- Back - Код: 01_0398
Владимир Высоцкий
октябрь-ноябрь 1972 года.
107140, г. Москва /ул. Верхняя Красносельская, д. 17/ научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО). Конференц-зал.

.Запись из зала на бобинный магнитофон «Aiwa» Николай Васильевич Хвацкий.
Ныне оригинал находится в ГКЦМ.
Длительность записи: 63 минуты.
Оцифровка - Николай Цанков /Болгария/
Стенограмма - Алексей Еськов.

real mp3 txt htm   <—>
   …Вот последняя премьера у нас была «Под кожей с… статуи Свободы» по стихам Евтушенко, вернее, по его поэме «Под кожей статуи Свободы», но туда вошли несколько новых стихов. Он тоже путешествовал по Америке, по Южной Америке, вот, всё время на периферии был. И поэтому он когда приехал, он привёз с собой очень много стихов новых американских, и они тоже туда вошли в этот спектакль. И ещё целый ряд стихов его десятилетней давности лирических стихов. В общем, это такое поэтическое представление. Сделано оно очень интересно, как в общем, у нас в театре форма всегда очень яркая, так что равнодушных почти никогда не бывает на спектаклях — или нравится, или не нравится — активные резко. Даже в ящиках, которые висят у нас в фойе во время спектакля «Десять дней, которые потрясли мир» — чёрный, красный и жёлтый ящик — это значит, когда выходите, и есл… выходите, вам понравилось представление, вы опустите квиток билета в красный ящик, если не понравилось — то в чёрный, а если равнодушны — то в жёлтый. Мы потом всё это дело вытаскиваем и выбрасываем, но предварительно <оживление в зале> там подсчитываем, сколько было «за», сколько «против», и вот в жёлтом ящике никогда не бывает ни одной бумажки, обязательно... Ну, в чёрном тоже, к счастью для нас, н… не так много, даже почти не бывает, потому что всё-таки у нашего театра есть своя публика.
   И вот э… спектакль «Под кожей статуи Свободы» это совсем какой-то уже новый, даже для нас история, потому что стихи… мы много делали стихов — и Вознесенского, и э… Есенина мы ставили, дважды даже Вознесенского, и о Маяковском спектакль, и спектакль о войне, который называется «Павшие и живые». То есть, театр всё-таки поэзию использует довольно плотно, и у нас очень много поэтов бывает у нас в театре, они любят и спектакли наши, и любят с нами работать. Но этот спектакль — он даже отличается от тех, которые мы делали раньше. Ну, прежде всего — сцены нет в этом спектакле. Значит, э… была такая забастовка в Нью-Йорке или в Вашингтоне — я щас точно не припомню, я с этими городами не очень хорошо знаком — но, во всяком случае, была такая забастовка, когда студенты одного из высших учебных заведений на какой-то площадке открытой поставили на таких стержнях сделанные и… и… из папье-маше сделали э… черепа и играли в них… разыгрывали такое действие, там, играли за Джонсона, за ректора университета, за каких-то э… своих политических деятелей, которые выступали против войны во Вьетнаме. И мы взяли эту декорацию, ну, конечно, её немножечко модернизировали и применительно всё-таки к условиям сцены, а не площади и поэтому э… Существует всего полтора метра до зрительного зала, а сзади — глухая стена, металлическая стена, на которой написаны всевозможные лозунги, там, «Долой войну!»… Там есть такие прорези, и в эти прорези в самом конце течёт кровь, когда стучат по этой стене. Стена иногда плачет, издаёт всевозможные звуки металлические, по ней бьют ну… руками и ногами, когда шумят. А когда входите вы в зрительный зал, сидят актёры вот так, как будто бы сидячая забастовка, они сидят, вот вы входите в зрительный зал, они сидят очень долго, публика начинает недоумевать, они сидят и не начинают, они всё время продолжают сидеть, тут распахивается дверь, и входят человек двадцать полицейских, которые занимают первый ряд, публика там не… не бывает, иногда только зайцы, которые, там, по контрамаркам, они думают, смотри первый ряд свободный и садятся. Но их выгоняют дубинками и они уходят <оживление в зале> на места сзади. И вот эти полицейские, которые принимают самое непосредственное участие в действии, и они э… иногда, когда, особенно, студенты начинают распоясываться, они их у… утихомиривают, их уносят, бьют по головам бутылк… это самое, не бутылками, а дубинками. <Оживление в зале> Ну вот, а студенты в касках, у нас тоже некоторые для защиты, ну, в общем, так… есть там и такой натурализм и чистая условность. И на таких стержнях — черепа, которые превращаются судя по месту действия: предположим если это э… монолог тореро — там очень много монологов в этой поэме — то надевается несколько таких головных уборов тореро, иногда каски надеваются, иногда — некоторые из этих черепов чёрные, когда, там, расовая проблема, э… Иногда вот эти черепа разговаривают — к ним подносят микрофон и спрашивают общественное мнение. Срез общественного мнения там — сколько человек верит в Бога? — черепа все отвечают разными голосами. В общем, это такое тоже очень яркое, но я бы сказал, больше плакатное зрелище, и оттого что туда входят э… некоторые лирические стихи, оно разбавлено всё-таки поэзией. Потому что выдержать час сорок я первое время не мог, даже несмотря на то, что работаю в этом театре, а, может быть, именно поэтому — очень много грохоту, шуму и э… вот... и такие резкие, поэтому лирика как-то развивает это всё. Принимается спектакль очень интересно. Он действительно… как-то… там явно проглядывает намерение, потому что… ну вот… настолько близко зрительный зал, и ни… никуда не спрячешься, а вот так вот всё со зрителем, что даже приходится, так сказать, самое большое внимание уделять стихам и, вот, общению со зрителем. Это вот была последняя премьера.
   И что-то мы сейчас ударили вообще по поэзии и стали ставить вот уже в течение семи месяцев, репетируем спектакль, немного другой, конечно, совсем другой спектакль, который будет называться «Товарищ, верь». Э… Это спектакль о Пушкине. Написал этот спектакль сам наш главный режиссёр в содружестве со… с собственной супругой. Они написали такую… я даже не знаю — не то композиция — это письма, стихи, письма Пушкина э… к Пушкину, воспоминания его друзей о нём и очень много стихов. Значит, сделано… я не буду рассказывать, как это всегда не хочется говорить заранее, потому что у нас близится премьера, все мы нервничаем. Это всё-таки самая крупная фигура в нашей русской литературе и замечательный совершенно человек, который писал и стихи прекрасные, и думал великолепно. И как сказал один человек, говорит, что вот через двести лет только будет понятен Пушкин. Но вот прошло уже почти сто семьдесят, а как-то особо… не особенно, так все разбираются, что он за фигура. Да и мы тоже… мы только пытаемся немножечко хотя бы приблизиться к этой личности, потому что… Одного человека… одного ег… одному его не сыграть — поэтому нас опять пятеро, как и в «Маяковском», но теперь не по признаку, значит, разные грани таланта, а мы все играем… даже не только пять — там ещё кто-то вдруг одевает цилиндр, крылатку, читает стихи из наших актёров, которые не играют Пушкина. Но вообще нас пять человек. А по принципу такому, значит: лицейский период его, когда он молодой, когда он хулиганил, потом гусарский период, когда он дрался на дуэлях — вы знаете, что у Пушкина было одиннадцать дуэлей и троих он убил? Это, знаете… не всем, наверно, известно — но вот, э… значит, вот был его этот период, когда он э… отвечал на сплетни, которые о нём распространялись, что его высекли, там, при тайной полиции в канцелярии — он вызывал многих на дуэль, даже пытался, м-м… хотел послать письмо царю, в котором писал о том, что я хотел вызвать на дуэль Ваше величество или покончить с собой. Значит, вот такой вот человек. Потом его период изгнания, когда он в Михайловском, возвращение в Петербург, а потом его свадьба. И как сказала Цветаева, что прямо со свадьбы он сел в карету и поехал на Чёрную речку стреляться. Она считает, что с момента, когда он женился, значит, Пушкин, он уже пошёл на кровь. Он искал смерти в конце, всем это было известно. И кончается спектакль такой фразой, которую гов… сказал Пушкин, говорит, так ведь: «Слава Богу, жизнь кончена». А потом идёт воспоминание Жуковского… Вяземского, который говорит: «Когда мы его подняли, он был такой лёгкий — он же совсем был как пушинка». Ну вот, такой — он и печальный спектакль, и очень смешной, там есть такие краски от Рабле, потому что Александр Сергеич был хулиган, писал неприличные стихи, вёл себя всячески… вот… фривольно, прямо скажем, особенно в Одессе и в Кишинёве. Вот. Значит вот так как-то у него всё получ... В Петербурге он редко был…
   Ну вот, и всё. Это то, что мы делаем сейчас. Потом начали мы репетировать к юбилею — мы обязательно хотели к юбилею чё-нибудь сделать — Островского. И взяли сразу и в один вечер, в один спектакль будем играть три пьесы: «Гроза», «Снегурочка» и э… «На всякого мудреца довольно простыни», как говорят. Вот. Ну и значит, это… это сделан такой монтаж по сорок минут, будет действовать на сцене сам Островский, у н… у него два помощника будет — Счастливцев и Несчастливцев, и они будут и… по сорок минут каждой пьесы. Это не монтаж, это… вы знаете, ведь когда пишутся пьесы, там очень много воды. Ведь там мыслей минут на двадцать пять, на тридцать, а остальное — для денег. Вот Шекспир так писал, э… и многие другие драматурги. <Оживление в зале> Значит, надо было срочно сделать пьесу… нет, правда, ну тут уже в меру таланта, кто сколько может — некоторые сделают так, что все два часа интересные, а некоторые… Вот поэтому мы когда делали… Любимов делал «Хроники», и хотели ставить в театре, мы сделали в один вечер девять «Хроник» шекспировских. Отбирали по пятнадцать–двадцать минут самого острого и интересного материала из каждой «Хроники», а для перехода между ними предполагалось такое колесо Фортуны, в котором сидели все вот эти Ричарды, Генрихи многочисленные — вторые, третьи, четвёртые, пятые и, значит, там Молва, такая женщина, одетая Молвой, вращала это колесо и, значит, фигурки выпадали потихоньку. А на сцене мы хотели сделать, чтоб не было сцены, к ней такие четыре каменных дороги над… к трону и дыра внизу. Там батут. Так что чуть что… как… вот они все к трону стремятся, там чё-то дерутся, разговаривают, интригуют, травят друг-друга, потом — на трон и вниз. Значит, вот такая… был такой калейдоскоп. Так что мы тоже уже… опыт есть, как отбирать матерьял — из целой пьесы отобрать его на пятнадцать, на двадцать, а уж на сорок, как в Островском — тут сам Бог велел, все карты в руки. Ну вот, это об Островском. И мы будем делать «Принцессу Турандот», только не настоящую «Принцессу Турандот», а написанную Брехтом. Вот. Вот это о предполагаемой работе. Значит, я играю в спектакле о Пушкине одного из Пушкиных. Так как я, значит, там, пишу немножко… и всё, на мне там лежит больше всего поэтическая нагрузка и конец его жизни: дуэль… травля, дуэль, смерть. Вот так, и вкратце. Если вас что-нибудь заинтересует ещё о планах, я с удовольствием расскажу.
   А щас позвольте всё-таки, я спою вам песню, с которой хотел бы начать, называется она «Товарищи учёные».
real mp3 txt htm 1. Товарищи учёные, доценты с кандидатами!..
            <Аплодисменты>                                                                                                                  
   Шуточная песня, которая называется «Песенка… Баллада о гипсе».
real mp3 txt htm 2. Нет острых ощущений - всё старьё, гнильё и хлам...
            <Аплодисменты>
   Я хочу вам спеть песню от… недавно написанную военную песню, которая называется «Чёрные бушлаты». Эта песня посвящена евпаторийскому десанту, там было шестьсот человек, который погиб, потому что начался шторм, и не смогли подойти корабли к берегу, и там сейчас в Евпатории, я недавно был там на съёмках — я снимаюсь в картине, которая называется «Дуэль» по Чехову, ну и места съёмок были такие: Евпатория, Ялта, Гагра — хорошие места, в общем, вот, но только трудно туда выезжать — и мы были когда в Евпатории снимались как раз на по… на берегу недалеко вот от этого памятника, там их два было, старый один, щас — новый. И там такая традиция даже есть, что после… в день свадьбы (особенно в субботу там свадьбы — там ЗАГС не каждый день работает, ну, вот, в субботу) они, все пары ездят, вот, к этому памятнику погибшему евпаторийскому десанту. Ну, я там не пишу про эти свадьбы, просто такая песня называется «Чёрные бушлаты».
real mp3 txt htm 3. За нашей спиною остались паденья, закаты...
               Вот и ещё э… песня, которая называется «Мы толкаем Землю». Это тоже военная песня о начале войны.
real mp3 txt htm 4. От границы мы Землю вертели назад...
            <Аплодисменты>
   Ну вот, значит, это военные. Потом я… я не помню… не помню, что я пел в прошлый раз и, вероятно, я буду повторяться, но вы так особенно не грустите по этому поводу. Песни не пишутся ежедневно — вернее, я их пишу довольно много, но очень много я их не пою, не потому что их, там, нельзя петь, а они не удаются. Потому что стихи писать, я считаю на мой взгляд, хорошие стихи писать в этом смысле проще, потому что они не лимитируют тебя размером. Если что-то… чё-то хочешь сказать… я щас начал стихи писать ну, такие… ну, значит поэтому песен меньше. А вот в стихах можно как-то куплетную форму такую придумать — в одну точку ударить, с разных сторон и потом, в конце концов, значит, высказать то, кто чего хочет. А песня — она должна быть всё-таки короткой и лаконичной, и поэтому очень много песен — я их просто держу там, они у меня валяются. Вот. И поэтому я не могу каждый день по песне выдавать, даже иногда и в месяц не получается ни одной, а иногда сразу несколько.
   Я не помню, пел ли я вам песню… Я почему так н… в… военные песни? Знаете, как один человек мне написал в письме, после того как недавно вышла пластинка с песнями из фильмов, военными песнями, и один человек прислал письмо… Письма разные приходят — раньше приходили, думали, что я воевал, значит, но потом как-то слух пронёсся, что не воевал и… и, значит... А теперь пишут такие вот письма, после выхода пластинки, там, всякие слова, а вот один мне написал: «У меня, — говорит, — такое впечатление, что вот Вы как будто бы довоёвываете, то что Вы не успели, значит, в сорок первый год». <Откашливается> Я, правда, пишу много военных песен и буду их продолжать писать, потому что… во время таких великих потрясений, как война, человек… люди все… все люди — миллионы людей — находятся на грани риска, а меня всегда интересуют люди в крайних ситуациях, когда не знают… или так… туда или туда. Вот я хочу вам спеть песню, которая называется «Случай в ресторане».
real mp3 txt htm 5. В ресторане по стенкам висят тут и там...
               Вот. Ну, теперь я хочу вам спеть несколько вот таких шуточных песен — они ни к какой серии не принадлежат — вот ещё одна такая новая песня, зарисовка небольшая, называется она «Жертва телевизера».
real mp3 txt htm 6. Есть телевизер - подайте трибуну...
            <Добавлено 2 куплета>
<Аплодисменты>
<Откашливается>

   Мне прислали записку, я с удовольствием спою песню, которая посвящена Михаилу Хергиани альпинисту нашему, прекрасному скалолазу, погибшему…
real mp3 txt htm 7. Ты идёшь по кромке ледника...
               Вот ещё послушайте песню… песня эта называется «О поэтах».
real mp3 txt htm 8. Кто кончил жизнь трагически, тот - истинный поэт...
            <Аплодисменты>
   Песня называется «Про мангустов». <Неразборчиво>.
<В сторону>: Воды сделайте. Надо... надо налить, что...     
   Песня называется «Про мангустов». Тут я тоже… всегда есть большие планы… я думал про всяких зверей написать, но никогда не получалось полностью. Вот. Кое про кого есть — есть про слонов, про жирафов. Ну вот, про мангустов.
real mp3 txt htm 9. "Змеи, змеи кругом - будь им пусто!.."
            <Добавлен 1 куплет>
<Аплодисменты>
   Обычно у меня всегда по плану идут спортивные песни после таких. Ну, я не думаю, что чё-нибудь появилось с тех пор из спортивных песен, даже не знаю петь вам или нет. А вот ещё лучше, послушайте песню, такую я вам спою, которая называется… шуточная песенка «Мои похорона».
real mp3 txt htm 10. Сон мне снится - вот те на...
            <—>
<Не отсюда: Смеётся мужчина, детский голос>.
<—>
   Так.
real mp3 txt htm 11. Едешь ли в поезде, в автомобиле...
            <Аплодисменты>
   Песня называется «Горизонт».
real mp3 txt htm 12. Чтоб не было следов, повсюду подмели...
            <Аплодисменты>
   М-м…
<—>
   «…пожалуйста, самую свою любимую песню». У меня нет своей самой любимой песни. Каждая последняя — любимая. Вот. А нелюбимых я просто… Нелюбимых я просто не пою, это зачем? Это… Нелюбимые песни поют артисты и певцы эстрады. Вернее, как они, наверно, и любимые и не любимые поют, я так думаю. Потому что уже последнее время щас стали уже… или они, так, под бардов и менестрелей делают все… новые теперь веянья <неразборчиво> вот, э… или совсем уж, как говорится, а то и образные песни. Очень редко прорываются почему-то… Вот, Рождественский он уже написал, по-моему… как только не включишь телевизор везде, со всеми поэтами… композиторами уже успел написать, комментирует спортивные, там, матчи <неразборчиво>. Потом про Вьетнам чё-то… картина выходит… Читает там, поёт. Вот. И много песен написал за последнее время Роберт. У него были очень хорошие песни, а вот последнее время что-то и они исчезли. Я всегда-то считал, что поэты должны писать эстрадные песни, не… не… не авторские, вот как вот я пишу, а эстрадные песни должны писать хорошие поэты, потому что всё-таки в песне должны быть и текст, и музыка вместе, правда? Ну вот, и даже от этого содружества что-то не всегда получается. Я так лег… лягнул эстраду потихоньку, потому что они меня, я — их, у нас свои дела.
   Так послушайте, пожалуйста песню, которая называется «Честь шахматной короны». Песня в двух сериях. Третьей не будет, потому что это долго ждать, пока теперь Фишер согласится играть.
real mp3 txt htm 13. Я кричал: "Вы что там, обалдели?.."
            <Аплодисменты>
   Не надо, не надо… И, значит, вторая серия, называется «Игра».
real mp3 txt htm 14. Только прилетели - сразу сели...
          <Аплодисменты>
real mp3 txt htm 15. Уходим под воду...
            <Аплодисменты> 
Наличие фонограммы: 001 , 005 , ___ , ___ .
Наличие стенограммы: ___ , ___ , ___ , ___ .
Служебный блокнот: html | txt | doc | ?
Блокнот: html | txt | doc | ?

        Появление сообщений об ошибках при обращении к файлам RealAudio, mp3, txt означает, что к серверу, на котором размещены эти файлы, нет доступа. Повторите запрос спустя некоторое время или на следующий день.
        Об ошибках в работе сайта Вы можете сообщить нам по e-mail .

        Если Вы располагаете любой информацией об этой записи (воспоминания очевидцев, недостающие песни, песни в полном объеме или с лучшим качеством, отсутствующие комментарии, фотографии, публикации с упоминаниями и т.д.), пожалуйста, свяжитесь с нами по e-mail :

Ваши уточнения, дополнения, замечания о записи 00_0586
- На первую страницу сайта - - Обратно -
На первую страницу |
К оглавлению | сайта
Последнее обновление:  31 марта 2022 г. +  Counter CO.KZ
Владимир Высоцкий Vladimir Vysotsky Vissotski Vissotsky Visocki Visotski Visotsky Visotskiy VVysоckij
Wladimir Wysotsky Vysockij Vysockiy Vysotski Vysotskij Vysotsky Wisocki VVysockij WSVVb1SS0CKiY