- Back - Код: 00_0662
Владимир Высоцкий
лето 1979 года.
декабрь 1978 года (инф. от 12)
Москва /ул. Малая Грузинская, дом 28, кв. 30/ на дому у В .С. Высоцкого.
Видеосъёмка телекомпании RAI (Италия) для телепередачи «Гулливер».
/Режиссёр Деметрио Войчич/

Исходная фонограмма: запись НВ МГП 2355, от лит.музея.
Оператор - Михаил Попереко.
Длительность записи: 29 минут.
Оцифровка - Николай Цанков /Болгария/
Стенограмма - Алексей Еськов.

         

   Вот этот вопрос его тоже очень часто задают и в письмах и во время выступлений много-много люди спрашивают, почему я так много пишу о войне. Ну, есть две причины: во-первых, это такое гигантское потрясение, которым занималось искусство всё: и кино, и театр, и поэзия безусловно, всегда. Но, в основном, люди, которые прошли через войну. А сейчас то поколение, которое этого не видело, и, может быть, от чувства досады, что не пришлось в этом поучаствовать, мы как бы довоёвываем в своих песнях. Вот... я... пишу не просто песни, значит, э... военные, потому что я не имею права этого делать я этого не знаю, хотя много читали, мы воспитаны на материале, мы все дети военных лет. Просто... я думаю, что это не песни-ретроспекции, а это песни-ассоциации. Мне кажется, это интересное явление, что люди, не воевавшие, стали писать о войне, потому что это взгляд современного человека на то время. То есть, можно на военном матерьяле делать современные песни песни, которые нужны сейчас.  И в этом есть и благородная такая задача, что об этом никогда нельзя забывать  двадцать миллионов погибших. И в то же время э... я вообще для своих песен стараюсь выбирать людей, которые находятся в крайней ситуации: в момент риска, люди, которые могут заглянуть в лицо смерти в следующую секунду, э... люди, которые м... нервничают, беспокоят, у которых что-то сломалось, доведённых до отчаяния, до предела, короче говоря, в очень высокой степени нервного напряжения. Ну, и из-за этого таких персонажей м-м... чаще можно найти в тех временах... и их было больше, они чаще соприкасались со смертью и чаще находились вот на этой грани, из-за этого я беру тех персонажей. Но всё равно я считаю, что всё-таки это песни, которые могут звучать теперь, в наше время. Вот есть такая песня, она называется "Расстрел горного эха". У меня... я вам её маленький кусочек покажу.   

mp3 mp3 mp3 htm 1. В тиши перевала...

   Вот эта песня о горном эхо.
  
ГОЛОС: Стоп.
<—>
   ГОЛОС: Высоцкий, уно прима.
   Значит, ну, с самого начала э... когда я токо начал писать песни, больше всего это распространялось... Я писал... я вообще начинал писать, никогда не рассчитывая на большую аудиторию — я не думал, что у меня в будущем будут какие-то дворцы, залы, там, стадионы и... здесь, и за рубежом — я никогда это не предполагал. Я думал, что это будет написано и спето только для маленькой компании моих близких друзей. Компания была хорошая, Это лет пятнадцать тому назад мы жили в одной квартире у э... режиссёра такого — "Мосфильма" — Лёвы Кочаряна. Там были — из тех, которых вы знаете людей, — это были Вася Шукшин, которого больше нет, сам Лёва, который тоже умер, был замечательный человек, который любил жизнь невероятно. Там был Андрюша Тарковский, там был такой писатель Макаров. И вот для них я пел эти песни. И первый раз, я помню. Лёва Кочарян, мой друг, который сказал: "Подожди одну минуту!" — и нажал на магнитофон. И так случилось, что первый раз это было записано на магнитофон. Тогда никто не обратил на это внимания, ни один человек, — не думал, что из этого получится дальше. Но случилось так, что кто-то это услышал, захотел переписать — и началась вот такая, ну что ли, э... такое триумфальное шествие этих плёнок повсюду, повсюду, повсюду по Союзу.
   ГОЛОС: Интересным качеством?..
   Ужасное качество было у... отвратительное, потому что тогда были плохие магнитофоны, но э... потом я пел... и ещё в компаниях — и меня записывали, потом я стал выступать, когда поступил в театр, стал выступать в институтах, в школах, перед студентами. И кто-то всегда держал на первом ряду, всегда держал этот микрофон, который мне мешал, щёлкал, друг у друга спрашивали они, значит: "У тебя, готово? У тебя кончено? У тебя не кончено?" И это всё распространялось, десятки раз переписанное, — так, что иногда было невозможно разобрать, что это за... мои слова, не мои... И поэтому было очень много подделок — стали появляться люди, которые в... подделывались под меня и пели, значит, лишь бы таким — "а-а-а" — хрипатым голосом, — и тогда, значит, "под Высоцкого". Вот. Я со своим голосом ничего не делаю, потому что у меня голос всегда был такой. Я даже был когда вот таким маленьким пацаном и... читал стихи каким-то взрослым людям, они говорили: "Надо ж! Какой маленький, а как пьёт!" То есть, у меня… у меня всегда был такой голос, ну, в общем, низкий... раньше говорили "пропитой", а теперь из уважения говорят "с трещиной". Ну вот. А потом случилось так, что когда я поступил в театр, я стал писать для спектаклей, там, для "Павших и живых" я написал несколько песен. Потом стали приглашать в кино
и попросили меня написать: первая картина была "Я родом из детства", потом "Вертикаль". Это были песни о горах. Но они были, я думаю, больше, чем про горы, там был ещё... философия, вот, восхождение почему люди стремятся вверх, почему им не хочется спускаться обратно на равнину, они вынуждены всегда сверху обязательно должны спускаться. еразборчиво - около 2 мин.>      

mp3 mp3 mp3 htm 2. Рассказ В. Высоцкого о  своих песнях и работе в театре - фрагмент 1

<—>
   Ну, это вопрос довольно сложный, вопрос об автоцензуре. Я думаю, что каждый человек, который занимается сочинительством, если он работает честно, то... даже если существует автоцензура, то она перед собой. Если позиция его чёткая, внятная и честная, то это не страшно. Потому что эта автоцензура касается только качества. Потому что... Предположим, мне иногда хочется употребить какое-то грубое выражение, которое было бы здесь, скажем, сильнее, и в... но я чувствую, что это не будет... что это уже не предмет искусства, скажем, это больше для анекдота или для какого-то э... базарного разговора между двумя людьми, а вовсе не для стихотворения. Моя автоцензура прежде всего касается того, чтобы стихи, на которые я потом придумываю музыку, чтобы они были выше качеством, чтобы они были поэтичны, чтобы в них всегда был больше... было больше поэтического образа и метафоры, чем грубого намерения и тенденции. Вот так, скажем. 
   ГОЛОС: еразборчиво>
   Этого никогда нет, вы знаете, я вам объясню, почему. Я просто в этом смысле счастливый человек э… потому что, в общем, мои произведения э... никто никогда не разрешал, но и никто никогда не запрещал. Ведь в принципе, как ни странно, так случилось, что, в общем, я — человек, которого знают все, и в то же время я не считаюсь официально поэтом и не считаюсь официально певцом, потому что я — не то, не другое. Я не член Союза писателей, не член Союза композиторов, то есть, в принципе, официально я не поэт и не композитор. И я никогда почти свои вещи не отдавал э... для того, чтобы печатать это или для того, чтобы издавать это как музыкальные произведения, поэтому у меня нету смысла заниматься автоце... цензурой, понимаете? Я что написал — я сразу спел. И... и ещё — спел перед, э... в общем, громадной аудиторией. И перед своими друзьями, которые для меня... Самый главный цензор — это, в общем, я думаю, я бы так назвал, — это моя совесть и мои самые близкие друзья.  
   Это для меня цензура. И я могу это показать моим близким друзьям сразу. И вот если они начинают меня критиковать, тогда существует какого-то рода цензура, потому что я всегда прислушиваюсь: если мои близкие и люди, которые меня любят и любят мои песни, если они мне делают впрямую замечание, говорят, что "здесь, Володя, что-то немножко ты...",
я, вероятно, могу это изменить, потому что это мои вещи, э... они не напечатаны раз навсегда и они э... авторская песня она прекрасна тем, что она допускает импровизацию, понимаете? Что я могу... Вы иногда не узнаете, какая она была как только я её написал и первый раз спел, и какая она будет, когда она уже пойдёт, вот, в... к людям и так далее. Так что, э... вот, многие разговоры... немного их некоторые, которые не очень понимают э... нашу... жизнь творческую, ещё не смогли разобраться в ней, у них есть ощущение, что человек э... всегда себе делает такой стопор. Вот. Но в то же время, я могу вам сказать, я читал одну,  не то что критическое выступление о себе, а просто обо мне было написано в одной э... книге на Западе, и до та... человек как раз это и сказал, что существует какого-то рода автоцензура у меня. Но чтобы вам показать, что он очень ошибается, я вам скажу, что, например, одну песню он взял, в которой я пишу о шахматах, и он написал, что в ней, в этой песне, я, якобы, смеюсь над Бобби Фишером. Это есть абсолютная чушь. То есть, он совсем не понял. То есть, он понял только первый план, только то, что на поверхности. А ради чего это написано он совсем не понял. Я думаю, точно также он не очень понял э... нашу ситуацию, которая есть вот в искусстве, ну и в том искусстве, которым я занимаюсь, в авторской песне. Просто не очень разобрался. И чтобы окончательно вам сказать, я никогда даже не думаю о... у меня нету в уме такого слова "автоцензура" я могу себя только поправлять, чтобы это было лучше качеством, но не... не по другому.      
еразборчиво - около 50 сек.>

mp3 mp3 mp3 htm 3. Рассказ В. Высоцкого о  своих песнях и работе в театре - фрагмент 2

<—>
   ГОЛОСА: Есть мотор! — Есть камера! — При... прима. 
   Вы знаете, практически таких песен, которые я не исполняю в выступлениях, нет. Потом, я никогда не делаю разницу между своими выступлениями, вот такими, если можно сказать, официальными, потому что у меня сейчас есть возможность работать на очень больших аудиториях иногда перед пятью тысячами человек, и несколько раз в день: я езжу от, э... там, филармонии, скажем, какой-нибудь Осетинской... И это им очень выгодно, потому что я им приношу большую прибыль, а мне это очень интересно, потому что я всегда нуждаюсь в аудитории, которая меня слушает. И чем больше людей... чем большему количеству людей я могу рассказать о том, что меня беспокоит и волнует, тем мне лучше. Но я никогда не делаю разницу между тем, когда я пою на больших аудиториях и когда я пою своим друзьям. То есть, практически песен, которые я не пою, их практически нет. 
  
Если вы говорите об остроте песни , что, мол, это слишком острая или не слишком острая, ну, во-первых, с какой точки зрения. Если я это написал, то я считаю, что это можно исполнять, понимаете? Если вы думаете, что вот, мол, дескать, слишком острая песня и её нельзя петь, это тоже не совсем так, э... потому что в конечном итоге эти песни работают... делают работу положительную для человека, для любого человека, любой профессии, возраста, национальности и вероисповедания.
   Мне кажется, что песни, как часть искусства, они призваны просто делать   человека лучше — не то, что его облагораживать, но хотя бы чтобы он начал думать. И если даже это очень резко сказано, но заставляет человека задуматься и самому начать самостоятельно мыслить, всё равно они уже свою работу выполнили. Поэтому в этом смысле я никогда не стесняюсь петь даже как вот вы говорите песни острые.
   Ну, если вы хотите пример вот такой песни резкой и такой м... ну что ли... Я бы не говорил даже "острые" песни — они все, в общем, острые достаточно. Но если — такой песни, в которой есть... есть напор, надрыв, такое, э... может быть, даже сказать какого-то... какой-то элемент отчаянья, досады, такого... песня — как... как стон, как выплеск, — я вам покажу одну из последних песен, называется она "Охота с вертолётов". Поётся она от имени волков, потому что я часто очень пишу песни, которые... поют не люди, а...  

real mp3 mp3 htm 4. Словно бритва рассвет полоснул по глазам...

<Опущено 4 куплета>
   Щас с утра голос совсем не звучит, но... так на сколько можно это... Вот была песня "Конец  охоты на волков", та которая...  
<—>

   ГОЛОСА: Мечта у тебя есть? — Есть мотор! — еразборчиво> — Вастро прима. 
   Ну, это совсем, это ещё в работе, это, в общем, песня м-м... в которой очень простая идея по поводу того, что э... теперь такой век, что могут быть масса неожиданностей и что вдруг... совсем неожиданные люди попадают на самый верх э... и начинают вдруг э... иметь отношение к тому, чтоб вершить судьбы мира, там. Ну вот, это, правда, комедийная такая песня. Она всегда... мои песни всегда поются от имени каких-то персонажей. Это есть точка зрения какого-то определённого персонажа, это всегда песня-монолог, это всегда нужно петь в характере какого-то человека. Ну, скажем... это ещё не-не незакончена.

real mp3 mp3 htm 5. Жаль на меня не вовремя накинули капкан... (2 куплета)

   Ну вот, так. Ну, это незаконченная...
<—>

   ГОЛОСА: Есть. — "Финко екс прима. 
  
Ну, я постараюсь коротко ответить на этот вопрос. Если говорить о трудностях в личной жизни, я о них говорить не буду
это моё личное дело, ну, а если говорить о трудностях в творчестве, то здесь тоже есть две стороны: первая это моя актёрская профессия, потому что я актёр. И у меня были... был совсем почти трагический момент, когда я репетировал Гамлета, и когда почти никто из окружающих не верил, что это выйдет. Кроме главного режиссёра моего, Любимова, и меня самого. Потому что я... Но были громадные сомнения репетировали мы очень долго, и если бы это был провал, это бы означал конец не моей актёрской карьеры потому что в этом смысле у нас намного проще дело обстоит: ты можешь сыграть другую роль, но это был бы конец э... для меня лично как для актёра, что я не смог этого сделать. Но, к счастью, этого не случилось, но момент был очень такой прям как на лезвии ножа вот я... до самой последней секунды не знал, будет ли это провал или это будет э... всплеск. Так же, как у меня было, когда я репетировал Галилея Брехта, примерно, такая же история. Всё-таки мне было двадцать пять а я должен был играть человека, которому около семидесяти гигантскую такую работу, после того, как я видел кадры с Лаутеном... такая же, примерно, история. 
   И были у меня довольно сложные моменты с песнями, когда я совсем ещё не работал для кино, и, в общем, официально они не звучали ни... ни в театре, ни в кино, — были некоторые критические статьи в непозволительном тоне, несколько лет тому назад, где говорилось, значит, о том что вот... "О чём поёт Высоцкий" называлась такая статья, которая меня, в общем, повергла в большое уныние, потому что там было много несправедливого. Обвинения мне строились даже не на моих песнях <ухмыляется> — предъявлялись претензии, а песни в пример приводились не мои. Но статья была написана в таком тоне, что, в общем, это был какой-то момент отчаяния.
   ВЕДУЩИЙ: В чём вас обвинили?
   В том, что э... я, значит... Вы знаете, там много строилось; я даже щас не очень помню — это было очень давно. Самое главное, что тон был очень непозволительный — неуважительный такой, что, в общем, это совершенно никому не нужно, что это токо мешает и вредит. Вот. Я всегда придерживался другой точки зрения, и думаю, что я в этом смысле был прав, потому что теперь это всё-таки по-другому: я теперь имею возможность и работать и в кино, и... и петь, и иметь большие аудитории, — но тогда это был момент очень-очень печальный, и я очень рад, что всё-таки... разум... взял... одержал верх в этом смысле и... что всё-таки я не перестал писать, понимаете? Вот скажем так. Был такой момент.

mp3 mp3 mp3 htm 6. Рассказ В. Высоцкого о  своих песнях и работе в театре - фрагмент 3

<—>
   Ну, писем, как видите, очень много, и это только малая часть
в основном их уносят: они работают как реквизит в спектакле о Пушкине. Значит, ну э... кто пишет прежде всего? Совсем разные люди, но... м... начиная, там, скажем, от ветеранов войны, которым теперь уже... некоторым и... они совсем уже пожилые люди и за семьдесят, и так далее. Ну, э... любое я на выбор могу взять, там, что-то такое "...он в этом фильме не нуждается в сравнении... Я вперви... впервые увидела таким..." это как о каком-то герое картины. Значит, пишут, в основном, больше всего о песнях. Ну и, конечно, есть ещё разные письма м... о картинах и о спектаклях. Больше всего, конечно, о песнях. Потому что они больше всего доходят. Значит, вопросы, которые задают: что я имел в виду в той или иной песне? Хотя я обычно всегда на этот вопрос отвечаю, что э... что я имел в виду я всё сказал, так сказать. Вот. И... сказал, и... имел в виду... то, что сказал. Но очень многие люди склонны находить в этих песнях своё то, что им ближе, то, что им дороже. Или э... склонны находить в меру своей испорченности иногда то, чего я совсем вовсе не имел в виду: песня и так сама по себе достаточно м-м... сложна и э... остра, а они находят там нечто ещё такое, что им бы хотелось там увидеть или что им показалось, чего я, конечно, в виду не имел. Ну, в связи с этим, я написал такую песню, ответ на все письма, потому что я на всё не могу ответить, в которой есть строки:     
         
"Спасибо вам, мои корреспонденты,
      
   Что вы неверно поняли меня".     
  
Ещё очень много, значит, рассказывают мне всевозможных историй из своей жизни и э... просят, чтоб я написал об этом песню. Либо из жизни своих друзей: у меня, например, есть одно уникальное, совершенно, письмо от одного человека, который прошёл войну, который рассказал мне о... о судьбе своего друга, просил об этом написать песню. Иногда это у меня откладывается и потом выходит либо в каком-то стихотворении, либо в какой-то песне. И очень часто э... в этих письмах они мне рассказывают о том, какое действие оказывают мои песни на... или в их судьбе, или в их жизни, э... на их друзей, на них самих. Вот такого, в основном, содержания эти письма. В них очень много э... как говорится... ну, хвалебных, что ли, слов, слов благодарности и это всегда очень приятно, в общем-то, это, честно говоря, даёт силы работать дальше, даёт силы работать...      
  
ВЕДУЩИЙ: А вы рассказывали о капитане...
   
А! Ну вот, это была... Это всё у него кончилась уже. 
   
ГОЛОСА: Можно просто рассказывать, ну пока... — Всё это там. 
   
Я, немножко... Ну вот, например, о том, что однажды м... когда лодка была... подводная лодка была в плавании, потёк реактор, у них была какая-то катастрофа или авария, и они уходили с пути следования кораблей, чтобы не ж... не заражать среду, и очень быстро всплывали. Значит, э... в общем, все в кессонных аппаратах, конечно. Кроме капитана, который это позже всех употребил необходимые средства для такого быстрого подъёма, потому что он капитан. И у него была страшная кессонная болезнь, и он когда при выходе наверх, он лежал двое суток со страшными болями, пока его выводили, и всё время просил э... в это время, чтобы ему заводили песню "Спасите наши души!"  песня о лодке. И как потом он написал мне в письме, что это ему не помогло, а просто он считает, что это причина, по которой он выжил, что она ему давала какой-то заряд... Ну вот. В общем, когда такие письма читаешь, конечно, тогда понимаешь, что это не зря всё делается и хочется дальше работать. Вот так.

mp3 mp3 txt htm 7. Спасибо вам, мои корреспонденты...

<—>
   Мы приходим к девяти в наш театр, потому что у нас актёры стремятся к тому, чтобы актёр был синтетическим, то есть, мы занимаемся акробатикой, пластикой, движением, музыкой, так что у нас до репетиции за час начинаются разминки, мы занимаемся акробатикой на матах на спортивных, занимаемся пластикой, пантомимой. И вот когда ты приходишь в девять часов и видишь около театра зимой замёрзших людей, которые стояли в очереди и отмечали, на руках писали номерки, то про… просто после этого ну как-то не подымается рука играть в полсилы. Вы знаете, у нас никогда не играют… не подымается рука играть в полноги, если так, с юмором. М-м... Мы играем в полную силу всегда. Это отличительная особенность наших актёров и нашего театра.  

real mp3 txt htm 8. Рассказ В. Высоцкого о  своих песнях и работе в театре - фрагмент 4

 

Наличие фонограммы: 001 , 005 , ___ , ___ .
Наличие стенограммы: ___ , ___ , ___ , ___ .
Служебный блокнот: html | txt | doc | ?
Блокнот: html | txt | doc | ?

        Появление сообщений об ошибках при обращении к файлам RealAudio, mp3, txt означает, что к серверу, на котором размещены эти файлы, нет доступа. Повторите запрос спустя некоторое время или на следующий день.
        Об ошибках в работе сайта Вы можете сообщить нам по e-mail .

        Если Вы располагаете любой информацией об этой записи (воспоминания очевидцев, недостающие песни, песни в полном объеме или с лучшим качеством, отсутствующие комментарии, фотографии, публикации с упоминаниями и т.д.), пожалуйста, свяжитесь с нами по e-mail :

Ваши уточнения, дополнения, замечания о записи 00_0662
- На первую страницу сайта - - Обратно -
На первую страницу |
К оглавлению | сайта
Последнее обновление:  12 февраля 2023 г. +  Counter CO.KZ
Владимир Высоцкий Vladimir Vysotsky Vissotski Vissotsky Visocki Visotski Visotsky Visotskiy VVysоckij
Wladimir Wysotsky Vysockij Vysockiy Vysotski Vysotskij Vysotsky Wisocki VVysockij WSVVb1SS0CKiY