Поздним вечером,
после окончания концерта, решено было совершить
прогулку по Волге. Владимир Высоцкий и члены
клуба сели на большой катер. Высоцкий, отдыхая,
рассматривал ночной Куйбышев. Потом поднялся в
рубку, долго разговаривал с капитаном
Похвастался и ему, что ходил днем на яхте,
попросил "немного порулить". Капитан дал ему
штурвал, поясняя по ходу, что значат огни
фарватера и встречных судов. Ночью Высоцкий уже
не пел. Только слушал в нашем исполнении
"Самару-городок"...
Когда мы утром не спеша ходили по
городу и я показывал достопримечательности,
Володя вдруг начал подробно расспрашивать о моем
заводе. Меня удивило это. Видимо, ему просто
требовались живые знания обо всем. Он несколько
раз возвращался к разговору о яхтах, парусах,
парусном спорте, особенностях соревнований
яхтсменов. Был приятно удивлен, случайно узнав,
что я - мастер спорта по парусу.
Наше знакомство переросло затем в
дружбу. Высоцкий по своей натуре был
максималистом - так мне всегда казалось. Если
понравился человек, то на всю жизнь, если нет -
тоже навсегда. Такая вот черно-белая позиция.
Только могу сказать уверенно: друзей у него было
несравненно больше.
В сентябре - начале октября 1975 г. я
находился на регате в Сочи. Позвонил туда мой
друг и соперник по парусу из Ростова Борис
Шипшин. К ним, оказывается, приехал на гастроли
Театр на Таганке. Я сразу же вылетел и рано утром
Борис встретил меня.
Интересуемся у дежурного
администратора гостиницы, где остановились
актеры, в каком номере проживает Высоцкий?
Мы номера комнат артистов не даем.
Номер Хмельницкого? - пожалуйста...
Пока администратор выискивал в
списке актеров, где проживает Хмельницкий, я
увидел фамилию Высоцкого и номер его комнаты.
Стучимся.
Войдите! - звучит знакомый голос.
Он не спал - с книжкой лежал в постели. - Вот уж не
ожидал! Каким ветром, каким галсом?
Умываясь, Высоцкий спросил, где я
остановился. Узнав, что в яхт-клубе, предложил:
"Живи у меня. вдвоем веселее будет!" Так мы
прожили неделю. Каждый вечер - спектакли, днем -
купания на Дону, дополнительные концерты - на
заводе "Ростсельмаш", в клубе "Гранит" (* 001 : 00_0479
? ) ...
И была в Ростове еще одна встреча
с парусами. Шипшин решил угостить Высоцкого
настоящей донской ухой. Выкроили свободное время
и отправились в путь. Пришли на гребную базу
"Спартак" - там у Бориса швартовался его
тренерский катер - мотолодка "Прогресс". С
нами поехал и друг Высоцкого, актер Иван Бортник
(это ему, кстати, Высоцкий посвятил песню "Ах,
милый Ваня, я гуляю по Парижу").
Сели Высоцкий, конечно, просто
пассажиром быть не хотел: попросил разрешить ему
завести мотор. Со второго рывка "Нептун-23"
заработал. Именно со второго, как у хороших
мотористов. И это для него было очень важно.
Заправски сел за руль: "Ну, указывайте
дорогу". Шли вверх по Дону по оживленному
фарватеру. Владимир уже довольно свободно
ориентировался в управлении моторкой, вовремя
сбрасывал и прибавлял газ. Ошвартовались в
яхт-клубе "Ростсельмаша". На берегу
встречали нас несколько друзей-яхтсменов. Уха
была готова - красная донская уха с тузлуком,
подаваемым отдельно.
Подняли шампанское за эту
чудесную уху. Володя к стакану не притронулся.
Только ел и нахваливал. Попросил дать рецепт.
- Теперь Марина сварит в Париже
эту уху, - шутил он. - Мы пригласим друзей и удивим
Францию. Каково?
Долго сидели, разговаривая о том,
о сем. У Высоцкого были забинтованы руки. Кто-то
не удержался - в чем дело?
- Пустяки! Снимался в эпизоде
фильма "Как царь Петр арапа женил", пришлось
скакать на коне. Конь угодил копытом в ямку от
старого телеграфного столба, ну и грохнулись
оба...
Борис пошел вооружать яхту, а мы
рассматривали стоящие на берегу. Помню, были там
"Кадеты", "Финны", "Летучие
Голландцы" и очень удивившие Володю
катамараны. Борис выбрал для похода
"Темпест". Яхта мне была более чем хорошо
знакома. Я тоже выступал в классе "Темпест" и
только что - в финале Спартакиады народов РСФСР -
мы все семь гонок боролись с гонявшимся именно на
этой яхте Борисом за бронзу, что также
заинтересовало Высоцкого. Я рассказал, что
переиграть Бориса мне помог Валентин Манкин -
король "Темпеста". Он дал мне фирменную
мачту "Проктор" и паруса "Раудашль", и
мы стали "работать с ним в спарринге". Утром,
днем и вечером. В любую погоду, даже тогда, когда
ни одна другая яхта не покидала пирса. Манкин
давал мне фору и мы проходили отрезки дистанции
разными курсами. Фора постепенно уменьшалась.
Валентин помог мне настроить яхту - для этого мы
менялись лодками, оставляя на них своих шкотовых.
К началу финала я был подготовлен лучше Бориса.
Все эти скрытые от постороннего
взгляда перипетии спортивной борьбы очень
интересовали Высоцкого. Спорт и спортсменов он
любил, был горячим болельщиком вообще, теперь
стал интересоваться и парусом. Во время
олимпийской регаты 1976 г. в Кингстоне (Канада) он
уже со знанием дела мог смотреть гонки, болел за
наших Манкина и Балашова, которые сумели вырвать
тогда серебро, посетил лагерь участников на
берегу озера Онтарио. |