|
|
|
|
|
|
<—>
...потому что мы пока ещё для вас
ничего не сделали, может быть, потом вы и не захотите аплодировать. Но всё
равно мы вас благодарим за то, что вы так радостно нас приняли. И в самом
начале, перед тем как выступать, я хотел сказать, что у ведущего, у нашего,
была маленькая оговорка. Это не фрагменты из спектакля, это
—
спектакль сам.
Сегодняшнее зрелище, которое нельзя назвать ни спектаклем, ни концертом, а
это нечто среднее. Мы начали играть всего год назад в нашем Театре на
Таганке. Я буквально вам несколько слов скажу об этом театре, и почему
появился этот спектакль. Но сначала хочу вам представить, кто сегодня к вам
приехал — это артист Театра на Таганке Дмитрий Межевич,
<аплодисменты>
артист того же театра Валерий
Золотухин <аплодисменты>
и Владимир Высоцкий. <Аплодисменты>
Спасибо. Значит, московский Театр на Таганке существует
недолго, всего четырнадцать лет. Это театр, э… который расположен на
Таганской площади, где, как вам известно, раньше была тюрьма, ну и театр
тоже. Тюрьму сломали, а театр старый реорганизовали. В него пришла группа
молодых артистов во главе с главным режиссёром Юрием Любимовым. И с этого
момента начал своё существование знаменитый Театр на Таганке, который
завоевал большую любовь и популярность у зрителей Москвы и других городов,
где мы бывали на гастролях. Были мы и за рубежом, в Болгарии, в Венгрии. В
Югославии, например, мы получили Гранд-при, высшую награду фестиваля за
спектакль "Гамлет". Э… В прошлом году во Франции снова мы были на гастролях
и получили первую премию французской критики за лучший иностранный спектакль
года. И тоже это был спектакль "Гамлет". И надо вам сказать, что эта премия
довольно трудно досталась, потому что в прошлом году во Франции было двести иностранных трупп. Мы среди них получили премию. Значит, м-м-м… если вы
попадёте в Москву и попытаетесь попасть к нам на спектакли, то заранее вас
предупреждаю, что у вас ничего не выйдет. Вам нужно будет прорваться через
кордоны милиции, пожарников, дружинников, п… прибежать к директору в
кабинет, упасть на колени, сказать: "Здравствуйте, мы из… из Ижевска". И о…
он всё равно ничё не сделает. Тогда, значит, нужно найти кого-нибудь из
нас, благо теперь мы с вами знакомы, и сказать, там, Валерий, Дима или
Володя, помогите. И мы чего-нибудь будем придумывать. Только я прошу вас не
все сразу, потому что у нас театр маленький, у нас всего шестьсот пятьдесят мест, но нам
строют новый большой, на семьсот пятьдесят. Вот. Скоро мы…
<смеётся,
смех в зале>
строют его быстрыми темпами. Вот не прошло и четырёх лет, а стоит уже
коробка, вот, так что я думаю, что к десятилетнему юбилею олимпийских игр мы
туда въедем. Вот. И тогда все поместимся. Потому что, возможно, у нас будет
три зала: прежний наш старый зал, новый, который строют и ещё один
маленький, в котором мы будем играть, в основном, творческие вечера артистов.
Из-за чего необходим этот был маленький зал и почему э… возможность играть
творческие вечера. Вот одна из причин. Их несколько, театр э… очень
интересный, все спектакли сделаны в очень яркой форме, в форме яркого
зрелища, всегда очень интересный репертуар. Потому что мы играем не только
драматургию, но и прозу, прозу прекрасных писателей, которые живут ныне:
Абрамова, Можаева, скажем, э… Трифонова. Играем поэтические спектакли,
сделанные на чистой поэзии, по Маяковскому, по э… на… на поэзии Пушкина,
спектакль по поэзии Вознесенского, Евтушенко. Был у нас спектакль "Пугачёв"
по Есенину, короче говоря, много спектаклей, сделанных на поэзии. И в каждом
спектакле нашего театра, очень много, как состав… как составная часть или
как основная часть, музыки, музыки и поэзии. Чтобы это не было: либо чисто
поэтический спектакль, либо прозаический, но там так много песен, музыки и
стихов, что любой наш спектакль можно назвать — поэтическим. И театр из-за
этого принято наш называть поэтическим театром. И вот эти стихи, музыку и
песни пишут не только профессиональные поэты и композиторы, которых мы
приглашаем со стороны, а артисты нашего театра. Так уж случилось, как-то
выяснилось, что многие из нас люди пишущие, люди сочиняющие. Оказалось,
например, что артисты нашего театра, Хмельницкий и Васильев, музыкально
образованные люди, которые написали музыку к первому нашему спектаклю
"Добрый человек из Сезуана", что они стали просто в этом театре
профессиональными, почти профессиональными композиторами. Они написали музыку
и песни ко многим нашим спектаклям. Вдруг оказалось, что артист театра Дима Межевич, который вот перед вами сидит, он э… кончил Щукинское училище.
И,
когда он пришёл в театр, всех поразило: как изумительно он играет на гитаре,
как он владеет вот этим инструментом. Потом мы все стали учиться играть на
гитаре, на других инструментах, и многие наши артисты владеют различными
музыкальными инструментами. Вот он сначала просто аккомпанировал э… песням,
которые люби… любил. Мы устраивали такие вечера во время гастролей. Когда он
приходил к нам в номер, и мы его просили что-нибудь попеть и поиграть, и он
пел любимые им песни Вертинского, забытые русские романсы, всевозможные
цыганские романсы, прекрасно аккомпанировал себе на гитаре. И мы так и
думали, что вот он и будет, значит, э… свои привязанности сохранит и дальше.
И вдруг оказалось, что у него есть свои песни, своя музыка ко многим стихам,
которые забыты либо неизвестны, э… поэтов, которых у нас мало знают, музыка
его собственная, оригинальная. Тем более, он имеет возможность так прекрасно
сам себе аккомпанировать. Короче говоря, случилось так, что он стал автором в
этом театре. И у нас идёт спектакль, конорый… который называется "Работа
есть работа". Одна его часть — пантомима, которую исполняют Аида Чернова и
Медведев, и вторая часть музыкальная, которую ведёт Дима Межевич. Правда, вся
она сделана на песнях Булата Окуджавы. То есть, весь спектакль, этот
пантомимический, идёт в сопровождении песен Булата Окуджавы. Который пришёл
на генеральную репетицию, услышал, как поёт Межевич, и сказал: "Это первый
раз, пожалуй, исполнение, которое меня устраивает, хотя это совсем на меня
не похоже". Значит, оказалось, что Валерий Золотухин, вот он слева. Валерий
Золотухин, — он известен вам как артист кино, больше чем как артист театра.
Но вы его, возможно, видели во многих телевизионных передачах, где он исп…
читал стихи, которые… такое пристрастие в этом театре к стихам. И мы начинали и
когда-то репетировали вместе с ним спектакль э… по Твардовскому "Тёркин на
том свете". Он не состоялся. Валерий сделал целую композицию по нему, короче
говоря, очень часто вы видели его, исполняющим стихи на телевидении. Ну и
никто из вас, пожалуй, до прошлого года не знал, что он стал писателем, что
в прошлом году у него вышла повесть в "Юности", а в этом году у него вышла
книга. А, кроме всего прочего, эта книга получила первую премию, как лучшая
книжка прошлого года. Так что вы его можете сегодня подздр… поздравить, если
вам понравится, конечно, как он будет перед вами тут выступать. Вот. Он стал
писателем. Кроме того, так как он житель деревенский, жил на Алтае в
алтайской деревне, Валерий Золотухин, и, значит, играл там на гармошке на
различных вечеринках деревенских. То, наверное, какие-то люди старые приносили
ему песни, он их запомнил и казалось бы, что они вместе с детством уйдут из
его жизни, а в этом театре, в Театре на Таганке, он их снова вернул из
небытия, вернул их от с… как… вынул их из лап смерти эти песни и дал им
снова жить. И многие песни, тех времён детства его, звучат в спектаклях
нашего театра. Я думаю, он вам сегодня покажет и эти песни, может быть, какие-нибудь
э… отрывки или ещё одно своё пристрастие к поэзии. Это он вам сегодня всё
покажет. Я тоже когда пришёл в театр, я уже писал песни, музыку к ним и
стихи. И главный режиссёр нашего театра Любимов заметил, что вот это хорошо
было бы использовать, и стали мои песни звучать в спектаклях нашего театра. И
военные песни, и шуточные песни, и стало это традицией. И вдруг оказалось,
что спектакли-то уходят. Ну мы в них работали, как вот, делали наши номера,
исполняли наши песни, читали наши произведения, играли их и стало жалко,
чтобы вместе со спектаклями пропадали вот эти наши творческие привязанности,
творческие хобби, и мы решили сделать из них спектакль. Спектакль только из
того, что мы сами придумали и сочинили, и что звучало или э… игралось на
сцене нашего театра. Из этого мы сделали спектакль, который хотели сначала
назвать "Срезки", но слово не… неблагозвучное. Оно похоже немного на
обрезки, короче говоря, мы решили по-другому назвать, назвали "В поисках
жанра", а потом — "В поисках себя". И вот этот спектакль, который мы играем
вот уже целый год в Москве, называется "В поисках себя".
Сегодня начнём мы так: вот здесь вы
видите рядом с Димой стоит макет, маленький макет, это макет нашей сцены,
нашего театра. Как говорят, свои стены всегда помогают, и мы на всех выездах
возим макет вот этого театра. Он маленький этот театр. Мы никогда не играли
в такой ат… обстановке, а вот этот спектакль "В поисках жанра" можно играть
где угодно: в ангаре, в сарае, на поле, на стадионах, на подводных лодках и
так далее, где… где хотите. Вот что мы сегодня и делаем, играем на
громадном… в громадном помещении, это нам стало уже привычным, потому что
этот спектакль можно играть где угодно. Но всё-таки, чтобы свои стены
помогали, мы привезли вот этот вот маленький макет. У нас такой и театр
скромный. Он сделан из дерева и там ничего, никаких особенных люстр, никаких
украшений, ничего этого нет. Этот театр, который исповедует традиции Брехта,
традиции уличного театра. И только в этом театре мог появиться спектакль,
который мы вам сегодня покажем, "В поисках жанра". Спектакль-концерт. Всё,
что мы сегодня будем делать принадлежит нам, мы это сами придумали, либо
сами срепетировали, но всё это, многое из этого, звучало и э… игралось на
сцене нашего театра. Итак, начинает это сего… этот
сегодняшний спектакль Межевич Дима. Прошу. <Аплодисменты>
<—>
...За Валерия Золотухина...
<—> |
|
|
|
|
|
|
<Аплодисменты>
Теперь… теперь я… я часто получаю
письма на театр или домой, в которых люди спрашивают: не воевал ли я, не
плавал ли, не сидел ли, не летал ли, не шоферил ли и так далее. Это из-за
того, что почти все мои песни написаны от первого лица. Я всегда говорю "я",
но это не от нескромности или там ячества, а из-за того, что песни, это не...
это не потому, что я прошёл через всё это, буквально через всё, а потому, что
во всех этих вещах, которые я сам сочиняю, пишу и текст, и музыку и сам
исполняю перед вами, в них есть э… моё мнение и отношение к тому, о чём я
пою. Я вообще вам должен сказать, что я против подражания. Я совсем не
приветствую (кроме, если это искусство пародии) я совсем не приветствую,
когда люди начинают подражать каким-то своим кумирам, которых они выбирают
себе и начинают под них работать: или в сочинении стихов, или в музыке, или
даже просто в исполнении, это
—
уж совсем последнее дело. Например, есть очень
много людей, которые делают какие-то записи и… и по… подражают моему голосу.
Уж чего делать не надо, потому что это довольно глупо. Вообще подра... ну,
например, ну, я вам должен сказать, что думают так: вот надо сорвать голос,
каким-то образом, там выпить холодного пива или в форточку подышать, поорать
сильно, значит, сорвать "а-а-а" и будет "под Высоцкого". Это неправда.
Во-первых, потому что я ничего со своим голосом не делал. Он у меня всегда
такой был, от папы с мамой, ещё с детства, когда я был малолеткой, я пел…
читал стихи каким-то взрослым людям и они говорили: "Надо ж! Какой
маленький, а как пьёт!" <Смех
в зале> Тогда
такие шу… шутки были. Вот. Ну и я,
<смеётся>
да, значит, короче говоря, значит, голос был всегда такой, поэтому я сам
никому никогда не подражал ни в чём: ни в музыке, ни в стихах, ни в
исполнении. Я не знаю как случилось, я стал петь вот так как я пел. Пел это
сначала только своим друзьям. И сочинял их только для своих очень близких
друзей, я никогда не рассчитывал, что у меня в будущем будут вот такие
громадные аудитории, как ваша. Я ду… думал, что это только друзьям. Потом
из-за этого настроя, который у нас тогда был: дружественности,
раскованности, свободы я думаю, что они и стали известны, эти песни. И я
через все эти времена, их много прошло этих э… лет и мест, я постарался
протащить вот то настроение, которое у меня было в компании, когда мы сидели
с друзьями вместе, я им пел свои песни. И я это стараюсь добиться и в
зрительном зале. Поэтому, вот например, я считаю, что, знаете как, вот форма
есть эстрадный концерт. Я никогда свои выступления не называю "эстрадными
концертами" и вообще "концертами". Для меня это — встречи с людьми, которые… э…
к… которые мне, может быть, больше даже необходимы, чем вам. Потому что я
могу такому большому количеству людей рассказать о том, что меня беспокоит и
волнует в этой жизни, в надежде на то, что вас это тоже, точно так же,
беспокоит. Вот. Из-за этого, значит, я не… не делаю такую форму, чтобы там
уходить, приходить, там, покобениться минуты три, опять выйти, ещё э… я
просто вот работаю. Так, короче говоря, это просто для меня возможность с
вами поговорить и побеседовать, понимаете меня? Вот из-за этого я пою от себя
на… наполовину, а наполовину — от имени тех персонажей, о которых идёт речь. А
так как я актёр, я часто играл других людей, может быть, мне это просто
немножечко проще, чем поэтам. Значит, песня, которую я вам
щас покажу называется она э… "Дорожная история". "Дорожная ис...",
"Дорожная история" — это песня о шофёрах-дальнорейсовиках. |
|
|
|
|
|
|
<Опущен 1 куплет>
<Аплодисменты>
Спасибо. Благодарю вас.
В связи… <Смеётся>
В связи со всем вышесказанным, вот
у меня есть… такая появилась привычка останавливать аплодисменты. Поэтому
среди многочисленных легенд, которые обо мне ходят, обо всех, в общем, людях
более-менее известных, да даже неизвестных, очень много ходит разных
разговоров. В основном, это слухи и сплетни. То есть, они носят отрицательный
характер, обязательно какие-нибудь гадости говорят. Потому что если это не
гадости, то тогда это наоборот, это сведения, сообщения. Вот. А если
чё-нибудь неприличное и неприятное, то обязательно сплетни. Вот. Ну и э…
их много разные, разные совсем разные. Но одна из них такая более-менее
нейтральная заключается в том, что я якобы не люблю, когда аплодируют. Это
совсем неправда, это... я нормальный человек, я с уважением отношусь ко
всему, что делает моя публика. Потом, если вообще вам скажут, что если
человек приходит на сцену для того, чтобы самовыражаться и что ему
совершенно наплевать, что в зрительном зале происходит это враньё чистой
воды, неправда это. Всё, что пишется и делается, делается для того, чтобы
иметь своих зрителей и слушателей. Они очень дороги человеку, особенно,
который сам сочиняет. Вот. И поэтому, конечно, меня интересует, как вы к этому
относитесь, но, в общем, из-за того, что это н… не концерт, из-за того, что
это всё-таки дружественная, какая-то акция, в общем, я эт… этому не придаю
большого значения. Мне важнее всего, если атмосфера возникает такая, как вот
если бы мы были друг у друга в гостях или просто между друзьями дома. Вот.
Авторская песня не требует того, чтоб был какой-то большой зал, её можно
петь где угодно и для одного человека и для нескольких десятков, даже тысяч,
как на стадионах. Вот. Из-за этого я… просто у меня выработалась привычка
подымать вот так руку, останавливать аплодисменты, чтобы ни… ни… как вам
сказать, не рассеять вот этого вот контакта, который устанавливается между
зрительным залом и сценой. Вот и всё. Значит, из… извините, что я так… если
хотите, пожалуйста, ради Бога, я не возражаю, это просто по инерции я всё
время так. Мне кажется, что если вы громко хлопаете, то вы разобьёте себе
впечатление, понимаете? <Смеётся>
Может, я ошибаюсь. Вот. Ну, короче говоря, если хо... если так, вз…
взорвались, я подыму руку и остановились да? Тогда я больше успею спеть,
кстати говоря.
Теперь я хочу вам спеть шуточную
песню спортивную, которая называется "Марафон, или Бег на длинную
дистанцию". Хотя, в общем, написана она по поводу некоторых комментариям к
хоккейным матчам, которые часто мы слышали во время игры, скажем, с
Чехословакией. Там: "Вот ещё одну шайбу забили наши чехословацкие друзья". Я
думаю: "Какие друзья, когда шайбу забили?" Они н…
<смех в
зале> на поле
соперники и противники, верно? А они друзья "до того" и "после того". И вообще,
я вам скажу, что некоторые комментарии… особенно такие формулировки, которые
они придумали Спарре и Озеров, и там другие, они очень, ну, меня лично
просто, ну как, я не знаю, как серп... ну, в общем, как ножом по… по стеклу
и… и… я… Вот недавно были… были комментарии, которые они передавали из
Америки и там всё время говорили: "Канадские профессионалы, там, канадские
профессионалы допуска... канадские про...". Я всё думаю, щас он окажет
«наши любители». Он, наверное, намекал на то, что, мол дескать, они, мол,
получают деньги за… за… за игры, а наши вроде нет. Кстати говоря, я уж… я
думаю, что и это не совсем правда, но самое-то главное не в этом.
Профессионал — это не тот, который деньги получает, а профессионал — это
тот, который хорошо делает своё дело, понимаете. Есть любитель, который не
умеет, и так он как это, любительски занимается как вроде… А есть
профессионалы, и в этом смысле наши игроки оказались большими
профессионалами, чем канадцы. А то это похоже на некоторые странные такие
словосочетания, как например, я… я на... в прошлом концерте это рассказывал в
выступлении, о том, что вот на… на "Узбекфильме" один режиссёр работал с
группой цыганского ансамбля и всё время говорил: "Товарищи цыгане, я вас
прошу, встаньте под свет, чтобы…», там, «Товарищи цыгане...», а ему говорят:
"Щас, товарищ узбек". Вот.
<Смех в зале, откашливается>
Тут э... есть некоторые не...
не... не... уже как-то навязшие в ушах, и мы не замечаем, что говорим. Это
неправильно, поэтому "Профессионалы, профессионалы, профессиона...". Ну,
сколько мне можно твердить, что они профессионалы, я и сам вижу, что они
хорошо играют. Вот. Ну, хорошо.
Вот. Песня "Марафон,
или Бег на длинную дистанцию". |