- Back - Код: 00_0439
Владимир Высоцкий
08 (16?) октября 1974 года.
Ленинград /ул. Чапыгина д. 6/ телевизионный центр, телевизионная съёмка ленинградского телевидения.

Присутствовали: Леонид Филатов, Борис Хмельницкий, Анатолий Васильев, Иван Дыховичный,
Зинаида Славина, Сергей Фарада, Дмитрий Межевич, Юрий Любимов, Александр Моисеевич Володин, Беньяш.
Длительность записи: 51 минута.
Оцифровка - Николай Цанков /Болгария/
Стенограмма - Алексей Еськов.

         

   ВЕДУЩАЯ: …Для начала нашего разговора, мы попросим Юрия Петровича рассказать о том, как возник театр, как родился он, а дальше, наверно, мы будем говорить, как живёт он сегодня. Можно, Юрий Петрович?
  
Ю.ЛЮБИМОВ: Сказали… Значит, э… Представлять… Я очень, во-первых, рад, что для нас дорогие люди сегодня с нами проведут этот час. Спасибо Вам за представление столь любезное.
   Значит, я только могу сказать вкратце о репертуаре. Мы постарались в этот приезд…
Приезда действительно... мы благодарны Ленинграду, что когда мы только что начинали ходить ещё по земле и нас пригласили, наверное, даже рисковали, пригласив, кто... значит, решился на эту акцию. Потом мы, действительно, как-то ждали, как же вот мы впервые встретимся в другом городе, не в Москве, где мы родились, и как этот город к нам отнесётся и так далее. И город нас прекрасно принял, помог нам встать на ноги. И поэтому у нас это уже стало традицией и каждый приезд для нас является каким-то особым что ли... Мы старались в этот приезд новые спектакли привезти. Значит, привезли мы нашу последнюю работу. Если начали мы с Брехта, то закончили последняя наша премьера это с Фёдором Александровичем. Это "Деревянные..." ну, Фёдор Александрович лучше меня скажет о последней работе, а потом я продолжу и о своих товарищах кое-что скажу... Ну, просто мне хотелось сказать, что мы не будем вам
играть отрывки. Просто я часто вижу, как играются отрывки, вот когда представляют театр. Это вообще очень сложный процесс, часто зачастую не очень ловкий, и актёрам это трудно. Поэтому мы просто вам расскажем, что ли о наших ... намекнём на какие-то наши направления, что ли театральные, о которых может мы и не думали заранее, но за десять лет так сложилась жизнь у театра, что получилось, в общем, три каких-то развития. Ну, это, конечно, всё грубо и схематично. Это развитие брехтовского что ли театра в нашем понимании безусловно, как мы понимаем и воспринимаем Брехта, это брехтовская что ли линия, вот которая была в "Добром...", в "Десяти днях...", которые мы к вам тоже привозили и дальше в "Что делать?", там, в "Матери" Горького, которую мы к вам привезли первый раз. В Ленинград мы не возили этот спектакль. И дальше... Ну, вторая линия наши поэтические представления как родились из первого нашего спектакля "Антимиры" Вознесенского, это, значит, вторая линия. Я, почему говорю об этом, потому что потом была целая серия спектаклей: "Павшие и живые", и товарищи мои исполнят несколько вещей вам. Ну, так тоже, намёком из этих спектаклей и из "Павших", и из "Антимиров", потом был Маяковский, и был ещё один спектакль Вознесенского, Евтушенко. И последняя работа — это по поэзии, письмам и документам об Александре Сергеевиче Пушкине, который тоже нам, конечно, как и всякому человеку, дорога и это имя, и эта работа. Так что то, что мы сможем, конечно, я и мои товарищи постараемся вам и актёрски показать, потому что, помимо всего прочего, ещё очень многие из моих коллег молодых имеют свои пристрастия душевные, свои занятия, помимо актёрских, и я это очень ценю.
  
ВЕДУЩАЯ: Ну, это мы, может быть, на вторую половину нашей передачи оставим?  
  
Ю.ЛЮБИМОВ: Ну, да, мы, в общем, ведём разговор-то вольный. Мы импровизируем, мы его не запрограммировали и надеюсь, что эта вольность передастся и туда, это в телевидении самое ценное тоже так непосредственная беседа, как в театре. Вот. И третье: мы пытались, значит, как-то классику, в силу нашего разумения, осваивать. Это и "Гамлет", и Островский, и Мольер, который мы тоже сейчас привезли вам. Островского, к сожалению, не привезли. Ну, просто у нас очень большой репертуар, всё нельзя привезти и дальше мы будем... Ну, может о планах дальнейших потом, когда останется время. Что ты говоришь?
   ГОЛОС: Фёдор Александрович хотел сказать...
 
  
Ф.АБРАМОВ: Должен сказать, что по поводу нашего… моего сотрудничества с этим театром... Вот, моими друзьями и знакомыми не раз высказывались опасения: дескать — возможно ли сие? "Как Вы сработаетесь с таким ярким новатором нашего театрального искусства, каким является Юрий Петрович Любимов? Вы вот такой, значит, традиционалист в литературе". Вероятно, у меня тоже такого рода опасения возникали, но мне кажется, что они, эти опасения, не оправдались, вот и мы, по-моему, отлично сработались и с Юрием Петровичем, и с Театром , в целом...
  
ВЕДУЩАЯ: Очень...
<—>

real mp3 txt htm 1. Рассказ Юрия Любимова о театре
         

   ДИКТОР: Актриса театра Зинаида Славина.
  
З.СЛАВИНА: Несколько лет назад, в первую встречу, первые гастроли нашего театра, Театра на Таганке, мы привезли сюда несколько спектаклей. На набережной Чёрной речки я встретилась с Ольгой Фёдоровной Берггольц и запомнила эту встречу надолго. Она читала свои стихи, а Юрий Петрович Любимов говорил мне: Ты смотри, как читает стихи поэтесса, и записывай. Попроси у неё черновички, может быть, тебе пригодятся рукописи, может быть, она тебе даст что-нибудь интересное". Я хочу сказать о встрече с ним. С Ольгой Фёдоровной я встретилась и потом получила несколько стихов в её... из её произведений. Я очень волновалась, но когда прошла премьера спектакля "Павшие и живые" — спектакля-реквиема, — который мы очень любим, то я уже у нас на премьере увидела Ольгу Фёдоровну, и когда я читала стихи, она сидела в первом ряду и повторяла за мной текст того, что я произношу. А сейчас я прочитаю несколько фрагментов из её произведений. К сожалению, я не могу, Фёдор Александрович, показать ничего из Вашего прекрасного произведения. К сожалению. Но я думаю, что ленинградцы придут посмотреть этот спектакль. Вот. Там есть проза о Карякиной, и в один из вечеров мне пришла записка от Ольги Фёдоровны Берггольц, что примите женщину, вот, Карякину. А тогда я читала прозу, я не знала, что эта женщина жива. В один из спектаклей мне подали цветы, у нас существует Вечный огонь — чаша, которая зажигается людям, погибшим во время Великой Отечественной войны и выжившим. И она говорит: "Нет, нет, не кладите эти цветы на чашу! Возьмите их себе! Это — выжившим, выжившим! Я та Карякина, о которой вы сейчас вот здесь рассказывали". Я сочла нужным поднять руку и предупредить людей, что мы находимся с человеком, который пережил блокаду, вот, с Карякиной. И в память об этой женщине, в память о хорошем, в память о Ленинграде, у меня здесь погиб дед и нас эвакуировали из Ленинграда, и я поэтому не в Ленинграде живу... Вот в память об этих дорогих вещах я хочу прочитать несколько стихотворений.    

real mp3 txt htm 2. Мы предчувствовали полыханье... (исполняет З. Славина)

   ВЕДУЩАЯ: Я не скрою от всех и от Вас, Юрий Петрович, что в первое время жизни Вашего театра у меня очень часто возникал вопрос, так как я люблю психологический театр, подробный театр, то у меня часто возникал вопрос не слишком ли деспотична Ваша режиссура? Не убивает ли она артиста? Я даже для себя сочинила однажды такую... такой парафраз, что ли по Брехту... у Брехта: "Не тот солдат... Что тот солдат, что этот". А я так думала, может быть, для Юрия Петровича: "Что тот актёр, что этот". Но вот я могу твёрдо сказать, что я ошибалась, потому что театр помог вырасти индивидуальностям очень разным, абсолютно не повторяющим друг друга и развивающимся каждая в себе при всей слитности оркестрового звучания спектаклей. У меня нет возможности, я боюсь занять слишком много времени, чтоб сказать, как я вижу некоторых актёров. Но вот, Юрий Петрович, скажите, пожалуйста, об этой очень существенной проблеме соединения индивидуальности актёра, которая обязательно является условием роста театра и спектакля, и той, обязательной для Вас структуры целого оркестрово единой, которую Вы проповедуете и осуществляете в своих спектаклях? 
  
Ю.ЛЮБИМОВ: Я могу говорить, но я очень не люблю говорить об искусстве…
   ВЕДУЩАЯ: А что же делать, если Вы для этого сюда пришли?
   Ю.ЛЮБИМОВ: Нет, но лучше, наверно, если актёры скажут, там… Ну, о деспотизме, это обычный… Даже может лучше, чтобы кто-нибудь другой сказал…
   З.СЛАВИНА: Об этом уже, Раиса Моисеевна, не говорят, вот уже лет пять не говорят о деспотизме, потому что деспотизм должен быть у режиссёра, иначе театр развалится…
  
Ю.ЛЮБИМОВ: Да, это не деспотизм просто.
  
ВЕДУЩАЯ: Нет, это просто большая воля творческая, я думаю, это точнее теперь так определить, правда? Мне так кажется.
  
Ю.ЛЮБИМОВ: Нет, тут просто, по-моему, иногда очень путают, так сказать, теоретические какие-то положения с практикой. Вот и всё.
  
ВЕДУЩАЯ: Правда. Это нам свойственно.
 
  Ю.ЛЮБИМОВ: То, что я видел в своей жизни интересного это всегда было очень неповторимо и уникально по форме что ли, не только по форме. но форма включает в себя всё: и отбор, потому что каждая пьеса требует своего... своих выразительных средств. Каждый спектакль требует своего выражения, а иначе быть не может, и поэтому странно говорят. Ну, когда актёры снимаются или на телевидении, или в кино. Но ведь они же приходят... Да, это счастье, если им везёт — они приходят к хорошему мастеру, который знает, что он делает. Но ведь актёр, в силу своей профессии, не может знать всего, всего. А ведь до этого, до того как режиссёр встречается с актёрами, идёт же огромная работа с художником, с композитором, я уж не говорю об авторе, если он жив, то с ним идут бесконечные разговоры — как с Фёдором Александровичем — как перенести это на сцену? Ведь он же пишет прозу! Это совсем другое. А как это сделать сценично? Как перенести это на язык театра? Поэтому, мне кажется, лучше, чтобы не я об этом говорил. Это само собой разумеется, мне кажется, для профессионала, который работает ясно, что иначе быть не может. Что он, профессионал, должен выйти на труппу, к своим коллегам с замыслом. Иначе он никогда их не объединит, и они не пойдут в определённом направлении, если они не знают, как это замыслено, в какой манере? Как это решается в пространстве, в пластике, в характерах человеческих? Во всём. Так что тут, мне кажется, это, понимаете, всегда этот вопрос возникает, но он, мне кажется, для профессионалов ясен. На эту тему кто-нибудь сказал или актёр или... вот к нам очень трогательно Александр Моисеевич относился. И всегда к нам приезжает, когда в Москву смотрит нас и в Москве, и здесь, и, может даже, он по-своему, он очень это скажет гораздо интереснее, чем я скажу. Потому что говорить всегда тяжело... я стараюсь в спектаклях всё-таки сказать то, что мне хотелось бы. 
  
ВЕДУЩАЯ: И говори...
<—>
  
АЛЕКСАНДР ВОЛОДИН: Понимаете, я вот тут, если говорить о ленинградцах, которые вас встречают — вот есть писатель и критик, я — зритель, и только зритель по отношению к вашему театру, но зато самый благодарный, счастливый и безмолвный зритель на... я помню, как-то Юрий Петрович Сидел рядом со мной на спектакле сзади и смотрю его фонарик такой, где он зажигает разные огоньки: зелёный, красный. Я обалдел, что такое... на сцену, на сцену... что такое. Оказывается, я не помню точно что значит: один — ритм, ритм, другой — что там попался, всё уронили, третий — смотреть на вас тошно, я пошёл. Понимаете, он чувствует...
   Ф.АБРАМОВ: Красный, красный...
  
А.ВОЛОДИН: Красный, да?..
  
З.СЛАВИНА: Но однажды он перепутал эти...
  
ГОЛОС: Зелёный — это значит ничего, ничего, это ещё ничего, хорошо...
  
А.ВОЛОДИН: А при мне он красный зажёг, ушёл, а я не понял почему — а я думал, как отсюда можно уйти? И вот так, в качестве зрителя, я буду счастливым свидетелем существования этого театра, сколько бы он ни существовал и что бы он ни ставил.
  
ВЕДУЩАЯ: И хотелось бы, чтобы сегодня всё-таки хоть сколько нибудь мы могли представить артистов, потому что в передачу сознательно не включаются фрагменты спектаклей для того, чтобы не получилось лоскутное одеяло. Это всегда относительно, всегда неверно, спектакль надо смотреть целиком. Но мир актёров Театра на Таганке широк и выплёскивается за пределы непосредственно того, что они делают в спектакле. Они <—> Хорошо бы, пожалуйста. Вознесенский его зовёт "нота боли" ...
   ДИКТОР: Артист театра Владимир Высоцкий.
<—?>
    ...Со времени премьеры "Антимиров" прошло уже девять лет и поэтому спектакль, конечно, обновляется. Я щас вам покажу два, ну что ли, если можно так сказать, новых фрагмента из этого спектакля. Первый называется "Песня акына". Конечно, на слова Вознесенского.

mp3 mp3 txt htm 3. Не славы и не коровы...
   Второе стихотворение:
mp3 mp3 txt htm 4. Провала прошу, провала...
         

   Ну вот и всё.
   ГОЛОС: Спасибо!
<—>
   Ю.ЛЮБИМОВ: Правда, тут можно было бы ещё... ещё целый у нас есть... Как я уже говорил в начале, что каждый из актёров имеет свои пристрастия и для души что-то делает, ну всё, конечно, для души и основная профессия, но Владимир также сочиняет и свои песни. Может, потом ты что-то споёшь и своё? Так как вот Лёня сидит Филатов, он
стихи, Хмельницкий с Васильевым музыку, и, может, они что-то исполнят.
   ВЕДУЩАЯ: А может они что-то исполнят?
   Ю.ЛЮБИМОВ: Конечно, они исполнят. Они писали музыку к первому нашему спектаклю, когда учились на первом курсе уже, но они имеют образование музыкальное <откашливается> помимо драматического. И писали в "Галилей" они зонги. Может, ты что-нибудь из...?
   А.ВАСИЛЬЕВ: "Галилей".
<Посторонний шум>
   Ю.ЛЮБИМОВ: Что случилось?
   А.ВАСИЛЬЕВ: Исполнил первую...
   Б.ХМЕЛЬНИЦКИЙ: Мы написали вдвоём музыку к этому спектаклю с Анатолием. Но одну песню мы очень любим, но, к сожалению, только один спою. Это финальная песня из спектакля "Жизнь Галилея" - "Обращение к сыну".
   А.ВАСИЛЬЕВ: Слова Киплинга в переводе Маршака.
   Б.ХМЕЛЬНИЦКИЙ:  Слова Киплинга в переводе Маршака.

real mp3 txt htm 5. О, если ты спокоен, не растерян... (исполняет Б. Хмельницкий)
         

   ВЕДУЩАЯ: Спасибо большое… 
<—>
   ВЕДУЩАЯ: Юрий Петрович…
   Ю.ЛЮБИМОВ: Ну, пусть, по-моему, должны… мы столько уже говорим, пусть актёры всё-таки…
   ВЕДУЩАЯ: Да, может нам действительно помолчать, а слово дать вам, тем более, что зрителям это куда интереснее…
   Ю.ЛЮБИМОВ: Конечно. Веня, ты может?.. Лё… Леонид?.. Иван? Можете из Пушкина… Может Дима Межевич, он… Давайте, кто из вас?..
  
ГОЛОСА: <Неразборчиво>
  
ВЕДУЩАЯ: «Послушайте» сюда не привозили, так что вот если Вениамин Смехов что-нибудь нам оттуда покажет, пожалуйста, мы Вас просим.  
   В.СМЕХОВ: Я сидя?..
  Как вам удобнее...

real mp3 txt htm 6. Послушайте! Ведь если звёзды зажигают... (Вениамин Смехов)
         

   В.СМЕХОВ: Я могу бесконечно читать, Вы меня останавливайте.  
   ВЕДУЩАЯ: Нет, очень хорошо. Будем считать, что мы Вас остановили, потому что хочется, чтобы побольше людей услышали. Юрий Петрович, что сегодня
<неразборчиво>?
   В.СМЕХОВ: Мы «Пушкина» впервые привезли…
   Ю.ЛЮБИМОВ: Нет, мы «Пушкина» к вам привезли впервые, нашу последнюю работу в серии нашей…
   ВЕДУЩАЯ: Вот, вот. Да, конечно, наиболее интересно зрителям, тем более, что они ещё стоят в очереди, чтобы получить билеты на эти спектакли.
 
  ГОЛОСА: <Неразборчиво>
   ВЕДУЩАЯ: Кто?..
   Ю.ЛЮБИМОВ: Ну, Ваня, Ваня Дыховичный. Ваня, ты, может, скажешь несколько слов?
 
  И.ДЫХОВИЧНЫЙ: О чём?
   ВЕДУЩАЯ: Вот Иван Дыховичный, один из... один из тех актёров, которые говорят от Пушкина. Играет Пушкина сказать об этом спектакле нельзя.
 
  Д.МЕЖЕВИЧ: И Лёня Филатов тоже от Пукина...
   ВЕДУЩАЯ: И Лёня Филатов тоже от Пушкина.
   Ю.ЛЮБИМОВ: Мне приятно, что и Иван, и Леонид пишут сами. Иван пишет музыку, и по-моему. Ты стихи пишешь, нет?
  
И.ДЫХОВИЧНЫЙ: Нет. 
   Ю.ЛЮБИМОВ: ... Ну, а Лёня... Леонид пишет стихи.
   ВЕДУЩАЯ: Я даже по программе знаю, что есть песня, написанная вами. Правда? Ваня, пожалуйста.
  
И.ДЫХОВИЧНЫЙ: Мы споём обязательно.    
   ВЕДУЩАЯ: Вот спойте, пожалуйста.
 
  И.ДЫХОВИЧНЫЙ: Ну, если говорить о спектакле, то его всё-таки действительно лучше смотреть, а что касается о том, какие песни там звучат, потому что несколько мы сегодня покажем. Там звучит песня в начале спектакля и в середине спектакля на слова прекрасного поэта Булата Окуджавы, который является и другом нашего театра, и эту песню мы очень любим. Поёт её Дмитрий Межевич в нашем спектакле. Начинается наш спектакль с дороги, символ всей жизни Пушкина. И мы все стоим у дороги и поём вот эту песню. Вот послушайте её, пожалуйста.  

mp3 mp3 txt htm 7. Былое нельзя воротить... (исполняет Дмитрий Межевич +все)
         

   Ю.ЛЮБИМОВ: Ну, ладно... Это, в общем, так эта песня идёт часто в спектакле, так что она даёт  какое-то... что нам жалко, что среди нас вот не сидит Александр Сергеич. Дорого можно дать, чтобы вдруг его увидеть. Ну, давай дальше, Вань, да. Прости... 
<—>

  
Л.ФИЛАТОВ: ...читать отдельные монологи. Хочу прочитать одно стихотворение. Стихотворения целиком у меня нет, поэтому это я могу попытаться в качестве заставочки к песне... восемь строчек сказать. Ага.
   ВЕДУЩАЯ: Пожалуйста, так как вам удобно и естественно. Это самое лучшее.

mp3 mp3 txt htm 8. Всему пора, уж двадцать пятый... (исполняет Леонид Филатов)
         

<—?>

mp3 mp3 txt htm 9. Для чего ты дрался, барин... (исполняет Иван Дыховичный)
         

   Ю.ЛЮБИМОВ: Ну, может, ты финальную? Там песня хорошая... Ну, все вместе...
  
И.ДЫХОВИЧНЫЙ: Я скажу только два слова, что написана она на слова друга Пушкина Дениса Давыдова. Песня эта гусарская. Звучит она в конце нашего спектакля такой мажорной весёлой нотой, хотя спектакль кончается смертью Пушкина. Эта песня звучит как бы от театра, от всех от нас. Вера в нетленность и радость общения всё равно с таким прекрасным русским поэтом. Вот послушайте, пожалуйста, эту песню.
<Исполняет с хором>

mp3 mp3 txt htm 10. Ради Бога, трубку дай... (исполняет Иван Дыховичный)
         

   ВЕДУЩАЯ: ... вот, пожалуйста, "Дорогу".
   А.ВАСИЛЬЕВ: Из "Павших".
<Исполняется хором>

mp3 mp3 txt htm 11. Сто тысяч дорог позади... (с хором)
         

<—?>

real mp3 txt htm 12. Вчера ещё в глаза глядел... (исполняют Борис Хмельницкий и Анатолий Васильев)

   "Мы вращаем Землю".

real mp3 txt htm 13. От границы мы Землю вертели назад...

   Такая шуточная песня, называется "Баллада о короткой шее".

real mp3 txt htm 14. Полководец - с шеею короткой...
         

<—?>

real mp3 txt htm 15. Идут белые снеги... (исполняет Дмитрий Межевич)

   Песня шуточная, называется "Диалог у телевизора".

mpg mp3 txt htm 16. - Ой, Вань, смотри, какие клоуны!..
Наличие фонограммы: 001 , 005 , ___ , ___ .
Наличие стенограммы: ___ , ___ , ___ , ___ .
Служебный блокнот: html | txt | doc | ?
Блокнот: html | txt | doc | ?

        Появление сообщений об ошибках при обращении к файлам RealAudio, mp3, txt означает, что к серверу, на котором размещены эти файлы, нет доступа. Повторите запрос спустя некоторое время или на следующий день.
        Об ошибках в работе сайта Вы можете сообщить нам по e-mail .

        Если Вы располагаете любой информацией об этой записи (воспоминания очевидцев, недостающие песни, песни в полном объеме или с лучшим качеством, отсутствующие комментарии, фотографии, публикации с упоминаниями и т.д.), пожалуйста, свяжитесь с нами по e-mail :

Ваши уточнения, дополнения, замечания о записи 00_0439
- На первую страницу сайта - - Обратно -
На первую страницу |
К оглавлению | сайта
Последнее обновление:  27 декабря 2021 г. +  Counter CO.KZ
Владимир Высоцкий Vladimir Vysotsky Vissotski Vissotsky Visocki Visotski Visotsky Visotskiy VVysоckij
Wladimir Wysotsky Vysockij Vysockiy Vysotski Vysotskij Vysotsky Wisocki VVysockij WSVVb1SS0CKiY