|
|
|
|
|
|
ВЕДУЩАЯ: Добрый день, дорогие друзья! Открываем очередное заседание
нашего «Клуба интересных встреч». Сегодня я рада представить вам нашего
долгожданного гостя артиста московского Театра драмы и комедии на Таганке
Владимира Семёновича Высоцкого.
<Аплодисменты>
Владимир Высоцкий один из ведущих артистов этого театра, на сцене
которого он создал ряд интересных образов. Среди них такие как Гамлет,
Галилей, Хлопуша из драматической поэмы Есенина «Пугачёв». Вы знаете
Высоцкого и по фильмам. Артист снимался в таких фильмах как «Служили два
товарища», «Опасные гастроли», «Хозяин тайги», «Вертикаль» и другие. В
фильмах, как и во многих спектаклях театра звучат песни Высоцкого. Песни
Владимира Высоцкого — это своеобразные "песни-монологи". За глубокое
содержание каждую из них можно назвать сюжетом для небольшого рассказа.
Итак, у нас в гостях Владимир Высоцкий.
<Аплодисменты>
Добрый день! Значит, наконец, у нас состоится встреча с вами. Вот.
Я её отменял по болезни, а не… не по своей... не… не… не по плохому
характеру. Значит, э… сегодня тут должен был выйти перед началом, но девушка
его опередила, ваш работник, и кое-что сказала, значит, о том, что я делал.
Но сегодня э… я не буду работать с роликами, там, показывать — что я сделал
когда-то, пятнадцать лет назад, и вместе с ва… с вами умиляться на экран и
говорить, что вот, мол, дескать, как всё было хорошо.
Сегодня у меня лекция, причём, значит, это для меня новое дело. Я только
год занимаюсь этим делом — лекциями.
А можно вот это вот убрать, а? Слепит очень. Вот этот вот. Вот именно
только вот этот. Можно как-нибудь выключить? Или — вниз опу... Во, хорошо. Вот.
Э… Это сегодняшний... сегодняшнее моё выступление называется "лекцией".
То есть, я у вас лектор, значит, я буду читать лекции. А я не привёз никаких
диапозитивов, там, или диаграмм, или таблиц, где бы там были рост надоев или,
там, поголовье. Вот. Но вместо этого, как в нормальной лекции, я всё-таки
буду иллюстрировать своё выступление сегодня песнями и стихами, то есть,
тем, в общем, чем я и должен заниматься. А тема такая: "О поэзии и музыке в
театре и в кино". Или даже я бы сказал "О поэтическом театре". Это можно
назвать как угодно. Во всяком случае, разговор пойдёт больше всего о песнях,
о музыке и поэзии, а не о моих работах, как артиста. И поехали.
Значит, я работаю в Москве, в московском Театре на Таганке. Мы
существуем тринадцать лет, вернее, сегодня — четырнадцать. Сегодня у нас
праздник в театре. И мы после спектакля э… "Мастер и Маргарита", который
сегодня идёт, будем пить "шампанское". Кто-то… там, дирекция закупила сорок
ящиков <оживление в зале>
и... Вот.
Значит, нам четырнадцать лет. Несмотря на то, что театру всего мало —
это маленький срок, это небольшой, четырнадцать лет, он завоевал большую
популярность и любовь зрителей. Вы это прекрасно знаете. По многим причинам.
Мы бывали и в других городах. И везде есть своя публика. Бывали за рубежом.
В позапрошлом году на фестивале БИТЕФ в Югославии, на белградском
интернациональном фестивале, мы получили Гранд-при — высшую награду
фестиваля за спектакль "Гамлет". То есть, в общем, короче говоря, театр стал
ездить и нашёл свою… своего зрителя и в других странах тоже.
Значит, причин много тому. Причина самая главная — та, что театр имеет
своё лицо, а самое главное — позицию. Во-первых, он ни на кого не похож.
Непохож ни на какой другой коллектив ни здесь, ни за рубежом. И имеет свою
чёткую позицию в отношении и к проблемам современным, и к жизни, и к тем
персонажам, которых мы изображаем на сцене. А это всегда приятно видеть,
когда люди знают, о чём они говорят. Ну э… это заключается даже... вот эта
вот позиция театра — она видна во всём, даже в подборе репертуара.
Предположим, мы играем не только драматические спектакли, драматические
пьесы, хотя и они у нас есть, а мы играем, предположим, прозу. Причём, мы
работаем с живыми, с живущими ныне авторами, на… на мой взгляд, одними... ну,
самыми интересными — Можаев, Абрамов, Трифонов, Бакланов. С ними вместе мы
работали несколько спектаклей. Они приходят в зал, сидят на репетициях,
вместе с нами делают театральный, сценический вариант своих вещей. Поэтому
от спектаклей и веет свежестью, и они живые, и видно, что это делали люди,
которые сейчас живут для людей, которые живут сейчас. То есть, спектакли
современны.
Ну э… и ещё почему так тяни… тянется зритель к этому театру, потому что в
спектакли... в спектаклях, вернее, в репертуаре нашего театра есть много
спектаклей, сделанных на поэзии. Интерес к поэзии вообще в России
традиционное явление. Вы знаете прекрасно, что э… поэты наши были не только
прекрасными стихотворцами и писали великие стихи, а они ещё были достойными
гражданами и очень прилично себя вели в жизни. Поэтому так и случилось, хотя
это навязло на языке у всех — "поэт" — "гражданин", "человек" и так далее. Но вот гр… гражданство, позиция гражданская у поэтов как-то наиболее ярко выражена
в русской литературе. И так случилось, что поэзия заняла вершину, самую
главную вершину, в нашей литературе. И вообще, вся русская литература
опоэтизирована. Она бы... она вся поэтична по сути своей. Поэтому мы не
могли пройти мимо этого.
Если театр современный, он должен сразу как-то откликаться, слушать
хорошо, и поэтому мы сделали много спектаклей, сделанных на поэзии, на
чистой поэзии. По стихам и поэмам Вознесенского был спектакль "Антимиры".
Был спектакль э… по Евтушенко — "Под кожей статуи Свободы". О Маяковском —
он называется "Послушайте!". О Пушкине спектакль "Товарищ, верь!", сделанный по
его стихам, по воспоминаниям о нём современников, по письмам его к своим
друзьям и его друзей к нему. Сделано это всё внутри театра. Написал это...
эту инсценировку наш главный режиссёр в содружестве с Целиковской, вместе
вот они написали.
И мы в каждом из этих спектаклей, и в спектаклях даже, сделанных на
прозе, используем очень много музыки, песен и стихов не только
профессиональных поэтов и композиторов, а и сами пытаемся что-то делать для
наших спектаклей. Кто на что способен...
У нас есть многие люди, которые обладают какими-то даро... каким-то
дарованием помимо актёрского. И есть, в отличие именно от других театров,
поле деятельности здесь, прямо на сцене нашего театра. То есть, вот я,
например, пишу песни, стихи и музыку. У нас есть артисты Хмельницкий и
Васильев, теперь вышедший в режиссёры, которые были композиторами и писали
музыку к нашим спектаклям. Вы знаете Валерия Золотухина по фильмам, по
театру. А он ещё и писатель. У него вышла повесть в "Юности", а теперь он
напечатал... выходит его книжка. Веня Смехов пишет инсценировки, пишет
какие-то... тоже повести. Одним словом, видите, люди разносторонние. И самое
главное, что есть возможность применить это на сцене нашего театра, то есть,
без отрыва от производства. Вот. И это тоже каким-то образом придаёт с…
прелесть спектаклям этого театра. Видно, что люди работают с удовольствием,
потому что чем больше вложено, особенно, авторства... Я вообще предпочитаю
авторство, предпочитаю его исполнительству. Вот. И мы не только исполнители
в нашем театре, но и авторы. То есть, мы вкладываем как можно больше, каждый
что может, в спектакли. А это всегда так — чем больше вложено или в
человека, или в дело, то и дело, и человек становится дороже. Чем больше
отдано, тем ближе это становится. Вот. Из-за... Это видно. Это летит через
рампу, и людям видно, что люди работают с удовольствием. Поэтому полны залы,
поэтому так трудно попасть.
Как только я посмотрел первый спектакль нашего театра, назывался он
"Добрый человек из Сезуана", меня поразило — я тогда уже начинал писать
песни, и меня поразило, что песни в этом спектакле используются так, как вот
я мечтал бы. Потому что я вообще противник того, что люди говорят, говорят
прозой, а потом вдруг: "А-а-а!.." — и, как чёрт из бутылки, запел. Почему? Если
можно разговаривать, можно... надо продолжать разговаривать. Запеть нужно
только в том случае, если больше невозможно говорить.
Вот, предположим, в этом спектакле "Добрый человек из Сезуана", я играю
роль безработного лётчика, который в самом начале, там, собирается
повеситься, потому что его выгнали с работы. А ему нужно достать где-то
денег, чтобы дать взятку, и тогда его устроят на работу. Дело в том, что
действие происходит "у них", а не у нас, поэтому там дают и берут взятки. И
вот он собирается повеситься. И потом встречает его девушка, обещает ему
достать денег. Короче говоря, идёт два акта всяких... всякие коллизии,
переплетения, хитросплетения. В конце второго акта выясняется, что всё
лопнуло, никаких ему денег не достанут, и он, значит, тогда кричит. И я
вообще играю, как один критик написал, что "пол ходуном ходит". Одним
словом, самый... вот кажется, выше не простучишься. Уже такая высокая
степень нервного напряжения. Кажется, что потолок и дальше уже не пробиться.
Всё, жилы набухли, голоса больше нет, и тогда на помощь приходит песня,
которую я исполняю "О дне Святого Никогда", которая позволяет ещё больше
вздёрнуть действие, ещё на одну ступеньку выше, и ещё сильнее воздействовать
на зрителей. Значит, это одна ипостась использования песен, как песен
персонажам. Персонажам, в помощь им, к их ролям, которые усиливает ещё роль.
Есть там песни, которые написал сам Брехт. Они называются "зонги". Зонги —
это стихи. Они должны исполняться под... на бесхитростную мелодию
ритмическую, с малым количеством инструментов. Вот у нас это — с гитарой и с
аккордеоном. Песни, которые поются прямо от имени театра на зрителей. То
есть, это люди, которые не играют спектакли. Они выходят и поют прямо
отдельно или после сцены, или её предвосхищая. Это... это, в общем-то, это
голая идея брехтовская зарифмованная. Ну и ещ… конечно, всё-таки это поэзия,
которая п… призвана ещё раз вам напомнить или разъяснить то, что только что
происходило на сцене.
У Брехта есть такой приём — отчуждение. Когда ты бросаешь играть,
бросаешь свою роль, выходишь к зрителям и скажешь: "Вы знаете, о чём только
что шла речь? То-то, то-то и то-то..." И это очень сильно работает, этот
приём. Это он начал в своей драматургии. Мы его используем почти во всех
спектаклях. Вот эти зонги — это есть стихотворное воплощение поэтическое
этого приёма. И есть ещё третья ипостась, в которой использованы песни там.
Это песни, которые написаны э... музыкальные темы для персонажей. А именно,
люди в соответствии с музыкой даже могут двигаться, то есть, менять
пластический рисунок. Предположим, если написана шуточная какая-то,
фривольная, игривая мелодия для комедийного персонажа, скажем, цирюльника у
нас играет такой артист, то он уже не может просто ходить по сцене, а он как
бы подтанцовывает. И все остальные персонажи пластический рисунок меняют
именно от музыки, которая для них написана. Кроме того, вы придёте в зал, и
через несколько минут узнаете, что сейчас будет исполняться. Вернее, кто
сейчас выйдет на сцену. Это тоже очень помогает. Например, эт… есть
возможность выбросить несколько страниц текста служебного, который
разъясняет там что-то, и взять и исполнить пантомиму на музыку, если она
хорошо сделана для... Вот Зина Славина исполняет целый кусок громадный
пантомимы на музыку, написанную специально для неё. Одним словом, видите,
как можно использовать по-разному песни и музыку для того, чтобы она... они
работали в спектакле, и чтобы улучшить это. Потому что песня ещё никогда
никому не мешала, песня всегда только помогала.
Ну вот. Теперь. Я вот сказал вам о поэзии, о том, что тра… интерес к
поэзии невероятный у нас в стране. Если на… вырвать тетрадный листок и
повесить его на Лужниках и написать: Окуджава, Ахмадулина, Вознесенский,
там, и Евтушенко — то к вечеру двенадцать тысяч будут заполнены, и некуда
будет яблоку упасть. Вот. И когда мы делали спектакль "Антимиры", мы
рассчитывали, что он будет идти один раз, а потом получили столько писем,
что продолжаем его играть до сих пор, хотя, в общем-то, я вам должен
сказать, что это довольно скушновато. Уже девятьсот раз сыграли, уже
обалдели произносить один и тот же текст, несмотря на то, что стихи хорошие.
Вот. Ну, благо, он живой, Вознесенский, и он иногда приходит и приносит нам
новые свои стихи, и мы их вставляем в спектакль, поэтому он обновляется и
живёт.
И вот не так давно он мне принёс песню — не песню, а стихи, и попросил
сделать на них музыку. И я сделал. И многие люди даже считают, что это моя
песня. Нет, это единственный мой опыт, когда я написал музыку на чужой
текст. Песня эта называется "Песня акына, или Пошли мне, Господь, второго". |
|
|
|
|
|
|
А он в это время вёл допрос. Но этой песней как бы говорилось, что будет
не так просто справиться с этим типом. Он такой ироничный по отношению к
себе и по отношению к этому самому милиционеру. То есть, уже песня работала.
Но я всё равно предпочитаю работу в кино. Вы знаете, работать в кино же
ведь довольно сложно, потому что иногда вдруг она не влезает в метраж. А
потом получается иногда, как у меня было в "Бегстве мистера Мак-Кинли",
когда я написал девять баллад, работали мы четыре месяца, записали их, и я
просто вылез из кожи, потому что это всё про них, а надо, чтобы они были
такие песни — мирово... мировые, чтобы было, как говорится, там, можно было
сделать обобщение после них. Ну и что получилось. Песни, как мы договорились
с режиссёром, я написал трагические, как говорится, на последнем выдохе, как
в последний раз. А… а повествование кино получилось такое раздумчивое, и
даже, на мой взгляд, нудноватое. И песни не вмонтировались. Ну что-то тебе
рассказывали, потом — "А-а-а!.." — что? почему? И поэтому нельзя, и взяли
эти... их выбросили. И осталось там полторы каких-то. Хотя рекламу сделали
колоссальную. Я помню, что даже в журнале где-то, не то в "Экране", не то
где-то, какой-то обеспокоенный зритель спрашивал, что "не будет ли Высоцкий,
который играет уличного певца, конкурировать с исполнителем главной роли
Банионисом?" А вот режиссёр отвечал, говорит: "Нет, не будет! Они такие
разные". Вот. И, значит, какая там конкур... Я там спел какие-то полторы...
Ну, в общем, с гулькин нос там всего осталось. И обманутые люди, любители
этих вещей и песен пришли, и ушли в недоумении, потому что их там не было.
Вот. Не вмонтировались.
Или, там, писал я для "Робин Гуда" песни, которых не ока... не осталось
ни одной. Кто-то вообще чё-то решил, совсем уж там... Вот. Но это, вы
понимаете, как есть и… и люди, которые им… это не любят, ну это Бог с ним,
на… на вкус и цвет... А есть просто и люди туповатые. Они, например,
возьмут, скажут, что нельзя в "Робин Гуд" серьёзные вещи, потому что это
развлекательное кино. Ну, мы взяли, и убрали. Вот это жаль, когда так. У
меня-то ещё что, я выйду потом на зрителя, да спою, понимаете? — или на
пластинку запишу, или что-нибудь я с ними сделаю. Я им не дам погибнуть,
понимаете? Вот. А вот если человек первый раз, предположим, ну что же, он в
корзину так и написал, его никто не узнает. Может быть, для него это был
первый и последний шанс. Это жаль.
Но всё-таки хорошо работать в кино. Во-первых, из-за ко… количества
зрителя, а потом... Вот, предположим, я в "Вертикали" работал э... с Говорухиным,
со своим другом-режиссёром. Как там... Как там прекрасно вмонтировались
песни, которые я написал даже не для кино, а для себя. Просто попал в горы и
не мог не написать. Или пр… вот я, предположим, начинаю петь "Песню о друге"
— альпинисты выходят. Я её заканчиваю, две минуты прошло экранного времени,
— они уже на вершине. И получил зритель информацию из песни, и мы скоротали
время. И не надо писать "прошло сутки" или, там, "прошло пять часов". Вот.
Или, предположим, э... показывают виды гор, и если просто так их показывать... Ну,
хорошо, ну минута—две, а потом надоест. Даже несмотря на то, что это
прекрасная суровая красота. И всё. А они сделали так. Звучит песня "О
вершине" — я её написал, действительно, по поводу трагического случая, когда
погиб э… такой альпинист, Живлюк был, майор, из команды ЦСКА. Они вышли на
штурм пика Вольная Испания. Их побило камнями. Хотели они рекорд
установить скорости. Вот. И я был очень близко от того места. Мы помогали
раненым спускаться. Потом, вот, родилась эта песня. И когда она ложится
вот на эти горы, и там, вы помните, там какие-то есть слова э… о том, что
вот "камень, который покой тебе подарил". И стали теперь альпинисты даже
слова из этой песни, вот кто-нибудь если трагически погибнет в горах, они
вот пишут на камне: "Тот камень, что покой тебе подарил..." или "Нет алых роз и
траурных лент...", то есть, цитируют слова из этой песни. Они её считают своей.
Вот. Так работать было хорошо в этом кино.
Я любил очень работать у Виктора Турова, который так бережно относился к
песне и считал, что она п-пра… правомерна, как говорится, на равных с
изображением. И там у него в фильме "Я родом из детства" по-разному
использовано... Всё время мой голос, хотя почти хроникальная картина,
сорок... сорок пятый год. А там вдруг то с пластинки, я сижу и там пластинку
включили, и вдруг из "до войны" я пою. |
|
|
|
|
|
|
"Штрафные батальоны". А в самом конце фильма звучит песня в исполнении
Бернеса. И тогда был удивительный эпизод. Мы после картины получили письмо
от одной женщины, на глазах которой в сорок четвёртом году... в сорок
третьем, повесили двух её сыновей, и она лишилась памяти. Она в больнице в
течение семнадцати лет находилась с полной потерей памяти. Она помнила, там,
что было только в предыдущие пять минут, и у неё б… стиралось. Я уж не знаю,
как эта называется болезнь. В общем, одним словом, она написала нам письмо:
"Нам показывали картину "Я родом из детства". Я благодарю вас. Я вспомнила
это место. Это так случилось в этом месте. Там погибли мои дети". К ней
начала возвращаться память. От того, мы эту... Мы сделали эту стенку,
выщербленную снарядами и пулями. На экране была стена. Подходили женщины,
которые клали, кто цветок, кто, там, зелень. Глаза сухие у них уже. И
звучала голосом Бернеса песня "Братские могилы". И вот это вот совпадение
этого ритма, слов песни, изображения — на неё такое сильное впечатление
произвели, что ей показалось, что, там, она вспомнила... Она стала
выздоравливать. Вот такие бывают удивительные вещи, когда в сочетании, когда
вместе, когда это, как говорится, сплав.
Ну вот. Теперь, м... Ну, можно много рассказывать о кино. Я знаю о большом
интересе зрителей к тому, что происходит в кинематографе.
Я хочу вам щас показать песню, в которой рассказывается одна
смешная история, произошедшая в кино. Дело в том, что есть такой знаменитый
артист в мире, которого звать Шон Коннери. Он зн… очень популярный человек,
он играл Джеймса Бонда — агента 007, в различных фильмах по романам Яна
Флеминга. Там, "Доктор Но", "Из Москвы с любовью" и много других. Ну, он
невероятно популярный, он ходит с охраной, к нему не пробьёшься. Одним
словом, он боится поклонников. И вот его пригласили к нам сниматься в фильм
"Красная палатка". Он пришёл, недели две здесь ходит — к нему никто не
подходит ника... Ну так, ходит какой-то человек, пройдут, токо что не
плюнут. А, в общем, никакого уважения ему не... <оживление
в зале> потому что он… он в жизни никакой не супер. Он, там,
респектабельный господин лет се… пятидесяти. Седоватый, лысоватый человек. А
у нас этих фильмов никто не видал, поэтому — ну и что? Ну и ходит — на
здоровье. Ну вот, потом заскучал, забеспокоился. Дескать, как же так?! Никто
меня не знает. И говорит: "Надо организовать вечер, потому что... чтобы
всё-таки люди поняли с кем они работают". И сделали такой вечер, дирекция
организовала. Пришли, там, артисты, артистки, конечно. Журналисты. Вот. Он
организовал стол замечательный. Он вообще очень милый человек, купил напитков
хороших в "Берёзке". Вот. И, значит, э... всех развлекал, правда, по-английски. А
там, в этой компании, никто по-английски ни бельмесу не смыслил. Поэтому
смотрят — чё это он там? Вот. В общем, всё выпили, съели
да ушли. <Смех в зале> И он остался
один у разрушенного стола и по… долго повторял: "Да, действительно, это
таинственная страна!" <Смех в зале> |