- Back - Код: 00_0555
Владимир Высоцкий
09 октября 1977 года.
г. Москва /Тверской бульвар, д. 20/
ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени художественный академический театр СССР имени Максима Горького (МХАТ СССР).
Новая сцена, на праздновании 50-летия Олега Николаевича Ефремова,
после спектакля «Секретарь парткома».

Олег Николаевич Ефремов родился 01.10.1927 года.
Запись осуществлял - Александр Самовер.
Велась киносъёмка.
Присутствовали от ТНТ: Юрий Петрович Любимов, Вениамин Борисович Смехов, Леонид Алексеевич Филатов, Владимир Семёнович Высоцкий, Виталий Владимирович Шаповалов, Давид Львович Боровский, Иван Владимирович Дыховичный, Элла Петровна Левина, Иван Сергеевич Бортник,
Валерий Сергеевич Золотухин.
Длительность записи: 108 минут.
Оцифровка - Николай Цанков /Болгария/
Стенограмма - Алексей Еськов.

          <—>  
   (???): ,,,истинный художник всегда выражает время. Но есть такие художники, которые всем своим творческим и человеческим существом словно бы олицетворяют это время, обострённо чутко слышат его зовы, радости, надежды и тревоги. Вот таким художником является Олег Ефремов. Наверное, именно поэтому созданные им образы на сцене и на экране так близки каждому из нас в отдельности и всем нам вместе. Народность в самом глубоком, многозначном и вместе с тем вполне конкретном понимании этого слова
вот то, решающее свойство, то замечательное качество, которое мы всегда видим в искусстве Ефремова. А его человеческая бесспорность на сцене и на экране, его достоверность это актёрская природа Ефремова, это его вера в театр. Иногда говорят, что Олег Ефремов создаёт образы, похожие друг на друга, что люб... в любой из своих ролей он играет самого себя. Между тем это глубокое заблуждение, это плод поверхностного, неверного представления о том, что такое актёрское перевоплощение в реалистическом театре, в театре психологического реализма. Суть этого перевоплощения состоит не в наглядном и внешнем преображении, не в трансформации, а в глубинном и тонком постижении характера действующего лица, его духовной организации, его помыслов и поступков, его действия в совершенно конкретных жизненных обстоятельствах и положениях. Сегодня мы увидим Ефремова в роли современного рабочего. Все, кто любит театры, знают его, помнят, наверняка: доктора Бороздина в "Вечно живых" или Лямина в "Назначении" на сцене "Современника" и многие другие его роли в этом театре. Я думаю, что много о том многообразном и большом кинематографическом полотне как "Мёртвые и живые"... "Живые и мёртвые" ни у кого не изгладится из памяти в памяти короткий совсем эпизод — где Олег Ефремов появляется в образе обожжённого в бою и стремящегося в новый бой танкиста. Итак в каждой роли. Разве можно говорить тогда, что это — похожие друг на друга образы, разве можно говорить, как иногда он это делает — о типажности этого артиста-художника. Конечно, нет. Верно другое. В каждом образе, даже в Пушкине вот на этой сцене в "Медной бабушке" — Олег Ефремов является нам как крупная личность современника. Как художник, у которого есть что сказать людям и который всегда в любой роли — это говорит. Мы всегда чуствуем его неуступчивую и различную натуру, его остро социальную гражданскую позицию художника и человека нераздельно. Но разве это качество и не отличает каждого, действительно, крупного актёра. Однако Олег Николаевич Ефремов не только актёр. Он стоют... стоит в ряду тех очень немногих, редких художников театра, которые наделены даром лидера, собирателя театральных сил, даром организатора в коллективном по своей природе — театральном обществе. Так было ещё в школе-студии. Там была замечена эта особенность Ефремова. Так было в те ранние годы, когда он начинал как актёр в Центральном детском театре. Уже тогда тянулись к нему его сверстники, а затем — в середине пятидесятых годов — возник волей, увлечённостью, энергией, поразительной чуткостью ко времени — театр "Современник". Волей, увлечённостью Ефремова. Театр "Современник", который обозначил важнейший этап на пути обновления советского сценического искусства, истинно творческого развития коренной традиции русского театра, традиции Станиславского и Немировича-Данченко. Мы видели это во многих и многих спектаклях "Современника", начиная с его первенца "Вечно живые", в пьесах Володина, Розова, в пьесах, которые рождались в театре по его инициативе — в, такой скажем, "Тревоги" и Горница". Все, наверно, её помнят — о русском освободительном движении — которая была рождена театром вместе с авторами этих пьес. А затем настало время, когда Олег Николаевич Ефремов возглавил московский художественный театр. Было бы глубоко неверно рассматривать этот акт — как просто новое назначение, как акт административный. Можно с уверенностью сказать, что здесь таилось много сложного и драматичного и для "Современника", и для художественного театра и для самого Ефремова. Наверно, только сам он — Ефремов — знает, какую тяжкую ношу принял он на себя, когда взял... стал во главе прославленного театра, переживавшего тогда очень тяжёлую пору в своей творческой жизни. Но повторяю — это не было случайным, а тем более, формальным актом.. При всей своей новизне, самобытности и творческой самостоятельности "Современник" это всё же, бесспорно, живая ветвь древа московского художественного театра. А Ефремов — это не только выходец из мхатовской школы, но энергичный последовательный продолжатель традиций художественного театра, системы Станиславского в её истинно творческом и глубинном понимании. В своём режиссёрском и актёрском искусстве, в своих редких, но вполне определённых и даже категоричных публичных выступлениях, Ефремов утверждает на сцене психологический реализм. Такие определения Станиславского: как жизнь человеческого духа, искусство переживания для Ефремова не хрестоматия и не голые формулы, это для него — творческая вера, единственно возможный путь в театре и цель в театре. И ведь, видимо, поэтому Ефремов пришёл в художественный театр не самовольно и не по приказу. Его позвали знаменитые, замечательные мхатовские старики, среди которых, к глубокому нашему сожалению, уже многих нет в живых. Мне запомнилась одна встреча с Михаилом Михайловичем Яншиным вскоре после того как Ефремов пришёл в театр и было, конечно, ещё очень трудно. Во время этой встречи Михал Михалыч сказал, по-моему, очень важное одно своё наблюдение — а я, придя домой постарался с максимальной точностью записать. Вот что говорил Михал Михалыч Яншин: "Давно уже. очень давно не было у нас таких интересных творческих репетиций". Хорошо когда режиссёр знает, чего он хочет и не навязывает нам своё желание, а делает его нашим, актёрским и вместе с нами отыскивает и находит верный — иногда такой неожиданный путь роли. Было бы неверно, самоуверенно если б мы сказали, что в эти дни наши МХАТ достиг своих былых вершин. Это не так. Мы это хорошо знаем. Мы это знаем и, конечно, сам театр и с... и его руководитель хорошо понимает, что предстоит решить ещё многие сложнейшие творческие проблемы, что рядом с радостями и победами — живут и существуют тревоги. Тревоги и за настоящее, и за будущее художественного театра. И всё же, по-моему, главное чуство, которое живёт сейчас у тех кто любит и верит в художественный театр — это надежда на то, что трудности будут о-одолены, что этот театр обновит то драгоценное наследство, которое оставили его основатели. И эта надежда имеет вполне определённую, твёрдую, зримую опору. Но ведь многое уже достигнуто и ведь правильно мы скажем, что вернейшим признаком движения художественного театра является то, что он снова у нас так явно обнаруживает зрительское влечение к художественному театру, что зрители жадно ждут его каждого нового спекта... каждый его новый спекталь, что мы в лучших работах театра современного художественного театра — ощущаем острое чуство времени, психологическую глубину и ту большую правду, ради которого работали... ради которой работали основатели художественного театра, его гиганты-артисты, ради которой работает художественный театр и сейчас. И с тех сдвигов, которые мы наблюдаем, ощущаем щас в жизни художественного театра мне бы в своём, — очень кратком слове о Ефремове — хотелось бы подзадержать ваше внимание на одном важнейшем явлении. Почти пятьдесят лет тому назад Станиславский сказал: "Жизнь современного человека, его идеи — мы призваны переживать на сцене". Эти такие простые слова — если докопаться до их глубины — становятся словами решающими. И эти слова всегда были и являются сейчас девизом Олега Ефремова. И очень дорого, что этот девиз энергично воплощается в творческой практике. Ведь не случайно такие спектакли как: "Сталевары", "Старый, новый год" или сегодняшнее "Заседание парткома" вызвали столь живо... столь живой зрительский интерес и во многом определили репертуарную линию театра, его поиск, его новые связи и общение с драматическими писателями. При этом, конечно, художественные театры и нынче не забывают о традиционно близкой ему классической драматургии. Позвольте мне вновь обратиться к Станиславскому. В последний год своей жизни, готовясь к сорокалетнему юбилею московского художественного театра, до которого он не дожил — Константин Сергеич записывал в своих тетрадях: "Борьба создаёт победы и завоевания. Хуже всего когда в искусстве всё спокойно, всё налажено, определено, узаконено, не требует споров, борьбы, положения, следовательно, и побед. Искусство и артисты которой они идут вперёд — тем самым этот самозад. В свои пятьдесят лет Олег Николаич Ефремов идёт вперёд. Успокоенность и равнодушие ему решительно чужды. Пятьдесят лет — это хорошо, это — пора полной, творческой зрелости, пора — когда накоплен уже громадный... громадный опыт и когда силы не растрачены, когда они действуют вовсю. И сегодня поздравляю нашего юбиляра с днём рождением и с высокой наградой, пожелаем Олегу Николаичу Ефремову навсегда сохранить своё творческое беспокойство и энергию, пожелаем ему радости на его многотрудном, но прекрасном пути в искусстве. <Аплодисменты>
real mp3 txt htm 1. Официальное поздравление (кто ?)
             К.УШАКОВ: Дорогие товарищи! Дорогие друзья, разрешите начать наш праздничный вечер, посвящённый 50-летию со дня рождения Олега Николаевича Ефремова. <Аплодисменты>
   Радостно сознавать, что за... эта важная дата в жизни нашего товарища, нашего дорогого друга отмечают широко и торжественно. Высокую правительственную награду — орден Трудового Красного Знамени — ему ври... вручил лично генеральный секретарь нашей партии, глава советского государства товарищ Леонид Ильич Брежнев. <Аплодисменты> Олег Николаич Ефремов удостоен звания народного артиста Советского Союза, профессора, отмечен двумя государственными премиями СССР. Множество поздравлений, телеграмм, писем поступило в эти дни в адрес Олег Николаича Ефремова. И даже сегодня вот стихийное шествие, — которое вы видели — прошло здесь, потому что нет терпения. Вы лично поприветствовали его, наверно? мех> Зрительный зал наш сегодня полон. И мы вам благодарны, дорогие товарищи, за то внимание, которое вы проявили к нашему Олег Николаичу. <Аплодисменты> Это выражение признательности и любви, которое Олег Николаич Ефремов заслужил всей своей деятельностью. Олег Ефремов — это большой актёр, режиссёр, организатор и педагог. Олег Ефремов — это труд и талант, — это творческие открытия и верность традициям Станиславского и Немировича-Данченко. <Аплодисменты> Олег Ефремов — это воспитанник художественного театра и ныне главный режиссёр нашего мхатовского театра. <Аплодисменты> Наше театральное искусство — коллективное. Каждый вносит в него свой вклад. Вклад Ефремова
в общее дело его беззаветное служение театру. Его роль имеет выдающееся значение для театрального искусства. Вот почему сегодня у нас настоящий театральный праздник. Мы приветствуем и поздравляем от всего сердца Олег Николаича Ефремова. <Аплодисменты>
real mp3 txt htm 2. Константин Алексеевич Ушаков, директор МХАТ им. М. Горького.
             К.УШАКОВ: От министерства культуры СССР слово имеет заместитель министра культуры, товарищ Кухарский Василий Феодосович. 
   В.КУХАРСКИЙ: Дорогой Олег Николаич! Тут нужно разрываться между вами и техниками, но дело <неразборчиво>....
   О.ЕФРЕМОВ: Надо развернуть вот так...
   ГОЛОС: Пожалуста, Олег Николаич...

   В.КУХАРСКИЙ: Я хочу поздравить Вас, выдающегося советского режиссёра, замечательного артиста театра и кино с Вашей юбилейной жизненной датой и с награждением Вас орденом Трудового Красного Знамени
. Делаю это от всего сердца. <Аплодисменты> Я хочу передать Вам наилучшие пожелания от министра культуры, кандидата в члены Политбюро нашей... ЦК нашей партии Петра Нилыча Демичева. Я передам адрес, подписанный им, а сейчас я хочу сказать несколько слов о том, что с самого начала вашего творчества, вашего пути в театре за вашими плечами была великая школа. За вашими плечами был дух её художественного подвижничества, подвижничества, которое всегда было направлено на выражение главного в жизни — главного в жизни людей, главного в обществе. Было стремление выразить самое типичное... типическое в этой жизни, в характере, в образе человека. Вы верны великим традициям школы. Но есть и люди, которые э... клянясь именем Станиславского, системой, "Чайкой" делают очень активные шаги, не сходя с одного и того же места. Есть люди — и в том числе Вы — которые помнят заветы Станиславского о вечном поиске, о вечном совершенствовании, о вечном стремлении к тому, чтобы выразить всё, чем богата жизнь человеческая, чем богат дух человеческий. Вы, Олег Николаич, обладаете совершенно замечательным чувством слушать и слышать время. Оттого Вы можете видеть в нём, видите в нашей... видеть в нашей жизни самое существенное в процессах развития нашего общества, видеть и делать его э... делать его объектом исследования на сцене. Оттого так сильна, так привлекает миллионы почитателей вашего театра, та общественно социальная проблематика, которая стала сейчас одной из главных в нынешнем московском художественном театре. Оттого многие люди приходят в ваш театр, ожидая услышать ответы на самые волнующие от... жизненные проблемы, вопросы жизни. И находят эти ответы. Оттого московский художественный театр и Вы Олег Николаич можете с полным основанием отнести и к себе слова из доклада на двадцать пятом съезде товарища Леонида Ильича Брежнева о том, что в лучших произведениях советского искусства всё чаще, а главное — глубже, находит отклик то осно... э... находит отклик то основное, существенное — чем живёт страна. Что стало частью личных судеб советских людей. Что, вместе со сценическими героями, мы переживаем, волнуемся за успех сталеваров или директора текстильной фабрики, инженера или партийного работника. Что даже такой казалось бы частный случай — как вопрос о премии для бригады строителей, приобретает широкое общественное звучание, становится предметом горячих дискуссий. И такие дискуссии возникали и здесь, и в здании старого МХАТа. После сегодняшнего спектакля, когда люди просто так же как вот Вас стихийно сегодня приветствовал цвет театральной общественности Москвы — выходили на эту сцену и говорили своё слово о виденном, о том, что их задевает за живое. Это — прекрасно, что это так. Это прекрасно, что наряду с главными темами наших дней, Вы превосходно, тонко ставите громо... э-э... вникаете в драматургию Чехова и Горького, что им... их великих совреме... э... великих созданиях Вы ищете то то, что созвучно нашему времени, то, что не потеряло силы воздействия на умы и сердца людей. И немножко личная нота, Олег Николаич. Случилось так, что я был свидетелем ваших первых режиссёрских шагов. Я помню, как в том здании Вы и ваши единомышленники собирались в школе-студии МХАТ, обсуждали очень волнующие вас проблемы. И вот родился — не мог не родиться — и родился театр "Современник". Организатором, создателем, умом и талантом Вы были очень долгие годы. <Аплодисменты> Сейчас Вы — главное художественное лицо во МХАТе. У Вас есть замечательная особенность — быть близким людям. У Вас есть замечательная особенность — привлекать к себе молодых, вызывать уважение, глубокое уважение у старших, у старейшин театра.  У Вас есть замечательная особенность — воспринимать дело театральное, как дело артельное, коллективное. И вот это прекрасно. Высокая черта в вашем характере — человека и художника — делает Вас сейчас тем, чем Вы являетесь для нынешнего МХАТа — замечательным режиссёром, замечательным равным товарищем, который может найти в себе силу согласиться с тем, что противоречит иногда Вам, можете поднять всех, сплотить весь коллектив на высочайшие задачи, которые стоят сейчас перед нашим искусством, которое Вы так прекрасно чуствуете как человек, художник, коммунист. Поздравляю Вас сердечно датой  — очень молодой датой — с Вашей молодостью. Желаю Вам всего самого доброго, Олег Николаич дорогой! <Аплодисменты>
real mp3 txt htm 3. Василий Феодосович Кухарский, заместитель министра культуры СССР.
             К.УШАКОВ: От министерства культуры РСФСР слово предоставляется министру культуры Мелентьеву Юрий Серафимычу.
   Ю.МЕЛЕНТЬЕВ: Уважаемый Олег Николаич, дорогие товарищи,
создатели, творцы и продолжатели замечательного нашего театрального искусства и нашего МХАТа, сегодня большой день, потому что все мы пришли сюда приветствовать то как развивается, как растёт наше театральное искусство и приветствовать одного из тех, кто активно на протяжении многих лет так интересно, так глубоко, так по-настоящему творчески решает проблемы нашего театрального искусства. Может быть, сегодня когда заканчивался этот спектакль и когда было сказано, что героиня должна куда-то поехать ну, может быть, в Польшу, может быть, в Болгарию или когда мы обдумываем наши проблемы сегодняшнего дня мы обязательно обращаемся к тому как мудро, как интересно, так глубоко последние годы эти вопросы жизни обсуждает наш театр. Он помогает нам видеть эти проблемы, он помогает каждому человеку в нашей стране: рабочему иди члену Центрального Комитета, или секретарю обкома осмыслить те процессы, которые происходят сегодня. Театр и искусство становятся той нотой, без которой невозможна наша жизнь, не возможно её возвышение, не возможно то, чему мы с вами служим. И очень важно, что сегодня вот такой праздник, такой день мы чествуем одного из тех, кто так активно и так творчески работает в нашем театре. От имени коллегии министерства культуры Российской федерации, от имени работников культуры нашей большой республики сердечно поздравляем Вас, Олег Николаич, всех ваших друзей с тем, что Вы получили высочайшую оценку: орден, который так хорошо вписывается, так сказать, вот во всё что тут мы видим. <Аплодисменты> Это очень хороший орден — орден Трудового Красного Знамени — я хотел бы, чтобы через десять лет или раньше, когда мы будем чествовать очередные серьёзные, глубокие работы нашего художественного театра, в которые Вы внесёте свой талант, свою страсть, свою преданность искусству, чтоб мы могли также сердечно, как сегодня, Вас поприветствовать и надеяться, что следущий юбилей будет также юбилеем радости и награды. <Аплодисменты> Министерство культуры Российской федерации, центральный комитет профсоюза работников культуры награждает почётной грамотой товарища Ефремова Олега Николаича за заслуги в развитии театрального искусства и в связи с 50-летием со дня рождения. Поздравляю. <Аплодисменты>
real mp3 txt htm 4. Юрий Серафимович Мелентьев, министр культуры РСФСР.
             К.УШАКОВ: От ЦК профсоюза работников культуры имеет слово секретарь ЦК профсоюзов Людмила Яковлевна Алексеева.
   Л.АЛЕКСЕЕВА: Дорогой Олег Николаич! Президиум центрального комитета профсоюза работников культуры поручил мне горячо и сердечно поздравить Вас с полувековым юбилеем и награждением высокой правительственной наградой
орденом Трудового Красного Знамени. В этом адресе сказано много тёплых, хороших, а главное заслуженных слов в Ваш адрес. Я думаю, что Вы его прочтёте на досуге, когда отмолкнут юбилейные торжества. А щас позвольте несколько слов добавить. Вы носите высокое звание народного артиста СССР, Вы профессор, которому доверено воспитание творческой молодёжи. Вы возглавляете московский художественный академический театр имени Алексей Максимовича Горького имя которого по праву вплетено в венец славы русского и советского искусства. Это ко многому обязывает. Ибо русская пословица гласит: "кому много даётся с того много и спрашивается". Позвольте, дорогой Олег Николаевич, пожелать Вам доброго здоровья, большого человеческого счастья, новых творческих удач на благо нашей великой Родины, на благо нашего советского народа. <Аплодисменты> 
real mp3 txt htm 5. Людмила Яковлевна Алексеева, от работников ЦК профсоюза работников культуры.
             К.УШАКОВ: Слово от Фрунзенского райкома КПСС первый секретарь райкома Борис Алексаныч Грязнов.
   Б.ГРЯЗНОВ: Уважаемый Олег Николаич! Дорогие товарищи! Что мне хочется Вам сегодня сказать: прежде всего Вы
коммунист. Вы являетесь организатором большого творческого коллектива, Вы его сплачиваете, Вы проводите в этом коллективе линию партии... линию партии. И сегодня, в день Вашего юбилея, разрешите мне от имени большого отряда коммунистов фрунзенской районной партийной организации города Москвы, от шестидесяти тысяч коммунистов нашей партийной организации пожелать Вам и впредь высоко нести принципы партийности, принципы высокой партийной ответственности. Больших Вам творческих успехов. Ведь Вам вручил высокую награду генеральный секретарь нашей партии Леонид Ильич Брежнев. Это высокая честь, но в то же время и величайшая ответственность. Ответственность, от которой ждут новых, больших открытий, творческих открытий и дел. Разрешите мне ещё раз Вам пожелать сегодня, чтобы всю свою деятельность Вы сверяли как коммунист с уставом нашей партии, с программой наш... с программой нашей партии, пожелать Вам большого крепкого, отличного здоровья, боевого настроения и больших творческих дальнейших успехов. <Аплодисменты>
real mp3 txt htm 6. Борис Александрович Грязнов, 1-й секретарь Фрунзенского райкома КПСС.
             К.УШАКОВ: Дальше пре... разрешите предоставить слово народному артисту Российской федерации Владлен Семёнычу Давыдову, который и будет представлять делегации, которые пришли приветствовать Олег Николаича.
  
В.ДАВЫДОВ: Олег Николаич, от э... Всероссийского театрального общества и от театров Москвы, которые так бурно заполнили эту сцену — благо она большая — народный артист Советского Союза, лауреат Ленинской премии Михаил Александрович Ульянов. <Аплодисменты>
real mp3 txt htm 7. Ведущий вечера – Владлен Семёнович Давыдов.
             М. УЛЬЯНОВ: Дорогой Олег Николаич! Сегодня тебе пятьдесят лет. Ты многоопытный муж. <Смех> Тебя жгли, тёрли, в щелоках варили и ты знаешь как отвечать на вопросы жизни, искусства, театра, труппы и семьи. <Смех, аплодисменты>
   Л.ДУРОВ: Вот. Котлеты, котлеты...
   М. УЛЬЯНОВ: Поэтому я, выступая от имени театральной общественности Москвы
а театральная общественность дама капризная, своенравная, она то полюбит, то разлюбит, то поймёт, то не поймёт, то примет, то не примет. Дама, как я уже сказал, своенравная и очень умная. И по поручению театральной общественности я как Принцесса Турандот, наша вахтанговская — задам тебе три загадки. <Смех> Загадаю. Отгадаешь — жить тебе дальше — не тужить. <Смех> Ну, не отгадаешь — тут уж сам ищи потом выход. <Смех> Первая загадка, приготовься. Без кого не мыслим театр?
   О.ЕФРЕМОВ: Без актёров.
   М. УЛЬЯНОВ: Молодец! <Смех, аплодисменты> Хорошо, хорошо. Кого родил МХАТ и как имя ребёнка?
   О.ЕФРЕМОВ: Много детей у МХАТа. Последний — "Современник".
   М. УЛЬЯНОВ: Молодец! <Смех, аплодисменты> И, наконец, самая трудная загадочка. Кто сегодня во МХАТе самый талантливый, самый умный, <смех, аплодисменты> самый красивый и самый любимый?
   Л.ДУРОВ: Самый кто?..
   М. УЛЬЯНОВ: Любимый... Ты в это веришь?
   ГОЛОС: Из нас и...
   М. УЛЬЯНОВ: <Смеётся>
   О.ЕФРЕМОВ: Демагогии позволю... Коллектив. <Смех, аплодисменты>
   М. УЛЬЯНОВ: Должен вам сказать
, уважаемый МХАТ, что дела ваши в порядке. <Смех> Все загадки... почти все отгаданы и жить тебе ещё столько же и столько же работать и не тужить. А вот тебе папочка от театральной общественности. <Смех, аплодисменты>
real mp3 txt htm 8. Михаил Александрович Ульянов, от московских театров.
             От Ленинграда: Дорогой Олег Николаич! Ленинградское отделение театрального общества знает, что кроме чая Вы ничего не пьёте поручило подарить вот этот замечательный чай. <Смех, аплодисменты> Вот Вам чай.
real mp3 txt htm 9. От ленинградской театральной общественности (кто?)
             От театра: Щас, щас, щас... Олег Николаич дорогой! Театр имени Моссовета дарит Вам то, что дороже всего сегодня ему на свете. Мы надеемся, что это будет также дорого и для Вас.
real mp3 txt htm 10. От Театра имени Моссовета (кто?)
             В.ДАВЫДОВ: Олег Николаич, Вас хотят приветствовать наши замечательные друзья, наши основные друзья, представители станкостроительного завода "Красный пролетарий" имени Ефремова, <смех> главный инженер завода Виктор Петрович Бондарев. <Аплодисменты>
   В.БОНДАРЕВ: Дорогой Олег Николаич! От многотысячного коллектива московского станкостроительного завода "Красный пролетарий" старого друга художественного театра, разрешите Вас поздравить и приветствовать с Вашим замечательным большим юбилеем. Наш завод хорошо знает ваш театр, долго дружит с ним, много работаем вместе и мы считаем, что участвуем, так сказать, в вашей работе. Тем, что мы, ну, если так сказать, участвуем в просмотрах, наводим некоторую критику
иногда обидную, иногда безобидную — но мы думаем, что всегда справедливую. И мы думаем, что Ваш юбилей, сегодня, даст Вам новые силы в Вашей творческой работе и в работе всего московского художественного театра. Мы хотим видеть новые спектакли хорошие, которые бы отражали нашу действительность, отражали производственную жизнь на наших заводах, и мы надеемся ещё увидеть спектакль и о нашем заводе, как о старом друге вашего театра. Разрешите, Олег Николаич, ещё раз пожелать Вам больших творческих успехов, всего самого хорошего в вашей личной жизни. Всего, всего, как говорится, — Вам. Разрешите Вам преподнести наш адрес, где Вы прочтёте много приятных слов от нашего коллектива. <Аплодисменты> Подарить Вам <неразборчиво> — он очень простой. Это — деталь, диск памяти электронно-вычислительных машин, которая обработана алмазным резцом на станках нашего завода. И мы надеемся, что та чистота поверхности и то качество обработки, которая отражает всю действительность на сегодня — без изъянов, как говорится, вот, также будет соблюдаться и в вашей работе. Будет всё чисто, правильно, с реальным изыском. Желаем Вам всего, всего хорошего. <Аплодисменты> Всего, всего хорошего.
   О.ЕФРЕМОВ: Благодарю вас.
real mp3 txt htm 11. Станкостроительный завод «Красный пролетарий», главный инженер Виктор Петрович Бондарев.
             ЖЕНСКИЙ ГОЛОС: Олег Николаич, от союза писателей Советского Союза Вас приветствует секретарь союза писателей Афанасий Дмитрич Салынский.
   А.САЛЫНСКИЙ: Дорогой Олег Николаич, эта небольшая группа драматургов, вот, она не представляет весь союз писателей, потому что сейчас, сегодня в... в этот вечер э... все другие драматурги пишут для Вас пьесы. <Смех> Вот. А критики пишут статьи о ваших пиар-спектаклях. Вот. Вы знаете, я вот э... смотрю сегодня в зал, вместе с друзьями своими, и на сцену и думаю... и на сцену э...
где сидят ваши коллеги-артисты художественного театра — и думаю о том, что давно, наверно, так не был молод художественный театр и всё наше театральное искусство — так молодо оно в этот вечер праздничный. Молодо потому что, понимаете вот, э... в лице Олега Ефремова — мы видим молодость художественного театра, молодость истинную, молодость творческую, молодость, которая полна истинного искусства. Потому что искусство — как всегда неожиданность. Ведь каким стал МХАТ? Он неожиданен во всём: он пробуждает традиции, видите, он берёт производственную пьесу, он берёт новых драматургов в работу, берёт новые пьесы писателей, которые никогда не были известны и ставит их превосходно. Это делает театр э... умом и талантом своего художественного руководителя Олега Ефремова, силами своей прекрасной труппы. Я хочу ещё сказать, что м-м... всё то можно будет сделать в дальнейшем для э... такого талантливого коллектива от драматургии, от тех кто хотят писать и дальше для художественного театра. Вот. Э... Всё это, я думаю э... не просто обещанием завершится, а тем, что каждый драматург будет счастлив написать для коллектива театра новую пьесу. Э... Спасибо огромное за то, что Вы помогаете молодым драматургам. Но самое важное, что хотел бы сказать, когда говорится о драматургии. Счастья Вам и новых интересных э... талантливых открытий, тех неожиданностей, которые определяют искусство. <Аплодисменты>
   ГОЛОС: Наш адрес...
   А.САЛЫНСКИЙ:
Это Вам адрес от союза писателей, от его секретариата. Весь союз писателей СССР, вся литература ценит Олега Ефремова, как прекрасного режиссёра, ставящего не только пьесы, но и э... романы и повести наших крупнейших прозаиков, переведённые в драматургию. Весь союз писателей приветствует Вас сегодня в этот вечер. <Аплодисменты>
real mp3 txt htm 12. Афанасий Дмитриевич Салынский, секретарь Союза советских писателей.
             А.САЛЫНСКИЙ: Виктор Розов ещё хочет сказать от себя несколько слов.
   В.РОЗОВ: Олег Николаич, э... как в старый... в старом, кажется, романсе так делают: "Мы долго шли рядом одной дорогой и много..." Вот гляжу на Вас и вспоминается очень много замечательного. И вспоминается мне один такой момент. Вот я так же как Вы, в то же в такой же день
— порядочное количество лет тому назад, когда и мне было пятьдесят — стоял на сцене детского театра. Ваш театр "Современник" поздравлял меня и сделал одну совершенно невероятную вещь. Говоря какие-то приветственные слова, симпатичные, ласкающие ухо — вы все приближались ко мне... и думаю, что эт такое, что эт такое — они идут на меня. <Смех> Вдруг вы меня схватили и утащили за кулисы. Этим вы символизировали моё похищение из центрального детского театра в театр "Современник". Я бы Вас сейчас украл обратно в "Современник", но у меня сил нет. <Неразборчиво> хватило бы. <Смех, аплодисменты> Мне, конечно, дорого прошлое, но я внимательно, пристально смотрю за Вашей судьбой и хочу, чтоб Ваша судьба  и других складывалась очень удачно и тот геркулесов подвиг, который Вы хотите совершить пусть будет совершён. <Аплодисменты>  
  mp3 txt htm 13. Виктор Сергеевич Розов, драматург.
             В.ДАВЫДОВ: Олег Николаич, я с большим волнением щас предоставлю слово очень близким Вашим друзьям. Половина делегаций состоит из артистов художественного театра. От Госкино и Союза кинематографистов СССР секретарь правления, доктор искусствоведческих наук Алексан Васильич Караганов. <Аплодисменты>
   А.КАРАГАНОВ: Дорогие товарищи! Дорогой Олег Николаич! В этот юбилейный вечер мне хочется вспомнить как на советском экране появился танковый командир Иванов. Всего на несколько минут, но как много было сказано образом одного из тех "на ком Россия держится". И как многое воплотилось в Иванове — социальный и нравственный масштаб художнической личности, глубокое и тонкое понимание народного национального характера, высокая мхатовская достоверность в её современном развитии. А с тех пор ещё тридцать ролей в кинематографе и каждая из них — открытие новых сторон народной жизни, новых граней характера современника и новых граней великолепного, поразительно тонкого и глубокого ефремовского таланта. Театр и кинематограф в личности Олега Николаича Ефремова не просто соседствуют — взаимодействуют. И мне бы хотелось, дорогой Олег Николаич, в этот день, передавая приветствия государственного комитета Совета министров по кинематографии и союза кинематографистов СССР, пожелать Вам прекрасного руководства великим театром и плодотворной, постоянной работы в кинематографе, здоровья, счастья, кинематографических радостей от встречи с многомиллионным зрителем. <Аплодисменты>
   О.ЕФРЕМОВ: Спасибо!
real mp3 txt htm 14. Александр Васильевич Караганов, секретарь Союза кинематографистов СССР.
             ЖЕНСКИЙ ГОЛОС: Ваш театр "Современник". Слово предоставляется заслуженной артистке республики Лиле Михаловне Толмачёвой. <Аплодисменты>
   Л.ТОЛМАЧЁВА: Вот, Олег Николаич, мы, конечно, пришли всем театром. Мы теперь очень редко видимся, к сожалению. Мы очень волнуемся, поэтому мы прочтём Вам те слова, которые мы все вместе написали к этому дню. Дорогой Олег Николаич! Коллектив театра "Современник" сердечно поздравляет Вас с 50-летием. Нас с Вами связывает слишком многое, поэтому трудно найти слова, которые могли бы выразить всю нашу благодарность Вам, нашу любовь, наше уважение. Благодарны за те прекрасные, вдохновенные годы жизни, когда сплочённые Вами мы вместе строили театр, задуманный Вами
как театр единомышленников. Любовь за то, что Вы были нашим учителем, нашим другом, нашим вождём в искусстве, за то, что сумели разбудить в нас художников, уважение за Ваше преданное, неистовое отношение к театру. Сегодня мы хотим сказать Вам спасибо за всё счастье тех лет, признаться, что мы очень тяжело пережили горечь расставания. Но, как говорилось в одном из Ваших старых спектаклей: "большому кораблю — большой славы". Верим, что сегодня как и прежде Вы окружены единомышл... единомышленниками, друзьями, с которыми всегда радостней делать открытья в искусстве, легче и надёжнее рисковать. Свидетельство тому — Ваши творческие достижения на прославленной сцене МХАТ, получившие столь высокую оценку общественности. Мы знаем, что Вы полны творческих сил, стремления сделать много прекрасного в театре. И в день Вашего 50-летия желаем Вам новых успехов, здоровья от даты и вдохновения. <Аплодисменты>
real mp3 txt htm 15. Лилия Михайловна Толмачёва, от театра «Современник».
             ЖЕНСКИЙ ГОЛОС: Драматический театр на Таганке вас приветствует.
<Аплодисменты
   ЖЕНСКИЙ ГОЛОС: С начала будете?
   Нет, нет, нет.
<Аплодисменты>  
   Ю.ЛЮБИМОВ: Дорогой юбиляр, садись и побудь немного зрителем. Мы немножко опоздали, достали «Чайку», хотели на «Чайке» приехать, но нас… вход перекрыт, декораций много, значит, вот, пешком мы добирались. Значит, это всё люди, к тебе питающие самые нежные чуства, они подряд будут что-то говорить, чего они насочиняли, я не знаю, потом я тебе скажу, пока на, гвоздики. <Смех>
   О.ЕФРЕМОВ: Вот, давай.   
   Ю.ЛЮБИМОВ: С тобой мы знакомы не одно десятилетие…
real mp3 txt htm 16. Юрий Петрович Любимов, главный режиссёр театра на Таганке.
             Ю.ЛЮБИМОВ: Значит, вот тут Вениамин чё-то тебе сочинил. Можно я с тобой сяду?..
real mp3 txt htm 17. Не редька бушует над хреном... (читает Вениамин Смехов)
          <Аплодисменты>
   Ю.ЛЮБИМОВ: Щас вот хочет приветствовать тебя Роберт Рождественский. Пожалуйста!
real mp3 txt htm 18. Вы достигли несомненных успехов... (читает Леонид Филатов) (пародия на Роберта Рождественского)
          <Аплодисменты>
   Ю.ЛЮБИМОВ: Теперь наш автор — Евгений Евтушенко.
real mp3 txt htm 19. На святых подмостках вашей сцены... (читает Леонид Филатов) (пародия на Евгения Евтушенко)
         

    Ю.ЛЮБИМОВ: Олег, ты извини, случайно у нас в труппе оказался один мхатовец, единственный в своём роде, Володя. Он действительно… это правда…
   ГОЛОСА: Приблудший. — Взамен.
   Как… Я бы хотел, чтоб всё было слышно всем, как это сделать, а? Подержать, может? Может, кто-нибудь подержит, а?
  
Я не успел выучить, но, к сожалению, по многим поводам уже поострили. Немножечко грустные интонации. Олегу Ефремову.

real mp3 txt htm 20. Мы из породы битых, но живучих...
         

<Аплодисменты>  
   ГОЛОСА: <Неразборчиво>
   Ю.ЛЮБИМОВ: ...Я токо им отдам. Это… На этом странном кубе, значит, мы знаем, прослышали, что теперь у тебя новый спектакль будет весь на кубах и тоже принесли тебе куб с твоей фамилией. Если его повращать как следует, тут написано «Ефремов», а тут уж от меня: «Дорогому современнику».
<Аплодисменты>

real mp3 txt htm 21. Поздравления Юрия  Любимова
             В.ДАВЫДОВ: От наших шефов, от военно-воздушной академии имени Жуковского, заместитель начальника академии генерал-лейтенант Сергей Михалыч Белоцерковский.
<Аплодисменты>
   С.БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ: Уважаемый Олег Николаич! От имени командования, политического отдела, всего личного состава военно-воздушной инженерной академии имени профессора Жуковского разрешите сердечно поздравить Вас с Вашим юбилеем и с высокой правительственной наградой. Разрешите вручить Вам прежде всего этот адрес с нашими самыми сердечными пожеланиями. <Аплодисменты> Вся Ваша творческая жизнь связана с замечательным художественным театром. Мы тоже очень любим нашего дорогого шефа
московский художественный театр. Сегодня, когда Вы отмечаете свой первый юбилей, который совпадает с такими выдающимися событиями в жизни нашей страны, наверно, есть глубокий повод для того, чтобы подумать о том, что и ваш коллектив и наш коллектив — это частица нашего народа, нашей Родины, нашей партии. Сегодня, когда наша страна приняла замечательную конституцию, наверно, естественным масштабом времени является тот путь, который она прошла от предыдущей конституции до этой. В театре всё возможно. Давайте раздвинем занавес времени и посмотрим на ваш художественный театр и на нашу воздушную академию — какими они были сорок лет тому назад. Вот картина художника Ефанова, ныне народного художника Советского Союза. На ней изображён волнующий момент, относящийся к событиям как раз сорокалетней давности. Она написана в канун двадцатилетия Советской власти. Здесь встреча группы актёров во главе с Константин Сергеичем Станиславским со слушателями академии имени Жуковского. Разрешите мне преподнести Вам эту картину с такой надписью: "Дорогой Олег Николаич, пусть живут и развиваются лучшие традиции великого Станиславского". <Аплодисменты>
   О.ЕФРЕМОВ: Намёк понял. Пора уже нам повторить такую мизансцену? <Смех>
   С.БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ: Мне очень приятно, что в художественном театре настоящий профессор, который понимает намёки. <Смех> Справа от Станиславского, от Константин Сергеича сидит Каманин. Вы знаете, что звание героя Советского Союза в нашей стране было введено в 1934 году. Первые семь человек
лётчики, спасшие челюскинцев — были те, кто связаны с нашей академией, шесть из них тогда были слушателями нашей академии. Товарищи: лётчики, космонавты, военные учёные — это особый сплав профессионального искусства и патриотизма. Им присущи глубокая дисциплина и строгая научность с одной стороны и с другой стороны — стремление к импровизации, замечательная... замечательный душевный порыв. Чем это не система Станиславского? Мы очень благодарны вам за огромный вклад, который вы, дорогие товарищи, и Вы дорогой Олег Николаич, вносите в важнейшую работу... в воспитательную работу. Если в вопросах научных мы опираемся на замечательные традиции отца русской авиации Николай Егорыча Жуковского, его ближайшего сподвижника Чаплыгина, то в вопросах воспитательной — мы опираемся прежде всего на наше передовое советское искусство и тоже на Станиславского и Немировича-Данченко. Спасибо Вам большое за это. <Аплодисменты> Остановимся на одну минуту как раз посередине. Между теми днями, о которых я токо что вспоминал и сегодняшним моментом. Четвёртое октября 1957 года. Запуск первого искусственного спутника Земли начало космической эры. Дорогой Олег Николаич, не кажется ли Вам, что Вы родились под звездой первого искусственного спутника Земли. И не кажется ли Вам — хотя мы с вами, конечно, не верим в гороскопы — что это ваша судьба и судьба нашего любимого МХАТа. Короче говоря, не пора ли Вам искать творческого счастья в более глубокой разработке авиационной и космической тематики. <Смех, аплодисменты> Мне хотелось вспомнить ещё об одном этапе, относящемся уже к нашим дням, в котором мы тоже работали совместно. В 1961 году первый человек поднялся в космос. Мы все гордились тем, что это был советский человек, что это был коммунист — Юрий Гагарин. А мы ещё гордились и гордимся тем, что первого сентября 61 года, он вместе с первой группой космонавтов пришёл к нам в академию и затем вместе с ними блестяще закончил её. Разрешите вас сердечно, дорогие товарищи, поблагодарить за огромны вклад и в эту воспитательную работу, которая делается на благо и во славу нашей Родины. <Аплодисменты> Вот сегодня, когда в небе Салют-6 и Союз-25 как бы салютуют юбилею нашего великого Советского Союза, мне хотелось бы сделать Вам соответствующий памятный подарок об этом этапе нашей деятельности, нашей совместной работы. У меня книга о космонавтах, подписанная большою группою лётчиков-космонавтов наших учеников. Я хочу Вам эту книгу подарить. Здесь написаны такие слова: "Дорогому Олегу Николаичу Ефремову, художественному руководителю нашего любимого шефа МХАТа, от профессоров и преподавателей академии имени Жуковского, их учеников лётчиков-космонавтов с пожеланиями высоких космических успехов высот в искусстве и крепкого космического здоровья на Земле". <Аплодисменты>
real mp3 txt htm 22. Военно-воздушная академия им. Жуковского, ген.-лейтенант Сергей Михайлович Белоцерковский.
             (???): Уважаемый Олег Николаич! Позвольте в этот торжественный праздничный вечер, в день Вашего славного юбилея от имени воинов прославленной гвардейской краснознамённой Таманской дивизии поздравить Вас и передать слова... самые добрые слова и поздравления от всего личного состава. Пусть этот сувенир, изготовленный руками солдат-воинов гвардейской Таманской дивизии, напоминает Вам о том, что воины-таманцы любят Вас, любят ваше искусство, ваш талант и <неразборчиво>. Крепкого Вам здоровья, дальнейших успехов. <Аплодисменты>
real mp3 txt htm 23. От Гвардейской Таманской дивизии (кто?)
             В.ДАВЫДОВ: От театральной общественности Грузинской ССР, народный артист Грузинской ССР, Гиго Лордкипанидзе. <Аплодисменты>
   Г.ЛОРДКИПАНИДЗЕ: Дорогой Олег Николаич! Я счастлив, что имею честь передать Вам самые добрые пожелания от грузинского театрального общества, от вобще театральной общественности Грузии, от ваших друзей, от поклонников Вашего огромного таланта — актёра, режиссёра, гражданина, личности. Вы знаете, как Вас любят в Грузии, Вы знаете, как высоко ценят ваше искусство. Мы считаем, что рекорд, который вы установили вашими гастролями пятнадцать лет тому назад <неразборчиво> театром проявлении — может побить только новые гастроли художественного театра под вашим руководством. <Аплодисменты> Я счастлив также передать просьбу руководства республики, театрального общества республики, министерства культуры и просьбу всех нас, что в ближайшее время мы хотим устроить Ваш вечер, отметить Ваше 50-летие для Вас в очень дорогом и прекрасном городе Тбилиси. <Аплодисменты>
   ГОЛОС: <Неразборчиво> Лордкипанидзе я отом передам... Потом передам...
real mp3 txt htm 24. Григорий Давидович Лордкипанидзе, от театральной общественности Грузинской ССР.
             В.ДАВЫДОВ: От коллектива школы-студии московского художественного театра имени народного артиста Советского Союза Владимира Ивановича Немировича-Данченко, ректор студии, заслуженный деятель искусств Вениамин Захарыч Радомысленский. <Аплодисменты>
   В.РАДОМЫСЛЕНСКИЙ: Дорогие товарищи! В тридцать шестом году, примерно между тринадцатью и шестнадцатью числами июля, проходила очень трогательная встреча между мастерами московского художественного театра и Константин Сергеичем Станиславским. В своём выступлении Константин Сергеич сказал о том, что самый хрупкий театр в мире
это московский художественный театр. Я не буду развивать тему, почему он это сказал, то я думаю понятно. И тут же он говорил о том, что система Станиславского — это не моя система, это не ваша система. Это — система творческой природы. И тут же сказал, что если бы из школы пришёл бы молодой художник, который мог бы органично выразить эти основополагающие позиции творчества — я был бы бесконечно счастливым человеком. Мне выпало счастье последние годы жизни близко соприкасаться с Константин Сергеичем. Я должен сказать о том, что если жив был бы Константин Сергеич — он бесконечно был бы доволен и счастлив творческим содружеством с Олег Николаичем Ефремовым. <Аплодисменты> Я не могу развивать этой темы, потому что я должен сделать одно очень важное заявление. Дело в том, что научная экспедиция постановочного факулет школы-студии МХАТ... <В сторону>: Прошу Вас. Делая изыскания — и в анналах древней истории нашли вот этот вот свиток. Я боюсь его читать, потому что написан он на древне-русском славянском языке — я буду спотыкаться — но должен сказать, что здесь написано о прошлом Олег Николаича, о настоящем и о его будущем. Я не стану ещё читать, потому что здесь записаны все преступления, все прогрешения и всё славное большое, что сделал Олег Николаич. И вобще здесь очень много из такого, что без его разрешения я публиковать не могу. Я только должен сказать, что, наверно, через один или два юбилея — это может стать достоянием гласности...
real mp3 txt htm 25. Вениамин Захарович Радомысленский, ректор школы-студии МХАТ.
              (???): Вениамин Захарыч, извините, пожалуста, можно мне обратиться к юбиляру?
   В.РАДОМЫСЛЕНСКИЙ: Пожалуста, прошу вас. 
   (???): Олег Николаич,
вот здесь все мы выпускной курс. На днях, совсем скоро у нас начнутся прогоны нашего первого дипломного спектакля. И мы бы очень хотели, чтоб Вы к нам пришли. Вы придёте к нам?
   О.ЕФРЕМОВ: Да. <Смех>
   (???): Ловим Вас нА слове. <Смех, аплодисменты>
   ГОЛОС: Пожалуста.
real mp3 txt htm 26. Выпускница школы-студии МХАТ (кто?)
             В.ДАВЫДОВ: Дорогой Олег Николаич! Дорогие товарищи! Разрешите прежде всего огласить текст почётной грамоты московского совета народных депутатов. Почётная грамота: "За большие успехи в области театрального искусства и в связи с 50-летием со дня рождением наградить товарища Ефремова Олега Николаича, члена постоянной комиссии Моссовета по культуре, главного режиссёра московского художественного академического театра, народного артиста СССР почётной грамотой московского совета. Промыслов, Покоржевский. <Аплодисменты>
   ГОЛОСА: <Неразборчиво>
  
В.ДАВЫДОВ: Дорогие товарищи... Олег Николаич, чуть-чуть... Э... Дорогие товарищи, в адрес Олега Николаича Ефремова поступило множество телеграмм. Его поздравляют выдающиеся деятели искусств, организации культуры. Э... его... среди поздравлений можно перечислить некоторые из них. Олега Николаича поздравляет председатель Госкино СССР Ермаш и министр культуры Белорусской ССР Михневич, министерство культуры Латвии, министр культуры Эстонской ССР Юрна, министр культуры Азербайджана Багиров, министр культуры Армении Барцамян, министр культуры Таджикистана Назаров, министр культуры Киргизии Кандучалова, председатель союзного агентства по авторским правам Панушкин, начальник главного управления культуры исполкома Моссовета Ануров, чрезвычайный и полномочный посол народной республики Болгарии в СССР Жулев, советник по культуре и посольства Ве... Венгерской народной республики Ёжев Керег, ректор академии искусств в Праге Карел Мартинек, директор будапештского национального театра Эндре Марцен, главный редактор газеты "Советская культура" Алексей Романов, редколлегия "Литературной газеты" во главе с главным редактором Александром Чаковским, редакция газеты "Литературная Россия", журнал "Театральная жизнь", киностудия "Мосфильм", киностудия "Ленфильм", "Совэкспортфильм", издательство "Молодая гвардия", музей имени Бахрушина, экипаж теплохода "Ольга Андровская". Советские композиторы: Родион Щедрин, Георгий Свиридов, Эдуард Колмановский. Кинорежиссёры: Марк Донской, Григорий Александров, Сергей Герасимов. Народные артисты Советского Союза: Мария Бабанова, Тамара Макарова, Георгий Товстоногов, Майя Плисецкая, Андрей Гончаров, Михаил Жаров. Поэты: Сергей Михалков, Михаил Матусовский. Народный артист Украины Михаил Водяной. Президиум правления всероссийского театрального общества, театрального общества: Украины, Белоруссии, Эстонии, Латвии, Армении, Азербайджана, Дагестана и городов: Горького, Костромы, Читы, Приморья, Брянска, Барнаула, Волгограда, Липецка, Тулы, Калининграда, Кемерова, Свердловска, Томска. И целый ряд театров страны и много-много личных телеграмм поступило в адрес юбиляра. Разрешите прочитать некоторые только из них.
  
"Дорогой Олег Николаич! Очень сожалею, что болезнь моя не позволяет мне быть сегодня на Вашем празднике. Желаю Вам всего доброго в нашем прекрасном искусстве театра. Ваш Алексей Грибов". <Аплодисменты>
  
"Дорогой Олег Николаич! Комитет по ленинским государственным премиям СССР в области литературы, искусства и архитектуры горячо поздравляет Вас народного артиста СССР, крупного мастера советской сцены, с чьим именем связаны многие заносительные явления нашей театральной жизни. Первые шаги и первые победы театра "Современник", где вместе со своими коллегами, молодыми актёрами 50-х - 60-х годов, Вы утверждали на сцене идеи добра и справедливости, гражданственности. Спектакли последних лет, поставленные Вами на прославленной сцене художественного театра, который Вы возглавляете достойно, продолжая дело наших великих предшественников и учителей Станиславского и Немировича-Данченко. В образах, созданных Вами в театре и в кино Вы сумели выразить время, раскрыть характер героя этого времени. Яркий талант Ваш любим народом, оценён правительством дважды назвавшим Вас лауреатом государственной премии СССР. От всей души желаем Вам дорогой... э... долгого счастливого творческого пути, здоровья, радости, успехов. От президиума комитета по ленинским премиям Тихонов, Васильев". <Аплодисменты>  
  
"Дорогой Олег Николаич! История русского театрального искусства, её слава в мировой культуре создают великие мастера сцены. Заслуги Ваши отмечены высокими правительственными наградами и вся многонациональная театральная общественность нашей страны отмечают Ваш юбилей как знаменательный праздник театрального искусства. Это означает, что Вы гордость театра нашей эпохи, его движущая сила придаёт советскому театру энергию, неисчерпаемую фантазию и жизнерадостность. По поручению президиума театрального общества Латвийской ССР председатель театрального общества народная артистка Советского Союза Фрейманын". <Аплодисменты>    "Весь коллектив сундутяновского академического театра горячо и сердечно приветствует 50-летие со дня рождения выдающегося режиссёра и талантливого актёра, всеобщего любимца армянского народа Олега Николаича Ефремова. <Аплодисменты> Дорогой Ефремов, желаем доброго здоровья, большого счастья и достижения новых вершин в вашем любимом искусстве По поручению академического театра Сундутяна Капланян".     
   "Олегу Ефремову. Все мои самые сильные, самые глубокие и самые важные зрительские впечатления связаны с Олегом Ефремовым, актёром и режиссёром. Это удивительно, потому что мы — ровесники, и видел я много. Ты владеешь истиной и ей служишь. В этом твоё счастье и твой крест. Если тебе среди ночи захочется курить — позвони, я сбегаю за сигаретами. Твой Камил Икрамов.  
 
   "Хотя тебе пятьдесят и ты главный режиссёр МХАТа, хотя ты и народный артист, и звезда кинематографа, для меня ты всё равно — Олег, который испортил мне столько крови ещё в детском театре и потом портил бесконечно. Правда, твой "Современник" был хорош и часто приходилось вас всех целовать. Всё равно было противно, потому что — завидно. И потом ты всегда спишь на моих спектаклях, а я изо всех сил стараюсь не спать ибо интеллигентный человек, и мне уже не пятьдесят, а — пятьдесят два. А в остальном обнимаю твою ужасную костлявую фигуру и желаю тебе счастья. Был бы и сам счастлив, если бы когда либо твоё продолговатое лицо мелькнуло в какой-либо моей картине или спектакле. За такое лицо можно отдать много. Будь здоров. Очень тебя люблю и даже во время отпуска, где-нибудь в лесу среди диких зверей — часто тебя вспоминаю. Анатолий Эфрос". <Смех, аплодисменты>
real mp3 txt htm 27. В.С.Давыдов зачитывает поздравления юбиляру.
             ГОЛОС: Не надо, не трогайте его.
   ГОЛОС: Не надо, да? Хорошо. От московского художественного театра, народный артист Советского Союза Марк Исакыч Прудкин. <Аплодисменты>
   М.ПРУДКИН: Дорогой Олег Николаич! Ну, прежде всего мхатовцы горячо поздравляют Вас с Вашим 50-летием и с награждением Вас орденом Трудового Красного знамени. Это наше искреннее, глубокое и сердечное поздравление. <Аплодисменты> Олег Николаич, вот сегодня мне хочется вспомнить тот день — это было семь лет тому назад — когда мы, старейшие мхатовские актёры встретились с вами. Мы встретились, беседовали. Беседовали мы о творческом пути художественного театра. Мы волновались и вы волновались, но — это естественно. Мы волновались оттого, что речь шла о нашем родном театре. Вы волновались тоже оттого, что вы были уже несколько нам сродни. Я даже вспоминаю... мы с вами вместе ведь играли, Олег Николаич. Была такая... ну, не будем её особо об этой пьесе много говорить. Она называлась "Зелёная улица". И Олег Николаич там играл небольшую роль, но к него была такая классическая реплика: "ёлки-моталки". <Смех> Он её произносил замечательно. Так вот было ещё одно обстоятельство, Олег Николаич, почему мы с вами беседовали. Потому что наши основатели художественного театра — Константин Сергеич, Владимир Иваныч — говорили, что м... почти всякий художественный организм всегда э... есть такой у него период когда он должен остановиться, подумать о пройденном, и он должен перемолоть свои недостатки для того, чтоб идти вперёд. Вот об этом периоде мы с вами и говорили. Это было сложно. И мы приглашали вас тогда в нашу мхатовскую семью. В семью сложную, непростую, но мы были уверены, что у нас была какая-то органиче... это был органический ход, потому что вы кончили нашу студию, вы создали и были руководителем театра "Современник", который в основе своего искусства был близок к искусству — подлинному искусству художественного театра. Наконец, вы — художник, который предан, предан сценическим идеалам, гражданским идеалам Станиславского и Немировича-Данченко. Наконец, вы — художник, который очень остро ощущаете современность. Кроме того, мы старики — мы ведь хитрые. Мы думали так: что придёт Олег Николаич и мы старики станем моложе. И это, действительно, так случилось — мы стали моложе. <Аплодисменты> И вот, Олег Николаич, прошло семь лет. И когда вот я сейчас думаю о художественном театре... вот я сегодня испытываю — я думаю, что и все мы здесь — мы испытываем чуство ощущения молодости, ощущения жизни, нет никакой старости. Это для нас чрезвычайно ощутимо и в нашем... в нашем понимании нашего искусства. И я думаю то, что художественный театр стал более молодым. Он стал... он в пути, он в движении, он стал более современный. Мне кажется, в этом мы можем убедиться. И я думаю, что все, сидящие сегодня в зрительном зале — и по эту сторону  и по эту сторону — поддержат нас в нашем убеждении, что это, действительно, так. <Аплодисменты> Мне кажется, что путь... тот путь, по которому Вы сейчас идёте, как руководитель московского художественного театра — это путь правильный. Он правильный потому что Вы воплощаете эту современность искусством именно художественного театра, методом нашего театра, наконец, методом реалистического театра, что тоже чрезвычайно важно. И позвольте мне сегодня от имени всего нашего коллектива сказать Вам, дорогой Олег Николаич: будьте всегда молоды, будьте боевиты как Вы всегда таким и остаётесь и, наконец, будьте дерзновенны в искусстве. И вместе с нами давайте будем дальше творить на пользу нашего советского искусства, нашего советского театра. Позвольте Вас поздравить. <Аплодисменты>
   ГОЛОСА: <Неразборчиво>
real mp3 txt htm 28. Марк Исакович Прудкин от МХАТа.
             ГОЛОС: Слово предоставляется Олег Николаичу Ефремову.
<Аплодисменты>
   О.ЕФРЕМОВ: Наверно, оттого что э... ну, в других театрах э... пятьдесят лет — это уже возраст, у-уже выше
среднего поколения, это уже — старшее поколение. А в художественном театре пятьдесят лет — это переход из молодёжи в среднее поколение. Поэтому вот этот... вот своё 50-летие как... оно застало меня врасплох, если можно так сказать. Врасплох — я никак не предполагал, что уже оказывается вот такая что ли серьёзная дата э... когда ещё называют полувековой юбилей — то это делается просто даже страшно. Ну, это умозрительно, а так я, конечно, это не чуствую. Что же я, так сказать, испытываю, вот, если сказать откровенно: удивление... удивление, прежде всего. Я честно скажу — я не ожидал вот э... действительно, первое: я не ожидал, что так много людей так ко мне хорошо относятся, во-первых. Я не знал, что э... м... у меня столько друзей. Действительно, я просто поражён этим обстоятельством. Может быть, просто потому что я всё время, так сказать, существую, действую, знакомлюсь, разговариваю с людьми, общаюсь, но, вот, видите уже к какому-то сроку оказывается так много друзей. И это самое... самый ценный, самый главный результат, который я, так сказать, вот имею и который я вдруг осознал, вот сейчас. Это — первое. Я, конечно, всем очень признателен... очень и благодарен, и э... пускай, так сказать, э... в некоторых сегодняшних поздравлениях звучала и, наверно, справедливо и правильно звучала, так сказать, тема предупреждения, тема, что, мол, э... м... ответственность, так сказать, перед тобой большая. Я хочу заверить всех, что я, наверно, это больше других, поверьте, знаю и ощущаю эту свою большую ответственность. Ответственность, прежде всего, перед э... театром, в котором я щас работаю и, в общем-то, так сказать, э... преданность этому театру, его искусству, его программе. Так уж случилось — приходилось... не то что приходилось, а так уж жизнь что ли шла моя, что всегда это было связано именно с этим искусством. Я не буду тут перечислять и повторяться — вся биография такая. И, естественно, поэтому э... вот эта ответственность вместе с моими коллегами, друзьями перед будущим, так сказать, этого театра — это главная что ли ответственность. И когда многие во что-то, в этом смысле, не верят, то это и огорчает, но это отнюдь пока что не разоружает, во всяком случае, — а, наоборот, я бы сказал э... м... мобилизует. И хочется, хочется доказать всем э... и я думаю, мои товарищи тоже также хотят. Что искусство... искусство театра, который возник э... м... в России в такой вот период смены веков, на таком замечательном, значит, предреволюционном движении русской интеллигенции, русского освободительного движения, м... театр, который с... эстетику которого создавали величайшие люди нашей культуры: Станиславский, Чехов, Немирович-Данченко, Горький, Толстой и другие — это сплав вот этой эстетики девиз который, лозунг который главный это высочайший гуманизм... гуманизм, преданность народу, изучение, сострадание. И не только эти слова, может быть, не находятся более какие-то жгучие слова, но когда всё, всё твоё, так сказать, существо связано, в общем-то, с жизнью своей страны своей, народа. Эта эстетика должна засиять заново опять на этих подмостках м-м... именно в этом театре. Так, во-первых, нам хочется, так хочется мне и так, я думаю, нам завещали, действительно, и Станиславский, и Немирович-Данченко. Вот это — главное. Я опять же хочу сказать, что я очень признателен всем кто сегодня, вот в эти дни, поздравлял меня и э... м... обещаю, что, так сказать, те надежды, которые, может быть, возлагаются, так сказать, на мою... как тут кто-то уже мне сказал: "тощую спину" — э... я постараюсь обязательно выполнять. И лучше тут уже и не скажешь. И вообще я актёр... мы привыкли говорить чужой текст. Я хочу вам прочитать стихи... напомнить стихи, которые вы, наверно, все знаете. Ну. вот, может быть, два стихотворения, чтобы закончить.
<Читает стих> <Аплодисменты>
real mp3 txt htm 29. Олег Ефремов.
Наличие фонограммы: 001 , 005 , ___ , ___ .
Наличие стенограммы: ___ , ___ , ___ , ___ .
Служебный блокнот: html | txt | doc | ?
Блокнот: html | txt | doc | ?

        Появление сообщений об ошибках при обращении к файлам RealAudio, mp3, txt означает, что к серверу, на котором размещены эти файлы, нет доступа. Повторите запрос спустя некоторое время или на следующий день.
        Об ошибках в работе сайта Вы можете сообщить нам по e-mail .

        Если Вы располагаете любой информацией об этой записи (воспоминания очевидцев, недостающие песни, песни в полном объеме или с лучшим качеством, отсутствующие комментарии, фотографии, публикации с упоминаниями и т.д.), пожалуйста, свяжитесь с нами по e-mail :

Ваши уточнения, дополнения, замечания о записи 00_0555
- На первую страницу сайта - - Обратно -
На первую страницу |
К оглавлению | сайта
Последнее обновление:  20 сентября 2023 г. +  Counter CO.KZ
Владимир Высоцкий Vladimir Vysotsky Vissotski Vissotsky Visocki Visotski Visotsky Visotskiy VVysоckij
Wladimir Wysotsky Vysockij Vysockiy Vysotski Vysotskij Vysotsky Wisocki VVysockij WSVVb1SS0CKiY