- Back - Код: 00_0502
Владимир Высоцкий
26 января 1976 года.
Московская область, Пушкинский район, г. Ивантеевка /ул. Первомайская, д. 13/
клуб имени 1-го мая.

Длительность записи: 84 минуты.
Организатор: Павел Захаров.
Оцифровка - Николай Цанков /Болгария/
Стенограмма - Алексей Еськов.

mp3 mp3 txt htm 1. Не славы и не коровы...

<Аплодисменты>
  
И ещё одно стихотворение из этого спектакля:

mp3 mp3 txt htm 2. Провала прошу, провала... (чтение)

   Был у нас ещё один поэтический спектакль по поэзии Вознесенского, который, к сожалению, сейчас не идёт. Называется он "Берегите ваши лица". Ну, он должен... он был, значит, оставлен на доработки. Там было очень много новых его стихов. Это был очень красивый изобразительно спектакль, необычайно лиричный, поэтический и в то же время очень такой резкий.
  
На сцене был сделан нотный стан. Такой светящийся занавес, и пять штанкетов, опущенных под углом, и на просвет они давали точное ощущение нот. И мы сидели на них в чёрных костюмах, на этих нотах, поджав ноги, и под мою песню <читает>:

mp3 mp3 txt htm 3. Я изучил все ноты от и до... (1 куплет)

   Мы там менялись на этом самом стане. И этот стан превращался то в трибуны стадиона, на которых мы сидели. И потом я там играл старуху, и собирал после матча бутылки, которые оставались. Вот. Был очень красивый спектакль, но он ещё, к сожалению, пока не идёт. Но надеемся, что когда-то мы к нему вернёмся.
  
Потом... и спектакли так как-то нам пришлись по душе, что очень быстро, буквально через год, по-моему, после "Антимиров" мы поставили спектакль под названием "Павшие и живые". "Павшие и живые" — спектакль о поэтах и писателях, которые погибли в Великой Отечественной войне, либо просто участвовали в войне, остались живы, но так или иначе на их творчестве лежит печать военных лет. Это из живущих ныне Самойлов, Слуцкий, Межиров, Симонов. Из погибших — Коган, Кульчицкий, Багрицкий. Там была у нас новелла о Казакевиче. В общем, много-много авторов, которые, значит, причастны своим творчеством к войне. И этот спектакль для меня был не только интересен тем, что я там играл несколько ролей.
  
Ну, вы знаете, у нас театр странный. Дело в том, что у нас не бывает так, что один человек, скажем, назначен на роль. Бывает и так, но реже. А в основном, мы играем помногу ролей в одном и том же спектакле. В "Десяти днях", например, "которые потрясли мир" я играю восемь ролей, и там: и Керенского, матроса-часового у Смольного, в Рожах болота, "Руки отцов города", "Тени прошлого". И только успеваешь бегать в гримёрную переодеваться, и беспокоишься о том, как бы не перепутать костюмы. У каждого из нас целый ворох костюмов. Театр маленький. Щас он реконструируется. Всё это лежит в куче. Мы бегаем, ругаемся. Но всё-таки что-то получается. Вот э... И в этом спектакле "Павшие и живые", о котором я вам рассказывал, я играю сразу несколько ролей. Сначала я играл поэта Кульчицкого, потом перешёл и стал играть в новелле "Диктатор-завоеватель" Чаплина, а потом — Гитлера.
  
А потом, в самом конце, я читаю там замечательные стихи, которые написал э… умерший уже после войны, как о нём сказал Илья Эренбург, это Гудзенко Семён, он сказал, что "было такое чувство, когда он умер, что его вот теперь, через десять лет, настиг долетевший с войны осколок". Это один из самых прекрасных поэтов военных лет. Я хочу вам почитать его стихи.

mp3 mp3 txt htm 4. Когда на смерть идут - поют... (чтение)

   Этот спектакль ещё был для меня интересен тем, что я туда впервые за всю свою жизнь написал официально, как говорится, песни для этого спектакля. Там есть несколько моих песен. Одна из них называется она "Солдаты группы "Центр"", поётся она, когда вы... в новелле "Диктатор-завоеватель", я играю Гитлера, а по двум боковым дорогам спускаются немцы с засученными рукавами, с автоматами, и, значит, поют вот эту песню:

mp3 mp3 txt htm 5. Солдат всегда здоров...

<Аплодисменты, откашливается>
  
Потом пошла у нас целая серия — поэтический спектакль. Это были спектакли о Маяковском, который называется "Послушайте". Там было э… вместо одного человека, который должен был изображать Маяковского, пять, которые изображали различные его грани. Одну из этих граней я тоже играл. Сейчас я вышел из этого спектакля. Играет другой актёр. Но он всё равно очень мне дорогой спектакль, потому что тогда мы все прикоснулись к Маяковскому совсем по-другому, совсем не по школьному. И выяснилось, что многие стихи, которые мы привыкли слышать такими бравурными, звучащими очень так невероятно жизнерадостно и оптимистично, они, оказывается, не только такие, но и печальные. И вдруг стихи:  
         «Товарищ жизнь!
             Давай вдвоём протопаем
             По пятилетке...»
  
  Это вдруг он, оказывается, читал... оказывается он, рассказывали нам люди, которые его видели, что он это читал очень печально и задумчиво, и так далее. Ну вот. Был немножечко другой Маяковский со сцены показан зрителям. Вот эти поэтические спектакли, я думаю, привлекли особое внимание к театру, и, конечно, естественно мы должны были это продолжать, и хотели это продолжать. И вот, значит, во время бол... болезни Юрий Петрович Любимов придумал поставить спектакль по драматической поэме Есенина "Пугачёв". Дело в том, что Есенин, когда написал эту поэму, её хотел ставить Мейерхольд, и было много-много разговоров по этому поводу. Мейерхольд всячески просил... просил её переписать и сократить. А Есенин был человек упрямый, настырный, пьющий. Вот. Поэтому с ним трудно было как-то спорить. И поэтому он никак не соглашался исправить ни одного слова. И у них был конфликт. И, в общем, короче говоря, эта постановка не увидела света. Но злые языки говорят, что вероятнее всего, что и Мейерхольд не... не точно нашёл форму для этого спектакля, поэтому он её и не поставил. Ну а мне кажется, что Любимов сейчас, э… когда поставил этот спектакль, он, по-моему, нашёл идеальную, ну, просто настолько чистую, законченную, очищенную форму. Я до сих пор считаю, что это самый чистый спектакль. Он поразителен, графичен, он э... в нём нет ничего лишнего, и ничего не не хватает в нём. Вернее, всё-таки, мы, конечно, ничего там не убирали, а, наоборот, добавили. Замечательный наш драматург советский и киносценарист, и писатель замечательный Николай Робертыч Эрдман, покойный ныне, удивительный сатирик и... ну удивительный тип, вот э… он, значит... он написал несколько интермедий, и которые играются в двух местах во время этого спектакля. Значит, начинается спектакль с того, что стоит плаха, в неё воткнуты два топора. Выходит шут... два шута, втыкают два топора, в таких колпаках, из бумаги сделанных с колокольчиками. Вот. И ставят... там есть такие три мужика сбоку, которые стоят под колоколами, и всё время гадают на троих. И никак не могут понять, что это там происходит. И там всё они… всё время они поют тексты:

mp3 mp3 txt htm 6. - Кузьма! Андрей!.. (1 куплет)

   А потом уж надо пить на одного, потому что не берёт одна, все, значит. Потому что всё время идут смерти, кровавый этот бунт, жестокое это восстание, кроваво подавленное. И подымается каждый раз после смерти... Это всё условно решённый спектакль. Мы играем полуголые, в парусиновых штанах, целая эта команда. Стоим на этом станке. Все присутствуем во время действия, всё время там. У нас есть цепь, в которой, значит, люди запутываются, попадают, когда там арестовывают они, предают Пугачёва, они ему завязывают руки этой цепью, он стоит вот с такими руками на коленях на сцене. Меня этой цепью кидают из стороны в сторону. Я играю Хлопушу в этом спектакле. В общем, одним словом, это спектакль жёсткий, как его и написал Есенин, и некоторые поэты теперешние считают, что по поэзии это слабее многих произведений Есенина, его драматическая поэма "Пугачёв". Ну, мне так не кажется. Там есть такой напор невероятный и такая сила, и он даже пользуется некоторыми поэтическими приёмами, Есенин, для подчёркивания, он… он, например, повторяет слова, он говорит: "Послушайте, послушайте, послушайте..." Вдруг три раза одно и то же слово он у... употребляет. И это, мне кажется, что форма вот этого деревянного помоста, спускающегося к плахе, стоит плаха, воткнуты два топора. И вдруг выходит двор, выходит императрица, накрываются эти два топора парчой, она делает из этих двух топоров подлокотники, садится на них и начинает беседовать с двором. Там идёт очень комедийный, интересный текст, написанный Эрдманом. А потом опять это восстание, которое катится как клубок, вот эти тела к плахе. Каждому из нас сделана своя смерть. И... Но почти все скатываются к плахе. Мы, правда, моемся после этого, потому что станок грязный. Вот. Его мажут канифолью всячески. И мы этот спектакль сначала очень не любили, потому что играть трудно. Всё время ноги в занозах, всё время разбиваешься. Топоры — на некоторых они падали. Топоры настоящие. Цепью меня избивали до полусмерти одно время, потому что все стараются, что нужно вот так ударить цепью. Наконец мы придумали, чтобы они толкали цепью, а не ударяли. И наконец, сейчас, когда этот спектакль стал идти реже, я даже не знаю, из каких соображений, может быть, просто большой репертуар у нас, мы по нему скучаем все. И он нам очень любимый спектакль, и я думаю, что он будет ещё долго-долго идти, и надеюсь, что он будет идти долго.
  
Я играю в нём Хлопушу. И почитаю... Хотите, вам моно… монолог почитаю Хлопуши, который больше всего любил Есенин, по-моему, из всей своей поэзии. Читал он его около двухсот раз. Есть воспоминания об этом. И Горький, например, говорил, что он видел, когда Есенин читал ему эти стихи, то… что он себе ногтями всегда поч… до крови пробивал ладони, так он нервничал и волновался, когда он читал монолог Хлопуши.

mp3 mp3 txt htm 7. Сумасшедшая, бешеная кровавая муть!.. (чтение)

<Аплодисменты, откашливается>
  
Ну вот, что ж. Поэтические спектакли у нас продолжаются. Мы поставили спектакль по э… Александру Сергеичу Пушкину, который называется "Товарищ, верь!". Спектакль этот удивительный. Так, и на сц... Вы знаете, я всё время говорю "удивительный", это правда так. Ведь даже для нас самих, участников этого... этих спектаклей, каждое новое... каждое новое зрелище, оно для нас удивительно. И бывают такие моменты, когда до самого конца, почти до самой премьеры, полное ощущение провала. Что ничего не произойдёт. И бывает так, что мы иногда, чтобы не говорить нашему главному режиссёру, уходим, побывав на репетиции. И вдруг, ты приходишь и видишь чудо: за две–три буквально репетиции делается полностью спектакль.
  
Так было, например, со спектаклем "А зори здесь тихие". Спектакль, который, вы знаете, он получил там и премии какие-то, и о нём очень много говорили. И многие люди считают, что он значительно сильнее, чем фильм. И я так считаю, потому что у нас на сцене, нету, к сожалению, нас не поддерживает природа, натура, лес. Нету живых, так сказать, действий, событий и так далее. И в условной манере, вот, грузовик, покрашенный, камуфлированный, замаскированный, как во время войны, вдруг превращается в лес, висит на таких э… на проволках, покачивается, и светом создаётся полное ощущение деревьев и леса. И из-за этих щитов появляются немцы, и уходят обратно эти погибшие в конце девушки. И вот тогда вдруг на одной из репетиций... Вот что значит поэтический театр — это же пьеса, проза, вернее, даже, повесть. И Любимов очень часто берёт повесть, чтобы ставить её вместо пьесы, потому что, ну, правда, наша проза выше, чем наша драматургия. Тут, как говорится, чего греха таить. И поэтому мы сами делаем вот такие представления уже просто из прозы, из повести.
  
И вот в какой-то момент, когда мы пришли на репетицию и увидели, что он после каждой гибели вдруг начинает... уходит девушка, и остаётся вращающаяся вот эта доска, со светом, и звучит хорал, а потом какая-то русская песня. И вот это по... подняло спектакль на такую невероятную высоту и до... достигло настоящего трагизма, и вышло за рамки частного случая, страшного, конечно, гибель этих девушек и так далее, молодых, но это подня... поднялось до настоящей трагедии. Вот как элементы поэзии входят даже в спектакль просто драматический не... не... построенный не на поэтическом материале.
   Ну потом спектакль о Пушкине, где поются некоторые песни Булата, например, помните, вы, да, эту песню:

mp3 mp3 txt htm 8. А всё-таки жаль, что нельзя... (2 строчки)

   Это начинается с этого спектакль. На дорогу, которая... высвечена сцена, сыпятся письма и говорятся любимые фразы, реплики Александра Сергеича Пушкина. Вот так вот входишь в этот спектакль. Потом каждый... кто-то берёт письмо и начинает его читать. Потихоньку, потихоньку, потихоньку вырастает вся это, ну не вся, конечно, потому что это невозможно, эта невероятная фигура — Пушкин.
  
Я думаю, что поэтические спектакли у нас будут продолжаться, потому что был спектакль и по произведениям Евтушенко, назывался "Под кожей статуи Свободы". А поэты — они всё-таки появляются редко, но всё-таки появляются. А поэзия всегда, всегда, всю жизнь и в России, и сейчас в… в нашей советской... в советском искусстве в литературе всегда во главе, как вы, помните, кого токо ни возьмёшь, у нас... у нас и проза навер... удивительная, гениальная проза, но почему-то мы всегда, как-то, когда говорим о поэтах, их всегда социируем со словом "гражданин". Это безусловно. И поэтому, вероятно, такой интерес к поэзии неослабевающий, как ни в одной стране мира, такой же и у нас. И, конечно, театр на это откликается и будет откликаться и дальше.
  
Значит, в заключение моего небольшого рассказа о поэтическом театре я хочу вам спеть песню, которую я написал так. Я... я пишу песни совсем не для чего-то. Я пишу по заказу, но, я потом об этом немножко расскажу. Я пишу для какого-то фильма, мне заказывают. Но вообще стараюсь даже не читать сценарий, а просто разговариваю с режиссёром, спрашиваю примерно, что бы хотелось, а потом уже делаю своё. И всегда получается, к сожалению, иногда для меня, что получается фильм иллюстрациями к моим песням. Чего бы мне не хотелось. Ну, так, к сожалению, случается, поэтому иногда песни вырезают, потому что фильм должен идти. <Оживление в зале> Вот. Ну а... а... ка… я о чём, значит, это... о чём бишь я.
  
Значит, я хотел вам спеть песню, которую написал я действительно просто так. Вы знаете, что я пишу очень много песен на военные темы. И продолжаю это делать, и, вероятно, буду это делать до тех пор, пока живой, потому что это — темы вечные, она никуда не уйдёт. Нам не пришлось, как говорится, держать ни это, а металлическое, похожее на эту вот, так сказать — со стволом, но мы, некоторые люди, которые могут писать и выражать словесно, так сказать, и в стихах своё, мы как бы довоёвываем, вот, и пытаемся песнями своими, чтобы это не... не уходило, и как мы себе представляем войну. Дети мы военных лет. У всех есть смерти в семьях, все... всех она коснулась, и, я думаю, что э… люди, которые были на.... на грани риска, на.... за шаг или за полшага до смерти, они всегда интересны и всегда будут предметами искусства. Верно? Вот.
  
И я поэтому хочу вам спеть песню, которая называется "Мы вращаем Землю". Она сейчас идёт в нашем спектакле. Бывает и так: я напишу, а потом её Любимов возьмёт в спектакль. И вот в последней нашей премьере, в одной из последних премьер, которая называется "Пристегните ремни", когда идут ретроспекции в войну, там часто идут военные песни, и рядом с такими гениальными песнями как э… "Друзья сож..." "Враги сожгли родную хату" и м-м… песня, э… там, по-моему, "Тёмная ночь" немного поётся, и песни Окуджавы, и идёт песня одна, я её сам пою в этом спектакле, одетый… в полной выкладке солдатской, с автоматом, пою эту песню:

mp3 mp3 txt htm 9. От границы мы Землю вертели назад...

<Аплодисменты, откашливается>
  
Спасибо. Благодарю вас.
  
Эта песня пото... она, у неё такая вдруг странная жизнь, у этой песни. Написал я её, правда, совсем случайно, будучи в горах. Я снимался в фильме "Плохой хороший человек", и вот однажды, значит, пока мы дожидались съё... съёмок сцены "Дуэль" и ждали погоды, как всегда киношники, в горах был страшный дождь со снегом мокрым, жуткая погода, а внизу было двадцать пять градусов жары. И все норовили спуститься вниз купаться, но вынуждены были сидеть в зимней одежде в автобусе и ждать погоды. И вот в этот самый мрачный момент, когда надо было утром улетать, а ещё ничего не снято, пришла мне на ум вот такая вот история, значит, написать стихи вот о... о людях, которые вращают, значит, эту самую Землю. Написал я её. Потом она вдруг... мне предложили сделать пластинку. Предложение было странное для меня, потому что они редко поступают такие предложения, и я, значит, сказал, что я согласен сделать эту пластинку, и даже там удалось нам... Там было несколько песен из спектаклей, и единственная песня не из спектакля, это была вот эта "Мы вращаем Землю".
  
А после того, как я стал э… писать песни и стихи в спектакли нашего театра, мне стали предлагать хорошие люди из других мест тоже, чтоб я писал и к ним в театры, и к ним в спектакли. И вот из таких вещей у меня есть несколько песен. Значит, некоторые из них звучат в спектакле театра "Современник" "Свой остров". Там их поёт Кваша, потому что я ж не вездесущий, я не могу же перебежать со сцены на сцену и играть, значит, везде сам. Хотя жутко не люблю, когда мои песни поют другие люди. Вы знаете, совсем не потому, что они поют хуже. Нет, неправда. Они поют, может быть, и лучше. Но не так. Вот. А так как э… м… моё, то, что я делаю — авторская песня любая, звучащая или в кино, или в театре, или просто на концерте — это есть единое целое, когда я сам придумал, сам написал текст одновременно с музыкой, я никогда не пишу отдельно, чтоб подбирать музыку и текст. У меня ритм есть уже в голове, потом я пишу стихи, ну а м… музыка — вот на людях я пою десять–пятнадцать раз, и вдруг получается музыка сама по себе. Очищается, разные варианты я пробую. И я сам пою. Я знаю, где надо поддать, где убрать, где чего — как я хочу. А когда поют другие люди это э… и с прекрасными голосами, и я, правда, слышал хороших исполнителей, и они, правда, хорошо это делают, и волнуются очень, и всё, но не так. Но, несмотря на это, театральным актёрам я даю свои песни. И вот в спектакле "Свой остров"... Потом был такой спектакль "Последний парад", где, кстати говоря, впервые прозвучала песня, и я специально для этого спектакля её написал, называется она "Утренняя гимнастика". И потом она же попала вот в эту самую пластинку.

mp3 mp3 txt htm 10. Вдох глубокий, руки шире...

<Аплодисменты, откашливается>
  
Спасибо.
  
Там же, в этом "Последнем параде", тоже была песня, написанная раньше. Ну, я уж немножечко юмора, а то немножечко я засерьёзил своё выступление. "Песенка ни про что, или Что случилось в Африке". С ней тоже были какие-то странные разговоры. Некоторые видели совсем в ней не Африку, не жирафов, а совсем какие-то другие… страны и других животных.

mp3 mp3 txt htm 11. В жёлтой жаркой Африке...

<Аплодисменты, откашливается>
  
Ну вот, ещё много будет, так что не уставайте. <Смех в зале> Берегите ладони, чтобы головы детям гладить. Значит, ну, если уж пошла такая звериная тематика, я так думаю, что нужно продолжать. Верно? Я спою вам песню, шуточную песню про...
 
Реплики с мест не нужно. Я всё равно не отвечу, понимаете, потому что я не... не очень слышу, а если... у нас вообще, может начаться диалог, если вы хотите, в общем, в принципе. Если вы что-нибудь спросите, я буду отвечать. Но, конечно, лучше, если так, не про личную жизнь, а про творчество. Вот. Но я с удовольствием отвечу на все интересующие вопросы. Ладно? Токо потом.
   ЖЕНСКИЙ ГОЛОС ИЗ ЗАЛА: Пожалуйста, "Коней".
   Коней? Нет, <смех в зале> я только про домашних животных. Называется "Козёл отпущения".

mp3 mp3 txt htm 12. В заводнике, вот в каком - забыл...

<Аплодисменты>
  
Ну как видите, э… я вот пою вам песни из спектаклей различных, и как вот дальше вы услышите, я немножечко о кино расскажу. Получается, что, в общем, почти каждый спектакль, почти каждый спектакль, очень многие, не могут обойтись без песенной поэзии. Не... не без песни просто, потому что песни бывают разные. А бывают песни, которые можно даже назвать песенной поэзией. И это делается не только для того, чтобы... Правда, иногда это есть вставные номера. Чаще всего это бывает в опереттах и в музыкальных спектаклях. И сейчас как-то в моде у нас вошло такое слово "мюзикл". Дело в том, что можно ведь и по другому назвать, но это очень хорошо умеют делать американцы, замечательно. Я не думаю, что мы можем в подражание сделать нечто лучшее, чем, скажем, "Вестсайдскую историю". Верно? Вот. Но, э… несмотря на это, всё-таки попытки такие делаются. И называются они, ну, может, не мюзикл, а, скажем, музыкальный спектакль, музыкальная пьеса. В общем-то, всё это — оперетты. И даже в кино, как вы помните, сейчас последнее время особенно, очень много фильмов, в которых существует... Вот так вот говорят, говорят, актёры и потом вдруг: "А-а-а!.." — и запели. Вот. И я всегда в недоумении: "А почему же они поют, когда говорить лучше?" А вот когда есть очень высокая поэзия... Скажем, как сделал Булат Окуджава, для такой... для шутливого водевиля, помните? По-моему, "Соломенная шляпка", да? Была... ленинградцы сделали. Бывают и удачи, бывает это очень интересно. Со многими авторами.
  
Но со мной немножко сложнее, потому что правда, я пишу песни, но они никогда не получаются иллюстрациями к кино. А получаются они сами по себе, и либо кино — иллюстрация к ним. Я не для хвастовства вам говорю, а с жалобой на самого себя, потому что недавно вышел фильм, который называется "Бегство мистера Мак-Кинли". И в этот фильм я был приглашён на одну из центральных ролей, и с тем, чтоб я написал туда девять баллад. Там было девять моих баллад, и несколько сцен, в которых я их сам пел, эти баллады. И, значит, когда сделалось кино, и когда был показан матерьял, все увидели, что, действительно, они имеют абсолю... абсолютно самостоятельную ценность, эти вещи. И, не знаю уж, из каких соображений, осталось от меня там, правда, рожки да ножки, как от этого самого козла, у которого судьба посчастливей, потому что у меня осталось там полторы баллады и маленький эпизод. И получилось полное смещение. Сделана была громадная реклама фильму. В основном рекламный ролик заключался в том, что я там пою балладу. Значит, у людей полное впечатление, что я там просто буду два с половиной часа петь и драть глотку, и, как говорится, не сходить с экрана. Вот. Потом была… вышла статья в журнале "Советский экран", в которой режиссёр тоже самое утверждал, и даже ему задал вопрос, какой-то журналист по поводу того, что "а не забьёт ли, мол, исполнитель роли Автора, которого я играл со своими песнями, исполнителя центральной роли, Баниониса?" На что э… режиссёр ответил: "Думаю, что не, они будут на равных". Да какое там на равных? Я, значит, там остался с полуторами балладами, как чёрт из бутылки, вылезаю в начале и в конце. И, значит, всё, исчезаю. Вот. Люди смотрят, написано громадными буквами, что я там пою баллады, а баллад там нет. Так что, видите, очень.... мне, например, очень сложно писать песни в кино.
  
Хотя я необыкновенно это люблю. Во-первых, у них, у... у фильмов громадная аудитория. Во-вторых, всё-таки в фильме вот, например, как у ме... у меня получилось в "Вертикали" такой опыт, он был замечательный для меня, потому что в этом фильме, в "Вертикали" не было... они не были с сюжетом сплетены, чтобы вот вдруг идёт действие, и там — песня. Нет. Они были, как самостоятельные, как ввод в новый эпизод. Скажем, виды гор, уходящие альпинисты, и в это время шла песня, которая ничего не мешала слушать. Вы слушали только содержание песни на прекрасных пейзажах. Такие же м-м... та… так же точно я работал с моим близким другом, с Виктором Туровым в фильмах минской киностудии, именно: "Я родом из детства". Песню из этого фильма, которая называется "Братские могилы", я вам спел. Потом эту же песню в этом же фильме пел Марк Бернес, и пел е... и у нас...
<Шум в зале> А, нет, не получится. Я хотел залезть… не дали. Они меня хотели забрать на небеса уже при жизни.
  
Значит, я хотел вам сказать, так что вот видите... всё для… для оправдания афиши "Роль поэзии и музыки в театре и кино". Вот смотрите, какая была история. В фильме "Я родом из детства", в который я впервые написал свои песни, в этом фильме я исполнял роль капитана-танкиста Володи, который горел в танке, и вернулся с фронта. И имеется в виду, что сам этот парень пишет свои песни и поёт их. И там была песня, я вам о ней говорил, называлась она "Братские могилы". Так вот можете себе представить, что после эпизода, когда стояла стена и были... Ну, знаете, как... как написал однажды Слуцкий: 
          "...и мрамор лейтенантов -
             Фанерный монумент..."
 
   Эти фанерные монументы, могилы неизвестного солдата, и идут люди, поёт Бернес. Нам хотелось, чтоб был голос военных лет, чтобы звучал узнаваемо голос. И кладут цветы неизвестные люди абсолютно неизвестным погибшим, и уходят. И, значит, ну, во-первых, конечно, никогда я не видел, чтобы зал остался равнодушным. У всех горло прихватывает. Это безусловно. Тут действует безотказно. Но мы получили письмо от одной женщины, которая сказала… она была... у неё был... было нарушение памяти. Я не думаю, что у неё окончательно... так сказать, вылечилась или нет, но она сказала, что она узнала место, где по... где погибли её два сына. И эту стены и эти могилы. Хотя мы сделали их для кино. Это была декорация. Это не было место. Но какая вот есть сила воздействия текста и музыки вот на... в кино, что человеку вдруг показалось, как вот вспышка, что это было на самом деле. Ну вот. Я пишу для кино и до сих пор, и продолжаю писать, и буду писать, несмотря на то, что там, значит, от девяти остаётся меньше.
  
Или, скажем, я написал сейчас ещё несколько баллад ещё в одну картину. И опять был такой разговор, что что же это получается — баллады — сами по себе, а фильм — иллюстрация к балладам. Но, несмотря на это, руки не опускаются, и я это буду продолжать делать. Это я вас уверяю.
  
Значит, э… мне хотелось бы спеть вам ещё одну песню из спектакля. Из спектакля театра "Современник", я о нём уже говорил, называется "Свой остров". И, правда, спектакль драматический, и форма исполнения песен в этом спектакле такая, как у нас в "Добром человеке из Сезуана". Это останавливается кусок, кончается сцена, выходит человек, главный герой на авансцену один совсем, не в действии, не в том, как вставной номер музыкальный, а поёт их, как зонги. И вот там звучит эта песня, она называется "Я не люблю".

mp3 mp3 txt htm 13. Я не люблю фатального исхода...

<Аплодисменты>
  
Спасибо.
  
"Песенка о поэтах".

mp3 mp3 txt htm 14. Кто кончил жизнь трагически, тот - истинный поэт...

<Аплодисменты, откашливается>
  
Ну, если о поэзии, тогда ещё одна шуточная песня. Называется она "Посещение Музы". Она будет скоро в пластинке.

mp3 mp3 txt htm 15. Я щас взорвусь, как триста тонн тротила...

<Аплодисменты>
  
Вы знаете, так уж повелось, что после того, как вот стали известны многие песни, в основном, значит, из-за магнитофонов, а вовсе не из-за популяризации особой, но меня стали приглашать сниматься в кино. Обязательно просили, чтобы я хоть что-нибудь спел в этом фильме. Написал бы и спел. И так как я вам повторяю, что я не люблю вставных номеров, просто как вставных номеров, которые не по делу, не... я всегда на это шёл неохотно. Но всё-таки в некоторых... в некоторые фильмы такие иллюстративные песни я писал. Значит, в такие, например, картины, как, скажем в том же самом фильме "Я родом из детства", где вот я вот играл этого танкиста, горевшего в танке, я там сижу и напеваю, как будто бы, значит, песню, которую я сочинил, вспомнил… вспоминая какие-то военные события. Сам бренчу на гитаре, и потихонечку её напеваю. Потом начинает звучать на пластинке песня "Холода, холода", которая якобы, записана в те времена. Потом Бернес поёт мою песню. И вот так вот, какие-то есть вставки, но это не я сам исполняю.
  
А вот в фильме, например, "Хозяин тайги", в котором я играл отрицательную роль, и вообще давно уже я их, отрицательных, не играл. И всё время как-то хотелось всё положительных играть. А тут вот я играл, тряхнул стариной, и стал играть этого отрицательного человека, Ивана Рябого. Ну, он не совсем отрицательный. Так, запутался немножко. Вот. И там я специально написал туда, правда, несколько песен, которые я пою, как вставные номера в этом фильме. Я думаю, что вам их сегодня даже покажут. И я их сам с удовольствием погляжу, потому что я соскучился по Золотухину, с которым я работаю в одном театре. Вот. Мы с ним редко видимся.
  
Значит, мы снимались с ним вместе ещё в фильме, который до сих пор не вышел на экраны. Называется он "Интервенция, или Крушение дома Ксидиас". В… в этом фильме я тоже играю такую роль революционера Бродского, а он играет Женю Ксидиаса. И я в этом... в этом... в этот фильм тоже писал песни, и тоже их исполнял сам в этом кино, и они ещё звучали за кадром. Есть два вида песен и поэзии для фильма. Вот вы видели недавно по телевидению, показывали замечательный фильм Рязанова "Ирония судьбы", да? Вы помните, что там звучал… звучат удивительные, прекрасные тексты стихов, и даже поются они, наших великолепных поэтов. Там есть и Белла Ахмадулина, которую я люблю, пожалуй, щас больше всех из наших живущих поэтов вот этого поколения. Вот. И вы обратили внимание, что песня, спетая иногда за кадром, имеет больше значение, чем песня, спетая прямо впрямую с экрана, потому что всё-таки ну редко бывает как… Всегда мы собираемся, вот я, например, у себя, ко мне приходят домой гости, я беру гитару и это есть всё равно действо какое-то. Я всё равно, как актёр работаю. Куда там не... не... как… как ни пляши, а всё равно приходят к тебе друзья, они всё равно зрители. А на экране мы делаем вид, что это так, мимоходом, и перестаём быть актёрами там, на экране. А песня, звучащая за кадром, обязательно даёт настроение не только одному эпизоду, но и целой картине. И я, в общем, всегда настаиваю, когда меня просят, я говорю: "А когда она будет звучать?" Говорят: "Ну, где-нибудь найдём место". Я говорю: "Нет. Давайте договоримся — на титрах!" Вот. И, значит, пот… так я всегда выторговываю себе, чтобы хоть какая-то песня ложилась либо на титры, либо на конец фильма.
  
Но последнее время стал я себе... было немножко изменять. В каком смысле? Я стал писать песни и отдавать их. И... Или не играть в кино, а просто отдавать песни. Я думаю, что я сейчас прекращу эту практику, потому что, опять же повторяю, что я отношусь к песне к авторской абсолютно всерьёз, и Валерий сказал, объявивший меня сегодня вам, что он так считает, что я на сцене интересней, чем... Ну, это кто как считает. Я-то к этому... для меня это никакой разницы нет, что мне работать и играть такие серьёзные роли, как Гамлет и Галилей, либо мне сидеть ночью до семи часов утра. Кто меня просит сидеть и писать песни? Верно? Так что я, наверное, к этому отношусь не меньше… не менее серьёзно, чем к своим работам в театре и в кино актёрским. А если даже не более... Потому что я сам это делаю, сам их исполняю, как хочу, повторяю. Вот. И я думаю, что мне нужно, наверное, продолжать, как я начал, а именно: писать самому и самому их исполнять, играя какую-то роль в фильме, так, наверное, и будет дальше. Вот. Тогда уж нужно будет, если уж будет фильм иллюстрацией к моим песням, вместе со мной только, а не отдельно.
  
Ну что же. Если так... Я думаю, что эта тема — она очень, ну, она широкая, эта тема о поэзии в театре и кино. Разговаривать, я думаю, что хватит. Верно? Я щас вам покажу несколько песен, а потом попрошу показать, и себе будет приятно посмотреть, фрагменты из некоторых фильмов, которые и у вас, если вы сентиментальные люди, а сентимент — это прекрасное чувство, то они у вас вызовут какие-то, может быть, улыбки или приятные мысли. А щас вот несколько... несколько песен.
<Откашливается> Шуточная, совсем, про... правда, шуточная песенка, может быть, вам знакомая. Называется она "Песенка о слухах". Да?

mp3 mp3 txt htm 16. Сколько слухов наши уши поражает...

<Аплодисменты>
  
Ещё одна шуточная песня, которую, может быть, вы не знаете. Я уж так много говорил про кино, что, ну, для того, чтобы немного отвлечься... Вы знаете, известность, конечно, больше всего создаёт кинематограф актёру. Ну, там, у меня другая судьба. Я больше по песням известен. Но, в основном, кинематограф. Особенно, на Западе. И вот там был... есть такой артист, которого фамилия Шон О'Коннери. Он сыграл во многих фильмах, э… сделанных по произведениям Флеминга, значит, вымышленный такой агент, шпион, Джеймс Бонд, агент 07. Значит, он был не... невероятно популярен много лет подряд во всём мире, потому что эти фильмы — они гигантским успехом пользовались. И его пригласили к нам сниматься в фильм "Красная палатка". Значит, он там играл одну из ролей. Он вообще респектабельный господин такой, лет пятидесяти, примерно, лысоватый, седоватый, полноватый, в общем, такой очень милый человек, но очень знаменитый. И он очень боялся к нам ехать, конечно, и говорит, что тут его вообще совсем разорвут в этой дикой стране. Ну и когда он приехал, как-то он посмотрел: никто не встречает, особо никто не знает. А у нас этих фильмов никто и не видел, про этого самого Джеймса Бонда. <Смех в зале> Ну и он успокоился, походил, там, недели две, походил, подышал воздухом, говорит, как  прекрасно — никто автографов не просит. А потом заскучал всё-таки, и говорит: "Надо бы организовать, как-то устроить вечер всё-таки..." и так далее. Ну и вечер организовали, правда, и были всякие знакомые, знакомцы. Вот. И, значит, сидели все за столом. Он там всякие напитки поставил на стол, и всячески пытался развлекать аудиторию, но ничего не вышло, потому что говорит он по-американски, мало интересно. Вот. И никто ничего не понимает. Ну, все всё выпили, съели, поблагодарили и ушли. Так что у него никак вот не получилось особо. Ну и застрадал уже, значит, от… от неизвестности. Ну вот.

mp3 mp3 txt htm 17. Себя от надоевшей славы спрятав...

<Аплодисменты>
<В сторону>: Скажи, что через пять минут фильм. Через пять минут фильм.
  
Спасибо. Спасибо. Спасибо.
  
Ну вот, и ещё, значит, что же мне такого бы вам показать...
   ГОЛОС ИЗ ЗАЛА: <Неразборчиво>.
   Вы знаете, мои дорогие, но ведь вот какие вы всё-таки странные люди! Ведь вы же их знаете, а я вам спою, может быть, то, чего вы не знаете. Ну, разве так можно! Потом, у меня песен то... у меня… у меня песен и рассказав про эти песни — шестьсот. Значит, сколько же я вечеров подряд, если я буду отвечать? А "Вдоль обрыва, по-над пропастью..." вы ж слышали дома, если просите, верно? Там с оркестром. А у меня его нет. И потом учтите, мне трудно: я один с гитарой стою перед вами два часа и чё-то говорю. Это попробуйте-ка! Поэтому мне нужно и шутки петь, а это песня печальная.
  
Я хочу вам спеть шуточную песню, которая называется "Диалог в цирке".

mp3 mp3 txt htm 18. - Ой, Вань, смотри, какие клоуны!..

<Аплодисменты>
  
Я хочу вам ещё одну песню показать. Что?
   ГОЛОС ИЗ ЗАЛА: <Неразборчиво>.
   А откуда вы знаете? Ну да, это очень быстро всё: не успеешь написать, уже знают. Ну, это
<неразборчиво>. Это, может быть, даже и хорошо. Ну что же.
  
Я хочу вам, немножечко теперь мы повеселились, а теперь давайте немножечко и подумаем. Нет, я всегда обычно меняю, вы знаете, кто.... кто слышал мои концерты, знают, что... выступления... что я всегда чередую шуточные и весёлые, весёлые и шуточные, так чтобы не особенно устали...

mp3 mp3 txt htm 19. Я вышел ростом и лицом...

<Опущен 1 куплет>
<Аплодисменты>
  
Спасибо.
   У нас время... Что-то я уже... Я хочу вам спеть... <—> знаете, потому что она написана тоже для спектакля, для... вернее, не для спектакля, а просто очень есть много друзей-драматургов, которые напишут пьесу, и та... и просят, чтобы в ней, ещё до постановки уже были песни. Раньше. Чтобы не могли сказать: "А! Эта нам не нравится!" А уже есть в тексте. Поэтому, значит, я написал песню в "Звёзды для лейтенанта", пьеса Володарского, моего близкого очень друга, и я написал песню о лётчике, о погибшем в сорок третьем году над Кубанью лётчике.

mp3 mp3 txt htm 20. Всю войну под завязку я всё к дому тянулся...

<Аплодисменты>
  
Спасибо.
   Со мной у вас кончено. Со мной лично. Да. Но с… с моим присутствием ещё нет. Сейчас вам покажут очень не... небольшие, маленькие фрагменты с песнями из фильмов, о которых я вам прежде говорил. Это «Вер...»

Наличие фонограммы: 001 , 005 , ___ , ___ .
Наличие стенограммы: ___ , ___ , ___ , ___ .
Служебный блокнот: html | txt | doc | ?
Блокнот: html | txt | doc | ?

        Появление сообщений об ошибках при обращении к файлам RealAudio, mp3, txt означает, что к серверу, на котором размещены эти файлы, нет доступа. Повторите запрос спустя некоторое время или на следующий день.
        Об ошибках в работе сайта Вы можете сообщить нам по e-mail .

        Если Вы располагаете любой информацией об этой записи (воспоминания очевидцев, недостающие песни, песни в полном объеме или с лучшим качеством, отсутствующие комментарии, фотографии, публикации с упоминаниями и т.д.), пожалуйста, свяжитесь с нами по e-mail :

Ваши уточнения, дополнения, замечания о записи 00_0502
- На первую страницу сайта - - Обратно -
На первую страницу |
К оглавлению | сайта
Последнее обновление:  05 января 2022 г. +  Counter CO.KZ
Владимир Высоцкий Vladimir Vysotsky Vissotski Vissotsky Visocki Visotski Visotsky Visotskiy VVysоckij
Wladimir Wysotsky Vysockij Vysockiy Vysotski Vysotskij Vysotsky Wisocki VVysockij WSVVb1SS0CKiY