- Back - Код: 00_0431
Владимир Высоцкий
12 сентября 1974 года.
Вильнюс /проспект Красной Армии/ завод радиокомпонентов.

Длительность записи: 54 минуты.
Оцифровка - Николай Цанков /Болгария/
Стенограмма - Алексей Еськов.

real mp3 txt htm <Аплодисменты>
  
Добрый вечер! В… Вас очень много, я — один, поэтому, во-первых, позвольте мне сначала сразу несколько слов, а потом я перейду к делу. Я понимаю, зачем вы здесь собрались все. Вот. Собрались вы за песнями, и я их сегодня вам покажу, конечно. Может быть... Давайте только так договорим... Я знаю, что трудно вам стоять и всё понятно. Но я хочу сегодня побольше успеть для вас спеть и рассказать, и сделать всего, потому что сегодня ещё и спектакль у нас, поэтому, если возможно, во время песен чтоб было тихо, а между песнями — как хотите. Ладно?
  
Ну, значит, так. Несколько слов вот о чём. Потому что есть м… много разговоров... бывает об актёрах. Да и вообще, о всех людях, о нас особенно, поэтому я, чтобы навести какую-то ясность, вам немножечко расскажу.
  
Я не буду рассказывать факты своей биографии, там, сколько раз женат и… и разведён. Я лучше буду... и если у вас возникнут какие-то вопросы, то лучше, если бы это были творческие вопросы. Я вам расскажу просто о том, откуда, что и так далее.
  
Значит, работаю я в Москве, в московском Театре на Таганке актёром. Э… Наш театр приехал к вам на гастроли в Вильнюс первый раз. Я тоже впервые в Вильнюсе, в этом городе. Как вы знаете, гастроли проходят с большим успехом, потому что билеты достать невозможно. И билеты достать к нам в театр невозможно не только здесь, но и в Москве тоже.
  
Театр наш существует всего десять лет. Это самый молодой коллектив, но популярность его очень большая. Я думаю, что есть две причины тому. Первое, это оттого, что мы... ну не от… не только, что мы молодые, а оттого, что у нас очень интересный репертуар, высокая гражданственная направленность каждого спектакля. И всегда очень яркие зрелища.
  
Ну, например. Каждый спектакль, когда вы к нам придёте посмотреть, никто не может остаться равнодушным. И в Москве даже в спектакле "Десять дней, которые потрясли мир" у нас висят три ящика: жёлтый, чёрный и красный. И вот, если понравился спектакль, то квиток билета отрывают люди и кладут в красный ящик, если не понравился — в чёрный, а если остались равнодушными — то в жёлтый. Так и написано на этих трёх ящиках. Потом мы после этого вытаскиваем все эти билетики и выбрасываем. Но, правда, считаем сколько где. Значит, в красном ящике бывает побольше, бывает иногда в чёрном, но в жёлтом — никогда. Значит, нет людей, которые остаются равнодушными к нашим зрелищам.
  
Каждый спектакль решён в своеобразном своем ключе. Если это спектакль "Пугачёв", драматическая поэма Есенина, то это, значит, какой-то деревянный громадный помост, который спускается к плахе, два топора. Мы по пояс голые играем на наклонном таком станке. Это очень трудно на нём устоять. Вот. С цепями. Очень мало выразительных средств, но такой жуткий есенинский напор в этом спектакле.
  
В "Десяти днях...", спектакль называется "Представление с буффонадой, пантомимой, цирком и стрельбой". Это не для того, чтоб заманить публику, а на самом деле там и стреляют, и там есть элементы цирка, и буффонады, и реалистических сцен. Начинается спектакль ещё на улице. Мы с гармошками и с балалайками в одежде революционных матросов и солдат, играем на улице всевозможные песни, поём. Потом пускаем зрителей в зал.
  
В Москве бывают смешные эпизоды, потому что у нас рядом ресторан "Кама". И оттуда выходят люди навеселе, смотрят — праздник. Думают, может, пропустили. Висят флаги, музыка играет, они с нами танцуют вместе, потом рвутся в театр. Но их не пускают, конечно. <Откашливается> Потом начинается это представление. Сначала на помосте в фойе мы поём всевозможные частушки, песни, а потом тридцать две картины, там двести ролей, поэтому каждый из наших актёров играет по несколько ролей в одном спектакле.
  
Я в этом спектакле "Десять дней, которые потрясли мир" играю роль Керенского, потом э… матроса-часового у Смольного, потом белогвардейского офицера, пою много зонгов от имени театра, вот, и так далее. И все наши актёры... причём, у нас ведь в театре не делают гримов. Мы никто не мажемся, не красимся. И даже исполняя роль Галилея в пьесе Брехта "Жизнь Галилея", которого я играю от сорока лет до семидесяти, я не делаю себе никаких морщин, никаких бород, никаких седых волос. Так что, в общем, театр наш — условный. И мы в начале каждого спектакля как бы договариваемся со зрителями: давайте договоримся, мы вам не будем прикидываться, что здесь настоящее небо или, там, настоящий лес. Зачем? Все знают, что это нарисованное небо и нарисованный лес. А настоящее небо и лес значительно лучше, чем нарисованное.
  
А публика сейчас имеет такую информацию и такая подвижная, что если поставить табличку и на ней написать "Действие происходит в дешёвом ресторане" и пос… посадить людей, то люди охотно... ну, если происходит, они начинают следить за действием, которое происходит на сцене и не нужно никаких особенных таких обманов и волшебств для того, чтоб публика вошла в действие.
  
Прос… про театр наш рассказывать очень трудно, лучше посмотреть. Я понимаю, что, наверное, не все из вас посмотрят наши представления. Ну, я только ещё хочу сказать вам вот о чём.
  
Дело в том, что в нашем спектакле, впервые за очень много лет, был возрождён поэтический театр. У нас очень много поэзии в театре. Начали мы с поэтического представления Андрея Вознесенского "Антимиры" и потом ставили спектакль "Павшие и живые" о поэтах и писателях, погибших в Великой Отечественной войне. Потом драматическая поэма Есенина "Пугачёв", потом сп… спектакль по поэзии Маяковского, Евтушенко, Пушкина и будем, вероятно, продолжать эту линию.
  
Хотим мы поставить спектакль по моим песням. И вот сейчас готовим мы такую программу. Я ещё не могу точно сказать, когда она выйдет, потому что это работа сложная, надо сделать, чтобы это был спектакль, а не просто концерт из песен. Так как у нас есть теперь маленький зал, в театре построили, то в этом зале будут, вроде, такие творческие вечера наших актёров. Из-за того, что у нас в театре актёры работают не только как исполнители на сцене, они всегда на низшей ступени развития, актёры. Сначала актёр, над ним есть режиссёр, потом автор, потом начальство, потом господь Бог. А актёр где-то внизу, он только исполняет. У нас — нет. У нас очень многие актёры авторы в спектакле. Мы пишем тексты стихов, песен, пишем сами музыку. У нас есть композиторы, которые стали уже профессионалами — Хмельницкий и Васильев. Я много пишу для нашего театра стихов и песен. Потом не только для нашего театра и для других театров, и для кино, и так далее, и так далее. И поэтому каждый, так сказать... э… кто во что горазд. У нас есть такая своя, что ль, самодеятельность. Мы немножко варимся в своём соку. Но это тоже интересно, потому что чувствуешь себя не только исполнителем, но ещё и создателем каждого спектакля. Ну вот, это немножко о театре.
  
И вот ещё о чём. Я в кино снимаюсь тоже давно, если у вас есть вопросы по поводу кино. В кино я сыграл около двадцати ролей. Последние работы были — "Плохой хороший человек" в Ленинграде и "Четвёртый". Сейчас я снимаюсь в двух фильмах, потому что соскучился по своим песням сам. И мне предложили написать песни и самому сыграть такие небольшие роли для того, чтобы исполнить свои песни.
  
Одна картина советско-югославская военная, где... Она называется "Окованные шофёры". Действие фильма происходит в сорок четвёртом году в Югославии. Там я играю одного из шоферов, пленных, которых приковали к рулям и сообщили партизанам, что в бензовозах шоферами едут пленные, и они не могут стрелять. Вот на этом действие фильма основано. Я написал туда несколько песен.
  
И вторая картина такая странная "Бегство мистера Мак-Кинли". Туда я написал несколько баллад, совсем н… не очень на меня похожих, потому что это не про нашу жизнь, а про ихнюю. Ну вот. Как уже... Как это получится, вы сами увидите.
  
Ну и, естественно, сегодня я вам бу... не буду показывать ни отрывков из фильмов... Я, честно говоря, очень этого не люблю, когда показывают сначала отрывки из фильмов, а потом начинают рассказывать, как они там снимались и что с ними, какие смешные эпизоды были. Артист должен на сцене работать... Работать. Потому что он должен показывать то, что он умеет — читать стихи, петь, танцевать каждый. А то, что на экране — это же не он сделал, это сделал режиссёр, это уже сделано давно. Он сидит двадцать минут за сценой, показывают его ролик, потом он выходит и говорит: "Здрасьте! Видели меня? Щас я вам про себя расскажу!" <Смех в зале> Вот. Поэтому я никогда не работаю ни с какими своими роликами и очень... Я просто для того, чтобы представиться, вам такое маленькое вступление.
  
Сегодня я вам покажу совсем другую часть св... своей работы. Это — песни свои, автором которых я являюсь. Я сам пишу текст, сам пишу музыку и сам исполняю. И очень не люблю, когда мои песни исполняют другие люди по двум причинам. Первое — э… оттого, что всё равно, так как я они не споют. Хуже или лучше — это неважно, могут и лучше спеть. Но так как я, конечно, они не смогут этого сделать, потому что я их сам написал, сам написал музыку и сам спою то, что я хочу. А не то, так сказать, как это звучит. Понимаете? И подтекст, и вторые планы, и какие-то образы художественные. Это всё должен делать... Авторская песня — это отдельное искусство, это совсем не есть вокальная песня под… под оркестр и так далее. Хотя я сейчас сделал несколько пластинок с оркестром. Это такой первый опыт. Это песни из фильмов, военные песни. Кто-то считает, что это удачно, кто-то считает, что это неудачно, но, во всяком случае, когда я с гитарой сам, я люблю песни свои петь, исполнять сам. Значит, это первая причина. И вторая — есть очень много подделок. Вот. Я их сам видел в Одессе на рынке, например. И, значит... Или очень таких, не то, что плохих, а просто непохожих копий с другими текстами, с искорёженными и так далее, и так далее. Вот почему обычно... Так говорят: "А почему не исполняют ваши песни певцы?" Не потому, что они не хотят, они очень хотят, я просто их не даю. Вот и всё. Значит, теперь мы начнём.
  
Начнём мы вот с чего. Я щас вам спою... Я буду петь, так чередовать грустные, весёлые песни, шуточные и серьёзные для того, чтоб вы не успели особенно устать и особенно отдохнуть.
  
Первая песня, которую я написал для фильма — это в картину "Я родом из детства". В этом фильме я играл роль капитана-танкиста, который горел в танке и в тридцать лет вернулся седым э… домой после того, как полгода лежал в госпитале. Песня называется "Братские могилы". Вы, вероятно, слышали её на пластинке.
real mp3 txt htm 1. На братских могилах не ставят крестов...

<Аплодисменты>
  
Ещё одна песня из этого фильма. Называется "Песня о госпитале". Имеется в виду, что сам мой персонаж написал эту песню.

real mp3 txt htm 2. Жил я с матерью и батей...

<Аплодисменты, откашливается>
  
И одна из последних военных песен... Меня очень часто спрашивают, почему я пишу так много военных песен. Говорят мне... Было письмо даже одно: "Не тот ли Вы самый Владимир Высоцкий, с которым мы под Оршей выходили из окружения?" Ну, я не мог выходить из окружения, меня можно было токо выносить, потому что я совсем малолетка был. Но дело в том, что, вероятно, люди думают, что человек, который пишет так много военных песен, прошёл через войну. Нет, просто у меня военная семья, и все мы об этом времени никогда не можем забыть. И долго оно ещё будет предметом искусства.
  
Я написал песню. Она называется "Мы вращаем Землю".

real mp3 txt htm 3. От границы мы Землю вертели назад...

<Аплодисменты>.
  
Спасибо.
  
Ну, теперь, немножечко для того, чтоб вы расслабились — я спою вам из серии спортивных песен несколько вещей. Я задумал написать целую такую большую программу из спортивных песен. Их, наверно, будет сорок девять, как в Спортлото — по количеству видов спорта. Вот. Но пока есть несколько и я их вам покажу. Кое-какие вы знаете, а кое-какие, может быть, и нет. "Утренняя гимнастика".

real mp3 txt htm 4. Вдох глубокий, руки шире...

<Аплодисменты, откашливается>
  
"Песенка про прыгуна в длину". Не в высоту, а в длину. Это вы не знаете, вы говорите: "Да-да!" Нет, не да.

real mp3 txt htm 5. Что случилось, почему кричат?..

<Аплодисменты>
  
Ну, тогда "Про прыгуна в высоту" если такой успех у спортивных песен.

real mp3 txt htm 6. Разбег, толчок... И стыдно подыматься...

<Добавлен 1 куплет>
<Аплодисменты, откашливается>
   Ну, ещё одна шутошная песня-зарисовка, называется "Марафон".
  
Ну, не надо тут... Э, ребята. Ребят, не надо во время песен, а то отвлекает. Ладно?
  
Шуточная песня, "Марафон" называется.

real mp3 txt htm 7. Я бегу, бегу... топчу, скользя...

<Аплодисменты, откашливается>
  
Песня называется... Это из спектакля театра "Современник" "Последний парад"... не "Последний...", а "Свой остров". Песня называется "Я не люблю".

real mp3 txt htm 8. Я не люблю фатального исхода...

<Аплодисменты, откашливается>
  
"Дорожная история. Зарисовка".

real mp3 txt htm 9. Я вышел ростом и лицом...

<Опущено 2 куплета>
<Аплодисменты>
  
Ещё шутошная песня, называется "Переселение душ". Ну, вы знаете, что по индуизму, по индусской религии мы с вами после смерти ведь не умираем, а душа наша переселяется просто в животных, в растения, в предметы. В общем, кто куда сможет, тот туда и переселяется. Так. Вот. Ну и, значит, вот про это песня написана.

real mp3 txt htm 10. Кто верит в Магомета, кто - в Аллаха, кто - в Исуса...

<Аплодисменты>
  
Ещё одна военная песня…
<В сторону>: Не надо.
  
Значит, так мы скажем. Вот. Я потом спрошу, чего вы хотите и спою, кто каких... какое название больше выкрикнут, а пока не надо, потому что я, может, новое чё-нибудь спою, а вы не знаете. Ладно? Это же лучше, чем старое.
  
Военная песня, тоже написанная для картины. Называется "Тот, который не стрелял".

real mp3 txt htm 11. Я вам мозги не пудрю...

<Аплодисменты>
  
Шуточная песня, называется она "Милицейский протокол". Это песня написана в целях борьбы с "зелёным змием", но борьба уже почти закончилась, уже нету... Вот. А "зелёный змий" ещё пока как-то живот... живёт. Ну и поэтому, значит, послушайте песню, называется "Милицейский протокол".

real mp3 txt htm 12. Считай по-нашему, мы выпили не много...

<Аплодисменты>
  
Песня называется "Человек за бортом".

real mp3 txt htm 13. Был шторм - канаты рвали кожу с рук...

<Аплодисменты>
  
Две шуточные песни про любовь. Одна называется "Про любовь в каменном веке".

real mp3 txt htm 14. А ну отдай мой каменный топор!..

<Аплодисменты>
  
Песня называется "Диалог у телевизора".

real mp3 txt htm 15. - Ой, Вань, смотри, какие клоуны!..

<Аплодисменты>
  
Послушайте старую мою песню. Называется она "Парус".

real mp3 txt htm 16. А у дельфина взрезано брюхо винтом!..
         

<Аплодисменты>

 

Наличие фонограммы: 001 , 005 , ___ , ___ .
Наличие стенограммы: ___ , ___ , ___ , ___ .
Служебный блокнот: html | txt | doc | ?
Блокнот: html | txt | doc | ?

        Появление сообщений об ошибках при обращении к файлам RealAudio, mp3, txt означает, что к серверу, на котором размещены эти файлы, нет доступа. Повторите запрос спустя некоторое время или на следующий день.
        Об ошибках в работе сайта Вы можете сообщить нам по e-mail .

        Если Вы располагаете любой информацией об этой записи (воспоминания очевидцев, недостающие песни, песни в полном объеме или с лучшим качеством, отсутствующие комментарии, фотографии, публикации с упоминаниями и т.д.), пожалуйста, свяжитесь с нами по e-mail :

Ваши уточнения, дополнения, замечания о записи 00_0431
- На первую страницу сайта - - Обратно -
На первую страницу |
К оглавлению | сайта
Последнее обновление:  25 декабря 2021 г. +  Counter CO.KZ
Владимир Высоцкий Vladimir Vysotsky Vissotski Vissotsky Visocki Visotski Visotsky Visotskiy VVysоckij
Wladimir Wysotsky Vysockij Vysockiy Vysotski Vysotskij Vysotsky Wisocki VVysockij WSVVb1SS0CKiY