Можно ли раздвинуть горизонты?
«…финиш – горизонт по-прежнему далёк…»
(В.С. Высоцкий)
В этой статье я детально хочу донести суть своей работы с магнитными
плёночными носителями/исходниками, так как методы научной обработки материалов
мною рассматривались ещё до широкого использования звукового цифрового
оборудования и сканеров. У меня нет специального цеха для проведения подобных
работ. Кому-то может показаться, что я этим занимаюсь кустарно, что это всего лишь моё
хобби. Но я стараюсь выполнять свою работу на совесть. Тем самым я хочу показать моё
видение процесса, быть внутри него. А именно:
- наиболее полнее и доходчивее рассказать о методе работы с магнитофонными
катушечными плёнками образца 60-70-ых годов.
- объяснить, как досконально перенести всю имеющуюся информацию с физического
носителя в цифровую субстанцию – образ. Чтобы в последствии, не имея в руках того
самого носителя (магнитной ленты), обладать о нём полным представлением с
надлежащими комментариями.
В основном речь пойдёт о советских магнитных лентах так называемого жёсткого
типа они наиболее хрупки, подвержены механическим повреждениям, и статическому
накоплению. Производство магнитных лент началось в СССР в 50-ых годах прошлого века
на химзаводах страны. Наиболее популярны
были ленты Шосткинского завода. Лента
выпускалась намотанной на пластмассовые
бобины различных диаметров. В ходу были
чаще всего 18, 15, 13 и 10-ые диаметры. Что
же касается качества рабочего слоя и
долговечности тех и других – то тут раз на раз
не приходится. Плюс – учитывая условия хранения. Но, к сожалению, данные ленты были
не очень высокого качества, и поэтому слишком часто рвались. Более редкие на то время
импортные ленты также не особо отличались прочностью от отечественных. Конечно же,
их приходилось склеивать. Клеили ленты уксусом, потому что уксус вступал в химическую
реакцию с основой ленты, размягчая её. Оборванные концы складывались внахлёст,
прижимались, затвердевали, и таким образом склеивались. При этом лента на месте
склейки оставалась гибкой.
Вид уксусной склейки с нерабочей стороны ленты
Вид уксусной склейки с рабочей стороны ленты
Естественно, при такой склейке терялась информация, которая «пряталась» под
этим нахлёстом. Поэтому, разделяя склейку, мне необходимо соединить оборванные
концы, чтобы обнаружить скрытую информацию – как записанный ранее звук, так и
полное отсутствие записи; стык, разумеется, склеиваю скотчем на специальном станочке-
держателе, соблюдая попадание в плоскость, и только с нерабочей поверхности ленты.
Снятие уксусной склейки и соединение оборванных концов скотчем.
Эта же лента, склеенная скотчем, вид с рабочей стороны.
Вид с нерабочей стороны.
Подготовка к оцифровке.
Как сказано выше, запись бывает сделана уже поверх склеек, поэтому нужно
поработать с этим местом более тщательно – а именно: рассмотреть звучание как с
изначальной склейкой, так и после расклеивания. В тех случаях, когда фонограмма была
записана уже после склеивания, но на чистую плёнку, то склейки, естественно,
необходимо вернуть в исходное положение, чтобы не появились «дырки» в звуке. В
большинстве случаев, плёнки-исходники были записаны ещё на новых, целых лентах, без
разрывов и, естественно, без склеек. Но в течение эксплуатации эти ленты лопались, и в
основном элементарно склеивались уксусом. Гораздо реже склейки делали с помощью
клея. А были и такие «умельцы», которые, видимо, в виду отсутствия уксуса, при
склеивании пользовались обычной изолентой, которая может сильно помешать
прохождению плёнки через лентопротяжный механизм! Объясню дополнительно – у
плёнок, естественно, есть две поверхности: основная – рабочая, с магнитным слоем;
вторая – пустая, которая является основой. В зависимости от того, на каком магнитофоне
происходила запись, на рабочем магнитном слое прописывалось то количество дорожек,
которое могла сделать пишущая головка конкретного аппарата.
С чего начинается подготовка к оцифровке? С проверки состояния плёнки и
катушки. Также в эту проверку входит оценка целостности, загрязнения, наличия
ракордов, плотности намотки и т.д. Бывают случаи, что в виду изношенности катушки на
время работы её приходится заменять на другую. Также важно следить за тем, чтобы в
процессе проигрывания плёнка не цеплялась за края катушки, тем самым не создавая
трением лишних звуков, которые идут на воспроизводящую головку. Иногда приходится
использовать катушку наибольшего диаметра, чтобы при перемотке деформированной в
плоскости – «пропеллером» плёнки была возможность наматываться с неизбежными
воздушными прослойками.
Примеры деформированных плёнок.
Далее, для того, чтобы обнаружить склейки и наличие других дефектов, я
изначально запускаю плёнку на оптимальной для неё скорости, и слегка зажимаю её
между пальцев, чтобы чувствовать рельеф ленты. Иногда уксусная склейка настолько
искусно изготовлена, что она проходит
сквозь «таможенный досмотр» (через
пальцы) незамеченной. Поэтому иногда
приходится проверять ещё раз. Также
необходимо заранее проклеить и те
места, которые могут лопнуть по
наметившейся трещине.
Параллельно с этой процедурой возможно оценивать и состояние звука, чтобы иметь
предварительное представление о наличии и особенностях записи. Конечно, старую
плёнку не нужно мотать без особой надобности. Перед тем, как пользоваться
магнитофоном, нужно быть абсолютно уверенным в его исправности и иметь хороший
опыт обращения с ним. Однажды я попросил одну женщину поискать для меня старую
плёнку из коллекции её покойного мужа. Мою просьбу она вскоре выполнила: плёнка
была обнаружена. Но я не знал, что она тут же побежит к соседям её прослушивать! На
следующий день эта женщина мне с грустью сообщила, что соседский магнитофон
изорвал плёнку, которую пришлось выбросить… Виноват в этом всё равно я, потому что не
предупредил об опасности потери хрупкого материала. Особо отмечу: нет безнадёжного
материала, есть только кривые руки!
Насколько мне известно, после оцифровки магнитных лент, некоторые их обладатели
избавляются от исходников. Моё же личное отношение к физическому материалу
предельно бережное: после цифровой обработки каждая единица мною сохраняется под
определённым номером и вносится в реестр.
Оцифровка.
Мною используется: диктофон «TASCAM DR-40X» (на автономном питании – во избежание
наводок из сети, хотя магнитофон приходится включать в сеть. Также целесообразно
отключать мобильные телефоны); экранированный провод; увлажнитель воздуха. Многие
старые плёнки от пересыхания издают статический треск, и поэтому приходится
увлажнять воздух, что очень способствует нейтрализации данного эффекта. Я считаю
Вид трещины.
обязательным соблюдение соотношения каналов (расположение каналов на мониторе в
программе Adobe Audition): левый – верхний, правый
нижний. Параметры записи я задаю следующие:
формат: WAV 24 bit; част. сэмп: 44 кГц; стерео; ручная
регулировка уровня записи.
Итак, перед нами единица записи это одна
фонограмма, которая является одним целым, но
может быть записана на нескольких катушках
например: концерт, радиопередача, бытовая запись. В
большинстве случаев единица записи расположена на одной или двух катушках. На моей
памяти, самое большое место единица занимала около 4-5 катушек. Итак, эти плёнки
тщательно проклеены и готовы к оцифровке. Наша
задача обнаружить пик уровня на этих нескольких
катушках. Для этого цифруем все выше оговоренные
катушки в один дежурный файл, не трогая уровень
записи (только так будет видна полная картина), так
как окончательно цифровать я буду исключительно с
одним уровнем все эти несколько плёнок всё, что на
них записано, даже не по делу, от ракорда до
ракорда! (Кто-то может возразить:
дескать, для чего изнурять себя этими
проблемами, если существует режим АРУЗ!? Объясняю. Этот АРУЗ является
автоматической реставрацией звука, который работает на «причёсывание» уровня,
искажая реальность. Используя его, ни о чём думать не нужно он сам всё сгладит во
время оцифровки. Напоминаю я работаю на совесть, и любые художественные решения
категорически отвергаю!) Подстраиваю на магнитофоне воспроизводящую головку в двух
плоскостях тремя винтами, на которых крепится сама головка: ловлю на слух наиболее
высокочастотное звучание.
Но бывает и так, что не вся единица записана
на одном и том же магнитофоне, и в этом
случае приходится подстраивать головку по-
разному на разных участках лент. Это тяжкая
работа, но деваться некуда. Ситуация будет
ещё тяжелее, если тут же писали ещё и
вперемешку на 4-дорожечном аппарате или на
широкую дорожку – МЭЗ, STM. Утешает одно,
что такое случается не часто. По
обнаруженному пику уровня выставляю
оптимальный уровень на диктофоне так, чтобы
этот пик (наивысшая точка уровня) чуть не
доходил до нулевой отметки. И с этой настройкой цифрую ВСЮ единицу, от первой
катушки до последней, с заходами на ракорды. Для наиболее плотного прилегания к
головке, закидываю плёнку за штыри лентопротяжного механизма. Но ни в коем случае
1 и 2 - регулировка лицевой плоскости; 3 -
регулировка боковой плоскости.
Диктофон подключен к линейному выходу.
не рекомендую перематывать плёнку в таком режиме, прикасаясь к головкам на
скорости: очень быстро съедается рабочая поверхность головок!
Плёнка закинута за штыри.
Выходной уровень на магнитофоне выставляю
одинаковый для двух каналов, – то есть, выкручиваю обе
ручки выходного сигнала вправо до упора, а на записи в
диктофоне уровень настраивается для двух каналов
синхронно одинаково. Цифровать начинаю с заходом на
ракорд. Следует заметить, что звучание оцифрованного
ракорда являет собой почти полное отсутствие звука как
такового. Звук же оцифрованной пустой магнитной ленты,
как правило, представляет из себя слабый шумовой фон.
Если мы слышим в самом начале и в самом конце файла звук
оцифрованного ракорда, – значит, есть абсолютная
уверенность, что мы ничего не упустили, и плёнка
оцифрована полностью. У многих магнитофонов имеется
слабое место: иногда ослабевает тяга и ролик слабо
прилегает к валу, в результате чего движение ленты идёт
неравномерно. Чтобы избежать эту неприятность, я
использую контрольную подпорку. Оцифровку необходимо делать с остановками, для
того, чтобы протирать головки и весь лентопротяжный механизм, включая резиновый
ролик: старые плёнки, как правило, очень быстро засоряют как головки, так и все
остальные направляющие поверхности. Во время всего процесса оцифровки я никуда не
отлучаюсь, и контролирую запись через наушники. Но и это ещё не всё: видимо, из-за
жёсткости или загрязнённости рабочего слоя старых лент, временами наблюдается
неплотное прилегание плёнки к головке, в результате чего заметно ухудшается звучание.
Также довольно часто эти старые ленты при проходе через головку выдают механические
посторонние шумы, которые оцифровываются вместе с полезным звуком. Поэтому
необходимо сверять каждую пядь, для чего потребуется адское терпение. Желательно
оцифровать второй дубль, чтобы не гонять лишний раз плёнку, а сверять звук в двух
оцифрованных файлах. Замена звуковых кусков выполняется в той же программе: при
максимальном увеличении/растяжении графической шкалы, файлы соединяются с
точностью до микросекунд. Прописать старую ленту полностью без остановки
практически невозможно, поэтому этот монтаж – вынужденное действие. Тут ещё
Контрольная подпорка,
поддерживающая ролик.
необходимо следить, чтобы концы этих звуковых файлов соответствовали по уровню в
одних и тех же местах. Если уровни разные – значит, что-то не в порядке с
лентопротяжным механизмом, и мы уже гоним брак.
Мой магнитофон – «TEAC A-3300SX», который из 4-дорожечного был переоборудован в 2-
дорожечный. Головка здесь довольно необычная: это стерео в одну сторону на всю
ширину ленты. Левый-верхний канал читает первую сторону, а правый-нижний читает
обратную сторону так называемую «обратку», которая в этом случае будет звучать
«задом наперёд». Но эта головка не 4-дорожечная! В этом лично я вижу огромный плюс:
благодаря такому обстоятельству, мы можем максимально полно, и, главное
качественно погрузиться в изучение фонограммы, – причём, одновременно с двух сторон
плёнки! При том, как многие другие 2-дорожечные аппараты видят только одну сторону
ленты. Регулировка головок имеет огромное/решающее значение в определении
качества фонограммы. Можно повернуть головку так, чтобы звуковая дорожка шла мимо
считывающей полоски – и звук вовсе пропадёт, и кто-то подумает, что плёнка пустая.
Некоторые пытаются найти суперкачество среди 2-дорожечных записей, используя 4-
дорожечный магнитофон (и наоборот), и, не находя такового, расстраиваются, так и не
поняв, что удача была в руках, но по незнанию проскочила мимо. Здесь имеет смысл
немного отступить от темы 2-
дорожечных систем. Один
мой опытный пример с 4-
дорожечными
фонограммами может
многим показаться
абсурдным. В 2009-ом году
мною были проведены
сравнения качества
фонограммы на дорогих
магнитофонах – таких, как «TEAC» И «AKAI», против которых выступил простейший «Маяк-
203». Вы будете удивлены, но «Маяк-203» выиграл по качеству звучания с абсолютной
очевидностью! Специалисты прокомментировали мне данный успех так, что в киевских
«Маяках» заложены такие мощности, которые способны выдавать высокочастотные
характеристики.
Итак, на левом канале мы получаем основную фонограмму, а на правом –
обратную сторону, которую можно тут же проиграть «вперёд» методом «отката». В
программе Adobe Audition можно прослушивать каналы как вместе, так и по отдельности.
В других же программах можно прослушивать только оба канала сразу, что вряд ли кому-
то доставит удовольствие. Другими словами, перед нами в оцифровке вся плёнка,
которую мы не только можем слушать с обоих сторон, но и видеть звук в виде
графической шкалы!
Для того, чтобы детально понимать, где находятся склейки, в «характеристике состояния
исследуемого материала» отмечаем их условными знаками -01]. Под этими же
соответствующими знаками складываем в папку отсканированные фрагменты плёнки со
всеми имеющимися склейками с двух сторон: рабочего слоя и нерабочего. Сканирую
также саму катушку, упаковку и коробку со всех сторон. Придётся объяснить, зачем я так
дотошно это делаю, даже если некоторые элементы «не родные», да ещё и со всех
сторон. Например, были случаи, когда вдруг находился очевидец, который вспоминал,
Звуковой файл, открытый в программе "Adobe Audition".
что он точно видел, как звукооператор делал определённую отметку на ленте или
коробке – что, в свою очередь, является доказательством принадлежности (служит
привязкой) данной катушки к определённой истории. А бывало и так, что именно
отсутствие отметок нам указывает на что-то другое. Зачем нам гадать, нужно это
сканировать или не нужно? Ведь лучше иметь информацию с избытком, чем потом о чём-
то гадать. А пригодится это в дальнейшем или нет время покажет. Дело в том, что,
фиксируя материал в данном/исходном виде, мы делаем историческую отметку что
именно в таком виде материал оформлен надлежащим образом для дальнейшего
хранения. Если же со временем мы обнаружим, допустим, не ту упаковку или не те
пометки, то это будет означать, что материал по каким-то причинам подвергся
изменениям. Параметры сканирования: tif, обязательно в цвете, разрешение cтавлю как
можно больше, желательно 2400 dpi. Если же выясняется, что какие-то элементы
упаковки, катушка или ракорды – «не родные», то можно их сканировать в более
«лёгком» разрешении. Если имеются замятости – обязательно расправляем их; от
каждого края сканируемого объекта отступаем 3-4 мм (отводим рамку), чтобы было
видно, что за краями ничего нет полезного, только воздушный зазор; очень желательно
слегка придавить крышку сканера или на объект положить стекло под крышку, особенно
если объект покороблен это очень важно! Очень важна чистота стекла. То же самое
проделываем с оборотной стороной объекта и со всеми остальными сторонами. При
невозможности отсканировать какую-либо из сторон, применяем фотоаппарат. И никакой
коррекции в фотошопе, даже самой незначительной!
Упаковка из-под катушки, представленная в качестве образца, как иллюстрация к описанию научного сканирования:
а) коробка с двух сторон; б) коробка с двух торцов; в) обёртка бумажная с двух сторон; г) пакет целлофановый; д)
Л.Н. Черняк держит в руках именно эту коробку – г. Казань 2017, 15-ое сентября.
В сопроводительных текстовых файлах (см. таблицу ниже) объясняю происхождение этих
коробок и упаковок – с примечаниями – «родные» они (от самого владельца) или
добавленные мною или кем-то при известных обстоятельствах. Прилагаю образец: перед
нами – «описательная характеристика состояния исследуемого материала» (магнитных
лент).
Перечень элементов единицы хранения
элементы
происхождение
примечание
плёнка
оригинальная
поступившая
ракорд начальный
добавленный
приклеил Л. Черняк
ракорд конечный
добавленный
приклеил Л. Черняк
катушка
условно оригинальная
поступившая
коробка
добавленная
добавил Л. Черняк
Чтобы детально понимать, к каким конкретно местам относятся определённые отметки,
для начала необходимо составить подробнейшую текстовую расшифровку звукового
файла и вносить в неё условные обозначения обнаруженных дефектов и особенностей
записи.
Обозначения дефектов*:
а) Повезло! рябь, побитая дорожка.
б) ^^^ записанные щелчки – статические, либо иного происхождения.
в) опохмелимся тембр глуше, эффект отхода плёнки от головки.
г) ни облаков циканье.
д) Харьков заглушающие помехи.
е) -01] разрыв ленты с порядковым номером каждого разрыва.
ё) [дырка] разрыв ленты с потерей информации.
ж) […] – стёртый кусок с потерей информации, но не разрыв ленты.
Обозначения особенностей записи:
а) [пауза] – оператор останавливал процесс записи.
б) батальона изменение скорости записанного звука.
в) (2-3 слова – нрзб) – неразборчивые слова с указанием их количества.
г) Вот счас будет курсив = предполагаемые слова.
* Среди коллекционеров магнитозаписей издавна повелась традиция: утрату полезной информации на плёнке отмечать как дефект.
Но всё-таки кое-кто изредка это называл «дыркой» – что гораздо информативнее и адекватнее. Почти любая фонограмма имеет массу
настоящих/очевидных дефектов в виде замятостей и ряби. Рассудите сами – как можно назвать дефектом то место («дырку»), которое
отсутствует? Почему никому не приходило в голову, что это по меньшей мере – нелепо??? Загадка!..
К сожалению, обо всех тонкостях в одной статье рассказать невозможно, наверняка я
что-то здесь упустил. В рабочем процессе могут возникнуть любые, самые
неправдоподобные «сюрпризы», о которых не подозревает даже самый умудрённый
оцифровщик.
Неприкосновенность к фондам.
И вот что делает научную работу вполне состоятельной, так это соблюдение
неприкосновенности к готовому оцифрованному материалу: никакого искусственного
вмешательства (ретушь, выравнивание кадра, фотокоррекция, реставрация звука и т.п.)!
Любой материал ценен лишь только тем, что его ещё не успели отреставрировать! Я
думаю, что эту позицию даже не стоит особо обосновывать, так как, если очень хорошо
над этим подумать, то это само станет ясным как белый день. Многим кажется, что
отреставрированный материал становится ровным и приятным. Это очень даже понятно и
объяснимо, ибо большинство из нас имеет природное влечение к расслаблению. Но
сейчас перед нами весьма серьёзная историческая ответственность, и компромиссы в
этом случае – чистейшее преступление, которое я приравниваю к подделке документов!!!
Там, где начинается реставрация, там заканчивается научная работа. К великому счастью,
я вовремя с ужасом осознал, чем опасно массовое заражение этим вирусом «улучшения»,
когда на материал накидывались сразу несколько реставраторов с разными вкусами и
видами на исправления! Своими глазами видел, как эти художества возвращались к тому,
кто их породил!.. Наша же задача – скопировать материал именно таким, каковым он
является – ничуть не лучше, но и ничем не хуже. И причём тут чьи-то вкусы, если истина
только ОДНА??!!! Имея древнюю славу несгибаемого борца с реставрацией, могу лишний
раз заверить всех вас, что я действительно являюсь таковым. Как говорят: лучший
контролёр – совесть пассажира. Гениальных реставраторов развелось столько, что уже
дышать трудно… это настоящее бедствие!!! Я много раз снимал свою фамилию – и тому
есть много свидетелей – с тех проектов, в которых были даже незначительные
исправления!
Прицел на будущее.
Надеясь на добрую славу настоящих свершений, хочется вдохновиться на дальнейшие
академические исследования при поддержке моих коллег, которым небезразлична
судьба архивной работы. Сколько раз я слышал от единомышленников, что мне нечем
заняться, что на эту возню уходит много времени, что такая дотошность никому не
пригодится. И всё же я решился кинуться в этот омут, прекрасно понимая, что опять
услышу упрёки в связи с «потерянным временем» на всякий вздор. Тогда кто мне ответит,
зачем мужики ходят на рыбалку? Отвечу сам: чтобы водочки попить, а улов им интересен
в последнюю очередь, уж поверьте! Их же за это особо никто не укоряет? – почти никто!
Даже, наоборот, многие завидуют и поддерживают. Не хотите Вы знать, сколько склеек на
этой плёнке – не знайте на доброе здоровье! Другим, например, это будет интересно.
Хочется Вам хорошего звука – отключите правый канал (обратку) – и наслаждайтесь в
полное Ваше удовольствие! Захотелось Вам вдруг понять, какая песня в это время идёт с
обратной стороны – всегда пожалуйста: выключаем левый канал, и «откатываем» правый
всё к Вашим услугам! И многое другое. Ещё в 90-ых годах мой ныне покойный наставник
и высоцковед первой волны – Ю.Л. Тырин проговаривал о необходимости цифровать
плёнку целиком. В принципе, я тогда был с ним согласен, но технически не совсем готов к
исполнению. И, возможно, решающее напутствие мне было сказано совсем недавно по
этому поводу моим давним коллегой из Ленинграда Владимиром Владимировичем
Чейгиным: «Кроме тебя эту работу никто не сделает!» Учитывая трезвость мышления
моего коллеги, я вновь открыл в себе новые ресурсы для данной работы. И пусть мужики
снова и снова отправляются на рыбалку, а я тем временем буду дальше нести
ответственность за своё дело жизни. И по сему прошу всех заинтересованных дать этой
работе непредвзятую оценку с профессиональной точки зрения! Этот проект совершенно
бесплатный. Главная моя цель – оцифровать по-научному все фонограммы с участием
Высоцкого, сохранившиеся до наших дней.
Почему Высоцкий пел о горизонтах, которые всё-таки стОит раздвигать? – да
потому что в этом есть азарт к совершенству, войдя в который, всё же рекомендуется
«тормозить на скользких поворотах» – то есть, принимать оптимальные решения, а не с
горячей головы – не нарушая научности/целостности. Но в этой работе крайне необходим
фанатизм, скажу это без малейшего преувеличения. А если этим заниматься без
фанатизма – то тогда давно уже всё это оцифровано и распространено наспех, без
оглядки на дотошность/научность. Как сделано так и сделано, и на этом – как будто бы
точка. Дело теперь за немногим переделать всё с самого начала, по возможности. И не
повторять старых ошибок.
Л.Н. Черняк. 2020 год.