- Back - Код: 09_0020
Владимир Высоцкий
16 марта 1973 года. Начало в 20 часов.
Украинская ССР, Донецкая область, г. Жданов /ул. Ломизова, д. 1/ легкоатлетический комплекс Ждановского ордена Октябрьской Революции и ордена Трудового Красного Знамени металлургического завода «Азовсталь»
имени Серго Орджоникидзе.

На выступлении присутствовал Борис Хмельницкий.
Фото: Игорь Карпенко.
Длительность записи: 40 минут.  
Оцифровка - Николай Цанков /Болгария/
Стенограмма - Алексей Еськов.

         

   ЖЕНСКИЙ ГОЛОС (ДИКТОР): Говорит студия звукозаписи Азовского морского пароходства.
  
Уважаемые товарищи! Предлагаем вашему вниманию передачу «Встреча с Владимиром Высоцким».
   Добрый день, товарищи! Ну что ж, э… концерт этот называется "концерт-встреча". Но, к сожалению, это название неправильно, потому что встречи обычно лучше проходят, когда сидишь за круглым столом, когда есть соответствующая обстановка и когда можно побеседовать. Ну а здесь беседы, конечно, не может произойти между нами, потому что полный зал людей не может разговаривать с одним человеком. Всё равно это будет монолог с мо... с моей стороны. Вот. Ну и я всё-таки понимаю прекрасно, что вы хотели бы что-то узнать о работе моей в театре, в кино и о песнях. Поэтому я попытаюсь так в нескольких словах рассказать вам об этом. Ну а если возникнут вопросы, в конце я с удовольствием отвечу. Вот. И хорошо если бы это вопросы были творческого характера, а не из личной жизни, там, скоко раз женат, разведён. Я думаю, что это не так <смеётся> интересно.
  
Ну вот. Работаю я в Москве, в московском Театре на Таганке. На Таганке раньше была тюрьма... раньше был театр и... <Смех в зале> Нет, тюрьма тоже была. Тюрьму щас сломали. Это... в этой тюрьме сидели в начале века политкаторжане. И она знаменита тем была, что Владимир Маяковский, когда ему было всего одиннадцать лет, он занимался подпольной работой и п… принимал участие в подкопе, чтобы освобождать женщин-политкаторжанок. Так что площадь эта была знаменитая. Но там был театр. Театр этот в какой-то определённый момент перестал посещаться, стал он вести какую-то не ту репертуарную политику и его решено было реорганизовать. А реорганизация происходит у нас очень просто, а именно: прих... присылают нового главного режиссёра, приходят новые актёры и начинается, в общем, фактически новый театр в старом здании. Так оно и было.
  
В шестьдесят четвёртом году на выпускном курсе Щукинского училища был поставлен спектакль под названием "Добрый человек из Сезуана". Поставил его теперешний наш главный режиссёр Юрий Петрович Любимов, заслуженный артист РСФСР. Он был известным очень актёром, он снимался много в картинах. Например, он снимался в фильме "Робинзон Крузо", Пятницу играл. Потом он играл в фильме м-м… "Беспокойное хозяйство" — французского лётчика. "Далеко от Москвы". В общем, много картин он снимался. Вот. Он, как педагог, поставил этот спектакль. Спектакль произвёл в Москве просто впечатление "разорвавшейся бомбы". Было столько у него и противников, сколько... сколько сторонников. Ну, наконец, сторонники одержали верх. Была газета... э… статья в газете "Правда" Константина Симонова, который написал, что "будет очень досадно, если этот молодой коллектив после окончания училища распадётся, разъедется, и если этот прекрасный спектакль погибнет". И решено было вот в этот э… старый театр влить молодую труппу и назначить нового главного режиссёра. Ну, почему был такой интерес громадный к этому спектаклю? Ну, во-первых, этот спектакль был решён в совершенно необычной, очень яркой форме. Там был... значит, только одна стена дома сзади глухая, два тротуара и актёров несколько человек, целая труппа, которые э… играют без гримов в очень простых костюмов... костюмах. Никаких световы... световых эффектов. Очень много музыки в спектакле, которую написали актёры нашего театра Хмельницкий и Васильев на стихи Брехта. Это даже не песни, а скорее... Они называются у Брехта "зонги". Это такой рассказ под гитару. У нас многие актёры наши играют на гитарах, на различных инструментах. Даже эмблема нашего театра стала после этого спектакля — просто гитару рисуют вместо эмблемы. Ну вот. И в этом спектакле были применены такие, например, приёмы, как приём отчуждения брехтовский. Это во время сцены актёр прямо выходит на зрительный зал и начинает разговаривать со зрителями. И вовлекает таким образом зрителей э… в действие, как бы зрители принимают участие в действии. Истоки этого театра — в народном, площадном театре. Раньше ведь, вы знаете… вот это сейчас рисуют задник, сзади нарисовано небо, звёзды там, все прекрасно понимают, что это не натуральное небо, не натуральные звёзды и что настоящие — намного красивей. Но всё-таки публика же ведь верит, так, убеждает себя в том, что ну, вот, пускай, пускай это, значит, небо и верит в то, что это происходит под открытым небом. А раньше, у ше… в шекспировском театре, приносили табличку и ставили, и там было написано: "Площадь!" — и артисты начинали играть. Вот наш театр построен по этому принципу — условного театра. Условный — это же ведь от слова "условиться". Значит, мы уславливаемся со зрителем, что сегодня вот эта компания молодых людей в какой-то обстановке, почти без декораций, без гримов, разыграет перед вами определённую э… сцену из такой-то жизни. И зритель очень легко на это идёт, и очень легко... спокойно в это дело верит. Через пять минут все забывают, что мы играем все почти без гримов, даже если мы играем людей старше себя возрастом.
  
Ну вот. Значит, после спектакля "Добрый человек из Сезуана" нам говорили, что это пока просто мода, что это пройдёт. Вообще у входа в наш театр всегда такая толпа людей, и даже по утрам в девять часов утра, когда идёшь на работу и видишь, что люди стояли ночью около кассы, просто рука не подымается играть в полноги, как говорят, без отдачи. И у нас актёры, это тоже особенность театра, работают, как некоторые даже говорят, на износ, с потом и с кровью. То есть, как в последний раз. Поэтому к нашим спектаклям отношение, может быть, — может нравиться, может не нравиться спектакль, но, во всяком случае, равнодушных людей в спектакле... в… на... на спектаклях почти никогда не бывает. А выяснили мы это очень просто. Спектакль "Десять дней, которые потрясли мир" по книге Джона Рида, называется "Представление с буффонадой, пантомимой, цирком и стрельбой". Это совсем не обман, на самом деле всё это присутствует в эт... в этом спектакле. И вот, когда вы в половине седьмого вечера приходите к зданию театра, вдруг смотрите — толпа стоит около двери, сто... висят плакаты какие-то революционных лет, флаги развеваются, играет музыка и актёры нашего театра, одетые в форме революционных матросов и солдат, прямо ещё на улице играют, поют всякие частушки, песни. А у нас рядом ресторан, который называется "Кама". Из этого ресторана выходят люди подвыпившие, навеселе, думают: "Батюшки! Мы какой-то праздник пропустили!" Ну и, значит, <смеётся> присоединяются к нам, танцуют, поют. Но их в зал не пускают, потому что у входа стоят актёры наши, одетые солдатами, со штыками, от... отрывают у вас билет, на... накалывают на штык, пропускают в фойе. Вы проходите в фойе, фойе тоже оформлено под революционные годы, и ходят девушки в длинных платьях, в красных косынках, и накалывают каждому: на лацкан мужчинам, а женщинам — на кофточку красный бантик. И создаётся такое впечатление какого-то праздника, потому что снова играет музыка, деревянный помост, пирамида из винтовок ещё в фойе. Мы выходим на этот помост в одеждах, в которых мы будем играть спектакль, и поём там снова песни, частушки, которые кончаются примерно так:

real mp3 txt htm 1. Хватит шляться по фойе...(1 куплет)
         

   Ну и все думают: ну вот, наконец, это безобразие кончилось, щас начнётся нормальный спектакль. Но ведь в афише-то написано "со стрельбой", так что как только зритель приходит, откидывается на спинку кресла и думает, что щас он отдохнёт, выходят три актёра: рабочий, матрос и солдат, с винтовками, и стреляют. Но, правда, не... не в зрителей, а в воздух и холостыми патронами, но всё-таки пахнет порохом. Помещение у нас маленькое, даже некоторых слабонервных, они не выдерживают, их выносят. Они отдохнут в фойе и потом приходят досматривать, <смех в зале> потому что билет не достанешь. На самом деле, билет к нам достать почти невозможно. Люди месяцами стоят, ходят ночами, отмечаются, там, пишут что-то н... на руках, э… очередь чтобы не пропустить. И поэтому я всегда приглашаю, конечно, без всяких шуток — приезжайте посмотреть наши спектакли, то... но не все сразу, конечно. Но когда по два, по три человека — мы, в общем, стараемся всегда приезжим помочь посмотреть наш театр. Ну вот. Потом начинается в этом спектакле, "Десять дней, которые потрясли мир", такое яркое, красочное зрелище. Там тридцать две картины, двести ролей. Всё это решено в разном ключе. Там есть элементы кукольного театра, акробатики, цирка, реалистические сцены, пантомима, много песен, музыки. Эту музыку и песни мы писали сами для нашего спектакля. Вообще почти для каждого спектакля мы пишем сами. И э… там, в этом спектакле, двести ролей. А так как мы находимся на хозрасчёте, то двести артистов держать в театре невозможно. Поэтому, значит, у нас рабочие сцены играют, всякие цеха, реквизиторы, осветители одеваются и играют массовые сцены. А мы, актёры, играем по нескольку ролей подряд. Я в этом спектакле играю роль Керенского, которая решена в таком гротесковом, сатирическом ключе. В маске я играю. Вот. Потом переодеваюсь, играю роль матроса-часового у Смольного, потом роль белого офицера в картине "Белая гвардия", потом анархиста в картине "Тени прошлого", которая сделана так: опускается экран, сзади даётся подсвет и теня... тенями проходят люди уходящие, такие тени прошлого. Мы токо успеваем переодеваться и получается другой силуэт. Чуть-чуть изменил голос — получается другой человек. Вот. И э… кончается эт... этот спектакль э… — вы выходите в фойе, а он проходит очень быстро, потому что он, действительно, такой насыщенный, праздничное зрелище. Вы выходите в фойе и там висят три ящика: чёрный, жёлтый и красный. И вот, если вам понравится спектакль, вы опустите квиток билета в красный ящик, не понравится — в чёрный, а если останетесь равнодушными — тогда в жёлтый. Ну мы всё это дело потом вытаскиваем и выбрасываем. <Смех в зале> Ну, правда, сначала пожсчитаем, сколько было "за", сколько "против". Так вот в жёлтом ящике никогда не бы... не бывает этих обрывков билетов. Из этого мы заключаем, что равнодушных, правда, на наших спектаклях нет.
  
Теперь ещё вот о чём. У нас очень сильная поэтическая линия в нашем театре. Э… В… Она началась ещё со спектакля "Антимиры" по поэзии Вознесенского, куда я писал музыку на стихи Вознесенского. А должны были мы сыграть всего один раз в фонд мира. Но так как получили мы после этого такую массу писем с просьбой продолжать спектакли, что просто не могли ничего поделать, мы стали играть его дальше. А начало было такое: полспектакля читал Вознесенский, а другую половину — мы. Ну, с поэтом трудно — он всё время на периферии: то в Австралии, то в Америке, то во Франции, поэтому, значит, <смеётся> с ним трудно как-то договориться, и мы теперь играем одни. Целой командой, в чёрных свитерах и брюках, э… значит, двадцать человек на светящимся таком заднике, на сцене почти ничего нет, мы играем эти стихи Вознесенского. С этой стороны стоят пять гитаристов. Мы почти все играем на разных инструментах, потому что у нас театр синтетический, и мы стремимся к тому, чтобы актёры могли делать всё: танцевать, двигаться, играть на инструментах, петь, ну и, конечно, работать как драматические актёры. Это очень зрелищный, такой интересный спектакль. Мы его уже сыграли пятьсот раз.
  
И потом мы поставили спектакль поэтический, который называется "Павшие и живые". "Павшие и живые" — это спектакль посвящён поэтам и писателям, погибшим в Великой Отечественной войне. Я в этом спектакле играю четыре роли: поэта Михаила Кульчицкого, поэта Семёна Гудзенко, Чаплина, а потом Гитлера. <Оживление в зале> Причём, я повторяю, мы почти все играем без гримов, только когда я заканчиваю играть Чаплина, я отбрасываю котелок в сторону, трость, и мне мой партнёр рисует прямо на ваших глазах, рисует усы, рисует чёлку, и я начинаю этого самого бесноватого: <говорит по-немецки>... Он всё время орал, подпрыгивал, вообще истеричный был человек.. Вот. Ну и... А в это время... И чем для меня памятен этот спектакль — ещё тем, что мне были заказаны песни для этого спектакля. В первый раз я написал профессионально для спектакля песни. Вот, одну из этих песен, которая называется "Солдаты группы "Центр"", я вам щас спою. А сделана она так: по двум дорогам сбоку выходят четверо немецких солдат с закатанными рукавами, бравые и наглые, какими они шли в начале войны. Ну как они уходили — это тоже, вероятно, многие знают. Их прогоняли по Москве десятки тыщ, а потом делали дезинфекцию. Но тогда они были уверены в успехе, надеялись на блицкриг, и вот они, значит, маршируют и поют эту песню, которую я специально написал для этой новеллы.

real mp3 txt htm 2. Солдат всегда здоров...
         

<Аплодисменты>
  
Ну вот. Потом мы поставили ещё несколько поэтических спектаклей. Это были спектакли по поэме Есенина, драматической, "Пугачёв". Я там играю роль беглого каторжника Хлопуши, монолог, который очень любил читать сам Есенин. И нам даже его сёстры, которые пришли к нам на премьеру сказали... они живы, две таких старушки симпатичных, они сказали, что когда Есенин читал этот монолог, то он... он с таким темпераментом и напором читал его, что он себе ногтями пробивал ладони. У него все ладони были в крови. И вообще, я вам должен сказать, что Есенин вот на этих фотографиях, такой белобрысенький Есенин, который говорит: "Шаганэ, ты моя!.." — он не таким голосом читал. Я слушал его записи. Он был мужчина и у него был довольно грубый баритон. Вот. Так что представление о Есенине, как о таком мягком и так далее — это неверное представление...
<—>

real mp3 txt htm 3. На братских могилах не ставят крестов...
         

<Аплодисменты>

real mp3 txt htm 4. Жил я с матерью и батей...
          <Аплодисменты>
real mp3 txt htm 5. Ты идёшь по кромке ледника... (без конца)
          <—>
real mp3 txt htm 6. Вдох глубокий, руки шире...
          <Аплодисменты>
real mp3 txt htm 7. Кто верит в Магомета, кто - в Аллаха, кто...
         

<Аплодисменты>
<—>
   ...Ну вот, теперь послушайте две песни из спектакля московского театра "Современник" "Свой остров". Э… Я обычно всегда перемежаю шуточные и весёлые песни с грустными и серьёзными. Не дл… для того, чтобы вы не особенно отдыхали, но и чтобы не особенно уставали. Песня называется "Человек за бортом".

real mp3 txt htm 8. Был шторм - канаты рвали кожу с рук...
         

<Аплодисменты>
  
Спасибо.
  
Ещё одна песня из этого спектакля, называется "Я не люблю".

real mp3 txt htm 9. Я не люблю фатального исхода...
         

<Опущено 2 куплета>
<Аплодисменты>

real mp3 txt htm 10. Сколько слухов наши уши поражает..
         

<Аплодисменты>
<—>
   ...песня, которая называ... Она имеет своей целью борьбу с "зелёным змием". А щас идёт у нас в стране кампания по борьбе с пьянством, а в песнях во многих поётся: "Налей бокал полнее..." Как же так?! Ну вот, я написал песню, которая называется "Милицейский протокол". <Аплодисменты> Неужели знаете?

real mp3 txt htm 11. Считай по-нашему, мы выпили не много...
         

<Аплодисменты>
<—>
   ..."Подготовка". Это про будущую игру с Робертом Фишером. Вот. Э… И... И продолжение следует. Как там дальше будет — посмотрим. Пока есть такая, вот, первая серия. "Подготовка". Это как телевизионные фильмы — в ра... мн… много серий.

real mp3 txt htm 12. Я кричал: "Вы что ж там обалдели?.."
         

<Аплодисменты>

real mp3 txt htm 13. Только прилетели - сразу сели... (дефектная)  
         

<Аплодисменты>

Наличие фонограммы: 001 , 005 , ___ , ___ .
Наличие стенограммы: ___ , ___ , ___ , ___ .
Служебный блокнот: html | txt | doc | ?
Блокнот: html | txt | doc | ?

        Появление сообщений об ошибках при обращении к файлам RealAudio, mp3, txt означает, что к серверу, на котором размещены эти файлы, нет доступа. Повторите запрос спустя некоторое время или на следующий день.
        Об ошибках в работе сайта Вы можете сообщить нам по e-mail .

        Если Вы располагаете любой информацией об этой записи (воспоминания очевидцев, недостающие песни, песни в полном объеме или с лучшим качеством, отсутствующие комментарии, фотографии, публикации с упоминаниями и т.д.), пожалуйста, свяжитесь с нами по e-mail :

Ваши уточнения, дополнения, замечания о записи 09_0020
- На первую страницу сайта - - Обратно -
На первую страницу |
К оглавлению | сайта
Последнее обновление:  16 апреля 2022 г. +  Counter CO.KZ
Владимир Высоцкий Vladimir Vysotsky Vissotski Vissotsky Visocki Visotski Visotsky Visotskiy VVysоckij
Wladimir Wysotsky Vysockij Vysockiy Vysotski Vysotskij Vysotsky Wisocki VVysockij WSVVb1SS0CKiY