|
|
|
|
|
|
<—>
...убедиться, потому что билетов у вас достать не получится. Вот. Если
только надо придти ко мне, там, сказать: "Володя, помоги!" — может,
чё-нибудь выйдет. А, в общем, почти невозможно, потому что помещение
маленькое, вот, а желающих очень много.
В чём секрет популярности этого театра? Несколько есть тому причин. Он
имеет своё лицо, ни на кого он не похож, этот театр, ни у нас в Союзе, ни в
мире, я думаю, больше других таких коллективов нет. Театр имеет свою
позицию. А это всегда интересно глядеть, когда люди знают, о чём они
говорят, о чём они хотят сказать, о том, что их волнует, что они хотят
передать это зрителю. Поэтому в подборе репертуара у нас тоже есть своя
позиция. Мы играем не только пьесы драматические, там, классику и
современные, а мы играем повести, романы, рассказы, живущих ныне прекрасных
писателей: Абрамова, Можаева, Трифонова, Бакланова. Они работают вместе с
нами, присутствуют прям в зрительном зале и делают театральный вариант
постановки вместе с нами. Поэтому от спектаклей нашего театра веет
свежестью. Видно, что сделаны эти спектакли людьми современными, и что
трогают они вас за душу, потому что в них затрагиваются проблемы, которые
волнуют сейчас, теперешние проблемы. Вот.
Каждый спектакль сделан в очень яркой форме, неповторимой. Вы никогда не
увидите ничего похожего. Всё... Каждому спектаклю соответствует своё
оформление. Оформление всегда поэтическое, всегда есть какой-то образ, на
который... который э… вам... который работает, как символ, как метафора
поэтическая. И поэтому смотреть интересно, глядеть интересно, и никогда не
будет скучно, никогда не оставят вас спектакли равнодушными. Кроме того, что
мы берём прозу вот играть, мы играем поэзию. Причём, чистую поэзию. Поэзию,
которую э… пишут для нас теперешние поэты, и поэты прошлого. Мы делаем
спектакли на этой поэзии. Вы знаете, интерес к поэзии традиционный у нас в
стране, потому что поэты наши были не только прекрасными стихотворцами и
писали великие стихи, они ещё были достойными гражданами и всегда прилично
себя вели в жизни. И как-то так случилось, что слово "поэт" о…
отождествляется со словом "гражданин", "человек". И се... и поэзия заняла
главенствующее место в нашей литературе. И как бы вся наша литература
опоэтизирована именно оттого, что такая великая поэзия у нас. Ну и мы не
могли пройти мимо этого и сделали несколько поэтических спектаклей. Это
спектакль о Пушкине, о Маяковском, спектакль на поэзии Евтушенко,
Вознесенского. Есть у нас спектакль по Есенину, драматическая поэма
"Пугачёв". Есть несколько спектаклей, в которых э… есть поэзия не только
профессионалов, или музыка, но и мы сами, что можем, ч… кто на что способен,
пишем для нашего театра. И у нас уже есть тоже полупрофессиональные
композиторы, поэты и писатели. Вот я, например, для некоторых наших
спектаклей пишу песни, стихи и музыку. Есть у нас композиторы. А Валерий
Золотухин, которого вы знаете многие по кино, он мой партнёр в театре, он
напечатал повесть в "Юности", и сейчас выходит у него книжка. Одним словом,
видите, работать интересно. Каждый из нас пытается, старается писать, что он
может, для наших спектаклей. Поэтому в каждом нашем спектакле есть наша доля
авторства, то есть, мы туда вкладываем больше, чем лю… артисты в других
театрах, которые только играют. Мы ещё стараемся что-то принести своё,
авторское. А это всегда так: когда много вкладываешь, чем больше вложено в
дело ли в любимое или в человека, или в ребёнка, или в девушку — всегда это
становится дороже, потому что, чем больше отдано, тем ближе становится
человек или дело. Вот. Так что работать у нас интересно. Таланты там в
театре разносторонние. Приходите, поглядите. Вот.
Есть один спектакль, который я особенно люблю в нашем театре. Он
называется "Павшие и живые". Это пьеса о поэтах, погибших в войну. А...
Коган, Багрицкий, Кульчицкий. Были эти ребята, было им по двадцать–двадцати
одному году. Они ничего не успели. Успели написать несколько хороших стихов,
ну и, конечно, воевать успели и погибнуть. У нас на сцене загорается Вечный
огонь. Мы впервые в Москве зажгли Вечный огонь, подымается пламя Вечного
огня, выходят по трём дорогам э… артисты, читают стихи вот этих поэтов и
потом уходят назад, в чёрный бархат, как в землю, как в могилу. А по ним
звучат песни, стихи их друзей ныне живущих, которым теперь уж и по
пятьдесят, вот, но которые написали стихи о своих друзьях. Это Слуцкий,
Самойлов, Межиров, Симонов. Вот. Кроме э… песен, которые там есть, настоящих
песен военных, там есть несколько песен, которые я написал для этого
спектакля.
И щас хочу вам показать маленький такой фрагмент из этого спектакля,
где будут песни и стихи.
"Тот, который не стрелял". |
|
|
|
|
|
|
<Аплодисменты,
откашливается>
Вы обратили внимание, что я свои
песни не даю петь эстрадным певцам, почти никто из них не поёт моих песен.
Не даю, потому что считаю, что между эстрадной и авторской песней есть
большая разница. И из-за того, что эстрадная песня пишется несколькими
авторами, она более, как говорится, неподвижна. Отдельно поэт, композитор,
отдельно певец. Он отрепетировал, крепко спел, и раз навсегда шпарит так,
как он выучил. Даже хороший певец, с хорошим голосом, которого вы любите, и
даже с хорошим оркестром. А всегда обычно в эстрадной песне много оркестра,
меня... мигает свет, всё время смена номеров, артисты приходят, уходят,
опять уйдут, покобенятся, опять выйдут, споют "на бис" и так далее. Одним
словом, есть много зрелища в этом деле и есть какая-то граница между сценой
и зрительным залом. И какой-то есть... приподнятость. Поэтому вы сидите,
смотрите, что они там перед вами изображают. Вот. А я э… занимаюсь песней
авторской. И, вы знаете, вот что удивительно, я обращал внимание, что э…
эстрадные певцы очень мало внимания уделяют текстам и совсем не работают над
словом. Им совершенно неважно, что они поют. Иногда просто, вот если
подумать, разобраться, что ни черта там нету. Ну, даже вот недавно писали
тут в газете, что ну, абсолютно никакой информации. В наше время, когда
отовсюду: газеты, радио, телевидение, сплетни — стоко болтают, стоко
новостей! А тут приходишь, а тебе со сцены ничего не говорят. Ну, говорят
что-то, какие-то слова, которые ничего не содержат. Я всегда в пример
приводу... привожу несколько песен. Ну вот, например, одну самую, я
набросился на неё и так я уж её добиваю:
"На тебе сошёлся
клином белый свет..." —
Помните, да? —
"На тебе сошёлся клином белый свет,
На тебе сошёлся клином белый свет,
На тебе сошёлся клином белый свет,
И мелькнул за поворотом санный след..."
И что? Ну и вот... А потом ещё... А там наверху написано два автора.
Автор текста — двое. Один не справился, значит, два взялись за дело,
засучили рукава и вот придумали такую содержательную песню. Вот я работал с
Марком Бернесом, и помню, что когда он пел.... когда он работал с... с
песней, я для него писал кое-чего, и поэтому э… я просто х… наглядно видел,
вот он с тебя с живого не слезет, он тебе перекроет вс… весь кислород, пока
ты для него не вылижешь каждое слово, каждую строку. И поэтому вы до сих пор
слушаете Бернеса по многу-много раз одну и ту же песню, потому что сейчас
очень важно, чтобы во... в песне была или идея какая-то, или сюжет, хотя бы
чтобы хоть что-то было сказано для вас в этой песне, а не только
развлекательно. Ну вот. А мы пишем всё вместе. Я пишу и текст, и музыку, и
одновременно это делаю, и исполняю сам перед вами. И, конечно, у меня есть
проигрыш, потому что у меня нет оркестра и это звучит не так мощно, как
говорится, крепко. Но зато у меня есть гитара, ваши глаза, и моё желание вам
что-то рассказать. Вот эта вот форма рассказа, доверительная такая форма,
она э… присутствует в авторской песне в большей степени. Поэтому её можно
менять. Вот, например, сегодня другая публика, я вышел к вам, вы сегодня
другие, каждый раз другие люди приходят, устанавливается какая-то атмосфера.
И я могу поменять песню, не… одну на другую, а даже в самой, внутри песни,
слова какие-нибудь поменять, раз, потому что мои слова — чего хочу, то и
делаю. А потом, самое главное, я могу по настроению спеть совсем по-другому
песню, что я и делаю. И многие люди, которые бывали несколько раз на моих
выступлениях, говорят, что я никогда точно одинаково не пою. И это правда.
Это невозможно. Как можно одинаково спеть, когда разные люди в зале сидят?
Ну вот. Сделав... Поэтому нас так часто записывают на магнитофон и я,
например, во многих домах нахожусь в виде магнитофонных лент, и очень там
себя хорошо чувствую, да...
Но всё-таки иногда другие люди поют. В основном, это свой брат,
драматический артист. Вот недавно Анатолий Папанов с друзьями, они пели мои
песни в… в фильме "Последний...". Нет, в спектакле "Последний парад"
московского театра Сатиры. И сначала они меня позвали, говорят: "Ты нас
поучи, потому что твои песни надо петь, как ты". Я долго возражал, говорю:
"Зачем? Не надо, как я!" А они уж, не знаю, что делали, то ли голоса
срывали, то ли дышали холодным чем-то, или выпивали излишне — я уж не знаю.
Во всяком случае, они старались вот чтобы это… как я. Ну и напрасно, кстати,
потому что голос у меня всегда такой был. Я его не срывал. Я его, конечно,
чуть-чуть подпортил там с детства и куревом, и другими делами, но, во всяком
случае, он у меня был низкий всегда. Как раньше называли "хрипатый", а
теперь из уважения говорят "с трещиной". Вот. Значит, я правду вам говорю. Я
ещё был пацанёнком, вот таким вот малолеткой, и читал стихи. И помню,
какие-то взрослые люди говорили: "Надо ж! Какой маленький, а как пьёт!"
Вот э... Так что тембр голоса всегда был такой, я с ним ничего не делал. А
потом подражать — это вообще глупо. Зачем подражать, <смеётся>
если... если хороший артист, если сам — яркая личность и индивидуальность.
Нужно спеть, как он, и исполнить, как он может, а не как какой-то дядя. Вот.
Ну, они сделали это хорошо, Папанов и... и Ткачук, по-моему, и Державин. Они
спели эту песню смешно. И мне даже понравилось. Я взял, и записал её на
пластинку, а песня эта называется "Утренняя гимнастика".
Работает, нет? |
|
|
|
|
|
|
<Аплодисменты,
откашливается>
Я не называю свои выступления "концертами". Это, правда, не концерт. Это
больше похоже на встречу. Для меня это встречи каждый раз с новыми людьми,
потому что я писал раньше песни для своих друзей. Я никогда не рассчитывал
на то, что у меня будет в будущем такая аудитория, а я писал просто своим
друзьям, ребятам. Мы сидели вместе за столом. Вообще, конечно, встречаться
лучше за столом, потому что через... там... после второй–третьей уже все
друг друга любят, <неразборчиво>
легче разговаривать. Ну, нам нужен слишком длинный стол, и потом диалога
никогда не получится. Не можем мы разговаривать, потому что вы пришли ко мне
за песнями. Но в то же время, ведь вы пришли в гости сюда, а я приехал в ваш
город в гости. Поэтому вот эту атмосферу, которая бывает дома, когда вы
бываете в гостях или у вас, когда бывают люди, которых... к которым вы
хорошо относитесь, её лучше сохранить. И это самое ценное, вот эта атмосфера
непринуждённости между зрительным залом и сценой для меня. Мне... Я не... не
люблю, вот, когда там такое, чопорность и такую э… формалистику в концертах.
Вот. Поэтому я предпочитаю вести вот так свои разговоры, беседы, как сейчас.
И если удаётся, чтобы люди себя свободно чувствовали, легко, спокойно,
непринуждённо — это самая большая награда. Поэтому вы извините, что я
прекращаю аплодисменты. Я просто хочу вам побольше спеть, а вовсе не потому,
что я их не люблю. Ладно? Вот.
Я щас хочу вам показать ещё одну песню шуточную, которая называется
"Диалог у телевизера". Песня имеет резко алко... антиалкогольную
направленность. Правда, мне говорят, что теперь с борьбой покончено уже, то
есть, с алкоголизмом. Борьба осталась, а с... |
|
|
|
|
|
|
<Аплодисменты,
откашливается>
Очень во многих письмах люди спрашивают: не плавал ли я, не летал ли, не
сидел ли, не воевал ли, не шоферил ли и так далее. Это из-за того, вероятно,
что все мои песни написаны от первого лица. Я всегда говорю "я". Это не
из-за того, что я обязательно через всё это мог пройти, потому что иначе мне
нужно было бы много жизней, но я люблю услышать, что мне рассказывают,
увидеть, может быть, что другие люди н… не особенно обращают внимание, а,
самое главное, у меня есть желание рассказать вам, ну как я про... на всё
это смотрю, как я обо всём этом думаю. И поэтому я все песни пропускаю через
себя, свои стихи, все события, и поэтому я пишу "я". И поэтому эти песни
называются "песни-монологи". Ну, монологи — так монологи. Бог с ними. Вот.
Многие корреспонденты спрашивают, значит, что я люблю, чего не люблю в
этой жизни. На половину вопросов я постарался ответить в этой песне, которая
так и называется "Я не люблю". |