Носкова
PravdaSevera.Ru
от 27.07.2001, Пятница
Оригинальный адрес документа:
http://pravdasevera.ru/2001/07/27/8.shtml
Чем больше времени
проходит со дня смерти Владимира Высоцкого, тем
труднее отыскивать конкретные факты его
биографии. Процесс, конечно, весьма закономерный:
слабеет память тех, кто виделся с Высоцким в
разных городах страны , стираются детали.
Тем не менее, работа по уточнению
фактов жизни Высоцкого необходима. Во-первых,
потому, что дальше будет еще тяжелее, во-вторых,
чтобы хоть как-то противостоять тому потоку
пустейшей болтовни, забивающей страницы газет в
дни рождения и смерти поэта. А много ли мы читали
серьезных исследовательских статей о визитах
(многочисленных!) Высоцкого в Прибалтику и
Грузию, в Крым и на Кавказ? Вопрос, увы,
риторический.
О пребывании Высоцкого в
Архангельске в 1968 году много писал покойный
Ю.Кузнецов в 1990-1991 гг. Были статьи и других
авторов. Почему же я решил вернуться к этой теме?
Причин несколько. Во-первых,
статьи о концертах Высоцкого в Архангельске
печатались в газетах "Лесопильщик" и "Наш
темп" - многотиражках, соответственно,
Соломбальского бумажного комбината и
Архангельского лесотехнического института,
газетах, о которых и в самом Архангельске знает
не каждый. Во-вторых, за прошедшие 10 лет стали
известны некоторые детали, о которых не знал
Ю.Кузнецов. В-третьих, Архангельск - не
единственный город на русском севере, где был
Высоцкий, а концертная деятельность - не
единственное, что связывало его с этим краем.
"В начале 1968 года Московский
театр сатиры и драматург А.П.Штейн, который
закончил для этого театра пьесу-комедию,
попросили Высоцкого написать несколько песен
для пьесы "Последний парад". Это пьеса о
моряках, рыбаках Заполярья. И для "погружения в
тему" ему была необходима поездка в поморские
края". Так писал об обстоятельствах приезда
Высоцкого в Архангельск Юрий Шанин ("Правда
Севера", 1998 г. 14 марта).
Сразу поправим одну неточность:
А.Штейн предложил написать Высоцкому песни для
спектакля не после окончания работы над пьесой, а
на заключительном этапе работы над ней. В
опубликованных дневниках вдовы драматурга
Л.Путиевской читаем: "7 марта (1968 г. - М.Ц.) Штейн
идет к финишу. Название пока - "Поживем дальше,
увидим больше". Хочет, чтобы музыку и песни
сделал В.Высоцкий". ("Библиотека
"Ваганта" 1992 г. N 28, стр.3)
Ю.Шанин не уточняет, почему он
считает, что именно в связи с работой над песнями
для "Последнего парада" приезжал в их город
Высоцкий, но предположение не лишено оснований.
Во всяком случае, в песне "Вот некролог, словно
отговорка" определенно слышатся не книжные, а
собственные впечатления поэта от поездки на
Север.
Песня "Утренняя гимнастика"
написана на бланке архангельской гостиницы
"Двина". Этот черновой автограф
неоднократно публиковался, и любители
творчества Высоцкого наверняка помнят, что там
отсутствует строфа
Если вы уже устали -
Сели-встали, сели-встали, -
Не страшны нам Арктика с
Антарктикой!
Главный академик Иоффе
Доказал: коньяк и кофе
Вам заменит спорта профи-
Лактика!
Отсутствие этой строфы
в первоначальном автографе закономерно: в то
время Высоцкий еще не был знаком с Л. Иоффе,
доктором наук (правда, не академиком, но
профессором).
Недавно мне удалось разыскать
Леонида Аркадьевича, живущего ныне в Германии.
"Володю заинтересовала тема моей докторской
диссертации, она была посвящена влиянию
ограничения подвижности на кровообращение. Он
сказал: "В общем, если я правильно понял, то
лучше лежать вдвоем в постели, чем одному в
гробу". А потом мне сказали, что он уже вставил
в уже существовавшую песню новый куплет и
посвятил это дело мне",- рассказал Иоффе.
В Архангельск Высоцкий прилетел
по приглашению старого друга его отца
Ф.Бондаренко,в то время генерал-лейтенанта,
командующего Архангельским гарнизоном. В
результате кропотливой работы уже упоминавшийся
Ю.Кузнецов разыскал полковника С.Махлягина,
бывшего в те времена лейтенантом, недавним
выпускником военного училища.
Как вспоминает С.Махлягин, он
встречал Высоцкого в аэропорту "Кегостров"
13 марта 1968 г. около 11 часов утра. "Перед
встречей нас предупредили, что Владимир Высоцкий
- это молодой человек среднего роста,30 лет. Должен
быть с гитарой", - вспоминал через много лет
С.Махлягин (Газ. "Лесопильщик", Архангельск,
1991 г. N 24 30 янв. Стр.3). Как видим, всенародная слава
Высоцкого была еще впереди.
Высоцкого в Архангельске уже
ждали. Может, и правда, что основной его задачей
было набраться новых впечатлений, но и концерты
тоже были запланированы. "13 и 14 марта -
творческие вечера артиста кино и московского
театра на Таганке Владимира Высоцкого. Начало: 13
марта в 20 часов, 14 марта в 16 ч. 30 мин."(Газ.
"Правда Севера", 1968 г., 13 марта.) До этого
момента все более-менее ясно, а дальше начинается
то, о чем я говорил в начале статьи: детали
стираются из людской памяти, в результате одно и
то же событие в разных источникам описывается
по-разному.
Цитировавшийся выше С.Махлягин
вспоминал: "Высоцкий остановился в общежитии
обкома комсомола. Когда ребята узнали, что
приехал Высоцкий, они сразу же попросили его
выступить с концертом в АЛТИ. Он согласился". В
то же время автор ныне широко известной серии
фотографий Высоцкого, сделанных на том концерте,
А.Емельянов писал о том, что "Высоцкий
приезжает в Архангельск и будет выступать в АЛТИ
13 марта, мне кто-то сказал перед вечером в
институте накануне 8 марта. Больше не было
никакой рекламы. Уже за два дня до концерта на
дверях профкома висела маленькая бумажка,
извещавшая, что билетов на концерт Высоцкого нет
и не будет". "Наш темп", Архангельск, 1990 г. 10
сентября)
Концерт в АЛТИ прошел с громадным
успехом, копии с фонограммы разошлись по городу
моментально. А вот о концерте в Доме офицеров мы
почти ничего не знаем. С.Махлягину запомнилось,
что Высоцкий пел песню Б.Окуджавы "Вы слышите,
грохочут сапоги". Информация весьма
сомнительная: ни на одной концертной программе
не зафиксировано исполнение Высоцким песен
Окуджавы, за исключением двух строчек из песни
"Былое нельзя воротить",которыми он часто
иллюстрировал свой рассказ о спектакле
"Товарищ, верь!" к тому же, менее, чем за два
часа до концерта в Доме офицеров Высоцкий сказал
в АЛТИ: "Я пою только свои песни...Песню должен
петь сам автор. Я очень возражаю, когда песню поют
другие, тогда теряется весь смысл этого дела".
(Цитата по фонограмме). Так что, очевидно, автора
воспоминаний подвела память.
Другой случай, якобы происшедший
на первом концерте в Доме офицеров, рассказывает
присутствовавший там В.Панов: "Владимира
Семеновича тепло принимали в Доме офицеров. Но
после песни "Нейтральная полоса", где он в
строке "..мне и на фиг не нужна чужая
заграница" вместо "фиг" применил слово
покрепче, на сцену вышел работник обкома ВЛКСМ и
запретил ему выступать. На этом концерт
закончился".("Часовой Севера" 1990 г. 25 июля).
И снова мы имеем дело с
информацией крайне сомнительной. Ни на одной
известной домашней или публичной фонограмме
никаких слов "покрепче" в этой песне нет. С
чего бы это Высоцкому так "разухариться" в
Архангельске? К тому же, как наверняка заметили
читатели, автор воспоминаний неправильно
цитирует строку. Похоже, что случай вполне
укладывается в раздел "врет, как очевидец".
Как удалось установить
Ю.Кузнецову, в Доме офицеров было три концерта
Высоцкого: один 13 марта и два 14-го. Помимо
официальных выступлений, были и домашние (у
С.Махлягина, возможно, у Ф.Бондаренко, а также у
одной дамы, которая не разрешила Ю.Кузнецову
называть ее фамилию).
Через полгода после выступлений
Высоцкого в Архангельске газета "Часовой
Севера" в номере от 5 сентября перепечатала
печально известную статью "О чем поет
Высоцкий". Вряд ли это было командой
"сверху": "Часовой Севера" - военная
газета, подчинялась Главному Политическому
Управлению министерства обороны. Ни одно другое
подобное издание "творение" Мушты и
Бондарюка не напечатало. Видимо, главный
редактор "Часового Севера" А.Виноградов
решил, так сказать, оказаться большим католиком,
чем папа Римский. Впрочем, не исключаю, что в
своем неприятии Высоцкого он был вполне
искренен. Известно, что после одного из концертов
в Доме офицеров Высоцкого пригласили в так
называемую генеральскую комнату, где он пел вещи,
в концерте не звучавшие. Кое- кто из
присутстсвовавших был весьма недоволен
услышанным, но ничего сделать было нельзя,
поскольку Высоцкий находился под
покровительством генерал-лейтенанта
Ф.Бондаренко, а воинский устав запрещал
жаловаться через голову начальника. Пришлось
стерпеть и дождаться удобного часа, чтобы
выплеснуть свою обиду, не нарушая устава.
Как известно, в 1966-67 гг Высоцкий
написал несколько песен-сказок. До сих пор в
специальной литературе об этом цикле было
сказано немного. Понятно, однако, что
песни-сказки вряд ли могли быть написаны без
особого интереса Высоцкого к этому виду
народного творчества.
Впрочем, не все сказки сложены
безымянными народными сказителями, известны и
профессиональные литераторы-сказочники -
Андерсен, братья Гримм, наш Бажов и другие. К
таким профессионалам принадлежал и
архангелогородец Б.Шергин. Как писала газета
"Архангельск" в номере от 24 января 1997 г.,
"по воспоминаниям одной из родственниц второй
жены поэта, в середине 60-х годов он прочитал
"Сказки" Б.Шергина они произвели на него
сильное впечатление. Он с восторгом показывал
эту книгу всем, кто был рядом, восхищаясь
колоритным северным языком".
Видимо, Высоцкий творчеством
Шергина заинтересовался всерьез и даже хотел
написать песни по мотивам его сказов. С.Жильцов
во 2-м томе собрания сочинений Высоцкого приводит
четыре черновых наброска "К несостоявшемуся
спектаклю по сказкам Б.Шергина" (Тула, изд.
Тулица, 1995 г. стр. 403.) К сожалению, публикатор не
сообщает, откуда взялась информация, что речь шла
именно о спектакле, а не просто о цикле песен.
Начиная заключительный концерт в
Архангельске, Высоцкий сказал: "Я второй день
здесь, в этом городе, и чего-то сегодня не очень
хочется уезжать. Хотя ничего не видел и только по
рассказам знаю, что здесь, в Архангельске, очень
хорошо бывает в июле месяце. Так что, наверное, в
июле месяце я еще раз вернусь к вам сюда".(Цит.
По фонограмме). Больше, однако, Высоцкий в
Архангельске не бывал, а на руссский Север попал
еще лишь однажды. Случилось это в апреле 1978 года,
когда Высоцкий гастролировал в Череповце.
Марк
ЦЫБУЛЬСКИЙ.
Миннесота, США.
Марк Цыбульский известен в
среде высоцковедов как обладатель одной из
крупнейших коллекций фонограмм В.Высоцкого (около 700
часов звучания домашних и концертных его
выступлений), многие из которых очень редкие,
оригиналов не публиковавшихся ранее фотографий
(предполагается их публикация в готовящихся
книгах <Высоцкий за рубежом>, <Путешествия
Владимира высоцкого>), автор более 50 публикаций
в русскоязычной прессе 10 стран мира (США, Канада,
Франция, Аргентина, Россия). Постоянно занимается
поиском людей, кто был причастен к гастролям
Высоцкого, или снимался с ним, работал над
спектаклями, радиопостановками, записями
пластинок.
Опубликовано: в PravdaSevera.Ru
от 27.07.2001, Пятница
|