- Back - Код: 00_0600
Владимир Высоцкий
17-19 апреля 1978 года, 1-е выступление.
г. Белгород /проезд Богдана Хмельницкого, дом 78б/
ДК завода энергетического машиностроения «Энергомаш».

Ведущий: Владимир Иванович Маслов.
Фото: А. Черноморцев, Ю. Марченков.
Длительность записи: 47 минут.

Оцифровка - Николай Цанков /Болгария/
Стенограмма - Алексей Еськов.

real mp3 txt htm 1. На братских могилах не ставят крестов... (с ВИА)
         

<Аплодисменты>
  
Я нарочно начал с песни, чтобы вы не подумали, что к вам кто-нибудь другой приехал. <Смех в зале, смеётся> Значит, я несколько слов скажу о своей работе в театре, а потом буду вам и петь, читать стихи, в общем, одним словом, поедем дальше. Сейчас, значит, вот о чём.
  
Я работаю в Москве, в московском Театре на Таганке, который называется "Театр драмы и комедии". Но он расположен на Таганской площади и больше известен под именем Театра на Таганке. Театр этот существует около четырнадцати лет. Это считается немного. Молодой коллектив. И, несмотря на это, он завоевал большую популярность, любовь у зрителей Москвы, других городов, где мы бывали на гастролях. И мы бывали ещё и за рубежом: в Болгарии, в Венгрии, в Югославии, где мы на белградском интернациональном фестивале БИТЕФ получили Гранд-при, высшую награду фестиваля среди девятнадцати ведущих коллективов мира. Отметили они нас за спектакль "Гамлет". Это мне особенно приятно, потому что я в нём Гамлета играю. Вот. Теперь...
<Аплодисменты>
  
Теперь, в чём секрет популярности этого театра? Я всегда... только несколько причин вам отмечу. Во всяком случае, не потому, что у нас маленькое помещение. У нас... у нас всего шестьсот семьдесят мест. Попасть очень трудно. Люди стоят в очередях ночами, отмечаются. Вот. Очень трудно попасть. А ещё и потому, что с самого начала театр о себе заявил, что э… он не похож ни на какой другой коллектив. Это принципиально был новый театр, условный театр, театр, который имеет своё лицо и свою позицию. Во всём: в отношении к жизни, к тем людям, которых мы изображаем на сцене, в подборе репертуара. Дело в том, что мы играем не только драматические пьесы, как обычно в нормальном театре, хотя у нас и они есть. А мы играем прозу, например. Вот выходит какой-нибудь роман или повесть писателей, ныне живущих, хороших писателей, в основном, и мы предлагаем сделать им сценический вариант вместе с нами. И они приходят в зрительный зал, работают во время репетиций вместе с нами и делают вот этот театральный вариант своих вещей. Это Абрамов "Пелагея" и "Деревянные кони", Можаев "Из жизни Фёдора Кузькина", Бакланов "Пристегните ремни", Трифонов "Обмен" — мы сделали спектакль не так давно. Вот. Поэтому от этих спектаклей веет свежестью, они живые, в ни тро... в них трогаются проблемы, которые теперь волнуют людей, сейчас. И видно, что они и сделаны современными людьми, и предназначены для людей, которые живут сейчас. Смотреть их никогда не скучно.
  
Мы даже проверяли, и после одного спектакля "Десять дней, которые потрясли мир" повесили в фойе три ящика: чёрный, жёлтый и красный. И если вам понравится спектакль, вы квиток билета потом опустите в красный ящик, не понравится — в чёрный, а останетесь равнодушными, то есть, никак это вам, в общем... тогда в жёлтый. Мы потом всё это дело вытаскиваем и выбрасываем. Вот. Предварительно, конечно, подсчитаем, где что было. И вот в жёлтом ящике никогда не было вот этих обрывков билетов. То есть, людей это задело, затронуло какие-то струны, что-то, как говорится, зазвенело и отдалось. Вот. И поэтому э… в театр, действительно, как говорится, валом валит народ, потому что это всегда в форме яркого зрелища. Зрелища. Причём, всегда это сделано в поэтическом образе, решено в поэтической манере. То есть, каждый спектакль — постановка опоэтизирована. Вообще, у нас много поэзии присутствует в театре. Но она существует не только в виде стихов, но ещё и в виде оформления, в виде атмосферы. И присутствуют все атрибуты поэзии: и метафора, и символика, и образность.
  
Вот вы приходите в зрительный зал, предположим, на спектакль "Пугачёв", который я всегда привожу в пример, потому что это самый яркий м-м… в этом смысле, удобный пример для того, чтобы его людям рассказать. Открывается занавес, на сцене стоит помост из грубо струганых досок, такой гигантский помост, который спускается вниз к авансцене. На ней стоит плаха и в неё воткнуты два топора. Иногда эта плаха накрывается золотой парчой, топоры пре... превращаются в подлокотники трона. Садится императрица, ведёт диалог с двором. А в это время здесь, на станке, четырнадцать есенинских персонажей… Мы по пояс голые играем, есть только на сцене цепь и топоры у нас, больше ничего. Но вот этот вот металл на голом теле — он всегда даёт ещё какую-то лишнюю э… нервную ноту, придаёт спектаклю и потом э… поз... позволяет ещё больше вздёрнуть действие, вот такое вот непосредственное соприкосновение, как знаете, железо острое рядом с обнажёнными телами. Вот. И этот комок тел катится вниз к плахе, что уже само по себе есть какое-то решение спектакля, что этот бунт захлебнётся в крови, что он обречён с самого начала. И э… этот спектакль — он очень интересно сделан. Там, кроме стихов Есенина, есть много прекрасных плачей, которые мы нашли, там, восемнадцатого века, на все случаи смерти, как говорят. Знаете, на безвременно усопших, на погибших в бою, на умерших родственников. Вот, например, там есть такой замечательный плач казацкий старинный:

real mp3 txt htm   "Ой, да чем-то наша славная земелюшка?.." (1 куплет)
         

   Есть у нас хор плакальщиц, которые тоже как такой зрительный образ: в чёрном шесть женщин, которые, воздев руки к небесам, поют эти плачи. И этот спектакль, вот когда, с самого начала просто даже если бы не было, если бы не было стихов есенинских, он уже представляет сам по себе ценность какую-то. Там очень много придумано, много поэзии присутствует помимо гениальных стихов Есенина. Вот. Вот это такой пример.
  
И каждый спектакль сделан вот так, в неповторимой манере. Вы его ни с чем не перепутаете. Значит, есть у нас много сделанных на поэзии спектаклей, о поэтах. Так случилось, что поэзия наша заняла самую вершину в нашей литературе ещё в прошлом веке. Вся наша литература как бы опоэтизирована. Знаете, как дождь живительный стекает. И поэтому она вся поэтична. И спектакли, которые сделаны на этой литературе, должны быть поэтичными. И мы сделали несколько спектаклей просто о поэтах или на их материалах: о Пушкине "Товарищ, верь!", о Маяковском "Послушайте!", о Е... о э… по поэмам и стихам Вознесенского "Антимиры", Евтушенко "Под кожей статуи Свободы".
  
Есть один спектакль, который мне особенно дорог, потому что я в него писал песни. Называется он "Павшие и живые". Я там играю несколько ролей и исполняю свои песни. И другие люди поют мои песни. Этот спектакль посвящён поэтам, которые погибли в войну. Было им тогда всего по двадцать–двадцати одному году. Мальчишки, в общем, совсем. Ничего они не успели, кроме того, чтоб написать несколько замечательных стихов. Ну и, конечно, ещё отдать свою жизнь. Мы зажгли Вечный огонь, и вот уже шестьсот спектаклей мы играем, и каждый раз весь зрительный зал перед началом встаёт, чтобы почтить память погибших минутой молчания. Звучат стихи их друзей: Слуцкий, Самойлов, э… Межиров, э… Симонов, Твардовского есть стихи, по поводу вот этих погибших ребят: Коган, Багрицкий, Кульчицкий. А сами они тоже выходят по трём дорогам, выходят вперёд, к Вечному огню, читают свои стихи, а потом уходят назад, в чёрный бархат, как в землю. Это очень красиво сделано. Уходят, как в землю, как в братскую могилу. И снова звучат песни по ним и стихи.
  
Вот маленький фрагмент из этого спектакля:

real mp3 txt htm 2. Я вам мозги не пудрю...
         

<Аплодисменты>
<—>
   ...поэта Семёна Гудзенко, который выжил в войну, а потом через десять лет его
догнали старые раны. Как написал Илья Эренбург: "Было такое чувство, словно его вдруг, через десять лет настиг долетевший с войны осколок". И вот такие стихи писал этот парнишка. Ему было двадцать всего. Даже не верится, что это такой молодой человек:

real mp3 txt htm 3. Когда на смерть идут - поют... (чтение)
         

   Есть у нас такой друг, у моей семьи... Я много пишу военных песен. И меня даже часто спрашивают, не воевал ли я, и присылают письма ветераны, и спрашивают: "Не тот ли вы самый Владимир Высоцкий, с которым мы под Оршей выходили из окружения?" Нет, не тот. Не мог я никак выходить по возрасту, вот, но видимо, люди думают, что должен был человек... человек пройти через войну. Это... Не в этом дело. Дело в том, что я для своих песен всегда, даже для шуточных, смешных, каких угодно, лирических и не лирических, я всегда беру людей в к… самой крайней ситуации. Каждую следующую секунду способных заглянуть в лицо смерти, в высшей степени нервного напряжения, доведённых до предела. У которых вот буквально вот сейчас должно что-то случиться. Поэтому я так много пишу о войне.
  
А вот эта песня, которую я вам щас хочу показать, она написана тоже на эту тему для картины. Песня называется "Расстрел горного эха".

real mp3 txt htm 4. В тиши перевала, где скалы ветрам не помеха...
         

<Аплодисменты>
  
Видите, эти песни не очень похожи на песни военных времён. Конечно, так оно и должно быть, потому что пишет их человек, который сейчас живёт. Как... и мы как бы довоёвываем, что ли, в своих стихах и песнях.
  
Ну, я начал с серьёзной ноты, а я всегда обычно перемежаю в своих выступлениях песни серьёзные и печальные с шуточными и весёлыми. И наступила минута, когда нам надо с вами поулыбаться, верно?
  
Значит, я щас вам спою шуточную песню, которая называется "Песенка о переселении душ". Ну, вы знаете, что мы с вами не умираем, а после смерти душа наша переселяется, так индусы считают, в животных, в предметы, в растения, в камни, в насекомых. В общем, кто куда сможет, тот туда и переселяется.

real mp3 txt htm 5. Кто верит в Магомета, кто - в Аллаха, кто - в Исуса...
         

<Аплодисменты>
  
Вы обратили внимание, что почти никто из эстрадных певцов моих песен не поёт. Не потому, что они не хотят, а потому, что я не даю. Из-за того, что я считаю, что это два разных жанра — эстрадная и авторская песня. Ну, конечно, по... посмотрите, эстрадная песня делается несколькими людьми. Автор текста — поэт, автор музыки — композитор и автор исполнения — певец. Да ещё им помогает обязательно оркестр или ансамбль. Обязательно есть смена номеров, выходят девочки, там, танцуют, акробаты кувыркаются и так далее. Есть рампа, свет. И когда света нет — никто вас не видит, только вы видите их. Есть такая четвёртая стена. Есть в э… в исп... у исполнителей с залом, когда они эстрадной песней занимаются. Но эстрадная песня предполагает много зрелища. Всегда много зрелища. Но дело в том, что для вас никаких новостей не будет, если вы придёте на эстрадный концерт, потому что почти всё это вы уже слышали по телевидению неоднократно. Да ещё как там: с этой стороны такое лицо большое, тут он — маленький, потом глаз открывается — он оттуда появляется, она из воды и так далее. Видите, как много зрелища. Если это зрелище убрать из э… эстрадной песни, она очень много потеряет, потому что эс... певцы делают так: они репетируют до какого-то момента, когда им кажется, что они достигли высокого уровня, оптимального варианта. И потом они уже всегда будут петь стараться так, как они отрепетировали. Значит, они закованы в рамки оркестра и обязаны всегда примерно петь в одном ритме, который задан оркестром. Они же не могут на ходу: "Ну-ка, давай, там поменяй то-то, поменяй оркестровку, сделай то-то!" Они уже поют одинаково. Вот. И из-за того, что мало кто из них обращает внимание на тексты, вот, тоже как-то так — два раза послушаешь, а потом — ну и что? Ну, "яблони в цвету — какое чудо!" — действительно. Кстати, можно и покрасивше сказать про то, что яблони цветут. Вот. "Как с белых яблонь дым..." — красиво это, правда? Даже красивее. Ну вот.
  
Ну я не... не об этом хочу сказать. Я хочу вам сказать о том, что сейчас, в наше время, когда так много информации отовсюду: радио, там, газеты, телефоны, сплетни тоже, все разговаривают, говорят новости друг другу. Досадно, когда ты приходишь на эстрадный концерт и слышишь, когда в песне ничего тебе не... не сказано. Ну так, какие-то глубокомысленные фразы, там, вроде, что "Провожают пароходы совсем не так, как поезда". Вроде, что-то за этим кроется. А ничего не кроется. Просто говорят, что провожают так... не как поезда и всё. Вот. Ну, я не хочу огульно охаивать всё, потому что есть замечательные песни на эстраде, и особенно вот если вы послушаете Бернеса — у него ни одного плохого текста нету. Он считал, что это самое главное сейчас в песне — поэзия. И он работал удивительно.
  
Я с ним работал последние годы его жизни, знаю, как он отбирал каждую строчку. Ну а теперешние как-то считают, что лишь бы, значит, голос был и, значит, шпарят уже любые тексты.
  
Но э… люди, которые занимаются авторской песней, мы — у нас есть много недостатков. Нет оркестра, нет такого музыкального сопровождения, оркестровок. Но зато есть другое. Очень много, на мой взгляд. Во-первых, мы всё пишем сами: тексты, музыку и сами исполняем. И получается так... так сделаешь, чтобы не мешала тексту музыка, а музыка — тексту. А, наоборот, они друг друга усиливали. И ещё: тут неважно, какая она, ритмическая, в том или другом ключе сделанная, что только одна гитара. Самое главное, как она воздействует, музыка эта вместе со стихами, стихи вместе с музыкой. Потом, я выхожу на зрительный зал — всегда другая аудитория, всегда ж другие люди. Из-за этого я зажигаю свет в зрительном зале, прошу, чтобы было светло для того, чтобы вас видеть, из-за того, что каждый раз другие люди, и я каждый раз по-другому пою, потому что я иначе не могу. Это такая штука, это же ведь не просто песня, это — стихи, которые исполняются под музыку, это какой-то откровенный разговор, к… которому нужен партнёр. Вот этой песне... эта песня нуждается в партнере. А партнёр, если он разный каждый раз — значит, она по-другому будет петься. Как разговор с разными людьми.
  
Из-за этого я очень много меняю на ходу. Не только выкидываю слова там, какое-нибудь вставлю, а другое, вот, выкину, потому что мои слова, чего хочу — то и делаю. Вот. А потому, что я могу просто по... придать другой строй песне, побыстрее её спеть как-то, что-то усилить, что-то у... там, наоборот, утихомирить и так далее. Поэтому эта песня живучая, живая, допускает импровизацию — авторская песня. Это совсем просто другой жанр.
  
Но иногда другие люди поют мои песни и у меня с ними борьба, потому что они... многие из них пытаются подражать. Это в основном драматические артисты, которые работают в других театрах и поют мои песни. Я уж не знаю, что они делают. Некоторые из них, наверное, холодное пиво пьют, другие кричат излишне там, чтоб сорвать голос, чтоб как-то походить. И я возражаю против этого, потому что у меня голос всегда был такой. Вон там два милиционера стоят, работники ГАИ, они, значит, меня спрашивают: "Ты нарочно, — говорит, — делаешь такой голос или он у тебя такой?" Ну как же я его могу нарочно сделать? Это же... Я уж даже не знаю, как это можно. Вроде, у меня вот такой голос, а я вот так разговариваю. Я всегда имел такой голос глухой, низкий, и когда ещё был совсем пацаном, вот в таком малолетстве, читал стихи взрослым каким-то людям, они говорили: "Надо ж! Какой маленький, а как пьёт!" <Смех в зале> Это просто у меня был такой глухой голос. Раньше называли его "хрипатый", а теперь из уважения говорят "с трещиной". <Смех в зале> Я, правда, его, конечно, подпортил, что и говорить, там, и куревом, и другими делами, но всё-таки я вам заявляю совершенно официально, что у меня всегда был такой голос. Что он не больной, у меня катара нету. Я всегда так разговаривал. Вот. <Откашливается> Сказал — и закашлялся. <Смеётся> Вот.
  
И... мы вот, например, в театре Сатиры пели моих несколько песен. Я с ними договорился, чтобы они мне вовсе не подражали, а пели как они могут. Они спели очень хорошо — мне понравилось и я даже записал на пластинку эту песню. "Утренняя гимнастика".

real mp3 txt htm 6. Вдох глубокий, руки шире...
         

<Аплодисменты>
  
"Песенка про прыгуна в длину".

real mp3 txt htm 7. Что случилось, почему кричат?..
         

<Аплодисменты, откашливается>
  
Вы знаете, меня часто просят немножко рассказать о кино. Расскажите, как вы снимались? — Я довольно много снимался и много писал для кино. Но э… мои товарищи работают с роликами и показывают сначала, там, значит, что было сделано когда-то, а потом выходят на сцену и говорят, что вот, мол, видели, вот я щас был только что вот там, в углу, четвёртый справа. Это я. И начинают, значит, рассказывать, как было интересно.
  
Вот я никогда не работаю с роликами, я работаю живьём и… и… э… предпочитаю вам живьём рассказать какую-нибудь историю, которая, правда, бывает в кинематографе.
  
Ну, например, есть такой знаменитый артист, которого звать Шон Коннери. Это такой артист, он играл Джеймса Бонда — агента 007 в разных фильмах по романам Яна Флеминга. Он очень популярный человек, ходит с охраной там и живёт за высокими стенами, к нему не доберёшься, он боится поклонников. Там поклонник... поклонники — народ разбитной, жизни никакой не дают своим кумирам. Вот. И его пригласили сниматься к нам в фильм "Красная палатка". Но он сначала отнекивался, потом поехал. Приехал, значит, всё думает, щас на него набросятся. А никто. И как-то ходят — ну токо что не плюнут, а, в общем, никакого... <Смех в зале> Потому что у нас этих фильмов-то никто не видел, так что ходит какой-то человек, а он, надо вам сказать, никакой не супер в жизни — респектабельный господин лет пятидесяти, седоватый, лысоватый, нормальный человек. Поэтому он ходил довольный, дышал, ходил везде один без опаски. А потом заскучал всё-таки, забеспокоился, говорит: "Как же это так! Вот хожу, хожу такой знаменитый, а меня никто не знает! Надо хотя бы, чтобы сослуживцы, вот с кем я работаю!" И попросил организовать какой-то вечер. "Я — говорит — сам всё сделаю". И, правда, сам всё сделал, накупил всего хорошего там, напитков всяких в "Берёзке". И хорошо стол накрыл. И все пришли. И он всех развлекал. Он, надо вам сказать, милый господин, всех развлекал. Правда, по-английски. А там, в этой компании, никто по-английски... <Смех в зале> Ну, в общем, короче говоря, всё выпили, съели да ушли. Он остался один у разрушенного стола и повторял: "Да, это таинственная страна!"

real mp3 txt htm 8. Себя от надоевшей славы спрятав...
         

<Аплодисменты>
<—>
   ...ещё не закончил.
<Смех в зале> Вы знаете, я свои выступления не называю "концертами". Я их обычно, если я один, там, называю "встречами", потому что ну вот, если отдельно мою часть взять, она же ведь не похожа на концерт, правда? Потому что я должен был бы давно уйти, придти раскланиваться, вы бы меня просили, я бы опять ушёл, покобенился и опять вышел. <Смех в зале, аплодисменты> И ещё бы вы говорили, что вот, дескать, какой он всё-таки, устал, вот, мы его просили, он, милый такой, спел ещё. Я "на бис" никогда не пою, я всё под завязку, вот что наметил... Правда, всегда больше. Ну, хорошо.
  
Значит, ко мне часто пишут письма люди и... и спрашивают меня, почему там... Много вопросов задают там, ну о профессиях, в основном, там: не плавал ли я, не летал ли, не сидел ли, не шоферил ли. <Смех в зале> Это из-за того, что мои песни написаны всегда от первого лица. Я всегда говорю "я", всегда говорю "я", потому что... Это не из-за того, что я всё уж это повидал и так далее. Мне нужно было много жизней прожить, чтобы это увидеть. Нет. А из-за того, что э… я люблю услышать, может быть, что вам не придётся... не... не... не приходит в голову, что это важно. Или увидеть, чего вам не захочется или не успеете. Вот. И потом я люблю больше всего рассказать об этом людям, как я об этом понимаю. То есть, я сам. А это всегда интереснее посмотреть, когда человек рассказывает, как он, как он ко всему относится, о чём он поёт или рассказывает, или играет. Из-за этого я всегда говорю "я" и сам уже даже не знаю, где там моё, где там придуманное что-то, а где то, что мне рассказали. И эти песни все называют "песни-монологи". Ну — монологи, монологи, я не возражаю.
  
Значит, я вот такой монолог один вам покажу. Это о шофёрах-дальнорейсовиках. Называется "Дорожная история".

real mp3 txt htm 9. Я вышел ростом и лицом...
         

<Опущен 1 куплет>
<Аплодисменты>
  
Шуточная песня, называется "Поездка в город". А написал я её, давно довольно уже, по поводу... Тоже, вот видите, как, рассказанная, но тоже от первого лица, как отец Валерия Золотухина приехал в Москву. У меня есть такой друг Валерий Золотухин, который работает в моём театре, который актёр, и мы с ним вместе снимались много в картинах. А теперь он стал писателем, потому что его э… повесть опубликована в "Юности", а теперь у него выходит книжка. Сам он человек в прошлом деревенский, вот, и поэтому все его вот эти вот впечатления — это из его юности. Деревенские его впечатления. Но это неважно. Песня шуточная. Называется "Поездка в город".

real mp3 txt htm 10. Я - самый непьющий из всех мужиков...
         

<Аплодисменты>
<—>
   ...мне говорят: "Ну, хватит! Ты уже сколько, напелся!" — а меня не вытащишь со сцены, если я не хочу сам. <Смех в зале, аплодисменты> Так, значит... Я шучу, он мне сказал: "Пой, пой, Володя! Ещё до утра время много!" Теперь, э… что я хотел вам сейчас. Вот много людей пишут и многие люди спрашивают меня, не знаю уж, почему это их так интересует, разные вопросы из личной жизни: скоко раз женат, скоко разведён. Я никогда на это не отвечаю, потому что сам забыл. <Смех в зале, смеётся> А... Нет. А вот ещё спрашивают, серьёзные какие-то вопросы, что в этой жизни я люблю, что
мне нравится, что нет. И я хочу свой... своё выступление закончить песней, которая ответит хотя бы на половину из этих вопросов. Это песня из спектакля московского театра "Современник" "Свой остров". Называется она "Я не люблю".

real mp3 txt htm 11. Я не люблю фатального исхода...
          <Аплодисменты>
Наличие фонограммы: 001 , 005 , ___ , ___ .
Наличие стенограммы: ___ , ___ , ___ , ___ .
Служебный блокнот: html | txt | doc | ?
Блокнот: html | txt | doc | ?

        Появление сообщений об ошибках при обращении к файлам RealAudio, mp3, txt означает, что к серверу, на котором размещены эти файлы, нет доступа. Повторите запрос спустя некоторое время или на следующий день.
        Об ошибках в работе сайта Вы можете сообщить нам по e-mail .

        Если Вы располагаете любой информацией об этой записи (воспоминания очевидцев, недостающие песни, песни в полном объеме или с лучшим качеством, отсутствующие комментарии, фотографии, публикации с упоминаниями и т.д.), пожалуйста, свяжитесь с нами по e-mail :

Ваши уточнения, дополнения, замечания о записи 00_0600
- На первую страницу сайта - - Обратно -
На первую страницу |
К оглавлению | сайта
Последнее обновление:  26 января 2022 г. +  Counter CO.KZ
Владимир Высоцкий Vladimir Vysotsky Vissotski Vissotsky Visocki Visotski Visotsky Visotskiy VVysоckij
Wladimir Wysotsky Vysockij Vysockiy Vysotski Vysotskij Vysotsky Wisocki VVysockij WSVVb1SS0CKiY