- Back - Код: 00_0222
Владимир Высоцкий
14 октября 1970 года.
Усть-Каменогорск /набережная Красных Орлов, д. 43/
Центральный дворец культуры (ЦДК).

Запись выступления осуществлял: Л. Григорьев.
Длительность записи: 67 минут.
Оцифровка - Николай Цанков /Болгария/
Стенограмма - Алексей Еськов.

real mp3 txt htm Вступительное слово.

   ...брый вечер, дорогие усть-каменогорцы. Вот какую даже я формулу придумал. Дело в том, что я уже несколько концертов здесь работал, и увидел прекрасный, тёплый приём от вас, поэтому могу даже так говорить. Вот мне перед отъездом моему м-м... напарнику и директору говорили о том, что вот неужели я поеду в такую дыру. Ну, в ответ на это я могу сказать только одно, что какая же это дыра? Дырой может оказаться самый большой город, если ты <смеётся> там никому не нужен, даже Токио, например. Тот может оказаться дырой. Вот. А у вас по приёму не дыра, а просто столица. Ну <робкие аплодисменты> да... ладно, Бог с ним, не хочется аплодировать, так не надо, зачем? Я... <Смех в зале> Я всё понимаю. Зачем же?
  
Н-на афише написано "концерт-встреча". Я хотел бы расшифровать это таким образом: концерт — это пусть будет для вас, а встреча пусть будет для меня. Потому что, действительно, ведь мы, актёры кино, работаем больше всего перед камерой, и на нас смотрит только один человек и то одним глазом. Оператор всё время в дырочку смотрит и нас снимает. Вот. А встречаться со зрителями не приходится. И вот такие, вот, э... вот такие вот свидания со зрителем, они, конечно, больше встреча, это для нас встреча. Вы знаете, об актёрах кино принято судить по м... ролям, сыгранным им на экране. Вот если он играет положительных героев, то, значит, все считают, что он человек поло... <—>  А вот про Жарова обязательно спросят: "А правда ли, что он пьёт?" Вот. Но, хотя он в семидесяти картинах своих делает вот такое движение, но это неправда, он непьющий человек. Или актёр Масоха, известный всем актёр, он ещё в "Джульбарсе" играл подлеца и негодяя. Так вот он этот самый этот крест свой и несёт тридцать лет подряд, и даже играл роль Гитлера. И когда он ходит по улицам, на него показывают пальцем и говорят: "Вот этот идёт, этот артист!" <Оживление в зале> Ну вот. А он на самом деле в жизни д… очень добрый человек, мягкий и отзывчивый товарищ. Так что, видите, это тоже несправедливо. После окончания всех вот таких встреч, мы получаем много всяких записок и с вопросами. Из них есть очень интересные вопросы. Например, такие как: "Ваши творческие планы?" или — "Любимая роль?" На это отвечаешь с удовольствием. А ещё, например, такой вопрос: э... "Очень просим дать ответ — вы женаты или нет?" Даже в рифму. Ну, какая разница, ну женат я или нет? Ну, женат... был. Вот. Или, предположим, э... спрашивают...
<—>
   ...для такого случая, для встреч со зрителями. Это "Песня киро… киноактёра". Вот. Эта песня написана э… недавно по заказу театра киноактёра. А написана она для того, чтобы все поющие артисты в кино, которые встречаются со зрителями, чтобы они начинали концерт вот такой песней:

mp3 mp3 txt htm 1. Словно в сказке, на экране...
real mp3 txt htm Комментарии

<Аплодисменты>
  
И всё-таки я в какой-то степени попытаюсь удовлетворить любопытство сидящих здесь, в зале, и кое-что расскажу о себе. Ну, я не буду рассказывать факты своей биографии, когда учился, когда выгнали, когда развёлся, когда снова взяли, когда дети родились. Это никому не интересно. Я по... по<д>стараюсь рассказать вам нем… коротко о своей работе в театре, показать... проиллюстрировать этот рассказ песнями. Потом — о работе в кино, и тоже с песнями, потом просто попеть, и опять про кино. Вот так вот мы и будем, так она и пойдёт.
  
Значит, работаю я в Москве, в московском Театре на Таганке. Так что все разговоры о том, что, значит, вот <откашливается> я... мне уже лет пятьдесят, что я уже прошёл гражданскую и отечественную войну, там, сидел в лагерях большую часть своей жизни, это всё... <Оживление в зале> Вот. Работаю я в Театре на Таганке уже шесть лет подряд, со дня его основания. А организовался он шесть лет назад под руководством Юрия Петровича Любимова. На Таганке раньше была тюрьма. Вот. Теперь театр. Рань… <Оживление в зале> А... это была женская тюрьма, под неё даже Маяковский вёл подкоп, чтобы освобождать политкаторжанок. Но теперь не менее многолюдно на площади, несмотря на то, что там уже тюрьмы нет, её разобрали по кирпичикам: "Разобрали всю тюрьму на кирпичи..."
  
Вот. А в театр в наш... действительно, он стал щас очень популярным не только в Москве, но вообще в Союзе. О нём очень много знают даже за пределами нашей родины. А почему он такой стал популярный — это, Бог его знает, наверное, просто там интересно. А почему интересно? Вот, вы знаете, к нам в театр, действительно, невозможно попасть. По два, по три месяца м... приходится некоторым людям стоять за билетами. Они стоят по ночам. И вот когда ты приходишь в театр утром и ви... <—>  зимой целую ночь люди стояли, чтоб посмотреть, как-то даже рука не подымается играть плохо. Ну, просто невозможно спустя рукава, даже если ты устал и так далее. Если плохое настроение. Вот именно за этих людей, которые так хотят попасть и посмотреть. Может быть, поэтому у нас играют, действительно, артисты с полной отдачей, по-настоящему, и вот м-м… это, наверное, чувствуется, летит через рампу. И поэтому вот так привлекает зрителя. Но, конечно, не только это. Мы все молодые. Так сравнительно. Я го... я о себе не говорю. Я говорю, средний состав нашего театра. Им по двадцать пять лет. А было по двадцать. Ну, совсем были пацаны, девчонки, ребята. И репетировали по ночам, до четырёх, до пяти утра, если нужно. Д-делали новые спектакли. Потому что мы начали, в общем, с ничего. У нас был один спектакль "Добрый человек из Сезуана" и всё.
  
Вот я попытаюсь вам вкратце рассказать какую-то... вот некоторые особенности нашего театра, может быть, вам будет это интересно. Дело в том, что э... вот написана афиша "Десять дней, которые потрясли мир". И в... под ней написано: "Представление с буффонадой, пантомимой, цирком и стрельбой". Зритель, конечно, который читает, он думает: "А ну это ерунда какая-то!" Не обращает внимания даже на эту приписку, потому что, наверное, это просто для того, чтоб привлечь зрителя. Вот. Но когда вы подходите к площади в половина седьмого, если идёт этот спектакль "Десять дней, которые потрясли мир", висят флаги на театре, хотя нет праздника. Играет какая-то музыка. Вот. Э... Плакаты времён революции. Потом артисты нашего театра в одежде матросов и солдат ходят около театра с гармошками, с балалайками, с гитарами, распевают песни. А рядом с нами ресторан "Кама" расположен. Так из этого ресторана выходят люди навеселе. Они с удовольствием присоединяются к нам. Тоже поют, пляшут. <Откашливается> Иногда приходит милиция и говорит: "Разойдись!" Вот. Они расходятся, но мы остаёмся. А потом зритель... Это всё ещё перед началом, перед входом в театр на улице, около метро. Билетики спрашивают ещё с самого низу в метро. Потом, когда вы попадаете в зрительный зал, вы проходите, и вас встречают и стоят люди со штыками, артисты нашего театра. Накалывают билеты на штык, в солдатской одежде, и пропускают вас. Когда вы проходите, видите три ящика: чёрный, жёлтый и красный. Значит, вот если вам не понравится, вы опустите корешок в чёрный ящик, понравится — в красный, а будете равнодушными — в жёлтый. А мы потом это дело всё выгребаем и выбрасываем. Но предварительно... <Оживление в зале> Но предварительно мы смотрим всё-таки, скольким не понравилось, скольким понравилось, для того, чтобы сделать выводы лучше или хуже мы играли на этот раз. Ну вот. А в это время в фойе ходят девушки в одежде тех времён в длинных юбках, в красных косынках. Прикалывают вам бантики на лацкан. И опять играют... Такая пирамида из винтовок, и на деревянном помосте опять стоят артисты нашего театра, и поют всякие песни, такие вот:

mp3 mp3 txt htm 2. Ох, как в третьем отделении-лении...

   Вот. Значит, сидит... <Аплодисменты> Эта публика слушает все эти песни, а они кончаются такой частушкой:

mp3 mp3 txt htm 3. Хватит шляться по фойе... (1 куплет)

   Ну и все проходят в зрительный зал и думают: "Ну вот, теперь-то они похулиганили, теперь-то они, наверное, по-настоящему что-нибудь, начнут разговаривать по-человечески, что-нибудь такое приличное начнётся. Но хулиганство продолжается с ещё большей силой, неослабевающей. Выходят три матроса, из оружия стреляют, из трёх винтовок. У нас пахнет порохом. Один человек у нас однажды на одном спектакле раз — и в дамки. Его унесли и "Нарзаном" отпаивали там, за кулисами. Потом он пришёл досматривать спектакль, ему было всё-таки интересно. Но вы не волнуйтесь, у нас никого не убивают, потому что стреляют холостыми патронами и стараются вверх стрелять. Вот. А потом, значит, начинается целый калейдоскоп — тридцать картин э… всевозможного... всевозможного решения. Это есть и клоунада, и цирк, и пантомима, и есть какие-то маски, и есть... э... что сделаны сцены в виде кукольного театра. И э... двести ролей в этом спектакле. Каждый артист играет по восемь... По пять, по восемь ролей. И м-м... переодеваться только успевай. У нас такое творится в гримёрных: висят наваленные какие-то одежды, валяются, нужно только не перепутать, выбрать, выхватить вовремя, чтоб выскочить на сцену. Все заняты, глаз безумный, выскакивают. Вот. Я играю в этом спектакле роль Керенского. В этой роли я должен делать всякие акробатические трюки, всевозможные номера, кульбиты, стоять в плечах, стойки. И вообще, многие артисты нашего театра этим тоже занимаются с удовольствием, потому что <откашливается> актёр должен, в общем-то, быть... уметь делать всё: и разговаривать, и двигаться, и так далее. С этой целью мы занимаемся с девяти часов утра пластикой и движением. Вот.
  
Я ещё, кроме этой роли, играю в этом же спектакле ещё роль часового и роль э... м... офицера белой гвардии. Я написал несколько песен в этот спектакль. Вообще у нас, в-в каждом нашем спектакле идут очень... есть очень много музыкальных номеров, очень много песен, стихов, и всяких э… пантомимических номеров и цирковых. Ну вот. Э... Играем мы все без грима, несмотря на то, что, в общем, э... играем по несколько ролей в одном спектакле, играем все без грима. Значит, всё внимание на артиста, на че... на внутренний мир, что ли, того образа, который он показывает. И бывает так, что одного и того же артиста, хотя он без грима, не узнают в разных ролях, настолько он меняется, перевоплощается в другой образ. Вот это ещё одна особенность нашего театра.
  
Я, например, "Жизнь Галилея" Брехта, где я играю роль Галилея, я, значит, играю без грима м-м... и, конечно, такие... на… народ сначала недоумевает, что это, как-то непонятно. С сорока семи лет до семидесяти лет я играю вот таким вот... А ещё, вы знаете, волнуешься, щёки красные, а тут старый человек вроде сидит. <Откашливается> Ну вот. <Откашливается> Это всё-таки не мешает, потому что театр — искусство условное, всё равно... всё равно мы притворяемся на сцене. Это всё не по-настоящему, если бы по-настоящему, нужно было бы убивать по-настоящему и драться по-настоящему, и есть по-настоящему. А еду ведь хорошую не купят на сцену, реквизит это всё... <Оживление в зале>
  
Да и в кино, кстати, тоже, на один дубль, а ещё возьмут, да присыпят дустом, чтобы... если не закончили съёмку, на следующий день перенесли, возьмут салат, дустом присыпят, кто не знает, съест — очень неприятности возникнут. <Смех в зале> Это называется у нас "исходящий реквизит", тот реквизит, который поедается или ломается. Он называется "исходящий". Вот... вот он, значит, он исходит. Однажды я этого исходящего реквизита так наелся на пробах, что потом дня два болел. Вот. Но это не всегда, бывают приятные... и хорошую еду, например, вот в... з... в фильме, который называется "Война и мир", там банкет , там аристократия забавляется, аристократы сидят и всяких индюков едят там, пьют... Они всё по-настоящему: и шампанское пили, и индюков ели. И все а-артисты хотели попасть на эту съёмку, потому что... <Смех в зале> Готовили лучшие повара, и так далее.
  
Ну, я немножко отвлёкся. Ещё у нас в театре... э... у нас ведь экспериментальный театр, театр очень яркой формы и яркого зрелища, и у нас экспериментируют все , начиная от режиссёра и актёров, и кончая техническими цехами. Вот, например, у нас вместо обычного вот этого тряпичного занавеса, этой тряпки, которая движется туда-сюда, медленно иногда, у нас придуман световой занавес. Что это такое? Это пятьдесят фонарей, по переднему краю сцены направлены прямо в зал немножко выше голов. И когда зажигается яркий свет, вот, эти фонари все зажигаются, происходит такая <откашливается> сплошная завеса. Потому что в театре ведь много пыли. Свет с пылью. И прям такая дымка. И в это время совершенно не видно, что мы делаем на сцене. Мы делаем чистые перемены, меняем костюмы. Ну, можем, в общем, хоть на голове ходить. Этого не видно ничего. И ещё красивое зрелище такие... такие... такие туманные лучи, такие необыкновенно красивые. Однажды приехала японская делегация и говорит: "Ну вот, мы всё понимаем прекрасно, что вот свет, это понятно, очень интересная находка, а вот, где вы берёте этот порошок?" — спросили японцы. <Смех в зале> Мы говорим: "Этот порошок очень трудно достать, только по блату, и состав его неизвестен". Они с тем и уехали. Ну вот, м-м... значит, это вот световой занавес.
  
Вообще работать в театре необыкновенно интересно ещё и потому, что мы чувствуем себя не только исполнителями, кат... и стоим на низшей ступени театрального искусства...
  
Ох, как вы мне мешаете, если бы знал, дорогой мой! Ей-бога! Здесь есть один кинолюбитель, <голос из зала: неразборчиво> очень хороший парень. Правда, но я тебе... серьёзно, мы потом снимемся. Ладно? Не отвлекай. Тут девятьсот человек народу сидит. Вот. Я их люблю всех. Тебя тоже. <Смех в зале> Ну вот. Значит, кто там, что-то сказал, я отвечать на реплики не буду, не старайтесь напрасно. Значит, э... вот... У-у... Ну как вот... точно как поезд остановили стоп-краном, ему снова ход надо набирать. Щас я вспомню, к чему же это я всё говорил-то? К чему же я всё говорил, правда, а? А вот к чему.
  
К тому, что мы не только являемся исполнителями и актёрами у нас в театре, но только исполняем, так сказать, что нам прикажет режиссёр и э... оп... этот самый, драматург, а ещё каждый из нас, сколько может, вносит свою лепту в спектакль. Я пишу песни, другие ребята пишут музыку для наших спектаклей, инсценировки. И не только пишут, а каждый приносит придуманные собой номера, и они входят в наши спектакли. Ведь у нас необычное действо. У нас есть поэтические представления, в которых... ну, вроде, такие спектакли-концерты. У нас по… по Андрею Вознесенскому сделан спектакль "Антимиры". Мы первые делали этот спектакль. И иногда поэт сам приходит к нам в театр и вторую половину он читает свои новые стихи. Вот. И публика, которой повезёт, может его увидеть. Мы работаем с Евтушенко вместе, у нас часто бывают современные наши поэты и писатели. Вообще работать в театре интересно, поэтому, когда спрашивают, уйду ли я из театра на эстраду или, там, скажем, в кино, я со всей уверенностью могу сказать, что нет, никогда и считаю, что артист должен работать в театре, чтобы не дисквалифицироваться, и чтоб всегда быть... быть в форме. Когда... если вам скажут, что больше всего на нашем пути это цветов и лавровых венков, славы, аплодисментов, криков "бис" и "браво", это всё неправда. Это всё чушь. Дело в том, что вы-то видите только уже результат. Это красивое, на освещённой сцене, в хороших декорациях выходят артисты, загримированные, напудренные, улыбаются с вставными челюстями. Вот. А кухню-то ведь никто не видит. Потому что ведь мы работаем, я сказал, с девяти начинаем, с десяти до трёх у нас репетиция, а потом в половине седьмого явка на спектакль, и до вечера. Так что десять часов в день отдай и не греши. Это у всех так. И э... вообще, лёгких профессий-то не бывает. Бывают профессии там... Ну, задаром денег никому не платят, и правильно делают , в общем. А лёгкой может бы… быть профессия, только когда ты её любишь, она становится немножко легше. У актёров есть в этом смысле какое-то преимущество, потому что актёры должны любить свою профессию. Просто обязаны. Иначе они... они не смогут играть на сцене. Зритель видит, когда человеку надоело или ему не нравится. Это не летит в зал. Если ты не получаешь удовольствия от того, что делаешь, зритель моментально это засекает. Ну, это так же, как не может быть воспитателя, если он не любит детей, быть воспитателем. Что это за воспитатель? Он будет им подзатыльники раздавать. Они и вырастут какими-нибудь душегубами. Кошек будут вешать. Вот. <Откашливается>
  
Я серьёзно говорю, потому что, действительно профессию свою, э… ни... именно актёрскую профессию, нужно любить, иначе ничего из этого дела толкового не получится. В... Ещё в нашем театре, я говорю, что я играю роль Галилея в спектакле "Жизнь Галилея" Брехта. Играю Маяковского в спектакле "Послушайте" о Маяковском. В этом спектакле у нас нет конкретного Маяковского. Не ходит по сцене человек, на него похожий и разговаривающий его голосом. А там пять человек, одеждой... в одежду одетые разных времён, которую он носил в разное время своей жизни, и играем мы разные грани его два... дарования. Это Маяковский-лирик, Маяковский-сатирик, Маяковский-гражданин, молчаливый Маяковский. Знаете, он всё время любил сниматься с собаками. Маяковский всё время рисовал всяких щенков, смешных ужасно, щенов таких. Он их называл "щены". И он сам иногда был похож на такого щена, такие у него... его ушами. Вот. Он очень б-большой поэт. Это мы делаем все и играем с удовольствием. Вот.
  
Потом ещё у нас есть спектакль... Это я говорю о спектаклях, в которых я участвую. Спектакль н-н… называется "Пугачёв" по Сергею Есенину. По драматической поэме Сергея Есенина "Пугачёв". Там я играю роль беглого каторжника Хлопуши, любимый монолог самого Сергея Есенина. Когда он читал этот монолог, рассказывают, что после этого он разжимал руки, и у него вот здесь вот кровь была на ладонях. Он себе впивался ногтями в ладони, так он читал, с такой отдачей необыкновенной, он говорил: "Проведите!.." таким голосом. И как странно, все представляют голос Маяковск... голос Есенина представляют таким лирическим, мягким, а у него был очень густой, сильный, немножечко с хрипотцой голос. Большой голос у него был. Вот.
  
И <откашливается> ещё я участвую в спектакле м... "Добрый человек из Сезуана", безработного лётчика играю. Там я пою всевозможные песни, пока ещё не свои. А вот в спектакле "Павшие и живые", где... Это спектакль о войне, о поэтах и писателях, погибших во... поби… погибших во время войны. У нас там в... на авансцене стоит медная чаша, зажигается Вечный огонь и встаёт зрительный зал, чтобы почтить память павших вставанием. В этом спектакле я играю роль погибшего поэта Кульчицкого, потом — Чаплина, а потом — Гитлера. Вот так получилось, что, видите, в одном спектакле все... Это кстати, ничего смешного. Дело в том, что это… <смеётся> его довольно сложно играть, потому что ничего хорошего в нём невозможно найти. Единственное, что можно там сделать, это э... заставить публику или смеяться над ним, или ненавидеть его, негодовать и так далее. Это уже зависит от артиста. В общем, э… интерес можно найти в ру… в любой роли. Даже в самой отрицательной можно найти возможность её сыграть интересно, найти для себя какие-то приманки, чтобы её сыграть. Вот. В этом... в спектакле есть такая новелла, называется она "Диктатор-завоеватель". Гитлер там стоит и рассказывает всякие слова: "<говорит по-немецки>" и так далее. Всякие слова дурацкие свои выкрикивает. А в это время э... по обоим сторонам сцены выходят по дорогам, выходят э... с засученными рукавами, с автоматами, немецкие солдаты. Наглые такие, бравые, как они были в начале войны, когда надеялись на блицкриг. Шли спокойно и нахально по нашей территории. Вот. И э… я написал песню для этой новеллы. Как они уходили — это всем известно, когда их прогоняли по Москве сотни тысяч, а потом делали дезинфекцию, потому что дурно пахло. Вот. Ну а я написал песню, она называется "Солдаты группы "Центр"". Послушайте песню из этого спектакля "Павшие и живые" "Солдаты группы "Центр"".

mp3 mp3 txt htm 4. Солдат всегда здоров...

<Аплодисменты>
  
И ещё одна песня из этого же спектакля. Послушайте, пожалуйста. Называется она "Песня о новом времени".

mp3 mp3 txt htm 5. Как призывный набат, прозвучали в ночи тяжело шаги...
real mp3 txt htm Комментарии-1.
         

<Аплодисменты>
<—>
   ...Ну вот, а потом я увидел как монтажники эти самые ребята бегают как обезьяны по этим опорам, спускаются по такому канату, они за него цепляются, чуть-чуть притормаживают. Почти падают вниз, и только в-в... метрах в трёх от земли они резко его хватают, как... в перчатках, конечно, чтоб не сжечь руки, и тормозят. Вот такой быстрый подъём сверху. Потом я научился это делать. Ещё на этой картине я научился водить машину — ЗИЛ сто тридцатый, так что кусок хлеба под старость лет есть. Вот. <Оживление в зале, откашливается> Ну вот. А ещё я должен был... Я играл там и шофёра по совместительству. Был такой эпизод на второй съёмошный день в моей жизни. Я должен был приставать в кабине к Тане Конюховой. А я был тогда молодой. Вот. Ещё скромный. Э... Но это не значит, что я щас... я тоже щас скромный очень человек. <Оживление в зале> Это я к тому, что раньше я тоже был скромным. Вот. Скажем так. И вот я должен был к ней приставать. Я режиссёру говорю, что я не буду, вы знаете, я её так уважаю, она такая известная артистка, как это я буду её пытаться обнять. Может, что-нибудь я другое сделаю? Как-то мне всё это... Вот. Он говорит: "Да брось ты дурака-то валять! Валяешь Ваньку. Ты взрослый человек, читал сценарий. Что ты, в конце концов!.." Я говорю: "Ну, не могу! Ну, серьёзно! Ну <все и>... Не лежит душа у меня! Может быть, я ей что-нибудь скажу лучше?" Мне Таня Конюхова говорит: "Да ну, перестань, Володя! Ну... Ну, смелее! Ну что ты!" Я, значит... <Смех в зале> <Откашливается> Я долго отнекивался, отнекивался, наконец, согласился, и это было очень приятно. <Смех в зале> Вот. А в это время Дима Горин смотрел из окошка сзади, и видел, что там происходит, как я её пытаюсь обнимать. А он её любит. Он, значит, спускается с машины, когда машина останавливается и, значит, бьёт меня в челюсть. А в кино ведь всё делается по-настоящему. Там же нельзя не донести руку или, там, сделать вид, что он тебя ударил. Потому что вы сразу скажете: "Во! Он его не ударил! Там вон какой просвет!" <Смех в зале, откашливается> И поэтому всегда делается по-настоящему. И ведь в кино же делается один и тот же кусочек девять или десять дублей подряд. Ну, бывает меньше, но мы снимали девять раз. Поэтому в середине этого избиения, мордобития, Саша Демьяненко, который играл Горина, подошёл ко мне и говорит: "Слушай! Ну, ты меня, — говорит, — прости, но видишь, он просит. У него что-то не получается там. Ну — говорит — давай я тебя тогда хоть... Ну что я могу для тебя сделать? Ну, давай хоть по другой половине для симметрии, что ли". Вот. Так вот, таким образом, ни за что, ни про что, на второй день моих съёмок я был битым. Был жертвой искусства, потому что оно всегда требует жертв. Вот.
   А потом я снимался в фильме "Увольнение на берег", тоже играл такого парнишку. Его оставили на корабле, потому что он провинился. Заставили его драить палубу. И он просит своего друга передать любимой девушке на берегу, что он не придёт. В этом фильме... этот фильм мы снимали на крейсере "Кутузов" — флагмане Черноморского флота. Этот крейсер <откашливается> самый лучший на Чёрном море. Я там месяц жил, спал с моряками, питался с ними вместе. Они меня уже за своего держали, потому что много новичков по первому году службы проходили. Вот.
  
И я, значит, вместе с ними там ходил, вот, и никто не узнавал. Однажды мы снимали такой эпизод, когда я про... пробег во время, ну, там... А там уже выстроилась вся команда. А нам всё равно, киношникам. У них служба идёт там. Солдат спит, служба идёт. Они в это время стояли, ждали контр-адмирала, а мы пробеги снимали их всё время по кораблю. И я прям разбегаюсь, в робе, грязный, со шваброй в руках, в этого.. в живот этому контр-адмир... адмиралу настоящему. Уда... выпрямился... ну я, на самом деле, ещё сам испугался. Он позеленел, говорит: "Как фамилия?!" Я говорю: "Высоц..." Он говорит: "Тьфу ты, опять ты, Володь! Ну что ж ты делаешь!" Он принял меня за своего. Они, действительно, настоко привыкли ко мне, что как будто бы я служил на этом самом судне. Вот.
  
Потом <откашливается> я играл в фильме "713-й просит посадки". Там по сюжету усыпили команду лётчиков. И м-м… там есть такой солдат американской морской пехоты. Я тоже там приставал к кому-то, помню, а потом врывался в кабину к лётчикам и пытался посадить самолёт на воду. А меня за это отшвыривал Отар Коберидзе и бил. Ну вот. Опять, вот видите, как. А Отар Коберидзе — человек восточного темперамента, здоровый, у него глаз сразу так налился. Я думаю: "Убьёт!" <Смех в зале> Вот. И режиссёру говорю: "Если будет два дубля — я дам дуба!" Но сня... сняли мы всё-таки за один раз, так что он меня не успел убить, всё оказалось хорошо. Но только после этих вот фильмов начальных, я теперь выбираю, смотрю сценарий, кто кого бьёт, потому что надо сначала разобраться, потом, соглашаться.

real mp3 txt htm Комментарии-2.

   Потом ещё одна была отрицательная роль. Я играл в фильме "Штрафной удар". Это была комедия студии Горького, цветная комедия, довольно смешной фильм. Там играл Пуговкин главную роль, м... Пушкарёв, Володя Трещалов, я, там, Яновскис Володя. Мы играли, значит, спортсменов, которые из города за деньги едут под чужими фамилиями выступать на сельскую олимпиаду... а... спартакиаду. А я... у... моя специальность — конь и перекладина, ну потому что гимнастикой занимаюсь я. И там этот самый так здорово разбирался в спорте, этот руководитель, которого играл Пуговкин, он говорит фотокорреспонденту, перепутал всё: "А он, по... понимаете, так насобачился, что через перекладину на коне сигает!" И этот корреспондент взял, и всё... и напечатали в газете, что он — великолепный прыгун, вот, значит, и так далее. И вот я вынужден был первый раз в жизни сесть на лошадь по фильму. Но для того, чтобы сделать вид, что ты не умеешь ездить, нужно было тренироваться полгода. Я тренировался на лошадях, и очень с удовольствием вспоминаю то время, потому что это стало моим любимым видом спорта. После этого теперь как мне попадётся "лошадиная" картина — только одна радость. Я очень люблю лошадей и, значит, <откашливается> люблю фильмы с лошадьми. И вот э... мы... я исполнял трюки сам, научился стоя скакать в лошадях, выпрыгивать из неё, всякие делать номера и так далее. Так вот м... сейчас нам запретили делать трюки, потому что вот Женя Урбанский когда разбился на машине, он сам выполнял трюк — прыжок с бархана на бархан, метров шестнадцать или... я щас не помню точно. Ну, за ночь там немножечко смело песок, и... и уже расчёт был неверный. Уже не такая скорость нужна была, а немножко больше. И поэтому он врезался в другой бархан и погиб. И поэтому нам запрещают делать самим э... трюки. Существуют трюковые группы, трюкачи, которые их исполняют. Но мы иногда всё-таки договариваемся с режиссёром и делаем. Вот я в "Слу..." в фильме "Служили два товарища" стрелялся, а потом падал с четырёхметрового борта в полной одежде лицом вниз в воду. А это было в марте, вода была два–три градуса. Но я уговорил режиссёра, сказал , что я хочу сам, потому что после каждого дубля давали спирт растираться. <Оживление в зале> Вот. Ну и, в общем, так дорастираешься, что после третьего дубля я говорю: "Евгений Ефимыч! Я ещё хочу!" <Смех в зале> Потому что "море-то по колено" уже. А он говорит: "Да ты не прыгнуть в воду хочешь, а ты хочешь просто ещё, что ли? Так ты так и скажи". Ну вот. А-а...
  
Так это всё юмор юмором. Ну а потом я играл положительного одного типа. Я говорю "типа", потому что я эту роль не люблю очень. Она... Это вот в фильме "На завтрашней улице". Очень хорошее было место, где мы снимали. Это была ударная стройка. Я видел, как делается электростанция, как прорвало перемычку, видел аврал ночной, когда все бросили свои, так сказать, тёплые постели, вышли. И кто что м-мог, кто как мог, вот этот вот проран они заполняли. Это очень интересное... интересный был эпизод. Но я играл там уж больно положительного человека, даже противно вспоминать, потому что он был такой хороший, на работе, везде хороший. А дома он жил в палатке. У него течёт всё. Мебель гниёт, ребёнки плачут, у него двое их. Жена чихает, кашляет. А он даже квартиру не просит, такой сознательный. Вот. Я не люблю таких игра... Я б щас не согласился, честно говоря, играть эту роль, но просто тогда уж был ещё молодой, неопытный, хватал всё, что плохо лежит. <Оживление в зале, откашливается> Я имею в виду — кино, конечно, что ж вы так прям, нехорошо засмеялись. Вот.
  
Потом я играл в "Стряпухе" роль Пчёлки — тракториста. Тут у меня было... неудача с пением. Я впервые в жизни в кино пел, <смеётся> и вот пришёл смотреть фильм — вдруг, батюшки мои! — разговариваю я своим хриплым голосом, нормальным, грубым, и вдруг выходит человек, я выхожу... я выхожу с гармошкой, и вдруг пою: "Две подружки, две..." вот, таким вот годо... Да ещё выше намного. Оказывается про... Я режиссёру говорю: "Что ж ты наделал, Эдик?!" А он говорит: "Да тебя не было, понимаешь, мы взяли, переозвучили". Я говорю: "Так не могли взять хоть немножечко с более низким голосом , аж народ передёргивается так в зале". Ну, так ясно, что поёт другой человек. Ну, это бывает в кино. Да, ещё в "Стряпухе" меня красили. А в кино вообще придёшь чёрным — покрасят в белого и наоборот. Я всегда думал, зачем это делается. А потом понял, что есть у нас гримёрный цех, гримёры есть, им же тоже надо работать. Вот они и красят. <Откашливается> Вот.
  
Ну а потом был.. у меня была перемена в моей судьбе киношной, если так можно выразиться. Меня.. я стал играть людей серьёзных, за спиной которых биография, интересная жизнь. Меня пригласил сниматься к себе Виктор Туров, режиссёр с "Беларусьфильма", мой большой друг, человек, у которого в детстве была целая эпопея, прямо одиссея целая. Он... на его глазах казнили отца немцы, а потом угнали его с матерью в Германию. Ему было семь лет. А потом, когда их освободили, американцы их освободили, он ушёл... И он, и мать ушли и потерялись. И он полгода скитался по Европе и добирался до России, и пришёл к себе на родину в Могилёв, сам, пацаном девятилетним. И вот он снимало фильм "Я родом из детства", Виктор. Он такими глазами и видит всё, вот, детскими. "Я родом из детства" — так и фильм назвали. Я думаю, что, в общем-то, он имел в виду себя, потому что там действуют пацаны. Он, наверно... один из этих пацанов — это он. Он сохранил такое чистое восприятие детское. Вот. Э... Я снимался, играл там роль капитана, который горел в танке и лежал в госпитале полгода, и боялся у медсестры попросить зеркало, потому что, а вдруг что-нибудь увидит страшное, что у него с лицом. Полгода не смотрелся. Пришёл домой, к себе приехал, и то... открыл дверь, смотрит, у него мебели нет, всё сожгли в печке, потому что холодно было во время войны. И тока висит гитара запылённая и такое же запылённое зеркало. Он протирает это зеркало, посмотрел — а он седой в тридцать лет, у него шрамы на лице. А шрамы делают в кино очень варварским об... способом. Там, значит, вот так вот стягивают кожу и коллодием заливают. Коллодий — это такая жидкость пахучая, неприятная ужасно. И потом, когда ты снимаешь через двенадцать часов, и сразу лицо не расправляется, всё равно шрам ещё остаётся и долго держится очень. А мы ещё обнашиваем одежду в тех местах, где работаем. Вот я ходил в форме капитана военного времени… в форме ка… капитана военного времени с нашивками о ранениях. И однажды в столовой, где я ел, старушка одна мне говорит: "Ой, милок! Как же тебя война-то покалечила!" С этими шрамами. Вот. А, милку-то было двадцать пять лет всего отроду, да и в-в-война-то кончилась двадцать лет назад. Вот. Но в Белоруссии очень свежа в памяти война, потому что в Белоруссии погиб каждый четвёртый белорус. Вот. И они... Для них война как будто бы год назад, они очень её помнят. Вы знаете, это поразительно, вот, один наш.. наш сценарист показал мне, просто доказал. Он нехорошо пошутил однажды. Мы были в деревне, и он так заходит в дом, а он был партизаном раньше, этот сценарист, открывает дверь, выходит старуха на крыльцо. Он говорит: "Бабка, немцы е?" — И бабка... у бабки ужас был на лице, потому что так спрашивали партизаны, когда приходили в дом. Она даже сначала не сообразила, что происходит. Вот. В Белоруссии. <Откашливается>
  
Я хотел вам спеть песню из этого фильма "Я родом из детства", потому что я впер... это первая картина куда я написал свои песни. Вот послушайте песню "Братские могилы". Её исполнял в нашем фильме Марк Бернес. Вот. И он в последние годы очень любил эту песню. Я, к сожалению, с ним встретился только в конце его жизни. Но вот светлой памяти этого замечательного артиста и певца я и исполню эту песню.

mp3 mp3 txt htm 6. На братских могилах не ставят крестов...

<Аплодисменты>
  
И ещё одну песню послушайте из этого же фильма. Называется она "Песня о госпитале".

mp3 mp3 txt htm 7. Жил я с матерью и батей...

<Аплодисменты>
  
Ну вот, а потом я... меня пригласили сниматься сразу же после этого в фильм "Вертикаль". И я тогда сказал такую сакраментальную фразу, говорю режиссёру: «Умный в горы не пойдёт, — говорю, — умный, — говорю, —гору обойдёт!..» А он мне говорит: "Ну и дурак ты тогда!" Вот. И он был прав, потому что, действительно, умных людей в горах очень много, сколько угодно, людей всех профессий, всех вОзрастов, все... "горам все возрасты покорны", как я сказал. Вот. И я там написал аль… самые любимые свои песни, в горах, и вовсе не для картины, а просто так, пытаясь ответить на вопрос о том, зачем ходят, в общем, люди в горы, и что они там, собственно, делают, чем они там занимаются. А эта пословица больше похожа на другую, такую, что: «Мы в лесочек не пойдём, нам в лесочке страшно!..» <Оживление в зале> Вот. И вот кому страшно — тот, конечно, и не ходит. Я не буду вам исполнять песни из фильма "Вертикаль", тем более, что вы уже прослушали кое-что, посмотрели.
  
Я вам лучше спою вот какую песню. Я спою вам песню о м-м... Михаиле Хергиани. Вернее, посвящённую Михаилу Хергиани. Вы знаете, это был такой известный, самый лучший в мире скалолаз. Альпинист, известный во всём… на всём земном шаре. Был самый надёжный из альпинистов, кумир всех альпинистов. С ним было очень надёжно ходить на восхождения, на самые сложные маршруты. Он был весёлым, добродушным человеком, который был прекрасным парнем. Вот, вы знаете, вот эта вот верёвка, которая связывает альпинистов в связке, это не простая верёвка, которая, там, на растяжение семьсот килограмм. А это — нитка жизни ведь, в общем. Потому что всё зависит только от тебя, от твоих друзей и никто тебе не поможет — ни милиция, ни врач. Природа, горы и ты. Вот. Он это очень хорошо понимал всегда и очень гуманно относился к новичкам, помогал. Вот он погиб в Альпах на спасательных работах пять месяцев тому назад. Прекрасный парень. Вот послушайте песню, я ему посвятил. Она называется "К вершине".

mp3 mp3 txt htm 8. Ты идёшь по кромке ледника...
real mp3 txt htm Комментарии.

<Аплодисменты>
  
Спасибо.
  
Потом я снимался... Вот э... всегда у нас с детства сидит страсть к перемене мест и так далее. И вот кино для этого даёт большие возможности. Я за десять лет очень много ездил и много видел и людей, и встреч. Очень интересных, которые запоминаются, потом из них получаются образы на экране и в театре, и песни всякие про эти встречи и про эти места. Ну вот. И меня пригласили сниматься в фильм "Короткие встречи", играть роль геолога. И это... он так хорошо написан, судьба немножечко похожа на нашу актёрскую бродяжничью жизнь. Вот. Он тоже по полгода не бывает дома, этот парень. У него дома неприятности. Жена ему говорит: "Ну что ты всё уезжаешь? Оставайся здесь, работай в управлении. Ты же работал". А он говорит: "А зачем? — говорит — Я не хочу. Поедем со мной". Она говорит: "А что я там буду делать?" А он говорит: "А ты будешь хоть поваром". Она говорит: "А я не хочу. У меня здесь работа хорошая". Ну, в общем, они так разговаривали, разговаривали, да поссорились. А он встречает девушку где-то там, во время своих геологических скитаний, и вот такая вот сложная ситуация. Вот. И чем-то это мне напомнило нашу актёрскую судьбу. Ну, не потому, что у нас где-то девушки там, в наших скитаниях, а просто вот, по настроению. Вот. Я её с удовольствием играл и ещё писал туда песни, в этот фильм "Короткие встречи". Там была такая сказка "Страшно, аж жуть!" Вот.
  
Ну, э... после этого я играл сразу две роли, совершенно противоположных людей. Это фильм "Служили два товарища", белогвардейский поручик Брусенцов и фильм "Интервенция", в котором я играл роль большевика-подпольщика Бродского. Дело в том, что я снимался в один и тот же период, и действие обоих фильмов происходит в один и тот же период, и героям одинаковое количество лет абсолютно, и играл я даже в том же гриме. Но двух совершенно противоположных людей. Один, как вы помните, он, значит, белый офицер, довольно человек талантливый, храбрый и сильный. Если бы он воевал по эту сторону баррикад, он, наверняка, бы принёс много пользы. А там он ожесточился, стал очень жестоким, злым человеком, почти истериком. И когда он понял, он всё время чувствует, что его дело проиграно, и что он воюет, в общем, за фетиш, за то, что не стоит выеденного яйца. От этого он так себя ведёт, устраивает эту истерику со свадьбой в конце фильма. Вот. И в конце... всё-таки, когда он зашёл на пароход, у него была минута просветления и полной апатии. Он вдруг понял, что он теряет всё: он теряет родину, у него уже нет идеи. И он понимает, что ему н… нельзя больше жить и пускает себе пулю в рот, и гибнет. А в это время в Одессе же, откуда он отправлялся... пытался отправиться за границу, действовал человек по фамилии Ласточкин, за который белогвардейские, там... белая разведка предлагали бешеные деньги за его голову. Вот. Он в фильме назван... в фильме "Интервенция" назван фамилией Бродский. Вот. Я его играю. Этот человек занимался тем, что они аг… агитировали войска интервентов. И до такой степени в этом преуспели, что те не совершили ни одного выстрела по нашим восставшим в Одессе и по войскам. Они просто ушли и покинули нашу территорию. Вот. Он тоже гибнет, после пыток его вешают, но он гибнет как-то спокойнее, потому что он всё-таки выполнил дело. Дело, которому он служил, оно же ведь себя оправдало. И у меня есть с-сцена в тюрьме, очень интересная, где я пою песню, песню о деревянных костюмах. Грустную песню. Я её, к сожалению, не могу сейчас вам показать, потому что это музыку написал Слонимский, композитор, а я просто её забыл. Два с половиной года прошло.
   Вот а потом я тряхнул стариной и снялся в фильме в отрицательной роли, в роли Ивана Рябого в фильме "Хозяин тайги".
<Откашливается> Этот фильм недавно ещё шёл на экранах. Вот. Мы жили и снимали этот фильм э... в Сибири на реке Мане два с половиной месяца. Я жил со сплавщиками. Они меня учили бегать по этим качающимся брёвнам. Вы знаете, там же сплавляют не... лес не этими самыми... не плотами, а молем, ну, то есть, отдельными брёвнами, и по ним довольно трудно ходить-то вот, так, не особенно... не пробежишь. Там я, в фильме-то, бегаю. Но это я насобачился, а вообще э... дело в том, что там... Это довольно сложно. Они меня учили растаскивать заломы. И там бригадир у них был... <—>  Моего героя раньше звали Николаев, а я попросил нашего режиссёра назвать его Иван Рябой в честь того парня, чтобы он... ему было приятно. Потому что я у него кое-что взял из его характера, его манеру разговаривать с людьми, так, не глядя, с чувством собственного достоинства. Он знает, что его слушают. Только тот-то бригадир был положительный парень, в общем, хороший мужик-то был, а мой — подмоченный. Он даже вот магазин ограбил. Вот. Ну вот. Э… Скоро будет сниматься вторая серия, вернее, снимается вторая серия этой картины, но я там не участвую. Там снимается великолепный актёр Валерий Золотухин, играющий милиционера Серёжкина, прекрасный парень. Он со мной вместе в театре работает. Я с ним два... две картины снимал. Вот. А я... меня там нет, потому что меня посадили в первой серии. Вот. Может быть, выпустят, тогда будет третья. И и... <Оживление в зале> <Откашливается> Ну, я надеюсь, что будет, и мы снова встретимся с вами с экрана. Вот.
  
В этом ф-фильме... он такой тоже человек довольно сильный — но живёт по законам тайги, вот такой хозяин тайги он. И считает, что он — хозяин. И он там поёт такую песню. Вот щас я вам напомню её, если вы помните. Вся философия в этой песне его.

mp3 mp3 txt htm 9. На реке ль, на озере...
real mp3 txt htm Комментарии.

   Вот эта природная злость его и погубила, этого самого Ивана Рябого.
<Аплодисменты>
  
А потом я снимался в фильме, который называется "Опасные гастроли". Этот фильм шёл недавно. Ничего я о нём особенного рассказывать не хочу. Просто хочу вам сказать несколько слов вот о чём. Этот случай действительно был в девятьсотых годах, в начале века. Такой известный деятель партии Литвинов, будучи за границей, переплав... переплавлял через одесский порт и одесских актёров литературу и э... оружие позже. Вот. Фильм вызвал всякие нарекания. Говорят, что нельзя вместе ср… снимать события э... революционные и канкан, и что вот этого нельзя делать. Я считаю, что это не совсем обоснованные претензии, потому что ведь самое главное, чтоб вам было интересно смотреть. Ведь чем интереснее показаны известные события, известные нам события гражданской войны, революции, тем б-больше выигрывает это дело — дело, так сказать, пропаганды вот этих вот э... вот этих вот лет, чтоб о них знали. Ну и вот. И поэтому надо критиковать, критиковать, но с добрым глазом, чтобы люди поняли, что они сделали плохо, и сделали в следующий раз хорошо. А мне кажется, что должны быть такие фильмы. Обязательно должны быть фильмы вот такие вот, чтобы был музыкальный фильм на такую серьёзную тему. Вот. Я не буду петь ничего из "Опасных гастролей", вы это слышали, лучше я вам спою несколько песен, может быть, вам неизвестных.
  
Вот, пожалуйста, послушайте песню, которая называется "Гимнастика". Это песня из спектакля театра Сатиры московского. Э... Песня м… из фи... из спектакля "Последний парад". Там играет главную роль Папанов. Он вернулся из плавания, после долгого плавания. Его встретили друзья, они выпили крепко, а на следующее утро занимаются гимнастикой. И вот я написал для них специально такую шуточную песню "Гимнастика".

mp3 mp3 txt htm 10. Вдох глубокий, руки шире...

<Аплодисменты>
   Послушайте, пожалуйста, ещё одну шутошную песню на спортивную тему – песню о сентиментальном боксёре. Это, по-моему, самая быстрая в мире песня, я даже иногда сам не соображаю, что в ней пою, поэтому повнимательней.

mp3 mp3 txt htm 11. Удар, удар... Ещё удар...
         

<Аплодисменты>
<—>

   Послушайте новую песню из нового фильма, который ещё не вышел на экраны, называется он м... "Я родом из..." о-о-о... простите, "Сыновья уходят в бой". В этом... этот фильм тоже того же режиссёра, о котором я и рассказывал, который снимал "Родом из детства". Вот э... песня военная... скоро выйдет пластинка где будет... две пластинки, где будут песни из этих фильмов: "Война под крышами" и "Сыновья уходят в бой". Это две серии одной и той же картины. Послушайте одну из них, её ещё не слышал никто. В вашем городе впервые.

mp3 mp3 txt htm 12. Почему всё не так? Вроде - всё как всегда...

<Опущен 1 куплет>
<Аплодисменты>

   Послушайте шуточную песенку, детскую народную песню — "Песенка ни про что, или Что случилось в Африке".

mp3 mp3 txt htm 13. В жёлтой жаркой Африке...

<Аплодисменты>
<—>   
   Послушайте шутошную песню, которую я скорее написал по необходимости, чем по желанию. Эта песня о слухах и сплетнях. Вот врачи выяснили, что слухи и сплетни — они очень вредны всем. И тем, про кого они распространяются, потому что они заболевают нервными болезнями, и те, которые их распускают, потому что у них... у них хриплый голос и типун на языке. Ну, у меня хриплый голос совсем не поэтому, не... не волнуй... Просто я много работал концертов, и он у меня от природы. Я ещё не умел говорить, так что сплетен не мог распространять — он уже такой был, как иерихонская труба. Вот.
<Откашливается> Значит, вот эта песня о слухах и сплет... Ведь не бывает хороших слухов и сплетен, правда ведь? Обязательно скажут какую-нибудь гадость, точно. Ведь никогда не скажут, например: "Ты знаешь, говорят, ходят слухи, что тебя повысят по работе..." Это не бывает. Скажут: "А вот знаешь, говорят, когда ты был в отъезде, а в это время у тебя дом...". Ты начинаешь нервничать, ну и понятно. Вот я сам очень от этого дела, как я вам уже вначале говорил, пострадал в прямом смысле этого слова. Ну, столько нелепостей, чуши, ерунды самой настоящей — то умер, то убит, там, то сидел, то и Бог знает что. Вот. Ну, я не мог пройти мимо этой животрепещущей темы, и в комедийном ключе сделал песню. Она называется "Песенка...".

real mp3 txt htm 14. Сколько слухов наши уши поражает... (объявлена)
Наличие фонограммы: 001 , 005 , ___ , ___ .
Наличие стенограммы: ___ , ___ , ___ , ___ .
Служебный блокнот: html | txt | doc | ?
Блокнот: html | txt | doc | ?

        Появление сообщений об ошибках при обращении к файлам RealAudio, mp3, txt означает, что к серверу, на котором размещены эти файлы, нет доступа. Повторите запрос спустя некоторое время или на следующий день.
        Об ошибках в работе сайта Вы можете сообщить нам по e-mail .

        Если Вы располагаете любой информацией об этой записи (воспоминания очевидцев, недостающие песни, песни в полном объеме или с лучшим качеством, отсутствующие комментарии, фотографии, публикации с упоминаниями и т.д.), пожалуйста, свяжитесь с нами по e-mail :

Ваши уточнения, дополнения, замечания о записи 00_0222
- На первую страницу сайта - - Обратно -
На первую страницу |
К оглавлению | сайта
Последнее обновление:  06 января 2024 г. +  Counter CO.KZ
Владимир Высоцкий Vladimir Vysotsky Vissotski Vissotsky Visocki Visotski Visotsky Visotskiy VVysоckij
Wladimir Wysotsky Vysockij Vysockiy Vysotski Vysotskij Vysotsky Wisocki VVysockij WSVVb1SS0CKiY