- Back - Код: 07_0683
Владимир Высоцкий
28-31 мая 1978 года, 4-е выступление.
Украинская ССР, г. Харьков /ул. Стадионная, д. 2/,
 дворец спорта (Театр музкомедии?), (Дворец студентов?)
с ВИА «Музыка».

Организатор: и.о. администратора Харьковской областной филармонии Валерий Болотов.
Фото: Владимир Оксенкруг, Николай Ковальчук.
Длительность записи: 39 минут.
Оцифровка - Николай Цанков /Болгария/
Стенограмма - Алексей Еськов.

<Аплодисменты>
  
Добрый день.
  
Я нарочно начал о песни, чтоб вы не подумали, что к вам приехал кто-нибудь другой. Потому что тут недавно, вот говорят, объявили одного Мартынова, а приехал не тот. Вот. Ну, я м-м… тот же ведь не виноват, что он тоже Мартынов, верно? Значит, сейчас я хочу вам несколько слов о своей работе, а потом я вам буду показывать песни, стихи, в общем всё, за чем вы сюда пришли.
  
Я работаю в Москве, в московском Театре на Таганке, который называется "Театр драмы и комедии". Но с тех пор, как туда во... пришёл новый коллектив, молодой коллектив артистов во главе с главным режиссёром Любимовым, этот театр стал почему-то называться просто: Театр на Таганке. Четырнадцать лет это небольшой срок, для те... для коллектива, для театра. Но, несмотря на это, мы завоевали уже большую популярность, любовь у зрителей Москвы и других городов, где мы бывали на гастролях Были мы и за рубежом. Были в Болгарии, в Венгрии, во Франции в этом году. А в Югославии в позапрошлом году на белградском интернациональном фестивале, который называется БИТЕФ, мы получили Гранд-при, высшую награду фестиваля, за спектакль "Гамлет", и мне это особенно приятно, потому что я в нём играю роль Гамлета.
   Теперь, в чём секрет популярности этого театра? Ну, можно, наверное, много об этом говорить. И когда-нибудь критики напишут целые большие тома и исследования, а я щас просто в двух словах. Театр, мне кажется, имеет своё лицо неповторимое: он ни на кого не похож, ни на один другой коллектив ни в Союзе, ни в других странах такого больше нет. Мы много занимаемся поиском, экспериментом в области формы, поэтому каждый наш спектакль, это прежде всего яркое зрелище. И всегда это интересно глядеть и никогда не бывает равнодушных людей у нас на спектаклях, потому что неотрывно всё время хочется следить за действием. Потом театр имеет свою позицию. Вот уже четырнадцать лет чёткую, внятную позицию, с которых… с которой нас так и не удалось никому сбить. Вот, а дело в том, что это всегда очень привлекает людей, когда люди, играющие э… на сцене, знают о чём они говорят и есть эта позиция. Она во всём прочитывается и в отношении к жизни и к тем людям, которых мы играем, и к репертуару. Потому что мы играем репертуар не как в других театрах играют только пьесы или классику, или современные, а мы играем, например, прозу. Вот выходит какой-нибудь роман, или какая-нибудь повесть, или какой-то рассказ, интересный на наш взгляд, мы сразу начинаем работать с автором. И он приходит и сидит в зале, вот как вы, сидит и во время репетиций вместе с нами вот так вот впрямую, вживую делает сценический, театральный вариант своих вещей. Поэтому от всех этих спектаклей веет свежестью, они живые и видно, что это делали люди современные для людей, которые живут сейчас. Вот. И поэтому, повторяю, лю... нет таких, которым это, ну никак, может быть, и не понравится, может понравиться, но, во всяком случае, не останетесь вы безучастными к действию, обязательно какую-то струну у вас в душе зацепит этот спектакль любой, и она зазвенит в ответ. Потом у нас, в наших… в наших спектаклях очень много песен, музыки и стихов, в каждом, в каждом нашем спектакле. Это тоже люди любят. Причём они используются не только, так знаете, у нас последние время есть такая манера, вот люди говорят-говорят, разговаривают пробой… прозой ведут диалог какой-то, а потом вдруг "А-а-а-а!" и вдруг, "как чёрт из бутылки" появилась песня, как вставной номер. И тогда непонятно, зачем, когда можно продолжать разговаривать, зачем нужно петь. У нас в спектаклях песня использована очень бережно, и только когда она необходима, потому что никогда ещё не было, чтобы песня что-то испортила. Обычно режиссёр говорит: "Так, здесь что-то упало действие, давайте вставим песню и чтобы ещё поднять". Вот у нас это делается так что, когда невозможно уже не запеть, когда кажется, что выше не простучишься, потолок, вот всё — по темпераменту, по напору чувств, по нервному напряжению, кажется что всё, больше ты уже выше никуда не можешь, и тогда на помощь приходится песня. Ты её поёшь прямо в зрительный зал, обращаясь прямо к зрителям, не со сцены а от своего лица, от имени артиста, поёшь песню в зрительный зал. И это позволяет ещё на одну ступеньку выше вздёрнуть действие, это в хорошем смысле, ещё как-то возбуждает нерв в зрительном зале.
  
Ну вот, и эти песни и стихи, которые у нас в спектаклях пишут не только профессиональные поэты и композиторы, а мы сами, артисты нашего театра. Многие из нас обладают какими-то ещё способностями. Ну, например, я пишу и песни, и стихи, и музыку для спектаклей, есть артисты, которые стали композиторами, есть артисты, которые пишут инсценировки. А вот Валерий Золотухин, известный вам по кино, и я с ним тоже снимался раньше в кино, и мы с ним играем на сцене, он поёт прекрасно, а он ещё и пишет. Он напечатал повесть в "Юности" о своём детстве, а сейчас у него выходит книга, то что… так что он становится просто профессиональным писателем. И есть возможность все эти способности применить в своём деле. А это всегда прекрасно, когда… чем больше вкладываешь, чем больше отдано в дело, в человека, в девушку, в ребёнка — это всегда становится дороже. Потому что чем больше отдано, тем ближе и ценнее становится это дело.
  
И это тоже видно, это всегда летит через рампу, все видят зрители, что мы работаем с полной отдачей, никто не халтурит. Каждый, как один критик даже написал, что в этом театре играют каждый спектакль, как в последний раз, с потом и кровью. Никто не работает в полноги, не расслабляется, а выдаёт всё, что он может каждую секунду. И это тоже привлекает зрителей к нашему театру.
  
И последняя причина, после которой я как раз, вот как мостик перейду к песням и стихам, это та, что мы играем много поэзии. Поэзия, любовь к поэзии у нас в России это традиционное явление, потому что поэты наши были не только прекрасными стихотворцами и писали великие стихи, они ещё очень прилично себя вели в жизни, были достойными гражданами. И вот это вот навязшее в зубах уже и в ушах "Поэт-гражданин", затёртое и полинявшее, двойная такая, вот, как ярлык, это на самом деле было всегда в России, поэты были высокими гражданами. И так до сих пор литература заняла гл… главный хребет вот в этом самом горном хребте литературном и как бы опоэтизировала всю нашу русскую литературу. И мы не могли пройти мимо этого и сделали много спектаклей на поэзии: спектакль о Маяковском "Послушайте", о Пушкине "Товарищ, верь!", спектакль по поэме Есенина "Пугачёв", спектакль по стихам Вознесенского "Антимиры", по стихам Евтушенко "Под кожей статуи свободы". И есть у нас спектакль, особенно мною любимый, который называется "Павшие и живые". Я его люблю, потому что там самые лучшие военные стихи и самые интересные песни военные. И мне пришлось поучаствовать в этом спектакле, и я тоже приобщился и написал несколько песен. Называется он "Павшие и живые", пьеса которая посвящена поэтам и писателям погибшим в войну. Мы зажгли ве... было им тогда всего по двадцати-двадцати одному году — это Коган, Багрицкий, Кульчицкий. Кульчицкий был харьковчанин, он погиб, когда ему было двадцать один, похоронен он в братской могиле на сопке Сахарная голова. Он вызвался возглавить поиск разведчиков и погиб в бою. Так что они тоже ничего не успели сделать в этой жизни, кроме того, чтобы э… написать несколько хороших стихов и отдать свою жизнь, умереть — это очень много. Мы зажгли по ним Вечный огонь на сцене, вот здесь на авансцене из медной чаши вспыхивает пламя Вечного огня. И вот уже шестьсот спектаклей мы играем, и шестьсот раз подряд выходит человек, просит почтить память погибших минутой молчания, и весь зрительный зал, как один человек, подымается, встаёт и минуту стоит молча. А по трём дорогам, которые загораются красным огнём к вам, к зрителям выходят поэты, читают свои стихи и уходят назад в чёрный бархат. У нас сзади висит чёрный бархат, уходят как в землю, как в братскую могилу, уходят умирать, а по ним снова звучат стихи, песни. Это такой спектакль реквием по погибшим поэтам. Я в этом спектакле играю несколько ролей, одну из них — это Семён Гудзенко. Этот парень, которому было двадцать в войну, он выжил, а потом, как написал Илья Эренбург "Было такое чувство, словно его вдруг через десять лет настиг долетевший с войны осколок". Его догнали старые раны, и он умер уже после войны. А вот стихи, которые он писал, даже не верится, что писал такой молодой человек.

real mp3 txt htm 1. Когда на смерть идут - поют...
real mp3 txt htm 2. Я вам мозги не пудрю...
real mp3 txt htm 3. Давайте после драки помашем кулаками... 
real mp3 txt htm 4. В тиши перевала, где скалы ветрам не помеха...
         

<Аплодисменты>
  
Меня очень часто спрашивают, почему я так много пишу о войне. Ответ простой: я просто для своих песен стараюсь брать людей не тех, которые отдыхают или жуют в данный момент, а тех, которые нах… в… находятся в момент риска, когда у них должно что-то сломаться, что-то совершиться, что-то произойти. Одним словом, вот именно вот на этом рубеже, на рубеже, когда они доведены до отчаяния, до предела, когда что-то случится в да... сейчас вот, в следующую секунду. И поэтому я так часто обращаюсь к тем временам. Но не надо думать, что это стилизации под классические военные песни. Это есть песни, написанные сейчас и для людей, которые живут сейчас. Потому что я никогда не воевал, по возрасту мне не пришлось. Но всё равно как-то на совести как-то неспокойно, что не пришлось поучаствовать, поэтому так много о войне.
<—>
   Поехали в Австралию. Значит, у меня есть целая э... программа песен о животных, о диких, о домашних. А вот эта песня об экзотическом таком зверьке, который называется мангуст. "Песенка про мангустов". Мангусты они из... знамениты тем, что они истребляют змей. Вот.

real mp3 txt htm 5. "Змеи, змеи кругом - будь им пусто!.."
         

<Аплодисменты>
  
Шуточная песня, называется "Жертва телевиденья".

real mp3 txt htm 6. Есть телевизор - подайте трибуну...
         

<Аплодисменты>
   Вы, наверное, обратили внимание, что мои песни не поют эстрадные певцы. Не потому что они не хотят, а просто я не даю петь эстрадным певцам. Потому что, на мой взгляд э… авторская и эстрадная песня это разные совсем вещи, др… разные песенные жанры. Эстрадная песня предполагает наличие нескольких авторов: автор текста — поэт, автор музыки — композитор, автор исполнения — певец, есть четвёртый участник — оркестр, есть смена номеров — то акробаты, то фокусники, то танцоры и так далее, и так далее. Всегда горит рампа. Есть граница между зрительным залом и сценой, есть приподнятость и концертность, одним словом — зрелище. И если зрелище это убрать из эстрадной песни, вот это всё о чём я вам говорю, то она очень много потеряет по многим причинам. Ну, во-первых, потому что вас никаких неожиданностей не подстерегает. Ведь дело в том, что эстрадная песня делается так: человек репетирует с оркестром, о чём-то договариваются, потом оркестр начинает всё время играть в одном ритме, очень крепко, иногда хорошие оркестровки, а артист-певец хорошим голосом, потому что они учатся помногу в консерваториях, обладают хорошими вокальными данными, и он начинает петь почти всегда одинаково и никаких неожиданностей для вас не будет. Даже если вы придёте на… на… на… на концерт послушать свою любимую песню. По… И ещё, дело в том, что вот э… так много стало этой песни и по телевиденью и по радио, как включишь, так всё время ищут таланты где-то и находят, самое главное, много находят талантов, все таланты поют оказывается. Других талантов нету. Вот. А вот петь все могут и поэтому, значит, у них времени нет, вероятно, смотреть, следить за тем, что они поют. За тем как они поют кто-то следит, потому что там оркестр, как-то им ставят, репетируют, а вот что — это уже со… абсолютно наплевать. И иногда поют такое, что просто, ну… ну… уши вянут, полную чушь, а иногда, чаще всего не совсем чушь, а нечто такое, в чём ничего нету, никакой информации. Вот в наше время, когда так много информации отовсюду: радио, телевидение, газеты, сплетни, телефоны и вдруг вы на эстрадном концерте приходите, слушаете песню, а вам в ней ничего не сообщают, так просто констатируют факт. Говорят, например, "Яблони в цвету, какое чудо". Полюбившаяся песня, там мелодия ничего, человек исполняет неплохо, а вот вы задумайтесь, ну что, а тополи в пуху, какое чудо. Я щас ещё вам десяток назову других — какое чудо, ну и что? Разве это стихи? А вот Есенин написал:

         
«Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
          Увяданьем осени охваченный,
          Я не буду больше молодым...»

  
Про те же яблони, которые роняют цвет, но это прекрасно, потому что это настоящая поэзия. А "Яблони в цвету какое чудо" — это не поэзия, это так строчка. Вот. И поэтому… ну, я не хочу всё огульно охаивать, я знаю, что есть и замечательные тексты, есть люди, которые с ними работают. Вот Бернес, например, вот скоко лет он уже не живёт, а вы его услышите голос по радио и прямо прильнёте и будете его слушать. Потому что он больше всего в современной песне ценил поэтическую основу, всё на чём она делается. Вот. И если это есть, тогда песня слушается хорошо. Ну, мы… я… у нас есть масса минусов в нашей песне, в нашем деле, в авторской песне. У нас нет оркестра, нас ничто не поддерживает, есть только вот гитара, но есть ваши глаза. Я всегда прошу зажечь свет в зрительном зале, вот чтобы видеть людей. Потому что эта песня — это есть своеобразный разговор с людьми и со зрителем, который мне даёт поверьте не меньше, чем вам. Я слушаю вашу реакцию и, видя ваши глаза и ваши м-м… интересы, какие у вас есть. Я же ведь потом эт… в работе бессознательно, но это откладывается.
  
Не плачь, деточка, щас спою чё-нибудь хорошее. <Смех в зале>
  
Ну вот, значит, э… вот эта возм… возможность исполнять своё живьём вот так на зрителях — это есть самое ценное, что есть в авторской песне. Вот. Потому что каждый раз другие люди приходят на выступление, другие глаза, другая аудитория и, значит, ты даже если бы хотел, никогда не можешь повториться. Я иногда, вот в прошлый раз, мне казалось, я здорово спел, а в этот раз приходишь, так не получится — другие люди. Может быть, тоже и здорово, но по-другому. <Смеётся> Я надеюсь, что так оно и будет.
<Плач ребёнка> Это мне мешает. <Шум в зале> Вот я бы с удовольствием сам успокоил, но мне такого... Спеть, может быть, чего-нибудь ребёнку, а? Ну, давайте я спою чего-нибудь.
<Начинает играть> А, увели уже…
  
Ну вот, и… вот, я доходчиво объяснил разницу, да? Поэтому так много записывают на магнитофон, люди хотят услышать о чём мы поём. Всё-таки иногда приходится давать свои песни петь другим людям, но, в основном, это драматические артисты. Вот У меня было так, московский театр Сатиры ставил спектакль "Последний парад". Я написал туда несколько песен. И они сначала позвали меня и говорят: "Ну-ка, покажи, как ты поёшь, потому что твои песни бессмысленно петь по-другому, чем ты". Ну, я спел им. Я уже не знаю, что они делали: то ли они пили холодное пиво, то ли дышали в форточку холодным воздухом, хотели, значит, подделать голос такой как у меня. Кстати, это напрасно — у меня голос всегда был такой, я с ним ничего не делал, он от папы с мамой. И даже когда я был вот таким малолеткой, читал стихи взрослым людям, и они говорили: "Надо ж! Какой маленький, а как пьёт!" <Смех в зале> Вот так что, я, конечно, его немного подпортил голос, там, и… и куревом, и другими делами, но всё-таки он у меня всегда был, в общем, глухой такой с трещиной. Раньше говорили "хрипатый" а теперь из уважения говорят "с трещиной". Ну вот, и… и вообще это занятие пустое — подражать голосу. Это я для людей, которые может быть владеют этим инструментом, может быть, поют мои песни. Не надо подражать голосу, это глупо, тем более, что у меня не такой уж голос, чтобы ему подражать, вот, и…
<—>
<Аплодисменты>
  
Меня часто упрекают, почему я не пишу лирических песен. Я пишу лирические песни, но только такие как я, значит, <смеётся> свои. Вот. Я щас спою вам одну песню, может быть вы её знаете, она даже попала в пластинку не знаю каким образом. Называется она эта песня "Она была в Париже", специально для лучшей половины человечества. А он, конечно, не был в Париже, поэтому он и поёт.
<Начинает играть> Не ту тональность взял.

real mp3 txt htm 7. Наверно, я погиб - глаза закрою, вижу...
         

<Аплодисменты>
   Меня часто в письмах спрашивают: не летал ли я, не плавал ли, не сидел ли, не воевал ли и так далее. <Смех в зале> Это потому что почти все мои песни написаны от первого лица, я всегда говорю "я", но это вовсе не из-за того, что я такой наглый, что, вот, мол, дескать, себе приписываю всё, чего со мной не было. Просто кое-что я знаю, а кое-что мне рассказали, и я услышал, но просто я это… это пропущено через мою натуру, через мозги и душу. Поэтому там наполовину всё-таки моего есть, конечно, авторского, хотя я пишу от имени других людей. И из-за этого мои песни, многие мои песни называются "песни-монологи". И сейчас я хочу вам вот такой вот один монолог показать, который… он называется "Дорожная история".

real mp3 txt htm 8. Я вышел ростом и лицом...
         

<Опущен 1 куплет>
<Аплодисменты>
   Шуточная песня называется "Диалог у телевизера". <Аплодисменты>

real mp3 txt htm 9. - Ой, Вань, гляди, какие клоуны!..
Наличие фонограммы: 001 , 005 , ___ , ___ .
Наличие стенограммы: ___ , ___ , ___ , ___ .
Служебный блокнот: html | txt | doc | ?
Блокнот: html | txt | doc | ?

        Появление сообщений об ошибках при обращении к файлам RealAudio, mp3, txt означает, что к серверу, на котором размещены эти файлы, нет доступа. Повторите запрос спустя некоторое время или на следующий день.
        Об ошибках в работе сайта Вы можете сообщить нам по e-mail .

        Если Вы располагаете любой информацией об этой записи (воспоминания очевидцев, недостающие песни, песни в полном объеме или с лучшим качеством, отсутствующие комментарии, фотографии, публикации с упоминаниями и т.д.), пожалуйста, свяжитесь с нами по e-mail :

Ваши уточнения, дополнения, замечания о записи 07_0683
- На первую страницу сайта - - Обратно -
На первую страницу |
К оглавлению | сайта
Последнее обновление:  21 апреля 2023 г. +  Counter CO.KZ
Владимир Высоцкий Vladimir Vysotsky Vissotski Vissotsky Visocki Visotski Visotsky Visotskiy VVysоckij
Wladimir Wysotsky Vysockij Vysockiy Vysotski Vysotskij Vysotsky Wisocki VVysockij WSVVb1SS0CKiY