|
|
|
|
|
|
Вот.
Эта
песня тоже устарела теперь, потому что есть за чем идти на Таганскую
площадь. На Таганской площади стоит старое здание, в котором работает новый
театр. Он существует всего четырнадцать лет. Это небольшой срок для театра.
Но он завоевал большую популярность и известность, и любовь у зрителей
Москвы и других городов, где мы бывали на гастролях. Были мы за
рубежом — в Болгарии, в Венгрии, в Югославии. Вот в Югославии, например,
может быть, вы этого не знаете, у нас как-то почему-то в нашей прессе не
сильно освещают всё, что касается нашего театра, вот, и мы по... завоевали
там Гранд-при — высшую награду фестиваля. Получили эту награду за
спектакль "Гамлет". Мне это особенно приятно, потому что я в нём Гамлета
играю. А вам это, вероятно, любопытно, потому что повторяю, кроме, например,
какой ли... такой странной публикации в "Литературной газете" даже про
гастроли во Франции в прошлом году… Мы были в Париже, в Лионе и в Марселе,
зрители наши и читатели получили абсолютно превратное представление, потому
что там были... было много передёрнуто, а самое главное, там был
тенденциозный подбор цитат. Там было две цитаты, единственные две
ругательные статьи, которые они отыскали среди сорока с лишним других, в
которых отдавалась дань искусству театра и были серьёзные разборы пьес и
всего, не... у нас же ведь об этом совсем ничего ведь не писали. А судя по этой
статье, которая была единственной, написана была в неприличном, по-моему,
тоне, вот, кроме этой статьи ничего не было. И из-за этого у многих сло...
сложилось впечатление, что театр вообще там прошёл плохо. Это неправда. Мы
прошли прекрасно. Я бы даже сказал вам — блистательно, потому что за
последние несколько лет ни один драматический театр во Франции от нас не
имел такого успеха колоссального. Вот. И мы играли в трёх городах. И снова
свидетельством этому, этого успеха, было... была первая премия французской
критики, которую мы получили, как за спектакль "Гамлет" тот же самый, как за
лучший иностранный спектакль года. А надо вам сказать, что там было двести
коллективов в прошлом году, поэтому можете сами судить, что конкуренция была
очень приличная. Значит, они вот нас отметили. Теперь,
почему... в чём секрет популярности этого театра, почему к нему такой
интерес. И это правда, я не... не преувеличиваю, ни на йоту. Если вы поедете
мимо Таганки даже рано утром, вы увидите там, особенно, сейчас, в мороз,
таких скукоженных людей с номерками вот тут, на ладони. Они их берегут, как
зеницу ока. Не моют руки. В общем, как за мукой во время войны. А иногда в
тёплые летние ночи ночуют на раскладушках в соседних дворах. И есть, в
общем, единственная возможность попасть, особенно, на новые спектакли, ну,
скажем, на "Мастер и Маргарита". Некоторые люди, которые читают и
что-то
соображают, они идут на Булгакова, на "Мастер и Маргарита". А некоторые идут
на, значит, на какое-то странное название "Солдат и Маргаритка", например,
или "Правда ли, что у вас там показывают голую бабу?" — и так далее. <Смех
в зале> Вот. Но, в основном, публика у нас в театре хорошая и
она... она уже образовалась за эти четырнадцать лет, своя публика. Вот. И
поэтому попасть очень сложно. И нужно прорваться через кордоны милиции,
пожарников, дружинников, там, пройти, упасть на колени перед директором,
сказать: "Здрасьте! Мы из инсти..." я забыл, как вы называетесь, "весов",
"мер и весов", может быть, не знаю. <Смех в зале>
Вот. И, значит, он всё равно ничё не сделает, потому что он этого
института не знает. Ну а нужно... единственная возможность — это найти там
меня, или кого-нибудь из друзей, сказать: "Володя, помоги!" — и я
обязательно чего-нибудь придумаю. Ну, не всем сразу, а так, по два, по
одному, потому что... <смеётся>
потому что у нас театр маленький, на шестьсот пятьдесят мест. Но нам строят
новый, большой, на семьсот пятьдесят. И строят его — совсем недавно начали,
года четыре назад, вот, и закончат примерно так, я думаю, в десятилетний
юбилей Олимпиады. Вот. Ну, мы там боремся за сохранение прежнего зала,
потому что при переходе в новый театр многое теряется, и совсем не знаешь,
как там будешь работать. И мы хотим сохранить наш старый зал. Идёт большая
тяжба между чиновниками и искусством, как всегда, но только уже
строительными чиновниками. Ну, нам не привыкать, значит, вести эти
всевозможные пререкания с другими чиновниками, которые культурой заведуют, а
уж со строителями общий язык, я думаю, мы найдём, хотя сейчас такая
лихорадка предолимпийская, и это сложно. Но мы хотим сохранить старый зал.
И, вероятно, скоро вы увидите целый комплекс на Таганке, где будет два зала,
и ещё один маленький зал, где мы будем играть... Он уже готов. Где мы будем
играть, знаете, такие бенефисы или творческие вечера артистов. Там будет
театральное кафе, которое, возможно, будет работать и ночью. Там будет,
может быть, открытый зал. В общем, планы обширные, колоссальные, так что на
Таганке будет совсем скоро интересно. Вот. Ну а если говорить серьёзно, то,
мне кажется, есть несколько причин тому, что этот театр так, вот, посещаем, и...
и... и к нему такой интерес. Первая
причина та, что театр имеет свою позицию, которую он заявил спектаклем
"Добрый человек из Сезуана" ещё четырнадцать лет назад. Позиция эта чёткая
и
внятная, честная, гражданская позиция. Высказывается она откровенно. Никто
фигу в кармане не держит, а разговаривают с людьми на равных. Вот это вот
главное: на равных и с доверием. И наш зритель не чувствует себя только
соглядатаем, созерцателем или человеком, пришедшим развлечься или
задуматься. Он чувствует себя необходимым в этом зале. Потому
что у нас есть
такой приём, это брехтовский приём отчуждения, когда бросаешь играть роль, и
уже работаешь с публикой не от имени персонажа, которого играешь, а от
своего имени, то есть от имени театра и высказываешь позицию театра. И
автора, естественно, потому то мы бы его не брали, если бы это не было
нашей позицией, высказывается впрямую — либо монологом, либо какой-то
песней, либо зонгом. И в сопровождении инструментов, гитары или аккордеона.
Многие из нас владеют этим бесхитростным инструментом. Вот так прям выходят
к зрителям во время спектакля и начинают прямой разговор со зрителем. И не
только из-за того, что мы выходим с боков, сзади, сверху, прыгаем, там, с
балконов и так далее, что действие происходит иногда в зале, и, якобы, вот,
мол, дань моде, и это нечто, лишь бы почуднее. Нет, ничё подобного. Дело в
том, что это есть просто в… способ не... не то, что вовлечь людей в
действие, а мы их совсем не хотим, чтоб зритель принимал участие в нашем
спектакле. Нет. Мы хотим ему доказать и показать, нашему зрителю, нашей
публике, что он нам необходим, что мы ему полностью доверяем. И это,
вероятно, привлекает людей, когда с ними разговаривают откровенно и на
равных. Понимаете? Вот. И из-за того, что вот есть это доверие, доверие —
вот точное слово, которое я нашёл, у... у зрителя к нам, а у нас — к нему,
есть удивительный контакт, очень часто происходит это в нашем театре,
который ничем не заменишь, никакими аплодисментами и эффектами. Есть
контакт. Мы абсолютно уверены в том, что люди, которые сидят у нас в зале,
так же заинтересованы этой проблемой, как и мы. Потому что мы же живём в
одно время, в одно время. Нас беспокоят, вероятно, с вами абсолютно одни и
те же вещи. Вот. И де... сделаны эти спектакли современными людьми, которые
живут сейчас и для тех людей, которые живут сейчас. Вот. И мы надеемся, и
никогда почти не разочаровываемся в том, что людям у нас интересно. И,
значит, они нам необходимы. Необходимы. Без них не может происходить никакой
спектакль. В других театрах может и без зрителей. Понимаете, так — четвёртая
стена, и играешь. Нам он необходим. Вот это вот — важная часть. Ну, потом,
форма. Театр имеет своё лицо. Форма. Всегда каждый спектакль сделан в яркой
форме, в форме зрелища, которое всегда не только поражает и удивляет, а
всегда соответствует тому, о чём мы играем. Ну, напр... Почти... В наших
декорациях нельзя сыграть ничего другого, только этот спектакль. И никогда
вы не увидите привычных декораций: намалёванных задников или каких-то
павильонов, там, столы, стулья, двери где-то, точный балкон и так далее. У
нас этого нет, потому что Брехт, с которого мы начали, он вообще
пропагандировал принципы уличного театра. А уличный театр имеет свою историю
многовековую. И так было очень давно уже, в средние века, во всяком случае,
безусловно, приходила бродячая труппа, и прямо на камнях площади, либо в
каком-то дворе, расстелив тряпку, на фоне какой-то стены начинали играть.
Только зазывала кричал: "Приходите посмотреть трагедию, там, бессмертного
Еврипида!.." — или Шекспира. И люди приходили с... в кружок и начинали перед
ним разыгрывать вот эту самую пьесу. А у них не было ничего, они не
старались походить на персонажей, которых они изображали. Не клеили себе
бороду, усы, там. Только маленькие детали, иногда — маски. Смотря, что это
было — комедия, трагедия. Вот. Либо... Про... И никаких декораций, и
никакого занавеса, и никакого освещения. А спектакли шли. Иначе бы эти
театры не могли существовать, потому что в конце спектакля — шапку по кругу,
кто сколько даст. Понимаете? И если бы они играли плохо, то им бы никто ничё
не дал, просто все бы разошлись. Это щас зарплату платят, даже если ты
плохо играешь, а тогда — нет. Тогда они не будут платить, и всё. Вот. И,
значит, а они существовали. Значит, играли хорошо. Я думаю, что в этом была
вина и зрителя, потому что зритель был наивен, и он домысливал то, чего не
было перед его глазами, но ещё, вероятно и потому, что сейчас, хоть он, наш
зритель, и искушён более, и на него такой поток информации выливается
ежедневно: радио, телевидение, газеты, сплетни, телефоны, там, что хочешь.
Он прямо весь погряз в информации и не знает, как от неё отмахнуться. Он
искушён, этот зритель. Но всё-таки, я думаю, что в душе у каждого человека
всегда... остался какой-то уголок от детства, который приоткрывается для
искусства, для игры, потому что театр — это прежде всего игра. И ему совсем
неважно, что он придёт в наш театр, откроется занавес, и вместо берега реки
Яик в спектакле "Пугачев", драматическая поэма Есенина, он вдруг увидит
помост из грубо струганых досок, гигантский помост, который опускается вот
так вперёд, к авансцене, впереди стоит плаха. В неё воткнуты два топора.
Иногда эта плаха накрывается золотой парчой, превращается в трон. Прямо на
глазах зрителя. А топоры — в подлокотники трона трансформируются. И садится
императрица, ведёт диалог с двором. А в это время там, на этом помосте,
четырнадцать есенинских персонажей, мы играем по пояс голые, босиком, с
топорами в руках и цепью, и весь этот клубок тел с каждой следующей минутой
всё ближе, ближе, ближе подвигается к плахе. И в этом есть метафора
поэтическая, в этом есть символ всего спектакля — что восстание захлебнётся
в крови, что всё равно оно обречено на провал, что он будет жестоко
подавлен, этот бунт. Вот. И... и вот в этом движении к плахе, в этом
заключена большая мысль, и это даёт дополнительную нервность, и с самого
начала как-то вздёргивает действие на ступеньку выше. И только время от
времени врубается топор в помост, и один из... из персонажей вываливается,
подкатывается к плахе, и голова его оказывается между двумя топорами. Вот
это условное решение смерти. Театр условный, и даже смерть, вот видите,
решена условно. Вместо того, чтобы за кулисами сделать: "Пу!" — он
схватится за сердце, потечёт краска. Щас никого
не обманешь. У них... Все знают, что никого из ар... из артистов даже не
ранят, хотя надо было бы, наверное, если плохо играет. Вот. Но у нас никогда
не делается такого прямого... прямого натурализма, что, мол, застрелил — и
давай прикидываться, как меня убили. Нет. Это совсем не имеет значения. И
зрителю это неважно. И если он видит, что люди знают, ради чего они играют, и
если ему интересно то — та проблема и тема, которую разрабатывают на сцене,
ему неважно, что нет декораций, и нету рисованного задника, малёванного,
там, солнца или звёздного неба. Настоящее, кстати, прекраснее звёздное небо,
чем рисованное, верно? Нет никаких дер... там, этих бутафорских деревьев, а
есть вот даже иногда пустая сцена, если это необходимо, и всё внимание на
то, что происходит с человеком.
Вот я играю
Галилея, семидесятилетнего Галилея со своим лицом. Не... не... не клею... не
делаю ни морщин, ни седого парика, ни бороду, ни усы. А ни... никогда не
было претензий у зрителя — "а чёй-то он не похож на Галилея?!" Это такой
театр. Это... в этом театре, на другом, на втором плане. Вот, так сказать,
такая... подобие жизни. Мы это оставляем. Самое главное, что происходит с
людьми, и как это с ними всё о... обращаются там, в той жизни. И тем более, вы
понимаете, ну вот Брехт-то, он ведь щас написал это, в этом веке про
Галилея. Значит, он что-то имел в виду, что должно вызывать ассоциации,
правда? Ну вот. Значит, вот это, вот этот условный театр. Я думаю, что это
тоже любопытно, и это тоже привлекает людей. И наконец,
последнее. Почти все наши спектакли — и поэтические, а у нас много
спектаклей, сделанных на чистой поэзии, спектаклей о поэтах — о Пушкине, о
Маяковском, спектакли на материале поэзии Вознесенского, Евтушенко, Есенина.
И во всех наших спектаклях, даже сделанных на прозе, потому что мы часто
играем прозу, и сделанных по нормальным пьесам драматическим, написанным
тоже прозой, очень много песен, музыки, стихов, музыкальных номеров,
поэтических всевозможных вставок. И мне кажется, из-за того... У нас вообще
это традиционен — интерес к поэзии в России, потому что наши поэты были не
только прекрасными стихотворцами, но ещё очень достойно себя вели в жизни,
многие из них, во всяком случае, так, прилично себя вели, начиная от
Александра Сергеича, вот, и до некоторых теперешних. И, значит, всегда
поэзия — как-то она так, заняла главенствующее место в нашей литературе. Так
оно и... и тянется до сих пор. И из-за этого у нас такой интерес к поэзии.
Поэтому, естественно, мы используем поэзию и музыку в наших спектаклях, и
люди приходят и за этим. И самое
удивительное, что мы используем музыку и поэзию не только профессионалов,
композиторов и поэтов, а и сами мы, выяснилось, и это могло произойти только
в этом театре, что многие из нас обладают ещё какими-то способностями,
помимо актёрских. Потому что актёрская профессия — исполнительская
профессия. И хотя один человек сострил, он сказал, что артист — это человек,
произносящий чужой текст не своим голосом, в этом есть тоже доля правды. Вот
у нас немножко это... вот э... эта прибаутка поставлена с ног на голову,
потому что мы своим голосом, и иногда даже свои тексты. Выяснилось
как-то вот в процессе работы, что, например, Валерий Золотухин, которого
многие из вас знают и по фильмам, и я с ним снимался вместе, и по театру,
оказалось, что он очень интересный писатель. Напечатана одна повесть в
"Юности", теперь — другая. Вышла книжка. Оказалось, что он очень интересно
пишет. Писатель. Он, когда был... он — деревенский житель, там у него были
неприятности с ногой, когда он был юношей. Он играл на гармошке. И,
значит, из-за того, что он этим инструментом владел, видно, имел интерес к
песням, и вернул из небытия несколько удивительных песен, забытых напрочь. И
они, что самое, конечно, замечательное, что мы можем это воплотить наши эти
творческие хобби на сцене нашего театра. И вот его песни, которые он вытащил
из небытия, звучат в спектакле о Пушкине, например, "Пожары". Вот. Лёня Филатов,
который написал несколько пародий, приуроченных к десятилетнему юбилею
театра, оказалось, что он просто прекрасно владеет этим жанром. Вы
понимаете, это ж трудное дело. Я, например, считаю токо одного, был один,
поразительный — Архангельский. У него были изумительные пародии, он просто
очень преуспел в этом. Ну, ещё есть Саша Иванов, который сейчас. А вот Лёня
Филатов, кроме того, что он делает пародии на стиль поэтический того или
иного человека, он артист, он их показывает. Поэтому на него ещё интересно
глядеть. И его пародии напечатаны и в журналах, и он их часто работает вот
так, со сцены. Понимаете? И он многое пишет для театра. Я пишу песни,
музыку и стихи, и тоже они используются на сцене нашего театра очень много.
И не только уже нашего театра. Есть у нас Хмельницкий и Васильев, которые
композиторы и так далее, и так далее, и так далее. То есть, понимаете,
получилось так, что мы, обладая такой счастливой возможностью то, что... Я
вообще ценю в человеке, и в себе, кстати, больше творца, чем исполнителя. И
в других людях тоже. Я предпочитаю человека, который может творить, а не
только исполнять. И даже общаться с ним в жизни интереснее, когда он имеет
своё мнение о... по поводу жизни, там, предмета, о котором он говорит.
Конечно, с ним интереснее общаться. Вот. И из-за того, что мы так много
своего вкладываем в наш театр, конечно, он нам дороже. Это так устроен
человек. Он этим отличается от, там... от животных, тем, что чем больше он
вкладывает в дело, в человека, в любимую девушку, в ребёнка, всегда это
становится ценнее и дороже. Так уже случилось. И поэтому у нас и играют по-другому. Когда играешь то, куда ты отдал своего творчества, а не только
исполнения, то играешь по-другому. Вот у нас играют с потом, с кровью,
играют, как в последний раз, с полной отдачей. Вы никогда не увидите, чтобы
халтурили или, там, говорили только на голоса. Вы увидите святой актёрский
пот, которого редко-редко где увидишь в других театрах. Все так до сих пор,
значит, чтобы не тратиться, чтобы не было инфаркта. Вот. А у нас, к счастью,
пока этого нет. Мы ещё пока не... не так сильно постарели, и поэтому всегда
играют с полным напряжением сил. А это летит через рампу моментально. Это
перелетает вот этот вот занавес световой легко, зритель видит, что перед ним
этот человек раскрывается полностью. С затратой сил и нервов. И благодарен,
естественно, за это. Поэтому... поэтому к нам в театр стали ходить люди,
поэтому к нам так трудно попасть. А вовсе не потому, что это мода, что "там
голая баба в "Мастере и Маргарите", что там Высоцкий поёт неприличные песни
и Золотухин пляшет..." — или, там... и так далее. Совсем не поэтому. А
именно из-за того, о чём я вам рассказал. Ну вот. <Аплодисменты,
откашливается> Среди
спектаклей, которые я особенно люблю, есть спектакль "Павшие и живые", в
который... Это спектакль о поэтах, погибших в войну — Коган, Багрицкий,
Кульчицкий. Было им тогда по двадцать–двадцати одному году, и они, в общем,
ничего не успели сделать в этой жизни кроме того, чтоб написать несколько
прекрасных стихов, повоевать немного и умереть. И мы зажгли по ним Вечный
огонь прямо на сцене нашего театра. И они выходят по трём дорогам, по
дорогам героев, читают свои стихи и уходят назад. У нас сзади висит чёрный
бархат. Вот опять поэтическая метафора: уходят, как в землю, как в братскую
могилу, а по ним снова звучат песни и стихи их друзей. Это такой реквием по
погибшим. И я написал
для этого спектакля несколько песен. Первая моя работа в театре. |
|
|
|
|
|
|
<Аплодисменты> Спасибо.
Спасибо. Вы извините,
что я прерываю вас так посередине аплодисментов. Среди многочисленных, там,
сплетен и легенд, которые обо мне распространяются неофициальными и
официальными лицами, вот, одна заключается в том, что я, якобы, дескать, не
люблю аплодисментов. Это неправда. Я нормальный человек и я с уважением
отношусь ко всему, что делает мой зритель и публика, потому что мы тут не
токо для того, чтобы самовыражаться, но ещё для того, чтобы как-то с вами
разговаривать. Верно? Потому что это всё-таки есть манера общаться с людьми.
И это никакие не "концерты", понимаете? Я вообще стар... стремлюсь меньше
всего к тому, чтобы это было похоже на концерт эстрадный. Вот свет прошу
зажечь, чтоб лица видеть. Меня это... мне эти встречи, может быть, даже
больше нужны, чем вам, понимаете? — потому что у меня есть счастливая
возможность — то, о чём я беспокоюсь и что меня волнует, во-первых, это
записать. А, во-вторых, рассказать такому большому количеству людей,
поделиться с ними. Это очень важно, верно? Человек же не может так, всё там
у себя. Вот. И поэтому мне это... эти встречи необходимы. Я знаю, что
встречаться лучше дома, за столом, когда после второй–третьей и так все друг
друга любят, уже и петь не надо. <Смех в зале>
Но
<откашливается>
у нас с вами другое. Тут будет монолог с моей стороны. Но всё равно, я к
вам приехал в гости, а вы ко мне — за песнями, так что атмосфера, может быть,
такая, непринуждённая. И я её добиваюсь больше всего из-за того, что когда я
начинал писать свои песни, давно уже, и я их писал для очень узкого круга
своих близких друзей. Я никогда не рассчитывал на то, что у меня будут такие
аудитории в будущем — и залы, и дворцы, и, там, стадионы. Я только имел в
виду несколько человек. Это была компания симпатичная. Там... "Иных уж нет,
как говорится, а те — далече". Там был и Вася Шукшин, и Андрюша Тарковский, и
Лёва Кочарян, и Макаров Артур, такой писатель. Хорошие ребята были. И мы
собирались там, я... выпивали или нет — это уж и неважно. Самое главное, мы
разговаривали, а я им каждый раз приносил, там, одну–две новых песни из
поездок. И я помню атмосферу, которая тогда у нас была. Они меня... всегда
это всё выслушивалось с необычайным интересом, потому что это всё равно, что
было, что я... я бы с ними разговаривал о... о том, что я тогда заметил,
куда упал взгляд мой. Или что меня беспокоит, что меня хватает за горло и
так далее. И я им об этом рассказывал песнями. И я помню эту атмосферу
полного ра... раскрепощения, дружественности и... и непринуждённости,
раскованности и свободы. Вот она была у меня тогда при всём — и когда я
писал, и когда я пел им. И я это, несмотря на то, что прошло много времени,
я через все эти времена и все эти залы гигантские, и все эти пространства,
там, где я бывал, я стараюсь протащить именно вот тот строй, который у меня
тогда был. И также писать продолжаю, стараюсь, имея в виду только моих
близких друзей, вот, которых у меня стало значительно больше. И я думаю, что
эти песни стали известны... Все говорят: причина, почему исследуют, там,
какие-то пишут труды любители. Мне кажется, что именно вот из-за этого
своего дружеского строя, из-за того, что я всегда имел в виду людей, которым
это нужно. Я считал, что это им должно быть интересно. Вот. И вот если у
меня устанавливается со зрительным залом вот этот вот контакт, атмосфера, —
как угодно назовите, это невозможно определить словами, и это невозможно...
это невозможно воспринять ни глазом, ни ухом, ни носом. Это — каким-то
шестым чувством, нервными окончаниями, подсознанием, что ли, что-то
устанавливается, вот что-то происходит, и... и тогда... Вот и в спектаклях
бывает, тогда хорошо, когда вот это происходит. И в таких встречах. Значит, вы
понимаете, что в таком... такого рода истории в такого рода мероприятий,
аплодисменты — это не самое главное. Хотя, я повторяю, я с уважением к этому
отношусь, потому что это есть способ ваш меня поощрять. Понимаете? Вот. Но я
думаю, что я просто боюсь, что я разрушу атмосферу. Если нет — тогда
продолжайте, а если вы тоже считаете, что они немножечко мешают — тогда не
надо. А если... как хо... взорвитесь — я подыму руку — и переста... Ну как
вы и делаете. А? Хорошо. Вот я хотел
вам ещё что м... сказать. Я почти из всех городов, в ко... в которых бываю,
привожу какие-то зарисовки, из всех мест. Вот я сейчас вам несколько таких
зарисовок покажу. Одна старинная зарисовка такая была о Ленинграде. В них
никогда нету темы, там, проблемы, которую я разрабатываю или кручу-верчу с
одной и с другой стороны, а это просто вот такие вот наброски, знаете, как
мазки просто. Вот. Ну, была такая песня о Ленинграде, может быть, вы её
знаете. Она старенькая такая: |
|
|
|
|
|
|
Вот. Это
хорошо, что человек, там, отыскивает то, что ему нужно и, в общем, этим и
отличается авторская песня от эстрадной. Эстрадная песня — это
песня-зрелище, в которой всегда на первом плане исполнение и музыкальное
оформление, когда есть всегда смена номеров, вот эта вот рампа, он там
выходит, пойдёт туда, там покобенится, опять выйдет. <Смех
в зале> Всё... Это немножечко на котурнах, всё это приподнято,
это... это зрелище — эстрадная песня. И это её сильная сторона. А слабая —
та, что они мало внимания обращают на тексты, к сожалению, и иногда поют
такое, что просто уши вянут, а... а иногда такое, что никакой информации не
несёт. Или чё-нибудь глубокомысленное, вроде, что: "Провожают пароходы
совсем не так, как поезда". <Смех в зале>
Значит, да. Или, там, даже такая навязшая в ушах песня,
<неразборчиво>
там: "Яблони в цвету
— какое чудо!.." Ну... А я так подумал, думаю, ну, и если даже можно спеть и
так: "Тополи в пуху — какое..." — и масса вещей, и всё чудо весной-то.
Правда? Весна виновата, а не... а не... не поэт — автор текста. Вот. И
поэтому, когда ты рядом поставишь с этими стихами, ну, хотя бы три строки
Есенина:
"Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданьем золота охваченный,
Я не буду больше молодым..." Сразу всё
становится ясно, что почём, верно? Там — не пойми что, а тут — поэзия.
Верно? И вот, и я не
хочу говорить, что мы, там, безгрешны, которые занимаемся авторской песней.
Во всяком случае, мы больше внимания уделяем, безусловно, содержанию —
словам и текстам. И вот если бросить на чашу подлинных весов, на одну чашу
то, что я делаю помимо песни — театр, кино, телевидение, радио, выступления
мои — всё, а на другую — только работу над песнями, я думаю, она перевесит,
потому что это всё время ведь крутится. Это даже засыпаешь иногда со
строками, это всё время тебя... А потом это ведь работа даже, ты её не
замечаешь. А Маяковский писал: "Тысяча тонн словесной руды..." Это всё
правильно. Нет, а есть работа, это всё, что ты видишь, все общения — это всё
равно туда. И поэтому вот очищаешь... Я знаю, как... как это работается, эта
песня. Почему она так проста, почему так она легко доходит и входит. Вы
потом когда-нибудь возьмёте текст, про... прочтёте, что-то не... не совсем
так просто, как это кажется. Но восприятие в авторской песне — она тем и
пре... прекрасна, что оно мгновенное. Понимаете? Сразу. Потом можно ещё
чего-нибудь найти. Но она всегда имеет второе дно, другую глубину. Это...
это само собой. Но она очень проста по форме. Мы её очищаем, и... потому что
мы сами пишем и текст, и музыку, я сам исполняю. И она подвижнее, она импровизационнее. Каждый раз — другие люди. Я каждый раз по-другому пою. Так
на эстраде быть не может. Там оркестр шпарит, и как — раз навсегда
отрепетировал человек, он будет так же петь. Может быть, даже мощно и
красиво, но одинаково. А мы не можем петь и исполнять одинаково, потому что
люди каждый раз разные. А это ведь манера разговаривать с людьми. Я иногда,
мне кажется, так попал в десятку, что если я в следующий раз повторю, вот
закрепить бы — а это невозможно. Это так зыбко, потому
что другие люди
приходят, и ты по-другому поёшь. И, может быть, даже лучше. Для этой
аудитории интереснее. Вот. Значит, и поэтому я хочу вам сказать: слова,
слова и вот все эти тексты, и люди же приходят, вы... вы понимаете, когда их
по многу раз слушаешь и уже почти всё знаете наизусть, вы только посмотрите,
как я это делаю. А мне бы интересно было бы... мне интереснее работать,
когда люди не знают и ещё и, что я делаю. Понимаете? То есть, не знают этих
вещей. Но это трудно. Поэтому я не... сейчас, так, зарядил такую обойму и,
возможно, через некоторое время, может быть, через пару месяцев, я её всю
выстрелю. Там будет, может быть, десять–пятнадцать вещей совсем новых,
как... Просто на целую программу. Тогда мне будет работать интереснее
самому. И к
вам сразу же, да? <Смех в зале> Ну,
хорошо. |