- Back -
Рубрика: Даты
Русский шансон,
или
Японская горилка
Мой отчаяньем сорванный голос
Современные средства науки
Превратили в приятный фальцет".
В. Высоцкий, "Памятник", 1973.

        Мы уже 21 год живем без Высоцкого. И все это время висит в воздухе вопрос: что пел бы Высоцкий сегодня? Не сомневаюсь, что, будь он жив, его песни пришлись бы нынче очень и очень кстати. Бывало, когда он мучительно обдумывал свои песни, то посторонние шумы - радио или телевизор - ему не только не мешали, но даже помогали. Помогали находиться в гуще наших и мировых событий. Я думаю, и в наше время он не был бы дезориентирован и растерян, как многие наши граждане (чуть не сказал "советские").
        Сегодняшние фальшь и фарисейство, может, не столь очевидны, как прежде... И за благородными криками о свободе слова часто стоит обыкновенная алчность... Алчность нынешняя, в удесятеренных масштабах... Окуджава, с которого начинались все барды (в том числе и Высоцкий), пел: "Дай рвущемуся к власти навластвоваться всласть". Главное в этом деле очень активно изобразить заботу о народе... Впрочем, что это я стал думать за Высоцкого. Как говорится, если бы у моей бабушки была борода, то она была бы дедушкой.
        В наше время, время брать, а не давать, получать, а не зарабатывать, пока не появился никто по мощности влияния на людей, сравнимый с Высоцким. Вот почему его постоянно издают на кассетах и дисках. Отечественная СDискография Высоцкого насчитывает более полутора сотен дисков. И почти все из них вышли на фирме Solyd. Последние их релизы - это серия "Концерты Высоцкого", которые изданы будут на 25-ти CD (5 коробок по 5 СD в каждой коробке). Пока выпущены три таких коробки. И издание это вполне оправдывает название фирмы. Оно намного солиднее, чем известная виниловая серия "На концертах Высоцкого", на которой не было ни
одного (!) его концерта целиком, без купюр.
        Излишне было бы перечислять здесь всю дискографию Высоцкого. Интересующимся я предлагаю побывать в интернете по адресу: http://vysotsky.km.ru/r/o/ или http:vysotsky.km.ru/russ/page/10.chastnye.obiavlenija/2001.01.29/text.html.*

(*I.Vodin: новый адрес: http://vysotsky.km.ru/r/cd/)

        Но вот на одном новом издании, но фирмы не Solyd, а Master Sound, я хотел бы остановиться. Не думаю, что это будет воспринято как реклама или антиреклама. Диски Высоцкого в этом не нуждаются. И ни один его диск в продаже не залеживается, независимо от того, что о нем говорят или пишут.
        Рискуя притомить читателя цитатами, я все же воспроизведу целиком две анонимные надписи на вкладыше диска: "Абсолютно новый альбом впервые за последние двадцать лет" и немного более длинную: "У вас в руках уникальный альбом, являющий собой попытку оригинального музыкального прочтения Высоцкого сегодняшним днем. Собранные здесь произведения мы всегда знали как песни под гитару. Новизна аранжировок звучания - вот осторожное, но впечатляющее прикосновение нового тысячелетия к Высоцкому".
        Что-то здесь не так, подумалось мне. Чувство русского языка явно изменило авторам этих посланий, говорящих о больших временных масштабах. Не сразу до меня дошло, что это же американский рекламный стиль. Авторы предлагают Высоцкого, как продукт. Вернее, даже не Высоцкого, а себя, чтобы, используя имя Высоцкого, срубить побольше бабок.
        Компьютерные звуковые технологии позволили создателям этого нового CD, названного ими "Уголовный кодекс", убрать гитару Высоцкого и заменить ее на гитару некоего А. Звинцова. На все это наложен обильный синтезаторный аккомпанемент Е. Ткаченко. Ему же принадлежит аранжировка, а также главная заслуга в очистке от гитары исходных оригинальных фонограмм Высоцкого.
        На сорокатрехминутном альбоме 15 песен и на двух из них слышна еще и скрипка, на которой играет М. Сыначева.
        Все звучание максимально приблизили к стилю так называемого русского шансона. (Хотя понятно, что выражение "русский шансон" звучит нелепо). Т.е. наполнили слащавостью, чего, на мой взгляд, в Высоцком никогда не было.
        "О вкусах не спорят - есть тысячи мнений..." Одним нравится Высоцкий под собственную гитару. Другим - в сопровождении ансамбля. Многие его песни действительно звучат лучше с ансамблем. Например, "Белое безмолвие" и "Затяжной прыжок". В "цыганских" песнях "Кони привередливые" и "В сон мне желтые огни" вместе с ансамблем "Мелодия" играют скрипки и другие смычковые. Все это спето и сыграно великолепно. И никакой слащавости. Желание же предложить Высоцкого в новом веке по-новому, с помощью "русского шансона" - это примета времени. Кстати, "Уголовный кодекс" - не первая попытка синтезаторного прочтения ушедшего барда. Два года назад выходил диск Юрия Визбора "Разрешите вам напомнить о себе". В этом случае не было цели "ошансонить" Визбора и диск удался.
        Когда стали превращать черно-белые фильмы в цветные, то не все были в восторге. Ведь чаще всего при этом искажается замысел режиссера. Черно-белые средства кино могли создать совершенно другой "неподкрашенный" образ. Может более сильный, чем цветной (вспомним фильм "Список Шиндлера"). Нечто похожее происходит и со старой музыкой, подкрашенной холодным электронным аккомпанементом немузыкальных инструментов. Тем более, когда при этом уничтожается авторское сопровождение. На диске Высоцкого создатели увлеклись чисто технической задачей. С Визбором же поступили весьма деликатно, не испортив визборовского ощущения жизни. И компьютер здесь был не самоцелью, а средством, не поглотив собою того, что пел Визбор.
        Кстати, Розенбаум как-то заметил, что "русский шансон" звучит примерно так же бредово, что и "японская горилка".

Анатолий ВЯТКИН.

Опубликовано: газета "КУРГАН и КУРГАНЦЫ", 25 июля 2001 г.


 

- На первую страницу сайта - - Обратно -
На первую страницу |
К оглавлению | сайта
Последнее обновление:  23 Июль 2005 г.  Counter CO.KZ
Владимир Высоцкий Vladimir Vysotsky Vissotski Vissotsky Visocki Visotski Visotsky Visotskiy VVysоckij
Wladimir Wysotsky Vysockij Vysockiy Vysotski Vysotskij Vysotsky Wisocki VVysockij WSVVb1SS0CKiY