- Back - Код: 01_0432
Владимир Высоцкий
март 1976 года.
Москва(?), тёмное публичное выступление с условным
названием "Псевдо-Дубровицы".

 Длительность записи: 32 минуты.
Стенограмма - Алексей Еськов.

mp3 mp3 txt htm 1. На братских могилах не ставят крестов...
            <Откашливается>
  
Добрый вечер. Вам слышно, товарищи, а, что я пою? А то я совсем не понимаю, что тут происходит. Вот.
   Ну, успо… Жалко, что вас не всех раздели или даже никого не раздели, так? А так, чтобы вы чувствовали себя как дома, чтобы вы сидели как в домашней обстановке. Потому что это же ведь не концерт никакой, а встреча, даже скорей всего — лекция. А лекция… я лектор сейчас, знаете? Вот. Я буду читать лекцию вам, которая называется «Поэзия и музыка в театре и кино», только вместо всевозможных диаграмм и табличек, которые сзади лектор развешивает и показывает, там, повышение удоев и так далее, я вместо этого буду иллюстрировать свою лекцию, конечно, песнями и стихами, то есть, тем, чем я занимаюсь. Вот. И э… так как я, в общем, один с гитарой, нет оркестра никакого и так далее, то, конечно, хорошо бы, чтобы сложилась атмосфера, в общем, поближе к домашней, верно? Как встреча, ну, если не за столом, там, с сопровождением, но хотя бы просто как беседа, а…
<—>

   …Ладно. Вот если б Магомаев к вам приехал или Кобзон, вы бы этим не занимались, наверно. Конечно. Правильно.
   Ну, так вот. Есть там э… также написаны специальные музыкальные темы, для каждого персонажа и когда через несколько минут, после того как вы придёте в зрительный зал, вы будете знать, кто выйдет сейчас на сцену. Потому что даётся музыка, музыкальная тема, написанная специально для каждого актёра, каждого персонажа этого самого спектакля. И самые основные песни в этом спектакле «Добрый человек из Сезуана» это песни персонажей. А именно... вообще, когда песня появляется в спектакле или в кино, совсем не нужно как чёрт из бутылки, разговаривали люди прозой, говорили-говорили, а потом вдруг запели. Если возможно дальше продолжать разговаривать, зачем петь, верно? Песня должна появляться только тогда, когда она необходима, когда без неё нельзя обойтись. Тогда она работает прекрасно, тогда можно действие ещё вздёрнуть на одну ступеньку выше. Вот, например, в этом спектакле я играю роль безработного лётчика, роль Янг Суна, человека, который в самом начале пьесы даже пытается повеситься, потому что он остался без работы. Он любит небо, хочет летать, но появляется девушка, и она обещает ему достать денег, потому что ему нужно деньги. Нужно ему дать взятку кому-то там, чтоб его устроили на работу. Действие происходит "у них", а не у нас, поэтому у них взятки дают, вот, и берут. И, значит, вот он в таком отчаянии в полном пытается повеситься, а п… ему девушка эта обещает помочь, и в конце второго акта, когда он понимает, что все его планы рухнули, что ничего у него не получится, не случится — он выгоняет всех компань… всю компанию со свадьбы и э… Я… Я вообще всегда играю, как один критик написал, так что, в общем, чтобы пол ходил ходуном, а тут надрываюсь так, что жилы набухают на шее и, кажется, что выше уже не прорвёшься. Что уже такой крик и такое отчаянье, что дальше некуда, и тогда на помощь приходит песня. Я там пою песню «О дне Святого Никогда».
mp3 mp3 txt htm 2. В этот день берут за глотку зло... 
             Вот после этой песни, значит… вот так ещё это позволяет песням в самом конце, когда он бьётся в истерике, ещё вздёрнуть действие. Вот когда так используется песня в спектаклях и в фильмах, тогда она имеет право на существование. А когда она как в оперетте, ну, например, говорили-говорили люди и вдруг, значит: «Пойдём в кино! — Пойдём. — В кино мы не попали…». Почему нужно петь, я не понимаю. Ну, это совсем отдельный вид искусства. Хотя у нас сейчас принято э… принято писать, так называемые мюзиклы, где люди всё говорят-говорят, потом вдруг запоют, да ещё стоя на голове и так далее. Дело в том, что мюзиклы придумали в Америке, придумали они их недаром, потому что их музыка ведёт к тому, чтобы писать вот такие музыкальные спектакли. Это дело э… Мы дотянуться до них не можем, потому что они занимаются этим давно и такой мюзикл как «Вестсайдская история», чтобы сделать, это, знаете, нужно пуд соли прежде съесть. Ну, мы делаем такие попытки пока. Вот. Пока, мне кажется, неудачные. Поэтому всё, когда мы пишем песни в каждый спектакль и в каждый фильм, нужно за всем очень следить, чтобы они не были там как вставные номера, которые никогда не запомнятся — вы уйдёте из кино и забудете. А чтобы они имели право на самостоятельное существование, и чтобы я мог их исполнять перед вами.
   Вот, предположим, э… я в нашем театре начал писать песни первый раз в спектакль «Павшие и живые». Это спектакль о поэтах и писателях, которые участвовали в Великой Отечественной войне. Одни из них погибли, другие живы до сих пор, но просто на их творчестве лежит печать военных лет. Этот спектакль интересен был для меня тем, что я впервые написал туда песни — я вам щас кое-что покажу — и ещё потому, что мы первый раз, по-моему, за всё время, вот, за последнее, во всяком случае, двадцатилетие пытались не играть поэтов и писателей, похожими на них внешне. Мы не клеили усов, бород, париков, а дело в том, что писатель или поэт, то, что он сделал в своей жизни — это намного и главней, и интересней, чем его внешность. А поэт — это его душа и существо его в стихах. Поэтому мы пытались просто хорошо читать стихи и совсем н… не походить на них, на этих поэтов. И это дало нам возможность в этом спектакле, который поэтичен даже не токо оттого, что там много стихов, а ещё из-за образа своего. Это просто поэтический образ, символ на сцене: три дороги, которые уходят назад в чёрный бархат. По этим дорогам — они иногда загораются красным — уходят умирать герои и исчезают в чёрном бархате, а иногда они зажигаются серым, и тогда на них появляются, там, то немцы, то… Я играю там в новелле «Диктатор-завоеватель» даже Гитлера, и вот мы там беснуемся на этих дорогах. Вначале я играю поэта Михаила Кульчицкого, которому было двадцать лет, когда он погиб в сорок втором году и похоронен в братской могиле на сопке Сахарная голова. Потом — Чаплина, потом, вот, значит, Гитлера. Значит, я там говорил всякие слова, и в это время по двум боковым дорогам спускаются четверо немецких солдат — бравые и наглые, какими они были в начале войны. Ну как они уходили, тоже все знают, но тогда они надеялись на блицкриг и думали, что у них, значит, всё пойдёт путём. И я для них, первый раз не для себя, а для них, написал песню, которая называется «Солдаты группы «Центр»».
real mp3 txt htm 3. Солдат всегда здоров...
          <Аплодисменты>
   Ну, вернёмся к нам в театр. Мы в театре ставили спектакль, который называется «Пугачёв». Драматическая поэма Есенина, которую при жизни Есенина пытались уже поставить, и пытался её поставить не кто-нибудь, а… а сам Мейерхольд. Но так как Есенин был тогда жив, а человек он был упрямый и довольно э… так, не… непреклонный, когда дело… дело касалось его творчества — он не давал вымарать, выбросить ни одного слова, ни единой буквы. Ну, они спорили-спорили Мейе… с Мейерхольдом, потом расплевались, Есенин забрал свою поэму да ушёл. Ну, а мы очень бережно отнеслись к тексту поэмы, ничё не убрали, а даже, наоборот, добавили. <Оживление в зале> И вот у нас в спектакле… тут уместно даже сказать о поэтическом театре. Дело в том, что поэтический театр это ведь совсем не обязательно театр, который сделан на поэзии. Совсем не обязательно, что в спектакле звучат обязательно стихи, вовсе нет. Дело в том, что просто на сцене, в виде дыхания со сцены, в виде э… постановочных каких-то эффектов присутствуют все атрибуты поэзии: и метафора, и символика, и образность, и приподнятость какая-то. И вот в… э… в сочетании с музыкой, со всевозможными народными напевами «Пугачёв» по… получился поэтическим спектаклем, а не только потому что, конечно, там прекрасные стихи Есенина. Он вообще эту поэму написал одним духом, такое впечатление, что он утром сел, вечером закончил. Он видно так спешил, и так у него бежали мысли, что он иногда в одну строку употреблял три слова подряд. Там есть так, там:
real mp3 txt htm 4. Послушайте, послушайте, послушайте!..
             Там, эти «Послушайте! Послушайте! Послушайте!» — в одной строке три слова — вот он писал… У меня вообще было впечатление, что он был в таком в ажиотаже, знаете, как бегун бежит, вот так он писал свою поэму. Но не только это, а вообще образ спектаклей. Ну, например, на… на сцене находится помост из грубо струганых досок, который, так, сверху от задника опускается вниз к плахе. Стоит плаха, плаха настоящая, в неё… мы её у мясников взяли, там воткнуты в неё два топора. Иногда эта плаха накрывается золотой парчой, и тогда топоры превращаются в подлокотники трона, и на неё садится, на эту плаху, императрица Екатерина.
   Я вижу как вы разговариваете, девочки. Вот. Э… значит… и… Это не интересно вам, нет? Интересно. Ну, хорошо.
   Вот. И в это время на этом самом помосте находятся семнадцать нас человек — мы играем такой командой — как каждый поэтический спектакль. Мы играем по пояс голые, босиком, в парусиновых штанах, подвязанные верёвками, с топорами. Вот такая цепь лежит на станке. И вот, этот вот металл, острые, отточенные топоры рядом с голыми телами — они очень дают такой нерв, очень будоражат зрителя. И вообще, м-м… этот… этот спектакль, так, по-моему, как плетью бьёт по нервам. Там есть, например, две виселицы по бокам и на эти виселицы мы не вздёргиваем людей, потому что, чё обманывать — конечно, в театре всё не по-настоящему. Даже если, вон, сзади у вас нарисован лес, вы что, видите, что это лес? И если нарисовать лес сзади, что, будут думать, что это лес? Да, конечно, ни… ч… ч… ни черта подобного. И настоящий лес всегда в миллион раз красивее. И зачем малевать какие-то задники, рисовать небо, там, или изображать реку и обманывать вас эффектами, ах! как похоже! А в одном спектакле, например, в Художественном театре я видел на автокарах едят… ездят. Зачем? Вот пойди на стройку да посмотри, там лучше ездят на автокарах намного. А вот едет человек «О! На автокарах!» ну и что? Разве для этого театр? Театр совсем для другого, для воздействия на зрителей, понимаете? Вот. Поэтому вот такой, когда условный образ в… в… вот в этом спектакле существует, скажем, на эти виселицы вздёргивается одежда — восставшие дер… терпят поражение и тогда вздёрг… вздёргивается одежда мужицкая и с… с лаптями и подплясывает в красном свету, и тоже очень это так всё страшно. А когда одерживают верх восставшие, то вздёргивается э… одежда дворянская — камзол, красные, там, всевозможные ленты, позументы и так далее. А здесь — три колокола, они бьют набат, и э… под этими колоколами стоят три мужика и они — непримкнувшие мужики, они не на стороне тех, ни на стороне тех — и вот они, значит, всё время из-за этого от непонимания гадают на троих, потому что не знают чё делать. Сначала на троих, потом уж когда совсем дело плохо, они… их уже не берёт на троих, тогда они штоф на двоих давят, а потом — на одного. И вот они поют такую… такой текст:
real mp3 txt htm 5. - Кузьма, Андрей!.. (1 куплет)
               Этот текст… это я им написал, вот они его поют. <Оживление в зале>
   Ещё у нас в этом спектакле есть плакальщицы, которых нет у Есенина. Это несколько женщин в чёрных одеяниях. Вы знаете, раньше существовали плачи на многие-многие случаи, чуть было не сказал, жизни — чу… многие случаи смерти, а именно, на… на убиенных, плач по убиенным, по погибшим в бою, по умершим безвременно и так далее, и так далее. Различные, необыкновенно красивые плачи. И вот мы нашли тексты восемнадцатого века, и современный композитор Буцко, который любит очень Есенина, написал на них музыку. И они звучат удивительно. Там, например, есть такой плач:
real mp3 txt htm 6. "Ой, чем-то наша славная земелюшка?.." (1 куплет)
             И потом, воздев руки к небесам, женщины в чёрном поют вот эти вот самые хоралы. И вот это создаёт, в общем, создаёт весь этот спектакль "Пугачёв", который называется спектаклем — не поэмой, а спектаклем.
   Я в этом спектакле играю роль беглого каторжника Хлопуши, ближайшего сподвижника Пугачёва, монолог, который сам Есенин при жизни читал много раз. И рассказывают, что когда он его читал, то он себе всякий раз ногтями продырявливал ладони до крови, до такой степени он был почти на грани истерики и это мне тоже дала какой-то запал ч… для того, чтобы это читать. Люди, которые видели его — его друзья, близкие, они были живы тогда в тот период — сказали, что мы похоже это делаем и, значит, что даже у нас немножко похожи голоса, несмотря на то, что Есенин такой белокурая бестия, стоящая у берёзок всегда и, кажется, что он запоёт тенором. Ничего подобного. У него был довольно грубоватый голос, он был мужчина серьёзный, пьющий, поэтому у него была трещина в голосе, вероятно. Вот. И он обладал очень сильным… сильным баритоном. Вот это о «Пугачёве».
   Ну и дальше. Я продолжал работать и в других театрах. И вот для спектакля театра "Современник", который называется «Свой остров», а тему я люблю, я много песен пишу о моряках. Вот. Я написал песни. Одна из этих песен э… звучит для того, чтобы вызывать улыбку у зрителей после того, как там работает на сцене пара молодых людей лет по восемнадцать. Они влюблены друг в друга и хотят пожениться, а родители им не дают. Нормально, да? Вот все знают эту ситуацию ну и, так, все скушновато смотрят на сцену. Но потом выходит Игорь Кваша, который поёт там мои песни, и он как бы отстранённо вот так выходит сбоку, его высвечивают, он как бы отстранённо от своего имени про эту пару поёт песню. Она называется «Одна семейная хроника. Песенка ни про что, или Что случилось в Африке».
real mp3 txt htm 7. В жёлтой жаркой Африке...
           

<Аплодисменты>
   Ещё одна песня, тогда, токо уже теперь не про Африку, а про Индию. Пошли по экзотическим странам. Вот. Ну, вы знаете, что индусы считают, что мы с вами после смерти не умираем, а душа наша переселяется в животных, в растения, в предметы, в насекомых — кто куда сможет, тот туда и переселяется. Вот. Ну и, в связи с этим, я написал такие упражнения, называются они «Переселение душ».

real mp3 txt htm 8. Кто верит в Магомета, кто - в Аллаха, кто - в Исуса...
            <Аплодисменты>
mp3 mp3 txt htm 9. В который раз лечу Москва - Одесса...
          <Аплодисменты>
<—>
   …в кино. В кино я работаю давно, столько же, примерно, скоко в театре. С самого начала я уже писал песни в фильмы. И всегда, когда меня приглашали, обязательно просили написать песни, и я всегда писал. Сначала писал песни для своих персонажей, которых играл. А это, в основном, были моряки, солдаты, сплавщики. Ну и всегда старался всё-таки дать какой-то другой оттенок песне, ну, чтобы она каким-то образом запомнилась. А если не запомнилась, то хотя бы, чтобы она работала, чтобы она не просто так была там, присутствовала на экране. Ну, например, вот в фильме "Хозяин тайги", если вы помните, когда Золотухин Валерий, играющий милиционера, в палатке пытается так, под видом встречи, проводить допрос с Рябым, которого я играю, бригадира сплавщиков Рябого. Я в это время беру гитару и пою всякую песню, такую странную, в котором я как бы говорю этой песней, что со мной ему будет не так уж легко справиться. Потому что человек, в общем, не из слабых. Вы её помните, наверно:
mp3 mp3 txt htm 10. На реке ль, на озере... (2 куплета)
               Но я такого рода песни как раз довольно давно перестал писать, очень-очень редко это делаю. Я всегда пишу песни, которые звучат на экране рядом в параллель с картиной, но которые могут существовать самостоятельно. И я эти песни легко, и совсем спокойно, даже не объявляя, откуда они, могу петь на аудитории. Такие песни были написаны мной в фильм “Вертикаль”, где режиссёр отнёсся с большим уважением к материалу. Я приехал в горы, когда я совсем даже и не предполагал, что буду писать песни для фильма. А просто, мы там вот однажды были на л… на ледовых занятиях, ходили в отриконенных ботинках там по льду. И вдруг бегут какие-то люди, говорят, что вот, дескать, терпит бедствие щас одна группа, которая вышла на штурм пика Вольная Испания, группа ЦСКА. И один человек из неё погиб, фамилия его была Живлюк, майор такой. Они вышли в самый камнепад, чтобы сделать на восемь часов раньше вершину, взять раньше. И их побило камнями: вот одного насмерть, двух ранило. И мы им помогали спускаться. Прошло недели три и я написал песню “Здесь вам не равнина”. <Откашливается> И песня эта, <откашливается> имеет продолжение, потому что э… мне стали присылать фотографии, на которых м-м... сфотографированы камни. На этих камнях высечены слова из этой песни. Там, предположим: “Тот камень, что покой тебе подарил…” или “Нет алых роз и траурных лент...” И это, в общем, выше всяких похвал для человека, который это делает, для меня, например. И вот такое вот странное, печальное продолжение имеет эта песня. Там было несколько песен, которые звучали всё время за кадром. И вам никогда не мешала песня видеть изображение, а изображение слушать песни. Потому что, иногда ты… ты пишешь ночью, потеешь в поту, подманиваешь вдохновение, не спишь. А её куда-то засунули или на титры. Вы читаете там: директор Тютькин, а в это время идёт э… идут слова, которые ты вымучивал, как говорится, в поте лица. И, в общем, довольно обидно. Я всегда стараюсь следить, чтобы песни оставались как самостоятельные единицы в каждом произведении. И, там, например, есть: вот я начинаю петь песню “О друге”, пою её внизу, а альпинисты уходят. И, вдруг, я её заканчиваю петь, они уже на вершине. То есть, и времени-то прошло десять часов, она позволила ужать, сократить время, и вы получили ещё какую-то информацию. Вот когда так работает песня, это замечательно. Я продолжал писать и о горах, и очень много песен о войне. И я писал первую песню, которую я писал о войне, это были песни в фильм “Я родом из детства”, где я играл роль капитана-танкиста Володи, горевшего в танке и вернувшегося с фронта седым человеком в три… человеком в тридцать лет. И там были такие песни, как “Высота”:
real mp3 txt htm 11. Мне этой бой не забыть нипочём... (без конца)
Наличие фонограммы: 001 , 005 , ___ , ___ .
Наличие стенограммы: ___ , ___ , ___ , ___ .
Служебный блокнот: html | txt | doc | ?
Блокнот: html | txt | doc | ?

        Появление сообщений об ошибках при обращении к файлам RealAudio, mp3, txt означает, что к серверу, на котором размещены эти файлы, нет доступа. Повторите запрос спустя некоторое время или на следующий день.
        Об ошибках в работе сайта Вы можете сообщить нам по e-mail .

        Если Вы располагаете любой информацией об этой записи (воспоминания очевидцев, недостающие песни, песни в полном объеме или с лучшим качеством, отсутствующие комментарии, фотографии, публикации с упоминаниями и т.д.), пожалуйста, свяжитесь с нами по e-mail :

Ваши уточнения, дополнения, замечания о записи 07_0046
- На первую страницу сайта - - Обратно -
На первую страницу |
К оглавлению | сайта
Последнее обновление:  02 апреля 2022 г. +  Counter CO.KZ
Владимир Высоцкий Vladimir Vysotsky Vissotski Vissotsky Visocki Visotski Visotsky Visotskiy VVysоckij
Wladimir Wysotsky Vysockij Vysockiy Vysotski Vysotskij Vysotsky Wisocki VVysockij WSVVb1SS0CKiY