|
|
|
|
|
|
<Аплодисменты>
<В
сторону>: Загородите.
Добрый день! Ну, это я
спел с самого начала песню, а не начал
сразу
читать лекцию, просто чтобы вам показать, что я — это я. И ещё намекнуть,
что сегодня всё-таки петь я буду, потому что лекция лекцией, а иллюстрации
будут. А так как я много занимаюсь стихами и песнями, то я обязательно
должен показывать то, что я делаю и в театре, и в кино.
Но всё-таки называется сегодняшняя наша встреча, такая м-м… тема её, это
— "Поэтический театр и э… роль музыки и поэзии в решении художественного
образа в театре и кино".
Ну зн... вам видно всё, да? А то меня осветили снизу — как мертвец, да,
я выгляжу? <Оживление в зале> Ну
вот...
Я работаю в Москве, в московском Театре на Таганке. Если кто-нибудь
слышал об этом театре или, может быть, даже видел спектакли нашего театра,
то вы знаете, что у нас в нашем театре очень много музыки и поэзии. И даже
эмблема, шуточная эмблема нашего театра в т… в спектакле "Час пик", когда
демонстрируют моды, главное действующее лицо распахивает плащ, и у него на
плаще, с внутренней стороны на подкладке, нарисована гитара. Значит, есть
такой символ.
Многие наши актёры играют на гитарах и исполняют многие стихи, песни
замечательных наших поэтов и свои. Мы в нашем театре не только, как
говорится, играем, не только являемся исполнителями, актёрами, но ещё и
являемся по силу... по силе возможностей авторами. То есть, мы пишем сами и
тексты, и музыку, некоторые из нас даже пишут инсценировки к нашим
спектаклям. Одним словом, работать у нас интереснее, чем в других местах,
потому что не только над тобой распоряжаются, но ты ещё и творишь сам,
работаешь как автор.
Ну что же... Когда начался театр — это было одиннадцать лет тому назад,
начался он со спектакля "Добрый человек из Сезуана". Этот спектакль
поставлен был Юрием Петровичем Любимовым, главным режиссёром нашего театра.
Поставили его на выпускном курсе Щукинского училища с молодыми ребятами и
с девушками. Они поставили этот спектакль.
Кончили они учиться и решили этот курс не распускать, а спектакль
сохранить. И спектакль этот перешёл к нам в театр, и с него мы начали.
Значит, "Добрый человек из Сезуана" — первый наш спектакль. И вот в этом
спектакле уже сразу проявилась линия театра на поэзию и музыку. А именно:
здесь вместе с драматическим текстом, который написал Брехт, он одновременно
написал ещё несколько зонгов — песен. Это можно было и читать их просто со
сцены, а можно было их и исполнять. И вот мы пошли по второму пути. А
именно: Слуцкий, наш поэт советский, перевёл брехтовские зонги и их — очень
много на протяжении всего спектакля. Эти зонги звучат в пьесе, исполняют их
все персонажи. Почти каж… каждый персонаж имеет отдельную песню. И есть
очень много песен, которые исполняются от театра. И актёры нашего театра —
Хмельницкий и Васильев написали музыку на эти тексты, и они вдвоём, в
нормальной одежде, выходят из зрительного зала, усаживают зрителей всех и
начинают, значит, эти... исполнять эти зонги. И когда кончается какая-то
сцена, они снова выходят на сцену и снова поют зонги.
Я в этом спектакле играю роль лётчика, безработного лётчика Янг Суна, и
э… мне тоже довелось исполнять одну очень интересную песню в этом спектакле.
Мне кажется, что это не только, как говорится, от… не отвлекает людей от
того, что происходит на сцене, а наоборот, ещё углубляет понимание характера
человека, которого ты играешь. Этот человек, которого я изображаю, он уже
отчаялся, работы у него нет. Он любыми путями, ка… какими угодно средствами,
там, и… и хорошими, и плохими, пытается достать денег, чтобы дать взятку,
чтобы его снова взяли на работу, чтобы летать, летать, летать... И он... И у
него есть и хорошее, потому что он хочет по… подняться в воздух и
рассказывает об этих самолётах, как о каком-то чуде. И в то же время он
женится на девушке из-за того, что она ему даёт деньги, чтобы вот каким-то
образом он получил работу. И когда у него всё это рушится, он готов просто
буквально на всё. И, в конце концов, он превращается в нормального, такого
же, как и люди, которым он служит — человека жестокого и, в общем, лживого и
так далее. А вначале в нём было очень много хорошего.
Начинается этот спектакль с того, что этот безработный лётчик пытается
повеситься, но у него, к счастью, ничего не получается, а иначе надо было бы
спектакль заканчивать в начале. Ну вот... И в этом спектакле я, значит, во…
в конце второго акта, в самом кульминационном моменте пою песню. Я вам её,
вероятно, покажу позже. Так что, вот видите, с самого начала в театре э…
было тяготение к поэзии и к музыке.
Ну а так как в период, когда мы начинали, вообще поэди… поэзия была на…
на самом, что ли, первом месте, и было время, когда все поэты выступали и в
Лужниках, и в Политехническом, и достать билетов было невозможно. И люди
рвались, ломали двери, били стёкла, чтобы только послушать поэтов. Такое
явление вообще только у нас можно видеть, потому что в других странах
интерес к поэзии не особенный, а у нас всегда, во все века, во все
десятилетия было необыкновенное тяготение людей к поэзии. А к песне уж тем
более, я даже об этом и не говорю.
И вот мы, э… лет, наверное, девять тому назад, в нашем театре пригласили
такого знам… замечательного поэта — Андрея Вознесенского, чтобы он написал,
вернее — подобрал из того, что напечатано несколько стихов, и сделать
поэтический спектакль в нашем театре, ну, значит, уже на материале поэзии.
Он подобрал стихов, там, мы их поставили, сколько там, в меру нашего
таланта, и хотели сыграть этот спектакль всего один раз — в фонд мира. И
сыграли мы его. Значит, минут сорок мы играли его стихи, а потом сам
Вознесенский читал свои стихотворения. Это был большой успех, у этого
спектакля. Ну а когда он кончился, значит, его надо прекращать играть,
всё-таки мы решили — всего один раз. Вознесенский — он всё время в отъездах,
он вольный человек, поэт, он ездит то на периферию, то в Вашингтон и,
значит, и с ним трудно, потому что он не может работать в театре. Ну и мы
решили играть этот спектакль сами, потому что публика просила не прекращать
спектакля.
И вот теперь прошло уже девять лет, мы сыграли восемьсот раз, этот
спектакль. Он нам очень нужен, мы его не прекращаем играть, хотя иногда
сходишь с ума — уже в восьмисотый раз произносить одни и те же стихи и
тексты, и петь одни и те же песни — это уже невмоготу. Но этот спектакль нам
нужен по многим причинам. Во-первых, это высокая поэзия, и всегда прекрасно,
когда со сцены замечательные стихи. А во-вторых, мы находимся на хозрасчёте
— значит, нам нужно... <Оживление в зале>
А этот спектакль нас кормит, потому что мы его играем в десять часов вечера.
Значит, в семь идёт один спектакль, а в десять вечера мы играем другой, вот
эти самые "Антимиры". Идёт он полтора часа без перерыва, и вот уже восемьсот
раз мы играем, а зрительные залы полны, никто никуда не уходит. Ну а для
того, чтобы нам не было так всё-таки скучновато играть одно и то же, мы его
всё время обновляем.
И вот недавно, год, примерно, тому назад, Вознесенский написал
специально для меня, написал э… новые стихи, которые я… сделал музыку, и я
их исполняю в этом спектакле. Называется эта песня "Песня акына". |
|
|
|
|
|
|
И вот мы в это время на этих самых... на этих нотных линейках
перераспределялись и играла в соответствии с этим музыка — то вальсы, то
какие-то быстрые мелодии. Потом эти самые вот штанкеты, эти пять линеек,
превращались в трибуны стадиона. Мы сидели там, кричали, шли стихи "Левый
крайний, левый крайний...", а потом я играл старуху и собирал бутылки после
матча с этих самых... <Смех в зале,
откашливается>
Ну вот. Спектакль был действительно очень красивый, там было... много
прекрасных стихов звучало, мы все написали... Мы с Борисом Хмельницким
написали музыку ко многим стихам Вознесенского. И некоторые песни... вот
которые были просто стихами, они стали песнями и их стали исполнять теперь.
Спектакль не идёт, а их исполняют с эстрады. Например, "Вальс при свечах".
Это песня, которую мы написали с Борисом Хмельницким.
Ну вот. Теперь, значит, ну мы решили не терять, что ли, эту поэтическую
линию и всё её продолжали, продолжали и продолжали, и поставили спектакль,
который назывался "Павшие и живые".
Это спектакль о поэтах и писателях, погибших в Великой Отечественной
войне. Или э… оставшихся живыми, но только которые жили во время войны и
писали о войне. Теп… Из ныне живущих это Слуцкий, Самойлов, Межиров,
Симонов, Сурков — там поётся "Землянка". А из погибших — Кульчицкий, Коган,
который вы… вызвался возглавить подвиг... поиск разведчиков в сорок втором
году и погиб, и похоронен э… на сопке Сахарная голова, молодые ребята —
двадцатилетние, которые остались там, на полях сражений.
Ну вот, и чтобы отдать дань им — мы поставили этот спектакль. Он сделан
тоже необычайно интересно. Вообще, я вам хочу сказать, что образность
поэтическая — она свойственна не только нашим спектаклям, которые мы делаем
на стихах. Вот берём стихи и делаем спектакль. Нет. Даже в прозаических, в
нормальных пьесах введено очень много песен и стихов и, кроме всего прочего,
сам строй, само оформление — всё имеет отношение к поэзии. Там есть и
метафоры, и символы, и образность.
Ну, например, э… в наших спектаклях, там, в к… любой спектакль, который
ни возьмите, в декорациях этих невозможно сыграть ничего другого — только
этот спектакль. Для каждого спектакля придумываются специальные декорации,
специальный образ. Если вы пойдёте в другие театры, вы можете увидеть
рисованные задники, построенные павильоны. И в это… и в этих павильонах и
задниках, там, небо, например, намалёвано сзади — можно играть и Чехова, и
Островского, и Горького, и кого угодно. У нас — нет. У нас каждый спектакль
можно играть только в своих декорациях.
Ну вот, возвращаюсь к "Павшим и живым". Для меня этот спектакль был
дорог не только тем, что я там играл несколько ролей — я играл там поэта
Кульчицкого, погибшего тоже в сорок третьем году, я играл там э… в новелле
"Диктатор-завоеватель" Чаплина, потом Гитлера, а потом, значит, э… играл
замечательного нашего поэта, который умер через несколько лет после войны —
Семёна Гудзенко. Ну, это один из самых блестящих по… военных поэтов. Когда он
при… пришёл к Эренбургу в самом конце войны после ранения и госпиталя, и
сказал ему, что "я хочу вам прочитать свои стихи". Эренбург пишет в своих
воспоминаниях: "Я приготовился, что сейчас опять начнутся эти стихи о
танках, о фашистских зверствах, которых много тогда писали, и сказал — ну,
почитайте, — так, скучно. И вдруг он начал читать стихи..." И он настолько
обалдел, Эренбург, что носился с этими стихами, бегал в Союз писателей,
показывал их всем, чтобы читали. И стихи эти напечатали, потом сделали
книжку, и выяснилось, что это один из самых прекрасных военных поэтов. А в
пятьдесят четвёртом году он случайно умер — по-моему, сбитый машиной, я даже
не помню щас, честно, от чего, но Эренбург по этому поводу написал: "Было
такое чувство, словно его сейчас, через десять лет, настиг долетевший с
войны осколок".
Вот его стихи я вам хочу почитать. |
|
|
|
|
|
|
Ну вот, все кидают эти письма, а потом каждый из актёров подымает
письмо, раскрывает, начинает читать, якобы, письмо Пушкина... вернее, его
письмо. А потом выходит из него, отставляет его в сторону и входит как бы в
образ. То есть, всё время рядом. Мы не пытаемся играть Пушкина, никого в
гримах Пушкина нету, а все, так сказать, со своими лицами, отдаём дань этому
самому великому поэту русскому — Александру Сергеичу Пушкину.
Мы делали спектакль по произведениям Евтушенко, он назывался "Под кожей
статуи Свободы". Даже задумали спектакль сделать по моим песням. Как он
будет называться я ещё не знаю. Во всяком случае, придумано оформление в
театре, и там будет двадцать или тридцать вещей, которые будут сделаны,
связаны, чтобы было там, скажем, ну вот, лет двадцать времени. Скажем, с конца
пятидесятых годов до теперешнего времени, охвачены этими песнями. Когда это
будет, вы, наверное, об этом узнаете. Тогда я его буду возить во все места,
может быть, доведётся приехать к вам и показать его.
Ну вот. Значит, я немножечко закончил с театром, с кино и только ещё
несколько слов о кино.
Недавно я написал несколько песен в фильм "Бегство мистера Мак-Кинли",
но, к сожалению, то, что вы увидите на экране, ничего общего не имеет с тем,
что было в самом начале. У меня из-за того, что я пишу песни отдельные,
песни-баллады, которые могут существовать отдельно от фильма, иногда
случается так, что получается, что они не монтируются с фильмом. И вот мы...
Я написал девять баллад, сд...
<—>
...а написано вот такими буквами,
что я их пою. Люди, которые любят,
идут смотреть фильм и разочаровываются. Потому что я, как чёрт из бутылки, в
начале, потом также в конце через два с половиной часа. Я был очень этим
делом расстроен, и даже одно время сказал, что совсем не буду писать ничего
для кино, не буду писать для фильмов. И всё-таки, как говорится, мы не
можем... знаете как — мы рабы своих привычек, и человек, который уже вступил
на этот путь, на писание стихов и музыки для песен и кино, он с него уже
сойти не может.
И у меня опять недавно была большая... ну как вам сказать, потеря. Я
написал шесть баллад для фильма "Робин Гуд", который только что снялся на
рижской киностудии. Написал музыку к этому фильму и когда посмотрели
фильм... Правда, мне-то сказали, что фильм хуже, чем баллады, поэтому
баллады надо убрать потому что фильм-то не уберёшь. <Оживление
в зале> Вот. Ну и, к сожалению... Нет, ну это так лестно всё
слушать, но очень печально, потому что, вы знаете, я очень много вложил в… в
эти баллады. Потому что время другое. Мне хотелось сделать... отдать дань
своим юношеским впечатлениям. Мы видели Эррол Флинна, который играл...
американский актёр, который играл Робин Гуда, скакал на коне, одной стрелой
— десять пронзит и, значит, попадает он там в чужую стрелу. И вообще,
удивительный совершенно был, прекрасный артист. Но мы уже это видели. А мы
сделать хотели кино немножко другое. Что всё-таки это, да, стреляют, но ведь
это смерти и кровь льётся. И не от хорошей жизни они в лесу скрывались, все
эти вольные стрелки и так далее. И я написал несколько песен.
Если вы хотите, я одну из них вам покажу. Называется она "Баллада о
погибших лебедях". Это м-м… после сцены, когда выходят только что, десять
лет невидевшиеся, два влюблённых. Один после крестового похода встречает
девушку в церкви. И только что их обвенчали. Они вышли, а их сверху
застрелил, значит, оскорблённый рыцарь. И они лежат с двумя стрелами в груди
и звучит вот такая песня. |