За последние двадцать лет, что с нами нет Владимира Высоцкого, о нем сказано и написано предостаточно. Поначалу разговор этот, главным образом, вращался вокруг того, "каким он парнем был", проливая свет - иногда многажды отраженный, и потому сильно искаженный - на экстравагантность некоторых поступков, личной жизни Высоцкого, а также на обстоятельства, способствовавшие его раннему уходу. Когда высказалась первая, вторая (а может, и больше) волна "закадычных друзей" Владимира Высоцкого, пришла очередь "исследователей" его творчества. Зачастую это были просто любители бардовской песни, испытывающие острую ностальгию по тому времени, когда этот жанр пользовался в стране огромной популярностью. Иными словами, Высоцкий для них был только поводом, некой знаковой фигурой, которая оттеняла их личные переживания. Да и потом, когда за перо взялись вроде бы профессионалы, взгляд на творчество Высоцкого оставался каким-то однобоким, скользящим. Ему отдавали должное как автору и исполнителю песен, актеру театра на Таганке, киноартисту... Но до сих пор, даже после выхода четырехтомника Высоцкого, никто так и не отважился сказать о том, что прежде всего он был большим поэтом.. Причем сказать не так, как это прозвучало в восьмидесятом, "на смерть поэта" - с надрывом и обличительным пафосом, а, что называется, с доказательствами в руках, коими являются сами стихи Владимира Высоцкого - их рифмы и ритм, система образов, "сквозные" символы и т.д. Конечно, для того, чтобы представить их в таком "препарированном" виде, тоже нужна определенная смелость (все равно что режешь по живому!), но прежде всего - это все-таки труд, умственный и кропотливый. И что удивительно, одной из первых его взяла на себя наша землячка - Наталья Александровна Вердеревская. Она - кандидат филологических наук, автор нескольких книг, в том числе поэтического сборника, в недавнем прошлом - доцент Елабужского пединститута. Ее новая книга "Двадцать лет спустя. Этюды о поэзии Владимира Высоцкого" имеет два предисловия. Первое написано автором в 1982 году и еще пронизано острым чувством утраты. Но уже тогда ей, литературоведу, со всей очевидностью открылось, что жизнь и смерть Высоцкого, рано или поздно, обретут свой истинный контекст - в истории русской поэзии. Хотя, заметьте, практически еще ничего не было издано: увидел свет только самый первый сборник Высоцкого "Нерв" - поспешно составленный, с опечатками и неточностями. Тем не менее Н.Вердеревская даже не задается вопросом - поэт он или нет. Она ставит его иначе: "Что это за поэт? Каково место Высоцкого в русской поэзии? Какими критериями следует оценивать значимость его творчества? В русле каких литературных традиций оно развивалось?" Тогда, восемнадцать лет назад, ею были написаны два "Этюда" - "Вторая коллизия" и "Многосложность поэтического "я". В первом раскрывается скрытый, подчас философский смысл многих "военных" стихов Высоцкого, а также запрятанный за точными и смешными житейскими наблюдениями. Во втором - автор прослеживает литературную генеалогию лирики Высоцкого, обнаруживая в ней связи и с "золотым" девятнадцатым веком, и "серебряным", и ... с прозой Василия Шукшина. "Я ничего не изменяю, только дополняю, - пишет Н.Вердеревская во втором предисловии, датированном 2000 годом. - К ним (уже названным этюдам. - О.К.) добавились этюд об образах-символах и последний - "Поэт и время". Иными словами, все эти годы автор продолжала вчитываться, сравнивать, постигать поэтический мир Высоцкого вширь и вглубь. И к числу наиболее важных ее открытий следует отнести то, что Н.Вердеревская называет "прозрениями" Высоцкого, отсылая нас порой к очень известным его стихам 60 - 70-х годов, но до конца понятным только человеку с мироощущением конца девяностых. Пророческий дар, как известно, всегда отличал больших русских поэтов, заменяя им и алмазный венец, и каинову печать... И наконец, вывод - то, к чему автор приходит спустя двадцать лет: "Нам снова нужен Высоцкий. Нужен поэт, который становился к микрофону, как к амбразуре. Который бросал нам в лицо слова жесткие и прямые. Я не люблю уверенности сытой, Я не люблю манежи и арены - И самое главное - "я не люблю фатального исхода". Это - для всех нас. Еще не вечер". Остается лишь добавить, что книга "Двадцать лет спустя. Этюды о поэзии Владимира Высоцкого" увидела свет в Набережных Челнах при финансовой поддержке Татарстанского отделения Союза российских писателей и Фонда памяти Владимира Высоцкого. Не смотрите, что у нее очень скромный вид, смотрите глубже... О.КРУЧИНА. На снимке: В.Высоцкий в Казани. Октябрь 1977.
(Снимок публикуется впервые).
|
На первую
страницу | К оглавлению | сайта |
||
Последнее обновление: 23 Июль 2005 г. | ||
Владимир
Высоцкий Vladimir Vysotsky Vissotski Vissotsky Visocki Visotski Visotsky Visotskiy
VVysоckij Wladimir Wysotsky Vysockij Vysockiy Vysotski Vysotskij Vysotsky Wisocki VVysockij WSVVb1SS0CKiY |