- Back - Код: 00_0633
Владимир Высоцкий
10 февраля 1979 года. Начало в 19 часов, 1-е выступление.
Московская обл., г. Дубна /ул. Векслера, д. 7/
ДК "Мир" объединённого института ядерных исследований.

Организаторы: Нина Владимировна Вусс, Ж.М. Булега (от Дубнинского городского общества книголюбов).
Запись: Лысенко для Б.С. Акимова на бобинный магнитофон «Комета-212».
Длительность записи: 92 минуты.

Оцифровка - Николай Цанков /Болгария/
Стенограмма - Алексей Еськов.

real mp3 txt htm Вступительное слово Валерия Павловича Янкловича
         

   В.П.ЯНКЛОВИЧ: …артиста московского Театра драмы и комедии, поэта Владимира Высоцкого. И не удивительно, что поэтическое творчество этого удивительного, на мой взгляд, поэта с каждым годом всё более и более распространяется в нашей стране, да и не то… только в нашей стране и в других странах мира. И что любители его поэзии уже собираются в клубы организованные. И вот недавно совсем они выпустили двухтомник его поэзии, к сожалению, только ещё пока самодеятельное творчество, в единственном экземпляре, подаренное ко дню рождения Владимира Высоцкого, но уже это есть, и его поэзия существует, она завоёвывает сердца людей. Мы с вами знакомы с его творчеством как с артистом и по спектаклям Театра драмы и комедии на Таганке и по многочисленным фильмам и, тем не менее, его поэтическое творчество, на мой взгляд, с каждым годом, так сказать, превалирует над его драматическим дарованием. Это естественно, он сам относится к нему очень серьёзно и говорит, что если бы положить на чашу весов его поэтическое творчество, а на другую все его работы в кино, в театре, встречи, то, естественно, работа над песней, над словом заняло бы большее место. И те залы, не только вот такого масштаба, но большие стадионы, собираемые Владимиром Высоцким, говорит за… о том, что его творчество поэтическое понятно, любимо. И так сложилась его творческая судьба, что в театре, в кино он ограничен рамками роли, а как человек, как гражданин, обладающий совершенно удивительно острым взглядом, он не может пройти мимо того, что творится вокруг него в жизни, и всё это он вкладывает в свои песни. О нём уже написаны, если собрать по крохам, то… о его творчестве написано не меньше, чем уже он сам написал. Потому что им написано очень много. По его только подсчётам, где-то около 800 поэтических произведений и не меньше написано всевозможных статей, и не меньше всевозможных басен ходит. Но тем не менее, Владимир Высоцкий — удивительный поэт, и я с удовольствием сегодня представляю слово поэту Владимиру Высоцкому.
<Аплодисменты>
   Добрый вечер!

real mp3 txt htm 1. Пожары над страной всё выше, ярче, веселей...
         

<Аплодисменты>
   Спасибо.
   Добрый вечер! Ну, пусть эта песня будет вместо визитной карточки. Эта песня новая, вы её не слышали совсем никогда, да я и сам её, пожалуй, почти не исполнял. Эта песня для картины...
   Не надо ставить м... магнитофон, уберите, пожалуйста, отсюда вашу машину, вам никто не разрешал, вы ходите в середине... Зачем это вы делаете? Не надо. Не надо поближе, идите, пожалуйста, и сидите как... как все остальные люди, ладно? Ну, я ж ведь вам сказал, зачем мы с вами будем ссориться, ну? Сядьте.
   Вот. Эта песня, которую вы только что слышали, это из нового фильма одесской киностудии, картина эта называется э... "Забудьте слово смерть". Вот. У меня перед ними было обязательство, чтобы я до выхода фильма эту песню не пел, вот, но так как э... эта песня по-моему не попала в картину — они для неё места не нашли — значит, они свои обязательства не выполнили, и я тоже считаю себя справе её уже исполнять на зрителях. Песня эта называется "Пожары".
   Ну вот, теперь... э... Я сегодня работаю от общества книголюбов. Эта такая <оживление в зале> организация... <Аплодисменты> Разветвлённая сеть у них везде, — я этого даже не знал, вот, <смех в зале> и кроме того, что они нам э... презентуют иногда, время от времени, хорошие книги и помогают их достать, вот, они их ещё распространяют... книги... которые... залёживаются. <Смех в зале> Вот. Но не в этом дело: это правда, на мой взгляд, организация очень интересная, хорошая, новая, я её поддерживаю всячески и с удовольствием от них работаю.
   Теперь, почему мы в таком виде — и я, и мой товарищ, который токо что э... немножко с... сказал тёплых слов обо мне, совсем немного, — но дело в том, что... <Смех в зале, смеётся> Дело в том, что сегодня мы должны были приехать намного раньше даже, чем предполагали, к вам, и э... вдруг у нас вчера в три часа дня приняли спектакль "Преступление и наказание", и... инсценировка Карякина, называется "Родион Романович Раскольников", значит, мы не ожидали, что это так быстро случится, и с перепугу назначили на сегодня генеральную репетицию. Так что я сегодня отыграл Свидригайлова в генеральной репетиции этого спектакля. Поэтому, не успевши переодеваться и так далее, мы решили приехать к вам в таком виде, в котором обычно работаю я — и репетирую — в театре, так что вы не подумайте, что это от неуважения, это просто от недостатку времени. Всё, с этим <аплодисменты
, смеётся> закончили.
   Теперь вот о чём. Я думаю, что несколько слов я всё-таки должен хороших сказать и о театре о своём, и чуть-чуть информации для вас, которая возможно вам будет интересна. Я работаю в Москве, в Театре на Таганке, это вы все знаете. Таганка площадь знаменитая — про неё песни слагали, вернее не про площадь, а про тюрьму, которая там находилась, была такая песня:

real mp3 txt htm 2. Цыганка с картами, дорога дальняя... (1 куплет)
         

   Песня не моя, песня народная. Вот. Её пели по поводу этой знаменитой тюрьмы, в которой раньше сидели политкаторжане, и для справки могу вам сказать, что двенадцатилетний Маяковский принимал участие в подкопе под эту тюрьму, для того, чтобы спасать политкаторжанок. Они их спасли — политкаторжанки разбежались и написали воспоминания об... вот том, как они находились в этой тюрьме и о том, как Маяковский был причастен к их освобождению. Значит, тюрьма была знаменитая. Но, к сожалению, в это время вместе с ней на этой же площади находился ещё и театр — театр, который назывался "Театр Драмы и Комедии". Почему к сожалению? Потому что в театр ходили значительно меньше, чем в тюрьму, и когда тюрьму сломали, театр сразу реорганизовали. И вот, я помню, что даже написал такую песню, от неё осталось несколько строк:

real mp3 txt htm 3. - Разломали старую "Таганку"... (1 куплет)
         

   И эта песня тоже теперь устарела, потому что есть зачем ехать на Таганскую площадь. На этой площади существует театр, который теперь называется просто: Театр на Таганке — театр, который, несмотря на то, что существует всего четырнадцать лет, завоевал б... — это небольшой срок: для театра, конечно, — и он завоевал большую любовь и популярность у зрителей Москвы, Подмосковья и близлежащих городов. Вот. И не только там, а и в других городах, где мы бывали на гастролях, этот театр всегда посещали и всегда к нему тянулись. Были мы за рубежом: в Болгарии, Венгрии. Вот вам, наверное, небезынтересно узнать, что в Югославии в позапрошлом году на белградском интернациональном фестивале, который называется БИТЕФ, мы получили (десятилетний юбилейный фестиваль) мы получили Гранд-при, высшую награду фестиваля, за спектакль "Гамлет", что мне особенно приятно — я в нём играю роль Гамлета — и что вам, вероятно, в первый раз интересно узнать, потому что как-то не принято освещать успехи этого театра в прессе, — и, я думаю, что по этому поводу нигде ничего не было написано. Вот. Хотя, действительно, э... это была очень почётная награда, потому что со всего мира съехались театры, — и вот, отметили наш спектакль. В этом году во Франции — в прошлом, вернее, году — мы были в трёх городах: в Париже, в Лионе и в Марселе. И гастроли опять прошли с очень большим успехом, и опять... я об этом говорю, потому что кроме единственной публикации в "Литературной газете" совсем не по поводу гастролей, а по-другому поводу, значит, э... был... было... э... Они употребили две цитаты, надёрганные из двух единственно критических статей — из сорока, которые вышли во Франции, — и, значит, создали впечатление у читающей публики, что наши гастроли там провалились. Это неправда, это ложь чистой воды. Э... Гастроли прошли великолепно, и мы думаем, что э... за... за последних десять лет, — французы говорили, — не было такого успеха у драматического театра, и свидетельством тому снова была премия — высшая премия французской критики — за лучший иностранный спектакль года, что ещё труднее было, чем в Белграде, потому что в прошлом году во Франции было около двухсот иностранных коллективов. И снова они отметили спектакль "Гамлет", вот и э... все остальные спектакли, во всех трёх городах, проходили н... с необычайным успехом. А в Марселе, так просто… это — Марсель южный город, побратим Одессе — там точно принимали как в Одессе, стояли тридцать минут после этого, хлопали и не спешили домой, как обычно это делают французы, чтобы, значит, придти домой на кухню, а потом есть. Они очень любят есть, французы, особенно выбирать... <аплодисменты> они любят выбирать... Они любят выбирать, правда: они приходят вот в какое-нибудь заведение, и уже официант изнывает, уже раз пять подходит или шесть, и говорит: "Ну что вам, что вам?" А они говорят: "Да подождите, дайте... выбрать", — и вот смакуют, выбирают, выби... А потом только едят. Вот. Так вот они, значит, вместо того, чтобы делать это, оставались после наших спектаклей и демонстрировали нам своё приятие, и то что они здесь были не зря. Так что гастроли прошли замечательно.
   Теперь, к чему я всё это рассказываю. К тому, что, правда, в этот театр попасть очень т... сложно — многие из вас, вероятно, это знают, что к... Когда бы вы не проехали по Таганской площади, стоит толпа людей — утром, вечером, ночью. В тёплые летние ночи ночуют на раскладушках в соседних дворах, для того чтобы успеть утром к перекличке, и, значит, отмечаются пишут н... номерки на ладонях, как... как... в общем... как за мукой во время войны, и э... наконец всё-таки кому-то удаётся за десять дней, за месяц получить билет. А если это новый спектакль, например, "Мастер и Маргарита", то совсем невозможно прорваться, даже и за месяц. И... не только из-за того, что, как некоторые зрители, требуют, предъявляя разные документы, пустить их на спектакль "Солдат и Маргаритка", в котором, как им рассказывали, показывают голую женщину. <Смех в зале> Вот. Не только поэтому хотят придти в этот театр (там, правда, она и не совсем голая, вот, во-первых, по пояс, а во-вторых, спиной, вот; <смех в зале> спина красивая; если кого-то интересует... но, я думаю, здесь нет публики, которая придёт смотреть только на голую спину Нины Шацкой), а, наверняка, придут посмотреть, как сделано это любимое всеми нами произведение в этом театре. Сделано оно очень интересно, почти без затрат — мы не просили денег на этот спектакль, сделали его на старых декорациях. Значит, надо прорваться через кордоны п... пожарников, милиции, дружинников, упасть на колени перед дирекцией и сказать: "Здрасьте, мы из Дубны", — и они всё равно ничё не сделают... <Смех в зале> Тогда нужно найти кого-нибудь из нас, меня, например, сказать: "Володь, помоги", — я уж буду чего-нибудь придумывать... Только не все сразу, потому что театр маленький у нас. <Смех в зале> У нас шестьсот пятьдесят мест, но, правда, нам строют новый — большой — на семьсот пятьдесят. <Смех в зале> И... и к... строют его недавно, вот уже ч... не прошло и четырёх лет, как стоит коробка. Вот. Так что к десятилетнему юбилею Олимпиады, я надеюсь, мы туда <смеётся> въедем... <Смех в зале> Но дело в том, что... Дело-то всё равно обстоит лучше, чем м... мы с вами предполагаем, потому что нам, по-моему, удаётся отбить старый зал. Потому что старый зал всё время хотят сломать — он мешает какой-то магистрали. Причём, сталы… старый зал наш хотят сломать, хотя там даже высту... выступали все… всевозможные деятели революции, и даже Владимир Ильич там выступал, и мы всё время об этом говорим... У нас визит... висит мемориал. Но они говорят, что, ну что делать — всё равно надо ломать. Вот. А рядом — ресторан "Кама" и, вот... и его ло... мы хотим уже ломать, но они его не дают ломать, потому что, говорят, там Есенин с Маяковским встречались. <Смех в зале> Ну вот, тогда в сердцах один раз Любимов крикнул э... этим самым строителям, что "а у меня — Вознесенский с Высоцким, так что же <смеётся> делать?" Но всё равно, пока идёт тяжба; я надеюсь, что мы её выиграем, — тогда у нас будет три зала: вот этот, в котором мы играем и начинали работать; новый, который уже почти построен, и вот никак не достроится; и третий — маленький зал, на двести пятьдесят человек, который уже готов, и в котором, возможно, мы будем играть бенефисы и творческие вечера артистов. Я позже скажу вам почему.
   Значит, в чём, если говорить серьёзно, секрет популярности этого театра. Ну, мне кажется, первая причина, что театр имеет свою чёткую и внятную позицию, с которого его... его не могут сбить ни доброжелательные критические статьи, типа, как в "Правде" недавно... Напечатали странную статью, на мой взгляд, о том, что Хмельницкий ходит между публикой. Вот. Мы ждали серьёзного разбора, но "Гоголь молчит". Теперь, э... м... значит, имеет позицию... она была декларирована давно уже, четырнадцать лет тому назад, в спектакле "Добрый человек из Сезуана". Мы с неё не сошли, с этой позиции. И э... высказывается она чётко, откровенно, и, самое главное, в этом театре зритель не чувствует себя только пришедшим созерцать или, там, развлекаться, или, наоборот, ну, скажем, даже печалиться или задумываться — нет, зрители чувствуют, что они необходимы в этом зале. Потому что в этом зале созда... существует и создаётся почти на каждом спектакле атмосфера доверия, доверия, потому что люди, которые работают на сцене, абсолютно уверены, что те, кто сидят в зале, точно так же беспокоятся о том, что происходит в этом мире, и то, что будет происходить на сцене. И ещё... И не из-за того, что у нас выхода, там, с разных сторон, что мы играем иногда, там, на лестницах, выходим с боков, что у нас, там, какие-то мигалки, световые занавесы, что, вроде, только чудно. Ничего подобного, не от этого. Именно из-за того, что в... з... когда люди приходят и к ним обращаются впрямую, иногда даже бросая играть роли, — у нас есть такой брехтовский приём отчуждения, который мы пользуем в других спектаклях, когда бросаешь играть роль, выходишь прямо к зрительному залу — и начинаешь разговаривать с ними либо монологом, либо песней, зонгом — впряву... впрямую от имени театра. И я думаю, что это н... не шокирует никаким образом публику, которая теперь искушена невероятно: информации п... уж так... столько нам льют в уши и в глаза, — и с телевидения, радио, газет, и телефон, и сплетни, — что просто голова кругом идёт. И поэтому, когда вот так вот чётко и внятно разговаривают со зрителем, действительно на равных, и действительно дорожа людьми, которые сидят в зрительном зале, — я думаю, из-за этого хочется приходить в этот театр. Потому что, если вы приходите во многие другие места и коллективы, там, театральные, то, вот, есть пресловутая четвёртая стена, рампа и м... могут... может быть, даже и не быть зрителям — актёры сами получают большое удовольствие, общаясь друг с другом, и, в общем, не так необходима публика им, — это есть демонстрация. А у нас есть зрелище и действо. И из-за этого люди, мне кажется, идут в этот театр. И ещё: м... этот театр не похож ни на кого даже по форме — почти каждый спектакль сделан в нём необычно, удивительно. Никогда вы не увидите декораций в привычном смысле этого слова: мы не малюем задников, где нарисованы звёздное небо, там, или... н... не делаем фанерных деревьев, не городим павильонов, где есть стол, стулья, там, выходы, входы и так далее. Этого почти никогда вы не увидите у нас в театре. Существует... в каждом оформлении каждого спектакля есть поэтическая метафора, символ. Вот, например, если вы по... посмотрите спектакль "Пугачёв", о котором я п... почти всегда рассказываю, то вместо того, чтобы увидеть берег реки Яик, где происходит действие, откроется занавес — стоит гигантский помост из грубо струганых досок, который опускается к зрителям; стоит плаха впереди; в эту плаху воткнуты два топора, и иногда она накрывается золотой парчой — превращается в трон, а топоры — в подлокотники трона, садится императрица, ведёт диалог с двором... А в это время на сцене четырнадцать есенинских персонажей, по пояс голые мы играем, босиком, с цепью и топорами в руках, и это даёт ещё такую дополнительную нервность, когда э... ост... остриё рядом с обнажённым телом... И вот этот клубок тел с каждой следующей секундой, с каждой следующей... картиной катится всё ближе, ближе, ближе к плахе, и в этом есть метафора поэтическая, та, что восстание захлебнётся в крови, что оно всё равно обречено на провал, и что его подавят, этот бунт, жестоко. И вот — всё ближе, ближе, ближе к плахе, и только время от времени врубается топор в помост, и один из персонажей вываливается из этого клубка тел и подкатывается к плахе — и голова его оказывается около двух топоров... И вот такое условное решение смерти — даже смерти! — вместо того, чтоб делать выстрел за кулисами, там: "Пу!" — кто-то схватился за сердце, потекла краска — это уже теперь никого... никого не обманешь, все прекрасно понимают, что артистов никто не ранит, никто не убивает, хотя надо было бы, наверное, если плохо играют. Вот. <Оживление в зале> Вместо этого вот такое условное решение — даже — смерти работает ещё сильнее. Мы играем без гримов, почти без гримов. Вот я, например, играю роль семидесятилетнего Галилея, не рисуя себе ни глубоких морщин, не клею бороду и усы и не стараюсь на него походить. Потому что не это самое главное — весь вопрос в том, что с ним происходит, а не как он похож на человека, это... которого он играет или нет. Тем более, что написано это в этом веке, вопросы там трогаются современные, вечные, поэтому чё огород городить и притворяться! Ну вот, и тем... ведь... этот театр начинался с Брехта, а Брехт исповедовал принципы уличного театра — театра, в который... в котором могут участвовать все, который может случиться здесь, вот сейчас, у вас на глазах. И эта примета настоящего искусства, когда ничем не нужно э... затуманивать вам мозги, а просто, если привлечь вас идеей и полной отдачей своей, тогда... зритель охотно идёт на эти правила игры. Потому что ведь раньше, несколько веков тому назад, приходила какая-то бродячая труппа, и на площади, на камнях старых, либо на фоне какой-нибудь стены дома, начинали играть и Шекспира, и... греческую трагедию — и приходили люди, становились в кружок; и у них не было ни света, никакого занавеса, ничего они с собой не делали, иногда только играли в масках, — а искусство было. Было искусство, потому что если бы его не было — людям не давали денег, потому что там в конце — шапка по кругу — кто сколько даст, верно? И если б никто ничё не дал, они б не могли существовать. А они всё-таки выжили, эти коллективы, и вот во что всё это превратилось теперь — вы видите, значит, театры, с постоянными труппами и так далее. И это оттого, что у каждого в душе в... остался маленький уголок от детства, безусловно, потому что театр — это игра, а все... все всегда играли — начиная с детства, да и некоторые и по сей день. Вот и поэтому с... у нас в театре, вот,.. ни... ни... ни... не зачумлено вот этими вот ненужными оперными атрибутами, а есть иногда просто в очень яркой форме обнажённая авторская идея.
   Это второе, о чём я вам хотел сказать, — о зрелищности, и наконец, третье и, по-моему, на мой взгляд, одно из са... одна из самых главных причин — из-за чего так тянутся люди в этот театр — это то, что наши артисты, кроме того, что они исполнители ролей, исполнители, ар... профессия исполнительская. Как один человек остроумно выразился, артист — это человек, который произносит чужой текст не своим голосом. Вот у нас это немножко по-другому, потому что многие артисты нашего театра пишут, люди пишущие, и имеют счастливую возможность воплотить вот это, то что они сочиняют, то, что они сотворят, на сцене нашего театра. Это большое счастье, потому что... Я, например, предпочитаю в каждом человеке творца, а не исполнителя, хотя исполнительская профессия, если — делается честно и на высоком уровне — тоже прекрасно (вон Рихтера посмотрите, как...) Вот. Но там всё-таки есть допуск, в музыке, потому что всё-таки там есть творчество: он может немножко по-другому, как-то по-своему это трактовать, но всё равно — чужое, по чужим нотам, верно? А вот если ты сам написал и ещё это сыграл...
<—>
   ...а это всегда летит через рампу, это видно, когда перед вами работает человек, а не халтурит, когда он не говорит на разные голоса, там, так скажет или так — нет, а когда есть работа, и это... больше всего сейчас ценят — я, например, это ценю очень, вот, — и так думаю, что и зритель — видит, что перед ним работают, что "ходит пол ходуном", что б... иногда... пусть срывают голоса, иногда и не чисто выговаривают, но зато — по-настоящему, ино... и очень часто бывают в очень высокой степени нервного напряжения, творческого напряжения, наши артисты. Это видно, и это привлекает людей. Ну вот, у нас, например, в театре есть несколько человек, которых вы знаете как артистов... Вот Валерий Золотухин. Оказалось, что он очень интересный писатель — вышло две повести, щас книжка вышла у него отдельно. Я — пишу песни, стихи, музыку. У нас есть композиторы. Лёня Филатов — пишет изумительные пародии, на мой взгляд, пародии замечательные, по-настоящему интересные пародии, а не такие, как вот мне только недавно показали, значит, пародию на меня — не спросившись — у Хазанова, значит, в спектакле, омерзительная, на мой взгляд, пародия, написанная Хайтом... Они считают себя людьми левыми, не знаю из каких соображений, во всяком случае, вот в этой пародии, они выглядят просто отвратительно, на мой взгляд. Это самый, какие-то... ну, в общем, я не знаю, если у вас будет возможность с ними встретиться, с Хазановым и его авторами, э... и вы услышите это — вы сами это поймёте... Мне просто даже э... как-то... показалось это, по меньшей мере, странным. Если в этом нет никакого намерения, Бог с ними, — всё равно неприятно, а если в этом есть намерения, надо — в суд. <Смех в зале> Вот.
   Значит, э... теперь. Ну и, давайте теперь на этом... Я сегодня буду вам показывать песни, больше всего — песни. Я не буду вам читать стихи, не буду вам показывать отрывки из спектаклей, будут только песни, с маленькими вот такими... Если у меня уж лекция от книголюбов, и я не привёз никакие, там, с собой... вот, сзади, чтобы, вот... "надои", там, или ещё что-то... па... "падёж скота" и так далее, вот, я буду иллюстрировать песнями своё выступление, будут, значит, только песни.
   Теперь а... из... из-за чего я так много — о театре. Потому что без... без этого театра, вероятно, я не стал бы продолжать в таком качестве работать, в котором я когда-то начинал. Я начинал — вы помните — писать такие... у меня были и блатные песни, и уличные, и такие э... дворовые песни, и потом это всё немножко как-то так о... об... обросло, как снежный ком, и потом приобрело даже другие очертания — именно из-за того, что я работаю в этом театре, из-за того, что у нас замечательная компания, из-за того, что у нас бывают люди, — мы не только в своём соку варимся, — и не только актёры, поэты, композиторы, замечательные, дружат с нашим театром и работают у нас, а даже и учёные... Кстати, мы учёным обязаны во многом открытием нашего театра, и у нас бывают не... и люди разных самых профессий, очень высокого уровня, очень интересные люди. И я думаю, что из-за этого мне... я... я стал продолжать писать, и вот, значит, пишу то, что я делаю сейчас.
   Ну вот. Есть в спе... в театре в нашем, в репертуаре театра, несколько спектаклей, сделанных на чистой поэзии. Это спектакли о Пушкине, о Маяковском, на поэзии Вознесенского, Евтушенко, ну, Есенин есть. Есть, вот, спектакль, который я больше всел... всего люблю, называется он "Павшие и живые", пьеса о поэтах и писателях, которые участвовали в войне. Одни из них погибли, другие живы до сих пор, и они написали о том времени и о своих друзьях... А мы в этом спектакле впервые зажгли Вечный огонь, впервые в Москве. У нас горит... горит пламя Вечного огня, вот уже шестьсот раз весь зрительный зал встаёт, чтоб почтить память погибших минутой молчания, и по трём дорогам выходят поэты, читают свои стихи, а потом г... дороги вспыхивают красным — и они уходят назад, у нас сзади висит чёрный бархат. И вот опять метафора поэтическая: в чёрный бархат уходят, как в землю, как в братскую могилу, а по ним снова звучат стихи и песни их друзей — такой реквием по погибшим... И я написал несколько песен для этого спектакля.

real mp3 txt htm 4. Я вам мозги не пудрю...
         

<Аплодисменты>
   Вот меня часто спрашивают: "Почему — о войне, так много о войне?" — Потому что я для своих песен всегда стараюсь выбирать людей — тех, которые находятся в самой высшей степени... в крайней ситуации, в высшей степени напряжения, у которых что-то сломалось, произошло, лопнуло, доведённых до отчаянья, до предела — даже в шуточных песнях, уже не говоря о серьёзных, и я их часто нахожу в тех временах. Но всё равно, — пусть это вас не сбивает с толку, — я не воевал и никогда э... э... не считаю эти песни песнями-ретроспекциями — это всё равно песни-ассоциации. Написаны они человеком, который живёт сейчас, о теперешних временах, с прикидкой на прошлое. Ну вот, и всё.
   Теперь э... Это не значит, что я вас сегодня буду потчевать только этим репертуаром — у меня много есть серьёзных песен, написанных в шуточной манере. Вот. Давайте с вами поулыбаемся вместе — песня называется "Песенка о переселении душ". О том, что мы с вами не умираем, а что душа наша переселяется, э... куда сможет. Значит, кому не повезёт — в каких-нибудь, там, каракатиц, насекомых, а кому повезёт — в людей, и иногда — в хороших.

real mp3 txt htm 5. Кто верит в Магомета, кто - в Аллаха, кто - в Исуса...
         

<Аплодисменты>
   Спасибо!
   Теперь, какое... какое выступление может обойтись без спортивных песен! И вот я э... снова в... вынул из небытия несколько песен прежних, немножечко их модернизировал — и оказалось, что их можно ещё петь до сих пор. "Песенка про прыгуна в высоту". Но... чуть-чуть такая видоизменённая.

real mp3 txt htm 6. Разбег, толчок... И стыдно подыматься...
         

<Аплодисменты>
   Спасибо!
   Здесь выражения "правая" и "левая" употреблены не в социальном смысле, а <смех в зале>... в самом <смеётся> натуральном. Вот... вот правая и левая — никак больше. Ну, теперь песенка, конечно, "Про прыгуна... и... в... длину", потому что, что ж он... Почему — нет.

real mp3 txt htm 7. Что случилось, почему кричат?..
         

<Аплодисменты>
   Теперь песня, которую все вы знаете, я обязательно её здесь пою, потому что это — уже традиция...

real mp3 txt htm 8. Товарищи учёные, доценты с кандидатами!..
         

<Продолжительные аплодисменты, откашливается>
   Спасибо!
   Меня очень часто в письмах спрашивают: н... не воевал ли я, не плавал ли, не сидел ли, не летал ли, <смех в зале> не шоферил ли, <смеётся> и так далее. Это потому, что почти все мои песни написаны от первого лица, я всегда говорю "я" — опять не от нескромности, а просто потому, что, конечно, во всех этих песнях есть доля моего домысла авторского, фантазии. И, безусловно, конечно, я что-то слышал, ухватил, и кое-что знаю по с... на себе, но понадобилось бы много жизней, чтобы это всё пройти, и п... я просто, ну, так, додумываю; а самое главное даже не в этом, а просто во всех этих вещах есть моё собственное мнение и суждение о том предмете, о котором я разговариваю. Вот. И... и я имею право говорить "я" — для удобства, для... ну, так уж, по привычке. Я хочу щас вам... Эти песни — все называются "песни-монологи". Вот. И... я такой монолог один вам покажу, называется он "Чужая колея".

real mp3 txt htm 9. Сам виноват - и слёзы лью...
         

<Аплодисменты>
   Ещё одна песня дорожная, называется “Дорожная история”. Так она про… тоже про автомобили…

mp3 mp3 txt htm 10. Я вышел ростом и лицом...
         

<Опущен 1 куплет>
<Аплодисменты>
   Спасибо! Благодарю вас!
   Вы, пожалуйста, извините, что я всё время подымаю руку и прерываю ваши аплодисменты. Это по привычке, потому что мне всегда не хватает времени, и я всегда хочу как можно больше успеть спеть, и из-за этого как-то так н... на середине, на пике... Вот и про меня из-за этого ходят всякие легенды, что, мол, я, вот, дескать, не люблю, когда аплодируют. Это неправда: я нормальный человек и с уважением отношусь ко всему, что делает зритель мой, тем более, что всё это сделано для вас, и, вы понимаете, м... э... эти... Я свои выступления н... никогда не называю "концертами". Потому что я меньше всего хочу, чтобы это походило на концерты — для меня это встречи каждый раз с людьми, которые... которые мне, поверьте мне, может быть, больше даже дают, чем вам. Потому что у меня есть счастливая возможность высказать то, что меня беспокоит и волнует такому большому количеству людей — это не каждому дано... Вот мне просто очень повезло в этом смысле... Я их ценю, эти встречи, люблю их, стараюсь как можно больше успеть... проинформировать, там,... людей, и э... Я начинал когда писать свои песни вообще, вот, давно уже, поначалу, я никогда не рассчитывал на такие колоссальные аудитории, которые будут у меня в будущем. И не думал, что я буду где-то петь в разных местах. Я писал это для очень узкого круга своих очень близких друзей. Компания была тогда интересная, было нам... немного лет, и мы... у нас были большие перспективы, и некоторых из этих... ребят уже и нету: вот, например, Вася Шукшин был тогда с нами полтора года — вместе мы жили в одной квартире, его больше нет; Лёва Кочарян — такой... режиссёр с "Мосфильма", его тоже больше нет... А из теперь работающих и живущих — и Тарковский, которого вы знаете, и писатель Макаров Артур, ещё несколько человек — это из известных, и есть несколько людей, которые никакого отношения вот к таким публичным профессиям не имеют. Вот. Но я всё равно... Я помню, какая была атмосфера тогда, когда я вот первый раз им показывал. Вот я напишу чё-нибудь и покажу сразу. И я... была атмосфера доверия, такой раскованности, непринуждённости, свободы полной и, самое главное, — дружественная атмосфера. То есть, я видел, что им нужно, чтобы я им пел, и они хотят услышать, про что я им расскажу в песне. То есть, это была манера что-то сообщать и как-то разговаривать с моими близкими друзьями. И вот, несмотря на то, что прошло так много времени, я всё равно через все эти времена и все эти залы стараюсь протащить вот тот настрой, который был у меня тогда. Я думаю — может быть, эти песни стали известны именно из-за того, что в них есть вот этот дружеский настрой, и... и... и это вот... И это желание, чтобы... чтобы тебе д... доверяли люди и... и желание рассказать, как... как о чём-то необходимом, поэтому и... и слушают так, как будто бы, вот, дома. Я понимаю, что дома было бы лучше, потому что там — за столом, сидишь, после второй–третьей уже и петь не надо, потому что и так всё... <оживление в зале> все друг друга любят или... Или наоборот, поют хором... Но всё равно, я приехал в гости к вам, в ваш город, а вы пришли в гости ко мне за песнями, и пусть это будет, вот, правда, как дома. И... и в... такой атмосфере, в... в том, что создаётся в зале ни... Ну, понимаете, э... я бы мог, там, к... вот, смена номеров, в концерте когда, там, уходят, приходят, уходят, приходят, свет мигает, гасится, там, "а-а!" — к... шум, крик, там, уйдёт артист, покобенится минуты три — выйдет, поклонится, снова попел... — и это всё тоже даёт, это — зрелище. Вот. А у меня этого нет — у меня есть гитара, ваши глаза — и больше ничего — и то, что я хочу вам рассказать, это... э... Но это много очень, и если вот это... создаётся — то, что не ухватишь ни ухом, ни носом, ни глазом, а каким-то там, я не знаю, там, шестым каким-то чувством, — как хотите называйте, — контакт, атмосфера — что угодно, это для меня самое ценное. Поэтому аплодисменты — не главное. Я почему вам так долго про это объясняю и задерживаю ваше внимание — мне кажется, что это довольно любопытно, чтобы понять просто э... э... то занятие, чем к... каким я занимаюсь, авторской песней. Она др... Это другое совсем, она... Мне не нужно никаких сцен, никаких рамп, никаких фонарей — я пел в ангарах, в подводных лодках, на аэродромах, на полях... в... гиган... на гигантских стадионах, в комнатах, в подвалах, на чердаках — где угодно, это не имеет значения, для неё не нужна обстановка — для неё нужна атмосфера, для песни авторской. Вот поэтому я н... н... н... так... я их... я их не выпрашиваю, наоборот, стараюсь, чтобы... Как... ну, в общем, короче говоря, если очень захочется взорваться, — так, я подыму руку — вы... не надо: я больше успею.
   Теперь... э... Я хочу вам показать несколько песен, совсем которых вы не знаете, это песни... такие вот... песни-зарисовки. Они даже не тянут на песни, потому что в них н... нету ни... второго плана, ни... ни одной проблемы, которая исследуется, есть случай — то, на что упал взгляд в данный момент. Я помню, такие зарисовки привозил из разных городов. Вот у меня была зарисовка о Ленинграде такая:

real mp3 txt htm 11. В Ленинграде-городе... (1 куплет)
         

   А совсем недавно появилась песня-зарисовка о Париже, или "Письмо к другу".

real mp3 txt htm 12. Ах, милый Ваня! Я гуляю по Парижу...
         

<Аплодисменты>
   Спасибо!
   Ещё одна песня шуточная, которая называет... Эта песня о том, что теперь очень много разговоров о различных чудесах, которые, якобы, существуют вокруг нас. Это и летающие тарелки, которые некоторые видели, а некоторые в них летали, вот, <смех в зале> и... и... и, значит, как очевидцы, выступа... Я, например, э... однажды слышал лекцию, Зигель читал лекцию в... Доме литераторов, давно, при том взлёте э... разговоров о летающих тарелках, который был лет двенадцать тому назад, <смех в зале> и он всё время... С ним был лётчик, по-моему, фамилия не то Аккуратов, не то ещё как-то, который их уже... он просто их видит всё время, они ему... <Смех в зале> И рассказывает об этом с большим удовольствием, и тут же он всегда по правую руку и, значит, охотно уже... Как однажды выступала у нас... одна женщина, которая работала в... семнадцатом году, по-моему, телефонисткой. У неё так было просто по плану, она всегда вдруг... как вскакивала, и говорила: "Владимир Ильич был самым дисциплинированным работником Совнаркома. Бывало..." Потом она, значит, уже рассказывает: "Владимир Ильич был самый человечный человек!.." — такими формулами, знаете, такими... Ну вот, и вот этот самый Аккуратов, он тоже примерно, так он всё время, как он... в... г... Тот говорит: "Пожалуйста!" — Он говорит: "В прошлом году, когда мы летели..." — и, значит, д... шли разговоры о летающих тарелках. И э... ну, летающие тарелки — это Бог с ними, это неваж... Щас опять... какой-то взлёт в... летающих тарелок, снова они <смеётся> взлетели. Вот. Я на знаю... А п... Ещё появились новые разговоры о филиппинских врачах, значит, э... которые режут без ножа и — довольно успешно. Правда, те, которые пользовались их услугами, ничего не рассказывают, а те, которые ещё не пользовались, говорят много. <Оживление в зале> Вот. А... и, конечно, о Бермудском треугольнике, в котором э... исчезают самолёты и корабли, и... значит... Вот. Если там кого-нибудь находят живого после этих катаклизьмов, — тот уже... сдвинутый... <смех в зале> и он, <смеётся> значит, кандидат туда, в "жёлтый дом". <Смех в зале> В общем, короче говоря, я написал песню, которая называется "Письмо в редакцию телевизионной передачи "Очевидное и невероятное" из сумасшедшего дома, <смех в зале> с Канатчиковой дачи".

real mp3 txt htm 13. Дорогая передача!..
         

<Опущено 2 куплета>
<Аплодисменты
, откашливается>
   Песня... без которой тоже я никогда не обхожусь в своих выступлениях, называется она "Я не люблю". Это как бы э... ответ на половину из тех вопросов, которые мне задают в письмах.

real mp3 txt htm 14. Я не люблю фатального исхода...
         

<Аплодисменты>
   Острая антиалкогольная песня, которая имеет своей целью борьбу с "зелёным змием". Хотя, может быть, её здесь петь не надо, здесь с борьбой покончено давно <смех в зале>, но я... То есть... Вот и... я просто так... по старой памяти... Может быть, кому-нибудь что-нибудь напомнит. Мне очень интересно, что когда, вот, шутишь по поводу, значит, алкоголя, здесь, у нас, в... Союзе в Советском, то э... как-то... острая реакция — где бы ты ни был: неважно, там, в Киргизии, там, в Грузии — везде. А вот если будешь уже... за пределами, там где-нибудь, и... и начнёшь по этому поводу шутить, то даже среди понимающих язык — никакой реакции. Вот я в Болгарии, например, чё-то такое пошутил, там, говорю, что... вот, мол, дескать... Никак, ни... никакого... эффекта. Думаю: что такое? Неужели у них не пьют, может быть, или как... Нет — гляжу, полные кафе, там, сидят, все з... за этими маленькими штучечками своими. Но потом я думал-думал, спрашивал-спрашивал — никто мне так ответить не мог, и я сделал такое умозаключение, что мы-то уж заканчиваем, а они токо начинают. <Смех в зале> Потому что мы, смеясь, расстаёмся со своим прошлым, <смеётся> а они, ещё не знают, чем им это грозит. Вот. <Смеётся, откашливается> "Диалог у телевизера".

mp3 mp3 mp3 htm 15. - Ой, Вань, гляди, какие клоуны!..
         

<Аплодисменты>
   Ещё песня на ту же тему, только называется она, так, это сибирская такая зарисовка, “Про речку Вачу”. Речка Вача, на которой моют золото, там — старательские артели. И ещё для справки, как сноска в конце страницы, значит, э... о том, что... что такое "бичи..." вы знаете, бичи. Бичи — это люди, которые раньше плавали, потом они либо отстали с корабля, либо что-нибудь ещё случилось, и вот они там мигрируют везде, в разных местах: то у геологов, то у старателей, то ещё где-то, так вот они всё там... Люди они выпивающие.
  
"Песня про речку Вачу". Это шутка, зарисовка, чи... Там только случай. Там никакой нету подоплёки другой.

mp3 mp3 mp3 htm 16. Под собою ног не чую...
         

<Аплодисменты>
   Песня, которая написана и посвящена другу нашего... нашей семьи... лётчику Скоморохову, дважды герою Советского Союза... Эту песню... я написал для с... спектакля "Звёзды для лейтенанта". Она там, правда, не полностью, но я её всегда исполняю в своих выступлениях с маленькой аннотацией, такой, что — это была великая в... воздушная битва над Кубанью в... э... сорок третьем году, и в... в ней участвовало много с... лётчиков с той и с другой стороны... И вот один из них, Скоморохов, он сбил в личных боях, в индивидуальной охоте, которая была ему разрешена, однажды, мстя за своего друга, такую э... м... "двойку бриллиантовую" из знаменитой эскадрильи "Удэт", в которое... в которой было несколько лётчиков, награждённых лично фюрером бриллиантовыми крестами — асы, и так далее... И он их нашёл, принял бой с ними — и один их уничтожил. Об этом м... мой дядя, который, к сожалению, больше не живёт, он в прошлом году... его не стало (у него у самого было три Боевых Красных знамени к сорок третьему году, то есть, он достойно очень вёл себя во время войны, вероятно, — поэтому...), вот, и он написал об этом статью. Так что это всё взаимосвязано. И я эту песню посвящаю вот этому погибшему другу, за которого он мстил.

real mp3 txt htm 17. Всю войну под завязку я всё к дому тянулся...
         

<Опущено 5 куплетов>
<Аплодисменты>
   Спасибо.
   Ещё песенка шуточная, опять вот... она имеет отношение к полётам, как-то по ассоциации, потому что я никогда точно не н... не намечаю себе... я намечаю количество и примерное настроение, чтобы всем, независимо от зарплаты, досталось по куску в этом зале. Потому что я точно знаю, что у многих людей из присутствующих есть свои любимые вещи, если они знают мои песни. Поэтому я... к сожалению, не могу удовлетворить всех сразу: у меня их так же много, как людей в этом зале, возможно и больше. Поэтому я стараюсь так, чтобы как-то из различных серий понемножечку, ну, если не точно ту же самую, но хотя бы из этой вот серии. Вот щас я хочу показать вам песню, которая называется э... "Случай на таможне".

real mp3 txt htm 18. Над Шереметьево в ноябре третьего...
         

<Аплодисменты>
   И наконец, — песню, которая... с которой я начинал свою работу. Песня эта называется "Парус", песня старинная, песня из фильма "Срочно требуется песня". Это набор беспокойных фраз, в ней нету сюжета, как в... других моих вещах — не ищите его – это просто о нашей... причастности, ответственности за всё, что происходит в этом мире: вокруг, близко, далеко — это неважно.

real mp3 txt htm 19. А у дельфина взрезано брюхо винтом!..
         

<Продолжительные аплодисменты>
   Спасибо! Спасибо.
   А-а! <Смеётся>. Благодарю вас!
   Хотите что-то сказать мне?
   ЖЕНСКИЙ ГОЛОС: Разрешите от вашего имени поблагодарить артиста Владимира Высоцкого за интересные новеллы и талантливое выступление. <Аплодисменты> И... ещё хочется сказать особо тёплые слова за его любовь, что ли, к обществу книголюбов. <Смех в зале, аплодисменты> И мы надеемся, что эта встреча будет не последняя, и мы в этом зале прослушаем весь цикл его новелл. <Аплодисменты> Разрешите вручить вам, и ещё раз поблагодарить...
   Благодарю вас! Ну, теперь я... Н... Зачем? Поберегите ладони детей по головам гладить, <смех в зале> это совсем неважно. Значит, э... я... сам... последнее слово, как, знаете, как перед казнью просят... Вот я, действительно, последнее. Я, правда, не пою "на бис". Я всё сегодня... действительно, с перевыполнением — процентов на сто семнадцать, как и обещал, я сегодня всё сделал. Вот, и я вас благодарю за то, что вы улыбались, когда было нужно, что вы были серьёзны, когда песни того стоили... Короче говоря, вы всё сделали как надо. Здесь всегда работать замечательно, и я безотказен в смысле приездов, особенно по линии книголюбов в Дубну. <Смех в зале> Вот. Так что я с удовольствием приеду к вам ещё, тем более, что на подходе целая обойма новых вещей, которую я хочу выпустить сразу, потому что мне почти невозможно понемножечку выпускать песни, ибо через несколько дней мне из... текст подсказывают из зала в Новосибирске. Вот. Так что всё новое и то, что вы любите старенькое, я с удовольствием постепенно перепою, приезжая к вам. А щас всего доброго! Отдыхайте! Всё! До свидания!
<Аплодисменты>

Наличие фонограммы: 001 , 005 , ___ , ___ .
Наличие стенограммы: ___ , ___ , ___ , ___ .
Служебный блокнот: html | txt | doc | ?
Блокнот: html | txt | doc | ?

        Появление сообщений об ошибках при обращении к файлам RealAudio, mp3, txt означает, что к серверу, на котором размещены эти файлы, нет доступа. Повторите запрос спустя некоторое время или на следующий день.
        Об ошибках в работе сайта Вы можете сообщить нам по e-mail .

        Если Вы располагаете любой информацией об этой записи (воспоминания очевидцев, недостающие песни, песни в полном объеме или с лучшим качеством, отсутствующие комментарии, фотографии, публикации с упоминаниями и т.д.), пожалуйста, свяжитесь с нами по e-mail :

Ваши уточнения, дополнения, замечания о записи 00_0633
- На первую страницу сайта - - Обратно -
На первую страницу |
К оглавлению | сайта
Последнее обновление:  02 февраля 2022 г. +  Counter CO.KZ
Владимир Высоцкий Vladimir Vysotsky Vissotski Vissotsky Visocki Visotski Visotsky Visotskiy VVysоckij
Wladimir Wysotsky Vysockij Vysockiy Vysotski Vysotskij Vysotsky Wisocki VVysockij WSVVb1SS0CKiY