- Back - Код: 00_0632
Владимир Высоцкий
03 февраля 1979 года.
Москва, /ул. Авиамоторная, д. 55/
клуб научно-исследовательского института прикладной механики им. академика В.И. Кузнецова (НИИ ПМ).

Запись: Олег Львович Терентьев.
Длительность записи: 80 минут.

Оцифровка - Николай Цанков /Болгария/
Стенограмма - Алексей Еськов.

mp3 mp3 txt htm Вступительное слово Валерия Павловича Янкловича
         

<Шум зала>
   В.ЯНКЛОВИЧ: Добрый вечер. Сегодня у вас в гостях артист московского Театра драмы и комедии поэт Владимир Высоцкий. Мы все знакомы с этим удивительным именем Владимир Высоцкий. Мы его видели на экранах наших телевизоров, мы смотрели его в кино, кто бывал в нашем театре, видел его в спектаклях нашего театра. Но вот те огромные аудитории, которые собирает выступление… поэтическое выступление Высоцкого, говорят о том, что его песни, его поэтическое творчество, которое он сам считает одним из главных в своей жизни, наряду с работой в кино, в театре. Но п… своё поэтическое творчество — работа над песней он считает одним из основных в его творческой жизни. И это верно, потому что то… та тяга его к песенному созиданию говорит о том, что он — человек, обладающий каким-то удивительным совершенно э… творческим зрением, и всё, что происходит вокруг него как… в жизни, он как гражданин, как поэт не может пройти мимо этого и всё это показывает в своих удивительных песнях, либо монологах, либо балладах. И не удивительно, что со временем интерес к песенному творчеству этого удивительного, на мой взгляд, поэта, не проходит. Потому что ото дня ко дню, от года в год и… он… м-м-м… совершенствуется в своём песенном творчестве, и недаром уже не только в Москве, но и в других городах уже образованы клубы целые, которые посвящены тому, чтобы собрать всё тво… творческое наследие э… которое за многие годы работы над песней сделал Владимир Высоцкий. Так, по его только подсчётам, что он написал за последние двадцать лет, пятнадцать, где-то около семид… семьсот–восемьсот м-м-м… с… поэтических своих произведений. И сейчас большая группа людей занимается собрать их по крохам, потому что они рассеялись по всей стране и, вот, по многим городам... Нам, я с гордостью могу вам сообщить, вот этому удивительному подвижническому клубу удалось собрать вот к его э… дню рождения, вот сейчас собран такой большой, на мой взгляд, единственный в своём уникальном роде, двухтомник. Эта работа не завершена, она будет двигаться. Я просто э… как один из подвижников что ли этого дела, вам… доношу до вашего сведения, что такая работа ведётся и, я думаю, что будет вестись. К счастью, появляется уже и в печати э… многие его вещи, к сожалению, очень мало. И поэтому я с большим удовольствием сегодня представляю слово поэту Владимиру Высоцкому.
<Аплодисменты>

mp3 mp3 txt htm 1. На братских могилах не ставят крестов...
         

<Аплодисменты>
   Здравствуйте. Добрый вечер.
   Это вместо приветствия песня, чтобы вы н… не перепутали, а вдруг к вам приехал кто-нибудь другой. Вот. Теперь, я думаю, вы не ошибётесь, тем более, что эта песня она уже прозвучала и в картине, потом я её записал на пластинку, а песня… песне больше везёт, чем людям, потому что если песня того стоит, она живёт долго, а человек — он много нервничает, беспокоится и помирает раньше. Вот. У меня есть счастливая возможность продлевать жизнь моим песням из-за того, что мне очень везёт, я имею большое количество людей, которым могу рассказать о том, что меня беспокоит в песнях. То есть, я имею возможность продлить им жизнь.
   Ну, теперь, я думаю, что несколько слов э... для того чтоб представиться, откуда и что. Вы меня, наверно, и знаете, потому что я здесь бывал, я этот зал помню. Но так как у меня теперь как-то выкристаллизовалась моя программа, то я уж не буду отступать от того, что я делаю всегда, и всё-таки несколько слов чуть-чуть я хочу вам рассказать о театре, потому что если бы его не было, вероятно, я бы не писал. А если бы и писал, то, возможно, по-другому. То есть, без этого театра не было бы, вот, не появились бы песни последних, скажем, десяти лет.
   Работаю я в Москве в Театре на Таганке. Таганка — площадь знаменитая, совсем недалеко находится. Она знаменита по двум причинам. Во-первых, потому что там раньше была тюрьма и э… тюрьма, про неё даже слагались песни:

mp3 mp3 txt htm 2. Цыганка с картами, дорога дальняя... (1 куплет)
         

   И ещё на Таганке был театр, который назывался "Театр Драмы и Комедии". Но в тюрьму ходили значительно больше, чем в тот театр, поэтому так случилось, что тюрьму сломали, а театр реорганизовали. И вот я помню даже, по поводу того, что сломали тюрьму, написал такую песню, которая кончалась такими словами:

mp3 mp3 txt htm 3. - Разломали старую "Таганку"... (1 куплет)
         

   И песня эта теперь тоже устарела, потому что есть зачем ехать на Таганку. Там стоит театр в старом здании новый театр, который существует четырнадцать лет. Четырнадцать лет это срок небольшой, для театра, конечно, вот, но в то же вр… за это время театр этот завоевал и популярность, и любовь зрителей Москвы и других городов, где мы бывали на гастролях. Были мы за рубежом в Болгарии, в Венгрии, там. Вот в Югославии э… два с половиной года тому назад мы завоевали, например, Гранд-при, высшую награду фестиваля на фестивале БИТЕФ — это белградский интернациональный фестиваль юбилейный — за спектакль «Гамлет». Это мне особенно приятно, потому что я в нём играю роль Гамлета, а вам это вероятно любопытно, потому что вы про это ничё не знаете. Как-то так случилось, что наши гастроли и в Югославии, и вот в прошлом году во Франции освещались мало, а если и освещались, то совсем как п… под определённым углом зрения. Вот, например, было несколько публикаций по поводу э… значит, наших гастролей, верне… вернее, даже не по поводу гастролей, но касалось наших гастролей двумя цитатами, например «Литературная газета». Из этих двух цитат можно заключить, что театр в Париже в прошлом году провалился, вот, потому что были выбраны две… две цитаты из сорока статей, где были серьёзные критические разборы, в основном и больше всего положительные, иногда даже и восторженные. Так вот автор вот этой самой заметки, реплики в «Литературной газете», он выбрал именно две цитаты из статей, где, значит, критиковался наш театр. А я вам должен сказать в противовес этому, что театр прошёл замечательно во Франции, и свидетельством тому снова была премия, премия ещё более трудная и серьёзная, премия французской критики за лучший иностранный спектакль года, опять это был «Гамлет». А надо вам сказать, что в том году, когда были мы, во Франции было двести театров, двести иностранных трупп, так что, как вы понимаете, это почётная награда и сложно было её получить. Поэтому вы можете заключить, что театр прошёл и во Франции с большим успехом. Были мы в трёх городах: в Париже, в Лионе и в Марселе и м… можете мне поверить, что приём публики, то есть, реакция её, и благодарственная реакция в конце спектакля почти ничем не отличались от тех, которые бывают у нас в Театре на Таганке, а иногда даже и превосходили, потому что для них это было в новость, ну, если не в диковинку, то, во всяком случае, для них это было э… крайне интересно.
   Ну вот, теперь в чём секрет популярности этого театра, а это действительно так, я не преувеличиваю. Если вы придёте посмотреть новый каждый наш… каждый новый наш спектакль, это почти невозможно сделать, не имея каких-то блатов, там, даже и имея всё равно трудно. Нужно прорываться через кордоны милиции, пожарников, дружинников, там, какими-то тайными ходами, придти, упасть на колени перед директором, сказать: «Здрасьте, вот мы с Авиамоторной» и он всё равно ничё не сделает. Тогда, значит, нужно найти кого-нибудь из нас, меня например, сказать: «Володя, помоги», я уж буду чего-нибудь придумывать. Но всё равно, я приглашаю-приглашаю, но не всех сразу, потому что театр у нас маленький — 650 мест, хотя нам строют новый большой — на 750. И вот, значит, <оживление в зале> строют его быстрыми темпами уже года четыре и, я думаю, что к десятилетнему юбилею Олимпиады всё будет нормально, тогда вы сможете почти все придти в этот самый новый зал. У нас будет три зала. Останется… мы надеемся, что останется прежний зал, в котором мы теперь играем, вот будет новый и ещё у нас есть один маленький зал, в котором, возможно, будут играться спектакли-бенефисы, спектакли творческие вечера актёров и так далее. Ну вот, а если говорить серьёзно, то секрет популярности этого театра — есть тому несколько причин. Одна из них это та, что театр э… имеет свою позицию, которую он излагает чётко, внятно, не держа фигу в кармане, разговаривая с людьми на равных. И в этом театре не только, зн… знаете, обычно говорят, что в этом театре зритель является как бы участником спектакля, возможно, соучастником. Но самое главное, что не… не просто э… таким пассивным зрителем, человеком, который пришёл сюда развлечься, отдохнуть, либо, наоборот, там, о чём-то задумываться… задуматься. Нет, а… в этом театре… э… в… существует какая-то атмосфера доверия, когда ра… артисты разговаривают со сцены с… с людьми, абсолютно уверенные в том, что их поймут, что людей в зале в нашем беспокоют те же проблемы, и они думают о том же самом, о чём, вероятно, думают артисты этого театра. Мне кажется, в этом есть современность этого театра, в его чёткой внятной позиции, с которой его не могут сбить вот уже четырнадцать лет ни недоброжелательные критики, ни какие-то всякие другие рифы и подводные камни. Вот.
   Ну и ещё: театр всегда э… и с самого начала работает в очень яркой э… манере, это всегда спектакли сделанные по форме очень ярко, это зрелище и п… которое почти никогда не повторяются. Это спектакли, в которых почти никогда нет декораций в том смысле слова, к которым… к которому… в котором вы привыкли их видеть в других театрах. Мы никогда не городим, не рисуем ма… малёванных задников у нас нет, мы никогда не нарисуем, там, звёздное небо, луну, солнце или не… не будем ставить фанерных деревьев на сцене. Всегда есть образ, чащ… часто — поэтический образ каждого спектакля. Истоки этого театра… он называется уличный театр. Вот у Брехта был уличный театр. А если подумать, то и ещё раньше, несколько веков тому назад существовали театры, бродячие труппы. Причём это удивительно, ведь приходила труппа какая-то в какой-то город, ну, какой-то зазывала, вероятно, кричал: «Приходите, — там, — посмотреть трагедию бессмертного Еврипида!» или Шекспира, я уж не знаю, приходили люди и вот тут же на… на глазах людей пр… или на площади, либо фоном служила стена какого-нибудь старого здания, начинали играть. И играли-то ведь, в общем, наверно, либо в масках, либо с маленькими деталями костюмов, не было никакого занавеса, в принципе никакого света — не было ничего, а искусство было. Почему? Потому что люди смотрели. Если бы не смотрели, тогда не могли бы существовать эти труппы. Ведь как было тогда? Если… Кончается спектакль, шапку по кругу, кто сколько даст, верно? И если бы играли плохо, и не было бы искусства, никто бы ничё не дал, все бы ушли и всё. И тогда бы был провал, и люди б не могли существовать, а эти театры выжили и дожили до теперешних времён и вот превратились, значит вот, в то, что вы сейчас видите — иногда это хорошо, иногда плохо. Неважно. Во всяком случае, театр — искусство вечное, и он выжил несмотря… И вот у нас… очень часто вы увидите в наших спектаклях, почти всегда, что мы играем со своим лицом. Я, например, играю роль семидесятилетнего Галилея в спектакле «Жизнь Галилея» Брехта, не делаю себе ни глубоких морщин, ни седого парика, ни… не малюю на лице ничего, не клею бороду и усы, тем более, не стараюсь походить на самого Галилео Галилея внешне. Вот. И э… в спектакле нет декораций, вот как, там, где… нет ни венецианских дворцов ни малёванных, ни сконструированных, нет ни генуэзских площадей, где происходит действие. Есть ворота, которые распахиваются на зрительный зал, как бы открывая нам возможность выходить к зрителям и обращаться к ним впрямую. И вот есть такой приём в этом театре разговора со зрителем, которого, я думаю, больше нет ни в… в других театрах и в других коллективах, когда просто выходит артист к зрителям и начинает с ним разговаривать либо монологом, впрямую, прям вот с ним, как с собеседником своим, либо песней, зонгом. И это тоже отличительная черта этого театра, опять это работает, вот, на эту вот атм… на создание этой атмосферы доверия, которая часто устанавливается у нас в зале. И разрушена эта стена, её почти никогда нет, и мы выходим из разных мест, из разных дверей, а не только на сцене действие происходит. Короче говоря, в… э… вот это вот зрелище оно и больше… и более демократично может быть, чем когда, есть знаете такая вампука или оперность, и в то же время есть доверительная вот эта интонация, которая привлекает людей в зал. Что их никто не обманывает, никто не пытается, значит, их обмануть, сказать… Есть два магических слова «Представьте себе…» и зритель, тогда он был менее искушённым и наивным несколько веков назад, а теперь уж такой поток информации льётся вам в уши и в глаза: и радио, и телевидение, газеты, сплетни, телефоны, что угодно. Вы так много получаете информации, что именно, <смеётся> мне кажется, что из-за этого, когда вы приходите в театр и видите живое, и когда вас никто не пытается обмануть, а просто как бы говорится перед началом спектакля «представьте себе», люди охотно идут на это. Охотно представляют себе, что да, вот этот человек со своим лицом покажет вам сегодня ро… Галилея, который жил нескоко веков назад, но которого волновали те же проблемы и… и страсти, которые и волнуют этого, может быть, актёра и вас, сидящих в зале. Вот ну я н… о… немножко сумбурно вам рассказываю, но мне кажется, чтобы было понятно, почему, вот… Часто задают вопрос из-за чего такая тяга, ну, что у вас там происходит? Ну, не только же из-за того идут на «Мастер и Маргарита», что там показывают голую женщину. Кстати, её не показывают голую, она сидит спиной, спина красивая у неё очень, вот, а, наверно, ещё из-за чего-то другого, верно? Из-за того, что там есть искусство, из-за того, что там говорят со сцены чётко, внятно и с доверием к людям. Короче говоря, нам необходим зритель, необходим, без него б не было бы этих зрелищ, которые у нас на сцене. А мне кажется, во многих других театрах может и не быть зрителя, всё равно можно играть, понимаете? А мы не можем без зрителей играть, вы нам нужны также как, я думаю, мы вам. Ну вот.
   И наконец, самое последнее. В нашем театре есть м… много очень используется поэзии, музыки, стихов, песен в спектаклях нашего театра и не только в чистом виде, вот у нас есть поэтические спектакли «Вознесенский», «Евтушенко» шёл спектакль, о Пушкине, о Маяковском, спектакль драматическая поэма Есенина «Пугачёв» и… и… и «Павшие и живые» и так далее, и так далее. Не только так, а присутствует п… к… как… в каждом нашем спектакле очень много музыки, поэзии и… и… и артисты нашего театра владеют вот этими вот бесхитростными инструментами — гитарой или аккордеоном и… и могут, почти каждый из нас занимался как-то пластикой, и мы стара... стремимся к тому, чтобы актёры могли делать всё. Но самое главное, что появилось в этом театре и что стало с самого начала поощряться главным режиссёром — это наши творческие хобби, наши привязанности помимо актёрских. Потому что мы на сцене в нашем театре не только исполнители ролей, не только исполнители чужой воли, воли драматурга, режиссёра, там, или начальства, а мы ещё являемся, может быть, в небольшой степени, но авторами почти в каждом нашем представлении. Я лично больше ценю в человеке творца, чем исполнителя, и поэтому э... к... из-за того, что мы можем даже иногда произносить свои тексты, то что нами придумано. Из-за этого и работаешь по-другому, и манера игры в этом театре э... совсем э... очень резко отличается от манеры игры в других местах, именно потому что м... мы играем своё, очень нам близкое. У нас играют с потом, кровью, и никто не позволяет себе халтурить, играют, как говорится, на… на по… на полном дыхании, вы увидите святой актёрский пот в некоторых наших спектаклях, чего... что редко бывает — вы увидите работу. А это летит через рампу, люди видят, когда перед ними э... работают. Ну вот. Иногда, может быть, вы больше устанете на наших спектаклях, чем на других, но в то же время, мне кажется, что и отдача больше и от зрителей, и от артистов.
   Вот, пожалуй, всё, что я хотел вам рассказать о театре и теперь перейду конкретно к песням, за чем собственно вы сюда и пришли э… потому что я много написал песен и для спектаклей нашего театра. Вот, например, в спектакле «Павшие и живые», который я особенно люблю именно из-за того, что по первости я написал… Это был первый спектакль, куда я написал свои песни. В этом спектакле звучат несколько песен моих, придуманных мной для этого спектакля, рядом со стихами поэтов, которые участвовали в войне, многие из них погибли, это — Коган, Багрицкий, Кульчицкий. Мы зажгли по ним Вечный огонь. Прямо на сцене театра вспыхивает пламя Вечного огня, кстати, первыми в Москве, раньше всех, у нас горит Вечный огонь. Зрительный зал одну минуту всегда перед началом спектакля молчит, чтобы почтить память погибших минутой молчания. А потом выходят по трём дорогам (дороги вспыхивают красным светом) выходят поэты, читают свои стихи и уходят назад в чёрный бархат — опять вот поэтический образ есть в оформлении — уходят в чёрный бархат как в землю, как в братскую могилу в… уходят насовсем в никуда, уходят умирать, а по ним снова звучат песни и стихи их друзей. Вот.
   Некоторые из этих песен я написал. Я хочу ещё вам одну песню из тех времён… мои выступления не обходятся без военных песен, я вам позже скажу почему.
   «Тот, который не стрелял».

mp3 mp3 txt htm 4. Я вам мозги не пудрю...
         

<Аплодисменты>
   Вот и когда спрашивают: «Почему так много о войне пишешь?», потому что я для своих песен стараюсь выбирать людей в самой крайней ситуации, в момент риска, в момент, когда… когда у них что-то сломалось, произошло, доведённых до отчаянья, короче говоря, м… ну, в общем… э… в самой высшей степени нервного напряжения, а не тех, которые в данный момент, там, жуют или отдыхают, про них менее интересно писать, либо комедийные только песни. Вот. И я таких людей часто нахожу, вот, в тех временах и поэтому пишу. Но это всё равно не песни-ретроспекции, это всё равно песни-ассоциации, потому что их написал человек, который живёт сейчас, не воевал и для тех людей, большинство из которых тоже не прошли войну, в общем.
   Так, дальше. Это не значит, что я вас буду сегодня потчевать только такого рода репертуаром, у меня много песен серьёзных, написанных в шуточной манере. Щас пришла пора нам с вами улыбнуться и я спою вам шуточную песню, которая называется «Песенка о переселении душ». Это э… о том, что, вот, индусы считают, что мы с вами не умираем, а душа наша переселяется каждый раз в кого-нибудь или в чего-нибудь и… кто куда сможет, в общем, некоторые в животных, некоторые в растения, некоторые в каких-нибудь насекомых неприятных, а кому везёт, те в людей, иногда в хороших.

mp3 mp3 txt htm 5. Кто верит в Магомета, кто - в Аллаха, кто - в Исуса...
         

<Аплодисменты>
   Почти из каждого города, где, вот, я бываю, я привожу такие маленькие зарисовки, иногда стихотворные. Они не тянут на песню, но в них… в них есть э… то, что… на что упал взгляд в данный момент, просто так, без… без всяких, там, внутренних течений, подтекстов, вторых планов и так далее. Вот что заметил, то и написал. Была у меня такая песня о Ленинграде, я могу её напомнить просто, она старая.

mp3 mp3 txt htm 6. В Ленинграде-городе... (1 куплет)
         

   Вот. А совсем недавно появилась такая зарисовка о Париже или называется она «Письмо к другу».

mp3 mp3 txt htm 7. Ах, милый Ваня! Я гуляю по Парижу...
         

<Аплодисменты, откашливается>
   Песня ещё одна о различных чудесах. Вот, знаете, щас много разговоров о чудесах, которые якобы вокруг нас существуют. Это и летающие тарелки, которые многие видели, многие даже в них уже и летали, теперь это уже никого не удивишь. Есть э… раз… разговоры о филиппинских врачах, которые режут без ножа и довольно удачно. Вот. Некоторые у них… пользовались их услугами, они молчат, а те, которые нет — разговаривают. И вот, например, э… в последнее время много разговоров о Бермудском треугольнике и до такой степени, что уже и по телевидению, и в газетах об этом писали, вот, что там пропадают корабли, самолёты, и что если там найдут кого-нибудь живого, который выжил, тот уже… он, в общем, сдвинутый и… и с ним разговаривать не о чем. Песня называется «Письмо в редакцию телевизионной передачи «Очевидное и невероятное» из сумасшедшего дома, с Канатчиковой дачи» — длинное название, до… да простит меня Капица, который ведёт эту передачу.

mp3 mp3 txt htm 8. Дорогая передача!..
         

<Опущено 2 куплета>
<Аплодисменты, откашливается>
   Песня, которую я написал для новой б… для новой картины «Презрейте слово смерть» называется или «Забудьте слово смерть». Вот. И у меня есть сведения, что её там не будет, она как-то там не вошла. И у меня есть перед ними обязательство её не исполнять до выхода картины, но так как её там не будет, я уже считаю, что я могу не выполнять этого обязательства, поэтому песня, которая называется «Пожары».

mp3 mp3 txt htm 9. Пожары над страной всё выше, жарче, веселей (сбой)
         

   Чё случилось?..
<Аплодисменты>
<Настраивает гитару>
   Вот я хочу спеть вам несколько шуточных спортивных песен. Вот э… э… первая песня называется «Марафон, или Бег на длинную дистанцию». Ну, вы знаете, что она написана не по поводу бега, а по поводу некоторых комментариев к телевизионным таким передачам о хоккее, когда вдруг Ян Спарре или Озеров бодрым голосом вам сообщат о том, что: «Вот ещё одну шайбу забили наши чехословацкие друзья». А вы думаете, какие же они к дьяволу друзья, если шайбу забили. Они на поле соперники и противники, а друзья они совсем в другой обстановке, там как придётся.

mp3 mp3 txt htm 10. Я бегу, бегу... топчу, скользя...
         

<Аплодисменты>
   Сидите, сидите спокойно.
   Если не очень хочется — не надо. Потом, вы знаете в чём дело? Я вам скажу, что… Я вообще когда начинал писать свои песни, я никогда не рассчитывал на то, что у меня будет такая колоссальная аудитория в будущем — дворцы, там, залы. Я писал для очень небольшой группы своих близких друзей и… э… "иных уж нет, а те далече", как говорят, многих из них уже, из этих ребят нет, но одного из них вы, наверняка, знаете, которого нет — Вася Шукшин. Вот мы были тогда вместе целой компанией, я им всегда пел свои песни. Вот, и я помню эту атмосферу, которая тогда у нас была — дружественную, доверия, раскованности и непринуждённости. И вот уже прошло много времени, через все эти времена и залы, и места я всегда стараюсь протащить вот тот настрой, который был у меня тогда с моими друзьями, когда я видел, что м… им это очень нужно, необходимо и всё. И… и… и я это стараюсь… я никогда свои выступления не называю к… ко… "концертами", понимаете? Это для меня встречи, встречи с… с людьми, которые, поверьте мне, мне, может быть, даже больше дают чем вам, потому что я имею возможность рассказать вам так… так много людей, которым я могу рассказать о том, что меня беспокоит, понимаете? Вот. И э… я всегда стараюсь, чтоб вот эт… я знаю, что встречаться, конечно, лучше дома за столом, когда после второй-третьей и так все друг друга любят, уже и петь не надо, а… <Оживление в зале> Но этого у нас произойти не может, но всё равно, ведь вы же пришли в гости за песнями ко мне, а я приехал в гости, вот, в ваше заведение. Поэтому… так что, в общем… <Оживление в зале>
   Э… А что? «Заведение» разве плохое слово? <Оживление в зале> Ну, это раньше назывались заведениями, так, от стеснения другие места, а это… ну, учреждение, скажем, чтоб более казённо. Ну, это неважно, зна… <Смеётся>
   Зна... Значит, вот если устанавливается, вот эта, хак н… хотите называйте — атмосфера или что-то другое, контакт, но то, что нельзя ухватить ни ухом, ни глазом, ни носом, а каким-то шестым чувством ч… что происходит само по себе. Если это есть, я вас уверяю, что меня совсем не беспокоит, вот, будете ли вы, там, выражать какую-то… либо восто… в общем, короче говоря, это же ответ публики — аплодисменты. Потом ведь, во… про меня ходит много всяких легенд. Одна из них заключается в том, что я, якобы, не люблю, когда аплодируют. Это неправда, я нормальный человек, живой, артист, я вот стою на сцене, знаю, что это тоже для вас разрядка и, возможность ваша показать мне своё отношение, к тому, что я делаю. Но это, в общем, неважно. И иногда даже без этого лучше, потому что, правда, устанавливается вот такая форма беседы, разговора, в которой нету места… Вы же не сидите дома, кто-нибудь сказал, ну если уж очень здорово сострил, ему говорят: «Двадцать копеек…», но не больше, верно? Никому же не придёт в голову взять и сказать <аплодирует> вот так вот. Поэтому я совсем не… не возражаю, если вы будете молча сидеть. Если уж совсем невмоготу, пожалуйста. Или, наоборот, тогда так, взорвитесь, я руку подыму — перестанете. Как… в общем, ведите себя как хотите: свободно, спокойно. Вот. Откиньтесь на спинки кресел, а я буду вкалывать перед вами.
   Песня, которую я забыл, потом вытянул из… её из небытия, называется она «Песня про прыгуна в высоту», но модернизированный вариант с дополнениями и немножко видоизменённый. «Про прыгуна в высоту».

mp3 mp3 txt htm 11. Разбег, толчок... И стыдно подыматься...
         

<Аплодисменты>
   Там есть одно сочетание слов, которое якобы неприлично звучит, оно означает по-английски «кто есть кто», значит: «Я им все доказал кто есть кто» . Вот. <Оживление в зале> Чтоб не было никаких разнотолков.
   Песня… ещё хочу вам спеть шутку такую, называется она «Про речку Вачу». Это тоже я был в Сибири, рассказали мне несколько смешных историй, одна из них такая типичная, которая стоила песни, я её написал. Песня эта называется «Про бича и про речку Вачу». Ве… Речка Вача — это речка такая, на которой моют золото. Там стараются э… артель… артели старательские. Ну вот, такая вот история. "Бичи" вы знаете, кто такие, да? Ну, это так… в основном, это люди, которые… плавали раньше, потом как-то сошли на берег. Или прозевали свой корабль снова и вот как-то остались там. Они выпивают много. Вот. А потом они ездят куда-то, на… нанимаются, работают. Вот. Потом становятся полезными членами общества.

mp3 mp3 txt htm 12. Под собою ног не чую...
         

<Аплодисменты>
   Как вы обратили внимание, песня эта имеет острую антиалкогольную направленность и следующая будет о том же, в ц… написана в целях борьбы с "зелёным змием". Правда, говорят, мне… меня тут предупредили, что, говорят, ты тут этих песен не пой, тут уже с борьбой покончено, разобрались т… то есть, с "зелёным змием", борьба осталась ещё. Вот. Но я всё равно думаю, чтоб напомнить, по старой памяти. «Диалог у телевизера» или «Диалог в цирке». Меня часто просят её спеть, вот, хотя все остальные <смеётся> мои песни называются "монологами". Потому что я, вот, получаю письма, и там спрашивают люди: не воевал ли я, не плавал ли, не сидел ли, не летал ли, не шоферил и так далее. Это из-за того, что почти все мои песни написаны от первого лица, и везде говорю «я». Вот. И не из… не от нескромности, не из-за того, что, вот, дескать, ах, мол вот, не из-за ячества, а из-за того, что в них во всех есть какая-то доля моего домысла авторского, многое придумано, а самое главное, в них во всех есть моё собственное отношение к предмету, о котором я пою, и к тем событиям, моё суждение. И из-за этого я рискую говорить «я», и песни эти называются "песни-монологи". Ну а сейчас, вот видите, "диалог" даже — «Диалог у телевизора». Может быть, потом буду писать даже целые какие-нибудь диспуты от имени разных людей. Стоит об этом подумать.

mp3 mp3 txt htm 13. - Ой, Вань, гляди, какие клоуны!..
         

<Аплодисменты, откашливается>
   Песня называется… Она является как бы ответом на половину из тех вопросов, которые мне задают в письмах, называется она «Я не люблю».

mp3 mp3 txt htm 14. Я не люблю фатального исхода...
         

<Аплодисменты>
   "Песня-шутка" называется «Про Джеймса Бонда», но она требует маленькой преамбулы. Потому что есть такой знаменитый артист на Западе, который называется Шон Коннери. Он известен до такой степени, что он ходит с охраной, живёт н… никто не знает где из-за того, что он играл Джеймса Бонда, агента 007, супермена, супершпиона, супер-супер-супер, вот, в фильмах по романам Яна Флеминга. И вот его пригласили сниматься к нам однажды. Он не хотел, долго отнекивался, потом всё-таки приехал, спустился с опаской, а у нас… н… а на него все ноль внимания. Ну, так пройдут, токо что не плюнут, а, в общем, никакого особого… <Оживление в зале> Потому что он в жизни никакой не супер, он нормальный человек, респектабельный господин, седоватый, лысоватый, нормальный человек и никакой не супер. Ну и… и у нас к тому же этих фильмов никто не видел, поэтому чё ж тут. Вот. Ну и, значит, он ходил-ходил, а потом через пару недель заскучал и говорит, надо хотя б сослуживцам объяснить, кто я такой, там, как-то сделать вечеринку, давайте пригласим в… артистов, там, артисток, конечно, ну и, в общем, сделаем такой маленький вечер, познакомимся друг с другом. Ну и сделали вечер, он купил всяких напитков хороших в «Берёзке» и накрыл стол, и всё. И за всеми ухаживал, всех развлекал, правда, по-английски, а там в этой компании уже к концу вечера и по-русски то не могли особенно, поэтому… в общем, его юмор пропал как… совсем ис… как-то даром всё это было, все его усилия и, в общем, всё выпили, съели и ушли люди, разошлись. И он остался один у разрушенного стола и, наверно, он долго повторял: «Да! Мне правду говорили — это действительно таинственная страна».

mp3 mp3 txt htm 15. Себя от надоевшей славы спрятав...
         

<Аплодисменты>
   Не надо, не надо, сидите.
   Так, теперь вот ещё песня шуточная, которая называется «Инструкция перед поездкой, или полчаса в месткоме». Не в вашем, в другом, в любом.

mp3 mp3 txt htm 16. Я вчера закончил ковку...
         

<Опущено 2 куплета>
<Аплодисменты>
   Не устали вы, нет? А я — да. Вот, значит… Ой, батюшки мои, сколько же это я уже?
   ГОЛОСА: <Неразборчиво>
   Чего? <Смех в зале> Щас. <Откашливается>
   Значит, я вам… вот о чём хотел ещё сказать. Это хорошо, что мало, вы говорите, это — замечательно. Если бы говорили много… вон, человек ушёл, обиделся и ушёл, что так много, видите? <Оживление в зале> Да. Так я хотел вам ещё несколько слов вот о чём. Дело в том, что я занимаюсь авторской песней, это совсем другое дело, чем эстрадная песня. И отличают их многие-многие вещи, это два разных жанра. Я совсем не против песни эстрадной, потому что, ну там, на здоровье, пускай они поют, это — ради Бога. Дело в том, что эстрадная песня это… она предполагает много зрелища ведь. Оно и по телевиденью, то, там, певец у себя из уха выйдет, то ещё чего-нибудь и, конечно, и на сцене, потому что всегда меняется свет, мигает, иногда декорации меняются, другой задник, там, смена номеров, то кто-то танцует, потом певец уйдёт, там, покобенится минуты три, снова выйдет и, в общем… Короче говоря, в этом много зрелища есть и… и часто на эстраде, если зрелище снять и… ничего другого не останется, потому что они очень мало внимания (многие из них) уделяют текстам. Иногда слышишь такое, что просто уши вянут, а иногда такое, в чём нет никакой информации, либо нечто глубокомысленное вроде того, что, мол, ну… что «Провожают пароходы совсем не так как поезда…», например. Что-то вроде имеет в виду автор под этим. Или, там, ещё чё-нибудь. Ну, это даже н… неважно просто даже… даже… я не могу сказать полюбившаяся, а вот навязшая в ушах песня, ну, скажем, помните, несколько лет подряд «Яблони в цвету, какое чудо…»? Это же, ведь если так подумать, ну и что же, ещё тысячу вещей можно, там… «Тополи в пуху, тоже, какое чудо…» или… Да это неважно, опять это не главное. Вон, если рядом с этим вспомнить строки Есенина, простые строки Есенина:
         
«Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
          Увяданьем золота охваченный
          Я не буду больше молодым…»

  
Сразу становится всё ясно, что там — не пойми то, а здесь — поэзия, верно? Ну вот, я не хочу всё огульно охаивать, потому что щас появляются… щас поэты многие хорошие пишут песни для певцов. И кто работает с этим, кто этому уделяет внимание, тот потом и остаётся. Вот Бернес, он уже сколько лет не живёт, а вы услышите его по радио, прильнёте слушать его, потому что он никогда не пел плохих, неинтересных текстов. И сейчас по теперешним временам мне кажется, что это самое главное в песне. Информация, текст, поэзия, возможно. Ну вот, и из-за этого я з… я не могу говорить о том, что, вот мы, у нас всё там мы хорош… хорошие тексты пишем, нет, но, во всяком случае, работаем, люди, вот, занимающиеся авторской песней, много с текстами. Если две чаши весов, вот на одну бросить всё, чего я другого делаю — и театр, и кино, и, там, когда удаётся и выступления, и всё и на другую — только работу над песнями, я думаю, что только вот это будет уравновешено. Потому что всё время это крутится, всё время идёт работа, отбор с… с… со строками. Из-за этого кажется, что они очень просты, из-за этого кажется, что и я так могу многим, потому что мне присылают такие письма. Вот. И мне кажется, что это имеет право на существование обязательно и я совсем не к тому, что… Вот я знаю, что на эстраде очень часто выбирают себе кумира, начинают подражать. Такое же стало случаться теперь и с авторской песней — кто-то попытается петь как Булат Окуджава, кто даже — как я, что я считаю занятием праздным, и совершенно не к… не к чему это делать. Особенно подражать голосу, тем более что некоторые, там, сорвут голос, там, "а-а-а" это, значит, уже, вот, как Высоцкий. Это неправда, у меня, например, голос всегда был такой, я даже в детстве вот был совсем таким пацаном, читал стихи каким-то взрослым людям, они уже тогда говорили: «Надо ж! Какой маленький, а как пьёт!» <Оживление в зале> Так что… ну это шутка, а на самом деле у меня голос всегда был низкий, как говорили… раньше говорили э… п… «пропитой», а теперь из уважения говорят «с трещиной».
   Ну вот, вот этим самым голосом с трещиной я хочу вам спеть песню, которая называется «Конец охоты на волков». У меня была такая песня, которая называлась «Охота на волков», а эта песня… как она написана, ну, что ли, в защиту… по охра… я не знаю, там… Эта песня об охране природы, что ли. Это «Охота с вертолётов».

mp3 mp3 txt htm 17. Словно бритва рассвет полоснул по глазам...
         

<Продолжительные аплодисменты>
   Благодарю вас! Не… уже это… всё нормально ж было, как хорошо было во время выступления, там всё было коротко. Э… Поберегите ладони, будете детей гладить по головам и всё. Значит, я закончил своё выступление. Я, правда, никогда не пою "на бис". Это… это же не концерт, опять повторяю. Я свою норму с… перевыполнил сёдня, и напрасно вы говорили, что мало. Просто это был немножечко темп побыстрее, чем обычно. Вот. Я хочу вам ещё об… о… сказать об одном, что у меня много песен, несколько сотен и песен, и стихов, и других всяких вещей. Я всё равно это всё перепеть не смогу за один раз. И у каждого из вас есть, вероятно, свои любимые темы или даже песни, если кто-то их знает. Но я с удовольствием вам всё допою потихонечку. Я думаю, что для многих сегодня были и новые вещи, и какие-то старые интересно вспомнить. Вот я хочу выстрелить обоймой, потому что у меня есть несколько новых вещей, которые я пока не пою, именно из-за того, что я хочу сделать целую большую новую программу. Но я с удовольствием приеду к вам, у вас много воздуха, у вас хорошие лица, вы смеётесь когда надо, серьёзны тоже когда надо, в общем, вы сегодня сделали всё хорошо, я надеюсь, <смеётся> что я тоже. И до новых встреч! Всего доброго!
<Аплодисменты>
<Шум зала>

Наличие фонограммы: 001 , 005 , ___ , ___ .
Наличие стенограммы: ___ , ___ , ___ , ___ .
Служебный блокнот: html | txt | doc | ?
Блокнот: html | txt | doc | ?

        Появление сообщений об ошибках при обращении к файлам RealAudio, mp3, txt означает, что к серверу, на котором размещены эти файлы, нет доступа. Повторите запрос спустя некоторое время или на следующий день.
        Об ошибках в работе сайта Вы можете сообщить нам по e-mail .

        Если Вы располагаете любой информацией об этой записи (воспоминания очевидцев, недостающие песни, песни в полном объеме или с лучшим качеством, отсутствующие комментарии, фотографии, публикации с упоминаниями и т.д.), пожалуйста, свяжитесь с нами по e-mail :

Ваши уточнения, дополнения, замечания о записи 00_0632
- На первую страницу сайта - - Обратно -
На первую страницу |
К оглавлению | сайта
Последнее обновление:  02 февраля 2022 г. +  Counter CO.KZ
Владимир Высоцкий Vladimir Vysotsky Vissotski Vissotsky Visocki Visotski Visotsky Visotskiy VVysоckij
Wladimir Wysotsky Vysockij Vysockiy Vysotski Vysotskij Vysotsky Wisocki VVysockij WSVVb1SS0CKiY