- Back - За успех не пить! Только с девушками и только - шампанское!

Валерий ЕГИЯНЦ
"Литературная газета"
№44 (5855) 31 октября - 6 ноября 2001 г.
Оригинальный адрес документа:
http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg442001/Polosy/art7.htm#2

        Какой бы эпитет в самой превосходной степени ни присоединить к имени Аркадия Исааковича Райкина – великий, замечательный, великолепный, виртуозный… – он будет ему в самую пору. Этого актера любили и любят миллионы людей, фильмы и спектакли с его участием и сегодня смотрятся с неослабеваемым интересом. Однако мало кто знает, что, кроме постоянной работы непосредственно над актерским мастерством, Аркадий Райкин большое внимание уделял исполняемым текстам и сам неустанно работал вместе с авторами этих произведений над отделкой и шлифовкой слова, предложения, фразы, реплики. Одним из постоянных авторов Райкина долгие годы был Александр Кусков. Зрителям знакомы монологи "В кровати", "Дом большой – народу мало" и многие другие скетчи и пьесы, к которым он приложил руку.

        – Александр Михайлович, как вы, горный инженер, вдруг стали сатириком и даже стали писать миниатюры для самого Райкина?..

        – Во-первых, сатириком я стал не вдруг – в нашем горном институте, где я учился, был свой театр сатирических миниатюр, очень популярный своими сатирическими капустниками среди московской студенческой молодежи.

        Мы сами писали эти миниатюры, сами играли и сами режиссировали. Я работал со своими сокурсниками Эликом Бащинским и Борей Зислиным. Нас это так увлекло, что даже закончив институт в 1961 году и став горными инженерами, мы опять и опять приходили в родной институт и продолжали писать миниатюры для капустников.

        И в одно прекрасное утро какой-то бес толкнул меня в бок, и я воскликнул: "Ребята, а не слабо ли нам показать юмористические опусы самому народному артисту СССР А.И. Райкину?!" "А не слабо!!!" – ответили ребята.

        И в марте 1962 года в очередной приезд А.И. Райкина в Москву мы собрали кучу миниатюр, старых и новых, написанных специально для него, пришли в гостиницу и с замиранием сердца позвонили в номер. Когда увидели в дверях невыспавшегося, невероятно уставшего, замученного после вечернего концерта человека в шикарно-помятом халате – великого артиста, душа у нас нырнула в пятки. Но Райкин бегло просмотрел наши миниатюры и изрек: "Ребятки, у вас есть чувство юмора, позвоните мне через две недельки".

        – И в это прекрасное утро вы стали авторами великого сатирика?!

        – Эти "две недельки" продолжались несколько лет. Каждый раз Райкин говорил, что у нас стало уже "ближе", просил больше глобальности, приговаривал, что задача в том, чтобы пленум ЦК собирался после выступления сатирика, а не концерт сатириков следовал после такого пленума, несколько наивно полагая, что сатира способна совершить истинную перестройку в стране.

        Мы работали над текстами денно и нощно, ибо чувствовали: раз Райкин не гонит нас, раз держит при себе – значит, есть надежда. И наши работы все чаще и чаще ложились пока еще только в редакционный портфель райкинского театра. Сам Райкин все чаще работал вместе с нами, оттачивая шутки, закручивая финал. Надо сказать, что он не чурался работы с авторами, любил живую работу со словом, к которому относился с благоговением, порою до суеверия. Как-то раз я уронил на пол рукопись, Райкин тут же воскликнул: "Саша-а, садись на рукопись, а то сглазишь!!!" Его постулаты: "Рукопись не ронять", "Рукопись на кровать не класть", "За успех не пить" и др.

        Наконец в 1967 году в Театре эстрады прошла премьера нового спектакля "Светофор", и в программках впервые появился наш псевдоним "Настроевы". То были наш дебют, наше боевое крещение и наша первая победа!

        А через два года появился спектакль "Светофор-2", где наших миниатюр было уже несколько. Зрители здорово приняли пьеску "Парикмахерская". А с другой миниатюрой, "Рельсы гудят", случился скандал. В ней рассказывалось, как директор совхоза, не найдя иного выхода борьбы с бюрократией, лег на рельсы.

        Шум подняла газета "Неделя", за ней – остальные. Возмущались, как, мол, возможно в эстрадном юмористическом спектакле упоминать о таком аффективном действе, как "лечь на рельсы"? За нас заступилась Мариэтта Сергеевна Шагинян, разъяснив критикам, что такое комический гротеск и какое он имеет социальное значение в таком театре, как театр народного артиста А.И. Райкина.

        Потом, в 1970 году была знаменитая программа "Плюс-минус", где тоже было немало наших миниатюр, в том числе и миниатюра "В кровати". Ее герой, пробудившись от звонка будильника, ползает по кровати и рассуждает: идти ему на работу и бить баклуши или не идти? И приходит к выводу, что принесет больше пользы государству, если не пойдет на работу.

        На этот спектакль тоже немало нападали. В результате Райкин получил очередной инфаркт.

        Через пару лет, после того как он более или менее оправился после болезни, состоялась следующая премьера – "Древо жизни", и опять с нашими миниатюрами. Теперь мы решили написать для театра целую пьесу. Написали вдвоем с Е. Бащинским, и называлась она "Суд зверей". В ней звери судили браконьеров. Аркадий Исакович пробил ее с большим трудом. Оставался вопрос с музыкальным оформлением. Я предложил Райкину Владимира Высоцкого, и он тут же согласился.

        В то время Театр на Таганке был на гастролях в Ленинграде, и я отправился к ним на репетицию, нашел Высоцкого. Он мне не поверил. Не поверил в то, что сам Райкин делает ему такое лестное предложение! Ушел я несолоно хлебавши. Потом Бащинский нашел Высоцкого в гостинице и убедил в реальности предложения. Несмотря на поздний час, он привел Высоцкого к Райкину домой. Вместе с Валерием Золотухиным, которого Высоцкий взял с собой для моральной поддержки. Так вот они и познакомились.

        Высоцкий с удовольствием написал песни к этой пьесе. Но, увы, хотя репетиции и шли три года, спектакль так и не состоялся. Во-первых, цензура вдруг очнулась и накинула на пьесу свою узду. Во-вторых, вышестоящим очень не понравилось, что в спектакле будут звучать песни Владимира Высоцкого. Эти песни до сих пор хранятся в моем архиве. Часть их я подарил Музею им. В.С. Высоцкого.

        – Александр Михайлович, вы писали только для Райкина или для других артистов тоже?

        – В основном для Райкина, но несколько вещей написал для Геннадия Хазанова. В то время он был еще начинающим, ходил за нами, авторами Райкина, буквально по пятам и выпрашивал какой-нибудь монолог, приговаривая: "Погодите, еще наступит время, и вы будете бегать за мной!" Вообще, все, что касалось Райкина, действовало на него гипнотически. Он выведывал у нас буквально все о нем: и как он спит, и как он ест, и как сидит, и какие у него пристрастия, как он относится к женщинам, как он относится к деньгам и так далее до бесконечности, и все аккуратненько записывал в свою записную книжицу. Как в учебное пособие.

        – Каким запомнился вам Аркадий Райкин?

        – Вы знаете, настоящим мужчиной, джентльменом, рыцарем. Есть великая истина: настоящий мужчина раскрывается как личность своим отношением к женщине. Так вот Райкин всю жизнь восхищался прекрасными образами женщин Рафаэля и Леонардо да Винчи, Пушкина и Шекспира. Он был высоким ценителем живой женской красоты. Его мог тронуть изящный поворот головы современницы, улыбка, грациозная походка. Он мог засмотреться, как девушка красиво пьет шампанское, чуть пригубливая из бокала. И его обескураживало, если она осушала бокал залпом. Когда в зрительном зале было много красивых женщин, Райкин буквально молодел на глазах, стройнел, горел. Он порхал по сцене, как бабочка.

        – А сам он мог составить компанию женщине, красиво пьющей шампанское?

        – Чисто символически. Но – не более бокала. Он вообще считал, что любовь и выпивка – вещи несовместимые. Райкин не пил, не курил, не играл в карты, считая, что все это отвлекает мужчину от Истины. И терпеть не мог, если кто-то с ним рядом выпивал лишнее. Как-то раз в буфете директор театра угостил меня малюсенькой рюмочкой какого-то экзотического "шеверландского" виски. Такого вонючего напитка я в жизни больше никогда не встречал. В тот же день я зашел к Райкину в кабинет с новой миниатюрой. Он как-то странно посмотрел на меня. Однако ничего не сказал. На следующий день была премьера нового спектакля, и я решил обрадовать маэстро своим "джентльменским" видом. Направил стопы в парикмахерскую, чтобы мне сделали шикарную прическу и классно побрили. Однако попал в палаческие ручки практикантки. В результате я пришел на премьеру весь заклеенный пластырями. Райкин саркастически произнес: "Вот, Саша, до чего доводит человека обильная выпивка! Уж лучше бы ты это время провел с Прекрасной дамой!"

        Конечно, в тот момент он ни за что бы не поверил, что весь этот кошмар сотворили трепетные пальчики юной представительницы прекрасного пола.

        – Выходит, великий сатирик не мог видеть в женщине ничего сатирического?!

        – Только в интермедии. А в жизни это был истинный рыцарь. Ради женщин мог стать и нарушителем порядка. Помню, перед съемками одного из "Голубых огоньков" столы ломились от яств. Но дотрагиваться до них пока было нельзя. Несколько молоденьких актрис, не успевших ни позавтракать, ни пообедать, страдальчески взирали на закуску и жалобно вздыхали. Райкин взял на себя инициативу попотчевать актеров. Через несколько минут столы были опустошены. Набежала вся администрация. Их шеф голосом Берии спросил: "Кто?!" Все в ужасе замерли. А Райкин сделал всего лишь один кокетливый шаг вперед и шаловливо опустил голову. Инцидент был исчерпан.

        Но был случай, когда на его выступлении не было ни единой женщины. На юбилее Сталина. В тот день Аркадия Исаковича Райкина буквально вытащили из постели и, ни слова не говоря, привезли на ближнюю дачу вождя. Когда Райкин вышел к праздничному столу, то не увидел ни одной женщины – ни среди гостей, ни среди обслуживающего персонала. Его взгляд не нашел ни одной пары прекрасных глаз, без которых выступление – это казнь. Целых четыре часа пришлось веселить эту чересчур мужскую компанию.

Валерий ЕГИЯНЦ

- На главную страницу  ЛГ - Оригинальный адрес документа:
http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg442001/Polosy/art7.htm#2

 

- На первую страницу сайта - - Обратно -
На первую страницу
сайта   (Home)
Последнее обновление:  24 Декабрь 2001 г.  Counter CO.KZ
Владимир Высоцкий Vladimir Vysotsky Vissotski Vissotsky Visocki Visotski Visotsky Visotskiy VVysоckij
Wladimir Wysotsky Vysockij Vysockiy Vysotski Vysotskij Vysotsky Wisocki VVysockij WSVVb1SS0CKiY