висят че... три ящика: чёрный, красный и жёлтый. И
вот если понравится вам спектакль, вы опускаете кусочек билета в красный
ящик, не понравится — в чёрный, ну, а если вам никак уж это, ни то, ни
другое, тогда – в жёлтый. Ну, потом мы всё это дело вытаскиваем и
выбрасываем. Вот, но предварительно смотрим, где что было. Во всяком случае,
в жёлтом ящике никогда ничего не было. Значит, люди равнодушными на
спектаклях не остаются.
Ещё не только из-за того, что
яркий по форме, очень такая точная направленность идейная в этом театре. В
этом театре очень много спектаклей, сделанных по поэзии, по чистой поэзии –
о Пушкине, о Маяковском, спектакль на их стихах, э… Андрея Вознесенского
спектакль, по Евтушенко, по поэзии Евтушенко был спектакль. Ну и в этом
театре с самого начала было заявлено во весь голос, что мы будем широко
использовать песню и музыку в наших спектаклях. Я сразу включился в эту
работу, у нас многие актёры пишут для нашего театра – кто инсценировки, кто
какие-то сцены и так далее. Я начал писать песни, начал писать стихи, начал
писать музыку для наших спектаклей. Вот эта песня, которую я вам только что
показал, называется она «Мы вращаем землю», она попала потом на пластинку,
но вначале она исполнялась в спектакле «Пристегните ремни». Я пою её в
полной солдатской выкладке – сзади автомат, впереди гитара, тоже как оружие,
прохожу по зрительному залу и… от сцены до самого конца и пою эту песню. Я
много пишу военных песен, и даже меня иногда спрашивают в письмах, мол,
дескать, ну, например, там: «Не тот ли Вы самый Владимир Высоцкий, с которым
мы под Оршей выходили из окружения?» Или, там: «Были ли Вы на третьем
Украинском фронте, деревня такая-то, в такое-то время?» Нет, не был никогда,
я не воевал, хотя меня часто спрашивают: не воевал ли я, не летал ли, не
плавал ли, не сидел ли и так далее… <Оживление
в зале> Вот. Потому что э… такое э… разнообразие тем люд… людям
позволяет думать о том, что вот, мол, дескать, человек должен был пройти
через всё это. Но тогда не хватит и пятьдесят жизней для того, чтоб пройти.
Нет, я просто, вероятно, люблю наблюдать за людьми, люблю новую обстановку,
и потом хочется это всё переварить в себе и сказать своё мнение обо всём
этом. Поэтому я так много пишу песен о войне, потому что у нашего поколения
есть, если не чувство вины, то, во всяком случае… ну как-то на совести, одним
словом, неспокойно, что не пришлось по… принимать участие, и мы в теперешней
своей работе, в делах как бы довоёвываем, что ли, как вот, например, я
занимаюсь песнями, значит, в песнях.
Ещё одна военная песня. Называется
она "Тот, который не стрелял". |
|
|
|
|
|
|
<Аплодисменты>
И ещё я хотел вам несколько слов
сказать вот о чём. Вы знаете, я свои концерты… вернее, свои выступления
никогда не называю "концертами", потому что я их не считаю концертами.
Концерты – это… это нечто другое, это зрелище, это там... Вот, а я называю
свои выступления "встречами", потому что… потому… ну, конечно, «встречи»…
встреча — это относительная, потому что встречи хороши дома за столом, там,
в сопровождении друзей и напитков, и когда хорошая атмосфера, люди
расслаблены, освобождены, друг к другу хорошо относятся, слушают
внимательно, иногда не слушают, вместе поют, разговаривают о чём-то. Вот
такой атмосферы, ну, может быть, только без напитков, конечно, хочется добиться
на таких выступлениях, на таких встречах. Потому что у меня ничего нет, у
меня нет оркестра сзади за мной, у меня есть только вот эта гитара, ваши
глаза. Я всегда прошу зажечь свет в зрительном зале, чтобы видеть людей, ну
и, конечно, то, что я хочу вам сказать и больше ничего. Значит, это… это
оттого, что э… разные жанры и... Авторская и эстрадная песни – это совсем
две больших разницы, как говорят в Одессе, потому что эстрадная песня
предполагает наличие нескольких авторов сразу, скажем, автор текста
отдельно, автор музыки отдельно, интерпретатор, то есть, певец, тоже
отдельно, оркестр громадный иногда, очень большой сопровождает его во главе
с дирижёром, или он сам художественный руководитель, как сейчас модно, смена
номеров, то акробаты кувыркаются, девочки танцуют, фокусники фокусничают.
Одним словом, в эстрадной песне присутствует очень много зрелищности,
зрелища. И если его убрать, то очень много из эстрадной песни исчезнет.
Именно поэтому, мне кажется, например, на нормальные эстрадные концерты
обычные люди не приносят магнитофонов, чтобы втихаря из карманов записывать,
что там певец поёт. И вовсе не потому что там он… ему не нравится, нет,
наоборот, они поют хорошо, и все они обладают вокальными данными, учились по
пять лет в консерваториях. Я, например, считаю, что я совсем не певец, я
просто исполняю свои произведения как могу, а певцы — они действительно
поют, но их почему-то не хочется так уж особенно взять с собой в гости домой
на магнитофонах и так далее. Иногда послушать возможно приятную песню э… на
пластинке, тем более, можно найти. Вот. Но, а, в общем, когда зрелище уходит,
многое из эстрадной песни пропадает. Авторская песня совсем наоборот. Это
как раз такой вид искусства, как… который хочется ещё раз прослушать эту
песню, забрать с собой в гости человека, который только что перед вами
выступал, пос… посмотреть, что он там име… имел в виду в той или иной песне,
о чём он хотел сказать, посмеяться ещё лишний раз, подумать о чём-то. В
общем, мне кажется, что это дело более живое и более дружественное. Именно
из-за этого, вот, хочется такой атмосферы, которая была… напоминала бы
встречу дома. И я знаю, что мы, люди, занимающиеся авторской песней, многие
из нас, во всяком случае, находимся в гостях у многих людей, мне там очень
хорошо, я благодарю этих людей за то, что они пригласили меня к себе в гости
в виде магнитофонной плёнки.
Ну вот, значит вот, я не даю певцам петь
песни не потому что они делают это плохо, наоборот, они делают это хорошо,
но не так. Я могу в с… в песне в своей, потому что я сам всё делаю: сам пишу
текст, музыку, сам тут же исполняю вам это на гитаре. Работаю… всё делаю
одновременно, ночью, отнимаю у себя время от сна и от других дел. Вот. И по…
поэтому, так как это так сделано вместе всё, как какой-то сплав, поэтому я
на публике, вот, выходя к вам, могу кое-что даже менять, потому что мои
слова, чё хочу, то и делаю, верно? Глядишь
какое-нибудь слово поменяю — это первое, а потом от настроения публики
многое зависит. Вдруг эта песня зазвучит… смешная песня зазвучит погрустнее,
а бывает и наоборот, вот так.
Но всё-таки я сделал исключение и
одну из песен своих шуточных я отдал актёру Анатолию Папанову, он, правда,
не певец, а актёр драматический. И он исполнял её в спектакле "Последний
парад" московского театра Сатиры. А песню вы знаете — она была на пластинке.
Называет... С утра её хорошо спеть. Называется она "Утренняя гимнастика". |