mp3 |
mp3 |
mp3 |
htm |
|
|
<—>
...Сегодня я просто несколько слов в самом начале для того, чтобы
просто ну как-то освоиться, нам друг к другу привыкнуть. Просто скажу
несколько слов вам о своей работе в театре, немножко о кино. И сразу же уже
приступлю к основному своему делу, потому что я всё равно понимаю, что вы
пришли за песнями, а не за какими-то там рассказами. Верно? Вот. Если вас
заинтересует, в конце нашей встречи с вами я отвечу на вопросы. Хорошо, если
б это были вопросы, конечно, творческие, там, а не… не из личной жизни — кто
сколько раз женат, сколько получает, сколько детей и так далее. Вот. А то я
у вас начну спрашивать. Ну вот, и всё. Значит, сделав такое глубокомысленное
вступление, я сразу к делу.
Я работаю в московском Театре на Таганке уже десять лет. Театр этот, вы
знаете, сейчас мы приехали к вам, билеты достать трудно. Это состояние и в
Москве тоже самое. В Москве тоже очень трудно к нам попасть. И совсем не
потому, что этот театр модный. Потому что мода бывает сезонная или, там,
годовая, а мы уже существуем одиннадцать лет и, к счастью, так называемая
мода не проходит. Ну, если это мода, значит, хорошая мода, что ль, будем так
считать. А из-за чего такой успех этого театра — мне кажется, если коротко
сказать, есть две причины этому. Во-первых, и самое главное, это всегда
яркое зрелище. Никогда не бывает так, чтобы вы остались равнодушными,
поглядев наши спектакли. Вы либо будете волноваться, либо вам понравится,
либо — не понравится, но вы не уйдёте... никогда не сможете откинуться на
спинку стула, чтобы отдохнуть. А всегда будете в интересе к тому, что
происходит на сцене. Это первое. Каждый наш спектакль решён в своей манере.
В ду... в декорациях предыдущего спектакля нельзя играть следующего никогда,
потому что всё решёно в едином образе. Например, если это драматическая
поэма Есенина "Пугачёв", то это громадный деревянный помост, плаха, два
топора, цепи, голые... полуголые тела, мы в парусиновых брюках... в штанах
играем, босиком, голые, этот спектакль почти что. Вот.
Если это "Десять дней, который потрясли мир", то это полностью оголённая
сцена, несколько экранов. Там двести ролей. В этом спектакле тридцать с
лишним картин. Все мы играем по пять–семь ролей одновременно.
Вторая причина, из-за которой ну такой успех театра, это, конечно, яркая
режиссура, потому что и… идеи, которые идут с нашей сцены, они... ну очень
внятные и явные. Потому что спек... театр начался с Брехта. А Брехт был
человек, который любил, чтобы актёр вдруг вышел из образа, подошёл и стал
разговаривать с публикой. Понимаете? Поэтому у нас всё... никогда нету
такого... таких, ну что ли, если можно так выразиться, полутонов, когда
что-то вроде то, да не то. Нет, у нас всё очень чётко, внятно. Вот жалко, что вы все не сможете побывать на спектаклях.
Ну и потом, у нас есть ещё одна особенность в театре. Актёры нашего
театра не только исполнители. Вот написали роль... Значит, актёр — это
вообще что? Это самая низшая ступенька театрального искусства. Он… сначала —
актёр, потом над ним режиссёр, потом автор, потом начальство, потом господь
Бог. А он где-то там внизу колупается. Так вот у нас с нашими актёрами
этого не происходит, потому что все мы пытаемся делать ещё что-то.
Я пишу стихи, музыку, тексты. Актёры нашего театра Хмельницкий и
Васильев — они композиторы, пишут музыку. Кто-то пишет инсценировки. Мы, в
общем... вот так у нас, всё время варимся в своём соку. Поэтому, вы знаете,
вот если так спросят... Меня всё время спрашивают: "Когда вы уйдёте из
театра?" Но мне, честно говоря, не хочется уходить из театра. Там интересно.
А, в общем-то, по собственному желанию от нас никто не уходит. Если очень
попросят... И то, начинают жаловаться в местком, там, чтобы оставили. И
поэтому у нас труппа очень большая. К сожалению, есть большой балласт. А мы
находимся на хозрасчёте, мы должны сами себя обеспечивать, сами
зарабатывать. Поэтому... Зал у нас маленький, шестьсот человек, и поэтому мы
должны играть сорок спектаклей в месяц для того, чтобы сами себя окупать.
Видите, какая история. Ну в… вот... Вот я так предполагал, что я сегодня
буду мало разговаривать, потому что... ну это можно очень долго про театр
говорить. У нас много интересного. Это всё лучше смотреть. Или отдельно
сделать такую встречу, чтоб я рассказал о театре.
Сыграл я в этом театре очень много ролей. И среди них последние мои роли
— это Гамлет в п… в шекспировском "Гамлете". Сюда мы его не привезли из-за
того, что там очень большая машинерия.. Там кран-балка, какие-то столбы
стоят, занавес гигантский. А это всё нужно долго устанавливать, и мы просто
не успели бы. Ну вот, приезжайте в Москву, поглядите.
И последняя работа — это в "Вишнёвом саде" я играл Лопахина. Совсем
недавно. Ну, это даже москвичи не успели посмотреть.
Как-то мне неудобно, что-то всё время: чу-чу-чу-чу... Вот от… отвернуть
можно чуть-чуть? Вот эти вот самые динамики, а? Нельзя? Вот... Во, вот так
вот. Хорошо. А этот? Ага. Всё. Прекрасно.
Вот, э... Ну, в этом спектакле я играл Лопахина, в "Вишнёвом саде". Но
поставил этот спектакль э… режиссёр Эфрос. Ну, значит, это немного о театре.
Теперь, в кино сейчас... сейчас я снимаюсь в главной роли в фильме,
который называется "Арап Петра Великого". Это по записям Пушкина сделали
сценарий мои очень близкие друзья Фрид и Дунский. Мы с ними работали в
фильме "Служили два товарища". Они писали сценарий этой картины. Они
замечательные сценаристы наши и прекрасные ребята, так что с ними очень
хорошо работать. В этом фильме я играю роль арапа. Всё время меня мажут в
чёрный цвет почему-то… Хотя эфиопы — они вообще н… не чёрные. Эфиопы — они
такие желтоватенькие. Они тёмные, в общем, но они не чёрные. И много было
скандалов, значит, что как меня красить, всё равно я не похож на негра. И
как там не закрашивай, нужно вот такие губы делать. А если такие губы делать
и совсем закрасить, тогда лучше негра взять, правда? Щас связи
международные у нас развились и поэтому можно взять негра, пригласить, он и
будет играть. Но там весь смысл этого фильма в том, что этот человек,
несмотря на то, что он чёрного цвета, он глубоко русский человек. И он
просто немножечко непохож на всех других, и из-за этого все... всякие у него
неприятности и коллизии. Вот.
Э… Написа... Я последнее время перестал исполнять свои песни в кино, сам
сниматься и исполнять свои песни, потому что надо немножко разграничить. Мне
кажется, что это отдельный вид искусства. Раньше я пользовался тем, что я
пел в кино просто потому, что мне негде было петь, нигде не получалось. У
меня просто не было аудитории, и я всегда старался написать и самому спеть.
А сейчас я стараюсь написать, самому спеть, но когда я там не играю. Вот,
например, последняя большая моя работа в кино в смысле песен была ещё не
вышедший фильм, называется "Робин Гуд". Это рижская киностудия ставит. Актёр
нашего театра Хмельницкий играет Робин Гуда, а я просто написал шесть
больших баллад, написал текст, музыку, и буду их записывать, вероятно, с
"Песнярами". И в этом кино будет, вот, звучать м… мои баллады с моим
голосом, но сам я там не играю. Вот.
Выйдет скоро картина, которая называется "Бегство мистера Мак-Кинли".
Тоже сделал я там большую работу, написал девять песен больших, сам их
записал с оркестром. Так всё было прекрасно, большие надежды. А потом их
взяли — все вырезали и оставили полторы. Так что если там будет написано
"Песни Высоцкого", когда, вот, вы увидите, вы не верьте. Там их нету. Там
есть вот... вот столько вместо столько. А это мало очень. Вот. Так что, в
общем, я продолжаю работать и с песнями в кино, но считаю, что лучше
отдельно играть и отдельно петь. Вот, значит, после... планы буду... на
будущее большие, но мы — народ суеверный. Я бы не хотел рассказывать про то,
что будет дальше.
Теперь самое главное, с чем я к вам сегодня приехал. Значит, я приехал к
вам не как актёр Театра на Таганке, не как киноартист, а как автор и
исполнитель своих стихов. Вообще я вам должен сказать, что это у меня
никакое не хобби совсем. Знаете, как принято говорить "хобби", вот там...
Нет, у меня хобби — театр, понимаете? Вообще самая лучшая профессия — это
хорошо оплачиваемое хобби. Когда тебе хоро... Вот. Но э... я вам так скажу,
я времени на... на песни трачу не меньше, чем на театр и на кино. А так как
основная... Я должен ходить на службу, я ж — служащий. Значит, мне в театр
надо ходить. Поэтому я работаю ночью. Но если я трачу свои ночные часы на
то, чтобы вот этим делом заниматься, значит, я к этому отношусь, правда,
хорошо. Значит, песни я пишу уже лет так, примерно, одиннадцать. Стараюсь...
Думаю, что они уже переменились. Но я люблю свои старые песни, так
называемые... как их... они говорили, что там есть блатные песни или, там,
что... как были такие ко мне претензии, что это вульгарная манера исполнения
и так далее. Да ерунда это всё. Неважно, кто как исполняет, в какой форме.
Важно, что и интересно это людям или нет. Понимаете? Поэтому я очень не
люблю, когда мои песни поют другие люди. Когда поют певцы, они, наверное,
споют лучше, может быть, но не так... Не так, как я написал. Я сам написал
текст, музыку, и сам их спел с гитарой как захотел. А они… у них голос
прекрасный, у этих ребят. Они с оркестром работают. Они делают это всё
по-другому. И поэтому всегда на меня обижаются певцы, почему я им не даю
петь свои песни. Но они берут, правда, без разрешения. И когда выходят песни
на пластинках, я ничего поделать не могу. Они всё равно берут. Ну а когда
есть возможность запретить, я не даю петь свои песни. Вот. И если вы
услышите где-нибудь, когда будут петь мои песни не с пластинок, вы можете
смело подойти и сказать: "А почему вы поёте Высоцкого? Он же вам не
разрешил". <Откашливается> Ну вот, и
всё.
Теперь э… я хочу начать. Я написал очень много военных песен вообще за
всё время, пока я работаю, и все спрашивают: "Почему?" У меня письма даже ко
мне приходят, например, спрашивают: "Не тот ли Вы самый Владимир Высоцкий, с
которым мы под Оршей выходили из окружения?" — например. Ну, все думают люди,
что я воевал, там, или сидел, там, или... Ну, это... <Оживление
в зале> Я про это спою вам немного, по поводу слухов и сплетен,
потому что об... Очень много разговаривают об актёрах. Про всех всё хочется
знать. Но, к сожалению, частенько бывает, что говорят всякие гадости и
всякую ерунду. Вот. Это очень жалко. Но, наверное, так уж хотят, чтоб была
молва, да ещё какая-нибудь, чтобы было так, нервно очень. Знаете, когда зубы
холодеют. Вот.
Значит, я не воевал, но я пишу очень много военных песен, потому что
меня интересуют люди в крайней ситуации. Меня совсем не интересует, когда
люди сидят, там, кушают или отдыхают. Я люблю, когда они находятся на грани
решения, в каждый следующий момент могут заглянуть в лицо смерти, что-то
сделать. Такие люди более интересны, правда? А война даёт возможности...
военная тема даёт возможности этих людей вытаскивать и про них писать.
Всегда я пишу от первого лица, но всегда пишу от имени разных людей. Поэтому
есть такое впечатление, что, там, когда писал про лётчиков — что летал. Нет,
да не летал. А просто я ничего не пытаюсь.... ни в какую шкуру влезть. А
просто, как актёр, я себе представляю... Да не буду я объяснять, как я
делаю.
Послушайте песню, которую я вам хочу показать. Она называется... Это
новая совсем песня. Она звучит в спектакле московского театра Ермоловой
"Звёзды для лейтенанта". Называется она <откашливается>
"Песня о погибшем друге", лётчицкая. |