- Back - Код: 00_0453
Владимир Высоцкий
ноябрь 1975 года.
г. Москва /ул. Чкалова, 76/ Театр драмы и комедии на Таганке.

Записано из рубки ТНТ на магнитофон «СТМ» на скорости 19 см/с, бобина «AGFA».
Надпись на оригинале: «V 19,05 моно. Запись сдачи концерта В.С. Высоцкого, 7/XII 1975 г.».
Оригинал от Сергея Сидорова (Москва).

Длительность записи: 69 минут
.
Стенограмма - Алексей Еськов.

mp3 mp3 mp3 htm

<—>
  
...вот у меня какое. Моё выступление называется "концерт-встреча". Наверное, лучше всего так назвать. Потому что это и не концерт и не встреча. Потому что встреча предполагает всегда обстановку тёплую или круглый стол, или какую-то непринуждённую обстановку дома. Разговоры, вопросы, ответы. Это всё можно здесь делать. А в то же время — это концерт, потому что... Ну как сказать вам? Вы, наверное, все пришли послушать песни, и из-за этого разговаривать долго, особенно долго, не стоит. Поэтому если вас что-нибудь заинтересует потом, после моего выступления: о работе в кино, о работе в театре, я с удовольствием расскажу. Но сначала всё-таки несколько слов для того, чтобы вы все знали, кто я такой, зачем я, собственно говоря, сюда вышел.
  
Значит, я работаю в Москве, в московском Театре на Таганке, который существует вот уже десять лет. Работаю я почти с самого основания этого театра, и сыграл в этом театре довольно много ролей. Но об этом тоже довольно сложно говорить, лучше смотреть. Но я хочу сказать немножечко о другой стороне в нашем театре, которая имеет отношение... к которой я имею самое непосредственное отношение, но уже не как актёр. Дело в том, что в нашем театре, как вы все прекрасно знаете, очень много, в хорошем смысле, если так можно выразиться, самодеятельности, а именно: актёры нашего театра, стали уже некоторые из них почти профессиональными музыкантами и композиторами. Вот Хмельницкий и Васильев, которые здесь присутствуют, они пишут музыку ко многим нашим спектаклям. Многие уже теперь написали, например: Веня Смехов — инсценировку, сам Юрий Петрович Любимов в содружестве с семьёй тоже пишет для нашего театра, и мы играем этот репертуар.
  
Ну а я тоже занимаюсь, так сказать, тем, что я могу делать. Я пишу в наши спектакли тексты стихов и песен, ну и музыку тоже, потому что я от... в отрыве ничего не пишу. Значит, сначала... Началось это всё очень давно, когда в спектакль "Павшие и живые" меня попросили написать несколько песен, Юрий Петрович Любимов. Одну из этих песен я даже вам щас могу показать. Она называется "Братские могилы". Потом она вошла в пластинку, потом она звучала в кино "Я родом из детства". Ну вот, я её покажу, чтоб немножечко сразу вас не разочаровывать разговорами, а песни... с песни начать, вот, пожалуйста:

mp3 mp3 txt htm 1. На братских могилах не ставят крестов...

   Эта песня имеет длинную довольно судьбу. Я её после спектакля отдал в фильм "Я родом из детства", и там её исполнял Бернес. Он очень любил эту песню. Вообще я с ним дружил в конце его жизни, и он хотел петь несколько моих песен, но, к сожалению, уже не успел. А потом эта песня была в пластинке, и вообще она до… довольно широко известна.
  
Почему я всё время обращаюсь к военной теме. Ну, это очень просто объяснить. Совсем не потому, что я воевал, и приходят письма, особенно после выхода пластинок, от фронтовиков бывших, о том, что: "Не тот ли вы самый Владимир Высоцкий, — например, одно письмо, — с которым мы под Оршей выходили из окружения?" Ну, конечно, я не мог выходить из окружения. Я был ещё совсем маленький тогда, но я, правда, очень много пишу о войне. Наверное, потому что, во-первых, у меня военная семья, мы все — дети военных лет. И не потому, что это особенно живо в памяти у меня. Я, правда, повторяю, был ещё маленький. А просто потому, что меня интересуют люди… люди, о которых я пишу, в крайней ситуации, в крайнем положении, на грани риска, на грани подвига, на грани даже смерти. А как вы... вы же знаете, что во время войны, почти каждый кто был там, всегда находились вот перед последним шагом. И поэтому все песни, которые я пишу военные, я стараюсь написать не как... не... не как человек, который был там, а как человек, который как бы довоёвывает. Ну вот.
  
Я хочу вам показать песню из одного нашего спектакля, военную песню. Она называется "Мы вращаем Землю".

mp3 mp3 txt htm 2. От границы мы Землю вертели назад...

<Аплодисменты>
  
Не нужно, не нужно.
   Ну вот. И так пошло, что стали после фильма и сп... спектаклей нашего театра обращаться с тем, чтобы я писал песни, и тоже и для фильмов, и спектаклей, и для пластинок, и для всяких передач. И вот не так давно в московском театре Ермоловой состоялась премьера пьесы о лётчиках, которая называется "Звёзды для лейтенанта". Я не был здесь, я был в отъезде, вот, но однако будучи даже там, написал несколько песен для этого спектакля. Это спектакль о лётчиках-испытателях с военным прошлым. В общем, тема, так сказать, в которой я довольно много и работаю. И я хочу вам показать новую совсем песню. Она называется "Он вернулся, а я не успел". Наоборот, "Я вернулся, а он не успел".

mp3 mp3 txt htm 3. Всю войну под завязку я всё к дому тянулся...

<Аплодисменты>
  
И хочу ещё вам одну песню военную... песню из фильма "Война под крышами" и "Сыновья уходят в бой". Она звучала в пластинке. Называется она "Кто сказал, что земля умерла".

mp3 mp3 txt htm 4. Кто сказал: "Всё сгорело дотла..."

<Аплодисменты, откашливается>
  
Ну вот. Кроме всего прочего, вы все прекрасно знаете, что я пишу песни не только содержания военного, но и песни нынешние, теперешние. Это такие песни-бурлески, шутки, что ли, на различные-различные темы. Вообще я вам хочу сказать, что я никогда не принимал участия в движении, так называемом, бардов, менестрелей. Это было какое-то такое движение. Я, правда, никогда к этому не относился, и никогда себя таковым не считал, и всячески недоумеваю, почему это называют "барды", "менест..." Да какие барды, менестрели? Нет, это просто люди, которые плохо ли, хорошо ли, пишут стихи, потому что их все пишут, и плохо ли, хорошо ли, их исполняют, в основном, под гитару, потому что это очень доступный инструмент. Я тоже из-за этого и начал. Я давно писал стихи, с детства, а потом с гитарой — это мне показалось, что это выразительнее. Вот и всё. И мелодии я подбираю одновременно с тем, как пишу тексты. Просто вместе. Сначала ритмы, потом — мелодии, потом — слова, или наоборот. Во всяком случае, это всё вместе и едино. Поэтому я считаю, что жанр, в котором я выступаю, его можно назвать просто жанром "авторская песня". Это совсем нечто отдельное. Это никакого не имеет отношения к песне эстрадной, абсолютно, потому что там люди с образованием и не только музыкальным, но и вокальным, с голосами поставленными, прекрасными, более хорошими, худшими — это неважно, но, во всяком случае, это профессионалы в песне по вокалу. Там, в эстрадной песне, три автора: это автор текста, автор музыки и исполнитель, потому что он тоже автор. У нас же... В том, вернее, чем занимаюсь я, автор один. И поэтому я так не очень люблю, когда мои песни исполняют другие исполнители. И не оттого, что они хуже исполняют. Они... многие из них лучше даже, наверное, исполняют, но не так. Вот. И поэтому некоторые песни, которые мне особенно дороги, я не даю петь другим людям. Ну а которые уже прозвучали в спектаклях или в фильмах — их, к сожалению, берут и исполняют. Ну, хуже ли, лучше ли, повторяю, это неважно, но не так. Вот. Поэтому некоторые песни мои, я думаю, что я могу только один исполнять, потому что я их пишу от имени персонажей, от имени различных людей, которых я встречаю. Я свои песни, вероятно, пишу как актёр, проигрывая эти песни от имени людей, которых... от которых я пишу эти песни.
  
Вот, например, есть такая песня, которая не так давно вышла на пластинке. Это шуточная песня. Она раньше была ещё в спектакле "Последний парад" московского театра Сатиры, "Утренняя гимнастика". Это тоже такая песня-шутка. Ну что ли, как вам сказать, небольшая... вроде пародии на некоторые упражнения утренней гимнастики, что ли, ну с... со всевозможными поворотами. Ну, вы её щас услышите сами.

mp3 mp3 txt htm 5. Вдох глубокий, руки шире...

<Аплодисменты>
  
Ещё шуточная песня, которую я написал специально для фильма одесской киностудии. Называется она "На дистанции — четвёрка первачей".

mp3 mp3 txt htm 6. На дистанции - четвёрка первачей...

<Опущен 1 куплет>
<Аплодисменты>
  
Я начал в последнее время довольно много писать для кино. И даже пришлось мне писать нечто такое, к чему я совсем не приспособлен. А именно, в фильме "Бегство мистера Мак-Кинли", который скоро выйдет на экраны, меня попросили написать, так называемые, баллады. А так как действие происходит не у нас, а у них, да ещё не сейчас, а потом, где-то в будущем, то это совсем невероятно. Я... Мне трудно было отрываться от нашей почвы и, значит, я вышел из положения таким образом, что я просто совсем исключил обстановку и время, и стал писать просто общечеловеческие какие-то песни, темы брать. И я хочу вам показать одну песню, которая называется "Недолюбил". Это в фильме в этот момент идёт эпизод, когда герой картины с цветами ждёт свою возлюбленную, и в это время рядом проходит какая-то очередь очень печальных людей. И он попадает в эту очередь, идёт, идёт и продолжает её ждать, глядит на неё с этими цветочками. Значит, и вдруг они куда-то спускаются вниз, вниз и накрыто чёрным бархатом... такой помост — там лежит убитый, вероятно, во время демонстрации или во время чего-то, молодой совершенно человек. И он так около... застыл. Он пришёл на свидание с этими цветами. И он кладёт эти цветы и выходит с одной бумажкой из этого такого помещения подвального, выходит наверх. А в это время звучит песня, вероятно, посвящённая вот этому самому парню, который убит.

mp3 mp3 txt htm 7. Кто-то высмотрел плод, что неспел, неспел...

<Аплодисменты, откашливается>
  
Если вы устали от серьёза, я немножечко шуточного.
  
Песенка... У меня несколько есть "звериных песен", я их называю. Песен про зверей. Такие песни-басни. Первая песня, которую я вам щас покажу, она называется "Семейная хроника. Песенка ни про что, или Что случилось в Африке". Такое длинное название. Ну, это детская народная песня. Под неё хорошо маршировать в детских садах и в яслях.

mp3 mp3 txt htm 8. В жёлтой жаркой Африке...

<Аплодисменты>
  
Значит, песня следующая тоже шуточная. Песня, называется она "Песенка о слухах". Ну, вы все знаете, что мы от слухов... никто не застрахован из нас. Вот. Я особенно на себе это испытываю, поэтому не мог не откликнуться на такую волнующую тему. И вот написал песню о слухах.

mp3 mp3 txt htm 9. Сколько слухов наши уши поражает...

<Аплодисменты>
  
Ну что же, давайте снова вернёмся к военной теме. Я ещё хочу спеть вам две песни. Я вдруг начал в какое-то время, вдруг начал писать от имени неодушевлённых и одушевлённых предметов, но не от имени людей. Значит, от имени лошадей, там, волков, даже самолёта, которую я вам сейчас покажу. И потом, у меня в связи с этим, что я так много это делал, я вдруг решил написать сейчас большую песенную поэму, может быть, я даже не знаю, как её назвать, которая будет состоять примерно из тридцати баллад, и вся она будет рассказана от имени различных лошадей. Так они будут называться, предположим, "Баллада о тачанке", "Баллада о кибитке"... Потому что лошади всю историю человечества прошли вместе с людьми и люди-то всё сказали, а лошади — нет. Вот я хотел, значит, от их имени что-то рассказать. И потом — от имени лошадей различных… различных знаменитых людей. Это тоже интересно — как они-то к этому относились — всякие россинанты, буцефалы и так далее. Вот. Ну, это в будущем. У меня даже есть начало. Оно так примерно звучит.

mp3 mp3 txt htm 10. Мы верные, испытанные кони...

   Так что, видите, они считают, что лошади — главное, а люди уже потом. Ну вот, и вот в этой песне, которую я следующую вам спою — это песня самолёта-истребителя. Верней, даже лучше сначала я спою песню от имени лётчика. Это две песни об одном и том же воздушном бое. Первая поётся от имени лётчика, а вторая от имени самолёта.
   Щас. Гитара расстроилась немножко. <Подстраивает гитару>

real mp3 txt htm 11. Их восемь - нас двое...

<Аплодисменты>
  
Эта песня... эта песня сейчас тоже звучит в этом спектакле "Звёзды для лейтенанта".
 
А песня "ЯК-истребитель" — она сейчас выйдет, через некоторое время, в большой пластинке-гиганте, который я сделал на фирме "Мелодия".

mp3 mp3 txt htm 12. Я - "Як", истребитель, - мотор мой звенит...

<Аплодисменты>
  
Если уж пошла авиационная тема — я тогда спою шуточную песню про гражданскую авиацию, которая называется "Москва-Одесса".

mp3 mp3 txt htm 13. В который раз лечу Москва - Одесса...

<Опущено 2 куплета>
<Аплодисменты>
  
Вы знаете, мне иногда в письмах очень часто пишут о том, что "Откуда это вы всё берёте темы?" Это обычный вопрос. Артистов спрашивают: "Как вы это всё заучиваете?", а людей пишущих спрашивают: "Откуда вы берёте темы?" Ну, отовсюду. И потом, тем-то не так уж и много у меня в песнях. Вот. Но я, правда, бывают такие моменты, когда я очень быстро откликаюсь на то, что вот сейчас так и в воздухе, да и не только в воздухе, а… да и в печати или по радио. Вдруг мне хочется сразу написать. И вот когда у нас особенно сильно проводилась борьба с пьянством, значит, я тоже написал несколько песен на эту животрепещущую тему. И щас, правда, уже почти покончено с пьянством, она устарела, но всё-таки я её, несмотря на это, позволю себе спеть. Это называется "Диалог...", вернее, "Разговор в вытрезвителе. Милицейский протокол".

mp3 mp3 txt htm 14. Считай по-нашему, мы выпили не много...

<Аплодисменты>
  
Ну что же, имеет смысл сейчас немножечко вспомнить горы, потому что, правда, особая известность этих песен — она началась в основном после фильма "Вертикаль". Вы знаете, я когда поехал сниматься в эту картину, я совсем не предполагал, что я буду лазить куда-то, думал, что так, отживу в гостинице, отпишу своё, и всё. Но это невозможно. И теперь я стал, как все люди, которые там побывали, действительно, поклонником гор. И если есть какая-то малейшая возможность, пытаюсь туда поехать, чтобы снова подышать тем воздухом, который дал мне возможность написать эти песни. Я писал их даже без расчёта на то, что они войдут в картину. А они вдруг... альпинисты их запели. Они помогали нам делать кино, запели их, и они вошли в кино очень органично, так, вплелись в кино. Там после... после этого фильма "Вертикаль", который мы снимали довольно долго, и жили в горах долго безвыездно, жили на леднике, на Шхельде, и всё время, в общем, с людьми, которые, правда, имеют к горам непосредственное отношение, и тоже приобщились сами. Вот. Я как-то... Мне показалось, что я почувствовал дух, зачем они туда лазиют, что им там не хватает, почему, зачем искусственно создавать препятствия и так далее. И я всё это попытался рассказать в своих песнях. Но там ещё однажды мне пришлось быть в одном месте, это на леднике, рядом с которым из... начинается подъём на пик Вольная Испания. И однажды, когда мы, вот такие неграмотные в альпинистском отношении люди, ходили по льду в отриконенных ботинках, там, учились через трещины перебираться и так далее, вдруг бежит какой-то запыхавшийся человек сверху и говорит: "Все снимаются и с маршрутов, и с занятий — и на спасение!" Так как мы были довольно близко, в общем, нас самих нужно было бы спасать, потому что мы еле ходили, но всё равно такой неписаный закон есть в горах: всё сразу кончается и все, где бы мы не были, в каких бы местах ни были, группы, которые близко, идут на спасение потерпевшей группы. И вот мне довелось видеть первый раз в моей жизни... Во-первых, я почти присутствовал при гибели одного из альпинистов, такой Живлюк был, майор Живлюк. Он... они хотели сделать, этот пик пройти очень быстро, намного быстрее, вышли в самый камнепад в три часа дня, и его побило камнями, убили... убило его насмерть. Так что, вообще-то, мне кажется, что соревнования в альпинизме устраивать не стоит, это не такой спорт, чтобы устраивать соревнования. Там скорее есть соревнование самого с собой, чем друг с другом. <Откашливается> Ну вот. И потом мы помогали спускаться раненым двум его товарищам, которые были на таком узком карнизике, привязались, и двое суток их не могли снять с вертолётами: была непогода. Они, значит, ждали, чтобы помогать спускать труп погибшего товарища. После этой истории я с ними разговаривал, по... мы помогали их сносить вниз. Вот. Я написал песню, которая называется "Здесь вам не равнина". Но она — песня известная, и я её петь не буду сейчас вам. Вот. Хотя слова этой песни на многих, к сожалению... к сожалению, ещё многих могилах погибших альпинистов, слова этой песни о том, что "камень, который подарил тебе покой", "Другие придут, сменив уют на риск и непомерный труд..." — они даже... они их на камнях пишут, эти слова. Значит, правда, это им пришлось... легло на душу этим ребятам. Поэтому я продолжал писать альпинистские песни, и не только альпинистские. Там же ведь очень много, знаете, таких жизненных ситуаций бывает. Но единственное, что отличает — что там себя чище люди ведут в смысле своего поведения. Ничего не... Нет других наслоений. Если... если нужно... если нужно идти спасать человека — то ничего не существует другого, никаких других проблем, только это. И мне кажется, что вот когда человек в связке, вы знаете, и когда ничего кругом нет, кроме тебя, твоего друга рядом и, в общем... Ну что ещё? Судьба, больше ничего. Ничего тебя не спасёт: ни врачи, ни справки и так далее. Ну... Можно надеяться только на себя, на своего друга. Это очень такая какая-то чистая тема для песен. И я продолжал писать горные песни.
  
Я хочу вам спеть песню, которая написана мной <откашливается> для фильма "Единственная дорога", и называется она "Расстрелянное горное эхо".

mp3 mp3 txt htm 15. В тиши перевала, где скалы ветрам не помеха...

<Аплодисменты>
  
И так пришлось, что вдруг я начал в последнее время писать песни от имени женщин. Почему-то только от имени персонажей раньше было от мужских, а теперь от имени женщин. Я хочу вам показать одну песню, которую тоже скоро вы услышите на пластинке, называется она "Песня ожидания. Мы вас ждём". Это написано от имени женщин, которые ждут своих с войны.

mp3 mp3 txt htm 16. Так случилось - мужчины ушли...

<Аплодисменты>
  
"Песенка плагиатора, или Посещение Музы". Плагиаторы — это такие люди, которые присваивают себе чужие художественные произведения. И нехудожественные тоже.

mp3 mp3 txt htm 17. Я щас взорвусь, как триста тонн тротила...

<Опущен 1 куплет>
<Аплодисменты>
  
Я думаю, её можно даже назвать "Песенка Остапа Бендера" в одном из вариантов. <Смеётся>
  
Ну что ж. Послушайте песню, которая тоже звучит в спектакле театра "Современник" "Свой остров" и потом в пластинке. Называется она "Я не люблю".

mp3 mp3 txt htm 18. Я не люблю фатального исхода...

<Аплодисменты>
  
Вы знаете, в общем, можно ведь и до бесконечности, потому что песен у меня довольно много тех, которые я могу исполнять публично, на людях, а не дома, скажем. Примерно, двести. Сто, примерно, уже прозвучали с экранов и в спектаклях. И в один концерт, конечно, их все не... невозможно включить. Я могу делать антракт, могу его не делать. Лучше если б не делать. Потому что обычно только к середине где-то налаживается такой контакт, как я вначале говорил, домашней, что ли, обстановки, когда люди совсем раскрепощаются и начинают намного чётче воспринимать то, что ты делаешь. Если хотите, я могу вам ещё часа полтора–два показывать. Но примерно намерение моё вы поняли. Я пою небольшими циклами песни свои. Перед этим немножечко, меняя там несколько слов, пытаюсь объяснить, отчего они пришли, почему они родились, и так далее, и так далее. И пытаюсь создать в своём выступлении такую картину маленькую, ну что ли, картинку из того, что... чем вообще я занимаюсь, потому что к песне я отношусь, к этой песне, к авторской, очень серьёзно. Наверное, не менее серьёзно, чем к театру, к кино. Как к своей работе. Потому что пишу я, как вы понимаете, ночью, когда надо спать, потому что другого времени нет. А если бы я это не любил и не хотел бы этого делать — зачем себя мучить? Вот.
  
Поэтому я хочу в конце моего выступления, сегодняшнего выступления, спеть вам песню, с которой началась официальное моё хождение по экранам. Песня эта старинная, называется она "Парус". А звучала она в фильме, который назывался "Срочно требуется песня".

mp3 mp3 txt htm 19. А у дельфина взрезано брюхо винтом!..

<Аплодисменты>
  
Спасибо.
  
Ну вот. Благодарю. И, конечно, в конце обычно, довольно часто, если у меня такие встречи бывают, спрашивают что-нибудь в письменном или в устном виде. Я пытаюсь в меру своего юмора ответить на эти вопросы. Вот и всё. Спасибо вам.
<Аплодисменты>

Наличие фонограммы: 001 , 005 , ___ , ___ .
Наличие стенограммы: ___ , ___ , ___ , ___ .
Служебный блокнот: html | txt | doc | ?
Блокнот: html | txt | doc | ?

        Появление сообщений об ошибках при обращении к файлам RealAudio, mp3, txt означает, что к серверу, на котором размещены эти файлы, нет доступа. Повторите запрос спустя некоторое время или на следующий день.
        Об ошибках в работе сайта Вы можете сообщить нам по e-mail .

        Если Вы располагаете любой информацией об этой записи (воспоминания очевидцев, недостающие песни, песни в полном объеме или с лучшим качеством, отсутствующие комментарии, фотографии, публикации с упоминаниями и т.д.), пожалуйста, свяжитесь с нами по e-mail :

Ваши уточнения, дополнения, замечания о записи 00_0453
- На первую страницу сайта - - Обратно -
На первую страницу |
К оглавлению | сайта
Последнее обновление:  29 декабря 2021 г. +  Counter CO.KZ
Владимир Высоцкий Vladimir Vysotsky Vissotski Vissotsky Visocki Visotski Visotsky Visotskiy VVysоckij
Wladimir Wysotsky Vysockij Vysockiy Vysotski Vysotskij Vysotsky Wisocki VVysockij WSVVb1SS0CKiY