- Back - Код: 00_0336
Владимир Высоцкий
05 (13?) октября 1972 года. Вечер.
Гагры, Зелёный театр.

05 или 13 октября 1972 года судя по афишам.
Концерт во время съёмок к/ф "Плохой хороший человек".
Длительность записи: 80 минут.
Стенограмма - Алексей Еськов.

real mp3 txt htm 1. Здесь вам не равнина, здесь климат иной...

   Добрый вечер!..
  
Добрый вечер, товарищи! Давайте совместно успокаиваться... Я думал... Я думал, как сегодня начать... Я думал, как сегодня начать своё выступление, ну и так как у меня об Абхазии и о Гаграх нету песни самостоятельной, то я решил начать песней о горах. Хотя здесь ещё море. Но я думаю, что песня о море и о горах, которые в Гаграх — я напишу в следующий раз... Вот.
   Теперь на одну секунду успокойтесь, я несколько слов только скажу. Если мы сейчас будем с вами так громко себя вести, то тогда мы сами себя обокрадём. Я хотел сегодня много петь, а так — это сокращается время... Ну, попробуйте посидеть спокойно, правда, время уходит.
  
Я хотел перед тем, как... перед тем, как перейти просто к песням, я хотел несколько слов вам сказать о театре, в котором я работаю, немного о работе в кино, всё это я буду перемежать песнями, чтобы не было совсем скучно, а потом, немножечко позже, я буду только петь — и ничего не буду рассказывать, чтобы успеть как можно больше показать вам песен. Потому что последних песен... вот сейчас выходит пластинка из э... это там... туда войдут песни из фильма "Сыновья уходят в бой" и "Война под крышами". Этих песен почти никто не знает. Я вам кое-что из них покажу. Есть совсем новые песни, которые написаны буквально несколько дней тому назад. Вот. Так что всё это сегодня я постараюсь уложить, ужать. Поэтому я такой немножко возьму бешеный ритм, то есть, не... не буду давать передохнуть. Обычно между песнями бывают какие-то музыкальные вставные номера, но я не буду давать передохнуть вам, поэтому вы на меня не обижайтесь, не взыщите. Я попробую спеть как можно больше сегодня.
  
Значит, я работаю в Москве, в московском Театре на Таганке. Этот театр м-м… он организовался всего восемь лет тому назад, это самый молодой коллектив в Москве. Туда пришла группа молодых актёров восемь лет назад во главе с главным режиссёром Юрием Петровичем Любимовым. Это — заслуженный артист РСФСР, он работал в театре Вахтангова и много снимался в кино. Вы его видели в фильме "Лётчики". А больше всего он запомнился зрителям по фильму, который называется "Робинзон Крузо", он там играл Пятницу. Ну, люди, которые немножко постарше, помнят эту картину. Сейчас снимается другая картина "Робинзон Крузо", она уже закончена. Там играет главную роль Куравлёв. Ну а наш главный режиссёр постарел, и его на роль Пятницы больше не пригласили.
  
Театр наш, когда организовался, он... Мы показали спектакль, который называется "Добрый человек из Сезуана". Это был... этот спектакль произвёл впечатление "разорвавшейся бомбы" и в прессе, и среди зрителей, и даже среди театральной общественности, потому что он был очень ярким и необычным по форме. В спектакле не было никаких декораций: два таких тротуара деревянных, стена дома. Люди ходили почему-то углами, чтобы показать, что это маленький городок, и такие маленькие улочки прямые, и все люди ходили так, по прямым углам. Почти без гримов. Вот. В таких на... натуральных костюмах. Мы вообще всегда играем без грима в нашем театре. Даже я, играя роль Галилея, когда ему семьдесят лет, абсолютно не делаю себе ни седины, ни морщин, вот, потому что у нас театр условный. Мы как бы договариваемся вначале с публикой о том, что вот мы сегодня покажем вам таких-то людей, разыграем такую-то пьесу, без всяких декораций, без всяких костюмов и без всяких гримов. И вот в спектакле "Добрый человек из Сезуана" было очень много песен и музыки. Это тоже одна из таких, необычных черт нашего театра, потому что мы сами после этого спектакля, сами стали писать туда тексты, сами стали писать музыку, а в конце концов у нас появились актёры, которые даже... написал Веня Смехов, написал две пьесы. Одна из них — "Послушайте!" Маяковского, а другая — инсценировка по Ежи Ставинскому "Час пик". Вот. Так что у нас, видите, всё в своём коллективе произрастает. И поэтому, когда спрашивают меня, уйду ли я когда-нибудь на эстраду или в кино, я абсолютно со всей серьёзностью могу сказать, что нет, этого не произойдёт, потому что у нас в театре работать очень интересно, и у нас из театра не уходят по собственному желанию. Только если очень попросят, и то неохотно — местком начинает заступаться и, значит... вот такие дела.
  
Я хочу вам привести в пример один спектакль, который мы поставили — это наша классика — семь лет тому назад. Этот спектакль называется "Десять дней, которые потрясли мир". Спектакль так и называется: "Представление с буффонадой, пантомимой, цирком и стрельбой". Ну, сначала публика думает, что это для того, чтоб заманить их в зал. Но на самом деле, когда вы подходите к театру в семь часов вечера, то около театра актёры наши, одетые в форму революционных матросов и солдат, с гармошками, балалайками и гитарами на улице, недалеко от метро, поют всевозможные песни, частушки. У нас рядом находится ресторан, "Кама" называется. Оттуда выходят люди навеселе, думают, что они праздник какой-нибудь пропустили, начинают с нами петь, танцевать. Завязывается такое небольшое знакомство около театра. Ну а потом все проходят в фойе, и вас не встречает контролёр, который отрывает у вас билет и смотрит, фальшивый или нет, а встречают вас солдаты со штыками, которые отрывают квиток билета, накалывают его на штык и пропускают вас внутрь. А там висят три ящика: чёрный, жёлтый и красный. Если вам не понравится спектакль — вы бросите квиток билета в чёрный ящик, если понравится — то в красный, ну а если равнодушны — то в жёлтый. Мы потом всё это дело вытаскиваем и выбрасываем. Ну, предварительно считаем, кто был за, кто — против. А потом здесь же, на помосте, за пирамидами из винтовок, мы выходим, несколько человек, тоже с гитарами, балалайками, гармошками, поём песни, частушки, которые кончаются так:

real mp3 txt htm 2. Хватит шляться по фойе... (1 куплет)

   Ну и все люди, довольные очень, расходятся по своим местам и думают, что вот сейчас-то мы отдохнём, сейчас наступит такой момент, когда можно будет от... откинуться на спинку кресла и спокойно посмотреть спектакль. Но не тут-то было! Выходят три человека: рабочий, матрос и солдат, с винтовками, и стреляют. Ну, правда, в воздух — не в зрителя, и стараются холостыми патронами, но...
<—>
   "...группы "Центр"".

real mp3 txt htm 3. Солдат всегда здоров...

<Аплодисменты, откашливается>
  
После этого мы ста... пр... продолжали ставить Брехта — играли спектакль "Жизнь Галилея" Брехта, в котор...
<—>
   …музыку к которой я написал специально для этого спектакля. Эта песня называется "Песня акына". <Откашливается>

real mp3 txt htm 4. Не славы и не коровы...

<Аплодисменты, откашливается>
  
Вот. Потом мы продолжали поэтические спектакли. Поставили "Послушайте!", поставили "Пугачёва", драматическую поэму Есенина "Пугачёв", которую до нас никто не ставил. Есенин был человек очень... как... непримиримый, и когда Мейерхольд один раз хотел поставить спектакль по "Пугачёву", то Есенин не дал выкинуть ни одного слова. Ну, теперь Есенина нет — нам и карты в руки. Мы поставили этот спектакль и не то, что выкинули, а даже кое-что добавили. Очень бережно отнеслись к Есенину. Вот. Но ещё даже добавили интермедии, написанные Эрдманом. Такие смешные интермедии. Спектакль тоже... Каждый спектакль наш решается в своей манере, в своём ключе. И в наших декорациях нельзя играть какое-нибудь другое представление. Например, "Пугачёв" — это громадный помост, который спускается с... от задника сцены вперёд, громадные доски неотёсанные, плаха, два топора, цепь. Мы играем по пояс голые, в парусиновых таких брюках. Вот. И, значит, когда мы играем этот спектакль, меня после спектакля спрашивают: "У тебя синяков не остаётся?" — потому что меня кидают там. Я играю Хлопушу, беглого каторжника Хлопушу. Вот. И меня кидают там по цепям вперёд-назад по станку, и, так, бросаешься телом голым на эти цепи — иногда бывает больно. Но искусство требует жертв. У нас в спектакле "Зори здесь тихие..." играет шесть девушек, наших актрис, которые обязательно... одна из них получает какую-нибудь травму за вечер. Вот. Но техника безопасности н... не на высоте, но травмы лёгкие — они быстро заживают. Вот. И смертельных случаев пока не было. Вот.
  
Потом было поэтическое представление "Послушайте!" по Маяковскому. Наконец, мы поставили "Берегите ваши лица". Этот спектакль ещё не вышел. Ну и, наконец, сейчас мы выпуск... на выпуске у нас спектакль по... по поэзии Евтушенко, который называется "Под кожей статуи Свободы". Это поэма его, но туда вошли ещё несколько стихов. Я там — в этом спектакле — не участвую, ну и, естественно, не пишу никаких песен.
  
Теперь, значит, по... чтобы завершить о театре, так просто несколько слов вот о чём. Вы знаете, ну... это такое заведение — театр, из которого просто не хочется уходить. Ну, потом, мы все любим своего главного режиссёра — все любят своё начальство, вы знаете это прекрасно. Но мы — особенно. Вот. И ещё очень интересно работать потому, что мы не чувствуем себя на самой низкой ступеньке театрального искусства. Знаете — актёр, потом режиссёр, потом драматург, потом начальство, потом господь Бог, значит. А мы — в самом низу, мы — исполнители. А у нас в театре это всё не так. Каждый, сколько может, вносит свой вклад в каждый спектакль, и мы — и пишем и песни, и стихи, и музыку к нашим спектаклям и даже участвуем в постановках, поэтому есть ощущение, что твой труд — не только актёрский, но и другой — вложен в каждый спектакль. Вот я хотел вам что сказать.
  
И теперь, только для юмора, один смешной эпизод. У нас экспериментируют все — даже цеха. И вот у нас очень интересный свет всегда в театре, и осветители придумали так называемый "световой занавес". Это — сорок фонарей, которые направлены, так, градусов под сорок пять вверх. Там чёрный бархат для того, чтоб не отражалось. И когда зажигаются эти фонари, получается такая завеса, что не видно, что мы там делаем. Можем хоть на голове ходить — ничего этого не видно. Ну... однажды приехала японская делегация, и они спросили: "Мы понимаем, что, вот, свет вы зажигаете, фонари... Но откуда такой порошок у вас — вот что завесу делает?" Ну, это была обыкновенная театральная пыль. Так что, видите, пыль вместе со светом... Правда, купили несколько пылесосов сразу, стали эту пыль отжимать, но ничего не получилось — театральная пыль неистребима. Она всегда есть, была и будет.
  
Вот это не... несколько слов о театре. Конечно, трудно иметь представление. Если вы будете в Москве, приходите. Только не все сразу, конечно, — так, по два–по три, иногда можно будет устраивать перед началом спектакля в театр.
  
И теперь о кино. В кино я начал сниматься — мне сначала очень не повезло. Я вначале играл каких-то таких разбитных парней...
<—>
   …в кино, как автора песен. Послушайте песню, которая называется "Братские могилы".

real mp3 txt htm 5. На братских могилах не ставят крестов...

<Аплодисменты>
  
И ещё одна песня из этого же фильма, она называется "Песня о госпитале". Имеется в виду, что эту песню написал сам мой персонаж, когда лежал в госпитале.

real mp3 txt htm 6. Жил я с матерью и батей...

<Аплодисменты, откашливается>
   Потом у меня был одесский период моих съёмок. Я четыре года безвылазно — почти безвылазно — сидел в Одессе и снимался в фильмах "Вертикаль", которая, правда, — была экспедиция в горах. Вот. И написал я для этого... для этого фильма несколько песен. Вы их, вероятно, все знаете — они широко были известны: картина прошла, были пластинки. Вот. Ну, одну из них я вам исполнил.
  
А потом была картина, которая называется "Короткие встречи". Это одна из любимых моих ролей. Я не знаю, видели вы её или нет. Я играл в ней роль геолога, который ушёл с... из министерства, вероятно, потому что он хотел заниматься своим прямым делом. И они там ищут серебро втроём. Вот. Я там тоже пел, пел "Цыганочку". Но это песня не моя, а я с некоторых пор не пою чужих песен совсем. Это был такой — "бородатый" период у меня, потому что я всё время играл в бороде, и было очень хорошо, потому что никто не узнавал на улице. Вот. Все считали, что я был с бородой на самом деле — борода была наклеенная, причём, очень плохо наклеенная борода была. А отрастить было невозможно бороду свою, потому что, играя в театре, я не имел права никогда отпустить растительность. Так что вот, видите, приходилось... Полгода я ездил в Ленинград, снимался в фильме "Интервенция". Так что, значит, сыграешь вечером спектакль, потом в Ленинград — съёмка, оттуда на спектакль поездом, потом — в Одессу. И поэтому через полгода я никак не мог заснуть – меня надо было трясти обязательно, чтобы уснуть. Вот.
  
В этот же... <откашливается> в этот же период в Одессе происходили съёмки фильма "Служили два товарища", где я играл роль белого офицера, поручика, значит, Брусенцова, человека, который... сильного очень человека, интересного. Но он был по другую сторону баррикад, не понял, куда идёт Россия и погиб: он себе пускает пулю в рот на борту отходящего судна. Почему-то все люди думают, что я в лошадь стрелял. И один даже пьяный человек ко мне подошёл на улице и сказал: "Ты почему убил лошадь?" Вот. Ну, я, значит, сказал ему, что я не убивал лошадь. Но как-то странно получается, что всё-таки об актёрах больше всего судят по тем фильмам, которые они сделали. Как-то вместе отождествляется личность актёра и... и того персонажа, которого он играл. Поэтому все артисты говорят, что они хотят играть положительные роли, людей, которые хорошо работают, любят, и их любят, и они улыбаются, и всем приятно на них смотреть. Но кто-то должен играть и отрицательные роли. Вот. Поэтому я тряхнул стариной и в... несколько лет тому назад снял фильм "Хозяин тайги" — он недавно прошёл по телевизору. Там я играю роль бригадира м... сплавщиков Ивана Рябого. Снимали мы этот фильм в тайге. Вообще я вам должен сказать, что кино даёт большие возможности актёрам. Ну, кроме того, что это, конечно, утомительная история, и все-то видят, в основном, после того, как да... дарят актёрам цветы, и когда он на экране. Никто не видит закулисной работы, этих трудностей. Вообще денег задаром никому не платят, я вам должен сказать. Вот. Всё нужно... везде вкалывать, работать, как говорят. Вот. Это довольно сложное... дело. И наше дело, и у всех у вас, сидящих. Лёгких работ не бывает. Но всё равно в кино сниматься очень интересно из-за того, что видишь очень много разных мест, людей, а дело в том, что у каждого из нас в душе сидит тяга к перемене мест, и мы все очень хотим путешествовать с детства. Ну и кино даёт такие возможности.
  
После этого я снимался в фильме "Опасные гастроли", где я тоже писал песни. Вы их тоже, вероятно, слышали, потому что картина довольно долго шла. И тоже их не буду исполнять. Вот.
  
А сейчас я снимаюсь сразу в двух картинах. Вернее, одну закончил. Она называется "Четвёртый" — это картина по пьесе Симонова. Но там я не пою. Там я играю человека уже в возрасте, американского журналиста, который запутался. Это большая работа, но скоро вы её увидите на экранах. Ну и сейчас я здесь — я нахожусь на съёмках. Здесь снимает киностудия "Ленфильм", снимает картину, которая называется "Плохой хороший человек". Это по мотивам э… повести Чехова "Дуэль". Там я играю одну из главных ролей. Тоже такого человека не очень хорошего, но любопытного для меня. Вот, в связи с этим, мы приехали в Гагры, снимаем в ущелье. Природа здесь замечательная. Я хочу поблагодарить хозяев, если здесь таковые имеются, вот, за то, что они нам так помогают снимать нашу картину.
  
Ну а теперь, значит, в заключение позвольте поблагодарить вас за вни... за ваше внимание э... к моему рассказу. А теперь я буду только петь.
  
Я всегда начинаю, обычно, с военных песен. Последнее время получаю очень много писем, в которых пишут, например, так: "Не тот ли вы Владимир Высоцкий, с которым мы выходили из-под Орши из окружения?" Называют полк, батальон, вот, называют общих знакомых. Я их никого не знаю. Я никак не мог выходить из окружения в сорок первом году, потому что меня можно было тогда только выносить — я был очень ещё воз... возраста... Вот. Ну, разговоров много всяких ходит. Но это я принимаю даже и за то, что эти пе... к этим песням относятся хорошо и фронтовики. Значит, они думают, что человек, который писал эти песни должен был обязательно воевать. Я не воевал, не сидел. Вот. Так что всё это — сплетни и разговоры. Вот. А насчёт, почему я пишу так много военных песен — это, вероятно, из-за того, что у меня военная семья, потом, все мы дети военных лет. А во время таких больших потрясений человек раскрывается как-то шире и глубже, и про него интереснее писать — больший простор для подвига. И я всегда выбираю крайние ситуации, которых во время войны очень много.
  
Послушайте, пожалуйста, песню, которую я вам хочу показать. Она называется "Разведка боем".

real mp3 txt htm 7. Я стою, стою спиною к строю...

<Аплодисменты>
  
Песня называется "Песня самолёта-истребителя".

real mp3 txt htm 8. Я - "Як", истребитель, - мотор мой звенит...

<Аплодисменты>
  
Послушайте несколько шуточных спортивных песен. Я задумал написать целую серию спортивных песен. Вероятно, будет это большая программа. Вот. Ну, скажем, первое отделение, там — лёгкая атлетика, а вторая — спортивные игры. Ну, пока, к сожалению, есть только несколько песен. Вот одну из них... Это песня из спектакля "Последний парад" московского театра Сатиры, называется она "Гимнастика", а поёт её там актёр Анатолий Папанов вместе с компанией.

real mp3 txt htm 9. Вдох глубокий, руки шире...

<Аплодисменты, откашливается>
  
"Песня о сентиментальном боксёре". Это самая быстрая моя песня — я иногда сам даже не очень соображаю, в чём там дело, поэтому, пожалуйста, повнимательнее.

real mp3 txt htm 10. Удар, удар... Ещё удар...

<Аплодисменты, откашливается>
  
Шуточная песня спортивная, называется "Про прыгуна в высоту".

real mp3 txt htm 11. Разбег, толчок... И стыдно подыматься...

<Аплодисменты, откашливается>
   Это такая песня-зарисовка, называется "Марафон". А... это пародия на некоторые репортажи — телевизионные и радио.

real mp3 txt htm 12. Я бегу, бегу... топчу, скользя...

<Аплодисменты, откашливается>
  
Послушайте две песни из э... спектакля московского театра "Современник", который называется "Свой остров". Я очень много писал о моряках, но э... этот спектакль не имеет к морякам никакого отношения — это спектакль о... о добыче сланца в Эстонии, ну просто о том, что каждый человек должен иметь свой остров, вот, куда ему всегда хочется вернуться, и который... к которому он всегда плывёт.
  
Вот первая песня называется "Человек за бортом".

real mp3 txt htm 13. Был шторм - канаты рвали кожу с рук...

<Аплодисменты>
  
Вторая песня называется "Я не люблю".

real mp3 txt htm 14. Я не люблю фатального исхода...

<Аплодисменты>
   Спасибо.

  
Несколько шуточных песен. Первая песня называется "Песенка о слухах".

real mp3 txt htm 15. Сколько слухов наши уши поражает...

<Аплодисменты>
  
Песня называется "Баллада о гипсе". <Откашливается>

real mp3 txt htm 16. Нет острых ощущений - всё старьё, гнильё и хлам...

<Опущено 2 куплета, изменён порядок>
<Аплодисменты>
   "Песенка ни про что, или Что случилось в Африке". Это песня... Значит, детская народная песня. Под неё хорошо маршировать в детских садах и санаториях. Вот так вот примерно. Вот она в таком ритме поётся — очень просто:

real mp3 txt htm 17. В жёлтой жаркой Африке...

<Аплодисменты>
  
Шуточная песенка о переселении душ. Ну, вы знаете, что мы после смерти с вами не умираем, а душа наша переселяется в животные, в растения, в предметы... Ну, в общем, кто куда сумеет, тот туда и переселяется. <Откашливается>

real mp3 txt htm 18. Кто верит в Магомета, кто - в Аллаха, кто...

<Аплодисменты, откашливается>
   Эта песня посвящается евпаторийскому десанту.

real mp3 txt htm 19. За нашей спиною остались паденья, закаты...

<Аплодисменты>
  
Время сколько? Время... Время... Есть-есть.
  
Послушайте, пожалуйста, ещё одну шуточную песню, которая называется э... "Посещение Музы, или Песенка плагиатора". Ну, вы знаете, что плагиаторы — это такие люди, которые воруют творческие произведения. Ну, они, там, могут иногда случайно, иногда — нарочно. Вот был такой случай, что в журнале "Октябрь" поэт Журавлёв напечатал стихи, а потом выяснилось, что эти стихи принадлежат Анне Ахматовой. Ну его спрашивают: "Ты что же – зачем это ты, Вась, так сделал?" А он говорит: "Не знаю, — говорит, — они как-то сами просочились". А потом говорит: "Ну, подумаешь, какое дело — пусть она моих хоть два возьмёт!" Вот так, значит.

real mp3 txt htm 20. Я щас взорвусь, как триста тонн тротила...

<Аплодисменты, откашливается>
  
Вы щас… знаете, что щас идёт борьба с таким грехом, как пьянство. Борьба не на жизнь, а на смерть. И щас много очень пишут по этому поводу. В "Крокодиле", там, во всех... Ну вот, в пе... в песнях пока я не слышал — там всё время только "Поднимем бокалы, содвинем их разом..." или, наоборот, "Нальём бокал полнее..." и так далее. Вот. А чтобы наоборот — не было. Вот я решил написать. Песня называется "Пр... Милицейский протокол".

real mp3 txt htm 21. Так, считай по-нашему, мы выпили не много...

<Аплодисменты>
   Я хочу вам спеть одну песню из фильма "Сыновья уходят в бой". Песня называется "О новом времени".

real mp3 txt htm 22. Как призывный набат, прозвучали в ночи тяжело шаги...

<Аплодисменты>
  
Две шуточных песни. Это две серии одной и той же песни, называется "Честь шахматной короны". Я... Это про будущую игру с Фишером.

real mp3 txt htm 23. Я кричал: "Да что вы, в самом деле?.."

<Аплодисменты, откашливается>
  
Это я нарочно не даю вам аплодировать, потому что тогда я успеваю всё.
  
Песня — вторая серия — называется "Игра". "Предполагаемая игра".

real mp3 txt htm 24. Только прилетели - сразу сели...
         

<Аплодисменты>

Наличие фонограммы: 001 , 005 , ___ , ___ .
Наличие стенограммы: ___ , ___ , ___ , ___ .
Служебный блокнот: html | txt | doc | ?
Блокнот: html | txt | doc | ?

        Появление сообщений об ошибках при обращении к файлам RealAudio, mp3, txt означает, что к серверу, на котором размещены эти файлы, нет доступа. Повторите запрос спустя некоторое время или на следующий день.
        Об ошибках в работе сайта Вы можете сообщить нам по e-mail .

        Если Вы располагаете любой информацией об этой записи (воспоминания очевидцев, недостающие песни, песни в полном объеме или с лучшим качеством, отсутствующие комментарии, фотографии, публикации с упоминаниями и т.д.), пожалуйста, свяжитесь с нами по e-mail :

Ваши уточнения, дополнения, замечания о записи 00_0336
- На первую страницу сайта - - Обратно -
На первую страницу |
К оглавлению | сайта
Последнее обновление:  10 декабря 2021 г. +  Counter CO.KZ
Владимир Высоцкий Vladimir Vysotsky Vissotski Vissotsky Visocki Visotski Visotsky Visotskiy VVysоckij
Wladimir Wysotsky Vysockij Vysockiy Vysotski Vysotskij Vysotsky Wisocki VVysockij WSVVb1SS0CKiY