|
|
|
|
|
|
ГОЛОС:
…Валерий Павлович Янклович. <Аплодисменты>
В.П.ЯНКЛОВИЧ: Значит, добрый вечер. Действительно, цикл лекций совместно с вашим обществом
«Знание» мы продолжаем, но так получилось, что сегодня, значит, вас ждёт
сюрприз. Сегодня снова у вас в гостях Владимир Семёнович Высоцкий, <аплодисменты>
который с удовольствием согласился ещё раз приехать к вам. <Аплодисменты>
Это... Нет, у
меня полное ощущение, что пора менять профессию и проситься куда-нибудь,
там, в Тюмень, <смех в зале> я не
знаю... Или на Новую Землю. У меня товарищ, кстати, собирается там начинать
золото искать — может быть, к нему? Я честно вам
скажу... Во-первых,
здрасьте! Я не знал,
что я снова к вам еду. Потому что я не предполагал, что весь московский
университет с… сливается в единственный геологический факультет. <Смех
в зале> И, значит... <Аплодисменты> Но из-за
того, что... В общем-то, я мог бы у вас выступать (как я в тот раз вам и
сказал) много раз. И десять, и пятнадцать — и всё равно б мы с вами не
успели бы всё перепеть. Всё-таки мне нужно было бы об этом узнать хотя бы за
пару часов — я б тогда сориентировался, как себя повести. Ну а сейчас будем
тогда импровизировать вместе с вами. Я тогда начну
сегодня разговор совсем о другом. О песне, о том, какой должна быть песня в
театре, на мой взгляд, и в кино. О моей работе в кино и в театре именно над
песней. Только по поводу песни — я уже почти не буду вам рассказывать о
театре и т.д. И в параллель
— если вы захотите что-нибудь меня спрашивать, что-то вас интересует... Давайте
немножко по-другому сделаем: пускай будет разговор, который я буду
иллюстрировать песнями. Так что вместо диапозитивов и диаграмм, которые
возят с собой лекторы — там, «Прирост надоев» <смех
в зале> или, там, «Падёж скота», — вместо этого у нас... <Смех
в зале, смеётся> Я буду иллюстрировать как-то своё выступление и
все… всё, то что я утверждаю, — песнями. Хорошо? А если вас что-то заинтересует
кроме пожеланий, там, «спой, там, что-нибудь такое...», вот, я спою, а кроме
этого, если вы захотите, я буду просто вам отвечать на ваши вопросы. Ладно? Значит,
теперь немножко вот о чём. Я с самого начала, когда пришёл в Театр на
Таганке, — первый спектакль, который я посмотрел, был «Добрый человек...».
И я как щас помню, это было в театре Маяковского. Я тогда был просто
поражён. Потому что я к тому времени начал писать песни. В основном, это
были песни — такая... Как меня потом стали упрекать, что моё... моя
«пародия, — всевозможные, — на блатные песни иногда переходит в прямое
подражание». И, значит, всячески упрекали меня. И в этот период я пришёл и
посмотрел спектакль, где увидел, что песни (которые поются в этом спектакле)
очень близко лежат к тому, что я тогда, в этот период, делал. То есть, я
тогда стремился к простоте, к тому, чтобы очищать песни от шелухи, чтоб они
были просты. Короче говоря, стремился к упрощению формы. Всегда пел «от
себя». В
основном, это были песни дворов, где все мы выросли. Песни, которые
исполнялись комп… компаниями молодых людей с гитарами — на бульварах где-то,
во дворах, в перерывах между радиолами. Это были песни, которые я начал
писать из-за того, что услышал однажды Окуджаву и понял, что, оказывается,
можно свои стихи усиливать — воздействие от них — тем, что им подыгрывать,
этим стихам, на гитаре. Таким образом, сначала появилась первая моя песня,
которая называлась «Татуировка». Вы, может быть, её знаете даже: «Не делили
мы тебя и не ласкали...» |
|
|
|
|
|
|
Помните,
такая шуточная песня? Вот и дальше, и дальше... И вот в этом
спектакле «Добрый человек из Сезуана» оказалось, что песни, музыка
использованы «в трёх ипостасях». Совсем не так, как обычно это было в разных
спектаклях, которые я смотрел до этого. Обычно делается так. Берётся
какая-то драмат... драматическое произведение, потом приглашают поэта и
композитора, и говорят: «Напишите-ка несколько песен для этой вот самой
пьесы». И получается, что пьеса существует отдельно, а эти все номера — они
призваны развлекать публику. Ну, скажем, пьеса плохая, публика очень устала.
В это время появляется песня (тоже как чёрт из бутылки) — и, значит, всем
очень хорошо, все отдохнули немножко. И если бы их не было, ничего бы не
изменилось. Точно также осталась бы пьеса пьесой, а песни песнями. Обычно
эти песни пишутся на темы, которые разрабатываются в пьесе. И почему-то это
принято называть «мюзиклом» у нас. Значит, была нормальная пьеса, написали
туда песни — говорят: «Это мюзикл!» Ну,
во-первых, это неправда. Во-первых, слово не наше. Во-первых, мюзиклы начали
писать там, на Западе, на другом континенте. И нужна была целая история и
целая традиция музыкальная для того, чтобы создать, например, такой мюзикл,
как «Westside
Story».
Это нужно, знаете, так, пуд соли съесть! Потому что, я думаю, что ничего
лучше до сих пор не было сделано у нас. Даже подобного, близко. Я уж не
говорю о «...Суперстар» или о «Скрипач на крыше», обо всех этих знаменитых
мюзиклах, которые были на Западе и которые идут до сих пор. Мы не можем
этого делать, потому что это совсем не в нашей музыкальной традиции. И
называть мюзиклами эти спектакли так же глупо, как называть оперетту оперой.
Вот. Это самые натуральные, обычные, нормальные драматические спектакли, в
которых есть вставные номера. Есть у нас
искусство оперетты — но это совсем другое дело. Там вообще непонятно как
работают — там говорят вос... поставленными голосами: « — Пойдём в кино! —
Нет, не... — В кино мы не попали!» — и запели тоже. <Смех
в зале> И, в общем, в принципе это всё очень далеко от настоящего
музы... от настоящего музыкального спектакля. Всё время
делаются попытки — и в кино, и в театре — создать музыкальный спектакль, вот
так называемый мюзикл. Есть более-менее удачные. Ну, скажем, «Тиль» в театре
Ленкомсомола — это всё-таки немножечко поближе. Но это всё равно подражание. Я всю жизнь
свою очень бережно относился к песням. Потому что... Ну, знаете, как: сидишь
за столом, там, грызешь ногти и ждёшь, когда наконец, через несколько часов,
кто-то спустится к тебе на плечо, пошепчет чего-то на ухо – вд… так
называемое вдохновение. И вдруг у тебя вышла строчка! И тебе кажется: как
замечательно, наконец нашёл!.. А потом смотришь кино — они где-то пускают на
титрах, когда написано: «Директор картины Тютькин, там, гримёр такой-то...»,
и непонятно про что ты поёшь. Это очень досадно. Поэтому с
самого начала, когда я начал работать в кино с песнями, я поставил такое
условие: что мои песни будут иметь такую же цену в этом фильме (не… не
денежную, а творческую цену), как и всё остальное, как и изображение. И
первый опыт моей работы в кино в этом смысле был очень удачным. Это был
фильм «Вертикаль». Песни из этого фильма исполняются до сих пор. Во всех
альплагерях — если вы были, вы знаете, что и утром, и вечером, значит...
Просыпаются с песней «Здесь вам не равнина», а засыпают — «Лучше гор
могут быть только горы». И это замечательно, потому что... Мне присылают
фотографии, на которых изображён, скажем, камень, и на этом камне высечена
строчка одна строчка из какой-нибудь из этих песен. На могиле погибших
альпинистов вдруг вот высекают строки из этих песен — это выше всякой
похвалы для меня. И, значит, я понимаю, что я работал недаром. А там как
работать стала песня в этом кино! Вот, предположим, обычно всегда пишут на
экране тебе, там: «Прошло десять часов». А вот если есть песня — как «Песня
о друге»... Альпинисты отправляются, начинают выходить — начинает звучить
пе... звучать песня «Если друг оказался вдруг...» Потом они приходят уже на
вершину или, предположим, на базовый лагерь — прошло большое количество
времени, а на экране прошло всего две минуты. Но спета песня. Зритель
получил информацию. В это время показывали виды гор, которые тоже в
отдельности надоест глядеть, это понятно. Ну, од… один вид, другой вид,
третий... А когда это вместе с песней, и одно подкрепляет другое,
поддерживает — тогда смотреть интересней. Короче говоря, я считаю, что песня
никогда не ухудшала никакое произведение драматическое, а только улучшала. И
поэтому она им… имеет право на существование на равных со всем остальным. И
я всегда так писал свои песни, во все картины и во все спектакли, чтоб они
могли существовать отдельно. Чтобы я всегда мог исполнять свои песни даже
отдельно от того или иного спектакля, чтобы они имели самостоятельную
ценность — либо идею, либо какой-то сюжет. Очень часто из-за этого почти во
всех... почти во всех моих песнях есть сюжеты. И вот в
«Добром человеке из Сезуана», о котором я вам начал говорить, там есть
музыка и песни, использованные в трёх, как говорится, ипостасях. Первая —
это песни, которые поются от имени театра, так называемые зонги: написанные
Брехтом стихи, которые исполняются под аккордеон и гитару в этом спектакле.
Это песни, которые ещё усиливают и ещё раз подчёркивают мысли брехтовские, и
говорятся от имени театра. Обычно всегда высвечивается портрет Брехта — и
тогда люди понимают, что это не в спектакле, а от имени театра, это поют
артисты театра, а не персонажи. Второе. Для
каждого почти персонажа существует своя музыкальная тема. Поэтому через
несколько минут, перед тем, как вышел тот или иной артист, вы уже начинаете
узнавать, кто выйдет. Например, цирюльник — есть такой персонаж в этом
спектакле, который... комедийный персонаж, ему написана шуточная, комедийная
мелодия, под которую он даже как бы подтанцовывает, выходя. Значит... Так
что и пластика — и рисунок меняется пластический из-за музыки. И третье,
самое главное — это песни персонажей, которые поются от имени персонажей в
этом спектакле. И так вот, например, я пою в этом песни... Я играю роль
безработного лётчика, который сначала в спектакле собирается повеситься,
потому что ему нужно достать где-то денег, чтобы дать кому-то взятку (потому
что действие происходит "у них", а не у нас, и там, значит, дают и берут
взятки). <Смех в зале> И вот а...
Нужно достать денег, и у него ничего не получается. И вот к концу второго
акта, когда кажется, что — всё! — выше уже некуда проскуча... простучаться!
Что набухают жилы здесь, щас порвёшь голос... Кажется, что выше некуда
прыгать — и тогда тебе на помощь приходит песня. Когда она необходима. Вот
за такое использование, вот за такое появление песни я всегда ратую и в
театре, и в кино. Вот. Ну и... И
поэтому со мной довольно сложно им работать. Вот, например, в спектакле... в
фильме «Робин Гуд». Я написал шесть баллад, а вышло так, что посмотрело
потом начальство — и сказали: «Да ну, это картина приключенческая, а он
написал очень серьёзные песни, какие-то трагические, драматические... Их,
значит, надо выбросить!» И, в общем, все эти песни выбросили. Но у
меня есть счастливая возможность песням этим жизнь продлевать: я э… сейчас
записываю новую пластинку. И сейчас
прямо сразу я начну вам с одной песни, которую вы ещё, может быть, и не
знаете. И это будет любопытно для слабого пола, для прекрасных женщин,
девушек, которые сидят здесь в зрительном зале. Эта песня называется
«Баллада о любви». |
|
|
|
|
|
|
<Аплодисменты> Так!
М-м... «...говорил, что вы написали песню, которой в фильме не было... спеть
песню вам из «Арапа», которые...». Да, там тоже было две песни, которые не
вошли в картину. «Спойте
старую песню про дом на Арбате, который сломали». А! Так. Ну что же, я
попробую, но боюсь, что я её не всп... Нет, лучше не буду тогда пробовать! Я
не вспомню. Вы знаете,
это... У меня особые счёты с «Арапом», потому что я собирался снимать совсем
другое кино, вот, а меня втравили в эту авантюру, сделали какую-то
полу-оперетту. Всё это было значительно серьёзнее и... любопытней... Хотя
фильм, в общем, всё-таки сделан достойно, и на общем фоне он выделялся. «Как вы
относитесь к творчеству Аллы Пугачёвой?» <Смех в
зале> Э-э…<Смех в зале>
Вы знаете, я вообще к ней отношусь с уважением. Мне кажется, что она
работает очень много актёрски — то есть, она исполнительница песен очень
любопытная. Я даже... мне не на что посетовать, за исключением одного: за
исключением того, что я думаю, что ей нужно быть более разборчивой в выборе
текстов. Вот. А так — как исполнитель — она мне... она у меня вызывает
уважение, потому что она работает над песней, ну и так, в общем... Ну, дело
в том, что... Вы понимаете, в чём дело... Я, например... Вот, <неразборчиво>.
«...Она, как и вы, разговаривает со зрителем, доверяет ему, поверяет самые
сокровенные чуства». Видите ли, в чём дело — я вам сокровенных чувств не
поверяю, и считаю, что... <Смех в зале>
Я считаю, что это лишнее. Это лишнее — поверять сокровенные чувства. Нужно,
вероятно, делиться с людьми своими мыслями по поводу того, что их тоже
интересует. А если я вам буду рассказывать свои сокровенные чувства, они вам
могут быть совсем не интересны. Вот. Так можно докатиться до разговоров о
том, кто с кем, кто как, кто когда и где, вот, значит. Есть... Так.
Я... Записки, в которых пробуют э… чт... в которых требуют от меня
исполнения тех или иных песен, я их не буду оглашать.
«...Какую-нибудь песню, связанную...» А! Это удивительно! Всё вы как…
как-то... Такое впечатление, что за мной следят... <Смех
в зале>
Значит, песни, которые посвящены моим друзьям, некоторые я исполняю, а
некоторые я исполняю только тем друзьям, ко… кому они посвящены. В данном
случае песню, которую вы просите спеть о нём, о моём друге, который именно,
там, ищет золото и так далее, вот, — я исполняю ему лично, наедине, в
присутствии только, может быть, его жены и моей, и всё. Так! Ну,
хорошо, ладно! Так я никогда не отвечу... Я всё жду, что мне тут... меня
чё-нибудь спросят такое, что меня поставит в тупик. Ага... Я лучше буду
продолжать. Вот. Ну вот, это я
уже спел, так что тут — некоторые повторы. Теперь я хочу
вам показать одну песню, которую, возможно, тоже вы скоро услышите. Песня
эта называется... Она посвящена женщине, которая долго ждала. Я бы её назвал
«Жди меня», но, к сожалению, уже так было. Поэтому пусть она будет без
названия. |
|
|
|
|
|
|
<Аплодисменты,
откашливается> Угу…
Так,
большие пластинки, значит. «Выйдет ли когда-нибудь большая пластинка с
вашими песнями?» Вот, вы знаете, сейчас я предпринимаю очередную попытку
сделать такую пластинку. Я б её, в идеале, даже хотел назвать так. Этот диск
бы назывался: «Песни, не вошедшие в фильмы и спектакли». Знаете, как
написано, там: «Песни... там, стихи, не вошедшие в Полное собрание»,
предположим, называют же, верно? <Смеётся>
Вот. Ну, значит, не знаю, как мне это удастся. Обещали мне помочь некоторые
люди в этом деле. Вот. Это будут песни все, которые — почти — вы не знаете:
это из «Робин Гуда», это, может быть, вот из «Арапа» то, что не вошло, там,
ещё, ещё. Ну и я надеюсь, что она когда-нибудь... Во всяком случае, я её
запишу, если у меня будет такая возможность. А уж выйдет она или нет, я не
знаю. Потому что два моих больших диска так и лежат, и лежат, и лежат...
Вот. Мог бы я
исполнить «Протопи ты мне баньку, хозяюшка...»? Конечно, мог бы. Но не
исполню сейчас — в другой раз, может быть, когда-нибудь. Щас я вам —
что-нибудь другое. «Баньку»? Ну, значит... Теперь. «Всё
ли написанное вами вы храните?» Нет, не всё храню, к сожалению. «...В каком
виде храните вы написанное? Как это передать грядущим поколениям? <Оживление
в зале> Нужно публиковать». Вы знаете, я тоже считаю, что хорошо
было бы публиковать. Не знаю, насколько нужно — но, в общем, было бы хорошо,
конечно. Для меня и, может быть, для людей, которые это любят, тоже. Но сие
не от нас с вами зависит, как вы понимаете. Я пытался даже кое-что и
публиковать. Среди них были просто стихи, чистые стихи, никакие не песни. В
«Аврору» — там были стихи «Дорожный дневник», то, что одно из стихотворений,
тоже в каком-то непонятном виде... Я такого стихотворения не писал даже.
Вот. Оно появилось в «Дне поэзии», страшно обрезанное, исковерканное,
искорёженное. И то, зачем я его писал, там нету в этом стихе. Там есть —
так... нормальное... мог бы любой человек это написать, вот. И...
Ну и потом, там были стихи, которые я отдавал в несколько изданий,
посвящённые Шукшину, на смерть Шукшина написанные, Васи, и ещё несколько. Но
они, к сожалению, никогда… мне возвращают это очень часто из редакций (я не…
не из жалобы, я вам рассказываю истинное положение вещей) — и в таком виде,
в котором я не соглашаюсь их печатать. Вот в чём дело. Вот я, так сказать,
не помираю с голоду и, в общем, это не то, чем я зарабатываю себе на хлеб. Я
работаю в театре, в кино снимаюсь и так далее. Поэтому это меня не очень
сильно допекает. Поэтому я предпочитаю их оставить здесь, здесь и у вас,
если вы это любите, в сердцах в том виде, в каком я хочу, а не в том виде, в
каком они предпочитают. Поэтому никогда, значит, пока это не публиковалось
нигде. А всё ли
написанное мною я храню? К сожалению, нет. Но вот недавно, совсем недавно,
несколько дней тому назад, я вдруг познакомился с двумя людьми, которые
собрали всё. Вы можете себе представить? Просто всё — ну, за
исключением, может быть, там, сотни, которую они не нашли. Но — всё-всё. Два
гигантских вот таких тома. Я был настолько поражён... Потому что там были
вещи, может быть, единожды мною спетые где-то в какой-то компании, где мы,
там, выпивали... Я даже уже этого не помню. Даже есть там такие вещи,
которые я никогда больше не исполнял, кроме вот этого единственного раза,
который они откопали. Они были на студиях, нашли всё, что не входило в
картины... Это просто поразительно. <Речь
идёт о Б.Акимове и О.Терентьеве. — Ред.> Вот так
что,
к счастью, нашлись люди... Для меня, к счастью, нашлись люди, которые
настолько к этому относятся с уважением, что проделали такую гигантскую
работу. Так что, я
думаю, что, в общем, это не пропало насовсем. Теперь,
значит... «Спойте какую-нибудь из ваших лирических... они у вас...» Видите, в чём дело:
э... у меня все песни — лирические. Лирические — это же ведь
песни, которые... Чтой это такое, «лирика»… «лирика», а? Вы имеете в виду,
наверное, любовную лирику? Такой в прямом смысле слова я не пишу — у меня
гражданская лирика – скажем так. <Смех в зале,
аплодисменты> «У Дольского
есть песни — пародии на вас». Вот я вам что скажу. Я вообще против пародий,
за исключением пародий на стиль литературный и когда ещё исполняют э… для
развлечения. Вот пародия, она носит развлекательный характер. Либо есть
литературные пародии. Я думаю, что был один человек, который был в этом деле
велик — Архангельский. Сейчас есть Саша Иванов, который это делает тоже
неплохо. И, на мой взгляд, лучше всех теперешних делает это Лёня Филатов.
Потому что он не делает пародию, взявши одну строчку и потом её начиная
обрабатывать, а он делает, правда — на стиль, и ещё очень хорошо показывает.
Почему мне не нравится пародия Дольского? Во-первых, я её не очень хорошо
знаю. А во-вторых, вы понимаете, я ещё не собираюсь, в общем, у... сходить
с... с арены, поэтому... пародии надо тогда уж, когда нету там, или... Да
и ещё, понимаете так... Пародии пишут, когда сами не могут. <Оживление
в зале> Не получилось стих... стихи писать — вот и пишут
пародии. Вот. Потом, надо всё-таки следить. Знаете, есть дружеские шаржи, а
есть — пародии. Так вот, если пародия — эпиграмма, я её понимаю, если она —
дружеский шарж, я понимаю. А если она не пойми что, ни подо что не подходит,
а так просто — рифмоплётство, — какая же это пародия? Это так... Куплеты
надо писать для эстрады. Вот. Так... Ну вот,
видите, я уже одну спел на эту заявку. «С Юрием
Петровичем или Эфросом — с кем интереснее работать?» Ну, это, в общем,
праздный вопрос и поставлен он неверно. Значит, вы могли бы просто меня
спросить: «С кем вам интересно работать, с Юрием Петровичем Любимовым? С
Эфросом? С Бруком? С Тарковским?..» Мне бы со всеми с ними интересно очень
работать. Значит... С ними всё по-разному. По-разному интересно. Необычайно
интересно работать с Эфросом — особенно мне было. Потому что я после
десятилетнего пребывания, там, двенадцатилетнего в театре, когда я работал
только с одним режиссёром театральным, вдруг встретился с человеком, который
абсолютно занимается другими вещами э… в смысле эстетики и формы. Но тем же
самым в смысле идей и проблем. Вот так что они не разные совсем по тому,
как они думают про эту жизнь. А по тому, как они воплощают это, они разные,
и с ними работать необычайно интересно — и с тем, и с другим. С Любимовым
безумно трудно работать, но я думаю, что и с Эфросом — ещё труднее. Потому
что к Любимову мы привыкли. Потому что Эфрос очень-очень мало возится. Эфрос
набрасывает — и пускает тебя, говорит: «Давай, пошёл!» как можешь.
Барахтайся. «А теперь — говорит — ребята, надо играть!» Любимов всё
доводит до конца и не позволяет себе, чтобы на его глазах был ещё
«полуфабрикат» — он может с ума сойти от этого. Эфрос — допускает и больше
доверяет: «Давайте!» Он верит, если... Особенно — с людьми, с кото... в
которых он верит, он считает, что через... даже хоть через несколько
спектаклей они дотянут. Вот в этом,
может быть, небольшая разница, а так, в общем, они простукиваются в одно и
то же. Недаром, в общем-то, эти фамилии и стоят где-то там в первых рядах
режиссуры нашей. Ну, ещё, может быть, там, одна... А может быть, и больше
никого. Так. Теперь.
«07», «Девушка, здравствуйте...». Ну да. В связи с чем я её написал? И ещё
песни о про... Вы знаете, я никогда не помню, в связи с чем написал. Да это
даже неважно, самое главное — результат напи... — то, что написано. А что
это вызвало к жизни — какая разница? Может быть, ничего, может, сон
какой-нибудь приснился. А, может быть, пришло слово, может быть, — какая-то
строчка. Очень часто бывает так, что просто придёт строчка любопытная, и от
неё — вся песня. Вот. Так. Ну, тут
уже требования чего-то спеть. Я ещё щас вам спою песню, которую мн… во
многих просят... Значит,
«Несколько слов о м-м-м… планах, там, последущих, предстоящих работах в
театре». Я сейчас работаю над «Преступлением и наказанием», и буду играть
роль Свидригайлова. «Преступление и наказание» — инсценировка, у нас в
театре будет... которая будет идти, называется не «Преступление и наказание»
— называется она «Родион Романыч Раскольников». И взята больше всего история
с тем вот, как... как Свидригайлов про него говорит, что теорию-то он
выдумал, а вот перешагнуть не задумываясь — не в состоянии. Из-за этого,
дескать, он страдает. Вот. Дело в том, что очень много пишут сочинений,
школьники особенно и молодые люди. Например, сочинение под заголовком:
«Раскольников — герой нашего времени». Да-да, правда-правда. Так учат в
школах, что некоторые дети, и я думаю, большинство присутствующих... и я до
определённого момента думал так и жалел его. Достоевский этого эффекта не
хотел никаким образом. И часто очень подчёркивал его надменность в общении с
людьми, в том что его не любили студенты и сокурсники, в том что каторжники
побили его за то, что он не хотел молиться — и всякие-всякие такие странные
вещи, котор… мимо которых много проходили. В этой… в этой инсценировке
исследуется проблема молодого человека. По-моему, на мой взгляд, она очень
современна теперь в связи с тем, что происходит в мире — и по поводу
террора, и всего там... Вот.
Дальше будет — мы, вероятно, будем ставить «Дом на набережной» Трифонова, и
поза-позавчера была у нас читка. Сделали такую инсценировку... не то пьесу,
я даже не знаю, как это сказать — но очень интересно, на мой взгляд, очень.
Если кто-то читал — значит, меня поддержат, что хорошо бы в театре это
делать. Правда, это очень трудно, но мне кажется, что можно. Вот. Кого я
буду там играть, я не знаю, но буду обязательно. Дальше мы
хотим... Планы-то обширные очень, но остальное уже тоже... Вообще всё
зависит не только от нас. Чё-нибудь будем делать. Значит, на...
«Сейчас на нашей эстраде, как кажется, очень скучно. Слишком много
неотличимых друг от друга певцов...» Правильно, «...с хорошо поставленными
голосами и прочими достоинствами. Как вы в этом свете относитесь к
творчеству Аллы?..» Вот я уже вам сказал. В этом свете вот мне кажется, что
она выделяется именно тем, что она работает, что... Вы понимаете, она ещё —
творец. Вот когда присутствует творец — я в прошлый раз говорил, — это
всегда достойно уважения. Потому что когда человек что-то своё делает... Она
занимается ещё творчеством помимо исполни... помимо исполнительства,
понимаете, она думает, как это сделать, для чего. Но, к сожалению, я вот вам
сказал, что... Но это не она виновата по поводу текстов. Ну
и вот я
заканчиваю с записками, и нужно нам с вами... Так!
«Расскажите о своих стихах». Видите в чём дело: рассказывать о стихах
нельзя. Я когда-нибудь сделаю, если хотите, вам вечер просто стихов, которых
я никогда не пою. Вот. Я могу вам кое-что почитать, но это так... Надо
подготовиться к этому — я немножко не так настроен. У меня очень много
стихов — примерно столько же, сколько и песен. Вот. Я их никогда почему-то —
даже не знаю, почему, — никогда не читал. Может быть, из-за того, что я пока
не выработал своей манеры читать стихи. Вот. Иногда у меня получается,
иногда — нет. Вот когда это образуется, я, вероятно, просто буду делать
творческие такие свои вечера — просто чтецкие, когда я просто буду читать
стихи свои. Но пока я этого не делаю. Э…
"В какие теа... В какие театры я хожу?" Значит, я хожу вот к Эфросу, Эфроса смотрю. А
вообще, вы знаете, если честно вам признаться, я почти не хожу в театры.
Во-первых, артисты мало имеют таких возможностей... Девушка, а
зачем вы ко мне спиной повернулись? Мне жалко, вы всё время сидите спиной.
Повернитесь ко мне, я хочу вас видеть лучше, в фас. Неудобно?.. Вот
э... я
обычно, опасаясь влияний, не хожу в театры. И во время, когда я работаю над
новой какой-то особенно вещью, постановкой, я не хожу смотреть ничего.
Потому что если мне очень нравится, вот, мне досадно, что я там не работаю,
а если не нравится — мне очень жалко артистов, и, в общем, я расстраиваюсь.
И так как артисты люди восприимчивые, наверное, помимо нас... Ты начинаешь
бессознательно пытаться, если тебе что-то понравилось, повторять приёмы и
так далее. Я поэтому не хожу никогда, не гляжу. Только в конце сезона, когда
уж понятно, что нужно смотреть. Ну, слушаешь людей, которым доверяешь... И
тогда я иду смотреть — неважно даже, где, потому что вдруг в самых
неожиданных местах появятся интересные вещи. И тогда я хожу глядеть их —
неважно в какой театр, это меня... Везде есть хорошие артисты. И очень
редко, к сожалению, но очень может быть, что в театре неожиданном для вас
появится спектакль, который будет как "разорвавшаяся бомба" просто. Поэтому я не
могу вам сказать. Но к Эфросу я всегда люблю ходить просто я потому, что с
ним дружу. Ну и, конечно, я смотрю спектакли Любимова ещё в своём театре.
<Смеётся>
Теперь. Ещё
что, ещё что? Ну, ещё ничего, наверное. «Песню про картошку...» Хм, про
картошку... «Исполните, как <неразборчиво>».
Хорошо. Вы знаете, «Про шахматы» просят. Это ведь песня момента, поэтому её
не имеет смысл петь. Вот я закончу — я говорю, что у меня на подходе целая
такая серия новых шахматных песен. Вот когда я их сделаю полностью, я вам их
все с удовольствием спою.
Вот м-м-м… Ну и «Песня «Колея»...», «...связаны они с кино?» Да. Песня, о которой вы
спрашиваете, «Книжные дети», «Средь оплывших, — да? — свечей и вечерних
молитв...» — это вот из «Робин Гуда» песня. Э… и… э… я их попытаюсь записать
на пластинку. Значит, там
последний вопрос был — «Пиковая дама». Ну, я надеюсь, вы не просите от меня:
«Ах, какая драма, пиковая дама...», нет? Вы хотели историю про «Пиковую
даму»? <Речь
идёт о несостоявшейся постановке оперы «Пиковая дама» Ю.Любимовым. — ред.> Она уже
отошла в прошлое. Видите — всё на местах. Ну, нервы попортили человеку —
даже вот ему операцию делали, Любимову. Вот. А, в общем, он работает,
продолжает. И всё, к счастью, так... Не так уж страшен чёрт. А, в общем, это
всё — могу вам сказать абсолютно откровенно — и в той, и в другой статье,
которые были, — всё либо передёрнуто, либо вырвано из контекста, либо
переврано и… либо просто чистая клевета. Вот. К сожалению, люди, которые
взяли на себя смелость это напечатать, не проверили. А у нас опровержения
никогда, к сожалению, не появляются. Вот. Но я думаю, что товарищи сделают
выводы... Не хочется к этому возвращаться — это слишком противная история.
Так. Одно ва… вам могу сказать: мне очень печально, что эта постановка не
состоялась и не состоится. Или если состоится — я думаю, не будет её, — если состоится, то не с этой компанией: Рождественский, Любимов и Шнитке.
А если будет с кем-нибудь другим, я думаю, это будет, может быть, по-другому
интересно, но не так. Потому что я знаю весь замысел и видел макет — и
думаю, что это поразительно было бы. Ну вот,
слушайте: |