|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ВЕДУЩАЯ: …Для начала нашего разговора, мы попросим Юрия Петровича
рассказать о том, как возник театр, как родился он, а дальше, наверно, мы
будем говорить, как живёт он сегодня. Можно, Юрий Петрович?
Ю.ЛЮБИМОВ: Сказали… Значит, э… Представлять… Я очень, во-первых, рад,
что для нас дорогие люди сегодня с нами проведут этот час. Спасибо Вам за
представление столь любезное. Значит, я только могу сказать вкратце о репертуаре. Мы постарались в
этот приезд… Приезда действительно... мы благодарны
Ленинграду, что когда мы только что начинали ходить ещё по земле и нас
пригласили, наверное, даже рисковали, пригласив, кто... значит, решился на
эту акцию. Потом мы, действительно, как-то ждали, как же вот мы впервые
встретимся в другом городе, не в Москве, где мы родились, и как этот город к
нам отнесётся и так далее. И город нас прекрасно принял, помог нам встать на
ноги. И поэтому у нас это уже стало традицией и каждый приезд для нас
является каким-то особым что ли... Мы старались в этот приезд новые
спектакли привезти. Значит, привезли мы нашу последнюю работу. Если начали
мы с Брехта, то закончили последняя наша премьера — это с Фёдором Александровичем. Это
"Деревянные..." ну, Фёдор Александрович лучше меня скажет о последней
работе, а потом я продолжу и о своих товарищах кое-что скажу... Ну, просто
мне хотелось сказать, что мы не будем вам
играть отрывки. Просто я часто вижу, как играются отрывки, вот когда
представляют театр. Это вообще очень сложный процесс, часто зачастую не
очень ловкий, и актёрам это трудно. Поэтому мы просто вам расскажем, что ли
о наших ... намекнём на какие-то наши направления, что ли театральные, о
которых может мы и не думали заранее, но за десять лет так сложилась жизнь у
театра, что получилось, в общем, три каких-то развития. Ну, это, конечно,
всё грубо и схематично. Это развитие брехтовского что ли театра в нашем
понимании безусловно, как мы понимаем и воспринимаем Брехта, это брехтовская
что ли линия, вот которая была в "Добром...", в "Десяти днях...", которые мы
к вам тоже привозили и дальше в "Что делать?", там, в "Матери" Горького,
которую мы к вам привезли первый раз. В Ленинград мы не возили этот
спектакль. И дальше... Ну, вторая линия
—
наши поэтические представления как родились из первого нашего спектакля
"Антимиры" Вознесенского, это, значит, вторая линия. Я, почему говорю об
этом,
—
потому что потом была целая серия спектаклей: "Павшие и живые", и товарищи
мои исполнят несколько вещей вам. Ну, так тоже, намёком из этих спектаклей и
из "Павших", и из "Антимиров", потом был Маяковский, и был ещё один
спектакль Вознесенского, Евтушенко. И последняя работа
— это по поэзии, письмам и документам об Александре Сергеевиче Пушкине,
который тоже нам, конечно, как и всякому человеку, дорога и это имя, и эта
работа. Так что то, что мы сможем, конечно, я и мои товарищи постараемся вам
и актёрски показать, потому что, помимо всего прочего, ещё очень многие из
моих коллег молодых имеют свои пристрастия душевные, свои занятия, помимо
актёрских, и я это очень ценю.
ВЕДУЩАЯ: Ну, это мы, может быть, на вторую половину
нашей передачи оставим?
Ю.ЛЮБИМОВ: Ну, да, мы, в общем, ведём разговор-то
вольный. Мы импровизируем, мы его не запрограммировали и надеюсь, что эта
вольность передастся и туда, это в телевидении самое ценное тоже так
непосредственная беседа, как в театре. Вот. И третье: мы пытались, значит,
как-то классику, в силу нашего разумения, осваивать. Это и "Гамлет", и
Островский, и Мольер, который мы тоже сейчас привезли вам.
Островского, к сожалению, не привезли. Ну, просто у нас очень большой
репертуар, всё нельзя привезти и дальше мы будем... Ну, может о планах
дальнейших потом, когда останется время. Что ты говоришь?
ГОЛОС: Фёдор Александрович хотел сказать...
Ф.АБРАМОВ: Должен сказать, что по поводу нашего… моего
сотрудничества с этим театром... Вот, моими друзьями и знакомыми не раз
высказывались опасения: дескать — возможно ли сие? "Как Вы сработаетесь с
таким ярким новатором нашего театрального искусства, каким является Юрий
Петрович Любимов? Вы вот такой, значит, традиционалист в литературе".
Вероятно, у меня тоже такого рода опасения возникали, но мне кажется, что
они, эти опасения, не оправдались, вот и мы, по-моему, отлично сработались и
с Юрием Петровичем, и с Театром , в целом...
ВЕДУЩАЯ: Очень...
<—> |
real |
mp3 |
txt |
htm |
1. |
|
Рассказ Юрия Любимова о театре |
|
|
|
|
|
|
ДИКТОР:
Актриса театра Зинаида Славина. З.СЛАВИНА: Несколько лет назад, в первую встречу, первые гастроли
нашего театра, Театра на Таганке, мы привезли сюда несколько спектаклей. На
набережной Чёрной речки я встретилась с Ольгой Фёдоровной Берггольц и
запомнила эту встречу надолго. Она читала свои стихи, а Юрий Петрович
Любимов говорил мне: Ты смотри, как читает стихи поэтесса, и записывай.
Попроси у неё черновички, может быть, тебе пригодятся рукописи, может быть,
она тебе даст что-нибудь интересное". Я хочу сказать о встрече с ним. С
Ольгой Фёдоровной я встретилась и потом получила несколько стихов в её... из
её произведений. Я очень волновалась, но когда прошла премьера спектакля
"Павшие и живые"
—
спектакля-реквиема, — который мы очень любим, то я уже у нас на премьере
увидела Ольгу Фёдоровну, и когда я читала стихи, она сидела в первом ряду и
повторяла за мной текст того, что я произношу. А сейчас я прочитаю несколько
фрагментов из её произведений. К сожалению, я не могу, Фёдор Александрович,
показать ничего из Вашего прекрасного произведения. К сожалению. Но я думаю,
что ленинградцы придут посмотреть этот спектакль. Вот. Там есть проза о
Карякиной, и в один из вечеров мне пришла записка от Ольги Фёдоровны
Берггольц, что примите женщину, вот, Карякину. А тогда я читала прозу, я не
знала, что эта женщина жива. В один из спектаклей мне подали цветы, у нас
существует Вечный огонь — чаша, которая зажигается людям, погибшим во время
Великой Отечественной войны и выжившим. И она говорит: "Нет, нет, не кладите
эти цветы на чашу! Возьмите их себе! Это — выжившим, выжившим! Я та
Карякина, о которой вы сейчас вот здесь рассказывали". Я сочла нужным
поднять руку и предупредить людей, что мы находимся с человеком, который
пережил блокаду, вот, с Карякиной. И в память об этой женщине, в память о
хорошем, в память о Ленинграде, у меня здесь погиб дед и нас эвакуировали из
Ленинграда, и я поэтому не в Ленинграде живу... Вот в память об этих дорогих
вещах я хочу прочитать несколько стихотворений.
|
real |
mp3 |
txt |
htm |
2. |
|
Мы предчувствовали полыханье... (исполняет З. Славина) |
|
|
|
|
|
|
ВЕДУЩАЯ: Я не скрою от всех и от Вас, Юрий Петрович, что в первое время
жизни Вашего театра у меня очень часто возникал вопрос, так как я люблю
психологический театр, подробный театр, то у меня часто возникал вопрос
—
не слишком ли деспотична Ваша режиссура? Не убивает ли она артиста? Я
даже для себя сочинила однажды такую... такой парафраз, что ли по Брехту...
у Брехта: "Не тот солдат... Что тот солдат, что этот". А я так думала, может
быть, для Юрия Петровича: "Что тот актёр, что этот". Но вот я могу твёрдо
сказать, что я ошибалась, потому что театр помог вырасти индивидуальностям
очень разным, абсолютно не повторяющим друг друга и развивающимся каждая в
себе при всей слитности оркестрового звучания спектаклей. У меня нет
возможности, я боюсь занять слишком много времени, чтоб сказать, как я вижу
некоторых актёров. Но вот, Юрий Петрович, скажите, пожалуйста, об этой очень
существенной проблеме соединения индивидуальности актёра, которая
обязательно является условием роста театра и спектакля, и той, обязательной
для Вас структуры целого оркестрово единой, которую Вы проповедуете и
осуществляете в своих спектаклях?
Ю.ЛЮБИМОВ: Я могу говорить, но я очень не люблю говорить об искусстве…
ВЕДУЩАЯ: А что же делать, если Вы для этого сюда пришли?
Ю.ЛЮБИМОВ: Нет, но лучше, наверно, если актёры скажут, там… Ну, о
деспотизме, это обычный… Даже может лучше, чтобы кто-нибудь другой сказал…
З.СЛАВИНА: Об этом уже, Раиса Моисеевна, не говорят, вот уже лет пять
не говорят о деспотизме, потому что деспотизм должен быть у режиссёра, иначе
театр развалится… Ю.ЛЮБИМОВ: Да, это не деспотизм просто. ВЕДУЩАЯ: Нет, это просто большая воля творческая, я думаю, это точнее
теперь так определить, правда? Мне так кажется. Ю.ЛЮБИМОВ: Нет, тут просто, по-моему, иногда
очень путают, так сказать, теоретические какие-то положения с практикой. Вот
и всё. ВЕДУЩАЯ: Правда. Это нам свойственно. Ю.ЛЮБИМОВ: То, что я видел в своей жизни
интересного
— это всегда было очень неповторимо и уникально по
форме что ли, не только по форме. но форма включает в себя всё: и отбор,
потому что каждая пьеса требует своего... своих выразительных средств.
Каждый спектакль требует своего выражения, а иначе быть не может, и поэтому
странно говорят. Ну, когда актёры снимаются или на телевидении, или в кино.
Но ведь они же приходят... Да, это счастье, если им везёт
— они приходят к хорошему мастеру, который знает, что он делает. Но ведь
актёр, в силу своей профессии, не может знать всего, всего. А ведь до этого,
до того как режиссёр встречается с актёрами, идёт же огромная работа с
художником, с композитором, я уж не говорю об авторе, если он жив, то с ним
идут бесконечные разговоры — как с Фёдором Александровичем — как перенести
это на сцену? Ведь он же пишет прозу! Это совсем другое. А как это сделать
сценично? Как перенести это на язык театра? Поэтому, мне кажется, лучше,
чтобы не я об этом говорил. Это само собой разумеется, мне кажется, для
профессионала, который работает ясно, что иначе быть не может. Что он,
профессионал, должен выйти на труппу, к своим коллегам с замыслом. Иначе он
никогда их не объединит, и они не пойдут в определённом направлении, если
они не знают, как это замыслено, в какой манере? Как это решается в
пространстве, в пластике, в характерах человеческих? Во всём. Так что тут,
мне кажется, это, понимаете, всегда этот вопрос возникает, но он, мне
кажется, для профессионалов ясен. На эту тему кто-нибудь сказал или актёр
или... вот к нам очень трогательно Александр Моисеевич относился. И всегда к
нам приезжает, когда в Москву смотрит нас и в Москве, и здесь, и, может
даже, он по-своему, он очень это скажет гораздо интереснее, чем я скажу.
Потому что говорить всегда тяжело... я стараюсь в спектаклях всё-таки
сказать то, что мне хотелось бы.
ВЕДУЩАЯ: И говори...
<—>
АЛЕКСАНДР ВОЛОДИН: Понимаете, я вот тут, если говорить
о ленинградцах, которые вас встречают — вот есть писатель и критик, я —
зритель, и только зритель по отношению к вашему театру, но зато самый
благодарный, счастливый и безмолвный зритель на... я помню, как-то Юрий
Петрович Сидел рядом со мной на спектакле сзади и смотрю его фонарик такой,
где он зажигает разные огоньки: зелёный, красный. Я обалдел, что такое... на
сцену, на сцену... что такое. Оказывается, я не помню точно что значит: один — ритм,
ритм, другой — что там попался, всё уронили, третий — смотреть на вас тошно,
я пошёл. Понимаете, он чувствует... Ф.АБРАМОВ: Красный, красный...
А.ВОЛОДИН: Красный,
да?.. З.СЛАВИНА: Но однажды он перепутал эти...
ГОЛОС: Зелёный — это значит ничего, ничего, это
ещё ничего, хорошо...
А.ВОЛОДИН: А при мне он красный зажёг, ушёл, а я не
понял почему — а я думал, как отсюда можно уйти? И вот так, в качестве
зрителя, я буду счастливым свидетелем существования этого театра, сколько бы
он ни существовал и что бы он ни ставил. ВЕДУЩАЯ: И хотелось бы, чтобы сегодня всё-таки
хоть сколько нибудь мы могли представить артистов, потому что в передачу
сознательно не включаются фрагменты спектаклей для того, чтобы не получилось
лоскутное одеяло. Это всегда относительно, всегда неверно, спектакль надо
смотреть целиком. Но мир актёров Театра на Таганке широк и выплёскивается за
пределы непосредственно того, что они делают в спектакле. Они
<—>
Хорошо бы, пожалуйста. Вознесенский его зовёт "нота боли" ... ДИКТОР: Артист театра Владимир Высоцкий.
<—?>
...Со времени премьеры "Антимиров" прошло уже девять лет и поэтому
спектакль, конечно, обновляется. Я щас вам покажу два, ну что ли, если
можно так сказать, новых фрагмента из этого спектакля. Первый называется
"Песня акына". Конечно, на слова Вознесенского. |
mp3 |
mp3 |
txt |
htm |
3. |
|
Не славы и не коровы... |
|
|
|
|
|
|
Второе стихотворение: |
mp3 |
mp3 |
txt |
htm |
4. |
|
Провала прошу, провала... |
|
|
|
|
|
|
Ну вот и всё.
ГОЛОС: Спасибо!
<—>
Ю.ЛЮБИМОВ: Правда, тут можно было бы ещё...
ещё целый у нас есть... Как я уже говорил в начале, что каждый из актёров
имеет свои пристрастия и для души что-то делает, ну всё, конечно, для души и
основная профессия, но Владимир также сочиняет и свои песни. Может, потом ты
что-то споёшь и своё? Так как вот Лёня сидит Филатов, он
—
стихи, Хмельницкий с Васильевым
—
музыку, и, может, они что-то исполнят.
ВЕДУЩАЯ: А может они что-то
исполнят?
Ю.ЛЮБИМОВ: Конечно, они исполнят. Они
писали музыку к первому нашему спектаклю, когда учились на первом курсе уже,
но они имеют образование музыкальное <откашливается>
помимо драматического. И писали в "Галилей" они зонги. Может, ты что-нибудь
из...?
А.ВАСИЛЬЕВ: "Галилей".
<Посторонний
шум>
Ю.ЛЮБИМОВ: Что случилось?
А.ВАСИЛЬЕВ: Исполнил первую...
Б.ХМЕЛЬНИЦКИЙ: Мы написали вдвоём музыку
к этому спектаклю с Анатолием. Но одну песню мы очень любим, но, к
сожалению, только один спою. Это финальная песня из спектакля "Жизнь
Галилея" - "Обращение к сыну".
А.ВАСИЛЬЕВ: Слова Киплинга в переводе Маршака.
Б.ХМЕЛЬНИЦКИЙ: Слова Киплинга в
переводе Маршака. |
real |
mp3 |
txt |
htm |
5. |
|
О, если ты спокоен, не растерян...
(исполняет Б. Хмельницкий) |
|
|
|
|
|
|
ВЕДУЩАЯ:
Спасибо большое…
<—>
ВЕДУЩАЯ: Юрий Петрович…
Ю.ЛЮБИМОВ:
Ну, пусть, по-моему, должны… мы столько уже говорим, пусть актёры всё-таки…
ВЕДУЩАЯ:
Да, может нам действительно помолчать, а слово дать вам, тем более, что
зрителям это куда интереснее…
Ю.ЛЮБИМОВ:
Конечно. Веня, ты может?.. Лё… Леонид?.. Иван? Можете из Пушкина… Может Дима Межевич,
он… Давайте, кто из вас?..
ГОЛОСА:
<Неразборчиво>
ВЕДУЩАЯ: «Послушайте» сюда не привозили, так что вот
если Вениамин Смехов что-нибудь нам оттуда покажет, пожалуйста, мы Вас
просим. В.СМЕХОВ: Я
сидя?.. Как вам удобнее... |
real |
mp3 |
txt |
htm |
6. |
|
Послушайте! Ведь если звёзды зажигают... (Вениамин
Смехов) |
|
|
|
|
|
|
В.СМЕХОВ: Я могу бесконечно читать, Вы меня
останавливайте. ВЕДУЩАЯ:
Нет, очень хорошо. Будем считать, что мы Вас остановили, потому что хочется, чтобы побольше
людей услышали. Юрий Петрович, что сегодня
<неразборчиво>?
В.СМЕХОВ: Мы
«Пушкина» впервые привезли… Ю.ЛЮБИМОВ:
Нет, мы «Пушкина» к вам привезли впервые, нашу последнюю работу в серии
нашей… ВЕДУЩАЯ:
Вот, вот. Да, конечно, наиболее интересно зрителям, тем более, что они ещё
стоят в очереди, чтобы получить билеты на эти спектакли. ГОЛОСА:
<Неразборчиво>
ВЕДУЩАЯ:
Кто?.. Ю.ЛЮБИМОВ: Ну, Ваня, Ваня
Дыховичный. Ваня, ты, может, скажешь несколько слов?
И.ДЫХОВИЧНЫЙ: О чём? ВЕДУЩАЯ:
Вот Иван Дыховичный, один из... один из тех актёров, которые говорят от
Пушкина. Играет Пушкина сказать об этом спектакле нельзя.
Д.МЕЖЕВИЧ: И Лёня Филатов тоже от Пукина...
ВЕДУЩАЯ:
И Лёня Филатов тоже от Пушкина.
Ю.ЛЮБИМОВ: Мне приятно, что и Иван, и Леонид пишут сами. Иван пишет музыку,
и по-моему. Ты стихи пишешь, нет?
И.ДЫХОВИЧНЫЙ: Нет.
Ю.ЛЮБИМОВ: ... Ну, а Лёня... Леонид пишет стихи. ВЕДУЩАЯ:
Я даже по программе знаю, что есть песня, написанная вами. Правда? Ваня,
пожалуйста.
И.ДЫХОВИЧНЫЙ: Мы споём обязательно.
ВЕДУЩАЯ:
Вот спойте, пожалуйста.
И.ДЫХОВИЧНЫЙ: Ну, если говорить о спектакле, то его всё-таки действительно
лучше смотреть, а что касается о том, какие песни там звучат, потому что
несколько мы сегодня покажем. Там звучит песня в начале спектакля и в
середине спектакля на слова прекрасного поэта Булата Окуджавы, который
является и другом нашего театра, и эту песню мы очень любим. Поёт её Дмитрий
Межевич в нашем спектакле. Начинается наш спектакль с дороги, символ всей
жизни Пушкина. И мы все стоим у дороги и поём вот эту песню. Вот послушайте
её, пожалуйста.
|
mp3 |
mp3 |
txt |
htm |
7. |
|
Былое нельзя воротить... (исполняет Дмитрий
Межевич +все) |
|
|
|
|
|
|
Ю.ЛЮБИМОВ:
Ну, ладно... Это, в общем, так эта песня идёт часто в спектакле, так что она
даёт какое-то... что нам жалко, что среди нас вот не сидит Александр
Сергеич. Дорого можно дать, чтобы вдруг его увидеть. Ну, давай дальше, Вань,
да. Прости...
<—>
Л.ФИЛАТОВ: ...читать отдельные монологи. Хочу
прочитать одно стихотворение. Стихотворения целиком у меня нет, поэтому это
я могу попытаться в качестве заставочки к песне... восемь строчек сказать.
Ага.
ВЕДУЩАЯ: Пожалуйста, так как вам удобно и естественно.
Это самое лучшее. |
mp3 |
mp3 |
txt |
htm |
8. |
|
Всему пора, уж двадцать пятый... (исполняет
Леонид Филатов) |
|
|
|
|
|
|
<—?> |
mp3 |
mp3 |
txt |
htm |
9. |
|
Для чего ты дрался, барин... (исполняет Иван
Дыховичный) |
|
|
|
|
|
|
Ю.ЛЮБИМОВ: Ну, может, ты финальную? Там песня хорошая... Ну, все вместе...
И.ДЫХОВИЧНЫЙ: Я скажу только два слова, что написана она на слова друга
Пушкина
—
Дениса
Давыдова. Песня эта гусарская. Звучит она в конце нашего спектакля такой
мажорной весёлой нотой, хотя спектакль кончается смертью Пушкина. Эта песня
звучит как бы от театра, от всех от нас. Вера в нетленность и радость
общения всё равно с таким прекрасным русским поэтом. Вот послушайте,
пожалуйста, эту песню.
<Исполняет
с хором> |
mp3 |
mp3 |
txt |
htm |
10. |
|
Ради Бога, трубку дай... (исполняет Иван
Дыховичный) |
|
|
|
|
|
|
ВЕДУЩАЯ: ... вот, пожалуйста, "Дорогу".
А.ВАСИЛЬЕВ: Из "Павших". <Исполняется хором> |
mp3 |
mp3 |
txt |
htm |
11. |
|
Сто тысяч дорог позади... (с хором) |
|
|
|
|
|
|
<—?> |
real |
mp3 |
txt |
htm |
12. |
|
Вчера ещё в глаза глядел... (исполняют Борис
Хмельницкий и Анатолий Васильев) |
|
|
|
|
|
|
"Мы
вращаем Землю". |
real |
mp3 |
txt |
htm |
13. |
|
От границы мы Землю вертели назад... |
|
|
|
|
|
|
Такая шуточная песня, называется
"Баллада о короткой шее". |
real |
mp3 |
txt |
htm |
14. |
|
Полководец - с шеею короткой... |
|
|
|
|
|
|
<—?> |
real |
mp3 |
txt |
htm |
15. |
|
Идут белые снеги...
(исполняет Дмитрий Межевич) |
|
|
|
|
|
|
Песня шуточная, называется "Диалог у телевизора". |
mpg |
mp3 |
txt |
htm |
16. |
|
- Ой, Вань, смотри, какие клоуны!.. |
|