|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ВЕДУЩИЙ: ...автору и исполнителю
песен Владимиру Высоцкому, которому я с
удовольствием уступаю место у микрофона. Встречайте — Владимир Высоцкий!
<Аплодисменты> |
real |
mp3 |
txt |
htm |
1. |
|
От границы мы Землю вертели назад... (с ВИА
"Алые маки") |
|
|
|
|
|
|
<Аплодисменты>
Тёть Вера, что Вы делаете с микрофоном?
Добрый день, дорогие товарищи. Значит, я думаю, что имеет смысл сказать
несколько слов перед тем, как мы продолжим дальше, о… о моей работе, о том,
где я работаю. А то вот вдруг вышел человек, как чёрт из бутылки, вдруг
запел да ещё таким голосом, который раньше назывался "пропитой", а теперь
называется "с трещиной". <Оживление в зале,
откашливается> Ну вот.
Значит, я работаю в Москве, в московском Театре на Таганке. Московский
Театр на Таганке — это один из самых молодых коллективов в городе. После нас
уже ничего не было из театров организованно. Поэтому, несмотря на то, что
нам уже четырнадцать лет, мы всё-таки считаемся одним из самых молодых
коллективов в Москве.
Значит, несмотря на то, что нам четырнадцать лет, мы много уже бывали в
Союзе, мног... много ездили в различные республики, различные города, бывали
даже за рубежом. У нас были зарубежные гастроли в Болгарии, в Югославии, где
в позапрошлом году мы на ки… фестивале БИТЕФ, театральном фестивале,
получили первый приз за спектакль "Гамлет". Мне это особенно приятно, потому
что я в этом спектакле играю роль Гамлета.
Были в этом году в Париже. Гастроли тоже прошли очень удачно и успешно.
Значит, секрет популярности нашего театра — ну их много тому причин. Но,
одна из причин, на мой взгляд, мне так кажется, это та, что в наших
спектаклях мы очень много используем песен, стихов, музыки, движения, танцев
и пластики. И вот мы ставим спектакли не только сделанные на чистой поэзии,
но и спектакли о поэтах — спектакль о Пушкине, о Маяковском. Есть спектакль
"Антимиры", который сделан по поэзии Вознесенского. Есть спектакль э… "Под
кожей статуи Свободы", который сделан по поэзии Евтушенко. Есть
драматическая поэма Есенина "Пугачёв", есть много поэтических спектаклей. В
каждом из них есть и музыка, и очень много песен, и много стихов, и авторов,
которых я вах... вам назвал, и других стихов, которые мы привлекаем даже в
обычные нормальные пьесы.
Есть один спектакль в нашем театре, который называется "Павшие и живые".
Этот спектакль особенно любимый мной, потому что это спектакль о поэтах и
писателях, которые участвовали в Великой Отечественной войне. Одни из них
погибли, другие живы до сих пор, третьи умерли через несколько лет после
окончания войны, то есть, на их творчестве лежит печать военных лет. И этот
спектакль мне особенно дорог ещё и потому, что я впервые для нашего театра
написал несколько песен, военных песен для этого спектакля.
Если вы знаете немножечко то, что я делаю, то вы обратили внимание,
вероятно, что я очень много песен пишу о войне. И совсем не потому, что я
воевал — я не мог воевать, хотя меня довольно часто спрашивают из...
вероятно, из-за песен, там: не воевал ли я, не плавал ли, не сидел ли, не
летал ли и так далее. Вот. <Оживление в зале>
Нет, я не воевал, просто я думаю, что война — это такое гигантское
потрясение ми… мировое, которое всегда будет волновать не токо людей, но
особенно поэтов и писателей. И э… ещё — из-за того, что меня интересуют
люди, которые всегда на грани риска, которые каждую следующую секунду могут
совершить какой-то поступок, с которыми обязательно случается что-нибудь из
ряда вон выходящее. А совсем не интересуют люди, которые, там, выпивают или,
там, закусывают или отдыхают и так далее. Вот. Интересно брать людей в
крайней ситуации, поэтому я так много обращаюсь к войне.
И вот в этом спектакле "Павшие и живые" есть несколько моих песен.
А сейчас с моим другом, актёром нашего театра, с которым мы много
работаем вместе на сцене нашего театра — Иваном Бортником, мы покажем вам
небольшой фрагмент из спектакля "Павшие и живые", где будут и песни, и
стихи. Итак: |
|
|
|
|
|
|
Перед войной по Москве бло... бродило множество молодых поэтов. Мало кто
из них успел тогда напечатать свои стихи. Но московское студенчество,
аудитория строгая и живая, знала их хорошо. Тогда-то и появился термин
"поколение сорокового года". |
real |
mp3 |
txt |
htm |
2. |
|
Сороковые, роковые... (читает Иван Бортник) |
|
real |
mp3 |
txt |
htm |
3. |
|
Я вам мозги не пудрю... |
|
|
|
|
|
|
<Аплодисменты> |
real |
mp3 |
txt |
htm |
4. |
|
Давайте после драки... (читает Иван Бортник) |
|
|
|
|
|
|
На бра... |
real |
mp3 |
txt |
htm |
5. |
|
На братских могилах не ставят крестов... |
|
|
|
|
|
|
<Аплодисменты,
откашливается>
Значит, я хотел ещё вот ещё несколько слов о чём: я не очень люблю,
когда мои песни поют другие эстрадные исполнители. Не потому, что я боюсь,
что они споют хуже — наоборот, они споют лучше, потому что они обладают
вокальными данными, они учатся по пять лет в консерваториях. Одним словом,
это люди профессиональные, а мы люди непрофессиональные, я — актёр
драматический. Но дело в том, что они споют, как говорится, лучше, но, может
быть, не так по одной простой причине: потому что эстрадная и авторская
песня — это две, как говорят в Одессе, большие разницы, потому что эстрадная
песня предполагает наличие нескольких авторов, а именно: поэт — автор
текста, композитор — автор музыки, певец — автор интерпретации, как он это
делает. Сзади обязательно должен быть большой оркестр или маленький
ансамбль, всё время мигает свет, закрывается занавес, есть смена номеров —
то девочки там пляшут, то фокусники фокусничают, то акробаты кувыркаются.
Одним словом, есть очень много зрелища. И вот если это зрелище... элемент
этого зрелища убрать из эстрадной песни — она очень многое потеряет. И
потеряет она потому, что на текст, на содержание этих песен, именно на
текстовую основу довольно мало обращается внимания в эстрадной песне. Или
иногда такое слышишь, что уши вянут. Или там, ну, никакой информации. Сейчас
так много отовсюду всего слышишь, знаешь из газет, радио, телевидение,
сплетни, телефоны, там что угодно — и вдруг тебе в песне ничего не говорят.
Ну там, говорят, там:
«На тебе сошёлся
клином белый свет,
На тебе сошёлся клином белый свет,
На тебе сошёлся клином белый свет,
И мелькнул за поворотом санный след...»
Думаешь: ну и что? А там вверху напишут — там два автора текста у этой
песни. В общем, для таких сложных песен надо бы четырёх, конечно. Вот. Ну, я
хотел сказать вам о том ещё, что я люблю многие песни, которые написаны
хорошими поэтами, и есть прекрасные исполнители, и они хорошо звучат, но в
основном — основной упор в эстрадной песни делается на звучание оркестра и
на музыку, и, в общем, мало на текст.
Когда человек занимается авторской песней, вот, как предположим я, мы
всё это делаем вместе. Я работаю по ночам, с маленьким магнитофончиком. Я
никогда не пишу сначала текст, потом музыку, или наоборот, музыку, а потом
на неё подбираю, там, текст — это называется рыба. Вот. Нет, я всегда пишу
одновременно. Я… если приходит какая-то строчка, четверостишье, образ, я
моментально пытаюсь тут же найти для него музыкальную основу. И бывает так,
что я задумал сделать что-нибудь серьёзное, а вдруг мне пришла в голову
какая-то шуточная игривая мелодия — я взял и даже эту серьёзную тему
разработаю в шуточном ключе. Бывает и наоборот. И потом дело э… авторская
песня — это дело более живучее, живое, что ли, даже дружественное, если так
можно выразиться, потому что, ну, никому из вас не придёт в голову, например,
взять на эстрадный концерт магнитофон для того, чтобы записать его. Нет, а
на наши выступления приносят магнитофоны, потому что люди хотят снова ещё
раз услышать дома, а в чём же там дело? О чём человек хотел сказать? Почему
вдруг в первый момент смешно, а потом грустно? Одним словом, нас хотят взять
к себе домой в гости, чтоб мы побыли в виде магнитофонных плёнок в гостях,
у, значит, у вас, у наших друзей. Ну и ещё есть преимущество одно у
авторской песни, это то, что она очень подвижна. Видите, вот я, например,
прошу не гасить свет в зале. Прошу это для того, чтобы видеть ваши лица,
из-за того, что каждый зрительный зал другой, и для каждого зрительного зала
можно петь по-другому, и можно изменить настроение одной и той же песни. А
потом, в конце концов, мой текст — глядишь, какое-нибудь слово выкину,
какое-нибудь вставлю, чё хочу, то и делаю, верно? <Оживление
в зале>
Ну вот. <Откашливается> Ну, итак…
Сделав… Я к чему завёл этот разговор: я считаю, что оба эти жанра могут с
одинаковым успехом существовать на сцене.
Ну, я делаю исключения, и своему брату — драматическому актёру я
всё-таки иногда даю попеть то, что я напишу. И вот не так давно Анатолию
Папанову, артисту московского театра Сатиры, я дал петь свою песню. Вы
знаете, он замечательный артист, и комедийный, и не токо комедийный, он
очень хорошо играет и драматические роли. И вот мы с ним э… начали работать.
Он меня просил почему-то, чтоб я его учил как надо петь — он хотел, чтоб как
я. Он, значит, и выпивал, и курил, и пытался сорвать голос нарочно, но у
него ничего не получалось, потому что, в общем, голос так сорвать нельзя —
это, как вам сказать... У меня вот с детства вот такой голос, и даже когда я
читал инвалидам там э… стихи будучи совсем маленьким пацаном, они говорили:
"Надо ж! Какой маленький, а уж как пьёт!" <Смех
в зале> Вот. Ну, это всё шутка, а я просто считаю, что не нужно
никогда никому подражать. Нужно делать то, что ты умеешь делать сам. И мы
так с Папановым договорились, он спел это замечательно, а я потом эту песню
записал на пластинку. Вот называется она "Утренняя гимнастика". |
real |
mp3 |
txt |
htm |
6. |
|
Вдох глубокий, руки шире... |
|
|
|
|
|
|
<Аплодисменты>
Спасибо.
Ну, если у вас таким успехом пользуется спорт — ещё одну спортивную
песню, называется она "Марафон, или Бег на длинную дистанцию". А написал я
её по очень простой причине, потому что меня иногда как-то в недоумение
приводят некоторые комментарии по телевидению, особенно когда это делают
Озеров или Спарре. Они там говорят: "Вот ещё одну шайбу забили наши
чехословацкие друзья!.. Да, выигрывают наши чехословацкие друзья!" И
думаешь, ну чт… какие же они, к дьяволу, друзья, когда они выигрывают и
шайбу забили?.. Они — соперники и противники на поле, а друзья они в другой
обстановке, в другом месте. Вот. И поэтому я решил написать такую шутку,
шуточную песню, которая называется "Марафон". |
real |
mp3 |
txt |
htm |
7. |
|
Я бегу, бегу, бегу... |
|
|
|
|
|
|
<Аплодисменты,
откашливается>
Спасибо.
А вот я вам спою ещё такую шутку, потому что я знаю, что в этом городе
тоже много научных работников, я хочу спеть им песню, посвящённую.
Называется она "Товарищи учёные". <Оживление в
зале> |
real |
mp3 |
txt |
htm |
8. |
|
Товарищи учёные, доценты с кандидатами!.. |
|
|
|
|
|
|
<Аплодисменты,
откашливается>
Спасибо вам.
Вот. А теперь немножечко давайте так... Вот я, видите, всё время
забываю даже говорить, иногда говорю, иногда — нет.
Дело в том, что мои выступления никак нельзя называть "концертами". Это
никакие не концерты, это самые обычные нормальные встречи. Тем более что... я понимаю, что встречаться лучше за столом, там, дома,
потому что после второй–третьей все друг друга любят <неразборчиво>, <смех
в зале> расслабляются, поют вместе, ведут диалоги. И в общем,
если так честно говорить, то хорошо дома с друзьями. И вот если возникает
такая атмосфера между сценой и зрительным залом — это самое лучшее, это
замечательно. Нет, я понимаю там... приятно, но самое главное — это вот
это, такая вот атмосфера нормальная. Потому что вот вы видите, вы… было вот
вам только что смешно, весело, у вас хорошие глаза, так что сейчас мож… Я
могу вас просто попросить чуть сосредоточиться, потому что…
А теперь, я вам спою песню серьёзную, песню новую, которая называется
"Расстрел горного эха". |
real |
mp3 |
txt |
htm |
9. |
|
В тиши перевала, где скалы ветрам не помеха... |
|
|
|
|
|
|
<Аплодисменты>
Вот ещё одна шуточная песенка, называется она "Жертва телевизера". Почти
на всех выступлениях меня всегда спрашивают: почему, мол, дескать, вас не
показывают по телевизеру. Я всегда говорю: "Вот спросите, почему не
показывают, я не знаю". Меня показывают в кино, но, честно говоря, я просто
э... ну, как вам сказать, я не очень люблю участвовать в постановках
телевизионных и так далее — это с моей стороны, а с песнями, я думаю, что
просто эти песни, которые я пою, их нужно обязательно проигрывать, и они
обязательно требуют сцены и зрителя. Вот. Ну а про телевизер, значит, они
меня не показывают, вот, по телевизеру, а я вам щас их покажу. |
real |
mp3 |
txt |
htm |
10. |
|
Есть телевизер - подайте трибуну... |
|
|
|
|
|
|
<Аплодисменты,
откашливается>
Ещё одна шуточная песня, называется она "Посещение Музы, или Песенка
плагиатора". Ну, вы знаете, что плагиаторы — это такие люди, которые
присваивают себе чужие идеи, творческие произведения. Одним словом, эт...
они воруют их просто, ну, так это по интеллигентному называется "плагиат". Вот. И
был даже такой случай, как однажды поэт Василий Журавлёв напечатал в журнале
"Октябрь" э… стихи, которые, как потом выяснилось, принадлежали Анне
Ахматовой. Его спрашивают: "Ты, — говорят, — зачем, Вася, это сделал?" А он
говорит: "Я не знаю, — говорит, — они как-то сами просочились..." А потом
говорит: "Подумаешь, какое дело! Э… там… пусть она моих хоть два берёт — мне
не жалко!" <Оживление в зале,
откашливается>
Ну, она не
взяла, правда. |
real |
mp3 |
txt |
htm |
11. |
|
Я щас взорвусь, как триста тонн тротила... |
|
|
|
|
|
|
<Аплодисменты>
Диалог у телевизера, а перед телевизером сидят двое, а по телевизору
идёт цирк. |
real |
mp3 |
txt |
htm |
12. |
|
- Ой, Вань, гляди, какие клоуны!.. |
|
|
|
|
|
|
<Аплодисменты>
Дорогие... дорогие зрители , вы лучше ладони поберегите — будете детей по головам гладить. Я, ведь, знаете, я не для того ухожу
со сцены, чтоб, там, покобениться, а потом снова выйти, нет. Я никогда не
пою "на бис", я с самого начала знаю, скоко я спою. Как все, впрочем, певцы,
только они раньше выходят, потом приходят и потом все говорят: "Какой он
милый, мы его просили — он так устал и всё равно пел "на бис". А я уже спел
вам сегодня с перевыполнением. Единственно, чтобы вы так и ушли с улыбкой на
устах, я хочу вас ещё вот чего, значит. Он ей так говорит: |
real |
mp3 |
txt |
htm |
13. |
|
Ого, однако же гимнасточка... |
|
|
|
|
|
|
<Аплодисменты>.
Спасибо.
ВЕДУЩИЙ: Встреча окончена, всего вам доброго,
до новых встреч.
<Шум зала>.
<—>
<Звучат аккорды электрогитар>.
ГОЛОСА НА СЦЕНЕ: <Неразборчиво> —
Тебе не трудно так будет Микрофоны уберём.
— Да, уберите микрофоны. — <Неразборчиво> —
Микрофон и граммофон. — <Неразборчиво>
— А... — <Неразборчиво>
— Поплотнее… — О?
— <Неразборчиво>
— <Неразборчиво>
забирать?
— Давайте... Витя, давай —<Неразборчиво>
— В объектив…
А где Ваня?
ГОЛОС: <Неразборчиво>
А где Иван мой? Ваня!
ГОЛОСА НА СЦЕНЕ: Сюда! — Василь Васильич,
семейное фото, давай <неразборчиво>
— А?
— <Неразборчиво>
—
Ты где, Вовка?
—
Вань, Ваньк,
иди сюда…
Нет, иди, иди к нам.
Иди, иди к нам. Вот.
ГОЛОС: Во!
<Неразборчиво>.
ГОЛОС:
Всё готово? — <Неразборчиво>
— А?
—
Кто это сделал? — А, ну это как?
—
Кто это сделал?
—
Вообще нельзя об этом фильме говорить. Хорошо, что не
<неразборчиво>. — <Неразборчиво>
А?
ГОЛОС:
Неплохо стоит.
Неплохо.
ГОЛОС: Неплохо стоит.
Конечно, неплохо.
<Смех>
ГОЛОСА НА СЦЕНЕ: Ой...
—
Все в кадре, нет? — <Неразборчиво>
Ребята, фото для шантажу называется… <Женский
смех>
ГОЛОСА НА СЦЕНЕ: Если не все в кадре, значит…
— <Неразборчиво>
Чё?
ГОЛОСА НА СЦЕНЕ:
<Неразборчиво>
—
А мы сбоку вошли?
— <Неразборчиво>
Отлично.
ГОЛОСА НА СЦЕНЕ:
Спасибо большое. —
Спасибо большое.
Можем такую сделать одну фотографию .
<Смех>
ГОЛОСА НА СЦЕНЕ: О-о-о-о! Во! Прекрасно! — <Неразборчиво>
— Быстрей, а то больше не будет. Такого момента больше не будет. — <Неразборчиво> |
|