|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
<—> |
real |
mp3 |
txt |
htm |
1. |
|
"...Садитесь! ...Закури!" - "Извините,
"Казбек"..." (без начала) |
|
|
|
|
|
|
<Аплодисменты> <без
разрыва> <Аплодисменты>
Спасибо.
Я начал
нарочно с песни военной, потому что сейчас мы будем праздновать с вами
девятого числа — тридцатипятилетие Победы — значит, вы будете слушать много
военных песен. Кроме того, я очень много писал за… всё… время пока я пишу
песен на военную тему. И даже до такой степени, что мне присылали письма, в
которых меня спрашивали: "Не тот ли Вы самый Владимир Высоцкий, с которым мы
под Оршей выходили из окружения?.." Было очень много смешных писем, на…
например, таких что там э… в... "не из того ли Вы полка…". Короче
говоря, люди думали, что я с ними вместе проходил войну. Конечно, все эти
вещи, которые я пишу на военную тему, это не ре... э... ретроспекции, потому
что я не могу вспоминать о том, о... э... чего я не видел, это
песни-ассоциации. Конечно, я всегда писал эти песни для людей, большинство
из которых этих э... событий не помнят, не видели, знает их только по
книгам, по романам, по кино. Сам я их тоже не мог пережить, но всё-таки… ну
э... если банальное объяснение и такое вполне естественное — просто у меня
военная семья, у м… у нас есть погибшие в семье, в общем, наша семья тоже
пострадала от войны. Я думаю, что у всех, сидящих в зрительном зале, наверняка,
есть обязательно либо погибшие, либо каким-то... каким-то боком война
коснулась вас всех. Значит, об этом будут писать всегда, сколько ещё, как
сказал Пушкин, тянется рука к перу, а перо к бумаге. А если говорить,
серь… так сказать, более э… нормально, ну, чтоб более доступно, просто я для
своих песен выбираю людей тех, которые находятся в самой крайней ситуации. Людей, которые находятся в момент риска, которые могут заглянуть в каждую
следующую секунду в лицо смерти, люди, которые доведены до отчаяния, до
предела. Короче говоря, люди, которые в этот момент беспокоятся и
нервничают, а не те, которые там, жуют или отдыхают, понимаете? Мне писать
вот про таких людей интереснее, поэтому я их часто нахожу в тех сюжетах, в
тех временах. Вот это объяснение — почему я так часто обращаюсь к военной
теме. И пускай вас не... не обманывают э... слова песен... думайте так, как
вы думаете, что я пишу для вас, человек, который живёт сейчас, для людей,
которые живут сейчас, которые не помнят этого. К счастью. Или… не знают
этого, на... на своей шкуре. Ну вот. Я никогда... никогда не... не бывает ни одного выступления, в котором я
избегнул бы, чтобы я не... не пис... не спел ни одной военной песни.
Поэтому сейчас я вам хочу спеть песню, которая опять... вот, если вы
задумываетесь, если вы по... вдруг подумаете о том, что... почему это вот
Володя Высоцкий поёт песни о войне, вам станет ясно, что это песни не о
войне. Это песни написаны и теперь просто из тех сюжетов, из… про тех людей.
Вот сейчас я вам спою песню, которая называется
“Тот, который не стрелял”. Ну, неужели
трудно сделать так, чтобы не мешало людям, а? Или это вы делаете, Михал
Ефимыч?.. |
real |
mp3 |
txt |
htm |
2. |
|
Я вам мозги не пудрю... (1,5 куплета) |
|
|
|
|
|
|
Уберите,
пожалуйста! <Что-то
не то с микрофоном у гитары? Или какой-то магнитофон «свистит»?>
Дорогие мои
зрители и слушатели! Вы поверьте мне, я говорю вам… так… такие слова, просто
возвращая им первозданность. Я на самом деле дорожу вами, может быть, даже
больше, чем вы мной. Мне очень хочется рассказать о том, что меня беспокоит,
скребёт по нервам и, действительно, по душе. Но мне хочется, чтобы у нас
установилась нормальная атмосфера, понимаете?.. Мне это меша… ну, зачем же..
почему это должно… у-у-уу! — Что это такое?! Ну? <Аплодисменты>
“Тот, который не стрелял”. |
real |
mp3 |
txt |
htm |
3. |
|
Я вам мозги не пудрю... |
|
|
|
|
|
|
<Опущено
2 куплета>
<Аплодисменты,
настраивает гитару>
Вы не
думайте, что я вас буду потчевать сегодня только серьёзными вещами. Пришла
пора нам с нами улыбнуться, и поэтому щас я вам спою несколько шуточных
песен. Значит, первая песня называется так:
“Песенка о переселении душ”.
Каждая религия даёт нам надежду на светлое или тёмное будущее, или на рай или на ад. Но вот индусы, они в своей философии, они ещё более изощрённо к
этому делу подошли, они считают, что мы после смерти с вами не умираем, а
душа наша переселяется: в животных, в предметы, в растения, в насекомых, в
камни, там, в общем, к… кто куда сможет, тот и туда переселяется. |
real |
mp3 |
txt |
htm |
4. |
|
Кто верит в Магомета, кто - в Аллаха, кто... |
|
|
|
|
|
|
<Аплодисменты,
настраивает гитару>
Теперь,
если я взял такой географический уклон, я вам спою песню, которая называется
“Песенка ни про что или, Что случилось в Африке”.
Это детская народная песня,
под неё хорошо маршировать в детских садах и санаториях, потому что написана
она в маршевом ритме. Такая. |
real |
mp3 |
txt |
htm |
5. |
|
В жёлтой жаркой Африке... |
|
|
|
|
|
|
<Аплодисменты>
Так.
Теперь поехали совсем южнее. Песня называется так:
“Одна научная загадка или, Почему аборигены съели Кука”.
Ну, вам известно, что Кук — известный
мореплаватель, он открыл много островов в Новой Гвинее, и значит, от...
открыл Новую Зеландию, и по свидетельствам очевидцев и его современников,
его аборигены и дикари любили, но почему-то съели. Ну, это так бывает, что
любят, а съедят, так что тут ничего не поделаешь… Так что я спрашивал у
смотрителя п... полинезийского музея, говорю: "Почему у вас так долго не
были приняты законы против людоедства?" Он говорит: "Так ведь, понимаешь в
чём дело, вообще, говорит, э... это сначала это был вопрос питания, как
нету мяса, так мы, в общем, настреляем, скоко надо, и на этом дело
закончится". А вообще, если говорить серьёзно, то это всевозможные традиции,
там, поверья аборигенские. В общем, короче говоря, если ты съешь печень
врага, который тебе храбро сопротивлялся, то, значит, тебе перейдёт его
храбрость, если ты съешь сердце друга, который был хороший человек,
значит... то к тебе перейдёт его… В общем, короче говоря, для того, чтоб
стать самому лучше, надо съесть пару хороших людей, и всё будет вот так!
Вот, ну есть ещё, конечно, спортивные достижения: там надо обглодать
коленную чашечку — и будешь здорово бегать, там; для того, чтоб стрелять из
лука — надо съесть глаз... В общем, короче говоря… Я спросил тут несколько тренеров,
я говорю, как у вас с этим делом обстоят? Они говорят, в общем-то, мы
несколько товарищей по команде съели, но результаты не растут… Из-за
этого?.. Ну а песня такая. |
real |
mp3 |
txt |
htm |
6. |
|
Не хватайтесь за чужие талии... |
|
|
|
|
|
|
<Опущен
1 куплет> <Аплодисменты>
Не нужно.
Спасибо. Вот. Теперь
поехали немножечко выше, поехали в Европу.
Вы знаете, я очень часто получаю
письма, получаю массу писем, просто сотни, в которых меня спрашивают: а вот
не летал ли я, не плавал ли, не сидел ли, не летал ли, не шоферил ли <смех
в зале> и так далее. Вот. Я сначала думал, почему это, собственно
говоря, почему это так отождествляют меня с мои… с персонажами, от имени
которых я выступаю. Потом я вспомнил: оказывается первая картина, в которую
я,.. ну первая роль, которую я играл в кино, э… называлась она... картина
эта называлась "Я родом из детства". А играл я персонажа такого, который
назывался Володя, и он танкист, он горел в танке, и у него половина лица
искорёжена, и он пишет сам песни. И он приходит к себе домой, единственно
что сохранили, значит, люди поберегли, это была гитара, и он берёт гитару
и начинает петь свои песни. Я думаю, что это дало повод людям думать, что э…
человек, которого я играю на экране, и сам я — это од... один и тот же
человек. Ну, конечно, это чушь, вы понимаете, что я не мог прожить все эти
жизни, мне понадобилось бы слишком много времени для этого, но просто люди
так думают, что вот им хочется верить в то, что это один и тот же человек.
До такой степени, что даже, ну... ну как вам сказать… например, я получаю
такие письма, где меня спрашивают, там: "Зачем ты убил лошадь?!" в
"Служили два товарища". Я не убивал лошадь, конечно, это всё сделано
специально и так далее. Ну, всё-таки я понимаю прекрасно людей, если песни
удачны там, ну, скажем, если предположим, э… <неразборчиво>
я буду от его имени петь какую-нибудь песню, вероятно, людям по… покажется,
что я обязательно должен был овладеть этой профессией. Но это не совсем так,
понимаете. Тогда бы не было в этом никакого достоинства, тогда бы, ну, я не
знаю… Я на девяносто процентов всё придумываю, а на десять процентов, там, ну мне
рассказывают или я сам. Короче говоря, так: песня
следующая, которую я вам щас спою, она прид… не придумана, а полностью на
сто процентов увиденная. Значит,
эта п… единственная песня, поэтому я даже н… не называю её песней, я называю
её зарисовкой, и называется она будет так:
“Зарисовка о Париже, или песня о друге”. “Письмо другу, или зарисовка о
Париже”. |
real |
mp3 |
txt |
htm |
7. |
|
Ах, милый Ваня! Я гуляю по Парижу... |
|
|
|
|
|
|
<Аплодисменты>
Причём самое
удивительное, что… что это… это правда чистая, потому что я… <Смех
в зале> Когда мы были в Париже на гастролях в позапрошлом году,
там есть такое маленькое кафе рядом с э… телецентром, и, значит, я спустился
вниз, смотрю, написано на чисто русском языке, там, «Повернись направо,
повернись налево…» Я думаю: «Кто это написал?» Думал сначала, что это
французы, думаю, может быть они… им понравилось, что… это реклама и так
далее. А потом понял кто это. Это всё-таки, наверно, люди, которые по "культурному обмену" ездят, вот, туда… <смех в
зале> наверное, они так…
Вот здесь,
вероятно, будут содержаться… наверняка… да…
Ну вот, мне
очень интересно, вот этот человек, который написал эту записку, ну зачем Вы это
делаете? Ведь я же пришёл к вам… Ну, там написано: «Как я отношусь к
провокациям в Иране?» <Смех в зале, аплодисменты>
Ну, разве можно? К вам пришёл человек для того, чтоб было вам сегодня… чтобы
н… на вашем сегодняшнем вечере было хорошо, чтобы у вас было не только там…
зачем? Послушайте телевидение… Каждый день… И вы всё услышите. «Как Вы
относитесь?» Это моё дело, как я отношусь. <Смех
в зале, аплодисменты>
Значит, слушайте мои дорогие дальше. Значит, я хотел вам спеть одну песню,
которая требует обязательно маленькой преамбулы. Последнее время очень много
разговоров развелось о различных чудесах, которые, якобы, вокруг нас
существуют. Это, значит, летающие тарелки, которые, там, некоторые видели, а
некоторые в них летали даже уже, просто уже… ло… какие-то лохнесские
чудовища, филиппинские врачи и, конечно, Бермудский треугольник, в котором
вот уже не один десяток лет исчезают самолёты, корабли и никто не может дать
этому объяснение. Значит, потому что если найдут кого-нибудь, который там
живой останется, он уже, значит, он уже т… кандидат в "жёлтый дон… в жёлтый
дом". Как, впрочем, и мы все с вами тоже, потому что если к этому относиться…
Вы понимаете, вокруг каждого явления, события, вокруг каждой какой-то новой
идеи обязательно либо есть шарлатаны, которые с этого стригут купоны, либо
есть люди, которые искренне заблуждаются. Вот я надеюсь, что очень много
людей искренне заблуждаются.
И мне захотелось написать песню, просто
шуточную песню, значит, называется она очень длинно. Я, к сожалению,
вынужден был назвать очень длинно эту песню, хотя я очень… очень редко это
делаю. Песня эта называется так:
“Письмо в редакцию телевизионной передачи “Очевидное и невероятное” из
сумасшедшего дома, из Канатчиковой дачи”. <Смех в
зале> |
real |
mp3 |
txt |
htm |
8. |
|
Дорогая передача! Во субботу... |
|
|
|
|
|
|
<Опущено
2 куплета>
<Аплодисменты,
откашливается>
Теперь, вы знаете, я убеждён, что больше половины зала, которая сидит
сегодня передо мной, наверняка, баловались стихосложением, когда они были
юными и потом бросили. Ну, из-за чего? Я думаю, что это очень простая
причина. Возможно из-за… из-за того, что поменяли профессию, из-за суеты,
из-за того, что жена или муж запретили, там, я уж не знаю из-за чего.
Но мне в этом смысле
очень повезло. Когда я поступил работать в Театр на Таганке, оказалось, что
главный режиссёр этого театра Юрий Любимов, он очень стал поощрять наши
творческие хобби, то есть то, чем мы занимались помимо актёрской нашей
деятельности. И получилось так, что сразу он предложил, чтоб мои песни
звучали в спектаклях нашего театра. И первая… я помню, первая работа была —
это «В куски разлетелася корона…», это была для спектакля «Десять дней, которые потрясли мир». Потом так: он как-то сумел
сосредоточить вокруг нашего театра целую просто плеяду самых прекрасных
поэтов наших и писателей. Около нас тогда был всё время и даже н… просто,
по-моему, проводил дни и ночи Андрей Вознесенский, Женя Евтушенко и Белла
Ахмадулина, и Булат Окуджава, и Левитанский. Короче говоря, самые-самые
лучшие наши поэты, самые лучшие наши писатели, и они в тот период меня очень
поддержали. И, может быть, благодаря им я стал продолжать писать свои песни.
Вот. Я, конечно, им очень благодарен, вот, что я до сих пор продолжаю это
делать, и меня от этого не… не отвернёшь ничем, токо можно свернуть голову
до конца, тогда я перестану, когда руки перестанут двигаться, тогда я
перестану писать. Вот.
И э… я им посвятил стихи,
ну, сделал из этого песню, потому что, вы знаете, всё-таки авторская песня это не есть песня, как мы
привыкли, ну, в полном смысле этого слова, когда есть отдельный автор э…
текста, отдельно к… автор музыки, отдельно исполнитель, целый большой
оркестр — это совсем другое дело. Всё-таки авторская песня это есть… это
есть возможность твоя разговаривать с большим количеством людей, которые
сидят перед тобой в зрительном зале, понимаете? И, в общем-то, это стихи,
положенные на ритмическую основу, и к этому так и надо относиться. И когда к
нам есть… ну, часто предъявляют упрёки, там, даже однажды Соловьёв-Седой
разразился, там, большой статьёй о том, что вот, мол, Володя, там, зря он…
пускай он пишет стихи, зачем ему нужно… вот зачем… зачем он… А я хочу, чтобы
это входило не только в ваши уши вот сейчас, но и в души сразу. И чтобы лю…
люди, которые умеют владеть вот этим бесхитростным инструментом, могли в эту
же секунду взять и повторить, понимаете? Вот. И поэтому вот это вот нарочитое
упрощение, м… музыкальное упрощение — оно нарочное, я его делаю нарочно. У
меня есть музыкальное образование, оно не очень, ну, как вам сказать, так, ну,
конечно, не… у меня не консерваторское образование, во всяком случае, я
учился музыке, я могу писать м… мелодии и так далее, но для этих вещех…
вещей не требуется этого. И не нужно этого. Это… это… это… Вы должны это
воспринимать как просто стихи, положенные на ритмическую основу, вот и всё,
понимаете? Вот и всё. Вот так вот я бы и хотел, чтобы к этому относились.
Значит, я хочу вам спеть песню, которая называется “О
фатальных датах и цифрах, или моим друзьям-поэтам”. <без
разрыва> |
real |
mp3 |
txt |
htm |
9. |
|
Кто кончил жизнь трагически... |
|
|
|
|
|
|
<Опущено
2 куплета> <Аплодисменты>
Ну и
чтобы предвосхитить вопросы о том, там был ли я кем-то от имени которого
пою, я спою вам песню от имени лошади. Потому что лошадью я никогда не был,
и сразу у вас исчезнут все вопросы. Песня называется
“Бег Иноходца”. “Бег Иноходца”. |
real |
mp3 |
txt |
htm |
10. |
|
Я скачу, но я скачу иначе... |
|
|
|
|
|
|
<Аплодисменты>
Я благодарю
всех тех, которые воспринимают также серьёзные вещи, как и шуточные. Вы
знаете, я совсем не обижаюсь на то, что у вас есть непосредственная отдача
на шутки. Потому что, это так оно и написано, чтобы было вот... Вдруг люди
услышали шутку, и… им захотелось тут же отблагодарить, понимаете? И только
за редким исключением, некоторые вещи точно воспринимаются также, как
шутки. Поэтому вы не подумайте, что я там обижаюсь, что вы не также сильно
хлопаете, потом так: вы учтите, что я свои вещи, когда начинал писать, лет
пятнадцать тому назад, я начинал их писать только для очень узкого круга
своих близких друзей. Я никогда не рассчитывал на аплодисменты, там, это
совсем не нужно, это четвёртое–пятое дело. В этой компании были люди,
которых, как говорится, "иных уж нет, а те далече", там... ну был Вася
Шукшин, в общем, короче говоря, мы жили в Большом Каретном переулке, в одной
и той же квартире, жили… нас было шесть человек. Там из ныне здравствующих —
Андрей Тарковский, Артур Макаров, из умерших — Вася Шукшин, Лёва Кочарян. Вот.
Значит, была такая там комп... компания людей, которые как… куда-то
уедешь, обязательно чё-нибудь привезёшь. Я никогда не рассчитывал, что у
меня будут вот такие вот громадные залы, что потом будут дворцы, стадионы, и
не только здесь, но и за рубежом, и вдруг это случилось. Это случилось,
поверьте мне с моим участием, но без... абсолютно без желания без моего, так
случилось, ну так получилось, так. Были магнитофоны, люди захотели это
слушать, понимаете? Вот. И я... я помню эту атмосферу, которая тогда была во
время этих вот наших встреч, мы там выпивали, или нет, это неважно, мы
сидели, разговаривали, и я откуда-то приезжал и привозил им песни… И я помню
атмосферу доверия, раскованности, свободы, непринуждённости, и самое главное
— атмосферу
дружественную. И вот я думаю, что все эти песни стали известны, и люди их
полюбили. Вот...
<—>
...спеть вам несколько шуточных совсем по-по-попытаюсь смешных песен.
Значит, первая песня такая будет, называется она так, э… "Полчаса в
месткоме, или Инструкция перед поездкой за рубеж". |
real |
mp3 |
txt |
htm |
11. |
|
Я вчера закончил ковку... (без конца) |
|
|
|
|
|
|
<—>
<Аплодисменты> Я не для
этого хотел вам сказать. Я вам хочу сказать, что это дело четвёртое или
пятое, это совсем другое дело.
Вы понимаете, я хо… сейчас я хотел вам спеть
песню, которая является как бы ответом на половину из тех вопросов, которые
мне задаются в письмах, вот, в беседах вот в таких вот, во время
выступлений. Что это за записки? Это о том: "Что вы сами лично, Володя, в
этой жизни любите, цените, что вы не приемлете и что вы ненавидите?" На… на
всё сразу, конечно, это невозможно ответить. Я помню только одно, что я
хотел написать песню, в которой был припев:
Спасибо вам, мои корреспонденты,
Что вы неверно поняли меня!
И это правда. Потому что каждый человек понимает как ему хочется, правда?
Но одну песню
всё-таки я написал. И в этой песне, которая так и называется
“Я не люблю”. В ней
содержится ну, хотя бы, хоть немного из того, что я, действительно, не приемлю
в этой жизни. Вот так вот послушайте песню, которая называется
“Я не люблю”. |
real |
mp3 |
txt |
htm |
12. |
|
Я не люблю фатального исхода... |
|
|
|
|
|
|
<Аплодисменты>
Вот там
меня спросили, значит, про Иран. Вот есть у меня такая песня, которая
называется
“Лекция о международном положении, прочитанная пострадавшим на пятнадцать суток за
мелкое хулиганство, своим сокамерникам”.
Он последний попал, и
они ему говорят: "Ну что там происходит?" Вот он им рассказывает: |
real |
mp3 |
txt |
htm |
13. |
|
Я вам, ребяты, на мозги не капаю... |
|
|
|
|
|
|
<Аплодисменты>
<—>
…и сделать то
же самое.
Я вам хочу сказать, здесь содержатся
просьбы спеть какие-то песни. Я сегодня независимо от вашего возраста,
вероисповедания, таланта и зарплаты постарался сделать так, чтобы хоть
каждому досталось хоть по… по небольшому куску того, что у меня есть. Я всё
равно не… всё не спою — у меня их там восемьсот или тысяча, я не знаю,
сколько их. Так что если мы запрёмся с вами, даже с алкогольными напитками,
всё равно ничё не получится. Поэтому я с громадным
удовольствием приеду, если меня пригласят сюда, с громадным удовольствием
приеду к вам ещё. Потому что вы улыбались, когда было надо, были серьёзны,
тоже когда было надо. Я надеюсь, что я ответил хоть чем-то на… на ваши
запросы. Ещё раз вас благодарю и серьёзно вам говорю, мне сегодня работалось
очень хорошо. До свиданья. <Аплодисменты> |
|
|