|
|
|
|
|
|
Это я написал для них эти куплеты. <Смех в
зале> Так что видите, вот приобщился и к Есенину каким-то об... Я
сегодня играю "Пугачёва" вечером, поэтому так
подробности вам рассказываю.
Так что, вот есть,
например, сегодня м... есть ещё один спектакль
"Зори здесь тихие", который просто сделан на... на…
из повести. Это настоящая проза. Вот. Э… Ну и
из-за того, что в этом спектакле так много песен,
так много музыки, которые работают удивительно. Например, вот вы
привыкли, что в спектакле какой-то персонаж
имеет свою песню, потом она погибла, эта девушка, остаётся один деревянный
щит, который вращается, её уже нет, просто
звучит её песня, и дальше, после этого, хорал. И я видел, что это работает
намного сильнее, чем в зрительном зале кино, где настоящие болота, она там
тонет, там стреляют немцы всё время. У нас этого ничего нет, всё очень
условно. А действует это намного сильнее, чем в кино. Потому что это
становится, мне кажется, на один уровень, ну, как бы, ну, с греческой, что ли
трагедией по страстям, по наполнению чувств,
которые есть в спектакле, в "Зори..." Потому что сидят мужчины, которые, там, хлюпают носом, ну, женщины, я уж не говорю,
хлюпают не так громко, но тоже. И вот э... я
хочу вам сказать, что вот, нет, ка… казалось
бы, пр... просто проза, обычная повесть, а спектакль
поэтичный. А бывает наоборот — посмотришь
спектакль, сделанный на стихах, а поэзии там нету. Ну вот, всё.
Теперь... что же, значит, мне в конце вам такое, чтобы завершить
рассказ? <Перебирает
струны> Я даже не знаю, ничё в голову не приходит. Ну,
например...
ГОЛОС ИЗ ЗАЛА:
“Балладу о детстве”.
О каком? О вашем? О детстве. Щас я... что-то такое... Я даже
забыл, я... я вот эти лекции-то уже читал
неоднократно, и у меня там какой-то определённый набор песен, а щас я
забыл, что... чем же я вот... Вот этот вот я чем заканчивал?
Товарищи учёные, доценты с кандида…
<Аплодисменты> |
|
|
|
|
|
|
А в это
время шёл допрос, и я как бы своей песней так всё время старался ему
показать, что не так легко будет с этим самым
типом справиться.
Ну и многие другие фильмы, в которых я пел
песни персонажей. А потом я
и это дело бросил, потому что больше стал
ценить песню, которая э… существует в кино. Потому что, вы знаете, вот сидишь,
пишешь дома, я ведь пишу всё вместе, одновременно. У меня такой маленький
магнитофончик, я беру гитару, сразу, как
только пришла какая-то строка, я пытаюсь найти на неё музыкальную основу.
Бывает наоборот. Иногда задумаешь что-нибудь серьёзное, а вдруг мелодия не
получается серьёзная, тогда
получа... делаешь это в шуточном
ключе, даже
серьёзную тему. Вы обратили внимание, что многие шуточные мои песни, в них
обязательно есть такая подкладка, довольно серьёзная, основательная. Вот. Ну
и вот, когда ты сидишь ночью, потому что другого времени нет, я человек
ночной, подманиваешь эту самую штуку, которая
называется вдохновением, вот, оно редко спускается, ну, всё-таки иногда так
его удаётся прихватить, и оно посидит у тебя на левом плече, там чё-то
такое покурлыкает, и ты чё-то сочинишь. А
потом приходишь в кино, смотришь, а там...
Или этого нету вообще, просто, как говорится, просто на корню, а иногда
бывает так, что это есть где-то там, во время титров, когда ты читаешь:
гримёр такой-то, директор такой-то, и так далее... а что там? Ты себе грыз
ногти и ч… часа три... наконец у тебя получилось, вот слово нашёл, а оно
где-то там, Бог его знает, и никто его не слышит. Вот. И поэтому я стал в
кино бороться за место в песне, песни на экране. Обычно э… это не удаётся,
но иногда бывает, и хорошо. Например, вот был в фильме "Вертикаль" у меня
самый удачный опыт работы с песней, песней в кино. Мне кажется, что это один
из наиболее, ну, что ли э... не просто удачных, а наиболее рентабельных
способов использования песни. Потому что, например, я начинаю там петь
"Песню о друге", и альпинисты подымаются, уходят, только начинается
восхожденье. Я её заканчиваю — они уже на вершине. Значит, песня продлила
время, десять часов, не надо писать: "Прошло десять часов". А просто спета
песня, и это всё...
искусство — это вещь условная, и люди понимают, что вот, прошло какое-то
время. Или там, предположим, если просто показывать виды гор, ну, видовое
кино, ну, тоже наскучит довольно скоро. А если в это время это сопровождается
песней "Здесь вам не равнина", и вам
показывают прекрасные виды гор, сходящие лавины, это тоже очень хорошо
работает и… и запоминается, и так далее. И так это
было, ну как вам сказать, удачно в этом кино, что я знаю, что во многих альпи… альплагерях эти песни поют до сих пор, и
что я знаю, что даже на
могилах погибших своих товарищей альпинисты ставят камни, где написаны
строки из этих песен. Значит, они им пришлись по
душе. Хотя, честно говоря, я совсем не… не предполагал, что я буду писать
песни для фильма. Я просто писал, потому что хотел, когда попал в горы. И, в
общем, я всё так пишу, потому что хочу, а не потому что надо. Вот. И так вот
получилось с этими песнями, что альпинисты захотели,
чтобы они попали в кино. И они попали в кино.
Дальше у меня были несколько таких проколов. Я писал песни в кино, а они
там… их там не было. И есть такое хорошее объяснение, что,
ну, не вписывается в матерьял песня. Матерьял вот там раздумчивый такой
м-м... ну, как вам сказать, такой философский, а его
песни с напором всегда, трагические. И они
никак не… не ложатся. Вот так было в
"Мак-Кинли". Я написал туда девять баллад,
если вы помните, была даже реклама в
журналах о том, что вот... Какой-то зритель спрашивает: а не будет ли
Высоцкий составлять конкуренцию Банионису?
А режиссёр ему отвечал: нет, говорит, не
будет, они такие разные. <Оживление в зале>
И так далее. Ну, какая там конкуренция, когда меня там просто нету. Я
там пою полторы каких-то баллады, хотя их было девять. Я должен был просто
вести всё действие. В картине ничего этого не случилось. Правда, потому, что
совсем получился другой матерьял, чем я писал песни. В других случаях, там,
придумывают что-то другое, говорят, что матерьял лёгкий, а песни очень
хорошие, слишком хорошие для этого кино. Ну, это так, понятно, это такая
хорошая мина при плохой игре. Но однако иногда удаётся, иногда удаётся, в
основном с друзьями. Поэтому я вообще предпочитаю работать кланом, работать
с друзьями, больше всего люблю такую работу с друзьями, даже если не очень
интересная роль, а вот просто пожить вместе, что-то попридумывать — это для
меня самое ценное. Я работал так. Фильмы "Я родом из детства", фильмы
"Сыновья уходят в бой" на минской киностудии, с Виктором Туровым. И в "Я
родом из детства" я играл роль капитана-танкиста, который горел в танке.
Искалеченным человеком в тридцать лет,
с… с обожжённым лицом пришёл домой. Но имеется
в виду... его зовут Володя,
как меня, имеется в виду, что он в госпитале э… сочинял песни, что ли, я
не знаю, такой вот персонаж, и там были песни, там: |
|
|
|
|
|
|
А в конце этого фильма звучит песня, которая называется "Братские
могилы". И с этой песней у нас связаны тоже удивительные совершенно м-м…
впечатления, потому что мы получали письма, например, одна женщина написала,
что к ней вернулась память. На её глазах повесили двух её сыновей во время
войны, и она была лишена памяти в течение, там, шестнадцати или восемнадцати лет и когда она увидела эту
картину, ей показалось, что она узнала место, хотя это место не было, его не
существовало, мы его построили. Просто
сочетание голоса Бернеса, вот этой песни "Братские могилы", и изображения,
когда женщины с выплаканными глазами подходили и на… на могилы погибших
клали кто ветку, там, кто цветок, и вот эта вот песня звучала. Бернес, он
весь из того времени, на неё это произвело
такое впечатление, что она... вот ей показалось, что она узнала это место, и
что к ней вернулась память. Вот.
Но однако я буду продолжать работать в
кино. Я совсем никогда не ропщу на судьбу, по
поводу того, что многих фильмов нет, как вот было там у меня в… "Стрелы Робин Гуда" или, там,
"Мак-Кинли". И ещё другие... другие картины. Я
им продлеваю жизнь, как могу, иногда их пою в концертах своих, выступлениях,
иногда собираюсь сделать пластинку. Так что я
думаю, что она… они всё-таки до вас дойдут, эти песни, так чего сетовать-то?
особенно. Надо работать, и всё.
Вот. Но однако, я повторяю, вам, что в кино работать
намного сложнее для человека, который э… пишет
песни и относится к ним так, как я. Я к ним,
правда, отношусь серьёзно, жалко
терять время на то, чего потом не будет. Ну,
ладно, мне-то повезёт, я вам спою, вы услышите на магнитофонах, а человек,
который начинает? Может быть, никогда больше не произойдёт, он написал,
очень рассчитывал на это, и вдруг — нету. А как ему прорваться дальше-то?
Таких много.
Ну, ладно. Чё я так особо загрустил, мраку напустил. Я хочу вам вот
что. Значит, в кино обычно э... люди, которые работают в кино, в виде, в
качестве актёров или режиссёров, привозят всякие
диапозитивы, там, или... или кадры из фильмов, которые сделаны
пятнадцать–двадцать–тридцать лет назад, сами умиляются вместе с вами, какие они были молодые,
рассказывают эпизоды из фильмов там: "Вот здесь меня били, били и много раз,
у меня было такое лицо, и всё..." Я понимаю — в кино много смешного, для
неискушённого человека всё это понятно. Но я никогда не работаю с роликами
не потому чт… это легче намного и приятнее, а просто потому, что я
предпочитаю работать вот так вот, живьём, и товар лицом показывать, всё,
чего умею, нате, поглядите. И потом ещё потому, что это давно сделано, и
потом это ре... и… искусство принадлежит не токо тебе, а и режиссёру, и
это было сделано целым коллективом людей, и
нельзя это всё присваивать себе. Вот.
Но, несмотря на вот такое отвращение к
этим диапозитивам и всевозможным кинокадрам, я хочу вам рассказать немножко
о кино, но только в песне,
а... Причём не о съёмках, а о случае,
который, правда,
произошёл, на самом деле, в мировом кино.
Есть такой артист, он называется Шон
Коннери. Он
играл Джеймса Бонда, агента 007, в знаменитых
фильмах Теренса Янга, по-моему, по романам Яна
Флеминга. И он играл в нескольких
фильмах, человек он невероятно популярный,
ходил он всегда с охраной, к нему приблизиться было нельзя,
и попасть к нему было нельзя за такими вот высокими стенами, потому что он
боялся поклонников. Они одолевали его во всём мире. И вот его пригласили
сниматься к нам в картину "Красная палатка". Картина уже прошла, и он там
снимался. Он сначала отказывался, потому что думал, что его здесь совсем
окончательно уж... уничтожат поклонники. Ну,
пришёл к нам, и, там, гулял, дышал, полной грудью. Никто к нему не
приставал, потому что у нас этих фильмов никто не видел. <Оживление в зале>
Вот. Ну а он ходил-ходил, через две недели говорит, всё-таки, нет,
на... загрустил, говорит, надо бы всё-таки рассказать, кто я такой,
пригласить, там, артистов, артисток, и там... из профессии людей. Ну и
пригласили, уж… организовали вечер, в гостинице, там,
"Советской". Он купил дорогих напитков хороших, иностранных,
висков, джинов и так далее, в "Берёзке", и хороший стол сде… хороший стол
сделал. Правда, хороший... Он вообще очень милый господин, я с ним знаком,
но только он никакой не супер, он... он такой лет пятидесяти,
респектабельный господин, он седоватый, лысоватый, так что пройдёте, токо
что не плюнете, а, в общем, никакого... <Смех в зале>
Ну, правда, он нормальный, обычный человек. Ну и он... хотя он очень милый,
он всех развлекать пытался, но, правда, по-английски. А там никто
по-английски ни бельмесу не смыслил, в этой компании, поэтому смотрят, чё это он там лопочет, вот, и кто он такой. Ну, подумаешь, Шон... В общем,
всё выпили, съели да ушли и а... <Смех в зале>
Он остался один около стола, уже такого, полупустого, и повторял,
вероятно: да, это действительно таинственная страна. |
|
|
|
|
|
|
<Аплодисменты>
<—>
…превращается в пулемёт. Не надо.
Значит, что я хотел… в… вот, мои
дорогие товарищи. Я «на бис», во-первых, никогда не пою, это вы знаете, а
во-вторых, это же лекция, лекция кончилась, вот и всё. Теперь пош… по…
пойдут все домой и подумают. Благодарю вас, благодарю вас, приходите ещё. У
меня много тем: у меня не только, вот, например, есть такая тема, которая
сегодня «Поэзия и музыка в театре и кино», а, например, ещё такая тема: «Роль
песенной поэзии в театре и кино».
<Смех в
зале> Ещё можем
поговорить с вами. Всего вам доброго. ГОЛОСА ИЗ ЗАЛА: <Неразборчиво>
а записки?
А, записки есть, да?
<Оживление
в зале>
«Не могли бы рассказать о вашей работе во
Франции… и Вашего театра… и ещё о существе конфликта…» Вы знаете, так, я
буду коротко, хорошо? Значит, о нашей работе во Франции. Дело в том, что мы
щас даже подготовили такой стенд, отчёт о наших гастролях во Франции,
который, вероятно, будет в театре, так что это быстро распространится, как
всегда у нас, вот, потому что всегда распространяется быстро плохая
информация, а там будет хорошая. Я надеюсь, что она тоже, может быть, чуть
помедленнее, но, во всяком случае, распространится. Дело в том, что мы были
во Франции в течение сорока дней, прошли мы с необыкновенным успехом, какого
они давно не помнят, во Франции. К сожалению, не было информировано наше
население, нашей страны, о том, как Театр на Таганке проходит во Франции, а
только в недавней статье, которую вы... может быть, некоторые сами знакомы в
"Литературной газете", они взяли да
процитировали две газеты из сорока двух. Остальные все статьи были просто
разбор серьёзный, э… была очень хорошая
критика, по поводу наших спектаклей. Они выбрали
две цитаты из двух неудачных статей для нашего театра, вот, там кто-то с
кем-то сводил счёты, и представили дело так, что вообще вся э… крити…
критика была такою. Ну вот, значит, театр прошёл прекрасно.
Был первый сп… Вы можете себе представить, что спектакль "Мать", в котором
ходят, значит, с красными полотнищами по сцене в течение трёх часов актёры,
где массовые сцены, спектакль, который уже, ну, все знают наизусть, он...
после него двадцать пять–тридцать минут люди не уходили, просто стояли и аплодировали, причём
это не… не те люди, которые специально были подобраны для этого спектакля,
нет, там такого нету, там, значит, приходишь, берёшь билет покупаешь и… Вот.
Поэтому, э… значит, вы можете себе представить, на таком спектакле был...
бы… вот так… вот так принимали спектакль "Мать". "Десять дней" немножечко
принимали слабее, хотя тоже была очень хорошая критика, и тоже смотрели его,
из-за того, что там такое чередование картин, и так сложно переводить
репризы, что очень много юмора, там очень много юмора, в этом спектакле,
исчезло и пропало. И поэтому они иногда были в недоумении, а почему,
собственно говоря, чё здесь?.. А это очень
смешно по тексту. Но, во всяком случае, мы "Десять
дней...", спектакль играли тоже девять раз в Париже подряд, и точно также,
ну, если, скажем, не
двадцать пять–тридцать
минут, то минут пятнадцать–двадцать оставались зрители, вот, и
прекрасно воспринимали. Была замечательная критика. Я не говорю о "Гамлете",
на которого были проданы билеты ещё до того, как мы приехали, и они просили
добавить этого спектакля ещё. Я че… играл его четыре раза подряд в Париже и
по два раза в других городах. А в других городах... это вообще вам даже
трудно передать, чё было. Ну как на премьеру, скажем, ну как вот на
"Мастер и Маргарита" к нам сейчас, вот так вот было во Франции на наших
спектаклях в Марселе и в Лионе. Так что — чего дальше. Что ещё говорить?
Вот и мне кажется, что поездка эта имела громадное значение, потому что
очень давно не было драматических театров во Франции, и наша поездка была
необходимой, мне кажется. Потому что интерес
старинный, давнишний к театру, мы долго пытались туда выехать, лет десять,
наконец, выехали, и они не были разочарованы,
а наоборот.
Ну вот, значит, о существе конфликта с Любимовым... Ну, вы понимаете, в
чём дело, это долго говорить. Это всё совсем не так. Не то что я говорю: не совсем так, а совсем не так,
как это пытаются представить в "Литературной газете", а уж тем более, я не
говорю, Журайтис, который там написал. А сам
Журайтис знаете что, например, нету ведь э…
"Иван Грозный", такого балета, нет. Есть
музыка к фильму, Прокофьева, вот он взял музыку к фильму, ещё несколько
отрывков, сделали они оркестровку, и сделали балет. А почему нет-то, в конце
концов? Почему нет? Разве человек не имеет права на… на интерпретацию? Более
того, они не изменили ничего, они убрали несколько хоров. Знаете, что такое
десятки страниц партитуры? Это, примерно, — одна
строчка из книги, что такое десяток страниц партитуры. Они, значит, там
немножко сократили хоры, о которых сам Чайковский говорил буквально
следующее: что как они неудачны эти хоры, они подражательны, как бы их убрать, я
их так не люблю. Я пошёл на уступку представителям
Императорских театров... Ну вот, значит… Ну вот, они в связи с этим
немножечко сократили хоры. Более того, это безграмотное заявление Журайтиса, потому
что щас объявлен всесоюзный розыск поэмы "Пиковая дама", которой не
существует, а существует повесть "Пиковая дама", там три разных поэмы… <смех
в зале, аплодисменты>
это — раз. Плюс ко всему прочему, сам уважаемый товарищ
Журайтис в Японии, дирижируя, вводил
маракасы в классические произведения и
как-то считал это не зазорным. Ну, одним
словом, я уж даже и не понимаю, чего там, ни одной строчки нет, против
которой нельзя было бы возразить десятикратными возражениями. Вот ну плюс
ко всему прочему, он не… значит, там выяснилось, что тёплых флорентийских
ночей вообще не было, потому что Чайковский
жаловался на холод во Флоренции в своих всех письмах, и так далее. Ну а вот
по поводу этого м-м... то, что в "Литературной
газете" вторично, значит. Один раз было напечатано: «Я возмущён махинациями,
там, организа...». Это всё нельзя вырывать из
контекста и помещать одну фразу, да ещё брать
в кавычки того, чего он не говорил. Он представлен в этой статье та… той
заметке, которая была написана раньше, по поводу чего всё и было, он
представлен вообще каким-то глупым человеком. "Я не знаком с программой,
но я с ней не согласен". Как может человек быть
не согласен, если он не знаком? Он против этого
возражал и так далее. Одним словом, я думаю,
что всё станет на свои места, э… хотя тон и одной, и другой статьи, на мой
взгляд и на... на взгляд многих-многих людей просто непотребный, в таком
тоне давно-давно уже не разговаривают. Ну, не знаю, там разберутся другие
люди.
Так. Значит... исполните, пожалуйста, песню "ЯК-истребитель" и так
далее, и так далее. Ну, песни уже... Значит... какая-то одна, но я её не
буду читать. Э… Тут всё в основном — исполните песню, нельзя ли исполнить
песню, название которой, я, к сожалению, не знаю, <смех
в зале> знаю начало: «Нет меня, я покинул Россию...»
Ага, понятно. Я так понимаю, что, в основном, вот этим во… на этот вопрос,
который я ответил, это больше всего сейчас интересует.
О героях своих песен — как вы их находите? Героев я никак не нахожу. В
каждом из нас с вами похоронено по крайней мере тыщу
персонажей. Вот вы выбрали эту профессию, а
могли бы быть и иметь характеры другие... Нет, а потом наверное есть ухо,
наверное просто слышишь, видишь, если можешь, это что-то… Я не знаю, эт… это
трудно объяснить, где я их беру — вот они, вы
все сидите. Вот они и есть.
Все свои песни... Записываю
ли я на к… на пластинки? Вот я вам скажу. С
пластинками тоже такая история. Я записал, вот уже около трёх с половиной
лет, я записал два больших гиганта своих песен здесь, хотя перед этим я семь
лет за них воевал. Так что вот видите, уже десятилетку я с… я борюсь,
значит, за эти гиганты, а их всё нету. Ну что вы хотите, когда "Алису в
стране чудес" два
с половиной года приходилось проталкивать просто, как будто бы это, я не
знаю, там... боевик какой-то
<неразборчиво>
западный... Вот ну, во всяком случае, пока этими пластинками,
записанными так… даже и не пахнет их выпуском. Ну... а...
вот... я намереваюсь записать новый диск, но не
знаю. как.. Я-то намереваюсь. <Смех в зале>
А как там дальше будет, я не знаю.
Вот, значит. Ещё тут записки всякие. "Ваша
любимая роль в театре и любимая песня".
Любимая роль в театре у меня каждая последняя, а вообще я... конечно, Гамлет,
наверное, хотя стало его довольно сложно играть.
Я думаю, что нужно через каждые четыре–пять лет этот
спектакль переставлять. Даже не обновлять его, а переставлять. Потому что
невозможно играть пять лет на таком же накале одно и то же, всё равно это
каким-то образом притупляется. Всё, что было наговорено, нарепетировано, оно ушло,
что-то
улучшилось, что-то ухудшилось. Но мне кажется,
надо переставлять спектакль. И так мы, наверное, и сделаем.
Чем, по-вашему, кончится история? Ну, я вам уже сказал.
<Неразборчиво> скажи...
Спойте, пожалуйста, "Охоту". Так. Вот. Скоко любителей этой песни
здесь? Да… так… Спойте, пожалуйста… <неразборчиво>.
Так… Ну, в общем, здесь остальные записки с просьбами...
с просьбами спеть песни, причём некоторые из них не мои. Но, это я часто
сталкиваюсь, люди думают, что это моё, это неправда. А… щас…
Хорошо. Вы... Я думаю, что те два вопроса, на которые я ответил вначале,
они сейчас больше всего волнуют всех присутствующих здесь, я на них ответил,
так что ещё раз давайте попрощаемся. Я ещё раз щас буду, перед другими
товарищами прикидываться. Вот. <Смеётся>
<Неразборчиво>.
<Аплодисменты> |