- Back - Код: 00_0505
Владимир Высоцкий
06 марта 1976 года.
23 февраля 1976 года (инф. от 09)
Москва /2-я Бауманская ул., дом 2/
ДК московского высшего технического училища (МВТУ) имени Н.Э. Баумана. Большой концертный зал.

Фото Александра Веселухина.
Длительность записи: 99 минут.

Оцифровка - Николай Цанков /Болгария/
Стенограмма - Алексей Еськов.

         

   В.ЯНКЛОВИЧ: Мы заключаем цикл публичных лекций о творчестве артистов московского Театра драмы и комедии на Таганке. Сегодня прослушаете публичную лекцию на тему "Поэтический театр, поэзия и музыка в театре и кино". Вести эту лекцию будет артист московского Театра драмы и комедии на Таганке, член Союза кинематографистов СССР Владимир Высоцкий.                    
<Аплодисменты>
   Художник, с именем которого связана вся история создания московского Театра драмы и комедии на Таганке. Владимир Высоцкий много работает в театре. С его именем связаны почти все спектакли этого театра, а многие просто поставлены на него. Такие спектакли как: "Гамлет", "Добрый человек из Сезуана", "Жизнь Галилея" и многие-многие другие. Владимир Высоцкий не просто артист. Владимир Высоцкий
это поэт, композитор, автор и исполнитель своих героических и шуточных баллад. Владимир Высоцкий артист и художник широкого диапазона. Его творчество всегда гражданственно, всегда социально, всегда находит отклик в самой широкой аудитории. Владимир Высоцкий много снимается в кино и работает в театре, а ещё он пишет песни. Песни Владимира Высоцкого всегда необычны. Одних они раздражают, другие их сразу разумом принимают. Но никто не остаётся равнодушным к его творчеству.  Владимир Высоцкий художник самобытный по своему выражению. Всегда иногда говорят, что Владимир Высоцкий кричит. И действительно голос Владимира Высоцкого совершенно необычен. И, наверно, никто у нас в стране из творческих работников не обладает таким удивительным, на мой взгляд, голосом. Удивительным... Да-да, именно удивительным. Я не буду долго задерживать ваше внимание, потому что Владимир Высоцкий сам прекрасно рассказывает о поэтическом театре, о поэзии и музыке в театре и кино. Я только хочу сказать несколько слов о том, как его творчество, именно творчество э... поэта, музыканта изменило и суть самого артиста. Когда его приняли в школу-студию МХАТ, его брали, в основном, как характерного артиста и вначале, на первых курсах, так его использовали. Он играл прекрасно, изобретательно характерные роли. Но после того, как он познакомился с творчеством Булата Окуджавы, и сам стал писать свои баллады, то и был принят <неразборчиво> как художник именно он. Поэтому сейчас в театре как создались прекрасные характерные роли, режиссёр просто м-м... не решается давать такие... не потому что он не может сыграть, потому что есть роли более крупного что ли масштаба, крупного социального звучания. И поэтому в театре, конечно, его используют как характерного артиста. И... а он художник очень острый, с этим необыкновенным глазом на жизнь. И всё, что происходит вокруг него, он очень остро воспринимает. Это он выражает в своих песнях. А его песни бывают и шуточными, и энергичными, и героическими.
   Итак, сегодня у вас в гостях Владимир Высоцкий.
<Аплодисменты>                                                                                                                      

mp3 mp3 txt htm 1. На братских могилах не ставят крестов...

   Вот, наконец, я к вам попал. А начал я с этой песни потому, что это была первая песня, написанная мной для кино, а может и потом ещё потому, что я сегодня в новом качестве перед вами выступаю. Я лекцию читаю вам о поэзии. <Оживление в зале> Но, чтобы вы так особенно не настраивались на серьёзный лад, вернее, не… не только на серьёзный, я вам просто этой песней хотел сказать, что я же ведь буду иллюстрировать своё выступление песнями, стихами.
<Аплодисменты>
   Значит, тема сегодняшнего выступления, вы там её прочли, это "О поэтическом театре и о роли пе... поэзии и музыки в театре и кино". Но тема это такая, что это должен был бы читать какой-нибудь очень маститый и солидный искусствовед. Но я буду, в связи с тем, что я всё-таки взялся за это дело, значит, я буду говорить от себя, о том, как я работаю вот в этом самом жанре песенной поэзии в театре и кино.
   И всё-таки с самого начала, вы знаете, что я работаю в московском Театре э… драмы и комедии на Таганке. А театр этот знаменит тем, что он театр поэтический. И не только он поэтический из-за того, что мы делаем спектакли, там, на поэзии: по Пушкину, по Маяковскому, по современным нашим поэтам — Вознесенскому, Евтушенко и так далее, а ещё и потому, что сам смысл театра — поэтический, потому что даже в спектаклях, сделанных на прозе, на нормальной прозаической драматургии, присутствуют все элементы поэзии: и символика, и метафоричность, и образное решение каждого спектакля, и так далее. Но об этом я скажу позже. Значит, когда организовался этот театр, я думаю, что все, приезжавшие до меня, рассказывали вам, как он организовался, как двенадцать лет тому назад был поставлен спектакль "Добрый человек из Сезуана". Этот спектакль поставили на выпускном курсе Щукинского училища. О том как этот спектакль произвёл впечатление такого взрыва на публику, потому что он был совсем новым по форме. Там было очень много музыки, пантомимы. Некоторые называли его... <смех в зале> некоторые называли э… этот спектакль <неразборчиво> и так далее. Но, в общем, одним словом, у него было много друзей и врагов, у этого спектакля. Наконец...
  
Ну, ну хватит...
  
Наконец, друзья одержали победу. Было много интересных статей, и решено было этот спектакль сохранить, решено было организовать новый театр на месте старого театра, который перестал отвечать требованиям репертуарным и финансовым.
  
И вот, значит, в это старое здание театра драмы и комедии пришёл новый коллектив и стали мы там играть. И даже в первом спектакле "Добрый человек из Сезуана" было заявлено, что театр будет интересоваться и в дальнейшем музыкой и поэзией. Дело в том, что Брехт писал сам так называемые зонги. Вы знаете, что это даже не песни, даже нельзя их назвать ни балладами, никак по-другому. Зонги. И они так и вошли даже в наш язык. Зонги — это стихи под ритмичную музыку. Вероятнее всего он имел в виду, что эта музыка будет бесхитростной, легко запоминающейся. И поэтому Любимов предложил двум, тогда студентам, Хмельницкому и Васильеву, написать музыку. И они написали музыку. И выходят вдвоём, два бородатых человека в чёрных рубашках из зала. Усаживают зрительный зал, говорят: "Садитесь! Садитесь! Начинаем представление!" И работают они весь спектакль от театра, от имени театра поют эти зонги Брехта, переведённые Слуцким. В основном, они это делают как бы отстранённо, либо выходя на авансцену, всё время выходя из действия, выводя вас из только что происшед... происходящего действия, и иногда комментируя то, что происходит на сцене. И это не только стихи Брехта. Там есть стихи Цветаевой, другие стихи. И всегда это или усиливает впечатление от сцены, или даёт возможность входа в другую. Но не только так используется музыка в этом театре и стихи. А, например, каждый персонаж имеет свою музыкальную тему. Причём, значит, э… даже в связи с тем, что это музыка разная, ну, например, цирюльник, которого играет у нас Петров, он выходит под такую весёлую, фривольную музыку, и в связи с этим даже должен ходить по-другому, он приплясывает немного. И так далее. И каждый персонаж имеет свою основную центральную песню.
  
Я в этом спектакле играю роль безработного лётчика. Роль моя начинается с того, что я, значит, до… хочу повеситься там, на дереве, прям на сцене. Накидываю петлю себе на шею. Но появляется девушка, а то бы спектакль кончился. И спасает его, вытаскивает из петли. Обещает достать денег. Он человек нервный, всё время хочет летать, а ему не дают. Ему надо дать взятку кому-то для того, чтобы летать. И вот она ему обещает достать эти свои... самые деньги. И наконец, ко второму акту, когда он понимает, что никаких денег ему не достанут, и что всё пойдёт прахом, он выгоняет гостей со свадьбы и, значит, поёт такую песню, которая называется "День Святого Никогда". Я вам её потом покажу.
   Вообще надо вам сказать, что я п… противник того, чтобы вдруг люди ходили, ходили, ходили по сцене, потом, как чёрт из бутылки, вдруг взял да запел. Почему? Нормально разговаривал, потом запел. Всегда нужно, мне кажется, искать не только место подходящее, чтобы вставить песни и стихи в спектакль, но ещё и как их... это сделать. Потому что вот так называемые "мюзиклы", которые сейчас модно... которыми модно называть наши музыкальные спектакли, они сделаны по очень, правда, простому принципу. Люди ходят, потом поют, потом опять разговаривают, потом поют, потом опять разговаривают, потом поют. Но, во-первых, это неверно называть мюзиклами эти самые музыкальные спектакли, потому что мюзикл — это они придумали и сделали прекрасные образцы мюзиклов. И такой мюзикл, как "Вестсайдская история", я думаю, что до сих пор даже близко ничего подобного не удалось нам сделать на нашей сцене. Ну, просто это их искусство, значит, наверное, надо искать что-то своё, и как-то по-своему у…. употреблять стихи и песни в спектаклях.
  
И вот я думаю, что вот такая форма, как в "Добром человеке из Сезуана" — это абсолютно приемлемо, потому что это очень органично. Когда, например, мой герой, безработный лётчик, когда уже не может говорить, уже вот тут вот комок к горлу подступил, уже даже крика не хватает, тогда он может запеть эту песню. Называется она "День Святого Никогда".

mp3 mp3 mp3 htm 2. В этот день берут за глотку зло...

<Аплодисменты>
<—>
   ...если помните, я не так… не особенно вижу возрастА, но, во всяком случае, в шестидесятых годах была необыкновенная тяга к поэзии у нас. Вообще такое... такой интерес к чистой поэзии, к стихам — это только в России, ещё начиная с тех времен, когда у нас появились такие, как Пушкин. Интерес к поэзии невероятный. И э… нигде в мире нет такого, чтобы, например, заполнялись такие залы, как Лужники, полностью, когда там происходят вечера поэтов или, чтоб стояли километровые очереди около Политехнического музея, чтобы послушать выступления поэтов. Но... И, конечно, театр организовался в то время, и мы не могли уйти от того, чтобы не сделать поэтического спектакля.
  
И вот по ночам, недели три, стали мы репетировать стихи Вознесенского, чтоб сделать спектакль "Антимиры". Пришёл сам Вознесенский. Он человек подвижный, он быстро согласился, и сделали мы этот спектакль для того, чтобы сы... играть его один раз в фонд мира. Сначала сорок минут мы играли, потом Вознесенский читал свои стихи. Спектакль был сделан очень просто, но очень красиво. Значит, стоит такая... такой у нас помост в виде треугольной груши, рисунок на одной из его книг. И мы выходим командой, как футболисты, в одинаковых одеждах. Некоторые с гитарами, другие без, и на фоне светящегося задника читаем разные его стихи, поставленные по-разному. Ну, потом Вознесенский выходил, читал, имел больший успех, чем мы, потому что он был человек знаменитый, а мы начинали. Ну а потом, когда кончился этот спектакль, было жалко бросать его, и стали люди просить, чтоб мы продолжали играть этот спектакль. Ну а Вознесенский — человек свободный. Он всё время ездит в разные места. Он с нами работать не мог. Поэтому мы стали работать одни. Но вы можете себе представить, семьсот раз мы уже сыграли этот спектакль, значит, каждый раз выходить и произносить одни и те же стихи, даже прекрасные, на одну и ту же музыку, даже самим собой написанную, всё равно довольно противно, потому что каждый... каждую неделю по два–три раза мы играем "Антимиры", да ещё в концертах. Значит, нужно было что-то делать. Ведь спектакль бросать нельзя. Во-первых, потому, что подрастает всё время новое поколение, которые хотят это слышать, потом есть всё время зритель на этом спектакле, и никогда не бывает свободных мест. И мы решили его потихонечку обновлять. И стали брать новые стихи, которые появлялись в печати у Вознесенского.
  
И однажды, года полтора тому назад, он пришёл и говорит: "Володя! Вот я тебе написал несколько новых стихов. Возьми их и сделай их в спектакле". Я взял. Многие люди думают, что то, что я с гитарой делаю на сцене, это обязательно своё. Это правда. Я чужого ничего не пою. Но в спектаклях иногда, написав музыку, я, значит, исполняю стихи Вознесенского. Так что вот то, что я вам сейчас покажу из спектакля "Антимиры", "Песня акына", это стихи Вознесенского, а не мои.

mp3 mp3 txt htm 3. Не славы и не коровы...

<Аплодисменты, откашливается>
  
Был у нас и ещё один спектакль по стихам Вознесенского, который назывался "Берегите ваши лица". Но, к сожалению, он сейчас не идёт. Он отправлен на доработки, этот спектакль. Он был необыкновенно красивый. Он был действительно поэтичный спектакль не только из-за прекрасных стихов, но и по решению. На сцене, например, вот в таком наклонном положении опускались пять штанкетов, пять труб на трОсах. И они на светящемся заднике образовывали нотный стан, пять нотных линеек. И мы, значит, в одинаковых тоже костюмах, изображали из себя ноты, сидели на этих самых нотных линейках, и иногда, когда менялась музыка, мы меняли свое положение. Каждый из нас выходил читать стихи вперёд. Было много песен в этом спектакле. Я даже написал... в самом начале там была такая песня:

mp3 mp3 txt htm 4. Я изучил все ноты от и до... (2 куплета)

   Ну и вот, дерзкая рука Любимова нас разбрасывала по этим самым... по... по этим нотным линейкам. Иногда мы спускались, читали стихи. Например, эти нотные линейки иногда могли превратиться в трибуны стадиона. На них сидели кричащие люди, а впереди мы с Валерием Золотухиным вдвоём читали стихи "О левом крайнем". Потом уходили зрители. Я играл старуху и собирал бутылки после матча на этом самом... на трибунах. Потом... <откашливается> в этом спектакле действительно было очень много песен. Музыку к этим песням написали мы с Борисом Хмельницким. Вообще у нас есть такая практика. Дело в том, что у нас в театре интереснее работать, мне кажется, чем в других коллективах не только потому, что мы, там, новые и какие-то очень большие авангардисты. А ещё потому, что в каждом спектакле каждый из нас ощущает себя не только э… актёром, то есть, исполнителем, стоящим на самой низшей ступеньке театрального искусства: актёр, потом режиссёр, потом драматург, потом начальство, потом господь Бог. Так что... А актёр где-то внизу, значит, пойди туда, пойди сюда. Нет. Мы, каждый из нас, пытаемся вносить что-то своё в каждый спектакль: либо писать, либо придумывать какие-то номера. И мы пишем и музыку, и стихи, и песни. И наши актёры сами придумывают пантомимы. Иногда даже целые кусочки репетируют сами, и Любимов их берёт в спектакль. Поэтому чем больше вкладываешь... это как... как, я не зна... ну, как в любимую женщину, что ли. Чем больше вложено, тем дороже. Вот, значит, и у нас так. Поэтому у нас по собственному желанию почти никто не уходит из театра, а только с большими скандалами. Ну вот. <Откашливается>
  
И, значит, так. Вот э… спектакль следующий, который мы поставили, был "Павшие и живые", спектакль о поэтах и писателях, которые участвовали в Великой Отечественной войне. Одни из них погибли, другие живы до сих пор. Но э… на... в их творчестве просто отражены военные годы. И этот спектакль был одним из наших самых прекрасных спектаклей. Я... я хочу вам сказать, что это первый раз, когда... я думаю так, мож… мне кажется, что после того, как был в тридцатых годах поэтический театр, там, "Синяя блуза", ещё какие-то коллективы, которые пытались делать спектакли по поэзии, потом это было забыто, и мне кажется, что в нашем театре мы это... эту традицию возродили, поэтического театра, то есть, спектаклей, сделанных на поэзии. Но только никто из нас никогда не играет никакого поэта. Мы никогда не делаем себе гримы, не пытаемся быть похожими на него. И если эти поэты погибли, то тем более мы не знаем, как они читали, каков их голос. Так что мы не подражаем манере поэтической данного поэта. Ни в каких наших спектаклях. И это, по-моему, хорошо, потому что ну зачем же прикидываться, быть похожим, скажем, на Михаила Кульчицкого или на Когана, и в то же время... Лучше читать его стихи лучше, и если... Потому что самое... самое чистое лицо поэта — это его стихи, и вовсе... совсем не его внешность. Иногда это, конечно, прибавляет, но, в общем, больше всего стихи. И поэт-то тем... потому и есть поэт, что он индивидуален и ни на кого не похож, и поэтому чего ему подражать, внешним его данным. Поэтому мы стараемся просто хорошо читать его стихи, доносить их до зрителей. И Хмельницкий не похож на Когана, я не похож на Кульчицкого, тем более, дальше я сразу после этого играю в новелле "Диктатор-завоеватель" роль Чаплина, а потом Гитлера. Вот.
  
А потом в самом конце я играю в новелле Семёна Гудзенко. И вы знаете о Семё... Семёна Гудзенко щас книжечка вышла его небольшая снова. Это его дневники, его стихи. Это поразительно, что двадцатилетний человек мог написать такие, ну... такие значительные стихи о войне. На... на сцене Веня Смехов читает от имени Эренбурга, там есть такие стихи: "Ко мне пришёл грустноглазый юноша в гимнастёрке и сказал: я вам почитаю стихи". Эренбург приготовился к очередному испытанию, потому что все тогда писали стихи о танках, о фашистских зверствах и так далее. Но когда Семён начал читать стихи, он развёл руками, потом схватил эти стихи, начал носить их в Союз писателей, во всякие другие организации. И эти стихи напечатали. Он снова его встретил. Гудзенко пережил войну, но потом дали знать себя старые раны, и он погиб в пятьдесят четвёртом году, просто из-за старых ранений. И Эренбург написал: "Было такое чувство, ч… словно его вдруг, через двадцать лет, настиг долетевший с войны осколок". И вот послушайте какие прекрасные стихи писал этот двадцатилетний парень.

mp3 mp3 txt htm 5. Когда на смерть идут - поют... (чтение)

   Вот эти стихи. В этом же спекта...
  
Не на... Я буду делать паузы, ладно?
  
В этом спектакле... я впервые в этот спектакль написал несколько военных песен, и не только военных песен. Я написал туда песню, которая поётся в новелле "Диктатор-завоеватель". Там, значит... Вы знаете, у нас там три дороги, которые иногда закры... зажигаются красным, и по ним уходят умирать герои, как вот, например, там, Коган, который вызвался возглавить поиск разведчиков и погиб, в братской... похоронен в братской могиле на сопке Сахарная Голова. И он уходит по этой светящейся красной дороге назад. А иногда эти дороги освещаются серым, и тогда по ним с двух сторон выходят немцы с закатанными рукавами, бравые и наглые, какими они были в начале войны. Ну как они уходили — тоже все знают, но вначале они надеялись на блицкриг. И я написал для них, играя в этом спектакле, песню. Она называется "Солдаты группы "Центр"".

mp3 mp3 txt htm 6. Солдат всегда здоров...

<Аплодисменты>
  
Ну и вот, когда я начал писать для театра, для сцены, а не на магнитофоны, стали меня просить на… написать несколько песен и в другие театры, в другие коллективы. Я вам должен сказать, я совсем не люблю, когда мои песни исполняют другие, э… ну что ли, ну, не актёры, ну, скажем, ну, певцы. И не потому, что они это делают хуже. Они, может быть, и лучше делают, но не так. Дело в том, что у них там... они обучены вокалу, и всегда сзади оркестр. И меняются номера и свет. И все приходят на концерт. И нет никакой вот такой беседы, которая мешала бы чему-нибудь. Ну вот. Но дело в том, что авторская песня тем и отличается от нормальной, привычной нам эстрадной песни, хорошей или плохой — это неважно, просто отличие я хочу сказать, что она — авторская. Это один человек сделал текст, музыку, взял гитару и сам исполнил. Плохо ли, хорошо ли — но сам. Как он хочет, как он написал. И если сегодня у меня другая аудитория, я могу ту же самую песню спеть по-другому, дать ей другой оттенок, иногда даже поменять смысл, иногда спеть её в других ритмах, иногда — взять да изменить слова, потому что мой текст — чего хочу, то и делаю. Вот. А когда её уже пою... она поётся уже в концертах певцами, это раз и навсегда сделано и, так сказать, может быть, и хорошо, но, во всяком случае, одинаково. Поэтому я не очень люблю, когда певцы поют мои песни. Другие певцы.
  
Но вот когда собратья, так сказать, по драматическому театру — это уже можно. Хотя меня в театр Сатиры — я писал туда песни к филь... к пьесе "Последний парад" — меня всё время звал Папанов, чтоб я его учил как петь. Я два дня походил, но потом смотрю, что не то, что бесполезно, а потом — это глупо. Во-первых, он совсем другой человек. Он... Что я буду его учить — чтобы было смешно? По-моему, это... Вот это смешно. Вот. И мы с ним закончили на том, что я сказал: "Толя, Вы пойте как Вы хотите, пото… потому что это для Вас написано. Я полностью вам доверяю". Но всё-таки они очень хотели, чтобы сохранить манеру исполнительскую, они хотели, чтобы мой голос всё-таки присутствовал в спектаклях. И поэтому мы долго ломали голову, как это сделать. И, например, нашли такой выход из положения. Там приезжают моряки, которые не видели своих друзей. Месяцев шесть они плавали без захода в порты, соскучились. Крепко выпили вечером. Утром встали — у всех головы болят. Ну, они встали так и вместо того, чтоб похмеляться — они включают радио и там говорят: "Передаём утреннюю гимнастику". А театр — искусство условное. Ну и, значит, вместо того, чтобы, там, диктовать упражнения — звучит вот эта вот песня, которую я специально написал.

mp3 mp3 mp3 htm 7. Вдох глубокий, руки шире...

<Аплодисменты>
  
Ну, вернёмся опять к нам. Дело в том, что для меня был... очень памятный для меня есть период в жизни театра. Это когда мы ставили драматическую поэму Есенина "Пугачёв". Вообще должен вам сказать, что э… это было довольно смело, потому что "Пугачёва" уже собирались ставить раньше, и не кто-нибудь, а сам Мейерхольд. И ещё тогда, когда был жив Есенин. Но так как нам рассказывал об этом Николай Робертыч Эрдман, человек написавший прекрасные пьесы "Мандат" и "Самоубийцы", он сейчас уже не живёт, к сожалению, но он общался и с Маяковским, дружил с Есениным, и рассказывал нам историю такого... как… как расплевались Мейерхольд и Есенин. А была эт... было это так. Есенин, кроме того, что он был талантливый, милый, прелестный, он ещё был упрямый и скандальный человек. И он говорил, что ни в коем случае ни одного слова выбрасывать не дам. Ничего, ни одной буквы, ни одной... ни одного слова. Ну и, коне... конечно, Мейерхольд требовал каких-то изменений и так далее. А тот не хотел. Забрал с… пьесу, да ушёл. Ну и вот, прошло какое-то время, мы решили, значит, поставить "Пугачёва". Мы ничего н… не выкинули оттуда, наоборот, даже добавили. <Смех в зале> И... и, значит, у нас в спектаклях есть интермедии, написанные Николаем Робертовичем Эрдманом, и ещё кое-что.
  
Я вам должен сказать, что Любимов Юрий Петрович, наш главный режиссёр, человек, который, на мой взгляд, просто есть номер один в мире, ну, некоторые считают, что в первую тройку, но это тоже, по-моему, не обидно. Вот. Но он ещё наделён и другими... массой других талантов, потому что талант один не живёт, он всегда с чем-нибудь вместе. Он, например... Он пишет. Он много сделал инсценировок, которые идут и в нашем театре, и в Союзе, и теперь уже и не только в Союзе. Но ещё... он ещё и рисует, рисующий человек, ещё с двух рук — с правой и с левой. И вот когда-то, несколько лет тому назад, он мне взял и на песке однажды... мы были в Грузии, на песке нарисовал декорации будущего спектакля "Пугачёв". И они не изменились с тех пор. Он придумал помост, такой деревянный струганный помост грубых досок, который спускается с метров четырёх с задника сцены вперёд, стоит плаха, настоящая плаха с воткнутыми топорами...
  
Не надо. Эту штуку не ставьте, а то я вас не увижу.
  
Вот. Стоит такая э… плаха, воткнуты два топора. Больше ничего нет. На сцене мы играем босиком и по пояс головы... голые, в парусиновых штанах. В общем, ничего лишнего. Цепь лежит на станке. Металлическая настоящая цепь. Воткнуты топоры по краям этого самого... вот этого вот деревянного сооружения. С правой стороны — виселица, на которую вздёргивается иногда одежда дворян, когда восставшие одерживают верх и приплясывая там, значит, в лучах света, вот так вот подрагивает. С левой стороны тоже есть виселица, на которую вздёргивается мужицкая одежда, когда верх одерживают правительственные войска, и когда гибнет восстание. А под ними на... точно под колоколами, которые всё время звонят, стоят три мужика, которые к восстанию не примкнули, и туда не примкнули, и они совсем не понимают, что кругом происходит, и поэтому они говорят, что:

mp3 mp3 txt htm 8. - Кузьма! Андрей!.. (1 куплет)

   Они на троих всё время гадают. Вот. И вот эти стихи — это я написал, значит, для них. <Смех в зале, откашливается>
  
Ну а в это время вот это кровавое восстание, вы знаете, что оно было очень жестоким и кровавым, движется весь этот клубок к плахе. И время от времени эта плаха превращается в трон, она накрывается э… золотой парчой, садится императрица, и топоры превращаются в подлокотники трона. И она, значит, ведёт диалог с придворными. Так что этот спектакль был и очень чистый, и ничего лишнего в этом спектакле не было. Ну а мне там пришлось играть беглого каторжника Хлопушу, монолог, который больше всего, по-моему, из своей поэзии любил сам Есенин. И рассказывали, что когда он читал этот монолог, каждый раз, он читал примерно раз сто пятьдесят за свою жизнь, и даже запись есть на радио, и он каждый раз себе пробивал ногтями ладони до крови, в таком нерве и заводе он читал эти стихи. Я не... не слышал до того, как играл, а потом услышал. И мне было очень лестно для меня, что даже кое-что совпадало у нас. Во всяком случае, такое речеведение, места пиковые совпадали, тож… где я, значит, я их делал и где Есенин. А, может быть, просто потому, что он так написал. И вот э… я знал, что многие люди слышали, как читал Есенин, и поэтому это было, довольно, как говорит... довольно страшно выходить первый раз на сцену. Тем более, что ты... ничего за тобой нет, по пояс голый, босиком. Цепь одна и больше ничего.
  
Я вам покажу щас маленький кусочек из этого... ну, вы знаете, там стоят все пугачёвские сподвижники и не пускают Хлопушу. Приходит человек с вырванными ноздрями, какой-то странный тип, говорит: "Покажите этого человека!" Они ему говорят: “Кто ты, кто, мы не знаем тебя, почему ты здесь ока...?” Думают, что это лазутчик из... из враждебного лагеря.

mp3 mp3 txt htm 9. Где он? Где? Неужель его нет?..

<Аплодисменты, откашливается>
  
После этого спектакля или после другого, я сейчас не помню, ну, друзья везде есть, меня попросили на... чтобы я написал в "Современник" в спектакль "Свой остров", написал несколько песен. И опять был… были эти мучения. Я не хотел давать, говорю: "Как это может? Совсем по другому..." Песни, которые они хотели — я считал, что мне надо исполнять. Ну, наконец, мы нашли выход из положения. И вот я вам хочу сказать, каким образом вдруг иногда песня может поменять абсолютно смысл происходящего на сцене.
  
Ну, например, была там... там происходит одна сцена, где молодой человек хочет жениться — что вполне естественно. Значит что, родители им мешают. Это не естественно, но часто. Ну, в общем, нормальная, банальная сцена. Люди так посмотрели — ну что ж, что будет дальше? Тогда Кваша Игорь уходит со сцены, на которой он присутствует — он там играет главную роль — и как бы отрешаясь от сцены поёт шуточную песню, которая называется "Ис… Одна семейная хроника. Песенка ни про что, или Что случилось в Африке". Это детская народная песня. Под неё хорошо маршировать в детских садах и санаториях.

mp3 mp3 txt htm 10. В жёлтой жаркой Африке...

<Аплодисменты, откашливается>
  
Так что вы прекрасно понимаете, что дальнейшая история этих молодых людей воспринимается с иронией, через улыбку и шутку, чтобы они там не делали.
  
Бывают ещё... В этом же спектакле мы сделали так, что там имеют некоторые персонажи свои песни, а именно — заявки. В самом начале своей роли каждый из них выходит, совсем уходя от сцены, и поёт свою какую-то песню. Дело в том, что это ко многому обязывает, но и многое объясняет. Вместо того, чтоб долго рассказывать, какой это герой, вдруг... лучше выйти на авансцену, театр — искусство условное, взять и спеть, что я — такой-то, такой-то. И вот Игорь Кваша в самом начале поёт песню, которая называется "Я не люблю".

mp3 mp3 txt htm 11. Я не люблю фатального исхода...

<Аплодисменты, откашливается>
<без разрыва>
  
Я совсем забыл. Я увидел, что у вас имела успех песня про животных. Я спою про домашних. "Про Козла отпущения".

mp3 mp3 mp3 htm 12. В заповеднике, вот в каком - забыл...
         

<Аплодисменты, откашливается>
  
Мы продолжали ставить спектакли по поэзии, и продолжали делать своё поэтическое чёрное дело во всех других спектаклях. Значит, одним словом, э… я хочу просто н… немножечко вам сказать о других поэтических спектаклях театра. Это спектакль "Послушайте!" Маяковского, который для меня, например, самого тоже был открытием, потому что в школе нам довольно однобоко Маяковского преподносят. Он у нас всё время "достаёт из широких штанин, дубликатом э… бесценного груза..." И это всё прекрасно. Он, действительно, так это и писал, и... и таким тоже был. Но не только таким. Поэтому у нас Маяковского играют пять человек. Мы никто не пытаемся походить на него, как я уже говорил, внешне. Мы играем различные грани его дарования, его таланта. Он был и печальным, был и ироничным, был и трагичным. У нас в... в спектакле даже есть такой эпизод, когда выходят дети, пионеры, и начинают читать стихи Маяковского, как: "Мы их всех, конечно, скрутим, но всех скрутить ужасно трудно...", "Много всяких мерзавцев ходит по нашей земле и вокруг..." — читали дети радостно. А потом выходит Маяковский и говорит уже по-другому, там:
          "Товарищ жизнь, давай быстрей протопаем
          По пятилетке дней остаток..."

 
  И этот спектакль был сделан очень на… в наивной манере. Ну, например, это в увеличенном виде детские кубики, к... в оформлении. На них написана азбука. И мы из этих детских кубиков очень часто там составляли какие-то предметы, например, так что-то с трубой и написано "печь". И мы на ней садились и читали:
          «Две морковинки несу
          За зелёный хвостик…»
 
  И так далее. И зритель сейчас очень подвижный, очень легко идёт на такие условности, на такую игру, что ли. Ну вот. Этот спектакль о Маяковском, очень дорогой спектакль, когда впервые Маяковского одного играли пять человек. Поэтому бы... поводу было много споров и вне театра, и внутри, потому что каждый из нас хотел отдельно играть Маяковского один. Я считал, что я могу сыграть, Веня Смехов — что он, Хмельницкий — что он, Золотухин — что он. В общем, одним словом, все мы считали, что должен один человек играть, каждый надеясь, что это будет он. Вот. Потом мы бросили эти споры, потому что, правда, спектакль выиграл намного оттого, что там было пятеро Маяковских, а не один.
   Вы знаете, потом по такому же принципу мы, коснувшись Пушкина, к которому вообще трудно прикасаться, потому что... Ну что говорить? Знаете, как даже щас ведущие наши поэты говорят: "Вот был сначал... Есть сначала Пушкин в поэзии. Да. Потом четыре класса пропуска, а потом уже все остальные идут, разобранные на классы". Но четыре класса пропуска есть. И вот поэтому к нему прикоснуться и приобщиться — это и великий риск, и великое дело. Мы сделали спектакль о Пушкине. Опять там несколько человек играют Александра Сергеича. Вернее, не играют, а за него говорят слова, стихи, читают письма. А спектакль очень интересно сделан. Начинается он так. Так как это по письмам, в основном, и по дневникам, и по воспоминаниям, то, значит, на… на сцене вот так... от авансцены до задника идёт светящаяся дорожка, и две шеренги актёров наших под прекрасную песню Окуджавы:

mp3 mp3 txt htm А всё-таки жаль, что нельзя… (2 строки)
         

   Выходят актёры и кидают эти... берут письма и кидают в эту светящуюся дорогу. И письма падают, как осенние листья, и говорятся любимые фразы Александра Сергеича, разные, разные. Смешные, там. Например: "Обманет, не придёт она..." И падает письмо. Падает. И образуется такая дорога из писем. И потом актёры берут из этой дороги письмо и говорят: "Дорогая Наталья Николавна!.." Читают, якобы, письмо к Наталье Николавне. Это такая вот странная форма. Ничего на сцене нет. Два возка, в котором... Пушкин же всё время путешествовал он. То, значит, его куда-то ссылали, то он ещё куда-то ездил. А... И один ещё станок такой, золотой, весь в свечах и в золоте, и в позументах. Этот... этот такой возок, в котором, там, вельможи, придворные и так далее. Он всё время стоит. Его носят. А этот ездит, в котором Пушкин. Вот. Такой спектакль был. Поэтический спектакль о Пушкине. Но это последнее, по-моему, наше поэтическое представление, и я думаю, что мы будем это дело продолжать.
  
Но не только, повторяю, не только на поэзии можно делать поэтические спектакли. Я только один вам пример приведу. Потому что мне-то кажется, что каждый спектакль наш поэтичен и… и каждый спектакль наш можно назвать поэтическим. Потому что ни в одной, например... Вот даже такой пример. Ни... нет такой декорации в нашем театре, в которой можно сыграть другой спектакль. Только этот и больше никакой. Тогда как даже в самых лучших образцах, потому что МХАТ, например, дал замечательные образцы реалистических спектаклей. Ну, например: павильон, окна, стол, стулья. Можно играть Чехова, Островского, Толстого, да ещё десяток. Понимаете? Вот. Мы же, всё делая, даже классику, придумываем... Не мы, конечно. Конечно, это, в основном, главный режиссёр, но мы так, постольку поскольку, кто сколько может привносит, но он всегда делает только для этого, для данного спектакля, для своего... для своего, сам решая, как это будет, что это будет за образ. Поэтому никогда нет повторов и, может быть, там, не нравится. Это понятно. Но скучно быть не может, потому что это всегда в каком-то странном ракурсе, который, мне кажется, только помогает для того, чтобы вскрыть то, чего хочет режиссёр и то, чего хотел автор. Вот. И всегда в наших спектаклях много песен, много музыки и много стихов.
  
И вот в спектакле "Зори здесь тихие", вы знаете, многие из вас смотрели фильм и знают. Ну, вообще это ко... когда умирают люди, человек тем и отличается от других млекопитающих, что он может сочувствовать, сопереживать, страдать за других себе подобных. Поэтому, когда умирают на экране пять девушек, конечно, это страшно, трагично и печально. Но это не выходит за рамки частного случая, который... Ну, прихватывает вас, конечно. Жаль. И так далее. Ну вот, в театре, в котором ничего нет: нет леса, нет болота, никаких особенных звуков там издавать невозможно. Значит, нужно какими-то другими средствами воздействовать на зрителя, чтоб добиться такого же, если не большего, эффекта. И вот представьте себе грузовик, в котором приезжают эти девушки, каму... камуфлированный, замаскированный под лес, как это часто делали во время войны. Потом щиты... он разбирается быстро, этот грузовик, щиты его вздёргиваются на троса, начинают покачиваться, даётся свет, поют птицы. Это уже лес. Он тоже ведь был раньше лесом, этот грузовик. Вот он возродился. Он стал лесом. Он камуфлирован под лес. И на каждом этом щите, скажем, когда умирает девушка, щит начинает вращаться вместе с ней, звучит хорал. Звучит хорал, потом она уходит. Пустой щит продолжает вращаться один, и звучит её тема, её песня любимая. Вероятно... Вероятнее всего, это русские песни, там, и под музыку, либо под гитару, какой-то одинокий голос начинает петь. На пустом вращающемся щите. И вот я вам скажу: эффект от этого невероятный. Это уходит... выходит за рамки просто частного трагического случая и доходит до настоящей высокой трагедии.
  
Вот, таким образом, такими условными средствами, при помощи музыки, текста и песни можно в театре даже так воздействовать на зрителя, что я много раз бывал в зале и могу вам сказать, что нет ни одного человека, которого бы это не проняло. Мужчины, там, посмаркиваются, женщины, некоторые, в голос рыдают, и так далее. Вот. Так что, вот видите, как... Это всё... всё… всё на одну... всё… всё я на одну мельницу пытаюсь лить воду, про то, что всегда прекрасно, когда театр поэтический, даже если он работает на нормальной драматургии. Вот.
  
Я в заключение рассказа о театре и о работе своей в театре, и о поэзии в театре, хочу вам спеть одну песню, которую, может быть, вы не знаете, даже наверняка не знаете, потому что она новая. И это совсем для меня была новая ступень в моей работе в спектаклях. А именно, я написал эту песню ещё до того, как она стала ставиться в театре. Просто мой друг Эдик Володарский дал мне пьесу и говорит: "Напиши туда пару песен". Мне понравилось, я написал. Тогда он взял и изменил несколько сцен. Вот такая вот работа, мне кажется, что самая плодотворная — когда вначале... когда уже текст зафиксирован, когда его не надо втискивать в готовое сделанное произведение. Хотя и так можно, но лучше если это будет в начале вместе с пьесой. Я хочу вам спеть песню, которая называется "Песня о погибшем друге". Это не та песня, которая в пластинке — "Почему всё не так". Это другая песня. Это песня о погибшем лётчике. Он на самом деле существовал. Погиб он в сорок третьем году во время великой битвы воздушной за Кубань. Э… Это была гигантская битва. С каждой стороны принимало участие, там, по две тысячи самолётов. Вот. Рассказывал мне об этом парне, о котором я написал, друг моего отца, ныне живущий человек, бывший лётчик. Вот. И меня часто спрашивают, почему я так много о войне пишу. Ну, по-моему, это даже и нечего спрашивать. Война всегда будет такое гигантское потрясение, оно всегда будет нас всех нервировать и волновать. И все, кто умеет держать ручку в руке и чего-то такое придумывать, обязательно будет возвращаться к этой теме. А потом — мы же ведь не воевали, но мы довоёвываем и, э… наверное, это просто от комплекса, оттого, что не удалось ничего доказать там. Значит, мы пытаемся это сделать сейчас. И поэтому я всегда пишу от первого лица. И поэтому мне всегда приходят письма: "Не тот ли Вы самый Владимир Высоцкий, который, там, в сорок втором..." и так далее. Нет. Это не тот безусловно. Но, может быть, и тот, потому что я… я пишу "я" от имени совсем других людей. Наверно, вкладываю в них свою частицу и беря от них что-то для себя. Вот послушайте песню.

mp3 mp3 txt htm 13. Всю войну под завязку я всё к дому тянулся...
.

<Аплодисменты, откашливается>
  
Спасибо вам большое, дорогие! Спасибо.
  
Ну что? Вот, теперь немножко про кино. Дело в том, что я… я в кино давно работаю уже и как автор, и в начале я в кино всё время... меня просили, чтоб я... А вот, смотрите, гитара висит. Ну-к чё она там? И начинаешь чего-нибудь там напевать. Я всё время играл всё, в основном, матросов, солдат таких, которые всё шутили, такие двусмысленные шуточки отпускали по адресу своих знакомых. Но потом как-то времена переменились, вероятно, в связи с песнями, что ли.
  
Пригласил меня Витя Туров в свою картину, которая называлась "Я родом из детства". Первую песню "Братские могилы", это я туда писал, специально для этой картины. И, значит, должен был я там играть тан... танкиста, лейтенанта уже, который горел в танке и седой человек в тридцать лет, с искалеченным лицом вернулся домой. Имеется в виду, что этот сам парень пишет песни, вероятно, там, для себя. Не песни, а стихи. Играет на гитаре. Почему нет? И он возвращается домой, берёт свою запылённую гитару и чё-то там сидит, себе под нос напевает. Вот.
  
А вообще-то, в эту картину я много песен написал. И мы им нашли странные места. Например, вдруг во время сцены с Ниной Ургант, которую мы там ведём вдвоём, пластинку заводит и я там пою. Вы помните, да? Я писал такую... Она на пластинке была.

mp3 mp3 txt htm 14. В холода, в холода...

<Опущен 1 куплет>
  
Или вдруг на рынке, на базаре, инвалид моим голосом поёт песню:

real mp3 txt htm 15. Всего лишь час дают на артобстрел... (1 куплет)

   А потом в самом конце звучит голосом Марка Бернеса песня "Братские могилы", с которой была странная история, потому что после этого кино... Вы знаете, она звучит, когда около стены, выщербленной пулями и снарядами, на братские могилы кладут цветы и зелень какие-то неизвестные заплаканные женщины. И мы получили письмо от одной женщины, она больная, она с сорок второго года потеряла память, потому что на её глазах расстреляли двух сыновей. И она прислала нам письмо и написала: "Я узнала, это... это место. Это было там, где погибли мои два мальчика". Этого места не было. Мы его построили в кино, сами сделали, но вот такое было на неё воздействие, вот этими самыми с… музыкой, стихами, да ещё голос Бернеса, вроде из тех времён, понимаете? Женщины... это вот изображение на экране. Что она подумала, что она это помнит и видела.
  
Вообще в… в кино работать и интересно, но в то же время значительно труднее, чем для театра, потому что театр — это дело живое, сиюминутное. Ты можешь сейчас же что-то изменить, переменить строки, переменить музыку, вставить в другое место, сократить, увеличить, что угодно. А это дело уже сняли и всё. И больше ты никуда не денешься. Матерьял сделан. Нет возможности его снова, снова, снова, снова переснимать. И иногда получаются такие истории, когда вдруг не вписываются песни, когда снят весь матерьял. И ты работаешь, работаешь несколько месяцев впустую. Тебя успокаивают, говорят: "Володя! Ты понимаешь, твои песни лучше, чем матерьял". Вот. Но это такие успокоения. <Смеётся> Вот. Но это бывает, бывает. И последнее время у меня было это неоднократно, поэтому я всегда теперь очень осторожничаю перед тем, как работать... когда мне предлагают работать в кино.
  
Когда мы делали фильм "Вертикаль", я совсем не предполагал писать туда песни. Мы поехали в горы, и просто режиссёр говорит: "М… если захочешь — напишешь, не захочешь — не напишешь". И вот однажды, во время занятий на леднике, когда... Мы же ведь должны навыки все приобретать. Мы ходили в отриконенных ботинках там, прыгали через трещины. И вдруг бежит какой-то человек, который говорит, что там потерпела... э… ну, в общем, случилась беда и... какая бе... катастрофа, потому что погиб человек. Э… Это был... команда ЦСКА шла на штурм пика Вольная Испания, и один... Они вышли в три часа дня, а, вы знаете, там снежок подтает от солнца, и начинают идти камни. И камнепады примерно в три–четыре дня. А они вышли раньше, потому что они хотели раньше, на много часов раньше быть на вершине, чем предыдущая группа. Ну вот. Их побило сильно камнями.
  
И я потом не... не именно из-за этого случая... Вот говорят: "Почему вы написали это?" Да ни почему! Просто написал и всё. Но, вероятно, когда-то какой-то случай как-то действует на тебя и что-то откладывается. И я потом через некоторое время написал песню "Здесь вам не равнина", у которой совсем странная судьба. Она и печальная, и в то же время длинная, потому что слова из этой песни, у меня есть несколько фотографий, их стали выбивать на камнях и ставить на могилы погибших альпинистов. Там, например, пишут: "Тот камень, что покой тебе подарил..." Или там: "Другие придут, сменив уют на риск и непомерный труд..." Так что вот песня продлилась. Сначала так была написана, попала на экран, потом попала на эти камни. Вот. Потом на пластинку. Вот у неё такие... С разных сторон она как-то. Вот я продолжаю писать песни о горах, об альпинистах и для кино, и для себя, и просто так.
  
А когда песни, скажем, не входят в картину, как было не так давно в картине "Бегство мистера Мак-Кинли". Вот смотрите, какая тоже странная вещь. Мы сделали... я сделал туда девять баллад. Когда мы снимали, почти до самого конца не было никакого сомнения, что все эти баллады будут, и что я их буду петь в кино. Потому что должен был я играть там роль такую, Автора, что ли, который всё время будет вести действие. Он всё время должен там везде появляться, везде петь, вроде бы комментировать, двигать действие. И даже интервью давал Швейцер, где его спросил журналист: "А не забьёт ли у вас Автор роль главного действующего героя, которого играет Банионис?" А Швейцер говорил: "Нет, не забьёт. Они такие разные". И так далее. Ну и что же, значит, в результате случилось. Посмотрел я кино, вот такими буквами метровыми было написано на… на "России", что, мол, вот этот самый, там, Высоцкий, баллады. Вот. Я посмотрел, там вместо девяти — полторы. Более того, там есть-то всего один эпизод и эти полторы баллады. Поэтому люди, которые хотят... хотели послушать, чего же я там натворил, они ничего не услышали. Хотя перед этим был ролик даже рекламный. Он сделан был на целой моей песне "Баллады об уходе в рай". А получилось следующее. Когда посмотрели матерьял — он был очень серьёзным и значительным, а песни мои были ироничные или трагичные. И поэтому они не вошли, не вписались в этот матерьял. И как их не ставили, как их не крутили — ничего не получилось. Что-то там человек надрывается, а здесь медленно разворачивается действие очень серьёзное. Поэтому они так и не вошли. Вошли то, что было самое-самое необходимое. Мне досадно, вы себе не представляете как, потому что я работал. Ведь я же писал, во-первых, это не про нас, а про них. Да ещё не про сейчас, а про будущее. Вы можете себе представить? Ну вот. И я хочу вам одну из баллад, которые не вошли в эту картину, я хочу вам показать. Хотите, нет, <неразборчиво>? <Редкие плодисменты> "Баллада о том, кто не дожил... не дожил".

mp3 mp3 mp3 htm 16. Кто-то высмотрел плод, что неспел, неспел... 

<Аплодисменты>
<—>
  
 ...<неразборчиво> этого самого... из дорожнего такого санатория, в котором он должен лежать, он только хотел туда зайцем прони... проникнуть <неразборчиво> он попадает на свалку и там м-м… значит... А там в это время репетирует какая-то группа во главе с певцом Биллом Сиггером, которого я играю в этом фильме. Вот. И они поют вот такую песню:

mp3 mp3 txt htm 17. Вот это да! Вот это да!..

<Изменён порядок, часть опущена>
   Часто спрашивают, почему я не пишу сказок сейчас. Что вот, мол, раньше ты писал сказки. И я даже выяснил у ваших товарищей, которые помнят, когда я пять лет тому назад к ним заезжал, я пел сказки. Ну что же, можно и так. Вот я, например, я теперь не пишу просто сказки, придумывая им сюжет и так далее. Я, например, пишу куплеты всяким сказочным персонажам. Вот, например, в фильме "Иван да Марья" были такие сказочные персонажи — леший, ведьмы, бабы-яги, Соловьи-разбойники. Вот. И я, значит, написал для них несколько всяких, как мне кажется, смешных историй. <?монтаж> Ну вот, например, "Серенада Соловья-разбойника".

mp3 mp3 mp3 htm 18. Выходи, я тебе посвищу серенаду!.. (3 куплета)

   А потом поёт ещё Нечисть такие куплеты, например.

mp3 mp3 txt htm 19. - Я - Баба-Яга, вот и вся недолга...

   И так далее!
<Аплодисменты>
<—>
   ...<неразборчиво> в кино и так далее, какой большой интерес у зрителей к тому, что происходит вокруг экрана, рядом, там где-то по ту сторону. И обычно киношники работают с роликами, показывают там часа полтора ролики, потом пятнадцать минут рассказывают, как он в данном кадре, их кто-то либо ударил, либо кто-то подскользнулся, либо сколько дублей было, и что было смешного. Это всегда интересно. Я понимаю. <Монтаж> И, значит, вместо того, чтобы рассказывать, я работаю без роликов, потому что я считаю, что это-ка немножечко нехорошо. Но это уже было сделано раньше, давно, чё ж тут выходить? Лучше пойти в кино. Вот. Надо расплачиваться чем ты можешь. Вот выходишь на сцену и делаешь, чего можешь сейчас, а не то, что раньше было. Ну, это, Бог с ним, это неважно. Кто как работает, это пожалуйста.
   Я только хочу вам сказать, что вместо того, чтобы там рассказывать про всякие случаи, которые были в кино, я вам спою песню. Дело в том, что существует такой актёр, которого звать Шон О'Коннери. Он играл Джеймса Бонда, супершпиона, супер… супермена и суперагента Джеймса Бонда, агента 07, который действовал в фильмах, снятых по романам Яна Флеминга, по многочисленным романам и так далее. Он очень популярный человек. Он там ну... ну удивительно популярен и так далее. Ну, вы знаете, что там такое популярность. Это значит с телохранителями ходит. Никуда не выйди, а то разорвут. И его, вот этого самого человека, Шона О'Коннери, пригласили к нам сниматься в фильме "Красная палатка". Он ехал сюда и думал: "Ну, тут-то уж его точно совсе...". В общем, что он больше никогда не вернётся домой. Сошёл с
самолёта. А его тут никто и не знает, никто этих фильмов не видел у нас. Ну, он ходил спокойно, свободно, нормально дышал. Значит, никто его не трогал. Пуговиц не рвали с него. Вот. И он заскучал, потому что привычка к низкопоклонству-то есть уже. И он как-то говорит: "Надо организовать встречу, там, что-нибудь". Ну, организовали, там, встречу, он накупил в "Березке" всяких напитков иностранных, поставил всё. И всех развлекал по-американски. А никто по-американски не понимал. А вообще, он, надо вам сказать, такой в жизни респектабельный, пятидесятилетний, уже, в общем, не молодой человек. Лысеющий, седеющий, очень милый. Вот. Но не больше. Вот. И поэтому никак он пр… впечатление не произвёл. Все всё съели, выпили да ушли. <Смех в зале> И он сидел около разрушенного стола и всё говорил: "Да, таинственная страна!"

mp3 mp3 mp3 htm 20. Себя от надоевшей славы спрятав...

<Аплодисменты>
   У меня есть намерение сделать несколько программ. Ну, одна из них будет, вероятно, спортивная, другая будет программа "Песни-профессии". Я думаю, что у меня уже на целый... на… на… на целый концерт наберётся. Я хочу вам спеть песню, которую вы не знаете, но которая написана мною для фильма о шоферах... шофёрах-даль... дальнорейсовиках. Называется она "Случай на трассе".

mp3 mp3 mp3 htm 21. Я вышел ростом и лицом...      

<Опущен 1 куплет>
<Аплодисменты, откашливается>
  
Ну что же. У некоторых песен бывает тоже такая... существование странное. Я, например, написал песню, которую щас вам покажу, а потом она попала в наш спектакль. Мы её исполняем, правда, вдвоём с актрисой. Но я щас буду один за двоих. Называется это "Диалог у телевизора".

mp3 mp3 txt htm 22. - Ой, Вань, смотри, какие клоуны!..

<Аплодисменты>  
   Был такой фильм лет восемь тому назад. Назывался он "Срочно требуется песня". А фильм этот сняли научно-популярники из Ленинграда во время какого-то выступления в каком-то клубе э… представителей авторской песни. И я туда попал тоже, в то время ещё как начинающий, вот с такой песней:

mp3 mp3 mp3 htm 23. А у дельфина взрезано брюхо винтом!..

   Всё!  
<Аплодисменты>  
   Два часа по сорок пять минут - всё нормально. Значит, что я хотел вам сказать - большое вам спа... Ну, я знаю, что у вас всегда хорошо, я ещё приеду.
<Аплодисменты>

Наличие фонограммы: 001 , 005 , ___ , ___ .
Наличие стенограммы: ___ , ___ , ___ , ___ .
Служебный блокнот: html | txt | doc | ?
Блокнот: html | txt | doc |

        Появление сообщений об ошибках при обращении к файлам RealAudio, mp3, txt означает, что к серверу, на котором размещены эти файлы, нет доступа. Повторите запрос спустя некоторое время или на следующий день.
        Об ошибках в работе сайта Вы можете сообщить нам по e-maill .

        Если Вы располагаете любой информацией об этой записи (воспоминания очевидцев, недостающие песни, песни в полном объеме или с лучшим качеством, отсутствующие комментарии, фотографии, публикации с упоминаниями и т.д.), пожалуйста, свяжитесь с нами по e-mail :

Ваши уточнения, дополнения, замечания о записи 00_0505
- На первую страницу сайта - - Обратно -
На первую страницу |
К оглавлению | сайта
Последнее обновление:  06 января 2022 г. +  Counter CO.KZ
Владимир Высоцкий Vladimir Vysotsky Vissotski Vissotsky Visocki Visotski Visotsky Visotskiy VVysоckij
Wladimir Wysotsky Vysockij Vysockiy Vysotski Vysotskij Vysotsky Wisocki VVysockij WSVVb1SS0CKiY