- Back - Код: 00_0509
Владимир Высоцкий
14 марта 1976 года. Начало в 10 часов, 1-е выступление.
Московская область, Щёлковский район, г. Щёлково-3 /пос. Чкаловский/ Гарнизонный дом офицеров Авиагородка.

Организатор - Валентина Ивановна Николаева (директор ГДО).
Запись: Виталий Петрович Лазарев.
Длительность записи: 88 минут.

Оцифровка - Николай Цанков /Болгария/
Стенограмма - Алексей Еськов.

real mp3 txt htm 1. Мы взлетали, как утки...

<Опущено 3 куплета>
<Аплодисменты>
  
Спасибо.
  
Ну, это я просто на тему, потому что эта песня звучит в спектакле московского театра Ермоловой "Звёзды для лейтенанта". И написал я её специально для этой песни "Песню о лётчиках".
  
Меня всё время спрашивают: "Ты куда едешь, Володя, к морякам или к лётчикам?", потому что знают, что я очень часто выступаю и у моряков, и у лётчиков. Так уж случилось, я безотказно езжу и к тем, и к другим.
  
Итак, здравствуйте! Добрый день!
  
Сегодня воскресенье. Хорошо, что вы никуда не спешите, потому что я долго работаю очень. Вот. Так что я успею вам надоесть.
  
Сегодня у меня с… такое положение довольно странное, потому что нельзя н… сказать, что я сегодня выступаю с концертом. Я сегодня выступаю с лекцией, но...
   ПОЮЩИЙ ГОЛОС: <Неразборчиво>
   Прекрасно. Вот это — не я, простите. Это кто-то другой. <Оживление в зале> Значит, это у меня вечная борьба с магнитофонщиками, значит, кто-то не то... не то включил. "Запись" нажмите, а не "Воспроизведение" — всё будет нормально.
  
Итак, значит, поэтому... я продолжаю. Я сегодня выступаю у вас, э… вроде бы, это называется лекция на тему: "Поэзия и музыка в театре и кино". Так оно и будет, но я вам специально спел эту песню, во-первых, для знакомства, чтоб вы не сомневались, что это я к вам приехал, а, во-вторых, значит, ещё и потому, что я свою лекцию буду сопровождать, так называемыми, иллюстрациями. Обычно диапозитивами сопровождают, но у меня диапозитивов нет. Я работаю без плёнок. Никаких отрывков из фильмов показывать вам не буду. Поэтому буду делать всё, что я могу. Как говорится, товар — лицом. А именно, значит, я вам буду читать некоторые стихи и, конечно, исполнять свои песни, которые я писал для своего театра, для театров московских и для кино, и просто для выступлений с… перед друзьями и перед зрителями.
  
Итак, значит, начнём мы вот с чего. Я работаю в Москве, в московском Театре драмы и комедии на Таганке. Театр этот — са… один из самых молодых коллективов в Москве, хотя существует он уже двенадцать лет. Организовались мы на базе выпускного курса Щукинского училища, которые двенадцать лет тому назад поставили спектакль "Добрый человек из Сезуана" по пьесе Бертольда Брехта. Поставил этот спектакль бывший артист театра Вахтангова, ныне главный режиссёр нашего театра, заслуженный артист и лауреат премии Государственной — Юрий Петрович Любимов. Один из самых прекрасных, а, может быть, самый лучший режиссёр, на мой взгляд, в мире. Но тогда он только начинал. Поставил этот спектакль. И вот э… этот молодой коллектив пришёл в старый театр Драмы и Комедии, который перестал отвечать требованиям репертуарным, финансовым. Его закрыли. И, значит, в этот самый... в это самое старое здание на Таганке пришёл молодой коллектив с единственным спектаклем. И этот спектакль назывался "Добрый человек из Сезуана".
  
В этом спектакле сразу, с первых же шагов, было заявлено, что театр будет заниматься и интересоваться и музыкой, и поэзией, потому что в первом же спектакле было очень много музыкальных номеров, поэтических номеров. А в связи с этим люди, которые там играли и двигались-то совершенно по-другому. Для каждого персонажа была написана своя музыкальная тема, совсем непохожая. И ещё до появления персонажа на сцене начинала звучать мелодия и входил какой-то там, так сказать, актёр, играющий, скажем, цирюльник выходит приплясывая, под какую-то фривольную мелодию. Я играю в этом спектакле роль безработного лётчика. Вот э... У них так бывает, у них там бывают лётчики без работы. И вот, значит, э… этот самый безработный лётчик начинает с того, что он пытается повеситься, надеть себе петлю на шею прямо на сцене. Ну, естественно, нельзя на этом заканчивать, потому что спектакль бы кончился в самом начале. Поэтому его спасают. Приходит девушка, которая говорит, что она ему достанет денег, чтобы он дал кому-то взятку, чтобы, значит, его взяли снова на работу. И вот он в надеждах, что ему дадут взятку... что он даст взятку, что достанут ему денег, и вот он так пребывает два акта. Даже согласен жениться на этой девушке. Начинается, значит... Кончается второй акт. Свадьба. И вот он ждёт, что сейчас принесут, и он завтра полетит вперв... значит, впервые после перерыва. И ничего этого не происходит. И тогда он, значит, понимает, что его обманули, выгоняет всех гостей со свадьбы и поёт свою песню. То есть, у каждого персонажа в этом спектакле есть не только музыкальная тема, под которую он работает, движется и так далее, но есть и своя песня.
  
Брехт написал так называемые "зонги". Зонги — это даже не песни, это стихи, это сказы такие под... под музыку. Музыка всегда почти должна быть очень бесхитростная, с неприхотливой такой мелодией, непритязательной, чтобы не мешала эта мелодия слушать текст. Те… Стихи эти перевёл замечательный наш поэт Слуцкий, и они звучат у нас в спектакле. Выходят два человека из зрительного зала, два бородатых человека, наши актёры и композиторы, Хмельницкий и Васильев. Один с белой бородой, другой — с чёрной. Один с к… с аккордеоном, другой — с гитарой. Выходят на сцену, усаживают зрительный зал и с самого начала начинают петь вот эти самые брехтовские зонги, которые несут на себе очень большую нагрузку. Они иногда вводят вас в действие. И вы тогда другими глазами начинаете смотреть на то, что происходило. Иногда они... кончается сцена, скажем, на последнем издыхании. Остаётся главная героиня, говорит: "Он не любит! Он не любит!" — и дальше уж ей... ну просто и говорить нечего. И тогда выходят вот эти два наших актёра, которые от автора, от имени театра поют песни, поют зонги. Не только Брехта, но и на стихи, например, Марины Цветаевой поют песню "Ч… Мой милый, что тебе я сделала", как бы завершая действие, завершая э… линию какую-то, которую только что показал им герой.
  
Иногда мы выходим на авансцену, начинаем петь на зрителя. То есть, я хочу вам сказать, что в самом же первом спектакле мы всем как бы объявили и декларировали, что мы будем заниматься и песней, и поэзией в нашем театре. Ну и, совершенно естественно, эту линию надо было продолжать. А вы знаете, что в шестидесятых годах была такая необыкновенная тяга к поэзии, что, например, Лужники, стадион набивался полностью, когда там выступали поэты. Были километровые очереди около Политехнического музея, где когда-то выступал Маяковский, а в шестидесятых годах, да и теперь, выступают современные поэты с диспутами и просто с чтением стихов. Такой интерес к поэзии — это только у нас в стране. И в России это было, и сейчас. И дело в том, что, вероятно, это оттого, что э… поэты интересуют людей не только своими стихами, но и своими гражданскими делами. Потому что все наши великие поэты были и великие граждане. И... Начиная от Пушкина и дальше, и дальше, и дальше, и дальше. И вот э… когда мы на... начали существовать, наш театр, мы, конечно, не могли пройти мимо поэзии.
  
Вы знаете, что поэтический театр существовал и раньше. В тридцатых годах, например, был театр "Синей блузы", где выходили актёры в одинаковых одеждах, в такой униформе, в синих блузах — поэтому и название — и читали свои стихи. Э… Не свои, а стихи поэтов. Читали хором, иногда э… под музыку. Так что театр такой существовал. По... потом была такая всеобщая мхатизация, игрались во всех театрах почти одностильные, одножанровые спектакли. И поэтический театр почему-то был забыт. И только в виде отдельных редких-редких номеров, он, про… поэтический театр, прорывался в спектаклях. Но вот в шестидесятых годах мы начали снова возрождать поэтический театр. И сейчас, вы знаете, в Москве после того, как мы много сыграли поэтических спектаклей, многие играют спектакли по поэзии. И теперь во всём Союзе играют уже спектакли по поэзии.
  
Так вот, в то время, значит, был очень, и до сих пор он, конечно, очень популярен и известен, великолепный поэт наш э… Андрей Вознесенский. Мы пригласили его в театр, попросили, чтобы он дал нам несколько стихов и ночью, недели три по ночам репетировали спектакль под названием "Антимиры". Хотели мы его сыграть один раз в фонд мира. И, значит, было сделано это так: мы, человек двадцать нас, людей, выходили тоже в униформе: в чёрных свитерах и чёрных брюках, как футбольная команда, на довольно красиво оформленную сцену. Скромно, но красиво. Там стоял такой белый станок в виде треугольной груши, как на одной из обложек книг... книг Вознесенского. Сзади светящийся задник такой, который загорался всеми цветами. И мы, значит, иногда контражуром, такими тенями и работали, и читали стихи Вознесенского. Разыгрывали эти стихи. Иногда вдвоём, иногда поодиночке, иногда все вместе. Написали мы с Хмельницким и Васильевым музыку на некоторые стихи Вознесенского. А потом, после того, как мы отыгрывали, выходил сам поэт и читал свои стихи. Ну, вы знаете, что Вознесенский — человек вольный. Он член Союза писателей, поэтому он всё время ездит. Он то на периферию, то в Вашингтон. Поэтому с ним сложно. И он не может же работать, сотрудничать в театре. А мы стали получать очень много писем, в которых просили продолжать играть поэтические спектакли. Действительно, обидно репетировать месяц и потом бросить. И мы стали продолжать, но уже без него. Взяли стихи, которые он читал, и стали продолжать. И вот этот спектакль идёт у нас уже семьсот раз. Играем мы его уже десять лет. Вы можете себе представить, что семьсот раз выходить на сцену, трижды в неделю, и говорить одно и то же — это можно с ума сойти просто, обалдеть. Ну и, естественно, что мы уже иногда стали подхалтуривать, кое-кто и, значит, так, и читать формально. Ну и м… на концертах мы читаем. И эти стихи нас извели. А спектакль нам нужный. Мы его должны продолжать играть, во-первых, потому, что подрастает новое поколение и студенчество, и зрители, которые не видели этого спектакля "Антимиры". Вот. А потом ещё и потому, что он нас кормит. Мы на хозрасчёте находимся, а спектакль этот и... идёт в десять часов вечера в субботу, после того, как в семь часов прошёл другой спектакль. Так что он нам очень нужен, и мы его всё играем, играем, играем. И поэтому нужно всё время обновлять э… стихи. И вот Вознесенский время от времени приносит новые стихи, которые мы вставляем в спектакль. И вот не так давно, года полтора тому назад, он принёс несколько новых стихотворений и сказал: "Володя! Я специально для тебя написал вот эти стихи. Положи их на музыку и исполни их в спектакле".
   Щас я вам покажу одно из таких стихотворений. Называется оно "Песня акына". Все люди думают, что это моя песня просто. Нет, это стихи Вознесенского, а я просто сделал на неё такую музыку бесхитростную. Вот эта песня. <Откашливается>

real mp3 txt htm 2. Не славы и не коровы...

<Аплодисменты>
  
Мы продолжали работать с Вознесенским и зн… даже сделали спектакль, который назывался "Берегите ваши лица". Этот спектакль был уже поэтичен не только из-за того, что в нём были стихи, но и по образу, по оформлению. Он был страшно красивый, и, самое главное, он был необыкновенно музыкален, потому что... "Он был", я говорю, потому что он не идёт. Мы его... значит, он отправлен на доработки. Сыграли его несколько раз, и пока он ещё не идёт.
  
А спектакль был сделан так: опять на том же самом заднике были спущены таких пять штанкетов, пять труб на тросах. И они находились так вот наклонно, если к вам, вот так вот они, один за другим. И на просвет они создавали ощущение нот, нотного стана. Пять нотных линеек. И мы тоже в тех же самых одеждах, как ноты, сидели на этих самых планочках и под мою песню, которую я написал, там, я её щас не припомню, но там было так:

real mp3 txt htm 3. Я изучил все ноты от и до... (2 куплета)

   И вот дерзкая рука режиссёра раскидывала нас по этим нотным линейкам. Мы меняли положение, и тогда в связи с этим менялась музыка: то вальс, то танго, то ещё какие-то... Разная музыка. А вот здесь, на авансцене, мы читали стихи, прекрасные стихи Вознесенского. Иногда этот нотный стан превращался в трибуны стадиона. Тогда мы свистели, кричали. А здесь мы с Золотухиным читали стихи о левом крайнем и, значит, играли даже в футбол. А потом, после стадиона, после того, как кончался матч, я играл старуху и собирал бутылки, которые там оставались. Там было очень много юмора, много очень песен, музыки. Музыку опять написал Борис Хмельницкий в со... в содружестве со мной. Был красивый поэтический спектакль. Так что я просто вам хочу сказать, что мы не бросаем поэтов, мы продолжаем с ними сотрудничать, и продолжаем работать с ними и дальше.
  
А дальше случилось у нас одно из самых главных событий в нашем театре, откуда и пошёл такой стиль, каким образом играть поэзию, в нашем театре. Мы стали репетировать спектакль под названием "Павшие и живые". "Павшие и живые" — это пьеса о поэтах и писателях, на... погибших в Великой Отечественной войне. Вернее, не только о них, но посвящена им. Там участвовали в качестве авторов много-много наших живущих поэтов и писателей. Там были Межиров и Слуцкий, и Самойлов, и э… Симонов. Из погибших были Коган, Кульчицкий, Багрицкий. Стихи их читались. И в этом спектакле впервые... он тоже был очень скромно оформлен: три дороги спускались к авансцене сзади. И эти дороги иногда загорались красным, и по ним уходили умирать герои. А иногда они освещались серым и тогда я играл там... Скажем, в новелле "Диктатор-завоеватель" выходили немцы по обоим сторонам этой дороги. Очень скромное оформление. Мы впервые в этом спектакле зажгли Вечный огонь на сцене. У нас загорается Вечный огонь и в зрительный зал говорится фраза: "Просим почтить память погибших минутой молчания". И весь зрительный зал подымается каждый раз, на каждом спектакле. Потом этот Вечный огонь загорается всегда после того, как погиб кто-то из э… поэтов.
  
В этом спектакле мы играем без гримов. Мы играем, м-м… совсем не изображая внешне каких-то поэтов, которых мы никогда не знали. А потом ведь изобразить поэта невозможно. Он потому и поэт, что он индивидуален, ни на кого не похож. И даже если его сыграть просто чисто внешне, сделать его грим, там, скажем, а читать стихи плохо — ну и никакого смысла нет. Потому что душа поэта — это его стихи. И поэтому лучше читать его стихи хорошо, чем хорошо на него походить. Поэтому все мы играем без гримов, и играем по нескольку ролей в этом спектакле. Я, например, играл там поэта Михаила Кульчицкого, который, когда ему было двадцать один год, в сорок втором году вызвался возглавить поиск разведчиков и погиб. Похоронен он в братской могиле на сопке Сахарная Голова. Там, э… в этой новелле о трёх погибших поэтах: Коган, Багрицкий и Кульчицкий — это ребята молодые, им было девятнадцать... до двадцати одного. Все они погибли во время войны. Потом э… мы все играем по много-много ролей. Иногда просто выходим, чтобы... Стоим в плащ-палатках. Иногда играем совсем разные роли. Я, например, после Кульчицкого через пятнадцать минут в новелле "Диктатор-завоеватель" играю сначала Чаплина, а потом Гитлера.
  
И вот э… в самом... в самом конце э… этой новеллы, значит, где я играю этого бесноватого Шикльгрубера, по двум... по двум боковым дорогам в сером выходят немцы с закатанными рукавами, бравые и наглые, какими они были в начале войны. Ну как они уходили — это тоже все знают. Но тогда они надеялись на блицкриг и были, значит, весёлые и наглые. И вот э… я тогда впервые написал песню в этот... в этот спектакль. Не только одну, там несколько было песен. Уже не на магнитофон, а для спектакля. Поэтому я этот спектакль помню очень и очень благодарен моему главному режиссёру, что он взял мои песни в спектакль. Вот эта песня, которую я вам щас покажу, просто напомню, может быть, вы её знаете, её поют вот эти самые немцы. То есть, первый раз не я, а другие люди исполняли мою песню.

real mp3 txt htm 4. Солдат всегда здоров... (дефектная)

<Аплодисменты, откашливается>
  
И в самом конце этого спектакля э... я играю такого замечательного поэта, который называется Семён Гудзенко. Это человек, который пережил войну. Как-то в сорок четвёртом году после ранения он приехал к Эренбургу и сказал, что "я вам буду читать стихи". А Илья Эренбург не очень хотел слушать, потому что тогда много писали стихов о танках, о Гастелло, о партизанах. "Ну, — говорит, — читайте". И он ему начал читать стихи, и Эренбург обомлел, потому что это были одни из самых прекрасных стихов военного времени. А написал их двадцатилетний парнишка по фамилии Гудзенко. Это человек, который пережил войну, но потом его догнали старые раны, догнала война и в пятьдесят третьем году он умер от старых ран, молодым человеком, в двадцатисемилетнем возрасте или в двадцативосьмилетнем возрасте. И Эренбург писал: "Было такое чувство, словно его вдруг, через восемь лет, настиг долетевший с войны осколок".
  
А я хочу вам почитать просто одно стихотворение. Вы послушайте, какие потрясающие стихи писал этот мальчишка.

real mp3 txt htm 5. Когда на смерть идут - поют... (чтение)

<Аплодисменты, откашливается>
  
Ну, я вам повторяю, после этого спектакля, в который я впервые написал песни, стали меня просить, говорят: "Может быть, ты напишешь и для нас что-нибудь", — попросил меня главный режиссёр московского театра Сатиры Плучек и автор пьесы Штейн, написавший пьесу "Последний парад". Надо вам сказать маленькую преамбулу. Я ведь не очень люблю, когда мои песни поют другие певцы. Певцы, повторяю, профессиональные. Не потому, что они поют это хуже. Нет. Они поют лучше, наверное. У них вокальные данные. Они учатся этому делу. Сзади у них оркестр. Меняются номера, свет, вампука и так далее. Но д… дело в том, что они поют хорошо, но не так. Понимаете? Потому что авторская песня — это совсем другой жанр, чем эстрадная песня, где три автора: есть композитор отдельно, отдельный автор, отдельный певец. У них есть большой оркестр, который репетирует и раз навсегда. Играет в одном ритме, так сказать, довольно крепко сделанную песню. А авторская песня — это живой организм. Его можно менять, придавать ему другие оттенки и другие формы. Ну, например: я ведь сам написал текст, сам написал музыку, взял гитару, да вам спел. Сегодня другая аудитория у меня. Я знаю, что сегодня здесь и лётчики, и,
так сказать, их семьи и так далее. И, значит, я вижу настрой аудитории. Я могу поменять и слово — мои слова, чё хочу, то и делаю. Правда? Могу э… другой куплет спеть. Могу чуть-чуть изменить мелодию, изменить ритм, э… сделать это немного повеселее или, наоборот, попечальнее. То есть, то, что я хочу в данный момент. Поэтому она жива всегда. Поэтому её можно исполнять стократно и сколько угодно раз. И я знаю людей, которые на магнитофонах коллекционируют записи и у них есть, например, запись одной песни, там, в двадцати различных вариантах. Не в смысле слов, а по исполнению. Просто даже можно не узнать, как будто б другая песня. Поэтому когда меня просят дать песни, я никогда не даю. Если они берут самостоятельно, услышав в кино или на сцене, тут уж я ничего поделать не могу. Это официально звучало, так что берите, пойте, ну что ж тут делать! Но не особенно, я вам говорю. Я к этому отношусь так, осторожно. Но своему брату-актёру — почему бы не дать? Всё-таки драматические актёры — они лишены вокальных данных, значит, они больший упор будут, в основном, делать на исполнение, на то, чтоб донести смысл. Если они уважительно относятся к моим текстам, значит, они будут уважительно исполнять эти песни. И вот, в спектакль "Последний парад", я ломал голову, каким образом это всё отдать им. Анатолий Папанов, игравший там главную роль, долго просил меня, чтобы я его учил петь. Я два дня с ним промучился, понял, что это бесполезно и говорю ему: "Знаете что! Вы пойте, как Вы хотите, потому что это, по-моему, глупо, чтобы я Вас учил сделать как, чтобы это было смешно. Вот это смешно, действительно!" Ну и, конечно... Мы с ним снимались в то время, дружили. И он стал исполнять эти песни в... в... пел их в том спектакле "Последний парад". Но так как авторы... автор и режиссёр очень хотели, чтобы я тоже присутствовал каким-то образом в этом спектакле сам, со своим голосом, то мы придумали такой ход. Вообще для каждой песни, для каждого музыкального номера нужно найти своё место в спектакле подходящее. Иногда даже так под... написать сцену, чтобы она предвосхищала песню. Чтоб песня помогла. Песня никогда не может мешать. Если она мешает, её, конечно, выкидывают и так далее. Но не надо писать таких песен, чтобы они мешали. Надо писать такие, чтобы они помогали. И поэтому э… я всегда очень ревностно слежу за тем, где она стоит, в каких условиях. Не мешает ли изображение на экране или действие на сцене слушать текст песни. Потому что я, когда пишу песню, я совсем её не пишу, чтобы она звучала на фоне. Я её поэтому и кричу, чтобы вы слышали, про что она написана, а вовсе, чтобы она звучала где-то на фоне. Ну и вот. И мы на... придумали такой, например, трюк. Однажды... Там сюжет очень простой. Возвращаются моряки после семи месяцев плаванья без заходов в порты. Увиделись они с друзьями, крепко выпили. Ну и утром встали втроём, в одной комнате, три мужика в тельняшках, с похмелья, у них головЫ болят. Ну и они говорят, что они не будут всё-таки похмеляться, хотя вот спиртное тут стоит на столе, а, наоборот, будут заниматься гимнастикой. Они включают радио, говорит: "Передаём утреннюю гимнастику". И вместо того, чтобы диктовать упражнения, звучит песня, которую я пою из этого самого радио. Театр — ус… искусство условное.

mp3 mp3 txt htm 6. Вдох глубокий, руки шире...

<Аплодисменты>
  
Спасибо.
  
И точно в этом же спектакле звучит ещё одна песня, которая э… тоже... Вы знаете, хорошо бывает так. Ну, не хорошо, я сначала скажу, что мне не нравится. Вот, например, играют актёры на сцене, играют, играют, говорят друг другу нормальный текст: "Ты меня любишь?" — "Нет!" — "А я тебя?" — "Нет!" — и вдруг: "А-а-а!.." и запели. Почему? Как черти из бутылки. Ведь это же неверно. Песня для того и существует, что она песня, а не... не... не прозаический текст. Верно? Значит, песня обязательно должна петься только тогда, когда она необходима. Скажем, если у нас в "Добром человеке из Сезуана" герой, доведённый до крайней степени, в полной истерике, уже... уже нету слов и тогда начинается вот эта самая страшная песня "День Святого Никогда" — я понимаю, это одно дело. Или там, предположим, когда невозможно... можно затанцевать даже, когда уже не хватает слов. Вы понимаете? Или там, предположим, когда очень точно вставлен текст. Пе… Надо запеть тогда, когда уже говорить невозможно, и когда разговор не действует. Верно? Поэтому я всегда против того, что вот эти вот самые многочисленные, появившиеся сейчас, почему-то их называют "мюзиклы", иностранным словом, ну и, значит, говорят, что вот мюзикл. Это, значит, что делают — пишут пьесу, а потом в неё вставляют номера. Ну и какой же это мюзикл? Вы знаете, мюзикл пишется вместе. И замечательный мюзикл американский "Вестсайдская история", который сделан двенадцать лет тому назад, до сих пор никто не переплюнул. Поэтому нужно делать что-то своё, искать свои пути и свои возможности, чтобы песня звучала и помогала действию на сцене. Либо изменяла его, действовала на то, что происходит на сцене, а не просто была вставным номером. Вот. Из-за этого я всегда, по… повторяю, слежу за тем, как звучат песни в спектаклях.
  
И вот эта вот песня "Москва-Одесса", которая сейчас на пластинке, ей продлена жизнь. Всё-таки она какое-то имеет отношение к... к авиации. Я её не пою, потому что она на пластинке звучала совсем недавно, но вам я её спою. Хотите? <Аплодисменты>

real mp3 txt htm 7. В который раз лечу Москва - Одесса...

<Аплодисменты, откашливается>
  
Спасибо.
  
Ну, вернёмся снова в наш театр. Мы продолжали работать над поэтическими спектаклями и не только над спектаклями, которые сделаны по стихам, но и на... над нормальной драматургией, которая написана прозой. И всё равно эти спектакли всегда были поэтичны, потому что в них всегда присутствовали многие элементы поэзии: и метафора, и гипербола, и символика, и просто образность решения э… даже в оформлении, и так далее. И мы продолжали делать спектакли и по стихам. И вот, наконец, взяли мы и стали репетировать драматическую поэму Есенина "Пугачёв". Дело это было трудное, потому что ведь "Пугачёва" уже собирались ставить. И не кто-нибудь, а сам Мейерхольд, и ещё тогда, когда был жив Есенин, который был пр... прямо на месте и мог бы помогать, и так далее. Рассказал нам об этом "последний могиканин" такой, щас уже не жи... не живёт он, Николай Робертыч Эрдман, автор пьес "Мандат" и "Самоубийцы". Вот. Он дружил очень близко с Есениным, общался и с Маяковским, и с Мейерхольдом, и рассказывал нам историю этого скандала. Скандал был очень простой. Мейерхольд просил, чтобы Есенин кое-что убрал и вычеркнул из текста. А Есенин, кроме того, что он был мягкий, милый, покладистый и талантливый, он ещё был упрямый и скандальный человек. И он сказал: "Ничего, ни одной буквы!" Ну и так они поспорили, поспорили, да и расплевались. Есенин взял, забрал пьесу и ушёл. Ну и вот, значит, ставить эту поэму безумно трудно, потому что, это, во-первых, не пьеса, а поэма, и хотя там указаны, там, имена действущих лиц, там, Творогов, Хлопуша, Пугачёв — все они разговаривают абсолютно одинаково. Есенин не затруднял себя тем, чтоб давать им разную речь. Говорят они все, как Есенин. Поэма эта написана одним духом. И хотя теперешние поэты утверждают, что эта не лучшая его поэзия, я с ними не согласен. Может быть, там, правда, излишнее увлечение образами всевозможными. Там у него луна, по-моему, в четырнадцати ипостасях употребляется: то "луны мешок травя... травяной" там, то "луны лошадиный череп". У него всё с луной там большие взаимоотношения, у Есенина. <Оживление в зале> Но, во всяком случае, написана эта поэма единым духом. Вот знаете, такое впечатление, что он вдохнул на первой строке и выдохнул, когда закончил на словах: "Дорогие мои! Дорогие! Хорошие!" И вот мы стали репетировать эту самую драматическую поэму. Обошлись мы с его поэзией очень бережно, ничего не... не убрали, а, наоборот, даже добавили. <Оживление в зале> И там, значит, у нас играются интермедии.
  
Вы знаете, э… вот когда мы начинали репетировать, ещё до начала, мой главный режиссёр, не мой, а наш главный режиссёр, знаменитый человек теперь уже, во всём мире известный, номер один, Любимов, он же ведь обладает не только талантом режиссёра-постановщика, он ещё, кроме всего прочего, пишущий человек. Много его инсценировок идёт у нас. И ещё он рисующий. Он с двух рук рисует. И он левша и правша. И однажды он нарисовал, по-моему, левой рукой, на пляже на песке декорации "Пугачёва". И они воплотились в жизнь. Пришёл художник, которому ничего не оставалось, как просто воплотить замысел, а именно: это спускается деревянный пом... помост с задника сцены. Он спускается вниз. Из грубо струганых досок. Впереди стоит плаха. В неё воткнуты два топора, в эту плаху. И, значит, мы играем на сцене босиком, по пояс голые, в парусиновых штанах, подвязанных вер… вервием. Вот. И, значит, ничего на сцене нет, только ви... лежит цепь металлическая на этом помосте и воткнуты топоры, настоящие тоже, по бокам, с которыми мы там махаем, втыкаем их в помост. С правой стороны — виселица, на которую вздёргивается время от времени одежда дворянская, когда восставшие одерживают верх, и она так приплясывает, так, очень н… неприятно. Вот. А с... с левой стороны на виселицу вздёргивается одежда мужицкая, и тоже с ла... с лапотками и в свету, в таком дрожащем свету тоже приплясывает. А под этим... под этой самой виселицей э… и колоколами, которые у нас звучат в спектакле, колокола, поются песни, плачи, хоры такие, под ними стоят три мужика, которые не примкнули никаким образом ни к восставшим, ни туда, и они ничего не понимают, что происходит, и говорят... а, там:

real mp3 txt htm 8. Ответ не прост, но не смекнём... (1 куплет)

   Вот. Это, значит, они поют. Ну вот. И вот этот текст — это я им написал. Вот. Так что... <Смех в зале> <Откашливается> При… Приобщились... приобщился и к есенинской поэзии. Должен вам сказать, что спектакль — один из самых чистых спектаклей, которые я когда-либо видел и на других сценах, и у нас тоже. Ничего лишнего, вы знаете. Звучит поэзия и выслушать эту поэзию час сорок минут, причём очень насыщенную образами, страшно трудно. Но я вам должен сказать, я не видел недовольных этим спектаклем людей. Это удивительный, чистый, прекраснейший спектакль, в котором мы отдали дань прекрасной есенинской поэзии, ну и, конечно, замечательная режиссура. И вот в этом спектакле опять есть совмещение.
  
Вот, например, современный композитор Буцко написал музыку вот на эти самые хоры, которые я написал для мужиков текст. В это время мы одновременно с этим искали старинные плачи русские, и ж… несколько женщин-плакальщиц в чёрных одеждах поют эти знаменитые плачи. Там:

real mp3 txt htm   "Чем это э… наша красная земелюшка?.." (1 куплет)

   И такие вот старинные длинные напевы. Музыку на них написал Буцко. Так что в каждом спектакле всё время присутствует и музыка, и присутствует поэзия, и которую мы снова сами либо пишем, либо новые стихи берём, либо которые существуют, но забыты, и существуют где-то в справочниках. А мы её вытащим на свет и дадим ей другую жизнь. Это благородно, по-моему. Верно?
  
Ну вот. А мне в этом спектакле довелось играть роль беглого каторжника Хлопуши. Задача была трудная у меня, потому что эту роль, вернее, этот монолог читал сам Есенин. Это были любимые строки его в своей поэзии. Читал он это много раз. И очевидцы видели, как он это читал, и рассказывали, что каждый раз он так волновался и нервничал, что он себе ногтями пробивал ладони до крови. Так что, вы можете себе представить, в каком он был заводе, когда он читал этот монолог. У меня была трудная за... Я не слыхал, как он читал до того, как сыг... до того, а потом уже, значит, я сыг... услышал, и вдруг увидел, с удовольствием, естественно, мне было очень лестно, что некоторые пики, некоторые верхние ноты, верхние места в этом монологе у нас с ним совпали.
  
Я хочу вам кусочек из него почитать. Прибежал беглый каторжник Хлопуша в лагерь к Пугачёву, человек с вырванными но… ноздрями, весь изрезанный, исколотый, со следами кандалов и просит провести его к Пугачёву. Его окружение пугачёвское не пускает, потому что думают, что он лазутчик из враждебного лагеря.

real mp3 txt htm 9. Где он? Где? Неужель его нет?.. (чтение)

<Аплодисменты, откашливается>
  
Спасибо.
  
Я продолжал... Спасибо. Я продолжал работать со своими друзьями. И вот меня попросили в спектакль театра "Современник", который называется "Свой остров" написать несколько песен. Опять мы долго думали, как их вставлять и нашли такой способ. Дело в том, что песня, она может не только встать, как... как говорится, дополнить сцену и так далее. Но может абсолютно изменить отношение к тому, что происходило на сцене.
  
Вот, например, в этом спектакле идёт разговор о том, что один молодой человек... "Свой остров" в театре "Современник". Что молодой человек хочет жениться на девушке, что вполне естественно. Родители ему мешают, что неестественно, но часто бывает. Ну и, значит, там идёт нормальная такая банальная сцена, которых было сотни и на театре и в кино. Ну все смотрят: ну и ладно, ну, так вот они. А потом выходит Игорь Кваша, мы так придумали, что он уходит совсем со сцены, как бы отстранённо, от своего имени, от имени артиста Кваши, комментирует то, что только что произошло на сцене. И поёт он в это время, после этой сцены, од... историю... песню, которая называется "Семейная хроника, или Что случилось в Африке. Одна семейная хроника". Это такая детская народная песня. Вот. Под неё хорошо маршировать в детских садах и санаториях. И вот он поёт:

real mp3 txt htm 10. В жёлтой жаркой Африке...

<Аплодисменты, откашливается>
  
Я ещё туда одна… одну писал песню про Африку, но я её не помню, там были что-то строки:

real mp3 txt htm 11. Но почему аборигены съели Кука?.. (1 куплет)

   Вот какая была. Но это... Я её щас просто не помню, это к слову пришлось. Ну, если у вас такой успех имела животная... песня про животный мир, я вам спою теперь про домашних живё... животных. Песню про Козла отпущения.

real mp3 txt htm 12. В заповеднике, вот в каком - забыл... (без конца)

<—>
<Аплодисменты>
  
Спасибо. <Откашливается>
  
Ну, ещё одна песня э… из этого же спектакля. А тут совсем немножечко другого рода, другого ракурса исполнение этой песни, потому что это — "песня-заявка". Существуют такие песни, когда не нужно долго объяснять и играть про персонажа, какой у него характер, как... какие он совершает поступки и вообще, что он за человек, когда есть простой нормальный условный приём — спеть песню от своего имени и заявить в ней, что ты в этой жизни и от этой жизни хочешь. И вот Игорь Кваша, как главный исполнитель в этой пьесе, поёт песню. Называется она "Я не люблю".

real mp3 txt htm 13. Я не люблю фатального исхода...

<Аплодисменты>
  
Спасибо.
  
Ну, как вы понимаете, что после этой песни он, значит, закован в какие-то рамки и не может себя вести уже по другому, чем он заявил.
  
Ну вот. Теперь, э… мы продолжали в нашем театре и продолжаем до сих пор интересоваться поэзией. Поставили мы спектакли о Маяковском, который называется "Послушайте!", где впервые, по-моему, Маяковского играл не один человек опять в гриме и в костюме, а пятеро людей, потому что одного поэта... Поэта сыграть невозможно, повторяю, и играли мы просто различные грани его таланта, его дарования. Скажем, Золотухин был лиричный Маяковский, Веня Смехов всё время сердился, Я играл иронического Маяковского, и всю сцену, значит, в "Облаке в штанах" в раю вёл. И так далее, и так далее. Одевались мы, как Маяковский был ра… одет в различное время своей жизни по фотографиям. Один из нас, Боря Хмельницкий, был в жёлтой кофте и в цилиндре. Я в кепке и с кием. И так далее, и так далее. Спектакль был замечательный. Он был так наивно сделан, ну вы знаете, вот, там были кубики такие, увеличенная детская азбука. И на ней написаны буквы. И вот иногда мы из этих кубиков составим чего-нибудь, будет написано... с трубой, там: "Печь". Садились на неё и играли: 
 
        
«Две морковинки несу
          За зелёный хвостик...»
 
 
  Вот на этой печи. Или, предположим, из этих же кубиков делался, значит, какой-то с... два постамента. На одном стоял Пушкин, на другом — Маяковский. И шёл разговор: "Александр Сергеич! Разрешите представиться, Маяковский!..." и так далее. Вот, значит, такой был спектакль. Он был правда прекрасный. Там было очень много тоже музыки, очень много прекрасных стихов Маяковского. И для меня, впервые для меня зву... Уже тогда всё-таки я был человек, который кончил и высшее учебное заведение, не говоря уже о школе. Но так как в школе у нас преподавание ведётся, особенно, по литературе, не всегда удачно, то есть такой... Так... Так иногда навязнет в зубах какой-нибудь поэт, что его и уже тошнит, и открывать-то не хочется. И вот так бы... очень часто происходит с Маяковским, потому что для всех он в умах всегда: "Достаёт из широких штанин дубликатом бесценного груза...", — и говорит: "Смотрите, завидуйте..." и так далее. Это понятно. Он и это писал, и такой был, но не только такой. Поэтому у нас в этом спектакле много очень развенчивается неправильного чтения стихов Маяковского, когда выходят люди и говорит: 
 
         «Очень много разных мерзавцев
          Бродит по нашей земле и вокруг...»
 
 
  Знаете? Вот. А вот совсем же не про это написано. Так разве можно Маяковского читать? Или там:

real mp3 txt htm 14. Товарищ жизнь, давай быстрей протопаем... (1 куплет) (чтение)

   И совсем по-другому это всё звучит, и совсем другая личность поэта встаёт после этого спектакля перед вами.
  
Но потом, после спектакля о Маяковском, мы сделали спектакль о Пушкине. Ну, уж прикоснуться к Пушкину — совсем страшно, потому что даже самые большие поэты современные говорят, что если бы сделать вот такую лесенку: кто первый, кто второй, кто третий, кто четвёртый, так вот, значит, первый-то — это точно там Пушкин, а потом четыре класса пропуска, а потом уже будет там и Лермонтов, и Некрасов, и Баратынский, и так далее, и так далее. Понимаете? Вот. Так считают. Ну, кто согласен, кто нет, но я вам говорю мнение многих поэтов наших. Вот. Поэтому э… когда мы делали спектакль о Пушкине, мы тоже не хотели сделать его... никто не хотел, чтобы его играл один человек, опять несколько людей играют. Но тут мы разбили немножко по периодам. БОльшая нагрузка лежит на каждом новом актёре, когда... Ну по мере того, как взрослеет Пушкин Александр Сергеич до своей смерти. И вот э… в этом... этот спектакль — он вообще ну такой красоты и чистоты спектакль. Ну вот, например, там э… лучом высвечивается так сцена пополам, яркий, яркий луч, и выходят две шеренги актёров с двух сторон под музыку и песню Окуджавы:

real mp3 txt htm 15. А всё-таки жаль, что нельзя... (2 строчки)

   И вот они выходят и кидают письма в эту светящуюся дорогу. Они летят как… как письма, потом, как листья осенние. Говорятся любимые фразы Пушкина, там: "Обманет, не придёт она...", например, фраза. И так далее. И потом, когда они расходятся, на этой дороге образуется дорога из писем. И по... потом кто-то там, скажем, кто начинает работать, берёт и говорит: "Уважаемая Наталья Николавна!" — и начинает читать письмо Пушкина. Потом его убирая, конечно, входя в роль, в работу. Читая много-много -много стихов Пушкина, много воспоминаний его друзей, рассказов о нём, его писем, его стихов. Но, повторяю, никогда не играя внешне самого Александра Сергеича. А просто мы отдаём... отдаём дань ему тем, что стараемся, как мы можем, как можно лучше читать его стихи. Ну вот. Мы будем продолжать работать над поэзией и дальше. И мы делали спектакль и с Евтушенко Женей. И будем продолжать это делать. И так далее, и так далее.
  
Но я вам хотел только сказать, что даже в наших прозаических спектаклях, которые э… сделаны... Ну, скажем, например, по повести "А зори здесь тихие" всегда очень много элементов поэзии. Они всегда поэтичны. И не только... Ведь поэзия — это высший род литературы, верно? Всегда... это всегда выше, это всегда приподнято, это всегда над. И вот этот... спектакли наши, многие наши спектакли — они, правда, всегда приподняты из-за своей условности, из-за своей поэтичности и красоты.
  
Ну, например, вот спектакль "Зори здесь тихие". Вы видели фильм, многие из вас. Может быть, не всем удалось посмотреть спектакль в нашем театре. Вы помните, что там гибнут пять прекрасных девушек. Сам по себе факт печальный, страшный. И человек тем и отличается от других, там, двуногих, что он может сочувствовать и переживать, и страдать за другого. Верно? Поэтому всегда, когда у вас на глазах на экране или, там, на сцене, или в книге кто-то гибнет, это всегда печально. Верно? И это всегда травмирует. Но вот в этом фильме, где, казалось бы, всё: и... и болото там, и лес, и они все гибнут, и кровь, и так далее, но там всё это не выходит за рамки очень печального и трагичного, конечно, но частного случая. Вот такой случай — погибло пять девушек. В общем, ни за что, ни про что. А в нашем спектакле это принимает размеры... Во-первых, это обобщено. Ну как сделано, ну, например, едет такой грузовик камуфлированный, как во время войны, знаете, под лес. Потом он разбирается, эти доски вешаются на троса, начинают вот так они колыхаться, э… свет, музыка, поют птицы — и это уже лес. На ваших глазах сделан лес. Люди принимают правила игры. Ну что ж, театр — искусство условное, зачем рисовать лес, когда все мы знаем, что он всё равно нарисован в театре. Лучше намекнуть и зритель прекрасно поймёт. И потом на каждом этом щите умирает девушка. И когда она умирает, начинает вращаться щит вместе с ней. Звучит хорал, а потом она уходит, и щит остается один, и так медленно-медленно вертится, и поётся её любимая песня, скажем: либо русская песня, либо какой-то вальс, который звучал, когда она была в спектакле жива. И я вам говорю, что я никогда не видел, чтобы в зрительном зале там мужчины не хмыкнули носом, а женщины навзрыд не плакали. Это подымается до уровня настоящей высокой трагедии. И именно в театре, где нету никаких возможностей, никаких других атрибутов, кроме условных декораций. Так что, вы понимаете, как... как может поэзия и музыка ещё возвысить даже такие ка... казалось бы, уже, ну, куда больше, когда погибли люди. Но вот это ещё подымается до уровня обобщения и настоящей такой громадной трагедии. Вот.
  
Значит, я на этом немного... закончу с театром, потому что ещё нужно немножко про кино вам рассказать и ещё вам кое-что показать. Я только хочу вам сейчас спеть ещё одну песню, которую я написал для фильма "Звёзды для лейтенанта", одну, кусочек, я вам спел вначале.
  
А вот эту песню я написал ещё до того, как был спектакль поставлен в театре, на сце... Вы устали, да? Я всё время такой ритм держу и такой нерв, чтобы вам не дать возможности расслабиться. А то два часа выдержать человека говорящего, да с гитарой ещё — это трудно. Ну вот. <Откашливается>
  
Так, значит, я написал эту песню, которую щас вам спою ещё до того, как она шла на сцене. И эта манера работы мне понравилась, потому что автор прочитал мои песни, взял и изменил несколько сцен. Так что, понимаете, это было хорошо. И вот э… песня. Меня всегда спрашивают, почему я так много о войне пишу. Ну, я иногда отшучиваюсь, а, в общем-то, это понятно. Потому что это ги... великое потрясение мировое, что у всех, в каждой семье погибшие. Ну что говорить? А потом люди всё время, в каждую следующую секунду могут заглянуть в лицо смерти, всё время на грани риска. Их всегда интересно брать в искусство, потому что они всегда очень ярки и раскрыты. Ну, я так много пишу.
  
Вот к… песня, которую я вам щас спою, она написана по поводу одного конкретного человека. А посвящена она такому генерал-лейтенанту... генерал-полковнику, по-моему, щас — Скоморохову, дяде Коле, которого я знаю с детства. Он друг моих родителей, и я вот в монинской академии её пел, эту песню. Она посвящена, правда, она посвящена одному человеку, который погиб во время великой воздушной битвы над Кубанью в сорок третьем, по-моему, году. Вот. Это был такой человек. Это песня о погибшем друге, только не та, которая... Я такую долгую преамбулу сделал, чтобы вы её... не подумали, что это то, что звучало на пластинке. Это о погибшем друге-лётчике.

real mp3 txt htm 16. Всю войну под завязку я всё к дому тянулся...

<Аплодисменты>
  
Ну, вы знаете, в кино я тоже очень много работал и как автор-исполнитель. И всегда, как обычно, меня... Как автор-исполнитель — какое странное слово "автор-исполнитель", "бард", "менестрель". Чушь это всё. Это всё неправильно. Ну вот. Значит, меня часто приглашали и раньше, чтоб я обязательно написал чего-нибудь, да и спел в картине. Ну, я всегда соглашался, потому что мне всегда хотелось, чтобы у моих песен была большая аудитория, чтоб больше людей меня слушали. Последнее время как-то я... одно время забросил песни писать в кино, а потом снова возобновил. Но в кино работать сложнее, потому что иногда, как это было у меня в фильме "Вертикаль", было полное совпадение моих взглядов с взглядами режиссёра, и песни вставлены там идеально. На сце... на экране в это время только где-то далеко альпинисты идут на восхождение, горы, и, скажем, там я начинаю петь, они начинают идти. Я кончаю петь — они уже на вершине. А прошло десять часов времени. То есть, было выгодно и автору, и режиссёру, и мне, потому что в это время не мешало слушать тексты песен. Песни те я писал не специально для картины. Просто когда я начал сниматься и был... присутствовал при одном случае, когда потерпела катастрофу, аварию группа альпинистов ЦСКА. Один из них погиб. Я написал песню "Здесь вам не равнина". Не то... не только после этого факта, а просто как-то так у меня у са… получилось. Вот. А потом слова этой песни стали альпинисты высекать на камнях на могилах погибших товарищей. Присылать мне фотографии. Так что, вот видите, какая вот странная судьба у этой песни, там всё время написано:

real mp3 txt htm 17. Другие придут, сменив уют... (2 строчки) (чтение)

   Или там: "Тот камень, что покой тебе подарил...", — написано на камне. Вот. Ну, э… я начал писать свои песни в фильме, который называется "Я родом из детства". Автор этого фильма и режиссёр... Вернее, автор — Геннадий Шпаликов, а режиссёр э… — Виктор Туров, человек очень интересной судьбы, прекрасный парень. Он сам родом из детства весь. Его угоняли в Германию с матерью. Потом он восьмилетним пацаном полгода плутал по Европе и всё-таки пришел в Могилёв к себе домой, потеряв мать, и так далее. Ну, он много видел, когда был мальчишкой. Это самые яркие впечатления. Поэтому он такое сделал кино.
  
В этом фильме я играл роль капитана-танкиста Володи — его звать даже, как меня, который, в общем, вероятно, пишет стихи где-то там на фронте, и... и играет на гитаре. Он лежал в госпитале, вернулся домой седой в тридцать лет, с искалеченным лицом. Горевший в танке человек после полугода госпиталя. Ну и у него, как всегда, кстати, как в кустах рояль, на стене оказалась гитара. Он её берёт, значит, играет на этой гитаре, поёт. Там много песен. Там есть, например, песня, если вы помните её, помните, да?

real mp3 txt htm 18. На братских могилах не ставят крестов...

<—>
   ...песня. Потом была песня, которая звучала там. Мы нашли... всё время место находили, как их вставить, потому что дело-то происходит в сорок пятом году. А я тогда совсем был малолетка, а пишу о войне. И мы вдруг взяли, одну песню поставили, она у нас звучит с пластинки во время моей сцены с Ниной Ургант. Эту песню вы п...

mp3 mp3 txt htm 19. В холода, в холода... (1 куплет)

   Ну, вы знаете, эту песню, она была на пластинке. Там дальше про том, что нас всегда тянет на новые места.
  
Потом вдруг моим голосом инвалид на рынке поёт песню:

real mp3 txt htm 20. Всего лишь час дают на артобстрел... (1 куплет)

   Это "Штрафные батальоны".
  
И потом, в самом конце, наконец, звучит вот эта вот песня, которая называется "Братские могилы", которую поёт Бернес. У неё тоже очень интересная в связи с этим история есть. Мы получили письмо после картины. Потому что песня эта звучит... такая стена красная, выщербленная вся пулями и снарядами, и... и... могилы неизвестных солдат. И женщины с цветами или с зеленью подходят заплаканные или уже с высохшими глазами женщины, кладут эти цветы и зелень на могилы. И звучит эта песня Марка Бернеса. Плачут в зале, и так далее. Но мы получили письмо от одной женщины, которая потеряла сыновей, расстреляли у неё на глазах в сорок втором году, и она потеряла память. Больной человек совсем. Вдруг она нам написала письмо, что она вспомнила место, где это случилось. Вы знаете, этого места не было, мы его построили сами. Но на неё такое воздействие оказала вот музыка вместе с текстом песни и с изображением, что ей показалось, что она вспомнила.
  
Дорогие товарищи магнитофонщики! Прекратите хулиганить!
  
Вот. Ну и дальше. Значит, я-то хотел вам вот что сказать. Я много работал, правда, в кино. И в кино все они широко эти и... и... известны. Люди их смотрят всегда. Ну и поэтому особенно из кино-то петь н... не надо. Но у меня бывает, например, даже неприятные истории в кино, а именно: напишешь и работаешь полгода, несколько месяцев. Запишешь даже... И напишешь музыку, тексты, потом работаешь с оркестрантами, делаешь записи с оркестром, мучаешься и так далее. И наконец, потом смотрят матерьял... А в это время кино-то снимается. Потом смотрят матерьял и получается, что никаким образом не вписываются песни в этот самый матерьял, потому что матерьял совсем другого качества оказался. Меня всегда успокаивают, говорят, что моё качество выше. Говорят: "Ты, Володя, не волнуйся! Твои песни хорошие, а матерьял, мол, вроде не очень". Но я всегда... Я знаю, что это для успокоения делается, а работы-то жалко. Потому что в театре, вы знаете, всегда можно найти место, чё-то изменить — это живое дело. А в кино уже сняли раз навсегда. И вот такие истории у меня были. И как ни странно, они произошли совсем недавно дважды. Один раз в "Бегство мистера Мак-Кинли", где вот такими буквами написано, что я играю главную роль, и там рекламные ролики, я там три минуты пою, и все имеют впечатление, что в кино-то я уж, наверное, просто ору, не закрывая рта, просто весь фильм. Ничего подобного. Там осталось полторы всего баллады из девяти, которые я написал. Вот. И так даже странно. Никакой роли нет. И вообще, они совсем там и не нужны. Хотя написано было много, довольно ре... таких нервных, трагических песен. Да и смешных, комедийных. Ну и режиссёр т… много говорил, что вот, он так надеется, что эти баллады... А потом он мне даже... меня даже встретил, говорит: "Как мне жаль, что у нас н… не получилось вставить остальные". Ну, я их не бросаю, вы знаете. Я их не бросаю, я их всегда... им стараюсь продлить жизнь, и стараюсь их либо исполнить в концертах, либо на пластинку записать.
  
И вот я вам щас хочу показать одну из песен, несостоявшуюся песню из фильма "Бегство мистера Мак-Кинли", где, значит, Банионис играет главную роль. А я должен был играть тоже вроде такую же — Автора. Но... Вот эта песня. Значит, там его выкидывают из такого подземного санатория, выкидывают. Он "зайцем" хотел туда пролезть. Его выкидывают в какую-то... из какой-то ямы, и он попадает на свалку, где музыканты сидят, хиппи, и они чё-то такое налаживают инструменты. Вроде, он о… оттуда, и… с того света вернулся, этот самый Мак-Кинли. Ну и мы пели такую песню, я играл пе... певца Билла Сеггера. И пели мы такую песню:

real mp3 txt htm 21. Вот это да! Вот это да!..

   Вот такая вот там песня звучит.
<Аплодисменты>
  
Всегда людей очень интересует всё, что происходит вокруг кинематографа. И обычно на встречах со всякими киноактёрами задаются вопросы: "А вот когда вы снимались там-то..." И так далее. Ну, я всегда... Я не люблю ко… отвечать на такие вопросы, потому что это уже дело сделано, и это искусство уже кончилось. Всё. Всё. Это кино снято много лет тому назад и что там рассказывать, что там было. Надо работать сейчас, в данный момент, когда ты на сцене. Поэтому я взял и написал песню. Она об одном курьёзном случае, очень смешном, действительно.
  
Есть такой актёр, знаменитый на весь мир, Шон О'Коннери. Он играет в знаменитом э... в... в известных кино по знаменитым романам Флеминга. Играет он Джеймса Бонда, агента 07, супершпиона, суперчеловека и так далее, и так далее. Вот. И, значит, он очень известный человек, популярный, ходит с телохранителями там, потому что он просто истерику вызывает, особенно у… у дам. Вот. Ну и, значит, когда его пригласили сниматься к нам в фильм "Красная палатка". Он приехал, думал, что тут-то его уж совсем просто растерзают, поэтому он чуть ли не загримированный приехал, в чёрных очках. Ну а... а у нас его никто и не знает, потому что фильмы эти никто не видал. Вот. Значит, он так тут отдохнул недели две, а потом всё-таки он избалован популярностью-то, как-то... Говорит: "Надо устроить какой-нибудь вечер, там, посидеть немножко". Ну, ему устроили вечер. Он всех развлекал. Накупил в "Берёзке" напитков разных иностранных. Ну вот. Но развлекал-то он по-американски, а там никто этого не понимал совсем. А надо вам сказать, что он вообще-то в жизни очень милый человек, респектабельный господин такой, седоватый, полноватый, уже в годах. Вот. Ну и никакого впечатления он ни на кого, и ни на мужчин, ни на девушек не произвёл. Всё съели, выпили да ушли. <Смех в зале> Ну и он зн... он, значит, остался один около ра... разрушенного стола и всё говорил: "Да, правда, это таинственная страна!" <Смех в зале>

reall mp3 txt htm 22. Себя от надоевшей славы спрятав...

< Аплодисменты, откашливается>
   Спасибо.
  
Вы знаете, меня... По... поберегите ладони, будете детей по головам гладить. Значит, меня часто спрашивают э…: "Почему, мол, ты не пишешь, Володя, больше сказок? Что, мол, не хочешь что ли?" Я говорю: "Да нет, хочу и пишу". Но я пишу уже не такие просто сюжетные сказки, а просто пишу сказки для персонажей в фильмах и в театрах. Вот, например, м-м… фильм "Иван да Марья". Мы много тоже написали, но не всё вошло. Я вам кое-что покажу. Ну, например, там была такая начальная скоморошечья песня:

realal mp3 txt htm 23. Эй, народ честной, незадачливый!..

<Аплодисменты>
   Песня эта звучала в фильме несколько лет тому назад. В Ленинграде научно-популярная студия сделала на одном из концертов авторской песни, сделала кино. И там я представлен был такой песней, которая называется "Парус. Песня беспокойства". Это первая песня, которая была вообще на экране. Разрешите ею закончить своё выступление.

realal mp3 txt htm 24. А у дельфина взрезано брюхо винтом!..

   Всё.
<Аплодисменты, шаги по сцене>

Наличие фонограммы: 001 , 005 , ___ , ___ .
Наличие стенограммы: ___ , ___ , ___ , ___ .
Служебный блокнот: html | txt | doc | ?
Блокнот: html | txt | doc | ?

        Появление сообщений об ошибках при обращении к файлам RealAudio, mp3, txt означает, что к серверу, на котором размещены эти файлы, нет доступа. Повторите запрос спустя некоторое время или на следующий день.
        Об ошибках в работе сайта Вы можете сообщить нам по e-mail .

        Если Вы располагаете любой информацией об этой записи (воспоминания очевидцев, недостающие песни, песни в полном объеме или с лучшим качеством, отсутствующие комментарии, фотографии, публикации с упоминаниями и т.д.), пожалуйста, свяжитесь с нами по e-mail :

Ваши уточнения, дополнения, замечания о записи 00_0509
- На первую страницу сайта - - Обратно -
На первую страницу |
К оглавлению | сайта
Последнее обновление:  07 января 2022 г. +  Counter CO.KZ
Владимир Высоцкий Vladimir Vysotsky Vissotski Vissotsky Visocki Visotski Visotsky Visotskiy VVysоckij
Wladimir Wysotsky Vysockij Vysockiy Vysotski Vysotskij Vysotsky Wisocki VVysockij WSVVb1SS0CKiY