- Back - Код: 00_0717
Владимир Высоцкий
среда 18 июня 1980 года. Начало в 16 часов 45 минут.
236000, г. Калининград /площадь Победы, д. 3/ кинотеатр "Россия".

С ВИА «Земляне» и джаз-оркестром «Диапазон» под управлением Александра Геннадьевича Драчёва. Организатор: заместитель директора Калининградской областной филармонии Л.К. Ткаченко. Согласно анонсам в газетах, концерты должны были проходить: 18-19.06.1980 в к/т «Россия», 20-22.06.1980 - во Дворце спорта «Юность».
(Ю.Куликов: это в к/т “Россия”; видимо, последний за день концерт; в к/т “Россия” выступал 18 и 19 июня).
Длительность записи: 47 минут.

Оцифровка - Николай Цанков /Болгария/
Стенограмма - Алексей Еськов.

          <—>
mp3 mp3 txt htm 1. ...огонь зажигают... (без начала) (с ВИА)
         

<Аплодисменты>
   Я благодарю вас за то, что вы так тепло встречаете меня, хотя повод… началось. Вы-то всё равно тепло встречаете, а вот свет… со светом что-то случилось. Но я буду продолжать пока разговаривать, а потом, когда включат свет, я спою, хорошо?
   Значит, я начал нарочно с песни, чтобы у вас исчезли последние сомнения, в том, что перед вами тот самый человек, которого вы ожидали сегодня. Вот. Потому что часто бывает, что объявят одного, а приедет другой. И ещё при таком количестве подделок, которые щас существуют. В связи с хорошим качеством магнитофонов, люди научились подделывать даже голос, потому что считается, что мой голос подделать очень легко: нужно выпить крепко, подышать в холодную форточку, поорать "а-а-а!" и будет "под Высоцкого". <Смех в зале> Ну, я должен вам сказать, что ничего похожего на это нет, у меня голос не больной, я его никогда не срывал. Он у меня какой был — такой и есть, он у меня от папы с мамой. Даже когда я был вот таким маленьким пацаном и читал свои стихи каким-то взрослым людям, они уже тогда шутили: "Надо ж! Какой маленький, а как пьёт!" <Смех в зале> Так что голос всегда был такой как... ну, как говорится, низкого тембра, с трещиной, как говорили раньше "пропитой", теперь из… из уважения говорят "надтреснутый". Вот как о Есенине тоже говорили, что у него… у него, значит, голос был повреждён алкоголем. А вообще, в принципе, ведь ко… когда изображают Есенина на открытках, на фотографиях и даже на портретах, всегда его изображают в виде этакой белокурой бестии, красавец такой, Есенин, русская душа нараспашку, и, кажется, что он должен говорить тенором. А ничего подобного. У Есенина был очень низкий голос, он, действительно был "с трещиной", и, правда, по разным причинам. Но я думаю, что и от природы тоже такой. И он читал свои стихи очень мощным голосом баритонального тембра, вот с этой вот самой знаменитой трещиной.
   Я играл в спектаклях нашего театра, ну, много ролей сыграно мною. Среди них роль Хлопуши в спектакле “Пугачёв” по Есенину. Значит, я не слышал никогда, как читает Есенин этот монолог, а, оказывается, это было любимое его э… стихотворение, которое он сам написал. И он читал это с такой страстью, с таким нервным напряжением, что даже себе ногтями, как Горький написал, продырявливал ладони на руках до крови. Вот. Такой у него была… накал такой, темперамент, такая высокая степень нервного напряжения. Вот, значит, э… я думаю, что это каким-то образом искупает отсутствие э… вокальных данных у артиста, если он от души чё-то старается сделать для людей, если людей, в зрительном зале, беспокоит то же, что беспокоит и его. Если вас дёргает за нервы, как за струны, те же самые проблемы, те же самые вопросы свербят ваши головы. Поэтому я всегда обращаюсь со словами “дорогие мои, зрители и слушатели”, говоря так, потому что я, действительно, вами дорожу, и эти встречи мне приносят больше пользы, может быть, даже чем вам. Потому что мне довелось, судьба так распорядилась, что я могу такому большому количеству людей рассказать о том, что меня, действительно, по-настоящему беспокоит и волнует в этой жизни. Ну вот, это маленькое такое вступление.
   
Теперь, почему я начал с песни, именно, “Братские могилы”. Песня в отличие от человека, если она того стоит, она может жить долго. Хороший человек, он много нервничает, беспокоится, переживает, ну и, конечно, помирает раньше, чем плохой. А вот, э… песня, если она того стоит, она... она может жить долго. Вот эта песня звучала в картине “Я родом из детства”, где я играл роль капитана-танкиста. Звали меня, по фильму, Володя, и я там писал песни... по фильму. То есть, мой персонаж писал песни. Отлежал он полгода в госпитале, вернулся с искалеченным лицом домой. И он, значит, сочиняет песни и поёт. Там звучали песни “В холода, в холода”, “Братские могилы” и в моём исполнении, и в исполнении Марка Бернеса, которого я считаю своим кумиром. И всегда, всю жизнь. э… сколько вот я работаю, я пытался понять, каким образом он сохранил свою манеру от самых молодых лет до сам… до своей, очень безвременной кончины. Оказывается, он очень много работал над текстами. Вы понимаете, оказывается, сейчас, в наш век информации, когда так много вам выплёскивают в уши, в души, в глаза: и с экранов телевидения, и с экранов кинотеатров, и телефоны, и сплетни и… и… и какие-то разговоры, передачи и так далее, что хочется, конечно, и со сцены услышать что-то, чтобы со смыслом люди сказали и ещё от своего лица, от первого лица… Всегда хочется увидеть на сцене человека, который знает, что он об этой жизни думает и об этих событиях, об этих людях, о которых он пишет. Вот я так старался всегда делать, никому не подражая, по-своему. То, что я думаю, то я и говорю… зарифмованными получаются стихи и кладу на ритмическую основу, на очень простую, чтобы любой из вас мог её сразу повторить, если захочет, на гитаре. Это делается нарочно, специально нарочито… Я имею музыкальное образование, но я им, к счастью, не пользуюсь до такой степени, чтобы это стало заметным. Вот. И… э… значит, вот эта вот песня “Братские могилы”… она исполнялась Бернесом. Он её любил за... именно за слова, за тексты. И я стал, работать, всегда отбираю очень… Вот, вы знаете, есть две чаши весов… если на одну бросить всё, что я делаю кроме песен… а именно: театр, кино, выступления, телевидение, ну э… репетиции и так далее, радио. А на эту только работу над песнями, то я думаю, эта чаша перевесит, потому что песня всё время живёт с тобой. Она тебе не даёт покою. А если она тебе не даёт возможности спать спокойно, если она рождается. Не даёт… Ты ходишь и всё время вертишь, вертишь, вертишь эти строки, которые вдруг в пятнадцать минут выливаешь и выплёскиваешь на бумагу. Вот такие бывают интересные вещи, случаются. И так рождаются песни. А когда я вдруг слышу некоторые, повторяю, некоторые, не все... Я к некоторым эстрадным песням отношусь с большим уважением, но к немногим, к сожалению, пока. А вот когда слышишь что, вот, предположим, такие слова:
   
"На тебе сошёлся клином белый свет,
           На тебе сошёлся клином белый свет,
           На тебе сошёлся клином белый свет
           И мелькнул за поворотом санный след.

           Я могла б побежать за поворот,
           Я могла б побежать за поворот,
           Я могла б побежать за поворот…”

 
Но ей чтой-то там не даёт. Вроде возраст, я не помню уж что. И самое удивительное, что два автора у этих стихов. Представляете, один не справился. Очень сложная песня. Значит, их двое. Я всегда был в недоумении. Думаю, ну зачем сейчас. Ну, зачем. Люди же ведь хотят от тебя услышать что-то по содержанию, не просто, чтобы это была красиво исполнено, там, красивым голосом и с прекрасными музыкантами. Это само собой. А чтобы был в этом смысл. А самое главное, твоё собственное отношение и суждение о… о том, о чём ты поёшь. Вот поэтому я начал с этой военной песни “Братские могилы”. И ещё… Меня часто спрашивают: не воевал ли я, не плавал ли, не сидел ли, не летал ли, не шоферил ли. <Смех в зале> Это именно то, что почти все мои песни написаны от первого лица. Я всегда говорю “я” и это вводит людей в заблуждение, они думают, что я должен был через это пройти. Я вас уверяю, что почти во всех этих вещах, почти во всех моих песнях есть большая доля, на девяносто процентов, авторского домысла, ну и какое-то количество наблюдения, рассказов, зарисовок, впечатления и так далее. Остальное всё придумано, безусловно. Просто такая, вот, удобная форма из-за того, что я артист и мне удобнее быть в шкуре другого человека, чем моим коллегам, поэтому я и пою от первого лица и говорю “я”. Вот. Значит, из-за этого часто меня спрашивают: “Не тот ли вы самый Владимир Высоцкий, с которым мы под Оршей выходили из окружения” и так далее, и так далее. Ну и разные другие вопросы… нет, я не воевал. Эти песни не военные, это песни о войне, написанные человеком. который живёт сейчас для людей, большинство из которых тоже знает об этом по книгам, по рассказам, по фильмам. Ну вот. И ещё для своих песен я всегда стараюсь выбирать людей, которые находятся в самой крайней ситуации, в момент риска. В следующую секунду способны заглянуть в лицо смерти, людей, доведённых до отчаяния, до предела, людей, у которых что-то сломалось, которые чего-то ожидают… а не тех, которые в данный момент жуют или почёсываются, про таких писать неинтересно. Я во всех своих вещах, даже в шуточных, беру человека в самой, самой крайней ситуации, нервной, потолочной такой. И потом э... э... рассказываю от его имени, даже в смешных песнях, уж не говоря о серьёзных. Поэтому я так часто нахожу своих персонажей в военных годах и о них пою. Но всё равно эти сегодняшние песни написаны для сегодняшних людей. Ну, кроме того, что у меня военная семья, у меня есть погибшие в семье, как, в общем, наверно, у всех в этом зрительном зале. Потому что это великая беда, которая покрыла землю на четыре года. Такая всемирная война. Она коснулась всех... У меня есть убитые, есть раненые, есть потери близких, и я думаю, что пока будет существовать память человеческая, люди будут об этом писать. Вот ещё послушайте песню на военную тему, которая называется "Тот, который не стрелял".

mp3 mp3 txt htm 2. Я вам мозги не пудрю...
         

<Аплодисменты>
  
Спасибо.
   Вы знаете, вот это действительно приятно слышать ответ ваш в виде аплодисментов на песни серьёзные, которые обязательно имеют под собой второй план, какую-то другую сторону, оборотную сторону медали. Это признак поэзии, действительно...
   Благодарю вас! Да?! Придётся с перевыполнением давать. <Смеётся, смех в зале>
   Значит, я хотел вам сказать, что очень приятно слышать вот такую отдачу вашу на именно серьёзные вещи, в которых есть и смех, и порох, и так далее. Это  прекрасно, потому что об этом нельзя забывать. Ну, я думаю, что пришла нам с вами пора улыбнуться. Я сегодня буду вас потчевать не только песнями серьёзными, но будут, конечно, и шутки. То есть, все песни мои серьёзные, но некоторые написаны, скажем так, в шуточной манере. Вот песенка называется так: "Песенка о переселении душ". Это о том, что мы с вами... вот индусы так считают: мы не уми… помираем после смерти, а просто душа наша переселяется в животных, в предметы, в растения, в насекомых, в камни. В общем, кто куда сможет, тот туда и переселяется. <Оживление в зале> Без всякого ордера, значит. Вот по распоряжению оттудова. Как он скажет, так оно и будет. Значит, вот, э… и всё зависит от того, как ты себя вёл в этой жизни. Так что будьте осторожны, <смеётся> за нами наблюда… наблюдает всевидящее око. Это удивительно, что все религии дают надежду на какое-то будущее. Там, на рай или ад, а вот индусы ещё более изощрённо в своей философии распорядились, что ещё можно, рассовать просто по разным предметам, растениям, насекомым или камням. Можно стать вдруг каракатицей, а можно слоном, а потом можно приличным человеком. Итак:

mp3 mp3 txt htm 3. Кто верит в Магомета, кто - в Аллаха, кто - в Исуса...
         

<Аплодисменты>
   Спасибо.
   Значит, если я взял такой географический уклон, поедем ещё южнее. Песенка называется «Ни про что, или Что случилось в Африке». Это детская народная песня. Под неё хорошо маршировать в детских садах и санаториях. <Смех в зале> Она а маршевом ритме написана, так что дети могут воспитываться прямо под эту песню.

mp3 mp3 txt htm 4. В жёлтой жаркой Африке...
         

<Аплодисменты>
   Спасибо.
   Ну а теперь совсем в противоположную точку земного шара на север поедем, в Париж. Песенка эта не тянет на песню. Это нормальная...
   Спасибо! <Аплодисменты> Если завалите, как братскую могилу. Потом... В общем-то, я ещё не заканчиваю, как-то я даже растерялся немножко. Что? Боитесь, что не успеете. Я никуда не уйду, пока вы меня не отпустите. <Оживление в зале>
   Значит… <Настраивает гитару> Дело в том, что почти во всех песнях, как я вам сказал, есть большая доля авторского вымысла. Мы на это имеем право и этим занимаемся. Но э… вот в этой песне, которую я щас вам покажу... Она не песня, она — зарисовка. Она — просто зарифмованные мои впечатления, то, на что упал взгляд в данный момент, которые положены на гитару, на очень простую бесхитростную мелодию. Я писал такие зарисовки о Ленинграде, вот, например, у меня была такая:

mp3 mp3 txt htm 5. В Ленинграде-городе... (1 куплет)
         

<Смех в зале>
   Вот была такая песня о Ленинграде, потом о Сибири, ну и, наконец, появилась после наших гастролях…
   Если кто-то не знает, я вам могу сказать. Я работаю в Москве, в московском Театре на Таганке. Московский Театр на Таганке был во многих странах за рубежом на гастролях, и везде творчество его отмечалось высшими призами. Например, на БИТЕФе, десятилетнем юбилейном белградском фестивале мы получили за спектакль "Гамлет" первый приз и разделили его с лучшим режиссёром мира Бруком и Уилсоном. Это первое. Когда мы были в Париже в позапрошлом году (об этом тоже почти никогда не писали, считают, что это вроде нормально), мы завоевали первую премию французской критики за лучший иностранный спектакль года. Что это значит? Я вам щас в двух словах скажу. Там в этом году было двести иностранных трупп. Когда мы играли "Гамлета" в Париже (я играл Гамлета), то в это время играли ещё шесть параллельных спектаклей "Гамлета". Французская труппа, английская, две бельгийских, по-моему, и голландцы. "Гамлет" очень популярен щас, в этом десятилетии был, в семидесятые годы. И вот он игрался. И мы получили премию за наш спектакль и за режиссуру, и за игру. Короче говоря, за спектакль, за работу театра. Я думаю, это вам интересно будет узнать. Ну, кроме этого, были и, конечно, и смешные всевозможные впечатления. Вот некоторые из них я зарифмовал и пою. Итак, "Письмо к другу, или Зарисовка о Париже".

mp3 mp3 txt htm 6. Ах, милый Ваня! Я гуляю по Парижу...
         

<Смех, бурные аплодисменты>
   Но самое главное, что это чистая правда, я… <Смех в зале> Там, серьёзно, там есть такое маленькое кафе, где все закусывают в перерывах. Ну, в общем, так <неразборчиво> все рабочие, такая демократичная обстановка. Там внизу я эти надписи видел. Думал сначала, что это французы нарочно, а потом думаю, нет, наверное, это те, которые по "культурному обмену", вот, ездят. <Оживление, смех в зале>
   Итак, поехали дальше. На острова Новой Гвинеи. Песенка шуточная, но не очень, потому что она требует такой преамбулы. Песня называется "Одна научная загадка, или Почему аборигены съели Кука". <Смех в зале> Ну, Кук был известным мореплавателем, открыл Новую Зеландию, несколько архипелагов. Короче говоря, по свидетельствам его современников и историков его дикари и аборигены очень любили и всё равно съели. Но это так бывает, в общем, любят, а съедят. Так что… <смех в зале> даже и… в общем. Ну… и ко… я спрашивал у смотрителя полинезийского музея, говорю: "Почему у вас так поздно были приняты законы против людоедства?" Ведь только двенадцать лет назад запретили друг дружку есть, а до этого было можно запросто, значит... <Смех в зале> Значит, он говорит: "Ну, в общем, это был вопрос питания, всё-таки острова. Знаете, как нету мяса, так мы воюем". <Смех в зале> А, в общем, если говорить где-то… серьёзно, то были очень твёрдые, устоявшиеся традиции и поверья у аборигенов и дикарей. Например, что если съесть печень храбро сопротивлявшегося тебе врага, то к тебе перейдёт его храбрость. Если се… съесть сердце человека, который был… имел хороший характер, был добрым, или твоего друга (предварительно, значит, его пришив), значит, тогда к тебе перейдёт его характер. Вот, в общем, для того, чтобы самому стать лучше, надо съесть пару хороших людей. В этом всё и дело, <смех в зале> что мы с вами и делаем часто. Так что чё тут...

mp3 mp3 txt htm 7. Не хватайтесь за чужие талии...
         

<Аплодисменты>
   Мне, значит, передали, что некоторые приходят на концерты в ожидании увидеть, что я приду пьяный или там… значит, буду ругаться со сцены, что у меня, там, нету пяти зубов, <смех в зале> перстни и так далее, и так далее, и так далее. Я очень рад, что это всё несправедливое враньё, вот, и что… вы смотрите, в общем, ничем не отличается от публики в других городах. Ведь дело в том, что я очень, повторяю вам, ценю своих зрителей и слушателей, дорожу ими. И я… я-то ведь знаю разницу, я её очень хорошо чувствую, потому что я один стою перед вами с гитарой. И мне нужны не только ваши глаза и уши, но и душа тоже. И вот устанавливается какой-то невидимый контакт, такая нитка, которая... Не видно её глазом, а оборвать её почти невозможно, и она остаётся до самого конца выступления. Так что те, которые пришли полюбопытствовать и посмотреть, в каком состоянии придёт Высоцкий, я думаю, что они будут разочарованы. Ошиблись, а, может быть, они даже уже и ушли из зала. Или они просто бравировали. Я вам только одно хочу сказать, что всегда как-то странно слыш… слышишь о себе обязательно такое количество сплетен и слухов, что иногда уши вянут. Ну, думаешь, ну, зачем, ведь люди же слушают тебя, берут к себе в гости в виде магнитофонных плёнок, правда, в скрученном состоянии, но слушают. Под это сидят, там, выпивают или нет. Это неважно. Во всяком случае, ты у них в гостях бываешь часто. Зачем же им так хочется, чтобы какая… какую-нибудь гадость передать про человека, которого, я так надеюсь, они… к которому относятся с некоторой долей уважения. Вот. Ну и на этот вопрос никогда я не могу найти ответа. Никогда. Вот. Я убеждён, что в этом зале сегодня таких людей нет. Я просто хотел вам передать, если вы будете слушать такие разговоры от своих знакомых, затыкайте им рты, просто нормально… кляпом или так, рукой, как угодно. <Смех в зале, аплодисменты>
   Теперь просьбы моряков, рыбаков... Я очень много песен написал о моряках, о своих друзьях. Я очень часто встречал их в порту, особенно на Черноморье и в Измаильском пароходстве, и в Балтийском пароходстве. Встречал их в порту, <неразборчиво> в театре, меня вносили в судовую роль, подымали меня по трапу на танкер "Антонио Хулио Мелья". И мы там четыре дня, значит, пока они стояли на рейде и качали нефть, мы там уже веселились с ребятами. Я эти помню времена. Многие из них уже ушли из флота, многие продолжают плавать — такие патриоты настоящие флота. И я, конечно, же, написал очень много песен о моряках. Некоторые из этих песен даже написаны на судне, на корабле. Вот песня, которую я вам щас спою — называется она "Человек за бортом" — она и написана на корабле, и посвящена она морякам. Вот, значит, многим из вас, так вашим друзьям.
<Аплодисменты>

mp3 mp3 txt htm 8. Был шторм - канаты рвали кожу с рук...
         

<Аплодисменты>
  
Спасибо, за такие красивые белые чистые цветы после такой песни. Благодарю вас.
   Ну и ещё одна маленькая зарисовочка о море.

mp3 mp3 txt htm 9. Всем делам моим на суше вопреки...
         

<Аплодисменты>
<без разрыва>
   Спасибо.
   Вы извините, что я всё время подымаю руку и прерываю ваши аплодисменты. Это нет, не от неуважения, поверьте мне. Я уважаю вас. А я из-за того, чтобы украсть у аплодисментов и спеть побольше, потому что меня всегда торопят. Я же ведь должен быть в номере и, в основном, должен был закончить, а мне не хочется уходить, чтоб не обмануть ваши ожидания. Итак. И ещё одна шуточная песня, которая называется "Жертва телевидения".

mp3 mp3 mp3 htm 10. Есть телевизер - подайте трибуну...
         

<Аплодисменты>
   Неужели ещё хотите?
   Итак. Ещё одна шутка, которая называется... А! <Оживление в зале, аплодисменты> Это тоже будет шутка и… Вы знаете, я сегодня хотел так, чтобы было интересно и мне, и вам, то есть, я пою и старые вещи, и новые, которые вообще никто никогда не слышал. Вот. Ну, сейчас я спою вам песню из последних вещей. Она называется так, <откашливается> длинно: "Письмо в редакцию телевизионной передачи "Очевидное и невероятное" из сумасшедшего дома", <смех в зале> то есть, с Канатчиковой дачи. Вообще, я вам должен сказать, что много разговоров о разных чудесах. И о летающих тарелках, которые некоторые видели, а другие в них летали. И, конечно, о филиппинских врачах, которые режут пальцами без скальпеля. И, конечно, Бермудский треугольник, в котором исчезают не один десяток лет самолёты, корабли, пароходы. В общем, короче говоря, никто не может объяснить, в чём там дело. Потому что если кого-нибудь живого найдут, тот уже... с ним разговаривать бесполезно. <Смех в зале> Значит, он кандидат в "жёлтый дом". Вот они там все собрались и, значит, обсуждают, что же такое Бермудский треугольник. Итак.

mp3 mp3 txt htm 11. Дорогая передача!..
         

<Опущено 3 куплета>
<Аплодисменты>
   Спасибо.
   Вы в течение всего выступления настолько всё делали чётко и точно, что так давайте на этом… на этой ноте останемся. Вы смеялись, когда было надо. Были серьёзны, когда песни того требовали. Короче говоря, аплодировали столько скоко положено. Я очень доволен сегодняшней встречей. А щас поберегите свои ладони гладить детей по головам, отдыхайте. Я ещё буду здесь несколько дней. И если есть особые любители, приходите. Я репертуар меняю.
   Всего доброго!
<Аплодисменты>
<Неразборчиво: разговор зрителей>

Наличие фонограммы: 001 , 005 , ___ , ___ .
Наличие стенограммы: ___ , ___ , ___ , ___ .
Служебный блокнот: html | txt | doc | ?
Блокнот: html | txt | doc | ?

        Появление сообщений об ошибках при обращении к файлам RealAudio, mp3, txt означает, что к серверу, на котором размещены эти файлы, нет доступа. Повторите запрос спустя некоторое время или на следующий день.
        Об ошибках в работе сайта Вы можете сообщить нам по e-mail .

        Если Вы располагаете любой информацией об этой записи (воспоминания очевидцев, недостающие песни, песни в полном объеме или с лучшим качеством, отсутствующие комментарии, фотографии, публикации с упоминаниями и т.д.), пожалуйста, свяжитесь с нами по e-mail :

Ваши уточнения, дополнения, замечания о записи 00_0717
- На первую страницу сайта - - Обратно -
На первую страницу |
К оглавлению | сайта
Последнее обновление:  08 марта 2022 г. +  Counter CO.KZ
Владимир Высоцкий Vladimir Vysotsky Vissotski Vissotsky Visocki Visotski Visotsky Visotskiy VVysоckij
Wladimir Wysotsky Vysockij Vysockiy Vysotski Vysotskij Vysotsky Wisocki VVysockij WSVVb1SS0CKiY