|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вот этот вопрос
— его тоже очень часто задают и в
письмах и во время выступлений
— много-много люди спрашивают,
почему я так много пишу о войне. Ну, есть две причины: во-первых, это такое
гигантское потрясение, которым занималось искусство всё: и кино, и театр, и
поэзия
— безусловно,
— всегда. Но, в основном,
— люди, которые прошли через войну.
А сейчас то поколение, которое этого не видело, и, может быть, от чувства
досады, что не пришлось в этом поучаствовать,
— мы как бы довоёвываем в своих
песнях. Вот... я... пишу не просто песни, значит, э... военные, потому что я
не имею права этого делать
— я этого не знаю, хотя много
читали, мы воспитаны на материале, мы все
— дети военных лет. Просто... я
думаю, что это не песни-ретроспекции, а это
— песни-ассоциации. Мне кажется,
это интересное явление, что люди, не воевавшие, стали писать о войне, потому
что это взгляд современного человека на то время. То есть, можно на военном
матерьяле делать современные песни
— песни, которые нужны сейчас. И
в этом есть и благородная такая задача, что об этом никогда нельзя забывать — двадцать миллионов погибших. И в
то же время э... я вообще для своих песен стараюсь выбирать людей, которые
находятся в крайней ситуации: в момент риска, люди, которые могут заглянуть
в лицо смерти в следующую секунду, э... люди, которые м... нервничают,
беспокоят, у которых что-то сломалось, доведённых до отчаяния, до предела,
короче говоря, в очень высокой степени нервного напряжения. Ну, и из-за
этого таких персонажей м-м... чаще можно найти в тех временах... и их было
больше, они чаще соприкасались со смертью и чаще находились вот на этой
грани, из-за этого я беру тех персонажей. Но всё равно я считаю, что
всё-таки это песни, которые могут звучать теперь, в наше время. Вот есть
такая песня, она называется "Расстрел горного эха". У меня... я вам её
маленький кусочек покажу. |
mp3 |
mp3 |
mp3 |
htm |
1. |
|
В тиши перевала... |
|
|
|
|
|
|
Вот эта песня о горном эхо.
ГОЛОС:
Стоп.
<—>
ГОЛОС:
Высоцкий, уно прима.
Значит, ну, с самого начала э... когда я токо начал писать
песни, больше всего это распространялось... Я писал... я вообще начинал
писать, никогда не рассчитывая на большую аудиторию — я не думал, что у меня
в будущем будут какие-то дворцы, залы, там, стадионы и... здесь, и за
рубежом — я никогда это не предполагал. Я думал, что это будет написано и
спето только для маленькой компании моих близких друзей. Компания была
хорошая, Это лет пятнадцать
тому назад мы жили в одной квартире у э... режиссёра такого — "Мосфильма" —
Лёвы Кочаряна. Там были — из тех, которых вы знаете людей, — это были Вася
Шукшин, которого больше нет, сам Лёва, который тоже умер, был замечательный
человек, который любил жизнь невероятно. Там был Андрюша Тарковский, там был
такой писатель Макаров. И вот для них я пел эти песни. И первый раз, я
помню. Лёва Кочарян, мой друг, который сказал: "Подожди одну минуту!" — и
нажал на магнитофон. И так случилось, что первый раз это было записано на
магнитофон. Тогда никто не обратил на это внимания, ни один человек, — не
думал, что из этого получится дальше. Но случилось так, что кто-то это
услышал, захотел переписать — и началась вот такая, ну что ли, э... такое
триумфальное шествие этих плёнок повсюду, повсюду, повсюду по Союзу. ГОЛОС:
Интересным качеством?..
Ужасное качество было у... отвратительное, потому что тогда
были плохие магнитофоны, но
э... потом я пел... и ещё в компаниях — и меня записывали, потом я стал
выступать, когда поступил в театр, стал выступать в институтах, в школах,
перед студентами. И кто-то всегда держал на первом ряду, всегда держал
этот микрофон, который мне мешал, щёлкал, друг у друга спрашивали они, значит: "У
тебя, готово? У тебя кончено? У тебя не кончено?" И это всё
распространялось, десятки раз переписанное, — так, что иногда было
невозможно разобрать, что это за... мои слова, не мои... И поэтому было
очень много подделок — стали появляться люди, которые в... подделывались под
меня и пели, значит, лишь бы таким — "а-а-а" — хрипатым голосом, — и
тогда, значит, "под Высоцкого". Вот. Я со своим голосом ничего не делаю,
потому что у меня голос всегда был такой. Я даже был когда вот таким
маленьким пацаном и... читал стихи каким-то взрослым людям, они говорили:
"Надо ж! Какой маленький, а как пьёт!" То есть, у меня… у меня всегда был
такой голос, ну, в общем, низкий... раньше говорили "пропитой", а теперь из
уважения говорят "с трещиной".
Ну вот. А потом случилось так, что когда я
поступил в театр, я стал писать для спектаклей, там, для "Павших
и живых" я написал несколько песен. Потом стали приглашать в кино
— и попросили меня написать: первая
картина была "Я родом из детства", потом
— "Вертикаль". Это были песни о
горах. Но они были, я думаю, больше, чем про горы,
— там был ещё... философия, вот,
восхождение
— почему люди стремятся вверх,
почему им не хочется спускаться обратно на равнину, они вынуждены всегда
сверху обязательно должны спускаться. <Неразборчиво - около 2 мин.> |
mp3 |
mp3 |
mp3 |
htm |
2. |
|
Рассказ В. Высоцкого о своих песнях и работе
в театре - фрагмент 1 |
|
|
|
|
|
|
<—>
Ну, это вопрос довольно
сложный, вопрос об автоцензуре. Я думаю, что каждый человек, который
занимается сочинительством, если он работает честно, то... даже если
существует автоцензура, то она
— перед собой. Если позиция его
чёткая, внятная и честная, то это не страшно. Потому что эта автоцензура
касается только качества. Потому что... Предположим, мне иногда хочется
употребить какое-то грубое выражение, которое было бы здесь, скажем,
сильнее, и в... но я чувствую, что это не будет... что это уже не предмет
искусства, скажем, это больше
— для анекдота или для какого-то
э... базарного разговора между двумя людьми, а вовсе не для стихотворения.
Моя автоцензура прежде всего касается того, чтобы стихи, на которые я потом
придумываю музыку, чтобы они были выше качеством, чтобы они были поэтичны,
чтобы в них всегда был больше... было больше поэтического образа и метафоры,
чем грубого намерения и тенденции. Вот так, скажем. ГОЛОС:
<Неразборчиво> Этого
никогда нет, вы знаете, я вам объясню, почему. Я просто в этом смысле
счастливый человек э… потому что, в общем, мои произведения э... никто никогда
не разрешал, но и никто никогда не запрещал. Ведь в принципе, как ни странно,
так случилось, что, в общем, я — человек, которого знают все, и в то же время
я не считаюсь официально поэтом и не считаюсь официально певцом, потому что
я — не то, не другое. Я не член Союза писателей, не член Союза композиторов,
то есть, в принципе, официально я не поэт и не композитор. И я никогда почти
свои вещи не отдавал э... для того, чтобы печатать это или для того, чтобы
издавать это как музыкальные произведения, поэтому у меня нету смысла
заниматься автоце... цензурой, понимаете? Я что написал — я сразу спел. И... и ещё —
спел перед, э... в общем, громадной аудиторией. И перед своими друзьями, которые
для меня... Самый главный цензор — это, в общем, я думаю, я бы так назвал, —
это моя совесть и мои самые близкие друзья. Это для меня цензура. И
я могу это показать моим близким друзьям сразу. И вот если они начинают меня
критиковать, тогда существует какого-то рода цензура, потому что я всегда
прислушиваюсь: если мои близкие и люди, которые меня любят и любят мои
песни, если они мне делают впрямую замечание, говорят, что "здесь, Володя,
что-то немножко ты...",
— я, вероятно, могу это изменить,
потому что это мои вещи, э... они не напечатаны раз навсегда и они э...
авторская песня
— она прекрасна тем, что она
допускает импровизацию, понимаете? Что я могу... Вы иногда не узнаете, какая
она была как только я её написал и первый раз спел,
— и какая она будет, когда она уже
пойдёт, вот, в... к людям и так далее. Так что, э... вот, многие
разговоры... немного их
— некоторые, которые не очень
понимают э... нашу... жизнь творческую, ещё не смогли разобраться в ней,
— у них есть ощущение, что человек
э... всегда себе делает такой стопор. Вот. Но в то же время, я могу вам
сказать, я читал одну, не то что критическое выступление о себе, а
просто обо мне было написано в одной э... книге на Западе, и до та...
человек как раз это и сказал, что существует какого-то рода автоцензура у
меня. Но чтобы вам показать, что он очень ошибается, я вам скажу, что, например,
одну песню он взял, в которой я пишу о шахматах,
— и он написал, что в ней, в этой
песне, я, якобы, смеюсь над Бобби Фишером. Это есть абсолютная чушь. То
есть, он совсем не понял. То есть, он понял только первый план, только то,
что на поверхности. А ради чего это написано
— он совсем не понял. Я думаю, точно
также он не очень понял э... нашу ситуацию, которая есть вот в искусстве, ну
и в том искусстве, которым я занимаюсь, в авторской песне. Просто не очень
разобрался. И чтобы окончательно вам сказать, я никогда даже не думаю о... у
меня нету в уме такого слова "автоцензура"
— я могу себя только поправлять,
чтобы это было лучше качеством, но не... не по другому.
<Неразборчиво - около 50
сек.> |
mp3 |
mp3 |
mp3 |
htm |
3. |
|
Рассказ В. Высоцкого о своих песнях и работе
в театре - фрагмент 2 |
|
|
|
|
|
|
<—>
ГОЛОСА:
Есть мотор! — Есть камера! — При... прима.
Вы знаете, практически таких песен, которые
я не исполняю в выступлениях, нет. Потом, я
никогда не делаю разницу между своими выступлениями, вот такими, если можно
сказать, официальными, потому что у меня сейчас есть возможность работать на
очень больших аудиториях
— иногда перед пятью тысячами
человек, и несколько раз в день: я езжу от, э... там, филармонии, скажем,
какой-нибудь Осетинской... И это им очень выгодно, потому что я им приношу
большую прибыль, а мне это очень интересно,
потому что я всегда нуждаюсь в
аудитории, которая меня слушает. И чем больше людей... чем большему
количеству людей я могу рассказать о том, что меня беспокоит и волнует, тем
мне лучше. Но я никогда не делаю разницу между тем, когда я пою на больших
аудиториях и
— когда я пою своим друзьям. То
есть, практически песен, которые я не пою,
— их практически нет.
Если вы говорите об
остроте песни , что, мол, это слишком острая или не слишком острая,
— ну, во-первых, с какой точки
зрения. Если я это написал, то я считаю, что это можно исполнять, понимаете?
Если вы думаете, что вот, мол, дескать, слишком острая песня
— и её нельзя петь, это тоже не
совсем так, э... потому что в конечном итоге эти песни работают... делают
работу положительную
— для человека, для любого человека,
любой профессии, возраста, национальности и
вероисповедания.
Мне кажется, что песни,
как часть искусства, они призваны просто делать человека лучше — не то, что
его облагораживать, но хотя бы чтобы он начал думать. И если даже это очень
резко сказано, но заставляет человека задуматься и самому начать
самостоятельно мыслить, всё равно они уже свою работу выполнили. Поэтому в
этом смысле я никогда не стесняюсь петь даже как вот вы говорите песни
острые. Ну, если вы
хотите пример вот такой песни резкой и такой м... ну что ли... Я бы не
говорил даже "острые" песни — они все, в общем, острые достаточно. Но если —
такой песни, в которой есть... есть напор, надрыв, такое, э... может
быть, даже сказать какого-то... какой-то элемент отчаянья, досады, такого...
песня — как... как стон, как выплеск, — я вам покажу одну из последних песен,
называется она "Охота с вертолётов". Поётся она от имени волков, потому
что
я часто очень пишу песни, которые... поют не люди, а... |
real |
mp3 |
mp3 |
htm |
4. |
|
Словно бритва рассвет полоснул по глазам... |
|
|
|
|
|
|
<Опущено 4
куплета>
Щас с утра голос совсем не
звучит, но... так на сколько можно это... Вот была песня "Конец
охоты на волков", та которая...
<—>
ГОЛОСА:
Мечта у тебя есть? — Есть мотор! —
<Неразборчиво> — Вастро прима.
Ну, это совсем, это ещё в работе, это, в
общем, песня м-м... в которой очень простая идея по поводу того, что э...
теперь такой век, что могут быть масса неожиданностей и что вдруг... совсем
неожиданные люди попадают на самый верх э... и начинают вдруг э... иметь
отношение к тому, чтоб вершить судьбы мира, там. Ну вот, это, правда,
комедийная такая песня. Она всегда... мои песни всегда поются от имени
каких-то персонажей. Это есть точка зрения какого-то определённого
персонажа, это всегда песня-монолог, это всегда нужно петь в характере
какого-то человека. Ну, скажем... это ещё не-не незакончена. |
real |
mp3 |
mp3 |
htm |
5. |
|
Жаль на меня не вовремя накинули капкан... (2 куплета) |
|
|
|
|
|
|
Ну вот, так. Ну, это незаконченная... <—>
ГОЛОСА: Есть. — "Финко
екс прима. Ну, я постараюсь коротко
ответить на этот вопрос. Если говорить о трудностях в личной жизни, я о них
говорить не буду
— это моё личное дело, ну, а если
говорить о трудностях в творчестве, то здесь тоже есть две стороны: первая
— это моя актёрская профессия,
потому что я актёр. И у меня были... был совсем почти трагический момент,
когда я репетировал Гамлета, и когда почти никто из окружающих не верил, что
это выйдет. Кроме главного режиссёра моего, Любимова, и меня самого. Потому
что я... Но были громадные сомнения
— репетировали мы очень долго, и
если бы это был провал, это бы означал конец не моей актёрской карьеры
— потому что в этом смысле у нас
намного проще дело обстоит: ты можешь сыграть другую роль,
— но это был бы конец э... для меня
лично как для актёра, что
— я не смог этого сделать. Но, к
счастью, этого не случилось, но момент был очень такой
— прям как на лезвии ножа
— вот я... до самой последней
секунды не знал, будет ли это провал или это будет э... всплеск. Так же, как
у меня было, когда я репетировал Галилея Брехта,
— примерно, такая же история.
Всё-таки мне было двадцать пять
— а я должен был играть человека,
которому около семидесяти
— гигантскую такую работу, после
того, как я видел кадры с Лаутеном... такая же, примерно, история. И
были у меня довольно сложные моменты с песнями, когда я совсем ещё не
работал для кино, и, в общем, официально они не звучали ни... ни в театре,
ни в кино, — были некоторые критические статьи в непозволительном тоне,
несколько лет тому назад, где говорилось, значит, о том что вот... "О чём
поёт Высоцкий" называлась такая статья, которая меня, в общем, повергла в
большое уныние, потому что там было много несправедливого. Обвинения мне
строились даже не на моих песнях <ухмыляется> —
предъявлялись претензии, а песни в пример приводились не мои. Но статья была
написана в таком тоне, что, в общем, это был какой-то момент отчаяния.
ВЕДУЩИЙ: В
чём вас обвинили? В том,
что э... я, значит... Вы знаете, там много строилось; я даже щас не очень
помню — это было очень давно. Самое главное, что тон был очень
непозволительный — неуважительный такой, что, в общем, это совершенно никому
не нужно, что это токо мешает и вредит. Вот. Я всегда придерживался другой
точки зрения, и думаю, что я в этом смысле был прав, потому что теперь это
всё-таки по-другому: я теперь имею возможность и работать и в кино, и... и
петь, и иметь большие аудитории, — но тогда это был момент очень-очень
печальный, и я очень рад, что всё-таки... разум... взял... одержал верх в
этом смысле и... что всё-таки я не перестал писать, понимаете? Вот скажем
так. Был такой момент.
|
mp3 |
mp3 |
mp3 |
htm |
6. |
|
Рассказ В. Высоцкого о своих песнях и работе
в театре - фрагмент 3 |
|
|
|
|
|
|
<—> Ну, писем, как видите, очень
много, и это только малая часть
— в основном их уносят: они работают
как реквизит в спектакле о Пушкине. Значит, ну э... кто пишет прежде всего?
Совсем разные люди, но... м... начиная, там, скажем, от ветеранов войны,
которым теперь уже... некоторым и... они совсем уже пожилые люди
— и за семьдесят, и так далее. Ну,
э... любое я на выбор могу взять, там, что-то такое
— "...он в этом фильме не нуждается
в сравнении... Я вперви... впервые увидела таким..."
— это как о каком-то герое картины.
Значит, пишут, в основном, больше всего о песнях. Ну и, конечно, есть ещё
разные письма м... о картинах и о спектаклях. Больше всего, конечно,
— о песнях. Потому что они больше
всего доходят. Значит, вопросы, которые задают: что я имел в виду в той или
иной песне? Хотя я обычно всегда на этот вопрос отвечаю, что э... что я имел в виду
— я всё сказал, так сказать. Вот.
И... сказал, и... имел в виду... то, что сказал. Но очень многие люди
склонны находить в этих песнях своё
— то, что им ближе, то, что им
дороже. Или э... склонны находить в меру своей испорченности иногда то, чего
я совсем вовсе не имел в виду: песня и так сама по себе достаточно м-м...
сложна и э... остра, а они находят там нечто ещё такое, что им бы хотелось
там увидеть или что им показалось, чего я, конечно, в виду не имел. Ну, в
связи с этим, я написал такую песню,
— ответ на все письма, потому что я
на всё не могу ответить,
— в которой есть строки:
"Спасибо вам, мои корреспонденты,
Что вы неверно поняли
меня".
Ещё очень много,
значит, рассказывают мне всевозможных историй из своей жизни и э... просят,
чтоб я написал об этом песню. Либо
— из жизни своих друзей: у меня,
например, есть одно уникальное, совершенно, письмо от одного человека,
который прошёл войну, который рассказал мне о... о судьбе своего друга,
— просил об этом написать песню.
Иногда это у меня откладывается и потом выходит либо в каком-то
стихотворении, либо в какой-то песне. И очень часто э... в этих письмах они
мне рассказывают о том, какое действие оказывают мои песни на... или в их
судьбе, или в их жизни, э... на их друзей, на них самих. Вот такого, в
основном, содержания эти письма. В них очень много э... как говорится... ну,
хвалебных, что ли, слов, слов благодарности и это всегда очень приятно, в
общем-то, это, честно говоря, даёт силы работать дальше, даёт силы
работать...
ВЕДУЩИЙ: А вы рассказывали о капитане...
А! Ну вот, это
была... Это всё
— у него кончилась уже.
ГОЛОСА:
Можно просто рассказывать, ну пока...
— Всё это там.
Я, немножко... Ну
вот, например, о том, что однажды м... когда лодка была... подводная лодка
была в плавании, потёк реактор, у них была какая-то катастрофа или авария, и
они уходили с пути следования кораблей, чтобы не ж... не заражать среду, и
очень быстро всплывали. Значит, э... в общем, все в кессонных аппаратах,
конечно. Кроме капитана, который это позже всех употребил необходимые
средства для такого быстрого подъёма, потому что он капитан. И у него была
страшная кессонная болезнь, и он когда при выходе наверх, он лежал двое
суток со страшными болями, пока его выводили, и всё время просил э... в это
время, чтобы ему заводили песню "Спасите наши души!"
— песня о лодке. И как потом он
написал мне в письме, что это ему не помогло, а просто он считает, что это
причина, по которой он выжил, что она ему давала какой-то заряд... Ну вот. В
общем, когда такие письма читаешь,
— конечно, тогда понимаешь, что это
не зря всё делается и хочется дальше работать. Вот так.
|
mp3 |
mp3 |
txt |
htm |
7. |
|
Спасибо вам, мои корреспонденты... |
|
|
|
|
|
|
<—> Мы приходим к девяти в наш театр, потому что у нас актёры стремятся к тому,
чтобы актёр был синтетическим, то есть, мы занимаемся акробатикой, пластикой,
движением, музыкой, так что у нас до репетиции за час начинаются разминки,
мы занимаемся акробатикой на матах на спортивных, занимаемся пластикой,
пантомимой. И вот когда ты приходишь в девять часов и видишь около театра
зимой замёрзших людей, которые стояли в очереди и отмечали, на руках писали
номерки, то про… просто после этого ну как-то не подымается рука играть в
полсилы. Вы знаете, у нас никогда не играют… не подымается рука играть в
полноги, если так, с юмором. М-м... Мы играем в полную силу всегда. Это
отличительная особенность наших актёров и нашего театра. |
real |
mp3 |
txt |
htm |
8. |
|
Рассказ В. Высоцкого о своих песнях и работе в театре - фрагмент 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|