- Back - Код: 00_0515
Владимир Высоцкий
29 (26?) июня 1976 года. Начало в 15 часов.
Московская область, г. Коломна /Окский проспект, д. 17/
Дворец культуры и техники имени В.И. Ленина Коломенского завода тяжёлого машиностроения (ДК КЗТС).

Длительность записи: 81 минута.
Оцифровка - Николай Цанков /Болгария/
Стенограмма - Алексей Еськов.

         

<—>

mp3 mp3 txt htm 1. <От границы мы> Землю вертели назад... (без начала)

<Аплодисменты>
<В сторону>: Не нужно.
  
Спасибо.
  
Песня, которую я вам исполнил, звучит в спектакле нашего театра под названьем "Пристегните ремни". Я не случайно начал с этой песни, во-первых, потому что я действительно пишу очень много песен на военную тему. И даже многие люди, которые никогда меня не видели, пишут письма, в которых спрашивают о том: «Не тот ли Вы самый Владимир Высоцкий, с которым мы под Оршей выходили из окружения?», например такое письмо. Нет, не тот, потому что я не выходил из окружения, я был совсем малолетка ещё тогда. Вот. Меня можно было токо выносить. Но просто мы, люди, которые сейчас пишут о войне, которые никогда не воевали, как бы довоёвываем, как бы комплекс вины восполняем, что вот, мол дескать, нам не пришлось участвовать, ну хотя бы своим творчеством всё-таки отв… откликаемся на эти темы.
  
Я сегодня у вас выступаю как лектор, то есть, я буду читать вам лекцию, если так это м… можно назвать моё выступление, на тему «Музыка и поэзия в театре и кино». Это не случайно, потому что я действительно много пишу музыки и стихов для театра и для кино. И мои песни звучали и в фильмах, и в спектаклях и моего театра, и других театров в Москве и в Союзе. Поэтому тема мне близкая, очень знакомая, тем более мне проще об этом рассказывать, что э… у меня вместо иллюстраций, которые бывают у лекторов, знаете, сзади табличку повесят или, там, какие-то диаграммы и говорят, вот в таком-то году столько удоев было, там, ещё. А я вместо этого буду вам показывать то, что я сделал сам, а именно: свои песни, свои стихи, свою музыку.
  
Значит, я работаю в московском Театре на Таганке. Московский Театр на Таганке существует вот уже двенадцать лет, а первый спектакль этого театра, после которого я и пришёл туда соб… собственно в этот коллектив, назывался "Добрый человек из Сезуана" по пьесе Бертольда Брехта. Этот спектакль, кроме того, что там был прекрасный текст прозаический написан, в нём ещё есть так называемые «зонги». Песни написанные… стихи этих песен написал Брехт сам, они… они просто так же как и прозаический текст входят в пьесу. А музыку на эти зонги написали актёры нашего театра — Хмельницкий и Васильев. И в этом э… спектакле музыки очень много, и она использована по-разному и, на мой взгляд, удивительно. Так органично и так э… так к месту, что даже мне кажется, что эта музыка играет в этом спектакле роль декораций, потому что в этом спектакле, как и во многих других наших постановках почти нет декораций. В этом спектакле есть сзади стена такая, стена, серая стена дома, два тротуара и больше ничего. И иногда только выносятся на сцену такие планки в виде дверей, написано на них «Лавка», там, «Дешёвый ресторан» и так далее, чтоб вы знали, где происходит действие. Так что всё внимание зрителей сосредоточено на внутренней жизни персонажей. А персонажи, каждый из персонажей, имеет свою основную центральную песню, которая звучит всякий раз не просто, как знаете у нас привыкли так, разговаривают-разговаривают, как в оперетте, нормально говорили: «Коля, пойдём в кино! — Пойдём!» И «Мороженое не ели, в кино мы не попали…» вдруг запели, почему? Непонятно. Как чёрт из бутылки появилась песня. Вот в этом театре этого нет, э… в этом э… спектакле особенно, потому что в этом спектакле песня появляется только когда, когда возникает самая крайняя необходимость в ней, когда человек до такой степени доведён, скажем, или до отчаянья полного, или до… в уже… такой степени темперамента и нервов, что ему уже не хватает слов, уже срывается голос на крик, и тогда ему на помощь приходит песня. Выходят два наших композитора с гитарой и с аккордеоном и, значит, аккомпанируют, и персонаж, просто выходя из образа, поёт эту самую песню. Я в этом спектакле играю роль безработного лётчика, который э… в самом начале пьесы пытается повеситься, потому что он остался без работы, денег у него нет, а ему нужно дать взятку для того, чтобы устроиться снова на работу. Дело происходит не у нас, а у них, поэтому у них взятки дают, чтобы устроиться на работу. И вот, значит, он встречает там девушку, и эта девушка обещает достать ему денег. И вот движется-движется действие, и вдруг в конце второго акта выясняется, что всё лопнуло, что он не сможет устроиться, никогда не сможет летать. И он уже почти до слёз, до крика и хрипа доходит, выгоняет всех гостей со свадьбы, кричит зрителям, что "вы всё получите, что вы хотите, только в день Святого Никогда!" И тогда уже больше невозможно говорить и, значит, я пою песню, которая называется "День Святого Никогда". Я вам её, вероятно, покажу позже.
  
И так каждый персонаж имеет… Главная героиня, когда она понимает, что он её не любит, она падает на стол в по… в полном изнеможении, выходят два этих актёра и поют песню на стихи Марины Цветаевой «Мой милый, что тебе я сделала». Песни может петь не только персонаж, а могут ещё звучать от имени театра, совсем не из пьесы. Вот эти два человека, авторы, которые играют и которые написали музыку, они поют от имени театра для зрительного зала, чтобы как бы подытоживать сцену, только что происшедшую, чтобы ввести вас в курс дела. Песня используется как, ну что ли как… такая э… театрализованная идея и даже если проще сказать, что ну, вместо морали иногда, знаете, как в басне — в конце мораль, а здесь — песня, очень к… на красивую музыку с прекрасным текстом. Кроме того, музыка написана для каждого персонажа. Каждый актёр имеет свою музыкальную тему. И вот начинает звучать музыка, и вы уже знаете, кто выйдет. Под эту музыку мы исполняем пантомимы, под эту музыку даже ходить-то можно по-другому, не как в жизни, а скажем, немножечко подтанцовывая, если это весёлая, фривольная мелодия. Одним словом, много музыки, музыки, стихов, песен и так далее.
  
Я был очень этим заинтересован, потому что я уже тогда писал, я пришёл в этот театр, играл в этом спектакле "Добрый человек из Сезуана". И вот в середине шестидесятых годов, когда был невероятный интерес к поэзии, когда стояли километровые очереди около Политехнического музея, и заполнялись тысячами зрителей Лужники, если объявляли, что будут выступать поэты Вознесенский, Евтушенко, Окуджава, Ахмадулина. Такой не… невероятный интерес к чистой поэзии — это только в России существует вот уже много времени со времён Пушкина, я думаю. Вот. И э… наш театр, конечно, не мог пройти мимо поэзии, и мы пригласили известного уже в то время прекрасного поэта Андрея Вознесенского. Он нам написал несколько… вернее, дал несколько уже написанных им стихотворений, и мы должны были сыграть спектакль. Спектакль этот называется «Антимиры». Сыграли мы его один раз, причём так и думали, что всего и будет один раз в фонд мира. Но по… получилось так, что мы стали получать много писем, в которых нас просили, чтоб мы продолжали играть этот спектакль дальше, что поэтического театра не существует, а вот, дескать, был в тридцатых годах театр "Синие блузы", где читали стихи Блока, Маяковского, прекрасные стихи, актёры, а потом эта традиция почему-то умерла и вот, наконец, у вас возродилась. И мы этот спектакль продолжали играть, но уже без Вознесенского. В первом спектакле он принимал участие как актёр, читал свои стихи, но так как он человек вольный, свободный, всё время ездит в творческие командировки, то куда-нибудь, там, э… на периферию, то в Нью-Йорк, вот, поэтому с ним сложно работать вместе, и мы стали работать без него. И вот уже играем этот спектакль примерно восемьсот раз. Вы можете себе представить, что восемьсот раз произносить даже прекрасные стихи, даже на музыку, которую сам ты написал — а я в этом сп… в этот спектакль «Антимиры» писал уже музыку на стихи Вознесенского — всё равно это можно с ума сойти, просто обалдеешь одно и то же говорить столько раз. И поэтому… Нам этот спектакль необходим, потому что театр находится на хозрасчёте, и мы, значит, должны... <Смеётся> Вот. И мы играем его в десять часов вечера вторым представленьем. В семь одно, а в десять — другое, и мы план выполняем на нём. И поэтому мы его продолжаем играть и снять его с репертуара нельзя, хотя и поднадоело.
  
И тогда мы придумали такой... такую возможность. Благо автор живой, он нам приносит новые свои стихи, мы на них делаем музыку или иногда так просто читаем, а старые оставляем в стороне. И вот не так давно он принёс новые стихи под названием "Песня акына" и попросил, чтоб я на них сделал мелодию, сделал на них музыку. И я написал такой ритм на эту песню. "Песня акына, или Пошли мне, Господь, второго". Она настолько моя получилась, что многие люди думают, что я написал и текст. Нет, это неправда, это стихи Вознесенского.

mp3 mp3 txt htm 2. Не славы и не коровы...

<Аплодисменты>
  
После мы поставили спектакль под названием "Павшие и живые". Это спектакль о поэтах и писателях, которые участвовали в Великой Отечественной войне. Первый раз мы зажгли на сцене настоящий Вечный огонь, у нас такая медная чаша стоит на авансцене, и вспыхивает пламя, за… загораются красным три дороги, которые спускаются к этой самой, к этому Вечному огню, выходит актёр и говорит: «Прошу почтить память погибших минутой молчания». И весь зрительный встаёт. Вот уже мы около пятисот раз это сыграли. Потом опять снова вспыхивают красным дороги, по которым уходят умирать погибшие поэты: Кульчицкий, Багрицкий, Коган — поэты, которым было всего по двадцать–двадцати одному году.
  
Я… Впервые в этом спектакле мы начали играть поэтов, не пытаясь на них походить внешне, совсем не стараясь делать гримов, потому что ведь индивидуальность поэта, существо его — это то, что он написал, его стихи, это его душа, и она больше интересна, чем его внешность. И из-за того, что мы не делаем никаких гримов в этом спектакле, мы мо… имеем возможность играть несколько ролей подряд. Вот в самом начале спектакля я играю роль поэта Михаила Кульчицкого, который вызвался возглавить поиск разведчиков в сорок втором году и погиб; похоронен он в братской могиле на сопке Сахарная Голова. Потом играю Чаплина в новелле "Диктатор-завоеватель", а потом Гитлера. Причём мне сразу там рисуют чёлку на сцене, рисуют усы, и я, значит, начинаю говорить там всякие тексты этого бесноватого э… фюрера. Ну, он, например, говорил: "Чем больше я узнаю людей, тем больше я люблю собак", такие у него фразы были. А в это время по двум боковым дорогам, спускаются четверо немецких солдат, бравые и наглые, какими они были в начале войны. Ну как они уходили, это тоже все знают — а тогда они надеялись на блицкриг.
  
И вот первый раз за всю свою жизнь, я написал песню в этот спектакль. Причём, для… не для себя, а для персонажей. Называется эта песня "Солдаты группы "Центр"".

mp3 mp3 txt htm 3. Солдат всегда здоров...

<Аплодисменты, откашливается>
  
А в самом конце этого спектакля я играю роль одного из самых замечательных военных поэтов — это поэта Семёна Гудзенко. Семён Гудзенко выжил во время войны, но он погиб — его догнал... догнали старые раны, и он в пятьдесят третьем году погиб. И даже Илья Эренбург написал в воспоминаниях своих: "Было такое чувство, словно его вдруг, через десять лет, настиг долетевший с войны осколок". А стихи он писал удивительные. Ну, я вам щас просто покажу, вот послушайте, какие стихи писал этот молодой парень, которому было тогда едва ли двадцать лет.

mp3 mp3 txt htm 4. Когда на смерть идут - поют... (чтение)

   Вот.
<Аплодисменты, откашливается>
  
Спасибо. Спасибо вам за Гудзенко.
  
Значит, э… когда я написал песню в наш спектакль, то, естественно, сразу стали интересоваться другие театры и стали меня просить, чтобы я писал песни для других спектаклей, других театров. Я не очень люблю, когда мои песни поют другие певцы, и никогда им не даю. Совсем не потому, что они поют хуже, они поют лучше. Наоборот, у них… они учились по четыре–пять лет э… вокалу, у них поставлены голоса, у них есть оркестры, большие ансамбли, номера их перебивают то жонглёры, то акробаты, потом они поют снова и так далее. Вот. Но вы понимаете, авторская песня, которой я занимаюсь, это дело другое совсем, чем песня эстрадная. У нас, в нашей пе… в нашем деле автор один — он сам пишет музыку, сам пишет текст, сам перед вами исполняет и ещё сам себе аккомпанирует. То есть, в общем, мне и карты в руки. Вы понимаете, я в зависимости от аудитории даже могу поменять смысл песни. Могу грустную песню сделать посмешнее, чтобы… или, там, печальную — весёлой. А в конце концов, мой текст, мои слова, чё хочу, то и делаю, могу и переменить, верно? Вот. К… В зависимости от того какое у меня настроение, какое настроение аудитория имеет. Поэтому это дело очень живое, всё время меняющееся. Я пишу по ночам, во-первых, потому что днём нет времени, а во-вторых, для того, чтобы сосредоточиться, знаете как, и ещё никто не мешает ночью. Если у себя отнимаешь время о… от сна, вот, и от других дел, скажем, ночных, то всё равно… э… то значит человек к этому относится довольно серьёзно, верно? Вот. И э… я это пишу вместе: текст, музыку — не знаю, что раньше. Просто ритм у меня появляется, потом выходят слова, потом я на аудитории проверяю, и через пятнадцать-двадцать раз может только выкристаллизоваться эта самая мелодия, которая в конце попадает на пластинки, в кино и так далее. Певец, когда он поёт наши песни, он один раз навсегда выучивает это с оркестром, делает это очень достойно, но не живо, и песня потихоньку-потихоньку жухнет. Ну вот, мне… это мне так кажется, хотя у эстрадной песни есть масса других достоинств своих. Но вот это достоинство принадлежит авторской песне, говорит в её пользу.
  
Но когда просят свои драматические актёры — я с удовольствием им даю. Пытаюсь писать песни в зависимости от того, что они за люди, что они за индивидуальности. Чтоб они могли мои песни петь как свои, как будто бы они сами их сочинили. И вот в спектакль "Последний парад"... Сначала они очень хотели, чтоб там звучал мой голос. И мы долго думали — каким же образом так вставить песню, чтоб был… чтоб я имел возможность её спеть, чтоб она не была вставным номером, против чего я возражаю категорически всегда. Я никогда не хочу, чтоб песня была — вдруг неожиданно давайте украсим песней и споём чего-нибудь. Она должна быть необходима, и она не токо должна не мешать спектаклю и действию, а ему помогать. И его даже, может быть, изменять и улучшать. И вот в том спектакле — там есть такой эпизод.
  
Приходят моряки — шесть месяцев они плавали. Их встретили друзья, они крепко выпили. Утром встали — у всех голова болит, но они решили не похмеляться, а наоборот даже — заниматься спортом. Включают радио — там говорят: "Передаём утреннюю гимнастику". И вместо вот этих упражнений, которые говорили там: "раз-два-три-четыре", я пою песню "Утренняя гимнастика".

mp3 mp3 txt htm 5. Вдох глубокий, руки шире...

<Аплодисменты, откашливается>
  
Снова у меня спортивная аудитория. Все очень спортивно настроены. Ну, значит, тогда я вам спою ещё одну шуточную песню, которая называется "Марафон".

mp3 mp3 txt htm 6. Я бегу, бегу... топчу, скользя...

<Аплодисменты>
  
Спасибо.
 
Ну, вернёмся к нам в театр, потому что мы приступили к постановке "Пугачёва" — это драматическая поэма Сергея Есенина. Ну, здесь любят Есенина, знают прекрасно. Дело в том, что м-м… эту… эту пьесу уже…
  
Закройте дверь, пожалуйста, или зайдите сюда. А если стоите так, тогда лучше не разговаривайте. Вот. Спасибо.
 
Потому что я вообще всегда, вы понимаете, тут положение-то с одной стороны хорошо: во-первых говоришь сам, когда хочешь отдохнуть, потом поёшь, когда хочешь работать. А с другой стороны и посложнее, потому что, правда, сзади нету оркестра, нет перемены номеров, стоит один тип и час сорок чё-то такое болтает и поёт с гитарой и всё, понимаете? И значит, единственное, что у меня существует — это только вот эта вот штука, мои песни и ваши глаза. Поэтому я прошу не гасить никогда свет в зале, потому что я хочу видеть всех людей и э… должна создаться атмосфера нормальной беседы, не обязательно застольной, а нормальной беседы, разговора. Если этого не случится, у вас будет ощущение что, что это было? не то лекция, не то концерт — что-то непонятное, понимаете. Вот. Поэтому я всегда, извините, что я отвлекаюсь, значит, чтобы н… не особенно мешали. Вот.
  
Значит, вот есенинская поэма "Пугачёв". Есенин считал, что это самое прекрасное его произведение, больше всего его любил. Написал он это… Знаете, у него все персонажи в этой драматической поэме бегают по сцене одни есенины. Он совсем не утруждал себя тем, чтобы написать, там, какие-то им характеры. Просто он написал от с… из себя выплеснул всех этих пятнадцать человек. Причём писал он как будто бы единым духом. Такое ощущение, что он сел за стол, а потом встал закончив. Знаете, как Пушкин написал э… «Бориса Годунова» бегал и говорил: «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!» Вот мне го… кажется, что Есенин тоже бегал и кричал, что он молодец.
  
Ну и, значит, э… эту по… поэму уже пытались ставить Мейерхольд при жизни Есенина. Но Есенин кроме того, что он — поэт-лирик, такой нежный человек, он ещё был человек скандальный и упрямый, и он не хотел, чтобы из этой поэмы убирали слова, а Мейерхольд хотел сделать сокращения. Ну, в общем, они ссорились, расплевались, Есенин забрал свою поэму да ушёл.
  
А мы к тексту этой поэмы подошли очень бережно, ничего не убрали, а даже наоборот, добавили. И у нас в спектакле в нашем вклиниваются в действие интермедии и м-м… существуют, так называемые, хоры. Мы нашли старинные причитания, плачи. Вы знаете, что были раньше плачи на все случаи жизни: когда отпевали усопших или погибших в бою, или, там, случайно погибш… умерших от болезней — и мы нашли старинные плачи, которыми отпевали женщины воинов после боя, там например:

mp3 mp3 txt htm 7. "Ой, да чем-то наша славная земелюшка засеяна?.." (1 куплет)

   И у нас шесть плакальщиц женщины в чёрных одеждах поют зн… такие, написанные современным композитором Буцко, на вот эти вот тексты старинные и это даёт ощущение ещё более современное вот этим самым текстам, такое вот совмещение работы. И потом у нас есть в… в этом спектакле так, э… мужики, которые ну, они… не примкнувшие такие, три мужика, которые всё время гадают на троих, они никуда не примкнули к восстанию, и они всё время выпивают. Они говорят:

mp3 mp3 txt htm 8. Вопрос непрост... (1 куплет) (чтение)

   И вот эти тексты — это я написал для них. <Смех в зале> Вот.
  
Ну, об этом спектакле можно даже сказать отдельно ещё вот что. Дело в том что поэтический театр — это совсем не обязательно что только стихи играем. Просто на сцене режиссура поэтична сама по себе и весь образ спектакля. Вот, "Пугачёв" — это… там все атрибуты поэзии присутствуют: и символика, и метафора, и образность. Открывается занавес, стоит на сцене помост из грубо струганых досок, вот так он спускается метров с четырёх до низу, плаха впереди, настоящая плаха, мы её у мясников брали, она вся в крови. Значит, два топора в этой плахе. Иногда эта плаха накрывается золотой парчой, и топоры превращаются в подлокотники трона, например, и на них садится императрица и разговаривает с двором. А там наверху на помосте мы, пятнадцать человек полуголых с… босые. Там цепь лежит с топорами, вот этот вот самый… бунтовщики… этот бунт пугачёвский кровавый, который катится к плахе. В этом уже есть символ, потому что, действительно, всё это восстание шло к своему концу, к кровавому, жуткому концу. Вот. Ну и там есть, значит, на виселицы вздёргивается одежда дворянская, когда восставшие одерживают верх, и вздёргивается одежда крестьянская, когда восставшие терпят поражение. И она, знаете, в свету так подплясывают эти вот лапти висящие, все эти одежды — это очень страшно и нервно. Колокола бьют… Одним словом, спектакль очень графичный, очень красивый и нервный спектакль э… вот этот самый — поэма Есенина «Пугачёв».
  
Параллельно с этим я продолжал работать. И вот, например, для театра "Современника" меня попросили написать в спектакль под названием "Свой остров". Э… Я написал туда несколько песен. Значит, тоже мы думали, как это сделать, как… как сделать так, чтобы песни там были не "пришей кобыле хвост". И тоже вот, смотрите — происходит на сцене... сцена такая. Два молодых человека любят друг друга, хотят пожениться, а им родители не очень разрешают. Ну, это всё мы видели и в кино, и в театре, знакомая ситуация и в жизни, тоже бывает. Ну и серьёзно это так, но скучновато. А потом главный герой выходит к порталу, его высвечивают фонарями, и он поёт шуточную песню "Семейная хроника. Песня ни про что, или Что случилось в Африке", которую я специально написал для этого случая. И после того как он поёт эту песню — уже весь зрительный зал относится к этой паре совсем-совсем по-другому, то есть, просто меняется смысл сцены — она становится комедийная и ироничная.

mp3 mp3 txt htm 9. В жёлтой жаркой Африке...

<Аплодисменты>
  
Ну что, ещё про животных, да? Я спою вам песню, токо про домашних — "Про Козла отпущения".

mp3 mp3 txt htm 10. В заповеднике, вот в каком - забыл...

<Аплодисменты>
  
Спасибо.
  
И ещё существует в этом спектакле "Свой остров" песня, так называемая, авторская песня, которую поёт актёр сам, выходя из... на зрительный зал в самом начале спектакля. Вместо того, чтоб писать много сцен и рассказывать его биографию, и рассказывать, что он за человек — можно взять, выйти, этому персонажу, и спеть песню. В данном случае он и поёт эту песню, которая называется "Я не люблю". И вам сразу становится ясно, что он любит, что он не любит, какой он человек — приличный или не очень. И как он себя в этой жизни ведёт — достойно ли или нет.

mp3 mp3 txt htm 11. Я не люблю фатального исхода...
mp3 mp3 txt htm

<Аплодисменты>
  
Вы знаете, у нас в моде очень сейчас такое слово под названьем «мюзикл». Мюзикл, мюзикл — вот мол дескать, музыкальный спектакль, это когда, вот, говорят-говорят-говорят, потом запели. Вот. Ну, значит, я-то считаю, что это неправильно, потому что мюзикл — это придумали… эт… это искусство придумали на Западе американцы. Они сделали гениальные мюзиклы, как «Вестсайдская история», там, «Скрипач на крыше», до которых мы ещё пока что не дотянулись, к сожалению. Вот. И просто нужно искать свои формы и совсем не надо брать, присваивать себе, так сказать, то, что уже открыли другие, говорить, а вот мы новое придумали. Ничего подобного, мы можем придумать и новое, например, попробуйте, попадите на «Песняров». Никто так не работает в мире, как они. Так что всё зависит просто от того насколько это индивидуально, насколько это ярко, насколько люди, которые этим занимаются — личности. Вот.
  
Ну а я вам, если я уж заговорил о плагиате, немножко... правда, не плагиат, а просто подражание. Но я вам спою песню шуточную. Называется "Посещение Музы, или Песенка плагиатора". Дело в том, что однажды в журнале "Октябрь" поэт Василий Журавлёв напечатал стихи, которые принадлежали, как выяснилось, Анне Ахматовой. Его спросили, зачем он это сделал. А он говорит: "Да не знаю, — говорит, — они как-то сами просочились!" А потом говорит: "Подумаешь, какое дело! Пусть она моих хоть два берёт, мне не жалко!" <Смех в зале, откашливается>

mp3 mp3 txt htm 12. Я щас взорвусь, как триста тонн тротила...

<Аплодисменты>
  
Ну и в подтверждение всех своих слов и всей сегодняшней моей деятельности, я вам расскажу о спектакле нашего театра под названием "Зори здесь тихие". Вы видели фильм по этому… по этой повести Бориса Васильева. Но мне кажется, что в фильме, вот, гибель этих пяти девушек — это всё печально, трагично, люди хли… и всхлипывают, и так далее. Потому что человек тем и отличается от животного, что он способен сопереживать и сочувствовать, и страдать за других. Ну и, конечно, жалко, когда гибнут на экране вот такие прекрасные девушки. Но это не подымается дальше частного военного случая, каких было довольно много во время этой войны.
  
А в театре, где нет никаких атрибутов, никакого болота, никакого леса, а стоит перед вами грузовик камуфлированный как в те… в те времена маскировали все грузовики под лес, значит, такие буровато-зелёные пятна на нём. Потом этот грузовик превращается в лес по-настоящему: берут тросы, разбирают его, и все вот эти вот планки вздёргивают вверх, они начинают качаться, свистят птицы, свет даёт, и он вот это вот дерево превращается снова в лес. И на каждом из этих щитов умирает девушка, причём, после того, как раздаётся выстрел, она ещё остаётся здесь на сцене, крутится вместе вот с этим щитом, висящим на тросе, и поёт свою песню, которую она пела во время спектакля. Мы подобрали некоторые русские песни, там:

real mp3 txt htm 13. "В лесу, говорят, в бору, говорят..." (2 строки) (чтение)

   Потом она уходит — продолжает вращаться щит уже без неё и какое… как будто бы реальное ощущение, что вот был человек и его нету, и осталась только песня его… после него, — и звучит хорал. И вот тут, правда, в спектакле это подымается до уровня настоящей трагедии, как вот в Греции были знаменитые греческие трагедии. Вот. Так что вот, видите, как может музыка и поэзия, и песня…
<—>
   …он её берёт, знаете, обычно у нас так быв… «Вот, кстати, в кустах рояль» — сел и сыграл, значит. Вот. Ну э… всё дело в том, чтобы песн… для… пе… вставить песню в кино, это очень большое дело, и большая работа для этого должна быть. И должна быть любовь режиссёра к тому, что делает автор песни. Должно быть полное единство, потому что иногда они совершенно не нужны в кино — звучат где-то на фоне или на титрах, и никто никогда не замечает чего они там поют, просто звучит что-то. А так как человек это пишет, вот как я вам говорю, ночью, так сказать, и каждое слово обсасывает, то мне, конечно, жалко, если это будет звучать где-то на титрах или, там, за кадром, понимаете. Поэтому мы в этом фильме с Виктором Туровым нашли несколько возможностей, чтобы эта песня была. Вот, например, я прихожу в первый раз к себе в комнату, в которой не был четыре года. Снимаю гитару и начинаю вдруг петь песню — как будто бы я её недавно совсем написал в госпитале.

mp3 mp3 txt htm 14. Мне этот бой не забыть нипочём... (3 куплета)

   Потом вдруг инвалид на рынке моим голосом, когда объявили конец войны, идёт, и играя себе на гармошке, поёт:

mp3 mp3 txt htm 15. Всего лишь час дают на артобстрел... (3 куплета)

   А потом в сцене в главной с Ин… с Ниной Ургант, заводят они патефон, и звучит опять же моим голосом песня, которая как будто бы написана до войны, и звучала до войны. И поэтому я написал стилизацию, песню, которая очень похожа на некоторые довоенные песни, как "Синенький скромный платочек..." И я написал такую песню.

mp3 mp3 txt htm 16. В холода, в холода... (1 куплет)

   И в самом конце звучит песня, которая имела самую большую тогда известность, потому что её пел Марк Бернес. Я написал текст и музыку, а спел её Бернес. Это песня «Братские могилы», которая звучит, когда женщины в чёрных одеждах кладут цветы и зелень на могилы погибших. И нам даже одна женщина написала письмо на студию… написала письмо на студию (она лежала в больнице, потому что у неё была потеряна память, э… когда на её глазах в сорок втором году повесили двух её сыновей-партизан). Вот. И она написала нам письмо, что я вспомнила, это — то место, которое вы показываете, когда поют эту песню "Братские могилы". Мы сделали эту декорацию, это неправда, это мы не… не снимали натуру. Мы сделали эту стену, эту могилу и так далее. Но вот воздействие на неё голоса Бернеса, вот этих бесхитростных слов, мелодии и изображения было такое сильное, что ей это вернуло даже память. Так что, видите, как может сильно впечатлять, если вовремя и к месту звучит песня в кино.
  
Вот. Поэтому я люблю это делать и продолжаю работать. Никогда не хочу, чтоб мои песни звучали где-то на заднем плане, потому что не для этого я их пишу. Вот в чём дело. И если предположим в фильме "Вертикаль" песня, которую я написал после того как видел гибель альпинистов и помогал спускаться двум раненым ребятам, а их третий друг Живлюк погиб при штурме пика Вольная Испания, я написал песню "Здесь вам не равнина", вдруг если бы эту песню поставили на титрах или где-нибудь там сзади — ну зачем? И потом, вы знаете, она… они так прозвучали в фильме "Вертикаль" эти песни, что они же потом стали возвращаться ко мне, причём как-то странно. Вот, например, жизнь песни "Здесь вам не равнина" продлилась в смерти, если можно так выразиться. Потому что слова из этой песни пишут на могилах погибших альпинистов на камнях, там, "Другие придут, сменив уют на риск и непомерный труд...", или, там, предположим, "Тот камень, что покой тебе подарил...", или "Нет алых роз и траурных лент..." и  присылают мне эти фотографии. <Откашливается>
  
Вот. Вообще, там, в этом… в этом… в этом фильме мы работали с моим другом Славой Говорухиным, который — режиссёр, и я с ним продолжаю работать до сих пор. Он снимал фильмы «Робинзон Крузо», э… «День ангела», «Контрабанда» и почти для всех его фильмов я стараюсь написать… «Белый взрыв» — это его картины. Написать какие-нибудь песни, потому что он относится к ним очень бережно, и они звучат у него… просто действительно так, что кажется, что он специально монтировал материал под эти песни. Так подбирал материал киношный, чтобы они ложились на эти песни. Например, если вы помните в "Вертикали", я начинаю петь — альпинисты уходят, заканчиваю — они уже на вершине. То есть, прошло десять часов, а шло всего две минуты музыки. И ф… и песни даже вносят какой-то философский смысл в картину, когда звучит в конце, когда… что «И боги спускаются на Землю», понимаете? И совсем по-другому звучит всё кино.
  
В кино я люблю работать и буду продолжать работать, хотя там случаются странные истории, как например было в "Бегстве мистера Мак-Кинли". Я написал туда несколько песен, баллады там были всевозможные, девять баллад. И даже должен был играть очень большую роль уличного певца, который должен был вести всё действие фильма. А потом я посмотрел да ушёл с половины, потому что там ничё не осталось, просто рожки да ножки. Хотя реклама была громадная, и даже режиссёра спрашивали журналисты: "А, мол, вот дескать, не... не будет ли Высоцкий конкурировать с Банионисом? Потому что вот, мол, дескать…". А он говорит: "Нет, нет! У него большая роль, но всё-таки они такие разные, нет, не будет". Вот. А я посмотрел, и там вообще я ни черта не делаю, пою полторы баллады, хотя написал их девять, работал над ними очень серьёзно, и мы сделали оркестровки, и с оркестром пел много раз, и они не вошли. А не вошли по простой причине: может они там кому-нибудь не пондравились по содержанию, это уже другое дело, но бывает и так, что они не работают вместе с матерьялом. Я писал такие трагические песни очень нервные, заводные, а повествование фильма получилось задумчивое, серьёзное такое… такое медленное, на мой взгляд немножко скучное, и поэтому взяли песни вырезали, убрали, они не монтировались никак. Идёт так, а потом вдруг «А-а-а!» — нельзя, понимаете? Вот. Кино-то не выбросишь, а песни — можно.
  
Так же у меня было с фильмом "Робин Гуд... Стрелы Робин Гуда", где не вошли шесть моих баллад. Сказали, что они слишком утяжеляют повествование, что это — приключенческий фильм, а я, дескать, написал баллады, как для фильма серьёзного. Я никогда не отчаиваюсь, потому что песни всё равно я эти потом запишу на пластинку или на магнитофоны, и вы их будете слушать. И всё равно они не пропадут. А потом, когда я их-то писал, если получилось удачно, значит, спустилось вдохновение оттуда, значит, уже награду ты получил. Вот. А люди будут это слушать. И я думаю, что... Ну вот, я на… одну вам...

mp3 mp3 txt htm 17. Трубят рога: скорей, скорей!..

   Вот это одна из песен из фильма "Робин Гуд". Я думаю, что я её скоро сделаю и запишу её на пластинку.
  
Ну вот, бывают такие и… истории в кино когда, значит, я не пою отдельно за кадром песни, баллады, новеллы, которые могут звучать и отдельно от фильма, и просто они там находятся для того, чтоб подчеркнуть то, что происходит на экране, а иногда и были так… такие разы, когда я просто брал гитару и сам для себя чего-то писал и писал в основном так, чтобы это обязательно помогало сцене. Вот, например, в фильме "Хозяин тайги", где я играю роль бригадира сплавщиков Рябого, не очень чистого на руку. В сцене с милиционером Серёжкиным, который играет Золотухин, я всё пою песню, которой слова написаны для того, чтобы дать понять этому милиционеру, что меня голыми руками не возьмёшь. И поётся она так.

mp3 mp3 txt htm 18. На реке ль, на озере... (2 куплета)

   Вот такая была песня.
  
Потом писал я... Меня часто спрашивают, почему, мол, дескать, ты не пишешь больше сказок. Нет, я пишу сказки. Ну, просто кончился период, когда я пишал... писал этот шуточный фольклор, там:

mp3 mp3 txt htm 19. В заповедных и дремучих... (1 куплет)

   Ну вот. А вот недавно для фильма "Иван да Марья" я написал "Серенаду Соловья-разбойника", про которого пять или шесть лет тому назад я писал вот эту вот шуточную сказку. Песня такая — "Серенада Соловья-разбойника".

mp3 mp3 txt htm 20. Выходи, я тебе посвищу серенаду!.. (2 куплета)

   А потом Нечисть... Нечи...
<Аплодисменты>
  
Нечистую силу, когда её опозорили и отовсюду прогнали, они сидят на полянке грустные такие, промокшие все, усохшие такие и поют такие песни... куплеты.

mp3 mp3 txt htm 21. - Я - Баба-Яга, вот и вся недолга...

<Аплодисменты>
  
Спасибо.
   Знаете, меня очень часто просят рассказать, что-нибудь о съёмках в кино. Но я этого не делаю, потому что это немножко другой вид искусства — показывать ролики всякие из кино, отрывки, а потом рассказывать: "Вот тут, видите, вот меня тут били по-настоящему. Девять дублей было, рожа такая была..." и так далее. <Смех в зале> Ну, всё правда. Вот, видите как — разрядились. Но дело в том, что я не люблю работать с роликами. Мне кажется, что в этом есть что-то, ну как вам сказать, ну, правда, вот какая-то лекция в этом есть, потому что вот... "Вот, видите, тут я снимался, товарищи!" А человек должен делать сейчас, в данный момент что-то произвозить, там, рождать и делать искусство тут на сцене сидя, стоя перед вами. Вот. В данный момент. Тогда это интересно. Ну и поэтому я лучше вам вот что.
  
Вокруг кино и около кино бывают очень смешные истории и случаи. Один случай в песне я вам расскажу. Дело в том, что э… был такой знаменитый актёр... И есть. Шон О'Коннери. Знаменитый американский актёр. Он играл Джеймса Бонда, агента 07, супершпиона, супермена и так далее, в многих фильмах по романам Яна Флеминга. Он настолько знаменитый, что ходит с телохранителями, живёт за забором и так далее, и так далее. Ну его пригласили сниматься к нам в Москву в фильм "Красная палатка". Он тоже думал, что здесь-то уж его совсем уж... А у нас никто этих фильмов не видел и, значит, никто его и не знает, в принципе. Никто его не трогает, никаких поклонников у него тут нету. Но только что вот не плюнут пройдут, а так вообще никакого внимания не обращают. <Смех в зале> Вот. Ну и он заскучал недели через две, потому что привык же всё-таки к известности и всё. И он попросил даже организовать ему вечеринку там. "Представьте мне, — говорит, — и познакомьте меня с актёрами и с актрисами". Ну и вот, значит, ему устроили, там, вечеринку такую — он всех развлекал, но по-американски. А там по-американски никто не понимал и, в общем, никак не реагировали никто на него. Никаким образом не обращали внимание. Ходит какой-то респектабельный господин, чуть седоватый, чуть лысоватый, лет пятидесяти, ну и что? Никакой он не супер. Ну и всё выпили, съели да ушли. Вот он и остался один у разрушенного стола и говорил: "Да, это действительно таинственная страна".

mp3 mp3 txt htm 22. Себя от надоевшей славы спрятав...

   И всё!
<Аплодисменты>
   <Неразборчиво>. Я пишу "песни-профессии". И вот недавно для одного фильма о шоферах-дальнорейсовиках написана мною песня, которая называется "Дорожн... Случай в дороге".

mp3 mp3 txt htm 23. Я вышел ростом и лицом...

<Опущен 1 куплет>
<Аплодисменты>
  
Спасибо. <Откашливается>
  
Одну песню, которую я вам хочу показать, написана просто так для моих друзей. А потом я её стал петь в спектакле. Там, правда, вдвоём с девушкой, а здесь буду петь один. Так что уж женщины не обижайтесь, если я вас не очень точно покажу. Называется она "Диалог у телевизера", а по телевизеру цирк происходит.

mp3 mp3 txt htm 24. - Ой, Вань, смотри, какие клоуны!..

<Аплодисменты>
  
Спасибо.

mp3 mp3 txt htm 25. А у дельфина взрезано брюхо винтом!..

<Аплодисменты>
  
Спасибо.
<Аплодирует>
  
Вам!
  
Дорогие товарищи, дело в том, что у нас же всё-таки лекция, а не концерт, я "на бис" не буду петь. И вообще, я "на бис" никогда не пою, потому что это обман. Я б мог уйти, там, на две минуты раньше, а потом сделать вид, что я такой хороший, что взял, вы попросили, а я спел. Нет, я пою под завязку, что наметил. Даже с перевыполнением. Итак, значит, благодарю вас. Правда, благодарю вас, потому что я уже здесь второй раз в Коломне, и мне хочется приехать ещё. Наверное, так оно и будет, потому что... <Аплодисменты> Я это, действительно, говорю искренне, а не… а это не шаблонная фраза, не из подхалимажа к публике, понимаете. Мне совсем не надо подхалимничать к публике, потому что публики у меня довольно много. Но вы, правда, вы… вы очень э… как зрители для меня мне очень по душе и поэтому, вы знаете, я вас благодарю за ваши глаза, которые улыбались, когда было смешно, и которые глядели серьёзно, когда нечего было смеяться. И я, правда, буду приезжать ещё и буду рад вас видеть вот здесь, в этом зале. До свиданья.
<Аплодисменты>

Наличие фонограммы: 001 , 005 , ___ , ___ .
Наличие стенограммы: ___ , ___ , ___ , ___ .
Служебный блокнот: html | txt | doc | ?
Блокнот: html | txt | doc | ?

        Появление сообщений об ошибках при обращении к файлам RealAudio, mp3, txt означает, что к серверу, на котором размещены эти файлы, нет доступа. Повторите запрос спустя некоторое время или на следующий день.
        Об ошибках в работе сайта Вы можете сообщить нам по e-mail .

        Если Вы располагаете любой информацией об этой записи (воспоминания очевидцев, недостающие песни, песни в полном объеме или с лучшим качеством, отсутствующие комментарии, фотографии, публикации с упоминаниями и т.д.), пожалуйста, свяжитесь с нами по e-mail :

Ваши уточнения, дополнения, замечания о записи 00_0515
- На первую страницу сайта - - Обратно -
На первую страницу |
К оглавлению | сайта
Последнее обновление:  09 января 2022 г. +  Counter CO.KZ
Владимир Высоцкий Vladimir Vysotsky Vissotski Vissotsky Visocki Visotski Visotsky Visotskiy VVysоckij
Wladimir Wysotsky Vysockij Vysockiy Vysotski Vysotskij Vysotsky Wisocki VVysockij WSVVb1SS0CKiY