- Back - Северные маршруты Владимира Высоцкого


Носкова
PravdaSevera.Ru от 27.07.2001, Пятница
Оригинальный адрес документа:
http://pravdasevera.ru/2001/07/27/8.shtml

        Чем больше времени проходит со дня смерти Владимира Высоцкого, тем труднее отыскивать конкретные факты его биографии. Процесс, конечно, весьма закономерный: слабеет память тех, кто виделся с Высоцким в разных городах страны , стираются детали.
        Тем не менее, работа по уточнению фактов жизни Высоцкого необходима. Во-первых, потому, что дальше будет еще тяжелее, во-вторых, чтобы хоть как-то противостоять тому потоку пустейшей болтовни, забивающей страницы газет в дни рождения и смерти поэта. А много ли мы читали серьезных исследовательских статей о визитах (многочисленных!) Высоцкого в Прибалтику и Грузию, в Крым и на Кавказ? Вопрос, увы, риторический.
        О пребывании Высоцкого в Архангельске в 1968 году много писал покойный Ю.Кузнецов в 1990-1991 гг. Были статьи и других авторов. Почему же я решил вернуться к этой теме?
        Причин несколько. Во-первых, статьи о концертах Высоцкого в Архангельске печатались в газетах "Лесопильщик" и "Наш темп" - многотиражках, соответственно, Соломбальского бумажного комбината и Архангельского лесотехнического института, газетах, о которых и в самом Архангельске знает не каждый. Во-вторых, за прошедшие 10 лет стали известны некоторые детали, о которых не знал Ю.Кузнецов. В-третьих, Архангельск - не единственный город на русском севере, где был Высоцкий, а концертная деятельность - не единственное, что связывало его с этим краем.
        "В начале 1968 года Московский театр сатиры и драматург А.П.Штейн, который закончил для этого театра пьесу-комедию, попросили Высоцкого написать несколько песен для пьесы "Последний парад". Это пьеса о моряках, рыбаках Заполярья. И для "погружения в тему" ему была необходима поездка в поморские края". Так писал об обстоятельствах приезда Высоцкого в Архангельск Юрий Шанин ("Правда Севера", 1998 г. 14 марта).
        Сразу поправим одну неточность: А.Штейн предложил написать Высоцкому песни для спектакля не после окончания работы над пьесой, а на заключительном этапе работы над ней. В опубликованных дневниках вдовы драматурга Л.Путиевской читаем: "7 марта (1968 г. - М.Ц.) Штейн идет к финишу. Название пока - "Поживем дальше, увидим больше". Хочет, чтобы музыку и песни сделал В.Высоцкий". ("Библиотека "Ваганта" 1992 г. N 28, стр.3)
        Ю.Шанин не уточняет, почему он считает, что именно в связи с работой над песнями для "Последнего парада" приезжал в их город Высоцкий, но предположение не лишено оснований. Во всяком случае, в песне "Вот некролог, словно отговорка" определенно слышатся не книжные, а собственные впечатления поэта от поездки на Север.
        Песня "Утренняя гимнастика" написана на бланке архангельской гостиницы "Двина". Этот черновой автограф неоднократно публиковался, и любители творчества Высоцкого наверняка помнят, что там отсутствует строфа

        Если вы уже устали -
        Сели-встали, сели-встали, -
        Не страшны нам Арктика с Антарктикой!
        Главный академик Иоффе
        Доказал: коньяк и кофе
        Вам заменит спорта профи-
        Лактика!

        Отсутствие этой строфы в первоначальном автографе закономерно: в то время Высоцкий еще не был знаком с Л. Иоффе, доктором наук (правда, не академиком, но профессором).
        Недавно мне удалось разыскать Леонида Аркадьевича, живущего ныне в Германии. "Володю заинтересовала тема моей докторской диссертации, она была посвящена влиянию ограничения подвижности на кровообращение. Он сказал: "В общем, если я правильно понял, то лучше лежать вдвоем в постели, чем одному в гробу". А потом мне сказали, что он уже вставил в уже существовавшую песню новый куплет и посвятил это дело мне",- рассказал Иоффе.
        В Архангельск Высоцкий прилетел по приглашению старого друга его отца Ф.Бондаренко,в то время генерал-лейтенанта, командующего Архангельским гарнизоном. В результате кропотливой работы уже упоминавшийся Ю.Кузнецов разыскал полковника С.Махлягина, бывшего в те времена лейтенантом, недавним выпускником военного училища.
        Как вспоминает С.Махлягин, он встречал Высоцкого в аэропорту "Кегостров" 13 марта 1968 г. около 11 часов утра. "Перед встречей нас предупредили, что Владимир Высоцкий - это молодой человек среднего роста,30 лет. Должен быть с гитарой", - вспоминал через много лет С.Махлягин (Газ. "Лесопильщик", Архангельск, 1991 г. N 24 30 янв. Стр.3). Как видим, всенародная слава Высоцкого была еще впереди.
        Высоцкого в Архангельске уже ждали. Может, и правда, что основной его задачей было набраться новых впечатлений, но и концерты тоже были запланированы. "13 и 14 марта - творческие вечера артиста кино и московского театра на Таганке Владимира Высоцкого. Начало: 13 марта в 20 часов, 14 марта в 16 ч. 30 мин."(Газ. "Правда Севера", 1968 г., 13 марта.) До этого момента все более-менее ясно, а дальше начинается то, о чем я говорил в начале статьи: детали стираются из людской памяти, в результате одно и то же событие в разных источникам описывается по-разному.
        Цитировавшийся выше С.Махлягин вспоминал: "Высоцкий остановился в общежитии обкома комсомола. Когда ребята узнали, что приехал Высоцкий, они сразу же попросили его выступить с концертом в АЛТИ. Он согласился". В то же время автор ныне широко известной серии фотографий Высоцкого, сделанных на том концерте, А.Емельянов писал о том, что "Высоцкий приезжает в Архангельск и будет выступать в АЛТИ 13 марта, мне кто-то сказал перед вечером в институте накануне 8 марта. Больше не было никакой рекламы. Уже за два дня до концерта на дверях профкома висела маленькая бумажка, извещавшая, что билетов на концерт Высоцкого нет и не будет". "Наш темп", Архангельск, 1990 г. 10 сентября)
        Концерт в АЛТИ прошел с громадным успехом, копии с фонограммы разошлись по городу моментально. А вот о концерте в Доме офицеров мы почти ничего не знаем. С.Махлягину запомнилось, что Высоцкий пел песню Б.Окуджавы "Вы слышите, грохочут сапоги". Информация весьма сомнительная: ни на одной концертной программе не зафиксировано исполнение Высоцким песен Окуджавы, за исключением двух строчек из песни "Былое нельзя воротить",которыми он часто иллюстрировал свой рассказ о спектакле "Товарищ, верь!" к тому же, менее, чем за два часа до концерта в Доме офицеров Высоцкий сказал в АЛТИ: "Я пою только свои песни...Песню должен петь сам автор. Я очень возражаю, когда песню поют другие, тогда теряется весь смысл этого дела". (Цитата по фонограмме). Так что, очевидно, автора воспоминаний подвела память.
        Другой случай, якобы происшедший на первом концерте в Доме офицеров, рассказывает присутствовавший там В.Панов: "Владимира Семеновича тепло принимали в Доме офицеров. Но после песни "Нейтральная полоса", где он в строке "..мне и на фиг не нужна чужая заграница" вместо "фиг" применил слово покрепче, на сцену вышел работник обкома ВЛКСМ и запретил ему выступать. На этом концерт закончился".("Часовой Севера" 1990 г. 25 июля).
        И снова мы имеем дело с информацией крайне сомнительной. Ни на одной известной домашней или публичной фонограмме никаких слов "покрепче" в этой песне нет. С чего бы это Высоцкому так "разухариться" в Архангельске? К тому же, как наверняка заметили читатели, автор воспоминаний неправильно цитирует строку. Похоже, что случай вполне укладывается в раздел "врет, как очевидец".
        Как удалось установить Ю.Кузнецову, в Доме офицеров было три концерта Высоцкого: один 13 марта и два 14-го. Помимо официальных выступлений, были и домашние (у С.Махлягина, возможно, у Ф.Бондаренко, а также у одной дамы, которая не разрешила Ю.Кузнецову называть ее фамилию).
        Через полгода после выступлений Высоцкого в Архангельске газета "Часовой Севера" в номере от 5 сентября перепечатала печально известную статью "О чем поет Высоцкий". Вряд ли это было командой "сверху": "Часовой Севера" - военная газета, подчинялась Главному Политическому Управлению министерства обороны. Ни одно другое подобное издание "творение" Мушты и Бондарюка не напечатало. Видимо, главный редактор "Часового Севера" А.Виноградов решил, так сказать, оказаться большим католиком, чем папа Римский. Впрочем, не исключаю, что в своем неприятии Высоцкого он был вполне искренен. Известно, что после одного из концертов в Доме офицеров Высоцкого пригласили в так называемую генеральскую комнату, где он пел вещи, в концерте не звучавшие. Кое- кто из присутстсвовавших был весьма недоволен услышанным, но ничего сделать было нельзя, поскольку Высоцкий находился под покровительством генерал-лейтенанта Ф.Бондаренко, а воинский устав запрещал жаловаться через голову начальника. Пришлось стерпеть и дождаться удобного часа, чтобы выплеснуть свою обиду, не нарушая устава.
        Как известно, в 1966-67 гг Высоцкий написал несколько песен-сказок. До сих пор в специальной литературе об этом цикле было сказано немного. Понятно, однако, что песни-сказки вряд ли могли быть написаны без особого интереса Высоцкого к этому виду народного творчества.
        Впрочем, не все сказки сложены безымянными народными сказителями, известны и профессиональные литераторы-сказочники - Андерсен, братья Гримм, наш Бажов и другие. К таким профессионалам принадлежал и архангелогородец Б.Шергин. Как писала газета "Архангельск" в номере от 24 января 1997 г., "по воспоминаниям одной из родственниц второй жены поэта, в середине 60-х годов он прочитал "Сказки" Б.Шергина они произвели на него сильное впечатление. Он с восторгом показывал эту книгу всем, кто был рядом, восхищаясь колоритным северным языком".
        Видимо, Высоцкий творчеством Шергина заинтересовался всерьез и даже хотел написать песни по мотивам его сказов. С.Жильцов во 2-м томе собрания сочинений Высоцкого приводит четыре черновых наброска "К несостоявшемуся спектаклю по сказкам Б.Шергина" (Тула, изд. Тулица, 1995 г. стр. 403.) К сожалению, публикатор не сообщает, откуда взялась информация, что речь шла именно о спектакле, а не просто о цикле песен.
        Начиная заключительный концерт в Архангельске, Высоцкий сказал: "Я второй день здесь, в этом городе, и чего-то сегодня не очень хочется уезжать. Хотя ничего не видел и только по рассказам знаю, что здесь, в Архангельске, очень хорошо бывает в июле месяце. Так что, наверное, в июле месяце я еще раз вернусь к вам сюда".(Цит. По фонограмме). Больше, однако, Высоцкий в Архангельске не бывал, а на руссский Север попал еще лишь однажды. Случилось это в апреле 1978 года, когда Высоцкий гастролировал в Череповце.

Марк ЦЫБУЛЬСКИЙ.
Миннесота, США.

        Марк Цыбульский известен в среде высоцковедов как обладатель одной из крупнейших коллекций фонограмм В.Высоцкого (около 700 часов звучания домашних и концертных его выступлений), многие из которых очень редкие, оригиналов не публиковавшихся ранее фотографий (предполагается их публикация в готовящихся книгах <Высоцкий за рубежом>, <Путешествия Владимира высоцкого>), автор более 50 публикаций в русскоязычной прессе 10 стран мира (США, Канада, Франция, Аргентина, Россия). Постоянно занимается поиском людей, кто был причастен к гастролям Высоцкого, или снимался с ним, работал над спектаклями, радиопостановками, записями пластинок.

 

Опубликовано: в PravdaSevera.Ru от 27.07.2001, Пятница


 

- На первую страницу сайта - - Обратно -
На первую страницу
сайта   (Home)
Последнее обновление:  22 Декабрь 2001 г.  Counter CO.KZ
Владимир Высоцкий Vladimir Vysotsky Vissotski Vissotsky Visocki Visotski Visotsky Visotskiy VVysоckij
Wladimir Wysotsky Vysockij Vysockiy Vysotski Vysotskij Vysotsky Wisocki VVysockij WSVVb1SS0CKiY