- Back - Высоцкий в информационном мире
Сегодня Владимиру Высоцкому исполнилось бы 65 лет
- Close -


Анатолий ВЯТКИН.
Газета "КУРГАН и КУРГАНЦЫ" 25 января 2003 г.

        В конце прошлого века было много ТВ-передач, посвященных 60-летию со дня рождения и 20-летию со дня смерти Высоцкого. Передач интересных, неинтересных и просто никаких, сделанных так, по поводу, к дате. Тогда в студию ТВ-6, в программу, если не ошибаюсь, “Те, кто”, пригласили Никиту Высоцкого. Правда, ведущие Анастасия Соловьева и Петр Фадеев мало его слушали. Они наперебой стали объяснять сыну Высоцкого, что было главным в его отце, неоднократно и со значением произнося слово “свобода”. Никита со смешанным чувством скуки и досады на лице слушал это их словоблудие, а потом, дождавшись паузы, позволил себе высказать собственное мнение на сей счет. То, что он сказал тогда, поразительно совпало с моими мыслями. Вот почему так хорошо мне и запомнилась эта программа. Сейчас мало кто вспомнит Соловьеву и Фадеева, как и многих других, появлявшихся на экранах с появлением нового проекта и исчезавших, когда этот проект оказывался прожектом и приказывал долго жить.
        Так вот, Никита, к удивлению ведущих, сказал, что самым главным в Высоцком был его голос. На встречное возражение - все, мол, могут, потренировавшись, подражать Высоцкому, ответил, что это всегда можно отличить. (Помните, как-то в концерте Высоцкий говорил, что некоторые считают - стоит только покурить у открытой форточки и попить холодного пива и такой голос обеспечен). Мне, например, неприятно слушать, как Джигурда старается петь Высоцким. Хочет он петь легко, а выходит с натугой. Когда он не старается так, то и голос у Джигурды нормальный. Подражатели, чисто формально копируя тембр, полагают, что уже завладели голосом Высоцкого. Но сама личность Высоцкого, которая отражается в бесконечном разнообразии интонаций, оттенков его голоса, не дает им на это ни малейшего шанса. Еще Маяковский советовал свои подражателям - московским поэтам и бардам - “... не делайте под Маяковского, а делайте под себя”. Зазвучать своим голосом в поэзии, в песне, в истории удается не каждому...
        И вот в совершенно новом веке “отчаяньем сорванный голос” естественно и неизбежно перешел с намагниченных лент в свет лазерного луча. CD-дискография Высоцкого насчитывает теперь уже гораздо более двух сотен его дисков (см. ее в интернете по адресу http://vysotsky.km.ru/r/cd ). Казалось бы, куда как много. Помню, как я и мои друзья ждали появления каждой виниловой пластинки серии “На концертах Владимира Высоцкого”. Это издание выходило целых 6 лет. Начала его выпускать советская фирма “Мелодия” в 1987 г., а завершила 21-й пластинкой в 1992 г. после развала СССР уже фирма “Русский диск”. Серия казалась очень длинной и объемистой. Сейчас же, когда нас захлестывает лавина информации и когда все эти пластинки можно записать на один CD-ROM, понимаешь, что это далеко не “весь Высоцкий”, как тогда говорили об этой серии. Однако и те сотни лазерных дисков Высоцкого, что вышли сейчас, не дают никаких оснований так говорить. Странно? Ничуть! Дело в том, что по-прежнему большая часть выступлений Высоцкого остается неизданной и находится в частных собраниях. Но эти фонограммы благодаря нынешней простоте записи на диски-болванки стали доступны многим фанатичным коллекционерам звучащего Высоцкого. Многочисленные же фирмы компакт-дисков бесконечно тиражируют на CD одни и те же его отдельные песни, все более запутывая слушателя в этом хаосе.
        А ведь существуют еще вполне официальные записи радиоспектаклей с участием Высоцкого, которые мы до сих пор не слышим на компакт-дисках. Бытует мнение владельцев и руководителей рекорд-компаний, что они мало кому нужны. Увы, это не так.
        Но вот на рынке DVD (Digital Versatile Disc), на которые в России с прошлого года начался просто бум, есть радостные вести. По интересующей нас теме вышло пока не так много, но разгон буквально за полгода неплохой: “Место встречи изменить нельзя”, “Вертикаль”, “Интервенция”, “Опасные гастроли”. И это при освоении только самого маленького пятигигабайтного DVD-формата: односторонний однослойный 12-сантиметровый диск, емкость которого в 8 раз больше привычного CD-ROMа. (Двухсторонний двухслойный DVD емче CD-ROMа уже почти в 35 раз!)
        Тем же, кому пока недоступен ДиВиДи - цифровой универсальный диск, тоже нет повода не радоваться. Я имею в виду бумагу, которая всё стерпит, в том числе и такой головокружительный технический прогресс. Притом, заметьте, не вызывая никакой информационной травмы у читателя печатных букв. И не портя зрение, в отличие от компьютерного монитора. Речь идет о книге. О знаменитой серии “Жизнь замечательных людей”. О Владимире Новикове - журналисте, писателе, давнишнем исследователе всего, что связано с именем Высоцкого. В прошлом году в издательстве “Молодая гвардия” вышел его четырехсотстраничный труд под названием “Владимир Высоцкий”. В ЖЗЛ, основанной в 1890 году как серия биографий, имя Высоцкого зафиксировано под номером “Выпуск 829”. Биография добротная, безо всякой мишуры и сплетен, без искусственного увлекательного оживляжа, в то же время написана живым языком и легко читается. Автор сумел отразить многие стороны жизни, работы и творчества Высоцкого, сопровождая свое повествование поэтическими строками, редкими фактами и фотографиями. Владимир Новиков, известный и по другим своим работам как серьезный исследователь, еще раз подтвердил свой уровень мастера печатного слова.
        “Узкий специалист подобен флюсу”, - говаривал директор Пробирной палатки, действительный статский советник, кавалер ордена св. Станислава 1-й степени Козьма Петрович Прутков. (Кстати, в этом году 11 апреля исполняется ровно 200 лет со дня его рождения). К чему я клоню? Да просто меня иной раз достает, когда очередной фанатик “берется за Высоцкого”, то он напрочь забывает, что Высоцкий жил, выступал, работал не в вакууме, а среди других людей - и великих, и обыкновенных. Особенно это относится к собирателям записей Высоцкого. Если, скажем, Высоцкий участвовал в сборном концерте с другими бардами, то записывают только одного Высоцкого. А таких сборных концертов у Высоцкого было немало. Особенно в 60-е годы. Вот самый яркий пример. За неделю до своего дня рождения в январе 1967 года Высоцкий пел в ленинградском клубе “Восток”. Но после выступления замечательного барда Валентина Вихорева. Я уверен, что его выступление не могло не повлиять и на выступление Высоцкого. И наоборот: Вихорев тоже выстроил свою часть концерта именно так, а не иначе, зная, что после него будет петь известный к тому времени Высоцкий. Но на первой виниловой пластинке “На концертах Владимира Высоцкого” запись Вихорева отсекли. Таким же точно образом поступают почти все “любители” Высоцкого, и мало у кого из них можно найти записи таких концертов без купюр. В разное время Высоцкий участвовал в концертах с Кукиным, Клячкиным, Туриянским, Бережковым и многими другими известнейшими бардами. Мне говорят, что другие хуже Высоцкого, что их песни беспомощны. Полная чушь! Они не хуже и не лучше, а просто другие. А мозги, заштампованные Высоцким, у таких фанатиков уже неспособны воспринимать иную эстетику бардовской поэзии. Каждый, с кем пел Высоцкий, имеет свое неповторимое лицо, как и упомянутый Вихорев, - тонкий лирик, удивительный поэт. Искусственно же выдергивать Высоцкого из контекста культуры, из его окружения, игнорируя других поющих поэтов, - это обеднять самого Высоцкого. Ведь на компакт-дисках до сих пор не вышло ни одного такого сборного концерта! А жаль...
        Что же касается статей на тему “Высоцкий и другие”, то здесь дело обстоит намного лучше. Недавно в интернете появился цикл статей: “Тарковский и Высоцкий”, “Высоцкий и Таривердиев”, “Высоцкий и Анна Ахматова”, “Высоцкий и Бродский”, “Высоцкий и Давид Самойлов”, написанных “русским американцем” Марком Цыбульским (иногда в соавторстве), доктором из штата Миннесота. Автор в этих статьях опирается на большое количество печатных материалов (в том числе и газету “КиК”), имеющихся в его личном архиве. Несмотря на обилие в них цитат, он выражает свой вполне определенный взгляд на отношения Высоцкого с выдающимися людьми российской культуры. Людьми ныне известными и признанными во всем мире.
        Три года назад я вывел формулу: “В интернете можно найти все, что угодно, кроме того, что тебе нужно”. В русскоязычной сети это справедливо до сих пор. Попробуйте, например, найти хоть какие-то материалы по всем виниловым пластинкам Высоцкого. Не удастся. Хотя винил уже давно прекратили выпускать и полную информацию по всем вышедшим грампластинкам просто необходимо выложить в интернете. В частности, каталог нашей единственной тогда фирмы “Мелодия”. В англоязычной сети, например, можно получить любую справку практически по любой тематике. Но там другая крайность: чаще всего требуют плату почти за каждый чих. Правда, в нашей сети в самое последнее время наметились положительные сдвиги. Но это благодаря не каким-то организациям, а почти исключительно энтузиастам-одиночкам. Скажем, теперь уже нет проблем по поиску всего, что связано с деятельностью Высоцкого в кино. Особенно по его песням...
        В конце прошлого года на многих сайтах был выложен текст “Баллады об оружии”, написанной Высоцким в 1974 г. для кинофильма “Бегство мистера Мак-Кинли”. В предисловии обращали внимание на мистическое совпадение:

“А тут еще норд-ост подул -
Цена установилась сходная -
У нас, благодарение Господу,
Страна пока свободная!..”

        Это было как раз после захвата заложников на спектакле “Норд-Ост”...

Анатолий ВЯТКИН.

Опубликовано: газета "КУРГАН и КУРГАНЦЫ", 25 января 2003 г.


 

- На первую страницу сайта - - Обратно -
На первую страницу |
К оглавлению | сайта
Последнее обновление:  03 Май 2003 г.  Counter CO.KZ
Владимир Высоцкий Vladimir Vysotsky Vissotski Vissotsky Visocki Visotski Visotsky Visotskiy VVysоckij
Wladimir Wysotsky Vysockij Vysockiy Vysotski Vysotskij Vysotsky Wisocki VVysockij WSVVb1SS0CKiY

- Реклама на KM.RU -