- Back - Код: 00_0636
Владимир Высоцкий
11 февраля 1979 года. Начало в 16 часов, 2-е выступление.
Московская область, г. Дубна /площадь Космонавтов, д. 1/
ДК "Октябрь".

Организаторы: Нина Владимировна Вусс, Ж.М. Булега (от Дубнинского городского общества книголюбов).
Запись: Лысенко для Б.С. Акимова на бобинный магнитофон «Комета-212».
Длительность записи: 83 минуты.
Стенограмма - Алексей Еськов.

real mp3 txt htm Вступительное слово Валерия Павловича Янкловича
         

   В.П.ЯНКЛОВИЧ: Сегодня у вас в гостях артист московского Театра драмы и комедии, поэт Владимир Высоцкий. Сегодня мы с вами ещё раз встретимся с его поэтическим творчеством. Мы все с вами, в основном, знакомы с ним как с артистом Театра на Таганке, артистом кино, но сегодня и уже в который раз здесь на этой сцене мы встречаемся с его поэтическим творчеством, потому что его поэтическое творчество из… от года к году всё больше и больше занимает сердца и умы наших людей. И это не случайно, потому что поэт Владимир Высоцкий обладает очень острым взглядом, а как артист он всегда скован рамками роли, а он не может пройти, как гражданин, как поэт мимо того, что окружает, его и всё это он выражает в своих песен… в песнях. Я ещё… рад вместе с вами сегодня ещё раз присутствовать на его удивительном поэтическом творческом вечере. Итак, поэт Владимир Высоцкий.
<Аплодисменты>

real mp3 txt htm 1. За нашей спиною остались паденья, закаты...
         

<Аплодисменты>
   Это песня «Чёрные бушлаты", с которой я начал по двум причинам. Первая, чтоб вы не перепутали, а вдруг к вам приехал кто-нибудь другой, как я всегда обычно <смеётся> говорю, вот, а второе — ещё из-за того, я её записал для пластинки, которая вышла, только не здесь, а там э… во Франции в… на фирме "Шан дю Монд", я записал диск, в котором есть вот эта вот песня "Чёрные бушлаты". Я её что-то редко пел в выступлениях последнее время, а щас вот мне мои товарищи, которые мои песни знают лучше, чем я сам, напомнили, что имеет смысл её спеть, потому что я всегда почти начинаю с песен военных.
   Теперь... значит, у песен есть счастливая такая возможность проживать дольше. Вот если песня того стоит, она в отличие от человека может долго жить, человек хороший — он суетится, беспокоится, нервничает в жизни и помирает раньше, а песня наоборот, её чем больше поют, чем больше ей продлевают жизнь, тем она дольше существует. И вот многие вещи, которые написаны мною для кино, для некоторых спектаклях, постановок... они не попадают туда и не доходят до зрителей, а я им продлеваю жизнь тем, что я пою их своим друзьям вот так вот в залах, записываю на пластинки. Вот эта песня "Чёрные бушлаты" одна из них.
   Теперь... Я сегодня работаю от общества к… книголюбов. Книголюбы — это такое общество, разветвлённая сеть у него везде... они... с ними хорошо работать, потому что всегда аудитории, залы, в которых они предлагают работать, в… в них всегда... короче говоря, люди, которые собираются к ним почему-то всегда эта публика немножечко уровнем выше, чем просто публика, которая приходит по... там, просто по билетам. Вот, там, повесили объявление и пришли. Всегда есть какой-то определённый настрой, всегда, вероятно, есть желание в зале получить какую-то информацию, помимо того, чтобы развлечься ил… и развеяться. Вот. Есть ещё желание и подумать, и задуматься, и попечалиться. Я надеюсь, что в этом зя… зале сегодня именно такая публика, такая аудитория.
   Я хочу вам несколько слов сказать о своём театре, в котором я работаю и без которого, вероятно, не было бы тех песен, которые я пишу сейчас. Я когда-то давно, много лет назад, начинал писать, отдавая дань времени, песни такие... стилизации под блатные песни, уличные, дворовые, потом это всё обросло как снежный ком, приняло другие формы и очертания и песни немножечко усложнились, хотя я повторяю: я всё равно пытаюсь их писать в очень упрощённой форме, в таких нарочно примитизированных ритмах, для того, чтобы легко было их воспринимать, чтобы музыка не мешала тексту, а текст не мешал музыке, чтобы он… они входили прямо сразу непосредственно в ваши уши и души.
   Значит, Театр на Таганке расположен на Таганской площади, где всегда, когда вы проедите мимо, увидите громадную толпу людей, которые или э… ищут лишние билетики, либо пытаются отмечаться на какие-то другие спектакли и иногда по нескольку недель люди стоят в очередях, то есть, тянутся к этому театру. Мне кажется, что это происходит недаром и не только оттого, что, скажем, "Мастер и Маргарита", последний наш спектакль, на который на чёрном рынке билеты стоят какие-то баснословные суммы не только из-за того, что там... как один человек пришёл и потрясая каким-то важным документом, говорил, что он хочет посмотреть "Солдат и Маргаритку" сей же момент, чтобы ему показали голую женщину, которая там в этом спектакле есть. Ну, во-первых, голая женщина там относительно голая, она там напополам голая, до пояса, и ещё сидит спиной, поэтому, если ради этого только идти на этот спектакль, то не стоит. Ничего особенного не увидишь, хотя спина красивая у Шацкой. Вот. <Оживление в зале> Но я надеюсь, что все, которые в этом зале, они если пойдут на этот спектакль, то за тем, чтобы посмотреть как сделано именно в этом театре любимое всеми нами произведение Булгакова. А сделано это очень интересно действительно, причём мы сделали это своими средствами и из прежних наших декораций, и это такая театральная фантасмагория, которую возможно было сделать только у нас в театре, потому что она сделана на наших старых спектаклях, на оформлении наших прежних спектаклей. Значит, почему такой интерес, почему люди тянутся к этому театру? Мне кажется, есть тому несколько причин. Ну, театр этот, он... ему четырнадцать лет, он организовался четырнадцать лет назад, когда сломали тюрьму. Сломали тюрьму и… эта тюрьма — знаменитая тоже была, тюрьма на Таганке, про неё песни пели:

real mp3 txt htm 2. Цыганка с картами, дорога дальняя... (1 куплет)
         

   Это песня не моя, это песня народная. Но когда сломали… когда сломали Таганку, я тоже откликнулся и написал песню, в которой были строки:

real mp3 txt htm 3. - Разломали старую "Таганку"... (1 куплет)
         

   Тоже песня устарела, потому что есть зачем ехать на Таганскую площадь, там есть театр, он называется: Театр на Таганке. Он и прежде там существовал, но в тот прежний ходили значительно меньше люди, чем в тюрьму и вот когда тюрьму сломали, тот театр реорганизовали, и вместо него туда пришёл коллектив молодых актёров во главе с главным режиссёром театра Юрием Любимовым, который и теперь возглавляет наш театр. И все эти четырнадцать лет у нас нет недостатку в публике, ни в Москве, ни в других городах где мы бывали на гастролях, были мы и за рубежом. И вам, вероятно, небезынтересно будет узнать о том, что гастроли наши, когда мы были на… на белградском и… интернациональном фестивале "БИТЕФ" он называется, десятилетнем фестивале, юбилейном, мы получили Гранд-при, высшую награду фестиваля за спектакль "Гамлет". Мне это вдвойне приятно, потому что я в нём исполняю роль Гамлета и ещё и за театр тоже, как-то всегда душа болит и всегда радуешься, когда театр получает такую награду, хотя почему-то в прессе у нас не принято освещать успехи нашего театра и об этом очень мало кому известно, о том, что мы получили вот эту самую главную награду этого важного фестиваля. И то, что, например, в прошлом году мы были во Франции — в Париже, в Лионе и в Марселе — и тоже гастроли наши прошли с необычайным успехом, и было около примерно сорока серьёзных статей, где содержались серьёзные разборы критически наших спектаклей и где отдавалась дань искусству этого театра, и, могу вас уверить, что представительствовали мы достойно от имени страны, от имени искусства русского, но почему-то в… кроме, там, вместо... какой-то информации, обзорной статьи о наших гастролях, появилась публикация, одна странная публикация, которую даже и публикацией назвать нельзя, так, не пойми что, в "Литературной газете", где было приведено две… две цитаты в пример, в… из которых явствует, что, дескать, вот театр провалился на гастролях, потому что эти цитаты надёрганы из единственных двух статей, где содержалась критика в наш адрес в довольно таком непозволительном тоне, и вот именно эти статьи они взяли и привели в пример эти две... две цитаты. Я вам могу сказать, что французы восприняли этот театр, ну, просто невероятно. Я вам, например... для примера — в Марселе по двадцать пять–тридцать минут не уходили, например, после спектакля того же "Гамлет", не уходили люди, стояли, аплодировали, скандировали, точно также как мы принимаем хорошие коллективы оттуда. И сви… свидетельством того, что мы прошли там очень с большим успехом и действительно очень серьёзно это всё выглядело и большое внимание было привлечено к нашим спектаклям, свидетельством тому э… является с… ну, ещё одна премия, которую мы получили, ещё более трудная премия французской критики за лучший иностранный спектакль года. А надо вам сказать, что в прошлом году там было двести коллективов иностранных из всех стран мира, так что у них выиграть соревнование было довольно сложно. Вот.
   Значит, в чём такой э… опять повторяю, секрет популярности театра? Ну, во-первых, он имеет свою чёткую и внятную позицию, которую мы высказали ещё четырнадцать лет назад в спектакле "Добрый человек из Сезуана" и которую, несмотря на недоброжелательную критику и всякие подводные камни, рифы и течения, всё-таки мы её придерживаемся до сих пор. Эта позиция откровенного разговора со зрителем, разговора на равных, когда м… не держат фигу в кармане, а о проблемах, которые волнуют теперь всех, — и тех, которые на сцене, и тех, которые в зале — разговаривается открыто, — значит, в этом театре, в этом зале, во время каждого нашего зрелища есть атмосфера доверия, и зрители чувствуют себя в этом театре необходимыми. Потому что, если вы придёте смотреть в любой другой театр даже хороший спектакль, вы м… можете понять, что очень легко его играть и без зрителя, есть пресловутая четвёртая стена, вот эта вот рампа, которая отгораживает зрительный зал от сцены, и артисты могут получать удовольствие просто играя и... ну, что ли... от элементов системы Станиславского: общение, там, внутренний монолог и так далее и зритель не необходим в этих театрах. Только для того, чтобы были аншлаги, там, чтоб зарплату получать, потому что театры на хозрасчёте, а, в общем-то... можно было бы и без него. Вот у нас это не так. Нам зритель необходим, мы только ради того, чтобы... ради этого серьёзного разговора, доверительного разговора с людьми и делаем все наши зрелища в… в этом театре. И вот эта атмосфера доверия — не из-за того, что там выходят с боков, там, сзади, играют вися и исполняют акробатические номера, что там, дескать, нечто такое есть, что шокирует, что всё время беспокоит, ждёт неожидан… ждёшь неожиданности в этом театре — не только из-за этого, хотя все эти атрибуты, все эти режиссёрские приёмы тоже есть во многих наших спектаклях, но самое главное, мне кажется, именно это то, что сюда приходят за тем, чтобы средствами искусства им рассказали о том, что их беспокоит сегодня, сейчас, в данный момент. Поэтому это действо общее, оно происходит не только на сцене, а во всём зале, вот в этом помещении, во время всего зрелища, которое у нас в театре есть. Вот эта вот атмосфера доверия и необходимости друг другу: зрителям — с… актёров, а актёрам — зрителей. Ну и м… ещё, все спектакли сделаны в очень яркой форме, вс… вам никогда не будет скучно, это всегда яркое зрелище, обязательно какие-то струны в душах у вас зацепятся и зазвенят в ответ тому, что происходит, несмотря на то, что это всё непривычно. У нас нету декораций, мы никогда не рисуем задников, не малюем там звёздного неба или какого-нибудь солнца, или фанерного леса, не выгораживаем павильонов, этого ничего никогда нет, а есть всегда поэтический образ, даже в оформлении, образ спектакля. Вот если вы придёте на "Пугачёва", откроется занавес и никакого берега реки Яик, где происходит действие, а стоит помост из грубо струганых досок, который опускается вниз вот сюда к авансцене, стоит плаха впереди, в неё воткнуты два топора, иногда эта плаха накрывается золотой парчой и превращается в трон, а топоры трансформируются и становятся подлокотниками трона, и на него садится императрица, ведёт диалог с двором. С левой стороны висят виселицы, и справа тоже висят ко… колокола, которые просто создают такую вот атмосферу тех времён. И иногда, время от времени, на эти виселицы с двух сторон вздёргивается одежда… одежда, никогда — люди (там, не привязывают их за крючок и не подымают), потому что все давно знают, что людей никто в театре не ранит и не убивает, хотя если плохо играют — надо было бы. Нет, у нас именно вот так м... Когда восставшие одерживают верх, вздёргивается одежда дворянская, а когда они терпят поражение — мужицкая одежда. Под одним… под одной из виселиц стоят три мужика не примкнувших, которые поют такие — я даже не знаю, как их назвать, ну, может быть, куплеты, ну, такого рода, как... они от недопонимания… от непонимания того, что происходит, вот здесь на сцене, на помосте, где клубок тел, четырнадцать человек персонажей есенинских, по пояс голые с топорами в руках, босиком катятся к плахе, с каждой следующей секундой всё ближе-ближе-ближе к плахе, вот вместе с этим вот катящимся есенинским стихом. Это тоже э... такая поэтическая метафора, что восстание обречено на провал, что оно всё равно захлебнётся в кро... в крови, и бунт будет жестоко подавлен — всё время к плахе, никогда назад, ни в сторону, а только туда. И только, время от времени, врубается топор в помост, вываливается одна фигура, подкатывается к этой плахе, и то… и голова оказывается около двух топоров на этой плахе. Вот такое условное решение смерти вместо того, чтобы за кулисами стрелять, делать вид, что у тебя тут краска потекла и так далее. И эти мужики, которые каждый раз после вот такой вот смерти... звучит хор плакальщиц, причём э… этих плакальщиц Есенин не написал, это мы сами придумали... Вообще была когда-то при первой постановке мейерхольдовской... была тяжба между Мейерхольдом и Есениным, потому что Есенин очень ревновал и… и не позволял ничего выбросить, ни одного слова, а Мейерхольд хотел сократя... сокращать и делать купюры... Ну и они, расплевались и разошлись, так и не было поставлено, а мы очень бережно отнеслись к есенинскому тексту, ничего не убрали, а наоборот, даже добавили. И вот у нас есть хор плакальщиц, которые оплакивают каждого этого убитого, и вот эта вот команда из трёх мужиков, которые поют:

mp3 mp3 mp3 htm 4. - Кузьма! Андрей!.. (1 куплет)
         

   Это я написал для них куплеты, так что <смех в зале> вот я причастился, значит, причастен к этому делу.
   Вот... Теперь, значит, э… это... истоки этого театра… Ну, мы начали ведь с Брехта, а Брехт исповедовал принципы уличного театра, театр, в котором может п… принимать участие любой человек и театр, который ежесекундно существует среди нас. Потому что каждый из нас что-то рассказывает, какие-то случаи, другому человеку и сам того не замечая, показывает того человека, о котором он говорит, то есть, есть театр всё время вокруг нас, он присутствует в… всегда и иногда очень хорошо показывает, есть замечательные рассказчики, хотя они не актёры, не профессионалы. Вот он это попытался вытащить из жизни и вытянуть на сцену. А если ещё глубже говорить, то давно уже, много веков назад существовали бродячие труппы, которые приходили в какой-нибудь городок, глашатай кричал: «Приходите посмотреть трагедию бессмертного Еврипида» или, там, Шекспира. И приходили люди, становились вок… в кружок, и перед ними начинали разыгрывать вот эти изумительные действа без всяких... ведь не было фонарей, не было никаких занавесей, никаких помостов сценических, иногда сколотят, чтоб было видно лучше, на фоне стены какой-нибудь, на камнях площади. И всё-таки искусство-то было, потому что, если б его не было, тогда бы никто не дал... потому что в конце спектакля шапку по кругу, кто сколько даст, верно, и если б плохо играли, никто бы ничё не дал. Это сейчас, как ни играй, а всё равно зарплату платят. А тогда нет, тогда нужно было выжить, и эти все труппы бродячие, видите, они выжили и трансформировались, и вот теперь они превратились вот в эти театральные коллективы, которым дали такие вот дворцы и, значит, вот они теперь в них играют.
   Значит, театральное искусство выжило по одной причине, по причине того, что театр — это игра. И у каждого человека в душе остался уголок от детства, открытый для этой игры и… и все охотно э… идут вот на эти непроизносимые никогда два магических слова "представьте себе". Сейчас зритель искушённый, публика настолько "наелась" и насмотрелась всего, столько информации ей вылито в уши и выплеснуто в глаза и с экранов телевидения, и просто с экранов кино, и радио, телефон, газеты, сплетни и так далее, что э… зритель э… очень охотно идёт на… на то, чтобы... на разные допуски, когда его никто не обманывает. Никто не пытается ему показать нечто такое натуралистическое здесь как на фотографии, нарисовать, скажем, какие-нибудь купола соборов — в "Галилее" можно было бы сделать — у нас идёт спектакль "Галилей", "Жизнь Галилея" Брехта, в котором совсем нет вот этих, ни этих куполов, ни площадей генуэзских или венецианских, а есть только ворота, которые иногда распахиваются на зрительный зал. В этом тоже какой-то есть символ: вот открыто для зрителей всё, что на сцене это для вас и потому… потом… поэтому вся труппа выходит к зрителям и обращается с зонгом в переводе Слуцкого, зонгом, написанном Брехтом, прямо в зрительный зал. Вот этот приём отчуждения, приём, когда ты уходишь из роли, которую только что играл и начинаешь впрямую от своего лица, а значит, от лица театра разговаривать с людьми либо монологом, либо песней, либо каким-то зонгом. Он часто пользуется у нас в театре, мы его часто, во всех почти постановках, разговариваем с людьми, разговариваем, выходим к зрителям напрямую. Я никогда себе не малюю глубоких морщин несмотря на то, что мне семьдесят лет в этом спектакле “Жизнь Галилея” Брехта, и… не… не… не делаю себе седого парика, не стараюсь походить внешне на Галилея, ни бороду, ни усы не клею — всё внимание на том, что с ним происходит, с этим человеком. А самое главное, ведь это написано теперь, в этом веке Брехтом, трогаются проблемы вечные, а значит и современные. И когда зритель доверяет тому, что с ним разговаривают всерьёз, а никто не прикидывается перед ним и никто его не пытается обманывать, а разговаривает на равных. Он очень охотно идёт на те правила игры, которые ему предложены, что будут играть со своим лицом, что будут играть не в каких-то натуралистических декорациях, а вот в этом оформлении, в котором есть поэзия... Ну и многие другие вещи сделаны каждое по-своему, но всё-таки в условной манере, в манере условного театра. Значит... Есть у нас много спектаклей сделанных на поэзии. Это тоже привлекает людей к нам в зал, потому что у нас есть спектакль о Пушкине, о Маяковском, спектакль на поэзии Вознесенского. Играли мы поэзию Евтушенко. Есть у нас спектакль по Есенину. Есть, наконец, такой... такой... наиболее любимый мной спектакль, который называется "Павшие и живые", такой монтаж мы сделали по стихам поэтов, воевавших и погибших: Кульчицкий, Багрицкий, Коган и их друзей, которые выжили и которые живут теперь И вот по трём дорогам выходят эти поэты, которым было тогда всего по двадцать–двадцати одному году и которые ничего не успели сделать в этой жизни, кроме того, чтоб написать несколько прекрасных стихов, повоевать и умереть. Вот они уходят потом, назад туда в чёрный бархат... и опять метафора поэтическая: в чёрный бархат, как… как в землю, как в братскую могилу, и... и... и потом вспыхивает Вечный огонь прямо на сцене и… и звучат стихи и песни их друзей им посвящённые или о том времени... это такой реквием. И в… я в этот спектакль впервые написал несколько песен и с тех пор много пишу песен… песен на темы военные, но э… это всё равно песни не ретроспекции, а песни-ассоциации, потому что я никогда не воевал. И хотя я беру персонажи из тех времён потому, что я вообще люблю писать про людей, которые нервничают, беспокоятся, доведённых до отчаяния, до предела, людей в крайней ситуации, в момент высшего напряжения нервных и… и физических сил. И я их нахожу там чаще, скажем, чем здесь... но так уж просто мне удобней, но всё равно это песни написаны теперь и для людей, которые живут теперь. «Тот, который не стрелял”.

real mp3 txt htm 5. Я вам мозги не пудрю...
         

<Аплодисменты>
   Несколько шуточных песен, потому что у меня есть много песен серьёзных, написанных в шуточной манере и я сегодня собираюсь чередовать весёлые и печальные песни. Песня называется "О переселении душ". Это старинная песня, это о том, что мы с вами не умираем, а после смерти душа наша переселяется куда сможет, куда — в предметы, в растения, в животных, кому не повезёт — во всяких насекомых, каракатиц, в ослов, а кому повезёт — в людей, иногда даже и в хороших. Всё зависит от того, как ты… в этой жизни себя вёл.

real mp3 txt htm 6. Кто верит в Магомета, кто - в Аллаха, кто - в Исуса...
         

<Аплодисменты>
   Спасибо.
   Ну, поехали в какую-нибудь другую страну, скажем, в Австралию.

real mp3 txt htm 7. Аборигены почему-то съели Кука...
         

<Аплодисменты>
   Извините, это... А я-то хотел вам спеть совсем другую песню австралийскую, которая называется э… "Песенка про мангустов". Мангусты, вы знаете, они уничтожают змей... вот... маленькие такие зверьки, очень симпатичные, и однажды, не так давно я вдруг увидел фильм болгарских кинематографистов мультипликационный, который просто является э… сценарий его это просто — как один… один к одному — эт… эта песня. Значит, "Песенка о мангустах".

real mp3 txt htm 8. "Змеи, змеи кругом - будь им пусто!.."
         

<Аплодисменты>
   Песенка... У меня много песен о всевозможных зв… зверьках, зв… зверях, зверях, как?.. вот... э… и одну из них — песенка про козла, про домашнего животного "Про Козла отпущения".

real mp3 txt htm 9. В заповеднике, вот в каком - забыл...
         

<Аплодисменты>
   Сейчас... только недавно э... вчера, не далее, как вчера, была генеральная репетиция в нашем театре нового спектакля, который называется "Родион Романович Раскольников", инсценировка Карякина по "Преступлению и наказанию" Достоевского. Значит, мы... у нас премьера завтра, и я играю в этом спектакле роль Свидригайлова, поэтому, конечно, у меня потустороннее настроение очень сильное сейчас, во… весь этот период, и я с удовольствием пою весёлые потусторонние песни, вот как, например, следующая, которая называется "Весёлая покойницкая".

real mp3 txt htm 10. Едешь ли в поезде, в автомобиле...
         

<Аплодисменты>
   Ещё одна песня тоже на эту же тему, называется она "Райские яблоки".

mp3 mp3 mp3 htm 11. Я когда-то умру - мы когда-то всегда умираем...
         

<Аплодисменты>
   Спасибо.
   Песня шуточная, которую всегда м… исполняю я здесь в Дубне, потому что я здесь не первый раз. Песня эта называется "Товарищи учёные".

real mp3 txt htm 12. Товарищи учёные, доценты с кандидатами!..
         

<Опущен 1 куплет>
<Аплодисменты>
   Шуточная песня-зарисовка. Я обычно всегда привожу с собой какие-то впечатления из разных мест, где бываю. Вот. И была такая зарисовка, он… она… они не тянут... эти зарисовки не тянут на песни, у них никогда нет какой-то проблемы единой, никакого второго плана, и только н… то, на что упал взгляд в данный момент. Была такая песня о Ленинграде, если помните:

real mp3 txt htm 13. В Ленинграде-городе...
         

   Это про Ленинград, это прежняя зарисовка, а вот недавняя зарисовка: "Письмо к другу, или Зарисовка о Париже".

real mp3 txt htm 14. Ах, милый Ваня! Я гуляю по Парижу...
         

<Аплодисменты>
   Спасибо.
   Следующая песня требует маленького вступления, это песня о… о различных чудесах, которые якобы вокруг нас существуют, это и, конечно, и летающие тарелки прежде всего, которые некоторые видели, а другие в них уже летали. Вот я, например, при прежнем взрыве вот этих э… разговоров о лета... о неопознанных летающих объектах, лет, по-моему, двенадцать тому назад слышал одну лекцию в Доме литераторов, я тоже был очень увлечён этим. Всем нам хочется на что-то надеяться, такое, чего нету и всегда мы с охотой... значит, верим во… в какие-то сверх… сверхъестественные всякие силы, которые призваны <откашливается> за нами следить. Не можем так самостоятельно существовать, думаем, что ктой-то, всё-таки... Ну, в общем, короче говоря, вот про эти летающие тарелки. Там Зигель читал лекцию, и с ним рядом было несколько очевидцев, которые их видели... летали в них... Вот, например, лётчик такой, который всегда прямо вставал и рапортовал – Аккуратов — он их всё время видел: как взлетит, так увидит. Вот… и… и… ну и так далее. И потом, конечно, теперь о филиппинских врачах. И у нас теперь появились такие целители, которые... ну, те-то просто режут без ножа и довольно успешно, говорят. Правда, те, которые пользовались их услугами и которых пользовали уже эти врачи, они уже ничё не говорят, вот... а те, которые ещё собираются, много разговаривают про это и тоже предъявляют материалы всевозможные, включая и кинематографические. Ну и, конечно, Бермудский треугольник, по поводу которого самое тёмное, хотя и самое крупное пятно... значит... в нашей фантастической жизни и... что там исчезают корабли, самолёты, и если там кого-нибудь находят, говорят, после этих катаклизмов, то те уже живые если, то они уже сдвинутые, с ними разговаривать невозможно, они никакой информации дать не могут. Они все кандидаты в "жёлтый дом", и они все там и собрались щас все. И вот: "Письмо в редакцию телевизионной передачи "Очевидное и невероятное" из сумасшедшего дома, с Канатчиковой дачи". <Оживление в зале>

real mp3 txt htm 15. Дорогая передача!..
         

<Опущено 2 куплета>
<Аплодисменты>
   Спасибо.
   Вы извините, что я останавливаю ваши аплодисменты. Я всегда рассказываю, что среди многочисленных легенд, которые обо мне ходят, одна заключается в том, что я не люблю, когда аплодируют. Это неправда. Я нормальный человек, и я с уважением отношусь ко всем проявлениям, особенно, если это поощрение моих зрителей, публики. Вот. А если что-нибудь другое, то всё равно я это как-то, так, принимаю спокойно. Нет, просто, вы понимаете, это не… ведь не концерт у меня и это есть встреча, встреча, которая мне может быть даже больше чем вам даёт. Потому что у меня есть возможность рассказать такому большому количеству людей о том, что меня беспокоит и волнует в данный момент. Это счастливая возможность, не каждому дано такое, я это ценю и люблю работать и выступать перед любыми залами. Ну, просто... когда я писал эти песни раньше, я никогда не рассчитывал на такие колоссальные аудитории, которые у меня в будущем будут, и пел их только очень узкому кругу своих близких друзей дома. Мы сидели за столом, выпивали или нет, это неважно... просто это была моя манера с ними разговаривать, о чём-то им рассказывать, но только вот у меня такая возможность была рифмовать это и делать из этого какие-то маленькие такие новеллки рифмованные, вот... и я помню эту атмосферу, которая тогда была у нас — непринуждённости, доверия, раскованности, свободы и я это по… п… пытаюсь протащить через все эти времена и все эти залы, которые теперь у меня есть и здесь, и в других даже странах, всё-таки — вот этот дружеский настрой. Потому что, мне кажется, они стали известны, эти песни именно из-за этого вот своего дружеского настроя, из… из-за того, что в них есть такая атмосфера, вот тоже, доверия. Вот.
   Ну, из-за... поэтому к... аплодисменты в... в таком случае, если устанавливается вот этот вот контакт у нас, то это дело третье, понимаете... это не так важно. Хотя, в общем, в принципе, это есть ваша возможность, как-то меня поощрять или благодарить, поэтому, ради Бога, вы не стесняйтесь, делайте, как хотите. Просто я, вот, подымаю руку уже по инерции, чтобы бо... мне всегда не хватает времени, и я всегда хочу побольше успеть спеть и так вот я вс… такой бешеный ритм задаю в своих выступлениях. Это просто не от неуважения, а просто по инерции. Вот.
   Теперь песня... Что я хотел? Щас... Ну, давайте я шу… шуточную песню ещё вам спою одну, которую… обязательно должен спеть, потому что её будут просить, называется она "Диалог у телевизора" или "Диалог в цирке", тоже такая антиалкогольная песня. <Аплодисменты>

mp3 mp3 txt htm 16. - Ой, Вань, гляди, какие клоуны!..
         

<Аплодисменты>
   Знаете, мне последнее время очень много присылают всевозможных писем, где пытаются мне прислать стихи, в которых, вот, якобы, они считают, что это как я. Ну, во-первых, это совсем праздное занятие — писать под кого-то, петь под кого-то, кому-то подражать. Для этого есть искусство пародии и это очень трудное искусство, потому что есть не пародии, а просто такое языкопоказывание какое-то глупое, если не сказать — хуже. А есть несколько человек, которые изумительно работают в этом жанре, например, вот такой артист, как у нас в театре есть — Лёня Филатов, который пишет пародии изумительные, они сами по себе имеют самостоятельную ценность литературную, могут существовать отдельно. Но в них ещё есть такая ирония либо добрая, либо даже очень резкая, но они талантливы, безусловно. И ещё он их хорошо показывает. Саша Иванов хорошо делает пародии, во… в… взяв строчки и уже... и… исп… уже исследуя самого персонажа, которого он пародирует, а не его даже литературный стиль. А бывают пародии омерзительные. Вот, например, мне совсем недавно показали… оказывается, Хазанов делает какую-то пародию, которую написал Хайт, в которой, кроме мерзости, вранья, с… и… и всё это на уровне сплетен, только плохо рифмованных и бездарных ничего нет. И я, честно говоря, даже просто поражён, каким образом это, в общем... может быть, они люди всеядные, на эстраде, понимаете, им неважно, что, лишь бы вызвать какую-то у… усмешку, но ведь иногда смеются, когда, извините, показывают неприличные места на сцене, понимаете? Тоже, на это тоже смеются иногда, на это нельзя рассчитывать, просто это... Я почему так хочу вам сказать, я просто призываю людей, которые владеют вот этим бесхитростным инструментом: никогда не нужно пытаться подражать, мне тем более, чего там. Это каждый должен э... Интересней всего общаться, даже в жизни, с человеком, который есть личность, индивидуальность, когда он сам имеет своё мнение и суждение обо всём, ну, если не обо всём, то, во всяком случае, о том, о чём он разговаривает. На сцене интереснее всего видеть человека, если он сам что-то может и имеет именно, вот, своё мнение об этом и мне кажется, что это от бессилия люди делают какие-то пародии, начинают кому-то подражать, голосам, там, и так далее. И, в общем, это низкое... это нижайший слой, даже эстрады, вот эти вот все эти... прикидываться. А есть высокий слой, когда за этом стоит большая социальная подоплёка. Это Райкин умеет делать, Миша Жванецкий умеет писать, а когда это вот на таком уровне, как это делает Хазанов, это просто бред какой-то и глупость... Тем более, вот, например, мне подражать, моему голосу вообще не надо, потому что у меня всегда был такой голос. Люди думают, что вот они сорвут, выпьют холодного пива, "а-а-а", это уже Высоцкий. Ничего подобного, у меня голос не больной. Я выдерживаю по пять раз перед вот такой аудиторией по два часа, и никогда у меня голос не садится. У меня даже, когда я был маленьким, пацаном, и читал стихи каким-то взрослым людям, они говорили: "Надо ж! Какой маленький, а как пьёт!" <Смех в зале, смеётся> Даже тогда шутили, то есть, голос у меня всегда был такой... Вот. Ну и, конечно, надо разборчивей к текстам, потому что у нас уже есть эстрадные песни, которые не несут никакой информации, не дают абсолютно... Иногда от них просто уши вянут, там... Ну просто… ну, вы вспомните вот это знаменитое, я… я… "На тебе сошёлся клином белый свет". Помните, да, там же, как?

real mp3 txt htm 17. "На тебе сошёлся клином белый свет..." (2 куплета) (чтение)
         

   Это же просто поразительно какой это бред. А наверху два автора написано. Причём довольно серьёзных человека. Один не справился, очень сложная песня, значит, вот, второго подключил. Или ещё там какие-то песни бывают иногда с таким глубокомыслием ложным вроде, что "Провожают пароходы совсем не так, как поезда". Тоже вроде ты что-то должен иметь в виду и чё-то за этим прочесть, хотя там ничего нету. Или песни, которые даже не несут никакой информации и даже нет в них поэзии, образа нет поэтического... Вот Бернес, он же тоже работал на эстраде, он никогда не позволял себе петь плохие тексты или никакие, всегда, вот сейчас... вот он скоко уже не живёт, а вы включите радио – и прильнёте его слушать. Потому что он всегда пел безусловно либо хорошую поэзию, либо какие-то содержательные стихи. Всегда. Ну и э… просто вот даже это вот навязшее в ушах: "Яблони в цвету — какое чудо...", вспомните это. Ну и "тополи в пуху — какое чудо..." И масса ещё вещей там... всё чудо. А если рядом с этим просто стихи вспомнить есенинские на эту же тему:

real mp3 txt htm 18. "Всё пройдёт, как с белых яблонь дым..." (1 куплет) (чтение)
         

   и сразу понятно что почём. Тут поэзия, а там вообще не пойми что. Но я не хочу всё огульно охаивать, сейчас хорошие поэты стали писать для эстрады. Может быть, положение выправится. Я хочу вам сказать, что мы, которые занимаемся авторской песней, у нас тоже не всё равноценно. Я не хочу сказать, что мы пишем хорошие стихи. Отнюдь нет. Это было бы просто нагло с моей стороны, нет, но работаем мы над ними безусловно значительно больше, чем люди, которые работают на эстраде. Я у… уверяю вас, что если на двух чашах весов здесь вот всё остальное – кино, театр, там, что угодно, концерты, а здесь — только песня – эта перевесит, потому что она всегда с тобою, всё время крутится, не даёт тебе спать спокойно, ходить и жить, пока ты её не добьёшь до конца и не очистишь. То есть, работа в это вложена безусловно большая, из-за этого есть такая кажущаяся простота, кажется, что это легко сделано, "левой ногой", нет, это сделано даже не ногой, и не левой, а рукой и правой. Вот. И это сделано бессонными ночами, когда подманиваешь вдохновение, оно иногда сядет, пошепчет… а иногда и нет и так далее. Короче говоря, больше внимания текстам, текстам потому что в наш век, в наше время, мне кажется, нужна информация, нужно давать информацию людям, но только в приемлемой форме. И лучше всего, если это будет в художественной форме, вот, если будет искусство в этом.
   Вот я хочу, сделав такое глубокомысленное вступление, всё-таки ещё э… у вас один раз на лице, чтобы улыбка появилась, а потом я закончу песней, которую вы ещё не знаете.
   А песня, которую я щас вам спою, она... это... называется "По… Инструкция перед поездкой за рубеж, или Полчаса в месткоме".

real mp3 txt htm 19. Я вчера закончил ковку...
         

<Опущено 2 куплета>
<Аплодисменты>
   Наконец, песня, которая... вот... я её написал для фильма "3абудьте слово смерть" одесской киностудии. И у меня было обязательство перед ними, что я её не буду петь, пока не выйдет фильм на экраны, но... так как они её из фильма пока убрали до лучших времён, значит они своё обязательство не выполнили, и я тоже, как говорится, сжигаю мосты и рву контакты. Я хочу вам её спеть. Называется эта песня "Пожары".

mp3 mp3 txt htm 20. Пожары над страной всё выше, ярче, веселей...
         

<Аплодисменты>
   Давайте, говорите.
   МУЖСКОЙ ГОЛОС: Одно… одно из самых значительных событий в жизни всякого человека есть общение с другой душой. Это обязательно, это непреложно, не подвергается никаким переменам. И вот именно, пусть этот герб города Дубны послужит символом тем встречам и общениям, которым предстоит возникнуть в этом зале.
   Спасибо. Благодарю вас!
<Аплодисменты>
   Благодарю вас!
   Вы знаете, вот здесь хорошо работать... работать хорошо здесь, ну, как вам сказать, здесь никогда… есть нервы только по поводу, по тому поводу, по которому надо, по поводу искусства, по поводу общения, по поводу атмосферы, которую хочется создать в зале и никаких других. Я здесь работаю легко, хорошо, и всегда есть отдача такая, кака… какую я жду, на которую надеюсь и ради чего работаю. Я благодарю вас и за ваши улыбки и за то, что вы были серьёзны, когда надо за то, что вы всё понимаете, как это написано... вот... думаю, что все... И ещё раз всего вам доброго. Я с удовольствием буду приезжать и потихоньку перепою вам всё остальное, что напишется и что уже на подходе и то, что вы полюбили из прежнего.
   Щас всего вам доброго, до свиданья!
<Аплодисменты>

Наличие фонограммы: 001 , 005 , ___ , ___ .
Наличие стенограммы: ___ , ___ , ___ , ___ .
Служебный блокнот: html | txt | doc | ?
Блокнот: html | txt | doc | ?

        Появление сообщений об ошибках при обращении к файлам RealAudio, mp3, txt означает, что к серверу, на котором размещены эти файлы, нет доступа. Повторите запрос спустя некоторое время или на следующий день.
        Об ошибках в работе сайта Вы можете сообщить нам по e-mail .

        Если Вы располагаете любой информацией об этой записи (воспоминания очевидцев, недостающие песни, песни в полном объеме или с лучшим качеством, отсутствующие комментарии, фотографии, публикации с упоминаниями и т.д.), пожалуйста, свяжитесь с нами по e-mail :

Ваши уточнения, дополнения, замечания о записи 00_0636
- На первую страницу сайта - - Обратно -
На первую страницу |
К оглавлению | сайта
Последнее обновление:  03 февраля 2022 г. +  Counter CO.KZ
Владимир Высоцкий Vladimir Vysotsky Vissotski Vissotsky Visocki Visotski Visotsky Visotskiy VVysоckij
Wladimir Wysotsky Vysockij Vysockiy Vysotski Vysotskij Vysotsky Wisocki VVysockij WSVVb1SS0CKiY