|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
<—> |
mp3 |
mp3 |
txt |
htm |
1. |
|
...вперёд! Ветер в спину!.. (без начала) |
|
|
|
|
|
|
<Аплодисменты>
<—>
…начал с
песни, чтобы у вас исчезли последние сомнения, что перед вами тот человек,
кокор… которого вы ждали. <Смех в зале,
аплодисменты> Вот, значит, теперь я думаю, в связи с тем, что вы
услышали эту песню, которая и известна… довольно известна, и к тому же голос,
значит, у вас сомнения рассеялись, наверное, последние. Вот. Хотя теперь так
стали… научились ловко подражать, что я, например, слышал на магнитофоне
записи, где я сам не знал: я это или нет. <Смех в
зале> Вот потом мне рассказали, что это человек такой, который
взял себе псевдоним "Жорж Окуджава", а поёт моим голосом. Ну, Бог с ними,
ладно. Я вам только хочу одно сказать, я никогда в жизни в своей не
подражал. И меня когда спрашивали в интервью очень часто: "Почему я начал
писать свои песни?" — спрашивали. И я всегда говорил, что как бы духовным
отцом моим это является Булат Окуджава. Я просто услышал однажды, как он свои
стихи пел под гитару, и понял, что можно усиливать воздействие от стихов,
вот, положив их на такую ритмическую основу. И с той поры я начал многие
свои стихи… Закройте
дверь наверху, пожалуйста! <Шум в зале>
Э… С той поры
я стал писать, э… свои стихи точно в расчёте на то, что они будут положены
на ритмическую основу. А насчёт подражания — нет, я никогда не старался
подражать ни Булату Окуджаве, ни кому другому, и, в общем… особенно в смысле
голоса. Голос у меня всегда был такой. Даже когда я был вот таким
малолеткой, читал свои стихи взрослым людям, они тогда уже говорили: "Надо
ж! Какой маленький, а как пьёт!" <Смех в зале>
Вот. Так что голос… голос всегда был такой глухой, низкого тембра. Просто
раньше его называли, там, "пропитой", "хрипатый", а теперь из уважения говорят
"с трещиной". <Смех в зале>
Ну вот, я
подумал, как сегодня… Во-первых, так, я впервые… по-моему, я
первооткрыватель этого заведения. Я ему желаю успеха. Надеюсь, что у вас
здесь будут бывать интересные люди и что вам здесь будет хорошо. Одно только
я могу вам сказать, что здесь акустика, вероятно, из-за того, что очень
много камня, здесь знаете, как в этом… как в соборах. Вот поэтому, каждый
звук десятикратно повторяется, и от нас с вами нужно будет сегодня
напряжение. Вам, возможно, резко замирать, а мне на… возможно, резко
обрывать свои песни. Ну, это мы найдём какой-то контакт вместе. Я подумал,
как сегодня построить свою программу и решил сделать… чтобы была в этом
импровизация. Возможно, я отвечу на какие-то ваши записки и пожелания. Я
просто решил сегодня сделать так, чтобы были и новые вещи, которые никому
неизвестны, даже большим любителям, совсем новые песни и те, которые
написаны давно, но из-за того, что плохо з… за… были… были десятикратно и
стократно переписаны, в них там ни черта не разобрать на магнитофонах. И
поэтому любители меня часто спрашивают, какое слово идёт после такого-то,
что вы… вы имели в виду за этой песней? Значит, я сегодня буду и старые, и
новые вещи вам показывать. Вот послушайте ещё одну песню на
тему о море. Потому что я много писал песен о моряках, старался встречать
своих друзей в портах, когда они при… приходили с рейса, из долгого плавания. И было несколько песен им посвященных. Вот
песня: |
mp3 |
mp3 |
mp3 |
htm |
2. |
|
Всем делам моим на суше вопреки... |
|
|
|
|
|
|
<Опущен 1
куплет> <Аплодисменты>
Теперь я не
знаю... Мне сказали, что сначала завод, потом — институт, но я не делаю
никакого разграничения между умственным и физическим трудом, и к вам буду
обращаться точно также, как к научным работникам и спою вам песню, которая... <аплодисменты>
и песня, которая называется "Товарищи учёные". Это с… <Оживление
в зале> |
mp3 |
mp3 |
mp3 |
htm |
3. |
|
Товарищи учёные, доценты с кандидатами!.. |
|
|
|
|
|
|
<Аплодисменты,
откашливается,
крик «Браво»> Спасибо.
<Откашливается>
Ну, если мы пошли по научной линии с вами, ещё одна песня, называется "Одна
научная загадка, или Почему аборигены съели Кука". Кук — знаменитый
мореплаватель, который открыл Новую Зеландию, плавал в районе Австралии и по
многим записям известно, что его местное население очень любило и всё равно
съели они его. Ну, это бывает так, что любят, а всё равно съедят — это не…
не в новость. Вот я спрашивал у смотрителя полинезийского музея, почему у
них так развито было людоедство, каннибализм. И говорю, что ж как же это
так… так… вроде… всего пятнадцать лет назад были приняты законы против. Он говорит: «Ну, вообще-то
это была проблема питания поначалу. Так что н… как только плохо с мясом, так
вот мы, значит, <смех в зале> э…
воевать». А самое главное — это всевозможные традиции вот эти дикарские,
которые веками складывались. Ну, у них были представления, что если съесть
печень врага, то будешь храбрым, если сердце — то к тебе перейдёт доброта из
его души, если… чтоб лучше бегать, надо съесть, там, ногу, лучше стрелять —
глаз. Короче говоря, они так, видимо люди были ленивые и не хотели
тренироваться. Ну, в общем, для того, чтобы самому стать лучше, надо съесть
пару хороших людей и всё станет на место. <Смех в зале> |
mp3 |
mp3 |
mp3 |
htm |
4. |
|
Не хватайтесь за чужие талии... |
|
|
|
|
|
|
<Аплодисменты,
крик «Браво»>
Спасибо.
Вот
<откашливается> очень
часто из тех мест, где я бываю на гастролях, либо просто в поездках, я
привожу различные зарисовки, свои впечатления, потом делаю из них либо
песню, либо так и оставляю это рифмованными зарисовками, то есть, тем, на что
упал взгляд в данный момент. Эти вещи не тянут на песню. В них никогда нету
второго плана, подкладки какой-то там, внутреннего течения. Это просто
действительно то, что замечено. А зарифмовал я это, просто чтобы не забыть.
Было мн… вот сейчас я начал писать впечатления свои о Тбилиси, но у меня
поч… почему-то получается русская народная сказка с грузинским а… акцентом,
такая. Я ещё это не закончил, но я надеюсь, что в следующий приезд я вам
спою её обязательно.
А щас я хочу вам показать шуточную зарисовку о Париже. Мы в прошлом году
были в Париже, получили там первую премию за спектакль "Гамлет", за лучший
иностранный спектакль года — первая премия французской критики. А надо вам
сказать, это очень почётная награда, потому что там было двести театров в
прошлом году иностранных, и мы получили, вот значит… Это для
любопытствующих, у кого есть интерес к Театру на Таганке. А щас
"Зарисовка о Париже, или Письмо к другу". |
mp3 |
mp3 |
mp3 |
htm |
5. |
|
Ах, милый Ваня! Я гуляю по Парижу... |
|
|
|
|
|
|
<Аплодисменты>
Так что, вы
видите, вот, у нас происх… культурный обмен всё время даёт свои результаты,
как видите. Видите? И самое удивительное, что это правда. Я это видел эти
надписи сам, но сначала думал, что это наши, которые по культурному обмену
приезжают туда по старой памяти… А потом подумал нет, наверно, всё-таки это
французы, которые здесь были: они думают… они думают, что это реклама
просто… <Смех в зале>
Теперь э…
разрешите я вам спою ещё одну песню, которая называется… шуточная песня, она
называется «Поездка в город». |
mp3 |
mp3 |
txt |
htm |
6. |
|
Я - самый непьющий из всех мужиков... (без конца) |
|
|
|
|
|
|
<—>
…я всегда
показываю песн… песни, вместо вот этих таблиц и диапозитивов, значит, в этой
лекции песни. Я сегодня решил, наоборот, сделать такой прессинг, такое…
ужать и ч… чтобы как можно больше показать вам песен. Поэтому, если у вас
возникнут какие-то вопросы о театре или о моём творчестве, вы, пожалуйста,
спрашивайте, потому что я сам не буду об этом рассказывать, я буду сегодня
больше песен… Значит, щас я хочу вам показать песню одну, которая
исключит все вопросы ко мне — обычно спрашивают в письмах: был ли я шофёром,
воевал ли я, плавал ли, сидел ли, летал ли, шоферил ли и так далее. <Смех
в зале> Потому что почти все песни мои написаны…
А чё
смешного-то сидеть? Разве смешно? Не пришлось ещё.
Значит, вот я
э… Это, видимо, оттого, что почти все мои песни написаны от первого лица. Я
всегда говорю «я», но это не из-за ячества или нескромности, это просто
удобно. Видимо, в отличие от других поэтов, я… из-за того, что я играю на
сцене, мне проще говорить из чужой шкуры, от имени другого человека. И из-за
этого эти песни стали называться «песни-монологи», потому что они написаны
от первого лица. Но вот эта песня, она щас исключит все вопросы сразу,
потому что она поётся от имени лошади, а я лошадью никогда не был, <смех
в зале> так что все вопросы снимутся. <Берёт
два аккорда> «Бег иноходца». |
mp3 |
mp3 |
txt |
htm |
7. |
|
Я скачу, но я скачу иначе... |
|
|
|
|
|
|
<Аплодисменты>
Несколько шуточных спортивных песен, потому что я задумал написать несколько
программ спортивных. Э… ви… должно быть сорок девять песен, по количеству видов спорта в
Спортлото, но ещё пока все не готовы, есть кое-что. Я начну с известной
песни, потом спою вам песни прежние, видоизменённые, потому что авторская
песня она тем и отличается от эстрадной песни, что она моя. Я сам написал
текст и музыку и сам исполняю и могу менять, потому что мои слова — чё хочу
то и делаю. Глядишь, какое-нибудь выкину, какое-нибудь вставлю, вот в
зависимости от публики, которая сегодня пришла, от настроения, которое
здесь. Я могу менять очень многое в моих песнях. Щас послушайте песню
"Утренняя гимнастика". |
mp3 |
mp3 |
mp3 |
htm |
8. |
|
Вдох глубокий, руки шире... |
|
|
|
|
|
|
<Аплодисменты,
откашливается>
Значит... Кладите сюда, ладно? В этой песне
тоже есть один куплет, которого не было в пластинке, потому что я боролся с
редактором. Это как раз было время, когда шла повсеместная борьба с э…
пьянством, ну, я… и… она в чём заключалась? <Смех
в зале> Знакомое ему,
да? Сразу как среагировал! Моментально. Значит, и… и… я и по-прежнему
ошибся. Я как? Видите, он на что реагирует? На то, что там сидел,
пьянствовал. Вот такие слова. Вот он сразу откликается. <Смех
в зале>
Понятно.
Значит так, я потом отвечу на эти вопросы, а щас я хочу вам спеть ещё
одну песню спортивную, которая называется "Марафон, или Бег на длинную
дистанцию"... <Шум в зале> А если
хотите, если вы знаете, я другую спою, тогда спою другую вам. Хорошо. Песня
называется "Песенка про прыгуна в длину". |
mp3 |
mp3 |
mp3 |
htm |
9. |
|
Что случилось, почему кричат?.. |
|
|
|
|
|
|
<Аплодисменты>
И тогда
песенка «Про прыгуна в высоту». Это песня моя прежняя. Возможно её многие
знают, но так как я её достал с нижней полки, где она пылилась, открыл и
увидел, что тема не устарела, можно петь. Вот я добавил туда кое-что,
немножко её модернизировал и вот в этом виде дал ей что ли, как… как
говорят, второе дыхание.
<Начинает играть> <Откашливается> Не
на… не надо.
Я щас не буду читать. Дайте стул вот сюда и пускай кладут на стул.
Значит, вы понимаете, это всё у нас отбирает с вами время, вот это я вам
скажу только одно. Я потом посмотрю все записки. А вы их напрасно сейчас
посылаете, потому что, возможно, я спою то, что вы просите. На… на… наверняка,
может быть, даже удастся спеть. Вот.
Песня
"Про прыгуна в высоту". |
mp3 |
mp3 |
mp3 |
htm |
10. |
|
Разбег, толчок... И стыдно подыматься... |
|
|
|
|
|
|
<Аплодисменты,
крик «Браво», откашливается>
В виде
послесловия я хочу вам сказать, что правая и левая сторона здесь
употребляются в прямом смысле, а не в переносном, как обычно говорят: "Он
левых взглядов" или "Он, — там, — правого уклона" и так далее. И ещё:
что
неблагозвучное сочетание английских слов "Ху из ху" — означает "кто есть
кто", ничего в них обидного для англичан не заключается. <Смех
в зале>
Теперь <откашливается>
послушайте песню, которая называется "О фатальных датах и цифрах, или Моим
друзьям-поэтам". |
mp3 |
mp3 |
mp3 |
htm |
11. |
|
Кто кончил жизнь трагически, тот - истинный
поэт... |
|
|
|
|
|
|
<Аплодисменты>
Вот обычно
меня тоже корреспонденты в письмах спрашивают, почему я много обращаюсь к
военной теме. Пото… Я же ведь не имею права, не про… не прошёл через эти
события и так далее. Ну, э… это совсем вовсе не обязательно присутствовать и
быть там, о чём пишешь, и находиться, как говорится, на месте и наблюдать.
Просто, это всегда будет волновать людей, которые могут перо в руках
держать. Это первое, а самое главное — не в этом дело. Ведь никогда не
возникает вопроса, когда я пишу песни на исторические какие-то темы, что я
бы… бывал, участвовал в этих событиях, верно? Значит, все их воспринимают
эти песни, которые, там, принадлежат семнадцатому–восемнадцатому веку, там, про Кука, скажем, и
так далее, как песни теперешние. Они в них видят что-то такое, что им
напоминает, заставляет улыбаться, смеяться, какие-то ассоциации. Я думаю,
что и песни военные, хотя они э… написаны по поводу тех событий, и меня
всегда занимали и будут волновать те события, но всё-таки это ве… вещи,
написанные теперь человеком, который живёт сейчас, для людей, большинство из
которых тоже этого не прошли. Вот я хочу вам показать песню, которая
называется… прежняя старинная моя песня "Случай в ресторане". |
mp3 |
mp3 |
mp3 |
htm |
12. |
|
В ресторане по стенкам висят тут и там... |
|
|
|
|
|
|
<Аплодисменты>
Вы знаете,
будет неполным моё выступление, если я не спою какую… какие-нибудь песни в
целях борьбы с "зелёным змием". Ну вот, э… у нас как борьба была, вот, в
Москве? Я разберусь чё ты, ладно. Сиди спокойно там. Вот. Борьба
велась каким образом? Как вот только на экране пьют — так это вырезать, как
только разговор об этом идёт — значит это вышвырнуть. Значит, если есть
куплет про пьянство, вот у меня в песне, например, "Утренняя гимнастика",
было: «Главный академик Иоффе…» этого в пластинке нет. Просто они вели
борьбу тем, чтобы просто везде и отовсюду это выбрасывать. Ну, вы знаете, чем
это кончилось. С борьбой покончили навсегда, я думаю, вот, больше продолжать
её не будут. Вот ну а эти вот вещи, вот, которые я щас вам покажу, они
написаны в разные периоды, и я совсем не… не пытался в них вложить точный
смысл, целенаправленность такую, против, мол, дескать, пьянства и пьяниц.
Это какие-то такие тоже типа зарисовок. Ну, скажем, первая называется "Ой,
где был я вчера". |
mp3 |
mp3 |
mp3 |
htm |
13. |
|
Ой, где был я вчера... |
|
|
|
|
|
|
<Аплодисменты,
крик «Браво»>
Спасибо.
«Лекция о
международном положении, рассказанная осуждённым на пятнадцать суток за мелкое
хулиганство». <Смех в зале> Значит,
чтобы не было такого длинного названия, просто короче «Лекция». |
real |
mp3 |
txt |
htm |
14. |
|
Я вам, ребята, на мозги не капаю... |
|
|
|
|
|
|
<Добавлено 2
куплета>
<Аплодисменты,
крик «Браво»>
Спасибо.
Песня
называется "Чужая колея". |
real |
mp3 |
txt |
htm |
15. |
|
Сам виноват - и слёзы лью... |
|
|
|
|
|
|
<Аплодисменты>
Вот
правильно. Я всегда на своих выступлениях, которые я… хочу, чтобы меньше
всего походили на концерты. Я всегда стараюсь, чтобы царила атмосферия…
атмосфера раскованности и доверия. Поэтому я очень люблю, когда люди и
отдыхают, откинувшись на спинку кресла, а я перед ними вкалываю и вместе со
мной соучаствуют в серьёзных вещах. Тут написано
на <одной записке>: "А про любовь?" Ну что же, очень хочется про любовь? А
разве все эти вещи не про любовь. Но они, во всяком случае, лирические. Ну,
хорошо. Я спою вам про любовь, если вы так хотите. <Оживление
в зале> Вот, значит,
э… песня… Ну, тут есть нес… с… две… требование или просьба спеть какие-то
вещи. Я на эти записки, к сожалению, не смогу на все ответить. Вы меня
должны правильно понять, у меня несколько сот вещей, и у каждого из
присутствующих есть своя любимая, безусловно, и, значит, если я одному
потрафлю, другого обижу. Поэтому я сд… постарался сделать так, чтобы в
сегодняшнее выступление вошли песни, чтобы каждому независимо от зарплаты
досталось по куску, там, из каждой серии. Кто-то хочет, скажем, «Милицейский
протокол», а я ему спел немножко другое, там, ну всё-таки из этой серии и так
далее. Был ли
показан в Париже спектакль "Мастер и Маргарита"? Нет, он не был показан,
этот спектакль сделан позже, после приезда из Парижа.
Э… теперь…
если можно, спойте песню «Диалог в цирке». Ну вот, я вам про это и говорю.
Теперь… в одном из своих выступлений вы говорили, что напишите сорок девять песен на спортивную
тему. Как у Вас идут дела в этом направлении? Ну, в этом направлении
продвигаются, конечно, дела, но туго, если честно говорить. Вот. Появилась
ещё песня о штангистах, ещё несколько, там, разных зарисовок, футбольные,
хоккейные… Но сорока девяти я ещё не успел написать. Значит…
сколько мне лет просят, и нравятся ли мне грузинские женщины? Очень нравятся.
<Смех в зале> Прекрасные же.
Опасные
гастроли... И сильная, единственная… так. Хорошая записка. Застали врасплох
меня полностью. Какой куплет
отсутствует в песне "Бег на месте"? В пластинке нет куплета про "главного
академика Йоффе и про коньяк и кофе", этого нет в пластинке. А в… в
исполнениях моих он всегда присутствует. Я им очень дорожу.
Спеть песню, так…
<—>
…"В райкоме,
или Инструкция перед поездкой за рубеж". |
mp3 |
mp3 |
mp3 |
htm |
16. |
|
Я вчера закончил ковку... |
|
|
|
|
|
|
<Аплодисменты>
Ну и наконец,
я хочу своё выступление закончить песней, с которой начинал свою работу в
кино. Это песня называется «Парус», песня беспокойства, в ней нет ни сюжета,
никакой точной канвы — это просто набор беспокойных фраз о нашей
причастности ко всему, что в мире происходит. |
mp3 |
mp3 |
mp3 |
htm |
17. |
|
А у дельфина взрезано брюхо винтом!.. |
|
|
|
|
|
|
<Аплодисменты,
овация> Спасибо
большое! Значит,
дорогие товарищи, я не пою на «бис». Я спел всё, что хотел, даже с
перевыполнением. Я благодарю вас за ваши улыбки, что вы смеялись и
улыбались, когда было надо, и были серьёзны, когда надо. Вы всё сделали, как
надо, я надеюсь, я — тоже. Поэтому — до новых встреч. До свиданья. |
|