Из дневника Валерия
Золотухина: "... И собрались мы в мастерской... на
10-м этаже. Ай, какая красота! Такого дня рождения я
не помню у себя. Был цвет нации и соответствовал
своему назначению. Золотухин, Саввина, Высоцкий,
Хмельницкий, Смехов с женой, Васильев с женой,
Хочинский с женой Азизян, Дыховичный, Ласкари
Кира с Н. Ургант... Дивный вечер. Пели, все
смеялись, плясали. Много и счастливо пел Володя.
Мы с Сашкой из "Бумбараша" - "Журавля" и
все остальное. Володя развез всех на своей машине
марки "рено"... Прекрасно.
С этой дневниковой цитаты, в
которой речь идет о праздновании дня рождения
Валерия Золотухина 22 июня 1972 г. и началась наша
беседа с другим, не менее замечательным артистом
театра и кино Александром Юрьевичем Хочинским
(года за полтора до его кончины).
- Все так и было, как пишет Валерий.
Познакомились мы и подружились с
Золотухиным на съемках фильма "Бумбараш".
Этот фильм "прозвучал", возможно, потому, что
был первым в ряду ему подобных. Илья Авербах
назвал его "картофельно-морковным
вестерном" - деревенским, значит. И, как я
впоследствии узнал, он очень понравился многим
артистам Таганки, в частности, Владимиру
Семеновичу Высоцкому. Они даже стали Валерия
называть не иначе как Бумбараш, Бумбарашка -
кликуха у него после этого фильма появилась в
театре.
Вышел фильм на экран, по
телевидению прошел, и в скором времени Таганка
приехала к нам в Ленинград на гастроли. Я ходил на
все их спектакли, которые они играли в ДК Первой
пятилетки. Все, что они делали, произвело на меня
сильное впечатление - я подобного прежде не
видел, все было и необычно и интересно. Бывал я
несколько раз в гостях у Валерия в гостинице. Да и
он по мере возможности смотрел спектакли нашего
ТЮЗа.
А тут как-то он мне сказал, что
грядет его день рождения, надо бы отметить, вот
только - где? - "Как это где? Конечно же у нас!"
И я поставил ему такое условие, чтобы он в привел
с собой, кого хочет, но обязательно - Владимира
Семеновича. Мне очень хотелось. Песен Высоцкого к
тому времени я слышал уже много, а вот лично
знаком не был. И этот день рождения состоялся на
Наличной, 36. Корпуса, что идут вдоль набережной
Смоленки, строились с мастерскими для
художников. И моей жене тогдашней, Марине Азизян
крупно по тем временам повезло - она получила там
мастерскую. Мастерская - это мансарда фактически
на чердаке, огромное помещение с антресолями.
Прекрасный вид на залив. Нас окружали
удивительные маринины работы. Она замечательный
театральный и кинохудожник, очень талантливый. У
нас там побывало много интересных людей. И
Андрюша Миронов бывал, мы с ним бегали на залив
ночью купаться... Ребят с Таганки Марина тоже
знала - по съемкам, по предыдущим гастролям, по
встречам всяким.
С Валерием пришло много народу,
друзей его. Не только те, кого он назвал в
дневнике, пришли с женами, с подругами. Но, в
общем-то, это было ядро Театра на Таганке. Мои
друзья пришли - я их не мог не позвать.
- А из наших, питерских, кроме
Ласкари и Ургант, кто еще был?
- Да, Ласкари, Ургант. Они дружили с
Высоцким, он часто у них останавливался. Когда
приезжал из Москвы, предположим, на пробы. Они
дружили домами. А еще был Витя Федоров, тоже наш,
тюзовский артист, мой друг. Мы с ним пели довольно
успешно - такой дуэт у нас был, на мой взгляд,
интересный. И не только на мой взгляд, он многим
нравился. Ну, в общем, очень большая компании
собралась. Июнь. Замечательная белая ночь. Было
жарко, и мы открыли огромные окна. Огромный стол,
собранный абсолютно по-студенчески: что-то
сделали мы, кто-то что-то принес. Тосты пошли,
естественно за Валерия, за его здоровье,
пожелание всяких благ и всего остального. Было
очень весело и... демократично Когда застолье, в
прямом смысле этого слова, в какой-то момент
вроде бы себя исчерпало, Володя сказал:
- Ну, что ж, надо работать.
А надо сказать, что он пришел со
своей гитарой, хотя у нас было несколько гитар. И
вот он взял свою гитару, сел на ступеньки, ведущие
на антресоль, и ударил по струнам! Он пел очень
много. И старого, и того, что мы не слышали
никогда.
- Александр Юрьевич, а что из
"нового" он исполнил?
- Я тогда в первый раз услышал
"Баньку". Для меня была сильным потрясением
эта песня: "Протопи ты мне баньку
по-белому..." Солировали Володя Высоцкий с
Золотухиным - они здорово ее пели, а ребята очень
мощно подпевали, - все ж музыкальные, все поющие,
да и чувствовалось, что из трогательного
отношения к Володе, у них было желание помочь и
сделать эту его песню как можно лучше. И
получилось грандиозно! И потом - песни! По
очереди, и вместе. И мы с Виктором Федоровым как
бы отвечали. Это был потрясающий вечер! И ночь! И
слушал этот концерт, можно сказать, почти весь
дом - у людей тоже окна были открыты, потому что
было жарко. А под утро пришла соседка, что жила
этажом или двумя ниже. И мы спросили, что, может,
мы мешаем, спать не даем, так, мол, мы прекратим. -
"Нет, нет, нет. Просто мужу скоро на работу
нужно уходить а ему хочется дослушать до
конца..."
Когда разъезжались, в Володину
машину уселось уж не знаю сколько человек: и в
салон, и на капот, и на крышу. И он
медленно-медленно поехал.
- И докуда он так доехал?
- Между домами, естественно, потому что по улицам,
конечно же, нельзя было. Но навстречу шли трое
милиционеров - патруль какой-то, и они милостиво
пропустили машину, посмеялись вместе с нами, -
узнали! Узнали Володю, узнали Валерия.
Это было очень трогательно. И
потом, когда я на утро вывел пса на прогулку,
многие соседи по дому подходили ко мне и
благодарили за прекрасный концерт.
- Это не единственная ваша встреча
с Высоцким?
- Нет, не единственная. Дальше были
встречи более краткие... Даже не краткие, но -
другие, потому что мы встречались с Володей чаще
всего в поездах: то он отсюда в Москву домой со
съемок, а я , наоборот, туда на пробы. В поездах
наши свидания были достаточно долгими, потому
что болтали почти всю ночь. Он про свои дела
рассказывал, про театральные, про житье-бытье
Таганки, я - про свое, да про фильмы, смотрели
фотографии, которые... обычно же выдают на память
фотографии кинопроб, удачных, не удачных... Или на
киностудиях встречались: на "Мосфильме или на
"Ленфильме", но это уже на бегу: у него свои
дела, у меня свои... заморочки. И, конечно же,
встречались на Таганке, куда я, когда была
возможность, приходил смотреть спектакли. И на
каких-то концертах бывал. А потом был перерыв во
встречах, и вдруг - эта новость страшная... Мы
отдыхали с женой в Сочи, и полетели в Москву, но
попали туда уже на следующий день после того, как
похоронили Володю. Был я в театре, и мне
рассказывали про это невероятное скопище народа,
пришедшего проститься. Я видел огромное
количество телеграмм, которые пришли в театр. Вся
Таганка еще была оклеена всякими бумажками, на
которых были стихи, песни, слова какие-то. Сидели
мы с ребятами-таганкинцами очень долго
поминали-вспоминали. И был спектакль "Дом на
набережной" , и там, в этом спектакле, есть
место, где звучит Володина песня- звучит очень
мощно, резко врываясь в действо - "Идет охота на
волков". И без слез слушать было невозможно!
Зал рыдал стоя...
Желтов Владимир
Опубликовано: газета
"Сорока", N:28(252), 24.06.1995, Санкт-Петербург
|