Анатолий
ВЯТКИН.
Газета "КУРГАН и КУРГАНЦЫ" 25 января 2003 г.
В конце
прошлого века было много ТВ-передач, посвященных
60-летию со дня рождения и 20-летию со дня смерти
Высоцкого. Передач интересных, неинтересных и
просто никаких, сделанных так, по поводу, к дате.
Тогда в студию ТВ-6, в программу, если не ошибаюсь,
“Те, кто”, пригласили Никиту Высоцкого. Правда,
ведущие Анастасия Соловьева и Петр Фадеев мало
его слушали. Они наперебой стали объяснять сыну
Высоцкого, что было главным в его отце,
неоднократно и со значением произнося слово
“свобода”. Никита со смешанным чувством скуки и
досады на лице слушал это их словоблудие, а потом,
дождавшись паузы, позволил себе высказать
собственное мнение на сей счет. То, что он сказал
тогда, поразительно совпало с моими мыслями. Вот
почему так хорошо мне и запомнилась эта
программа. Сейчас мало кто вспомнит Соловьеву и
Фадеева, как и многих других, появлявшихся на
экранах с появлением нового проекта и
исчезавших, когда этот проект оказывался
прожектом и приказывал долго жить.
Так вот, Никита, к
удивлению ведущих, сказал, что самым главным в
Высоцком был его голос. На встречное возражение -
все, мол, могут, потренировавшись, подражать
Высоцкому, ответил, что это всегда можно
отличить. (Помните, как-то в концерте Высоцкий
говорил, что некоторые считают - стоит только
покурить у открытой форточки и попить холодного
пива и такой голос обеспечен). Мне, например,
неприятно слушать, как Джигурда старается петь
Высоцким. Хочет он петь легко, а выходит с
натугой. Когда он не старается так, то и голос у
Джигурды нормальный. Подражатели, чисто
формально копируя тембр, полагают, что уже
завладели голосом Высоцкого. Но сама личность
Высоцкого, которая отражается в бесконечном
разнообразии интонаций, оттенков его голоса, не
дает им на это ни малейшего шанса. Еще Маяковский
советовал свои подражателям - московским поэтам
и бардам - “... не делайте под Маяковского, а
делайте под себя”. Зазвучать своим голосом в
поэзии, в песне, в истории удается не каждому...
И вот в совершенно
новом веке “отчаяньем сорванный голос”
естественно и неизбежно перешел с намагниченных
лент в свет лазерного луча. CD-дискография
Высоцкого насчитывает теперь уже гораздо более
двух сотен его дисков (см. ее в интернете по
адресу http://vysotsky.km.ru/r/cd ).
Казалось бы, куда как много. Помню, как я и мои
друзья ждали появления каждой виниловой
пластинки серии “На концертах Владимира
Высоцкого”. Это издание выходило целых 6 лет.
Начала его выпускать советская фирма “Мелодия”
в 1987 г., а завершила 21-й пластинкой в 1992 г. после
развала СССР уже фирма “Русский диск”. Серия
казалась очень длинной и объемистой. Сейчас же,
когда нас захлестывает лавина информации и когда
все эти пластинки можно записать на один CD-ROM,
понимаешь, что это далеко не “весь Высоцкий”,
как тогда говорили об этой серии. Однако и те
сотни лазерных дисков Высоцкого, что вышли
сейчас, не дают никаких оснований так говорить.
Странно? Ничуть! Дело в том, что по-прежнему
большая часть выступлений Высоцкого остается
неизданной и находится в частных собраниях. Но
эти фонограммы благодаря нынешней простоте
записи на диски-болванки стали доступны многим
фанатичным коллекционерам звучащего Высоцкого.
Многочисленные же фирмы компакт-дисков
бесконечно тиражируют на CD одни и те же его
отдельные песни, все более запутывая слушателя в
этом хаосе.
А ведь существуют еще
вполне официальные записи радиоспектаклей с
участием Высоцкого, которые мы до сих пор не
слышим на компакт-дисках. Бытует мнение
владельцев и руководителей рекорд-компаний, что
они мало кому нужны. Увы, это не так.
Но вот на рынке DVD (Digital
Versatile Disc), на которые в России с прошлого года
начался просто бум, есть радостные вести. По
интересующей нас теме вышло пока не так много, но
разгон буквально за полгода неплохой: “Место
встречи изменить нельзя”, “Вертикаль”,
“Интервенция”, “Опасные гастроли”. И это при
освоении только самого маленького
пятигигабайтного DVD-формата: односторонний
однослойный 12-сантиметровый диск, емкость
которого в 8 раз больше привычного CD-ROMа.
(Двухсторонний двухслойный DVD емче CD-ROMа уже почти
в 35 раз!)
Тем же, кому пока
недоступен ДиВиДи - цифровой универсальный диск,
тоже нет повода не радоваться. Я имею в виду
бумагу, которая всё стерпит, в том числе и такой
головокружительный технический прогресс.
Притом, заметьте, не вызывая никакой
информационной травмы у читателя печатных букв.
И не портя зрение, в отличие от компьютерного
монитора. Речь идет о книге. О знаменитой серии
“Жизнь замечательных людей”. О Владимире
Новикове - журналисте, писателе, давнишнем
исследователе всего, что связано с именем
Высоцкого. В прошлом году в издательстве
“Молодая гвардия” вышел его
четырехсотстраничный труд под названием
“Владимир Высоцкий”. В ЖЗЛ, основанной в 1890 году
как серия биографий, имя Высоцкого зафиксировано
под номером “Выпуск 829”. Биография добротная,
безо всякой мишуры и сплетен, без искусственного
увлекательного оживляжа, в то же время написана
живым языком и легко читается. Автор сумел
отразить многие стороны жизни, работы и
творчества Высоцкого, сопровождая свое
повествование поэтическими строками, редкими
фактами и фотографиями. Владимир Новиков,
известный и по другим своим работам как
серьезный исследователь, еще раз подтвердил свой
уровень мастера печатного слова.
“Узкий специалист
подобен флюсу”, - говаривал директор Пробирной
палатки, действительный статский советник,
кавалер ордена св. Станислава 1-й степени Козьма
Петрович Прутков. (Кстати, в этом году 11 апреля
исполняется ровно 200 лет со дня его рождения). К
чему я клоню? Да просто меня иной раз достает,
когда очередной фанатик “берется за Высоцкого”,
то он напрочь забывает, что Высоцкий жил,
выступал, работал не в вакууме, а среди других
людей - и великих, и обыкновенных. Особенно это
относится к собирателям записей Высоцкого. Если,
скажем, Высоцкий участвовал в сборном концерте с
другими бардами, то записывают только одного
Высоцкого. А таких сборных концертов у Высоцкого
было немало. Особенно в 60-е годы. Вот самый яркий
пример. За неделю до своего дня рождения в январе
1967 года Высоцкий пел в ленинградском клубе
“Восток”. Но после выступления замечательного
барда Валентина Вихорева. Я уверен, что его
выступление не могло не повлиять и на
выступление Высоцкого. И наоборот: Вихорев тоже
выстроил свою часть концерта именно так, а не
иначе, зная, что после него будет петь известный к
тому времени Высоцкий. Но на первой виниловой
пластинке “На концертах Владимира Высоцкого”
запись Вихорева отсекли. Таким же точно образом
поступают почти все “любители” Высоцкого, и
мало у кого из них можно найти записи таких
концертов без купюр. В разное время Высоцкий
участвовал в концертах с Кукиным, Клячкиным,
Туриянским, Бережковым и многими другими
известнейшими бардами. Мне говорят, что другие
хуже Высоцкого, что их песни беспомощны. Полная
чушь! Они не хуже и не лучше, а просто другие. А
мозги, заштампованные Высоцким, у таких
фанатиков уже неспособны воспринимать иную
эстетику бардовской поэзии. Каждый, с кем пел
Высоцкий, имеет свое неповторимое лицо, как и
упомянутый Вихорев, - тонкий лирик, удивительный
поэт. Искусственно же выдергивать Высоцкого из
контекста культуры, из его окружения, игнорируя
других поющих поэтов, - это обеднять самого
Высоцкого. Ведь на компакт-дисках до сих пор не
вышло ни одного такого сборного концерта! А
жаль...
Что же касается статей
на тему “Высоцкий и другие”, то здесь дело
обстоит намного лучше. Недавно в интернете
появился цикл статей: “Тарковский и Высоцкий”,
“Высоцкий и Таривердиев”, “Высоцкий и Анна
Ахматова”, “Высоцкий и Бродский”, “Высоцкий и
Давид Самойлов”, написанных “русским
американцем” Марком Цыбульским (иногда в
соавторстве), доктором из штата Миннесота. Автор
в этих статьях опирается на большое количество
печатных материалов (в том числе и газету “КиК”),
имеющихся в его личном архиве. Несмотря на обилие
в них цитат, он выражает свой вполне определенный
взгляд на отношения Высоцкого с выдающимися
людьми российской культуры. Людьми ныне
известными и признанными во всем мире.
Три года назад я вывел
формулу: “В интернете можно найти все, что
угодно, кроме того, что тебе нужно”. В
русскоязычной сети это справедливо до сих пор.
Попробуйте, например, найти хоть какие-то
материалы по всем виниловым пластинкам
Высоцкого. Не удастся. Хотя винил уже давно
прекратили выпускать и полную информацию по всем
вышедшим грампластинкам просто необходимо
выложить в интернете. В частности, каталог нашей
единственной тогда фирмы “Мелодия”. В
англоязычной сети, например, можно получить
любую справку практически по любой тематике. Но
там другая крайность: чаще всего требуют плату
почти за каждый чих. Правда, в нашей сети в самое
последнее время наметились положительные
сдвиги. Но это благодаря не каким-то
организациям, а почти исключительно
энтузиастам-одиночкам. Скажем, теперь уже нет
проблем по поиску всего, что связано с
деятельностью Высоцкого в кино. Особенно по его
песням...
В конце прошлого года
на многих сайтах был выложен текст “Баллады об
оружии”, написанной Высоцким в 1974 г. для
кинофильма “Бегство мистера Мак-Кинли”. В
предисловии обращали внимание на мистическое
совпадение:
“А тут еще норд-ост подул -
Цена установилась сходная -
У нас, благодарение Господу,
Страна пока свободная!..”
Это было как
раз после захвата заложников на спектакле
“Норд-Ост”...
Анатолий
ВЯТКИН.
Опубликовано:
газета "КУРГАН и КУРГАНЦЫ", 25 января 2003 г.
|