- Back - Код: 00_0188
Владимир Высоцкий
13 января 1970 года.
Москва /ул. Годовикова, 3/
ДК инструментального завода «Калибр».

Ведущий концерта: Валерий Кюшляев.
Длительность записи: 56 минут.
Стенограмма - Алексей Еськов.
Исходная фонограмма: В.Т. Смирнов.

mp3 mp3 txt htm 0. Вступительное слово
            <Аплодисменты>
   Добрый вечер! И с Новым годом!
   Я поздравляю вас с Новым годом, ну, который уже был тринадцать дней назад и вот сегодня будет опять. Желаю вам успехов в работе и счастья всем, и чтобы этот год был лучше, чем предыдущие. Всегда хорошо, когда с… последующий год лучше. Я не знаю, как сегодня будет программа, но, во всяком случае, я на всякий случай приехал с гитарой, наверное, вы захотите услышать, чтобы э... я спел что-то, правда? Ну вот. Ну а так как у нас встреча по поводу нового фильма, в кото… это последний мой фильм «Опасные гастроли», то, вероятно, я вам немножечко расскажу о фильме. Потом, если вы захотите что-нибудь меня спросить, наверняка, даже захотите. Потому что много всяких разговоров странных ходит, вот вы захотите узнать, правда это или нет. Я вам всё отве… <Смеётся> Вот. Ну и мы вот такую проведём беседу <откашливается> с художественным руководителем вашего дома культуры, и э... потом я вам попою, ну, так чтобы у нас это было непринуждённо, чтоб вам было хорошо и мне тоже.
   Значит, фильм... <Откашливается, аплодисменты> <Слышна перемотка ленты>
   ГОЛОС: …удобней, давай мы…
<-?->
   Фильм «Опасные гастроли» начинался так. Год тому назад приехали в Москву сценарист и режиссёр одесской киностудии, и они привезли сценарий, назывался он «Опасные гастроли». Нет, назывался он… он вообще никак не назывался, это был такой странное какое-то произведение ни на что не похожее. И то, что вы увидите на экране, в первоначальном варианте ничего подобного не было. Сценарий был ужасный, но м... сам… сам сюжет, даже скорее фабула, очень интересный, потому что вот вы увидите в фильме… Дело в том, что м... был такой Литвинов, который действительно был профессиональным революционером, и он передавал… через него… вернее, он организовал (он был такой человек очень рискованный) и он м… жил за границей и передавал нелегальную литературу в-в Россию. Очень много путей было, и вот один из таких путей… Это на самом деле персонажи они не совсем исторические, они, конечно, переработаны все, так сказать, по-другому немного, но, во всяком случае, действительно, существовала группа актёров э... в Одессе… Одесса — это был тогда уже крупный порт, и через них передавали и литературу, а позже оруд… оружие для, а-а... значит, рабочих, для социал-демократов, которые жили в России. Ну вот, сама вот эта вот история она была очень интересной, а как она была выполнена… это было всё на таком не очень высоком уровне. Они мне предложили играть в этом фильме, и у нас началась совместная работа ещё до начала картины. Мы придумали очень много новых эпизодов. Я хотел, чтобы этот парень, которого я буду играть, чтобы он был не… не только такая… он то очень был схематично написан. Он всё время там переносил ящики, какие-то мешки таскал и всё время… там весь смысл в этом сценарии заключался в том, что там отвлекали полицейских вот так вот, <щёлкает>. А в это время куда-то уносили ящики, потом с другой стороны отвлекали полицейских, тогда ящики спускались сверху, в общем, всё время так… в общем, фильм был про ящики, <неразборчиво> про тару. Вот. <Оживление в зале> А хотелось, чтобы этот фильм был про людей, и мы поэтому… так как он — актёр, то совершенно естественно я предложил им, чтобы он действовал такими способами, которые доступны актёрам, а именно, чтобы он много переодевался, э... обманывал, там, загримировавшись, играл других людей, если он хороший актёр, перевоплощался в разных людей. Ну, это вы всё увидите в картине. И чтобы м... это был человек, который принимает самые неожиданные решения в самой трудной ситуации, вот поэтому, наверно, ему и доверяют такие трудные задания… он уже давно работает… Это… этот фильм — это один из эпизодов жизни этого актёра, он до этого ещё много работал и в Петербурге, и так далее с революционерами. Ну вот, и мне очень хотелось, чтобы было добавлено несколько эпизодов неожиданных таких, когда он принимает решения быстро и, так сказать… он… ну, этот человек такой азартный, что ли, он немножко даже игрок. Ну вот, и в результате вот такой… таких общих разговоров появилось очень много эпизодов новых, новых сцен и так далее. Начали мы снимать эту картину в Одессе, снимали её очень быстро. Помогали нам… есть такой ансамбль танцевальных миниатюр под управлением Головановой. Там, значит, э... девушки, которые в этом ансамбле, они очень нам помогали, они тоже репетировали полтора месяца, причём съёмки были у нас там в жутких условиях — это было зимой, а одесская студия… город летний, море там, там приятно купаться, и летом туда все рвутся, а зимой туда никого не затащишь. Потому что павильоны холодные, работали мы в основном ночью, потому что днём, значит, сложнее было вызывать оркестрантов, они все заняты. Работали мы по ночам. Все вот эти вот съёмки, которые вы увидите, они, в основном, были ночью. Я летал из Москвы туда. Потом у меня ещё была другая картина «Хозяин тайги» при… перед этим, вот, так что приходилось тоже разрываться на куски.
   Я очень люблю эту картину ещё и потому… ну, я не считаю, что это такой «Ах, какой шедевр!», потому что, м-м... вероятно, м-мы не смогли до... до конца использовать весь материал, который там… но нас жутко поджимали сроки. Вот. Но мне она ещё дорога потому, что я написал туда несколько песен. Это песни, конечно, не мои, они на меня мало похожи, это песни-стилизации, песни, которые пелись в начале века. Там, например, есть такая одна смешная песня-шансонетка, которую я пою в… когда танцует канкан. Я написал такой м-м... романс, тоже никогда не писал романсов, впервые в жизни написал этот романс «При свечах». Вот. Ну, там, была единственная фраза в сценарии о том, что ты даже поёшь старинный романс, как похоронный марш буржуазии. Ну вот, и вот эта вот фраза натолкнула меня на мысль, я написал такой романс о том, что «Вам вечным холодом и льдом сковало кровь», такой декадентский романс. Ну и, конечно, так как фильм снимался в Одессе, совершенно естественно, что нужна была песня об Одессе. Одесса город весёлый, город талантов, оттуда вышло очень много и э… сатириков, юмористов и серьёзных писателей, вернее, они все серьёзные, и поэтов масса оттуда. Ну и, совершенно естественно, нужно было как-то об этом ещё раз сказать. Потому что что-то последнее время как-то захирела Одесса, не сама Одесса, а вернее даже разговоры о ней, потому что говорят, что: «Неужели в Одессе перевелись таланты?» Это неправда, потому что когда приезжаешь в Одессу и долго там поживёшь, просто на каждом шагу можно услышать такое, что ну никогда в жизни больше нигде не услышишь. Например, я однажды пришёл в магазин, хотел пить, говорю: «Дайте, пожалуйста… и у вас есть нарзан?», она мне сказала: «Нарзана у меня нет, но я вас где-то видела», сразу без перехода. <Смех в зале> Вот. Ну, там было о-очень много смешных эпизодов, вообще город весёлый, интересный, очень сочные люди там… Например, такой рассказ, как, едешь в трамвае и говоришь: «Скажите, пожалуйста, я правильно еду к вокзалу?», она говорит: «Нет, вы едете совсем в другую сторону, сядьте хоть туда лицом», значит. <Смех в зале> Ну и много-много всяких интересных вещей.
   После того, как мы сняли эту картину «Опасные гастроли», у нас появилась такая мысль с режиссёром этой картины, чтобы сделать э... такой музыкальный фильм, ну что ли, я да… думаю, мюзикл, обозрение музыкальное по э… на одесском материале. И мы даже написали заявку, так что, может быть, мы и сделаем из… э... именно произведений, которые родились в Одессе. Там очень интересная натура, там есть п-прекрасный порт, в котором работает много молодых людей, они все, конечно, люди весёлые. Мы там придумали, что это всё происходит в порту, и несколько номеров у нас будет проходить во время обеденного перерыва. Там горит столовая, директор столовой в ужасе, почему никто не идёт? Оказывается, стоит громадная толпа под большим краном, портовым краном, и на этом кране такая доска, вернее не доска, а плита бетонная, и на этой плите ансамбль выступает, значит, они поют, девушки танцуют и так далее. Ну, в общем, всякие мысли есть, про Одессу можно снять очень много интересного. Она всегда была городом интересным, а вот в начале века, о котором идёт… времени, о кото… э... о котором снят наш фильм, там тоже было много интересного, там всегда было много искусства и так далее. Вот и оттуда я написал песню об Одессе.
   Ещё там было… э... была такая песня, которая… м... которую поют Сличенко, вернее, не Сличенко, а Рада и Коля Волшаниновы. Я писал для них тоже эту песню, такая она получилась действительно цыганская. Так что, в общем, всё… я туда написал все песни, которые, в общем, мне не свойственны. Первый раз я попробовал себя в этом жанре, в таком жанре стилизации, лёгкости какой-то. Ну вот, а роль сама — интересная, ну, это вы увидите. Там, правда, мне э... говорят, что немножечко пристёгнут конец, но дело в том, что персонаж, о котором идёт речь, он действительно погиб. Правда, он погиб не так как в фильме, а э... там был такой эпизод написан. Последний… последние минуты фильма были такие: ехал, м-м... значит, начальник полиции этой самой… в карете в полицию, докладывать, о том, что здесь опасный преступник Коваленко находится и в это время, когда он останавливался на каком-то перекрёстке, открылась дверца кареты, туда вошёл Бенгальский, герой, которого я играю и сказал: «Добрый день, Вано!» и ударил его по физиономии. У них началась там драка, он ему надел наручники на руки, я не знаю, так ли это было на самом деле. Во всяком случае, погибли они… он выбросился вместе с этим полицейским в Неву. Э… Выбросился, когда карета шла рядом с парапетом, он схватил его, оттолкнулся от кареты, они вывалились в Неву, и оба погибли. Но так как у нас уже это… э... этот эпизод снимать не пришлось нам, мы сделали пожар… ну, это вы увидите сами. И, в общем, не имеет значения, важно, что этот человек действительно погиб за дело, в котором он боролся.
   Ну, я не буду вам рассказывать ни содержание картины, я единственно хочу вам рассказать, например, такой эпизод… Это обычно всегда на встречах со зрителем рассказывают, как нам трудно сниматься. Ну, вообще любая работа трудная, и задаром деньги у нас не платят и правильно делают. Но вот, например, в этой картине дважды Юматов, один раз я, дважды Юматов, ну, случайно мы праздновали свой день рождения второй раз. Один раз когда мы снимали эпизод в маленьком переулке в одесском, где нет никакого движения, мы снимали там проезд на лошади. И вот впереди шла машина с камерой, там сидел оператор, гнали мы лошадь — он за кучера, а я сидел сзади — ну, сняли один дубль, второй дубль. А этот переулок выходил как раз на улицу, где одностороннее движение, и там никогда из этого переулка не выезжают машины, так что ск… на больших скоростях несутся машины, никогда не тормозят около этого переулка. И вот надо же было… наше цыганское счастье, что лошадь понесла, закусила удила, потом, значит, м-м... какой-то… какая-то неровность была в почве, Юматова выкинуло из этой кареты, и он, ну, буквально в двух сантиметрах от заднего бампера машины у... ударился и сломал себе ногу, но случайно он лицом не ударился об машину, потому что шофёр почувствовал и дал газ в это время, и уехал. Вот. А у меня даже смешнее был эпизод. Я, значит, э... вспомнив фильм, когда... <смеётся, смех в зале> вспомнив фильм, который называется «Дилижанс», с... когда там индейцы убивают возниц, там один из героев этого фильма пролезает по оглобле, значит, и, там, хватает повод лошади, вот, я так стал выскакивать за этим самым поводом, в это время лошадь вынесла нас на улицу, где шли машины, и на моё счастье не было ни машины, ни трамвая, а остановились мы прямо на трамвайных путях. Я туда залез, значит, достал этот самый... эту штуку, тянул-тянул, никак нельзя было... всё было бесполезно, потому что так она закусила это всё крепко. Вот. Ну и, к счастью, намоталась вожжа на колесо, и она остановилась… лошадь. Вот такие всякие смешные истории у нас были.
   С… Снимали мы настоящих биндюжников, которые до сих пор есть в Одессе, если кто помнит бабелевские рассказы, помнит много рассказов о биндюжниках. Действительно есть, это очень смешные люди, очень сме… но необыкновенно способные, они лучше чем артисты работали. Когда мы их привозили, они со своими биндюжными палатками этими самыми приезжали к нам на студию, то работа кипела… Мы то, что положено было за восемь часов, снимали за четыре, иногда меньше. Они прекрасно работали: куда встать, чего сказать, замечательно. Ну вот. Если вас что-нибудь интересует ещё… Но вы не смотрели фильм, к сожалению, если хотите, мы… в-вы задавайте нам, пожалуйста, вопросы. Я уже вижу тут записки, написано: «Володя, спойте что-нибудь из фильма»…
   ГОЛОС: Да спойте, спойте, да…
   Я спою, конечно, обязательно, вот, но м-м…
   ГОЛОС: Щас вот я передам…
   Ага…
<—>
   ГОЛОС:
Вот так будет надёжней. Володя, у каждого актёра в жизни э-э… когда он метит в большое искусство, своя большая дорога. Вот как и когда Вы… Вы сумели э… понять, что э… без э… сцены Вы не сможете жить? Когда Вы решились э... поступать в театральное училище?
   Ну, слава Богу, что Вы не спросили: «Когда Вы вышли на большую дорогу?», так тоже… <Смех в зале, аплодисменты> Вот, но я… <Аплодисменты>
   Я учился в строительном институте, должен был получиться из меня инженер, в строительном институте, в МИСИ имени Куйбышева на механическом факультете, проучился я там полтора года. И однажды ночью с моим товарищем, в шестой раз переделывая чертёж. сидел я грустно на него смотрел, он посмотрел на мой чертёж мой товарищ и захохотал. Тогда я вылил на него тушь и сказал: «Всё!» <Смех в зале> Вот с этого момента я понял, что инженера из меня не выйдет, а в это же время я занимался в самодеятельности с таким МХАТовским актёром Богомоловым и решил поступать в училище Художественного театра. Что и сделал через полгода, поступил в это училище, закончил его через четыре года, работал в театре Пушкина, в Миниатюр, в кино, опять в театре Пушкина и наконец, вот, в Театре на Таганке, где и служу по сей день.
<—>
   <Аплодисменты> Я сыграл, действительно, довольно много ролей и в училище, и в театрах. Вот. Я играл и в театре Пушкина, и вот сейчас на Таганке. Но, конечно, самые любимые м… роли, которые я сыграл в театре, это две: это Галилей, значит, в-в «Жизни Галилея» Брехта и это Хлопуша в «Пугачёве» Есенина. Вот.
    ГОЛОС:
Ага... Вот теперь я действительно <неразборчиво>...
<—>
   ГОЛОС: А... Во… Володя, в-вот Вы как самодеятельный композитор и автор этих песен — это что? Ваше хобби, или что-то больше? Хобби — это такое модное слово, что, в общем-то, уж я ничего не нашёл лучшего.
   М-да… Это когда спросили слона, что это у тебя за такой большой хвост, он сказал: «Нет, это мой хобби». Вот. Нет, песни это не хобби. Я занимаюсь песнями так же, как я занимаюсь кино и театром. Это для меня очень важно, и у меня есть надежда, что мои песни м-м... могут также доставлять людям радость как и спектакли, и кино. Я убеждён, что многие разговоры, которые идут обо мне, что мои песни якобы вредны, они несостоятельны, во-первых, потому что песни, которые мне вменяются, так сказать инкриминируются, вот, например, в статье в «Советской России» два года тому назад… полтора года назад, там б… самые основные три песни, из-за чего меня там обвиняли во всех смертных грехах, они не мои. Вот. Я это дело объяснял всё. Вот. А потом, если какие-то были десять–девять лет тому назад, я писал так называемые блатные песни, которые можно воспринимать как пародии или не пародии, я считаю, что в этом тоже ничего плохого нет, потому что если эт… были песни с юмором, а были песни, действительно, а отношениях людей, ну, неважно, кто он там, сидит он или не сидит, это не имеет значения. Во всяком случае, вс… в молодости это как-то было овеяно то ли романтизмом, а потом я в этом видел много юмора и писал много смешных песен по этому поводу. Вот. Но это было очень давно и последнее время, последние годы, когда я пишу… стал писать в... для кино и для театра я получаю очень много писем, в которых м-м люди благодарят или, там, не благодарят, а что-то просят, вот, письма, в которых я понимаю, что им нравятся, и они любят песни из фильма «Вертикаль», песни мои военные, песни шутошные, сказки и так далее, и так далее, и так далее. И вовсе не… не те, о которых писалось в газете, что, вот мол, в пьяных компаниях заводят, там, и так далее. Вот. Поэтому я считаю, что мои песни и то, чем я сейчас занимаюсь, я занимаюсь этим всерьёз. То, что я писал раньше, я писал для друзей и для комп… так, ну все же мы поём кое-что, так, будучи на дому, правда? Вот. А то, что я делаю сейчас и, надеюсь, буду продолжать делать дальше для меня самое главное кредо, что я хочу делать в моих песнях это: у нас очень нервный век сейчас, все люди интересуются очень многими проблемами не только здесь, не только как у него дома и что у него сегодня на обед, а и что происходит в мире, в космосе. Информация колоссальная, время нервное, бешеные ритмы, темп — и вот я хотел, чтоб в моих песнях, вот, было вот это время. Не хотел, я не знаю, как у меня получается, но, наверное, я вот и пишу именно о нашем времени, чтоб такая общая картина времени была. А в нашем времени есть и много юмора, правда? И много смешного, и много ещё недостатков, о которых можно говорить, и много прекрасного, о которых тоже стоит писать. Так что к песням к своим я отношусь как к своей такой же основной работе, как к работе в театре.

   ГОЛОС: Угу...

<Аплодисменты>
<—>
   Я начну с двух новых песен, которые я писал для фильма «Белый взрыв», но их, вероятно, не будет в картине из-за того что э… просто не лёг на…м… не легли они на материал, а э... фильм — военный, вот, одну… одна из этих песен посвящена Михаилу Хергиани, погибшему не так давно альпинисту. Это был один из лучших в мире альпинистов, которого даже называли «Тигр скал», великолепный парень, ко… покоритель очень многих вершин, труднейших маршрутов и так далее. Песня называется «Вершина».
mp3 mp3 txt htm 1. Ты идёшь по кромке ледника...
         

<Аплодисменты>
   Ещё одна альпинистская песня, лирическая песня.

mp3 mp3 txt htm 2. Ну вот, исчезла дрожь в руках...
           

<Аплодисменты>
   Я спою вам сейчас две спортивных песни. Песни шутошные.

mp3 mp3 txt htm 3. Я раззудил плечо - трибуны замерли...
            <Добавлен 1 куплет>
<Аплодисменты>
   «Песенка ни про что, или Что случилось в Африке».
mp3 mp3 txt htm 4. В жёлтой жаркой Африке...
            <—>
mp3 mp3 txt htm 5. Удар, удар... Ещё удар...
            <Аплодисменты>
<—>
   «Весёлая пиратская» называется.
mp3 mp3 txt htm 6. На судне бунт, над нами чайки реют!..
            <Опущен 1 куплет>
<Аплодисменты>

<—>
<Следующий фрагмент не отсюда?>
   Так теперь песня называется э… “Ещё не вечер” песня. Песня пиратская.
mp3 mp3 txt htm 7. Четыре года рыскал в море наш корсар...
            <Аплодисменты>
   ГОЛОС: ...петь Александр Дулов. Ну, я решил, что рано ещё...
<—>

<Аплодисменты>
   Песня называется «Я не люблю». Я тоже её писал для «Опасных гастролей», мы так и не нашли место, где вставить.
mp3 mp3 txt htm 8. Я не люблю фатального исхода...
            <Опущен 1 куплет>
<Аплодисменты>

<—>
   ГОЛОС: …
думаю удовлетворять заявки так. А-а... Как удобнее? «Спойте, пожалуйста, песню из спектакля «Добрый человек из Сезуана»». Можно?
   Да можно, но это не моя песня.
   ГОЛОС: Вот так. Всё ясно, да? «Прошу Вас исполнить песню истребителя». Что за ис..? Есть такая. Пожалуйста.
   Ну их две песни. Начнём с того, что их две: песня лётчика-истребителя и песня самолёта-истребителя.
   ГОЛОСА ИЗ ЗАЛА: <Неразборчиво>
 — ...то и другое. — <Неразборчиво>.
   Вот я то и другое. Значит, вам не нравится песня лётчика, да?
   ГОЛОСА ИЗ ЗАЛА: <Неразборчиво
   Нравится? Тогда я спою, если можно, ладно? Ну, хорошо.
mp3 mp3 txt htm 9. Их восемь - нас двое, - расклад перед боем... 
            <Аплодисменты>
<—>
<Следующий фрагмент не отсюда?>
mp3 mp3 txt htm 10. <Я - «ЯК»>, истребитель... (без начала) (без конца)
            <—>
<Аплодисменты>
<—>
   ...с тем, чтоб немножечко вы отдохнули, шутошная песня, которая называется «Об индуизме». Есть такая очень удобная религия у многих восточных народов о переселении душ. Вот о том, что мы не умираем вовсе, а куда-то переселяемся. Это очень приятно думать так и надеяться, что тебя никто не будет грызть там… внизу.

<В сторону>: Сделал, да?
 
Так, будем полчаса, товарищи. <Неразборчиво> <Настраивает гитару> Вверх? <Настраивает гитару> Вот.
mp3 mp3 txt htm 11. Кто верит в Магомета, кто - в Аллаха, кто...
            <Аплодисменты>
   <Те>перь я спою шутошную песню «О слухах». Это песня такая… она на темы дня. Щас много выступлений, даже в газетах, по поводу того, что слухи и сплетни очень много убытку нам приносят, и так же они разрушают нервную систему как, например, уличный шум. Ну вот, запретили сигналы автомобилей, а по поводу слухов — это дело сложнее, тут даже милиция бессильна, потому что, ну как можно сказать «Не говорить»? Вот. Так как я сам являюсь объектом этих сплетен и слухов, то я не мог не откликнуться на все эти истории и инсинуации гнусные, вот, и поэтому я вам щас спою одну песню.
mp3 mp3 txt htm 12. Сколько слухов наши уши поражает...
            <Аплодисменты>
mp3 mp3 txt htm 13. А у дельфина взрезано брюхо винтом!..
            <—>
   …взаимоотношения в семье на заре нашей эры. Это для начала.
mp3 mp3 txt htm 14. А ну отдай мой каменный топор!..
            <Аплодисменты>
<—>
   Как видите, очень много переменилось с того времени. А вот в средние века как было дело.
mp3 mp3 txt htm 15. Сто сарацинов я убил во славу ей...
            <Опущен 1 куплет>
<Аплодисменты>

<—>
   …напоследок. Это из фильма «Опасные гастроли», но там плохо текст слышен, поэтому я вам щас её спою.
mp3 mp3 txt htm 16. Камнем грусть висит на мне...
Наличие фонограммы: 001 , 005 , ___ , ___ .
Наличие стенограммы: ___ , ___ , ___ , ___ .
Служебный блокнот: html | txt | doc | ?
Блокнот: html | txt | doc | ?

        Появление сообщений об ошибках при обращении к файлам mp3Audio, mp3, txt означает, что к серверу, на котором размещены эти файлы, нет доступа. Повторите запрос спустя некоторое время или на следующий день.
        Об ошибках в работе сайта Вы можете сообщить нам по e-mail .

        Если Вы располагаете любой информацией об этой записи (воспоминания очевидцев, недостающие песни, песни в полном объеме или с лучшим качеством, отсутствующие комментарии, фотографии, публикации с упоминаниями и т.д.), пожалуйста, свяжитесь с нами по e-mail :

Ваши уточнения, дополнения, замечания о записи 00_0188
- На первую страницу сайта - - Обратно -
На первую страницу |
К оглавлению | сайта
Последнее обновление:  27 декабря 2023 г. +  Counter CO.KZ
Владимир Высоцкий Vladimir Vysotsky Vissotski Vissotsky Visocki Visotski Visotsky Visotskiy VVysоckij
Wladimir Wysotsky Vysockij Vysockiy Vysotski Vysotskij Vysotsky Wisocki VVysockij WSVVb1SS0CKiY