|
|
|
|
|
|
|
mp3 |
mp3 |
mp3 |
htm |
|
|
<—>
...вот у меня какое. Моё выступление
называется "концерт-встреча". Наверное, лучше всего так назвать.
Потому что это и не концерт и не встреча. Потому что встреча предполагает
всегда обстановку тёплую или круглый стол, или какую-то непринуждённую
обстановку дома. Разговоры, вопросы, ответы. Это всё можно здесь делать. А
в то же время — это концерт, потому что... Ну как сказать вам? Вы, наверное,
все пришли послушать песни, и из-за этого разговаривать долго, особенно
долго, не стоит. Поэтому если вас что-нибудь заинтересует потом, после моего
выступления: о работе в кино, о работе в театре, я с удовольствием расскажу.
Но сначала всё-таки несколько слов для того, чтобы вы все знали, кто я
такой, зачем я, собственно говоря, сюда вышел.
Значит, я работаю в Москве, в
московском Театре на Таганке, который существует вот уже десять лет. Работаю
я почти с самого основания этого театра, и сыграл в этом театре довольно
много ролей. Но об этом тоже довольно сложно говорить, лучше смотреть. Но я
хочу сказать немножечко о другой стороне в нашем театре, которая имеет
отношение... к которой я имею самое непосредственное отношение, но уже не
как актёр. Дело в том, что в нашем театре, как вы все прекрасно знаете,
очень много, в хорошем смысле, если так можно выразиться, самодеятельности,
а именно: актёры нашего театра, стали уже некоторые из них почти
профессиональными музыкантами и композиторами. Вот Хмельницкий и Васильев,
которые здесь присутствуют, они пишут музыку ко многим нашим спектаклям.
Многие уже теперь написали, например: Веня Смехов — инсценировку, сам Юрий
Петрович Любимов в содружестве с семьёй тоже пишет для нашего театра, и мы
играем этот репертуар.
Ну а я тоже занимаюсь, так
сказать, тем, что я могу делать. Я пишу в наши спектакли тексты стихов и
песен, ну и музыку тоже, потому что я от... в отрыве ничего не пишу. Значит,
сначала... Началось это всё очень давно, когда в спектакль "Павшие и живые"
меня попросили написать несколько песен, Юрий Петрович Любимов. Одну из этих
песен я даже вам щас могу показать. Она называется "Братские могилы".
Потом она вошла в пластинку, потом она звучала в кино "Я родом из детства".
Ну вот, я её покажу, чтоб немножечко сразу вас не разочаровывать разговорами,
а песни... с песни начать, вот, пожалуйста: |
mp3 |
mp3 |
txt |
htm |
1. |
|
На братских могилах не ставят крестов... |
|
|
|
|
|
|
Эта песня имеет длинную довольно
судьбу. Я её после спектакля отдал в фильм "Я родом из детства", и там её
исполнял Бернес. Он очень любил эту песню. Вообще я с ним дружил в конце
его жизни, и он хотел петь несколько моих песен, но, к сожалению, уже не
успел. А потом эта песня была в пластинке, и вообще она до… довольно широко
известна.
Почему я всё время обращаюсь к
военной теме. Ну, это очень просто объяснить. Совсем не потому, что я воевал,
и приходят письма, особенно после выхода пластинок, от фронтовиков бывших, о
том, что: "Не тот ли вы самый Владимир Высоцкий, — например, одно письмо, — с
которым мы под Оршей выходили из окружения?" Ну, конечно, я не мог
выходить из окружения. Я был ещё совсем маленький тогда, но я, правда, очень
много пишу о войне. Наверное, потому что, во-первых, у меня военная семья, мы все
— дети военных лет. И не потому, что это особенно живо в памяти у меня. Я,
правда, повторяю, был ещё маленький. А просто потому, что меня интересуют
люди… люди, о которых я пишу, в крайней ситуации, в крайнем положении, на
грани риска, на грани подвига, на грани даже смерти. А как вы... вы же
знаете, что во время войны, почти каждый кто был там, всегда находились вот
перед последним шагом. И поэтому все песни, которые я пишу военные, я
стараюсь написать не как... не... не как человек, который был там, а как
человек, который как бы довоёвывает. Ну вот.
Я хочу вам показать песню из
одного нашего спектакля, военную песню. Она называется "Мы вращаем Землю". |
mp3 |
mp3 |
txt |
htm |
2. |
|
От границы мы Землю вертели назад... |
|
|
|
|
|
|
<Аплодисменты>
Не нужно, не нужно. Ну вот. И так пошло,
что стали
после фильма и сп... спектаклей нашего театра обращаться с тем, чтобы я
писал песни, и тоже и для фильмов, и спектаклей, и для пластинок, и для
всяких передач. И вот не так давно в московском театре Ермоловой состоялась
премьера пьесы о лётчиках, которая называется "Звёзды для лейтенанта". Я не
был здесь, я был в отъезде, вот, но однако будучи даже там, написал
несколько песен для этого спектакля. Это спектакль о лётчиках-испытателях с
военным прошлым. В общем, тема, так сказать, в которой я довольно много и
работаю. И я хочу вам показать новую совсем песню. Она называется "Он
вернулся, а я не успел". Наоборот, "Я вернулся, а он не успел". |
mp3 |
mp3 |
txt |
htm |
3. |
|
Всю войну под завязку я всё к дому тянулся... |
|
|
|
|
|
|
<Аплодисменты>
И хочу ещё вам одну песню
военную... песню из фильма "Война под крышами" и "Сыновья уходят в бой". Она
звучала в пластинке. Называется она "Кто сказал, что земля умерла". |
mp3 |
mp3 |
txt |
htm |
4. |
|
Кто сказал: "Всё сгорело дотла..." |
|
|
|
|
|
|
|
mp3 |
mp3 |
txt |
htm |
5. |
|
Вдох глубокий, руки шире... |
|
|
|
|
|
|
<Аплодисменты>
Ещё шуточная песня, которую я
написал специально для фильма одесской киностудии. Называется она "На
дистанции — четвёрка первачей". |
mp3 |
mp3 |
txt |
htm |
6. |
|
На дистанции - четвёрка первачей... |
|
|
|
|
|
|
<Опущен 1
куплет> <Аплодисменты>
Я начал в последнее время довольно
много писать для кино. И даже пришлось мне писать нечто такое, к чему я
совсем не приспособлен. А именно, в фильме "Бегство мистера Мак-Кинли",
который скоро выйдет на экраны, меня попросили написать, так называемые,
баллады. А так как действие происходит не у нас, а у них, да ещё не сейчас,
а потом, где-то в будущем, то это совсем невероятно. Я... Мне трудно было
отрываться от нашей почвы и, значит, я вышел из положения таким образом, что
я просто совсем исключил обстановку и время, и стал писать просто
общечеловеческие какие-то песни, темы брать. И я хочу вам показать одну
песню, которая называется "Недолюбил". Это в фильме в этот момент идёт
эпизод, когда герой картины с цветами ждёт свою возлюбленную, и в это время
рядом проходит какая-то очередь очень печальных людей. И он попадает в эту
очередь, идёт, идёт и продолжает её ждать, глядит на неё с этими цветочками.
Значит, и вдруг они куда-то спускаются вниз, вниз и накрыто чёрным
бархатом... такой помост — там лежит убитый, вероятно, во время демонстрации
или во время чего-то, молодой совершенно человек. И он так около... застыл.
Он пришёл на свидание с этими цветами. И он кладёт эти цветы и выходит с
одной бумажкой из этого такого помещения подвального, выходит наверх. А в
это время звучит песня, вероятно, посвящённая вот этому самому парню,
который убит. |
mp3 |
mp3 |
txt |
htm |
7. |
|
Кто-то высмотрел плод, что неспел, неспел... |
|
|
|
|
|
|
|
mp3 |
mp3 |
txt |
htm |
8. |
|
В жёлтой жаркой Африке... |
|
|
|
|
|
|
<Аплодисменты>
Значит, песня следующая тоже
шуточная. Песня, называется она "Песенка о слухах". Ну, вы все знаете,
что мы
от слухов... никто не застрахован из нас. Вот. Я особенно на себе это
испытываю, поэтому не мог не откликнуться на такую волнующую тему. И вот
написал песню о слухах. |
mp3 |
mp3 |
txt |
htm |
9. |
|
Сколько слухов наши уши поражает... |
|
|
|
|
|
|
<Аплодисменты>
Ну что же, давайте снова вернёмся
к военной теме. Я ещё хочу спеть вам две песни. Я вдруг начал в какое-то
время, вдруг начал писать от имени неодушевлённых и одушевлённых предметов,
но не от имени людей. Значит, от имени лошадей, там, волков, даже самолёта,
которую я вам сейчас покажу. И потом, у меня в связи с этим, что я так много
это делал, я вдруг решил написать сейчас большую песенную поэму, может быть,
я даже не знаю, как её назвать, которая будет состоять примерно из тридцати
баллад, и вся она будет рассказана от имени различных лошадей. Так они будут
называться, предположим, "Баллада о тачанке", "Баллада о кибитке"... Потому
что лошади всю историю человечества прошли вместе с людьми и люди-то всё
сказали, а лошади — нет. Вот я хотел, значит, от их имени что-то рассказать.
И потом — от имени лошадей различных… различных знаменитых людей. Это тоже
интересно — как они-то к этому относились — всякие россинанты, буцефалы и
так далее. Вот. Ну, это в будущем. У меня даже есть начало. Оно так примерно
звучит. |
mp3 |
mp3 |
txt |
htm |
10. |
|
Мы верные, испытанные кони... |
|
|
|
|
|
|
Так что, видите, они считают, что
лошади — главное, а люди уже потом. Ну вот, и вот в этой песне, которую я
следующую вам спою — это песня самолёта-истребителя. Верней, даже лучше
сначала я спою песню от имени лётчика. Это две песни об одном и том же
воздушном бое. Первая поётся от имени лётчика, а вторая от имени самолёта.
Щас. Гитара расстроилась
немножко. <Подстраивает гитару> |
real |
mp3 |
txt |
htm |
11. |
|
Их восемь - нас двое... |
|
|
|
|
|
|
<Аплодисменты>
Эта песня... эта песня сейчас тоже
звучит в этом спектакле "Звёзды для лейтенанта".
А песня "ЯК-истребитель" —
она сейчас выйдет, через некоторое время, в большой пластинке-гиганте,
который я сделал на фирме "Мелодия". |
mp3 |
mp3 |
txt |
htm |
12. |
|
Я - "Як", истребитель, - мотор мой звенит... |
|
|
|
|
|
|
<Аплодисменты>
Если уж пошла авиационная тема — я
тогда спою шуточную песню про гражданскую авиацию, которая называется
"Москва-Одесса". |
mp3 |
mp3 |
txt |
htm |
13. |
|
В который раз лечу Москва - Одесса... |
|
|
|
|
|
|
<Опущено 2
куплета>
<Аплодисменты>
Вы знаете, мне иногда в письмах
очень часто пишут о том, что "Откуда это вы всё берёте темы?" Это обычный
вопрос. Артистов спрашивают: "Как вы это всё заучиваете?", а людей пишущих
спрашивают: "Откуда вы берёте темы?" Ну, отовсюду. И потом, тем-то не так уж
и много у меня в песнях. Вот. Но я, правда, бывают такие моменты, когда я
очень быстро откликаюсь на то, что вот сейчас так и в воздухе, да и не
только в воздухе, а… да и в печати или по радио. Вдруг мне хочется сразу
написать. И вот когда у нас особенно сильно проводилась борьба с пьянством,
значит, я тоже написал несколько песен на эту животрепещущую тему. И щас,
правда, уже почти покончено с пьянством, она устарела, но всё-таки я её,
несмотря на это, позволю себе спеть. Это называется "Диалог...", вернее,
"Разговор в вытрезвителе. Милицейский протокол". |
mp3 |
mp3 |
txt |
htm |
14. |
|
Считай по-нашему, мы выпили не много... |
|
|
|
|
|
|
<Аплодисменты>
Ну что же, имеет смысл сейчас
немножечко вспомнить горы, потому что, правда, особая известность этих песен
— она началась в основном после фильма "Вертикаль". Вы знаете, я когда
поехал сниматься в эту картину, я совсем не предполагал, что я буду лазить
куда-то, думал, что так, отживу в гостинице, отпишу своё, и всё. Но это
невозможно. И теперь я стал, как все люди, которые там побывали,
действительно, поклонником гор. И если есть какая-то малейшая возможность,
пытаюсь туда поехать, чтобы снова подышать тем воздухом, который дал мне
возможность написать эти песни. Я писал их даже без расчёта на то, что они
войдут в картину. А они вдруг... альпинисты их запели. Они помогали нам
делать кино, запели их, и они вошли в кино очень органично, так, вплелись в
кино. Там после... после этого фильма "Вертикаль", который мы снимали
довольно долго, и жили в горах долго безвыездно, жили на леднике, на
Шхельде, и всё время, в общем, с людьми, которые, правда, имеют к горам
непосредственное отношение, и тоже приобщились сами. Вот. Я как-то... Мне
показалось, что я почувствовал дух, зачем они туда лазиют, что им там не
хватает, почему, зачем искусственно создавать препятствия и так далее. И я
всё это попытался рассказать в своих песнях. Но там ещё однажды мне пришлось
быть в одном месте, это на леднике, рядом с которым из... начинается подъём
на пик Вольная Испания. И однажды, когда мы, вот такие неграмотные в
альпинистском отношении люди, ходили по льду в отриконенных ботинках, там,
учились через трещины перебираться и так далее, вдруг бежит какой-то
запыхавшийся человек сверху и говорит: "Все снимаются и с маршрутов, и с
занятий — и на спасение!" Так как мы были довольно близко, в общем, нас
самих нужно было бы спасать, потому что мы еле ходили, но всё равно такой
неписаный закон есть в горах: всё сразу кончается и все, где бы мы не были,
в каких бы местах ни были, группы, которые близко, идут на спасение
потерпевшей группы. И вот мне довелось видеть первый раз в моей жизни...
Во-первых, я почти присутствовал при гибели одного из альпинистов, такой
Живлюк был, майор Живлюк. Он... они хотели сделать, этот пик пройти очень
быстро, намного быстрее, вышли в самый камнепад в три часа дня, и его побило
камнями, убили... убило его насмерть. Так что, вообще-то, мне кажется, что
соревнования в альпинизме устраивать не стоит, это не такой спорт, чтобы
устраивать соревнования. Там скорее есть соревнование самого с собой, чем
друг с другом.
<Откашливается>
Ну вот. И потом мы помогали спускаться раненым двум его
товарищам, которые были на таком узком карнизике, привязались, и двое суток
их не могли снять с вертолётами: была непогода. Они, значит, ждали, чтобы
помогать спускать труп погибшего товарища. После этой истории я с ними
разговаривал, по... мы помогали их сносить вниз. Вот. Я написал песню,
которая называется "Здесь вам не равнина". Но она — песня известная, и я её
петь не буду сейчас вам. Вот. Хотя слова этой песни на многих, к
сожалению... к сожалению, ещё многих могилах погибших альпинистов, слова
этой песни о том, что "камень, который подарил тебе покой", "Другие придут,
сменив уют на риск и непомерный труд..." — они даже... они их на камнях пишут,
эти слова. Значит, правда, это им пришлось... легло на душу этим ребятам.
Поэтому я продолжал писать альпинистские песни, и не только альпинистские.
Там же ведь очень много, знаете, таких жизненных ситуаций бывает. Но
единственное, что отличает — что там себя чище люди ведут в смысле своего
поведения. Ничего не... Нет других наслоений. Если... если нужно... если
нужно идти спасать человека — то ничего не существует другого, никаких
других проблем, только это. И мне кажется, что вот когда человек в связке,
вы знаете, и когда ничего кругом нет, кроме тебя, твоего друга рядом и, в
общем... Ну что ещё? Судьба, больше ничего. Ничего тебя не спасёт: ни врачи,
ни справки и так далее. Ну... Можно надеяться только на себя, на своего
друга. Это очень такая какая-то чистая тема для песен. И я продолжал писать
горные песни.
Я хочу вам спеть песню, которая
написана мной <откашливается> для
фильма "Единственная дорога", и называется она "Расстрелянное горное эхо". |
mp3 |
mp3 |
txt |
htm |
15. |
|
В тиши перевала, где скалы ветрам не помеха... |
|
|
|
|
|
|
<Аплодисменты>
И так пришлось, что вдруг я начал
в последнее время писать песни от имени женщин. Почему-то только от имени
персонажей раньше было от мужских, а теперь от имени женщин. Я хочу вам
показать одну песню, которую тоже скоро вы услышите на пластинке, называется
она "Песня ожидания. Мы вас ждём". Это написано от имени женщин, которые
ждут своих с войны. |
mp3 |
mp3 |
txt |
htm |
16. |
|
Так случилось - мужчины ушли... |
|
|
|
|
|
|
<Аплодисменты>
"Песенка плагиатора, или Посещение
Музы". Плагиаторы — это такие люди, которые присваивают себе чужие
художественные произведения. И нехудожественные тоже. |
mp3 |
mp3 |
txt |
htm |
17. |
|
Я щас взорвусь, как триста тонн тротила... |
|
|
|
|
|
|
<Опущен 1
куплет> <Аплодисменты>
Я думаю, её можно даже назвать
"Песенка Остапа Бендера" в одном из вариантов. <Смеётся>
Ну что ж. Послушайте песню,
которая тоже звучит в спектакле театра "Современник" "Свой остров" и потом в
пластинке. Называется она "Я не люблю". |
mp3 |
mp3 |
txt |
htm |
18. |
|
Я не люблю фатального исхода... |
|
|
|
|
|
|
<Аплодисменты>
Вы знаете, в общем, можно ведь и
до бесконечности, потому что песен у меня довольно много тех, которые я могу
исполнять публично, на людях, а не дома, скажем. Примерно, двести. Сто,
примерно, уже прозвучали с экранов и в спектаклях. И в один концерт,
конечно, их все не... невозможно включить. Я могу делать антракт, могу его
не делать. Лучше если б не делать. Потому что обычно только к середине
где-то налаживается такой контакт, как я вначале говорил, домашней, что ли,
обстановки, когда люди совсем раскрепощаются и начинают намного чётче
воспринимать то, что ты делаешь. Если хотите, я могу вам ещё часа
полтора–два показывать. Но примерно намерение моё вы поняли. Я пою
небольшими циклами песни свои. Перед этим немножечко, меняя там несколько
слов, пытаюсь объяснить, отчего они пришли, почему они родились, и так
далее, и так далее. И пытаюсь создать в своём выступлении такую картину
маленькую, ну что ли, картинку из того, что... чем вообще я занимаюсь,
потому что к песне я отношусь, к этой песне, к авторской, очень серьёзно.
Наверное, не менее серьёзно, чем к театру, к кино. Как к своей работе.
Потому что пишу я, как вы понимаете, ночью, когда надо спать, потому что
другого времени нет. А если бы я это не любил и не хотел бы этого делать —
зачем себя мучить? Вот.
Поэтому я хочу в конце моего
выступления, сегодняшнего выступления, спеть вам песню, с которой началась
официальное моё хождение по экранам. Песня эта старинная, называется она
"Парус". А звучала она в фильме, который назывался "Срочно требуется песня". |
mp3 |
mp3 |
txt |
htm |
19. |
|
А у дельфина взрезано брюхо винтом!.. |
|
|
|
|
|
|
<Аплодисменты>
Спасибо.
Ну вот. Благодарю. И, конечно, в
конце обычно, довольно часто, если у меня такие встречи бывают, спрашивают
что-нибудь в письменном или в устном виде. Я пытаюсь в меру своего юмора
ответить на эти вопросы. Вот и всё. Спасибо вам. <Аплодисменты> |
|
|