- Back - Код: 00_0582
Владимир Высоцкий
15 ноября 1978 года.
Московская обл., Раменский район, г. Жуковский /ул. Гагарина, д. 16/
факультет аэромеханики и летательной техники московского физико-технического института  (МФТИ).

Ю.КУЛИКОВ: Был в РГАЛИ, видел благодарственное письмо в театр на Таганке от ФАЛТ МФТИ за 1978 г. Письмо, датируемое 17.11.78, начинается со слов "15 ноября 1978 года..." и дальше о концерте ВВ у них.

Длительность записи: 95 минут.
Фото  - Игорь Алексеевич Козлов.
Оцифровка - Николай Цанков /Болгария/.
Стенограмма - Алексей Еськов.

         

<—>
   В.ЯНКЛОВИЧ: ...у вас, по крайней мере…
<—>

real mp3 txt htm 1. На братских могилах не ставят крестов...
         

<Аплодисменты>
<В сторону>: Чё это такое?
  
ГОЛОС: <Неразборчиво>.
  
Так! Добрый вечер! Вы извините за опоздание, но просто было трудно ехать, — много машин щас развелось и... э... грязь всё время в стёкла, а у меня вода кончилась. Вот. Поэтому... Вы не думайте, что я сегодня сокращусь — из-за того, что я опоздал — я вам отдам всё с полной мерой чего вы ждёте и, может быть, даже больше — посмотрим там. <Аплодисменты>
  
Я начал с песни сразу для того, чтоб вы не перепутали и не подумали, что к вам приехал кто-нибудь другой... <Оживление в зале> У песен, в отличие от людей... знаете, люди хорошие — они чаще всего умирают раньше, чем плохие, а песни — наоборот: хорошие живут дольше, чем плохие. И вот э... я очень рад, например, что вот эта вот песня, которую я вам спел, попала в разряд хороших, потому что написана она была для картины "Я родом из детства", потом я её записал в пла... на пластинку, и теперь я ей продлеваю жизнь тем, что её показываю вот каждый раз на концертах.
   Значит, я думаю, имеет смысл представиться: откуда я и что, а то как... чёрт из бутылки выскочил, запел — и не понятно, чё будет делать дальше. А я работаю в Москве, в московском Театре на Таганке, почти с самого его основания. Дело в том, что Таганка, Таганская площадь в Москве знаменита тем, что на ней раньше была тюрьма, и помните была такая песня:

real mp3 txt htm 2. Цыганка с картами... (1 куплет)
         

   Так вот этой самой Таганки больше нету, её сломали. Значит, сломали, но э... на Таганке раньше был театр. Театр, правда, такой, что в него ходили меньше, чем в тюрьму, <оживление в зале> и поэтому когда тюрьму сломали — театр реорганизовали. И, значит, я помню ещё тогда — давно это было дело — написал песню, что

real mp3 txt htm 3. - Разломали старую "Таганку"... (1 куплет)
         

   Так вот эта песня тоже устарела, потому что есть зачем идти теперь на Таганскую площадь. На Таганской площади в старом здании, которое теперь, значит, реконструировано, и... рядом с ним строится помещение нового театра, возник театр — четырнадцать лет тому назад — совсем новый театр, который теперь так и называется просто: московский Театр на Таганке. Четырнадцать лет назад туда пришла группа молодых артистов — выпускников Щукинского училища во главе с главным режиссёром театра, теперешним главным режиссёром Юрием Любимовым. И вот уже четырнадцать лет о... на этой площади около театра всегда толпы людей, всегда оживлённо, всегда спрашивают лишний билет, ещё в метро, и ещё некоторые рассказывают, что даже в вагонах метро, откуда-нибудь там на... на радиусе когда едут — уже спрашивают билеты в этот театр.
  
И в чём секрет популярности этого театра? И... вы знаете, это действительно так, я не преувеличиваю, театр завоевал за четырнадцать лет большую любовь и популярность у зрителей Москвы, и других городов, где мы бывали на гастролях. Были мы и за рубежом: в Болгарии, в Венгрии, в Югославии. Например, в позапрошлом году на белградском интернациональном фестивале, который называется БИТЕФ, мы получили Гранд-при, высшую награду фестиваля, за спектакль "Гамлет", что мне особенно приятно, потому что я в нём играю роль Гамлета. А в... в прошлом году — в Париже мы были, в Лионе и в Марселе, во французских гастролях, — и снова получили, за тот же спектакль, первую премию критики за лучший иностранный спектакль года. А надо вам сказать, там было двести коллективов в прошлом году, так что это тоже очень почётная награда.
  
Так вот, значит, в чём секрет популярности театра? Если вы приедете в Москву, там, предположим, даже завтра, послезавтра, и попытаетесь попасть на спектакль, я... просто рупь за сто даю, что у вас ничё не выйдет. Потому что нужно прорваться через кордоны милиции, дружинников, пожарников, упасть на колени перед директором, сказать "Здрасьте, мы, вот, из Жуковского — чё-нибудь сделайте..." — вот, и он всё равно ничё не сделает... Тогда нужно — единственный способ попасть — это найти над... нужно меня или... там, своих знакомых где-нибудь за кулисами, сказать: "Володь, помоги!" — и я чё-нибудь сделаю. <Оживление в зале> Но только, <смеётся> но только не для всех сразу, потому что театр у нас маленький — шестьсот пятьдесят мест, но нам строят большой, новый — на семьсот пятьдесят, <смех в зале> так что теперь... Вот. Строят его... довольно быстро, лет пять уже, так что лет через десять мы все въедем обязательно туда, и я вас зову — приходите.
  
Ну вот, а если серьёзно, так вот в чём дело. Театр имеет своё лицо. Он не похож ни на какой другой коллектив, ни в Союзе; я думаю, и в мире — таких нет коллективов. Театр работает в условной манере, э... в... манере условного театра... Это знаете, как раньше... Это... истоки его очень понятны, потому что м... мы начали с Брехта, Брехт предпочитал уличный театр и утверждал принципы уличного театра... Это как… как... как когда-то в прошлом приходила бродячая труппа, расстилали коврик, прямо во дворе, и какой-то зазывала кричал: "Сегодня перед вами будет разыграна трагедия бессмертного Шекспира..." — или что-нибудь подобное, — люди приходили и игрался спектакль, потом — шапка по кругу: кто сколько даст... А игралось это прямо вот тут вот, на коврике, на земле, без декораций, без особенных гримов, с маленькими деталями в костюме, — и иногда производило впечатление намного более мощное, чем производят некоторые теперешние спектакли, сделанные очень точно, почти с фотографической точностью, вот, и не имеющие никакого успеха и никакого отклика в сердцах у людей.
  
Вот. А тогда это было э... оттого, что настоящее искусство не нуждается в украшательстве. И вот мы в нашем театре, в наших спектаклях... почти вы никогда не увидите декораций в полном смысле этого слова, ну как — в общепринятом смысле, что ли. Вы никогда не увидите рисованных задников, не увидите сзади на... там, на каком-нибудь экране, что будет звёздное небо или какой-нибудь лес, или берег реки, или поле — что там положено? Никогда не увидите павильонов, стоящих на сцене, — знаете, выгораживают обычно, там, стол, стулья, э... здесь, справа, дверь, слева — балкон, сзади — окна, — как это обычно перед началом пьесы в ремарке указано. У нас этого ничего нет, ни в одном нашем спектакле. Всегда есть поэтическое оформление, всегда есть оформление, кото... в котором уже заключены ну, что ли, все атрибуты поэзии: и метафора, и символика, образность...
  
Вот если вы придёте на спектакль "Пугачёв", откроется занавес — и вы увидите, что нету берега реки Яик, где происходит действие, а стоит гигантский помост из грубо струганых досок, который оп... вот так вот опускается от задника метров с пяти вперёд; впереди стоит плаха, в неё воткнуты два топора; иногда эта плаха накрывается золотой парчой — и топоры превращаются в подлокотники трона, и на него садится императрица и ведёт диалог с двором; а в это время на этом помосте четырнадцать есенинских персонажей — мы играем по пояс голые, босиком, значит, подвязанные верёвками, с топорами в руках и цепь. И больше ничего нет. Вот эта вот цепь рядом с обнажённым телом — металл холодный — она тоже ещё даёт такую дополнительную нервность, и вот этот клубок тел от начала с каждым следующим действием, с каждой следующей картиной, этот клубок тел ка... катится вниз, к плахе, ну, как бы... как бы в этом заключён какой-то, я не знаю, символ, ну, иносказание, такое, что восстание захлебнётся в крови, что оно обречено на провал тогда было, что этот бунт захлебнётся и будет жестоко подавлен, и — вот это вот движение к плахе, этого клубка тел, и только время от времени иногда... Мы никогда не делаем так: "Пу!" — кто-то схватился за сердце, полилась краска, — и, значит, вроде, убили. Никто не верит, что убили артиста — он нормальный, живой — и зачем его обманывать... И вот есть условное решение смерти в этом спектакле: врубается топор в помост, и из этой толпы вываливается одна фигура, подкатывается к... плахе, и голова оказывается между двумя топорами. И это тоже производит намного более сильное впечатление на людей, чем если это делать... так сказать, обманывать, стрелять издалека или ещё что-нибудь.
  
Ну вот. Я, например, в спектакле "Жизнь Галилея" Брехта играю э... Галилея от сорока шести до семидесяти лет, со своим лицом, не рисуя никаких себе морщин, не клея бороды и усы, не делая седого парика, со своим лицом. Только вот речь становится немножко более замедленной, ну, и движения — более вялыми, — а, в общем, это не имеет никакого значения: есть магическое слово, которое называется э... "представьте себе" — и вот зритель... раньше он был наивный, а теперь он — слишком искушённый. Потому что такой поток информации отовсюду льётся вам в уши и в глаза: и телевидение, и радио, и газеты, и... телефоны, и сплетни — и, в общем, всё вместе — так много слышите и видите, что уже обманывать не имеет смысла. Лучше довериться просто людям и договориться с ними как с равными партнёрами, сказать им: "Представьте себе, что сегодня, даже не показывая вам никаких венецианских дворцов или генуэзских площадей, сегодня вот этот вот человек, которого вы знаете, — Владимир Высоцкий — со своим лицом, будет вам показывать э... Галилея, учёного ХVI века, и так далее. Вот и в... и всё внимание, в общем, сосредоточено только на том, как это делается, на том, что происходит с этим человеком, а вовсе не на все вот эти вот атрибуты, которые вокруг всегда в театре.
  
Ну вот. Ну и ещё театр имеет свою позицию, с которой его не могут сбить вот уже в течение четырнадцати лет ни недоброжелательные критики, ни просто недруги. Мы эту позиции придерживаемся, разговариваем с людьми открыто, честно, никогда не держа фигу в кармане, а это всегда нравится людям, когда с ними разговаривают откровенно, потому что... Ну, знаете, так вот <смеётся>... обычно... У нас говорят, что "что вы всё время — в зрительный зал?", а у нас есть такая... такой приём — отчуждения, брехтовский приём, когда бросаешь играть — и выходишь на зрителей, и начинаешь разговаривать со зрителем: либо монологом, либо песней какой-то. И вот у нас от этого, от первого спектакля, традиция в театре, что очень много песен стихов и музыки почти в каждом нашем спектакле. И не только для украшательства, а именно потому, что они там необходимы. Потому что песней можно обратиться в зрительный зал, и вот когда уже кажется... Например, я играю роль безработного лётчика в "Жизни Галиле..."… в... э... "Добром человеке из Сезуана", который вначале собирается повеситься, потому что... ему надо достать денег, и, в общем, надо кому-то дать взятку, — потому что действие происходит "у них", а не у нас, а там, "у них", и берут и дают взятки — и вот он, значит, пытается достать денег. Ничего у него не получается. Наконец, появляется девушка, обещает ему помочь, и вытаскивает его из петли, а в конце второго акта выясняется, что всё это ерунда, никто ему не поможет, и я выгоняю гостей, всех, со свадьбы — и кажется так, что уже дальше я никуда не простучусь, что это самая высшая степень нервного напряжения, вот уже "потолок", уже жилы надулись так, что щас порвутся, — и тогда на помощь приходит песня "О дне Святого Никогда", которую я пою прямо в зрительный зал, "песня-монолог". И вот от этих песен, которые звучали и звучат в наших спектаклях, я думаю, я тоже очень много получил, и я тоже очень много пишу песен от первого лица, "песен-монологов".
  
Ну вот. Ну и последнее: то, что почти все эти песни и стихи, и музыка пишутся не только профессиональными композиторами и авторами, а многие артисты нашего театра — мы не просто артисты, мы стоим не на самой низшей ступеньке театрального искусства... Потому что артист — он же ведь где-то там, вот... сначала артист, потом режиссёр, над ним ещё... сценарист или драматург, потом начальство высокое, потом господь Бог... а артист где-то там, внизу. Вот. Так вот у нас... есть много авторства. А вы знаете, так в этой жизни повелось: чем больше вложено, — в дело, в человека, в любимую девушку или... в ребёнка — тем дороже и ближе становится и дело, и человек. Вот. И из-за того, что мы так много отдали: там, Валерий Золотухин — он э... собирал песни, и они звучат в наших спектаклях, и оказалось теперь, что он прекрасный писатель, он напечатал повесть в "Юности", и... теперь выходит у него книжка; я пищу много стихов, песен, музыки в наши спектакли; есть люди, которые пишут инсценировки целые, как Веня Смехов, — и вот оттого, что мы так много вложили в это дело, оно нам очень дорого, и никогда никто из... наших артистов по собственному желанию не уходит из театра. Так, если — очень попросят, да и то неохотно.
  
Ну что же. Значит, в... репертуаре театра есть спектакль один, который я особенно люблю, называется он "Павшие и живые". Вообще у нас много поэтических спектаклей, — это один из поэтических спектаклей — "Павшие и живые", пьеса о поэтах и писателях, которые участвовали в войне, многие из них погибли. Было им тогда по двадцать–двадцати одному году, и они ничего не успели сделать в этой жизни, кроме того, чтоб написать несколько прекрасных стихов, повоевать и умереть. И вот они выходят по трём дорогам к Вечному огню... Мы впервые в Москве зажгли Вечный огонь. Он загорелся на сцене нашего театра. А потом уже Вечный огонь был у Кремлёвской стены... Мы — первые, это правда, мы зажгли Вечный огонь... Весь зрительный зал перед началом спектакля подымается, чтоб почтить память погибших минутой молчания, а потом по трём дорогам к этому Вечному огню выходят поэты: Кульчицкий, Багрицкий, Коган... — читают свои стихи и уходят назад, в чёрный бархат, у нас сзади висит чёрный бархат, — уходят, как в землю, как в братскую могилу, уходят умирать, а по ним снова звучат песни и стихи. Это — такой реквием. И вот многие из этих песен я написал для этого спектакля. Щас я вам покажу маленький фрагмент из него, где будут несколько моих песен и... замечательные стихи Семёна Гудзенко, которого я играю в этом спектакле.

real mp3 txt htm 4. Я вам мозги не пудрю...
mp3 mp3 txt htm 5. Давайте после драки... (чтение)
real mp3 txt htm 6. Всю войну под завязку...
         

<Опущено 5 куплетов>
<Аплодисменты, откашливается>
   Спасибо!.. Спасибо!
  
Меня часто спрашивают, почему я так много пишу песен о войне... Просто потому что для своих стихов и песен я стараюсь выбирать людей тех, которые находятся... на грани свершений каких-то, слома, людей, у которых должно что-то случиться... в момент риска, способных заглянуть в лицо смерти, доведённых до отчаянья, до предела — даже в шуточных песнях моих это так всегда. А не тех, которые в данный момент жуют, отдыхают, там, я не знаю... и веселятся, развлекаются. Про это тоже есть, но меньше. И вот из-за этого я таких людей больше всего нахожу в военных сюжетах.
  
Но это не значит, что я сегодня вас буду потчевать только серьёзным
репертуаром, вы знаете, что у меня есть много серьёзных песен, написанных в шуточной манере... И вот щас пришла пора нам с вами улыбнуться, и послушайте шуточную песню, которая называется "Песенка о переселении душ". Ну вот. Вы знаете, вероятно, что индусы считают, что мы с вами не умираем, а после смерти душа наша переселяется — в животных, в предметы, в растения, в насекомых, там... всяких ослов, змей — кому не повезёт. А кому повезёт, то и в людей, а очень повезёт, то и в хороших. Короче говоря, кто куда сможет, тот туда и переселяется.

real mp3 txt htm 7. Кто верит в Магомета, кто - в Аллаха, кто...
         

<Аплодисменты>
   Спасибо.

  
Ну вот. Я так понимаю, что у вас имеют успех песни комедийные... Поехали с вами... Значит, где мы были — в Индии, да? Теперь, значит, поехали в Африку. Эта песня старинная, но она... Это детская народная песня, значит, "Песенка ни про что, или Что случилось в Африке", под неё очень хорошо маршировать в детских садах и санаториях. <Смех в зале>

real mp3 txt htm 8. В жёлтой жаркой Африке...
         

<Аплодисменты>
  
Спасибо.
  
Вы извините, что я прекращаю аплодисменты... Это среди многочисленных легенд, которые про меня ходят, есть одна, что я не люблю, когда аплодируют. Это неправда всё: я нормальный человек, я это всё люблю, тем более что я уважаю всё, что делает публика, даже когда свистит, — значит, так ей и хочется. Вот. А просто потому, что... э... как вам сказать, ну, я свои выступления никогда не называю "концертами" — это не концерты, это скорее — встречи. А авторская песня — это вообще возможность, или манера, что ли, беседовать с людьми. Ну вот. И... и... и вы обратили внимание, что у меня нету тут никакой рампы, нет смены номеров, у нас идёт нормальный разговор. К сожалению, диалог не получается, а вот монолог возможен с моей стороны, вы ж пришли за песнями. Но я песни свои начинал писать всегда для своих друзей — раньше — и первыми моими слушателями и судьями были мои близкие друзья. И я никогда не рассчитывал на такую колоссальную аудиторию, которая будет у меня в будущем в стране, и не только в стране, а просто писал для друзей. И, конечно, теперь мно... больше слушателей, — я надеюсь, что они тоже друзья, — но просто я вот эту вот атмосферу дружескую, которая тогда была у меня дома: мы сидели за столом, там, выпивали или не выпивали, разговаривали или нет, — я пел, и они... чувствовали себя свободно, непринуждённо всегда, и была вот какая-то атмосфера доверия. И вот если мне удаётся её установить со зрительным залом, эту атмосферу, это для меня самое ценное. Поэтому я, вот, аплодисменты... они иногда немножко разбивают, а ещё... просто я... э... я больше успею спеть, там, предположим, понимаете? Вот. Поэтому — вы взрываетесь, и я руку подыму — и... Ладно? Если захочется. А если нет — тогда не надо. Вот.
  
Поехали в Австралию с вами. Полушуточная песня "Про мангустов". Мангусты — это, знаете, такие маленькие зверьки, они змей ловят.

real mp3 txt htm 9. "Змеи, змеи кругом - будь им пусто!.."
         

<Аплодисменты>
  
Ещё одна песня про животных, у меня очень много песен про животных, вот, э... теперь уже, значит, про домашних давайте споём песенку — "Про Козла отпущения".

real mp3 txt htm 10. В заповеднике, вот в каком - забыл...
         

<Аплодисменты, откашливается>
  
И наконец, спортивную песенку на эт... на эту серию, песенку о спорте, значит. Её э... предыстория простая: что вот мы с ва... часто слышим с вами комментарии по радио и телевидению — особенно стараются Спарре и Озеров — всегда радостным голосом сообщают нам: "Вот ещё одну шайбу забили наши чехословацкие друзья!" Я думаю… <смех в зале> какие они, к дьяволу, друзья, если шайбу забили, они <смех в зале>... они, там, на поле они соперники и противники, — верно? — а друзья они в другой обстановке: там, за столом где-нибудь. Вот. Ну, это просто в связи с такими вот комментариями.
         
Я бегу, бегу, бе...
   "Марафон" называется песня.

real mp3 txt htm 11. Я бегу, бегу, бегу... 
         

<Аплодисменты, откашливается>
  
Меня очень часто спрашивают в письмах: не летал ли я, не плавал ли, не сидел ли, не воевал ли, не шоферил ли <смех в зале> и так далее. Это из-за того, что, правда, почти все мои песни написаны от первого лица. Значит, это не значит вовсе, что я это всё прошёл, там, на своей шкуре испытал: кое-что знаю, а кое-чего рассказали мне. Просто, видно, я это всё пропустил через душу свою и голову, как если бы это было со мной. И поэтому в них есть часть моя. Там, я имею право на авторский домысел, на какую-то фантазию. Вот. И в них есть моё, и поэтому я всегда пою от себя, от первого лица, говорю "я". И это даёт возможность людям спрашивать меня, вот, значит: "Не тот ли Вы самый, с которым мы..." и так далее. Нет, не тот.
  
Так вот. <Смеётся> Значит, я вот такую вам хочу показать... такой вот один монолог, который называется "Дорожная история".
  
Потом, дело в том, что... Вообще... вот, говорят, там, от имени профессий пишешь — это не обязательно, это, конечно, нельзя это принимать на веру, что мол, дескать, это вот только вот с человеком этой профессии могло случиться. Просто, так, я взял выбрал — так, а, в общем, всё равно там проблемы — и вот в этой песне, например, которая будет, — они... общечеловеческие, которые могут... волновать, я думаю, любых людей, — это проблемы предательства, честности, там... проблема дружбы...
  
Ну вот. Такая "Дорожная история".

real mp3 txt htm 12. Я вышел ростом и лицом...
         

<Опущен 1 куплет>
<Аплодисменты>
  
Ещё...
  
Ещё песня, которая связана с автомобильным транспортом, называется эта песня "Весёлая покойницкая".

real mp3 txt htm 13. Едешь ли в поезде, в автомобиле...
         

<—>

real mp3 txt htm 14. ...звериный лик свой скрыв под маской "Жигулей"!..
(без начала)
         

<Аплодисменты>
<В сторону>: Что вы сделали с этой штукой?.. Убрать, уберите! Почему это… стала намного громче гитара? Вот хорошо.
  
И теперь, значит, вам посвящённая, студентам, песня... Называется она "Чужая колея".

real mp3 txt htm 15. Сам виноват - и слёзы лью, и охаю...
         

<Аплодисменты>
  
Теперь, знаете, последнее время очень много различных разговоров о чудесах, которые, якобы, существуют вокруг нас. Ну, это кто как к ним относится: некоторые просто с полной симпатией, некоторые вот, например, видели летающие тарелки, другие в них летали... Значит... <Оживление в зале> Вот. Я знаю двух людей, которые были в Бермудском треугольнике и потерпели кораблекрушение. Вот. Я про них щас вам расскажу. Вот. Некоторые лечились у филиппинских врачей и их резали без ножа... И так далее. Короче говоря, в общем, все как с ума посходили: я видел, лекции переписывают... И вот я написал такую песню, которая называется "Письмо в редакцию телевизионной передачи "Очевидное и невероятное" из сумасшедшего дома <смех в зале> да, с Канатчиковой дачи".
  
Не устали, нет? <Оживление в зале>

real mp3 txt htm 16. Дорогая передача! Во субботу...
         

<Опущено 2 куплета>
<Аплодисменты>
  
История... называется "На речку Вачу". Вача — это река, на которой добывают золото, моют золото, в Сибири. А это просто такая зарисовка, даже не считайте её песней. Значит... Предварительно: что такое "бичи" вы знаете, да? <Оживление в зале> Знаете. Вот. <Смех в зале> Как приятно с вами иметь дело! <Смеётся> Это как человек спрашивает: "Ты Пушкина читал?" — "Читал". — "Ну, с тобой не интересно — ты всё знаешь". Вот так...

real mp3 txt htm 17. Под собою ног не чую...
         

<Аплодисменты>
  
Вы знаете, я много получаю писем, где меня спрашивают люди, корреспонденты мои, о том, что я люблю в этой жизни, чего нет. И на… для того, чтобы ответить на хотя бы добрую половину их вопросов, я написал песню, пот... которая потом вошла в... спектакль. Песня эта называется "Я не люблю". Так просто и называется "Я не люблю".

real mp3 txt htm 18. Я не люблю фатального исхода...
         

<Аплодисменты>
  
Опять песня шуточная... Извините за такой безумный ритм, но так лучше. Вот, шуточная песня, которая называется "Жертва телевидения".

real mp3 txt htm 19. Есть телевизер - подайте трибуну...
         

<Аплодисменты, откашливается>
  
Вы, наверное, обратили внимание, что почти никакие эстрадные певцы не поют мои песни. Это совсем не потому, что они не хотят, а потому что я не даю. А я не даю вовсе не оттого, что мне не нравится, как все они поют, а просто потому что это два разных жанра — авторская и эстрадная песня. Вот э... певцы, значит, эстрадники, они поют песни, написанные несколькими людьми, так сказать, поэтом — отдельно, автор текста; композитор — автор музыки; певец — тоже автор исполнения; всегда есть большой оркестр, всегда есть рампа вот эта, пресловутая, которая делает границу между зрителями и сценой, всегда есть смена номеров, мигает свет, гасится свет в зрительном зале — вообще все могут уйти, а он и не заметит и вообще э... в этом... в эстрадной песне очень много зрелища. И если зрелище убрать из неё, она очень много потеряет. Вот вы обратите внимание: даже если вам полюбилась какая-то песня, ну, не полюбилась, а запомнилась, скажем, навязла в ушах, что ли, будем так говорить, и вы захотите её услышать снова на концерте, живьём, так сказать, вы вдруг будете очень разочарованы. Потому что она будет... Это точно так же, как вы её уже один раз слышали. И никогда никаких неожиданностей вас подстерегать не будет. Потому что песня эта, к сожалению, лишена импровизационности, эта песня более, ну, что ли, казённая, потому что певец репетирует э... репетирует, добивается, на его взгляд, оптимального варианта, и потом уже шпарит, как говорится, вот как у него получилось хорошо, и он уже, значит, к этому и стремится. И никогда он не может в середине чего-то поменять, никогда он не зависит а... от аудитории: это раз навсегда сделано, и, значит, раз э... он за... загнан в рамки ритма оркестрового, который ему с одной стороны помогает, с другой стороны мешает, и вот так, значит, и поёт.
  
Но дело в том, что если это хорошие тексты, какие, например, бывали, когда-то у Бернеса... Вот ведь он сколько лет не живёт, Бернес, а вот услышите его голос по радио — и вам захочется прильнуть, услышать, про что он поёт. Потому что он... понимал, что сей... сейчас самое главное в песне теперешней — всё-таки текст, информация, поэзия. Вот. И из-за этого он всегда м... ему всегда удавалось, он всегда хорошо это делал... А вот теперешние как-то н... мало обращают внимания... Но вот вы смотрите, например, даже запомнившаяся вот эта вот песня вот, шлягер этот: "Яблони в цвету — какое чу..." — помните, да? Да. Или, там... Ну, тогда и — что? Ну и тополи в пуху — "какое чу-до!" И всё — весны творенье. Ну, в общем, дальше-то что? Ник... ничего же в этом нету, верно? Вот рядом вы вспомните строки Есенина об этом же:
         
"Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
          Увяданьем золота охваченный
          Я не буду больше молодым…"

   И сразу начинаете понимать, что вот это вот — поэзия, а там — не пойми что. Потому что, к сожалению, они много внимания обращают на музыку и исполнение и почти никакого внимания на тексты. Иногда слышишь такое, что просто уши вянут, ну, просто чушь какую-то, а иногда, вот, там ни про что.
   Но, я не хочу всё огульно охаивать, а... э... кое-что я люблю на эстраде и... и с удовольствием сам слушаю, ну, в основном, когда это делают поэты. Вот теперь стали и Белла Ахмадулина стала писать, и Андрей Вознесенский, Женя — пишут — Евтушенко — стали писать для... для певцов, и тогда это бывает удачно.
  
Вот. Ну, и... м... а мы... я... я всё делаю сам: я сам пишу и текст, и музыку. Работаю я по ночам с маленьким магнитофончиком, то есть, делаю всё одновременно. Если пришла какая-то строка — я тут же моментально пытаюсь найти для неё музыкальную основу. И вам на первый взгляд кажется, что это страшно просто. И это оно так и есть, для эт... для этого и работаешь, для того, чтобы очищать, вылизывать каждую букву, для того, чтобы это входило, совсем не заставляя людей напрягаться, вслуш... "А что же вот он там? Что..." — вот чтобы вот этого не было, специально делаются вот такие бесхитростные ритмы, которые, как ни странно, многие композиторы никак не могут повторить. Очень многие ведь композиторы хотят писать так, как пишут авторские песни, а именно так, чтобы это сразу запоминалось моментально и н... не мешала музыка словам, а слова — музыке. Вот. И... из... и ещё, самое главное, даже не в этом, а в том, что я выхожу сам на людей, на аудиторию, а люди каждый раз разные. Я вам сказал, видите, свет всегда горит, никогда не прошу я погасить свет — наоборот, требую его зажечь, потому что нужны глаза. И тут… у нас ничё нет, кроме желания вам что-то рассказать и... и вот этой вот гитары, и, конечно, э... необходимо, чтобы вы слушали, чтобы вас было видно. И так как каждый раз люди разные — всегда поёшь по-другому. Если вы придёте на мои следующие выступления, вы увидите — я никогда не повторяюсь. Не... не... <смеётся> не то, что никогда не повторяюсь, я просто не могу спеть одинаково: это невозможно, даже если б я очень хотел. И иногда бывает так, что за... вдруг получилось, кажется, что вот если бы закрепить, и дальше продолжать так работать! — и опять не выйдет, опять будет что-то по-другому. Потому что эта песня импровизационная, дружеская, дружественная. И люди хотят из-за этого записать её на магнитофон и услышать дома, чтобы ещё раз понять "а в чём там дело?"... В ней всегда есть второй план, есть какое-то внутреннее течение, которое скрыто за словами, и так далее, и так далее. Короче говоря, я — за авторскую песню, считаю, что при всех недостатках, которыми она обладает — бедность сопровождения и так далее, вот, она имеет право на существование так же, как песня эстрадная.
  
Ну вот. Многие люди теперь, последнее время стали подражать. Вот, например, в частности, я слышал много... много подделок под мои песни. Вот. Сейчас их делать труднее, потому что появилась хорошая аппаратура — и сразу можно отличить э... голос оттого, что подделано. А раньше их было очень много. И люди, значит, думали, многие, там, которые подражали, думали, что если вот "а-а-а" — то, они считают, что уже Высоцкий. Ничё подобного. <Оживление в зале> У меня голос всегда был такой, никогда я с ним ничего не делал: я его не срывал, там, и, в общем, ни... и особенно пива холодного старался не пить, там... Вот. И у меня всегда... я в два года... когда мне было два года, я читал стихи каким-то взрослым людям, и они уже тогда говорили: "Надо ж! Какой маленький, а как пьёт!" <Смех в зале> Потому что у меня… <Смеётся> Это просто строение горла такое, я уж не знаю, что... Во всяком случае, я ничего с ним не делал, он какой был, такой и есть, и я его никогда не срывал. Ну вот. <Откашливается> Как раньше говорили "пропитой", а теперь из уважения говорят "с трещиной", такой… Ну вот, этим самым...
   Вообще подражать, мне кажется, не стоит ничему — ни голосу, ни манере, потому что се... сейчас интереснее всего видеть человека э... когда он... ну, когда он имеет своё суждение и мнение о предмете, когда он не повторяет то, что положено или то, что вызубрено, когда он... говорит... Ну, в общем,
<смеётся> короче говоря, личность и индивидуальность, — это интереснее всего сейчас видеть на сцене; чтобы человек был интересен сам по себе, чтобы он рассказывал вам о том, как он это видит и понимает, своё отношение к жизни, к людям, к событиям, а не... такое, как, значит... вот, где-то такое, там... услышит.
  
Вот. Поэтому, если кто-нибудь владеет этим инструментом и тоже сам пишет, я наверняка э... — я думаю, что наверняка здесь есть такие люди, — то, конечно, лучше всего ищите, как вы можете сами, старайтесь... старайтесь делать "под себя", как говорил Маяковский. Вот.
  
Теперь я хочу вам спеть ещё несколько шуток... Это одна старая песня.

real mp3 txt htm 20. Товарищи учёные, доценты с кандидатами!..
         

<Аплодисменты, откашливается>
  
Ещё одна шуточная песня, которая называется "Инструкция перед поездкой за рубеж, или Один час в месткоме". Если тут есть... у вас такие организаторы профсоюзные... — не обижайтесь. <Оживление в зале> Это про другую организацию.

real mp3 txt htm 21. Я вчера закончил ковку...
         

<Опущено 2 куплета>
<Аплодисменты>
   Шуточная песня "Диалог у телевизера".

real mp3 txt htm 22. - Ой, Вань, гляди, какие клоуны!..
         

<Аплодисменты, откашливается>
<В сторону>: Скоко времени?

real mp3 txt htm 23. Корабли постоят - и ложатся на курс...
         

<Аплодисменты>
<—>
   ...будет диск состоять... Одна его сторона будет — песни, несостоявшиеся песни из "Робин Гуда", из фильма, который вышел без моих песен, хотя их там было шесть... песен... баллад — "О любви", "О ненависти", там... И вторая сторона будет из фильма "Ветер надежды" э... "Под парусом надежды", по-моему, там несколько морских песен, ещё с добавлением некоторых шуточных, которые туда не вошли. Это будет новая... Я надеюсь, что она будет, потому что, может быть, её постигнет такая же судьба как предыдущие два. И я в параллель затеял разговор о выходе тех двух предыдущих дисков. Думаю, что, может быть, два не выйдет, но один мы наскребём из них так вот... отовсюду надёргаем и... возможно, будет и тот. Я, во всяком случае, хочу; если б от меня зависело, я бы давно выпустил, я вас уверяю.
  
Значит, <читает записку> какие мои литературные вкусы? Вы знаете, они... э... привязанности мои немногочисленны, а вкусы — определённые. <Смеётся> Вот так я скажу вам. Но... если вы хотите знать о том, что я люблю из
теперешних, то я очень люблю... я назову вам несколько фамилий прямо даже не задумываясь. Я люблю из "деревенщиков", что ли, — Можаева, Абрамова, Белова, люблю Астафьева, люблю Распутина, люблю Трифонова. Люблю Булата. За прозу. Поэзию люблю почти всю...
<—>
   ...исторические эпохи — ну это всё старые вещи... Я сегодня, думаю, что я вам спел кое-что новое...
  
Здесь написаны формулы, я не понимаю, что вы имели в виду... <Оживление в зале> Тут написано: большие скобки, потом малое "эн" плюс один, скобка закрыта, <оживление в зале> в степени "бэ", в степени единица, н... разделённая на "эн" плюс один, опять... опять умно... умноженное... это большой такой... "эн" плюс один меньше, чем "эн"… <Смех в зале> Я разберусь дома и отвечу вам в письменном виде. <Смех в зале> Точно так же. Хорошо? Ладно? <Смеётся> На... на... на этом самом... на эсперанто я вам отвечу.
  
Ну что же. Давайте для... под занавес я вам спою маленькую шутку такую, и на этом закончим. Потому что... Я, вы знаете, никогда не пою "на бис", вообще это обман, пение "на бис", потому что это... всегда человек знает, сколько он будет петь, он просто уходит, там, покочевряжится немножко, и опять он выходит назад... А впечатление у зрителей такое, что, мол, дескать, вот какой он милый: мы его попросили, а он так устал, с него пот лил, а он вернулся и пел. Так что я мог бы уйти, после успешной какой-нибудь песни, особенно, и возвратиться. Я всегда пою под завязку, то, что наметил... ...наметил и с перевыполнением процентов на сто двадцать. Но щас я вам спою шуточную песню-зарисовку парижскую. У меня почти о каждом городе… остаются такие маленькие зарисовки. Вот песня называется «Письмо к товарищу».

mp3 mp3 txt htm 24. Ах, милый Ваня! Я гуляю по Парижу...
         

<Опущен 1 куплет>
<Аплодисменты>

Наличие фонограммы: 001 , 005 , ___ , ___ .
Наличие стенограммы: ___ , ___ , ___ , ___ .
Служебный блокнот: html | txt | doc | ?
Блокнот: html | txt | doc | ?

        Появление сообщений об ошибках при обращении к файлам RealAudio, mp3, txt означает, что к серверу, на котором размещены эти файлы, нет доступа. Повторите запрос спустя некоторое время или на следующий день.
        Об ошибках в работе сайта Вы можете сообщить нам по e-mail .

        Если Вы располагаете любой информацией об этой записи (воспоминания очевидцев, недостающие песни, песни в полном объеме или с лучшим качеством, отсутствующие комментарии, фотографии, публикации с упоминаниями и т.д.), пожалуйста, свяжитесь с нами по e-mail :

Ваши уточнения, дополнения, замечания о записи 00_0582
- На первую страницу сайта - - Обратно -
На первую страницу |
К оглавлению | сайта
Последнее обновление:  21 апреля 2023 г. +  Counter CO.KZ
Владимир Высоцкий Vladimir Vysotsky Vissotski Vissotsky Visocki Visotski Visotsky Visotskiy VVysоckij
Wladimir Wysotsky Vysockij Vysockiy Vysotski Vysotskij Vysotsky Wisocki VVysockij WSVVb1SS0CKiY