- Back - Код: 00_0538
Владимир Высоцкий
15 ноября 1976 года.
Москва /Окружной проезд, 27/
научно-исследовательский институт «Пульсар», конференц-зал.

Запись: штатный радист НИИ «Пульсар» Валерий Фёдорович Новиков.
Длительность записи: 66 минут.
Оцифровка - Николай Цанков /Болгария/
Стенограмма - Алексей Еськов.

mp3 mp3 txt htm 1. От границы мы Землю вертели назад... (дефектная)
         

<Аплодисменты>
  
Спасибо.
  
Не взыщите за такую атаку сразу, просто это я сделал для того, чтоб вы не перепутали меня с кем-нибудь другим. Вот. Ну а потом эта песня, которая исполняется в спектакле в нашем, хотя написал я её просто так, для своих друзей. Это часто бывает, что я пишу песни для своих друзей, для себя, а потом они попадают куда-нибудь в кино, в театр и так далее. Ну вот.
  
Когда я к вам пришёл сегодня, то внизу три очаровательных девушки, стоя у зеркала, сказали: "А вот эта кровь, которая осталась от Высоцкого!" Она... Там были такие пятна красные около зеркала. Я, значит, подумал, что хорошо, что ещё не сказали, что это... хорошо, что не сказали: "А вот песок, который остался!" <Смех в зале> Вот.
  
Значит, так как у вас сегодня устный журнал, я так понимаю, я последнее время выступаю довольно часто от общества "Знание", и у меня есть такая... Вы напрасно смеётесь над обществом "Знание". Это общество серьёзное... <смех в зале, откашливается> серьёзное. Вот. И я там читаю лекцию, от этого общества. Я серьёзно говорю, ну, почему вы так это воспринимаете? <Смех в зале> Дело в том, что э… тема моей лекции такая: "Музыка и поэзия..." Вернее: "Песенная поэзия в театре и кино". Ну, это такая форма, где я немножечко рассказываю о театре и кино с иллюстрациями. А какие могут быть у меня иллюстрации? Я не п... не привожу никаких диапозитивов, никаких диаграмм не вешаю, а просто пою свои песни и читаю свои стихи. Ну вот. И это новая совсем форма для меня. Я никогда раньше этого не делал. Я просто выходил вот сюда, на аудиторию, к вам, и просто исполнял подряд, почти без пауз свои песни. Почему я это всегда так делал? Потому что для меня очень важна атмосфера, которая между зрителем и мной устанавливается, потому что простоять здесь вот, там, час или час с лишним с этим инструментом и спеть двадцать с лишним вещей — это кроме того, что это трудно и... и так далее, но это ещё требует всё время вашего внимания. Поэтому я всегда песни чередую: делаю сначала несколько серьёзных песен, потом шуток и так далее, и так далее, чтоб не давать особенно отдохнуть и не особенно уставать. Вот.
  
Ну а сегодня я буду делать вот то, о чём я вам сейчас сказал, то есть, буду вам показывать песни. Вероятно, для вас будет кое-что новое. Вот. Но всё-таки, так как это устный журнал, я хотел бы вам несколько слов рассказать ещё мною никогда не произнесённых. Это просто про наши гастроли в Югославию, в которых мы были только что с нашим театром. Мы вернулись месяц тому назад из двух э… стран сразу. Вот. Из Югославии и Венгрии. В Югославии был очень представительный форум театральный, который называется белградский интернациональный фестиваль — БИТЕФ. Это был э… такой десятилетний БИТЕФ, юбилейный. То есть, он был очень представительный. На этом э… форуме было примерно восемнадцать стран различных, включ... почти со все... из всех континентов и даже, по-моему, какая-то австралийская труппа была. Я не видел, что они делают. Вот. Но говорят, что это тоже было очень интересно. Правда, форум был очень представительный, потому что в компании с нашим "Гамлетом", который получил первую премию э… на этом фестивале, были ещё такие фамилии, как теа... как Брук, его... с его театром и с новой пьесой, которая называется "Племя Ик". Это очень странная история. Они играют в полуразрушенном каком-то странном здании, которое он специально выбрал. Я их в Париже ещё видел до этого. Там они играют в театре, в старом театре, который они чуть-чуть привели в порядок, и всё оставили такое обшарпанное, и оставили такой старинный вид, и убрали сцену совсем, и играют прямо перед зрителем вот на таком круге. Выносят какие-то мешки, рассыпают песок, кладут камни, делают такую обстановку, вроде... вроде бы как будто это на природе, и начинают разыгрывать странную историю про одно племя, за которым наблюдает исследователь. Приезжает исследователь на "Лендровере" и начинает наблюдать, как это племя потихонечку вырождается. А оно вырождается потому, что их согнали, в общем, с земель, и им делать нечего, и они то едят, то не едят, и потихоньку так п… вот вырождаются. И он, этот исследователь, всё записывает за ними, как они вырождаются, потом, значит, снимает их, потом переводит на публику свой аппарат, намекая, что она тоже вырождается. <Оживление в зале> Вот. Ну, это, правда... Это я так, в шутку, но спектакль, действительно, невероятно интересный, очень хорошо сделанный. 
  
И ещё третий спектакль, э… "Эйнштейн на пляже" — это такой, типа мюзикла, такая полуопера, которую поставил американский режиссёр Уилсон. Вот эти вот три фамилии: Любимов, Брук и Уилсон получили первую премию. Мы были названы первыми, причём, все... всё... вся эта компания довольно тоже представительная и состоящая из очень респектабельных людей и ведущих критиков, они часов до пяти утра драли глотку на тему, значит, кого писать первыми. И написали нас. Так что спектакль "Гамлет", где я играю роль Гамлета, получил первую премию в Югославии. Мы окрылённые... <Аплодисменты> Спасибо. Ну, конечно, набросились... со... страшно набросились журналисты, которые требовали всевозможных интервью, всевозможных пресс-конференций, и все спрашивали: "Ну а расскажите, пожалуйста, а какая вот трактовка?" Ну и если было бы возможно им рассказать... Я всегда отвечал на этот вопрос так, что если бы можно было рассказать, про что мы играем "Гамлета", и как он отличается от других "Гамлетов", которые были раньше, то надо было бы полтора года рассказывать, а именно, ровно столько, сколько мы репетировали этот спектакль. Но, действительно, э… есть резкое отличие от почти всех постановок, которые были до нас, кроме э… удивительной постановки, потому что у нас там совсем отсутствуют декорации, вращается занавес, кото... вращается, ходит в разные... в разных плоскостях и си... он, как символ работает, то как Судьба, то как-то, если его осветят, он землёю выглядит, землистого такого цвета. Иногда как просто театральный занавес. За этим занавесом идёт своя жизнь, и можно его развернуть и показать, что в это время происходит там, а зритель всегда хочет заглянуть: а что же там. Вот.
  
И ещё была, конечно, разница в том, как мы его играли и трактовали, потому что я совсем не играю никакого принца Датского. Ну, хотя, в общем, так, в меру моих способностей, я так держусь прямо, разговариваю интеллигентно, стараюсь не шепелявить. А, в общем, в принципе, никакого такого принца, я его не знаю, какой он был. Знаю, что время было жестокое, мясо ели с ножа, спали на кожах и поэтому, значит, человек он был довольно земной, довольно резкий и... и жестокий, потому что он был воспитан в своей семье, так что кровь была сильна в нём. Папа его на дуэли убил своего конкурента Фортинбраса, просто вдвоём. Они решали споры так: войско стояло, а они дрались. И вот кто победит — тот и, значит, войско того и выиграло. Значит, вот этот самый Гамлет, который воспитывался в такой семье, а потом учился в университете, и стал человеком более интеллигентным, чем его окружение. Вот. Эта вот история, когда он наполовину уже ушёл, перешагнул то, что значит жизнь, в которой он живёт, а наполовину ещё завяз, как в могиле, в этой земле. Вот такого человека мы играем с не... с такими же страстями, как абсолютно... вот как все молодые люди этого возраста, от тридцати до сорока лет, которые и здесь сидят и живут. Вот. Он очень, мне... мне кажется, я... я никогда не халтурю, когда на... на сцене выступаю, то есть, я там не делаю вид, что мне страшно или больно, а на самом деле — нет, и я всегда стараюсь выкладываться, и теряю довольно много весу во время этого спектакля, что и было оценено критиками, что вот, дескать, вот они с таким темпераментом и напором играют, как мы никогда не видели. Вот это про "Гамлета", значит, почему он так и прошёл.
  
Теперь, э... Мы потом поехали в Венгрию, и опять гастроли театра. Мы же первый раз э... выехали вот на такие вот большие гастроли. Мы были в Болгарии в прошлом году и, наконец, вот в этом году, после долгих переговоров, поехали в Югославию и в Венгрию. И в Венгрии снова нас приняли очень хорошо, был опя... опять громадный интерес к "Гамлету" и какой-то критик написал, что вот, дескать, отличие моего Гамлета от других в том, что все Гамлеты до меня — они всё время думали, э… хотели найти доказательства, чтобы убить короля и отомстить за отца, а мой Гамлет, наоборот, он ищет доказательства того, что этот король не убивал, что он не виноват. Он очень не хочет убить. Но у него ничего не получается, и он вынужден убить, а, следовательно, и погибнуть. Перед началом спектакля всегда идёт э… такой... перед самым началом я пою на свою музыку стихи Пастернака, которые называются "Гамлет". Это тоже вызывало очень много споров: почему человек с гитарой выходит перед таким серьёзным спектаклем. Ну а мы это играем просто, как пролог, чтобы немножечко... немножечко подвинуть сюда, что вот такой человек, который играет на гитаре и сочиняет свои песни, сегодня перед вами будет представлять пьесу господина Шекспира "Гамлет". Вот. Это, э… значит, о поездке.
  
Теперь... совсем немножко о моих работах новых. Последняя моя премьера, к сожалению, с... со дня премьеры прош… прошло уже довольно много времени, почти год, но мы почти месяца три–четыре не работали: театр ремонтировался, ездили мы, так что, в общем, примерно семь–восемь месяцев я играю роль Лопахина в пьесе "Вишнёвый сад", которую в нашем театре поставил Анатолий Эфрос. Это очень интересный спектакль, на мой взгляд, ну и, если будет возможность, приходите и посмотрите. Там я... там я не пою, вот, как, впрочем, и во многих других спектаклях наших. Хотя так привыкли, что я обязательно должен петь. И всегда, когда меня приглашают в кино, меня обязательно просят, чтобы я что-нибудь написал и спел.
  
За последние... за последнее время я сделал несколько больших работ, песенных работ. Даже в театрах, где я сам не... не выступаю, но звучит просто вот голос, записанный, там, с гитарой. Это в пьесе такой "Звёзды для лейтенанта" в театре Ермоловой, где я написал пьесу... песню о лётчиках. Я вам её прямо щас и покажу.

mp3 mp3 txt htm 2. Всю войну под завязку я всё к дому тянулся...
         

<Аплодисменты>
  
Спасибо, дорогие.
  
Песня военная, называется она "Тот, который не стрелял".

mp3 mp3 txt htm 3. Я вам мозги не пудрю...
         

<Аплодисменты>
  
Ну, так как у вас институт всё-таки научно-исследовательский, то нужно спеть старенькую песню, которая называется "Товарищи учёные".

mp3 mp3 txt htm 4. Товарищи учёные, доценты с кандидатами!..
         

<Аплодисменты, откашливается>
  
Спасибо.
  
Я тут недавно извлёк на свет божий ещё одну песню, которая называется "Песенка плагиатора, или Посещение Музы". Ну, вы знаете, что плагиаторы — это такие люди, которые присваивают себе чужие произведения. Вот. И был даже случай, о котором я всегда рассказываю перед этой песней, что однажды поэт Василий Журавлёв взял да напечатал в журнале "Октябрь" стихи, которые, как потом оказалось, принадлежали Анне Ахматовой. Когда его спросили, зачем он это сделал, говорят: "Вася, ты зачем?" — а он говорит: "Не знаю, — говорит, — они, — говорит, — как-то сами просочились". <Смех в зале> Вот. А потом говорит: "Ну, подумаешь, какое дело! Пусть она моих хоть два берёт, мне не жалко!"

mp3 mp3 txt htm 5. Я щас взорвусь, как триста тонн тротила...
         

<Аплодисменты>

mp3 mp3 txt htm 6. Я не люблю фатального исхода...
         

<Опущено 2 куплета>
<Аплодисменты>
  
С этой песней тоже была довольно странная история. Я её просто написал так, потому что получал много писем, в которых меня просили: "Скажите, про что Вы пишите свои песни?" Ну, значит, я говорю, вот ч… про что вы слышите, про то и пишу. "Нет, ну что вы имеете в виду?" Я говорю: "Так если бы я что-нибудь ещё имел в виду, кроме того, что написал, я б написал совсем другое, вот то, что имел в виду". Ну и, значит, и очень многое спрашивали, спрашивали. И я решил вот такой, в виде ответа своим корреспондентам написать песню "Я не люблю". А потом эта песня попала в спектакль театра "Современник" "Свой остров", в которой она поётся... её поёт актёр.
  
Я очень редко отдаю свои песни. Вы знаете, я вообще отношусь к своим песням не то, что так уж сильно серьёзно, мол, вот, дескать, какие я песни... Нет. Но я к ним... много на них трачу времени, и я считаю, что авторская песня имеет такое же право на существование, как песня эстрадная, которая существует и так далее. Как вот песни, которые исполняются всевозможными коллективами, "Добрыми молодцами", и там, "Недобрыми..." Но, однако, э… у нас почему-то мало авторской песни вы видите и слышите и по радио, и по телевидению. А я это дело пытаюсь всё время утверждать, вот уже много времени. Иногда с пользой, иногда бесполезно. Но, во всяком случае, я от этого дела не отступаюсь, потому что я считаю это делом стоящим. Она очень живая, авторская песня, потому что человек, который сам пишет текст, музыку, а потом сам исполняет, да под гитару, ведь он же ведь хозяин. Понимаете? Я могу, например, мои слова, могу чё хочешь, то и делать. Могу изменить, могу не изменить, могу вдруг, в зависимости от настроения аудитории спеть в более быстром ритме, придать весёлый оттенок той или иной песне, и наоборот. А когда эта песня попадает, скажем, к какому-то певцу, у которого оркестр, они играют в определённом ритме, всё уже отрепетировано, сделано, отлажено, и она однообразна. Хорошо, но не так, понимаете? Поэтому я никогда другим певцам песен своих не отдаю.
  
Но вот всё-таки иногда просят, и вот я в театр "Современник" отдал, и Кваша поёт песню "Я не люблю", но тоже совсем не на сцене, а от имени театра. Он выходит как бы так вот отстранённо на... к порталу, его высвечивают, и он поёт. И эти песни дают возможность очень часто в спектакле сделать то, что невозможно сделать на сцене, потому что нужно очень много времени. Просто эту песню поёт главный герой и зрителям становится ясно, что он за человек. И не надо разыгрывать сцен, не надо о нём много рассказывать. То есть, песня очень может помочь в спектакле. Вот эта... в данном случае, эта песня. А потом я её записал на пластинку и, возможно, она когда-нибудь выйдет.
  
Теперь, э... теперь, я вам хочу спеть песню, которую, может быть, вы не знаете. Это новая вещь. Она называется "Баллада о моём старом доме, о моём детстве".

mp3 mp3 txt htm 7. Час зачатья я помню неточно...
         

<Опущено 5 куплетов>
<Аплодисменты>
  
Спасибо.
  
М-м… "Канатоходец", "Славный полк", "Вот исчезла дро..." Это такие песни, которые мало известны, потому что я их мало исполнял в выступлениях в своих.
  
"Какой-нибудь монолог на ваше усмотрение из "Гамлета"... Вы знаете, это невозможно. Вот это точно невозможно. Потому что это уж будет тогда какая-то клоунада. Это нельзя делать. Монологи читать нельзя. Вот так вот, с гитарой на сцене... Можно, конечно, но хуже. Вот.
  
Я вам хочу спеть несколько шуточных песен спортивных, ко... Некоторые из них вы знаете. Ну, одну, чтобы напомнить, потому что она уж и на пластинке побывала, и под неё, правда, уже и зарядку делают, называется "Утренняя гимнастика".

mp3 mp3 txt htm 8. Вдох глубокий, руки шире...
         

<Аплодисменты, откашливается>
  
А вот ещё песня, называется она "Марафон, или Бег на длинную дистанцию".

mp3 mp3 txt htm 9. Я бегу, бегу... топчу, скользя...
         

<Аплодисменты>
  
Спасибо.
  
Песня называется "Дорожная история".

mp3 mp3 txt htm 10. Я вышел ростом и лицом...
         

<Опущен 1 куплет>
<Аплодисменты>
  
Ну, раз мы коснулись автомобилей, то тогда ещё об автомобиле. Называется "Песня завистника". Автозавистника.

mp3 mp3 txt htm 11. Произошёл необъяснимый катаклизм... (дефектная)
         

<Аплодисменты>
   Так, которые... Я н… не пел на концерте в Париже никогда ничего... Ну вот, к... а как же, я-то причём тут? <Смех в зале>
   ГОЛОС ИЗ ЗАЛА: <Неразборчиво>.
   Да я всё понимаю прекрасно, так всё...
  
Не буду петь никаких романсов. Не потому, что я их не люблю, я к ним очень хорошо отношусь, но для романса нужно совсем по-другому. Романсы надо петь с сопровождением, в освещении или дома с... там... <Смех в зале> А это что? <Перебирает струны> Извините, пожалуйста, за фамильярность, но это, правда, так. Романс — это другое дело. Вот. Но я уж буду чё-нибудь петь, ладно? Может быть...
  
Вот ещё одну песню я вам спою такую, она тоже... ну, такая шутка. Называется она "Чужая колея". Ну, не совсем шутка, правда, но так...

mp3 mp3 txt htm 12. Сам виноват - и слёзы лью...
         

<Аплодисменты>
  
Спасибо. Спасибо. Спасибо.
  
Шуточная песня, называется "Инструкция перед поездкой за рубёж".

mp3 mp3 txt htm 13. Я вчера закончил ковку...
         

<Аплодисменты, откашливается>

mp3 mp3 txt htm 14. - Ой, Вань, смотри, какие клоуны!..
         

<Аплодисменты>
  
Ой! Спасибо!
  
Дорогие мои! Дак это же можно продолжать до бесконечности. Я и так думал, что уже... ещё только... А я уже... Такое перевыполнение у меня. <Оживление в зале> Значит, что бы… что бы вы хотели ещё, скажите, пожалуйста?
 
ГОЛОС: <Неразборчиво>  
 
Про лошадей? Про лошадей спеть? Пожалуйста.

mp3 mp3 txt htm 15. Во хмелю слегка...
         

   Спасибо.
<Аплодисменты>

Наличие фонограммы: 001 , 005 , ___ , ___ .
Наличие стенограммы: ___ , ___ , ___ , ___ .
Служебный блокнот: html | txt | doc | ?
Блокнот: html | txt | doc | ?

        Появление сообщений об ошибках при обращении к файлам RealAudio, mp3, txt означает, что к серверу, на котором размещены эти файлы, нет доступа. Повторите запрос спустя некоторое время или на следующий день.
        Об ошибках в работе сайта Вы можете сообщить нам по e-mail .

        Если Вы располагаете любой информацией об этой записи (воспоминания очевидцев, недостающие песни, песни в полном объеме или с лучшим качеством, отсутствующие комментарии, фотографии, публикации с упоминаниями и т.д.), пожалуйста, свяжитесь с нами по e-mail :

Ваши уточнения, дополнения, замечания о записи 00_0538
- На первую страницу сайта - - Обратно -
На первую страницу |
К оглавлению | сайта
Последнее обновление:  08 июля 2022 г. +  Counter CO.KZ
Владимир Высоцкий Vladimir Vysotsky Vissotski Vissotsky Visocki Visotski Visotsky Visotskiy VVysоckij
Wladimir Wysotsky Vysockij Vysockiy Vysotski Vysotskij Vysotsky Wisocki VVysockij WSVVb1SS0CKiY